Физическое развитие дошкольников

Физическое развитие дошкольников

Физическое развитие дошкольников должно быть важным объектом внимания для отца с матерью, так как эксперты полагают, что главные психические и физические характеристики человека, заложенные в дошкольном возрасте определят всю его дальнейшую жизнь.

Физическое развитие дошкольников различается с развитием детей меньшего возраста. Приблизительно до 3-х лет малыш растет «как в дрожжах», а с 4-х до 6-ти лет рост и прибавка в весе становятся неравномерными: за 3 года малыш становится выше в среднем на 15 см, а его масса увеличивается всего на 5 кг.

Физическое развитие дошкольников со временем приближает их организм к организму взрослых. Однако при этом необходимо не забывать, то что они все ещё остаются детьми, и свойства детского организма (строение определенных органов и систем, быстрая утомляемость) никак не дают возможность им выдерживать большие нагрузки.

Очень важно следить за правильной осанкой ребенка, так как происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата и еще не закреплены естественные изгибы позвоночника.

Профилактике плоскостопия необходимо уделить особое внимание, у ребенка достаточно слабые мышцы и связки, а хрящевая ткань еще не до конца окостенела, возможна деформация стопы при чрезмерных нагрузках на нижние конечности.

Мышечная система дошкольников различается с мышечной системой взрослых: детки быстрее утомляются, однако утомляемость и проходит быстрее, нежели у взрослых. По этой причине детям в данном возрасте противопоказаны одинаковые долговременные нагрузки: если вы занимаетесь с чадом спортом, необходимо регулярно чередовать упражнения для различных групп мышц.

Скорая утомляемость дошкольников связана и с особенностями становления сердечно-сосудистой системы. У дошкольников больше относительный объем крови в килограмм массы, нежели у старших, сосуды обширнее, путь перемещения крови по сосудам короче, а скорость кровообращения — выше. Сердечко малыша легко возбуждается при изменившейся нагрузке, тяжело к ней адаптируется и быстро утомляется.

Центральная нервная система. У детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому они непоседливы и подвижны.

Физическое развитие дошкольников, его основные особенности необходимо принимать во внимание при планировании рациона и физических нагрузок детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте у детишек высокий обмен веществ, по этой причине немаловажно предоставить дошкольнику разнообразное, полезное и рациональное питание. Кроме того необходимо следить за тем, чтобы дошкольник как можно больше был на свежем воздухе.

В дошкольном возрасте ребенку необходима умеренная физическая нагрузка. Главное — подобрать оптимальный уровень нагрузки: она никак не должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой. Я ранее рассказывала, что из-за физиологических специфик ребенок быстро утомляется, но при этом быстро восстанавливается. По этой причине оптимальный вариант — кратковременные нагрузки, перемежаемые частыми перерывами.

Многие родители отдают детей в разные спортивные кружки и секции, водят в бассейн. Это прекрасный выход из ситуации, однако немаловажно правильно выбрать тип спорта: типы спорта, сопряженные с большими нагрузками, дошкольникам противопоказаны. Помимо занятий в кружках и секциях можно заниматься с детьми дома. Однако при этом необходимо придерживаться несколько важных правил.

Заниматься необходимо в хорошо проветренном помещении, подходящая температура — 20-22°C. Лучше всего заниматься каждый день в одно и то же время. Приступать необходимо с наиболее легких упражнений, со временем их усложняя. Необходимо чередовать упражнения для различных групп мышц. Весьма немаловажно не давить на малыша, не ругать его, в случае если у него что-то никак не выходит. При плохом самочувствии необходимо прервать занятия, пока не наступит улучшение.

www.maam.ru

Физическое развитие дошкольников

Вашему ребенку исполнилось 5 лет, и вы стали задумываться о его дальнейшем физическом воспитании? Тогда вам не лишне будет узнать об особенностях физического развития дошкольников.

Физическое развитие опорно-двигательного аппарата дошкольника

В этом возрасте у малышей активно развивается опорно-двигательный аппарат. Естественные изгибы позвоночника еще не укрепились. Поэтому важно следить за детской осанкой, чтобы потом не лечить сколиозы.

Хрящевая ткань еще не окостенела. Мягкие косточки не выдерживают большой нагрузки. Особенно это касается ног. Мышцы, связки, хрящи – все это еще достаточно слабое, поэтому возможны травмы, например, деформация стопы.

Важно проводить профилактику плоскостопия.

Еще одна особенность физического развития дошкольников – быстрая утомляемость. Мышцы устают быстрее, чем у взрослых, но и быстрее восстанавливаются. Отсюда вывод – нагрузки у детей должны быть кратковременными, на разные группы мышц.

Физическое развитие ребенка – сердечно-сосудистая система и ЦНС

Детское сердечко легко-возбудимое и тяжело приспосабливается к физической нагрузке. Связано это с тем, что у малышей выше скорость кровообращения, крови больше, сосуды шире. Более интенсивная работа сердечно-сосудистой системы и приводит к высокой утомляемости.

В ЦНС ребенка состояние возбуждения превалирует над состоянием торможения. Дети активны и неусидчивы, их внимание рассредоточено, а так как их движения еще недостаточно скоординированы, то простое действие вовлекает в работу гораздо большее количество мышц, чем этого требуется. Отсюда лишняя нагрузка.

Физическое развитие дошкольников и полезные нагрузки

Для гармоничного физического развития ребенка дошкольного возраста важно учитывать и то, что у ребенка обмен веществ проходит быстрее, чем у взрослого. Много внимания нужно уделять правильному питанию и пребыванию на свежем воздухе.

Что до физической нагрузки – она должна быть умеренной. Большая нагрузка – плохо, маленькая – тоже плохо. Ищите золотую середину. Лучший выбор – короткие нагрузки и частые перерывы. Безусловно, спортивные секции для ребенка это очень хорошо.

Однако если вы ошибетесь с выбором, не рассчитаете нагрузки для вашего ребенка – вы можете основательно подорвать ему здоровье. Кроме того заниматься физическим развитием дошкольников важно и дома.

Желательно делать это в хорошо проветренном помещении в одно и то же время, равномерно чередуя нагрузки.

Вспомните советское: «Здоровье в порядке! Спасибо зарядке!»

Поделитесь с друзьями!

Материал www.happy-giraffe.ru

Предварительный просмотр:

«Физическое развитие дошкольников в режиме дня»

Физическое воспитание детей дошкольного возраста приобрело особую значимость связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.

В процессе физического воспитания дошкольника следует создавать такие условия, в которых его физические возможности раскроются полностью. Этому способствует индивидуальный подход к детям, который предполагает учет состояния здоровья, уровня двигательной активности, половой дифференциации, возрастных особенностей и др.

Основными задачами физического развития в группах раннего возраста являются:

  1. создание условий, побуждающих детей к двигательной активности;
  2. содействие развитию основных движений;
  3. активизация эмоционально положительного отношения к игре;
  4. развитие у детей радости от совместного общения в играх.

Физическое развитие направлено также на повышение адаптационных возможностей детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

В раннем дошкольном возрасте двигательный опыт детей чрезвычайно мал. Мышцы туловища и конечностей находятся еще на самой ранней стадии развития. Нуждается в укреплении и устойчивость равновесия, необходимая при выполнении большинства движений.

В этот период ребенок учится многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него развивается активная речь. Поэтому он особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.

Задачей педагога является создание эмоционального комфорта для детей, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью.

Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младший дошкольников в детском саду является основной для решения всех воспитательных задач, в том числе физического развития. В этом поможет четко спланированная работа – режим.

Ребенку первых лет жизни интересны все предметы, попадающие в поле его зрения, и действия взрослого с ними. Он во всем хочет походить на взрослых, поэтому демонстрируемые ими действия малыш старается выполнять точно так же, с интересом и желанием включаясь в выполнение режимных процессов.

Заботясь в первую очередь о здоровье детей, воспитатель должен четко проводить режимные процессы.

В работе с детьми первых лет жизни используются принципы постепенности, когда к какому-либо режимному процессу воспитатель привлекает небольшую группу малышей. В этом случае взрослый видит каждого ребенка и может уделить ему максимум внимания. Подгруппы формирует, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, уровень сформированности умений.

Не одно достижение ребенка не следует оставлять без внимания, нужно обязательно похвалить малыша.

Следует объяснить детям значимость того или иного режимного процесса, тогда малыши будут активно включаться в его выполнение.

Каждый режимный процесс – это определенный ритуал, цепочка необходимых действий. Многократные, каждодневные повторения одних и тех же действий в строго определенном порядке помогают малышу запомнить последовательность их выполнения, вырабатывают динамический стереотип, который со временем позволит ребенку выполнять эти действия автоматически.

Физическое развитие дошкольника в режиме дня может быть самостоятельным и организованным.

Организованная физическая деятельность включает в себя: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после сна, игры, закаливание, игры на прогулке.

Во II группе раннего возраста общеразвивающие упражнения используются мало, в основном строятся на подвижных играх.

По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Это отображение жизни взрослых или животных.

Проведение подвижных сопряжено с большим эмоциональным подъемом , радостью, весельем, ощущением свободы.

Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, способствует закреплению к совершенствованию движений ребенка.

Физкультурное занятие состоит из 3-х частей вводной, основной, заключительной. Задача вводной части – повысить эмоциональный настрой детей, их активность и внимание, подготовить организм ребенка к занятию.

В ходе основной части дети учатся новым движениям или закрепляют уже имеющиеся. Занятия заканчиваются подвижной игрой, в которой предусматривается закрепление 1-2 основных движений. Физические занятия проводятся 2 раза в неделю.

С детьми старше 1 года 6 месяцев ежедневно проводятся подвижные игры и двигательные упражнения индивидуально или подгруппой по 6-8 человек (длительность подвижной игры 3-4 минуты) . Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ («Пойдем в гости к мишке»)

В течение дня с целью поднятия настроения и физического развития воспитатель организует игру – развлечение (длительностью 3-4 минуты) , когда дети под музыку или его пение выполняет разнообразные действия, свободно передвигаются по игровой площадке, ловят мыльные пузыри, солнечных зайчиков, «летящих» на ниточке бабочек и т.д.

На прогулке также следует организовывать подвижные игры (в начале прогулки и в конце) . Можно предлагать перебежки от предмета к предмету, незатейливые игры с мячом, игровые упражнения («Перешагни через палочку», «Попрыгай как зайка») .

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека. Одностороннее развитие губительно для личности и нередко граничит с психологической или физической болезнью.

Многочисленные исследования доказывают, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде мускульного панциря на теле (М. Александер, В. Райх, М. Фельденкрайз и др.) , поэтому для реализации задач гармоничного развития важно понять, как действует наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно.

Используемая литература:

  1. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет/ Авт-сост. Э. А. Степаненкова. – М.: Мозайка – Синтез, 2013 – 144 с.
  2. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка – Синтез, 2010. – 144 с.
  3. Группа кратковременного пребывания: Для детей раннего возраста/Под ред. Т. М. Бабуновой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.-112с.-(Ранний возраст) .
  4. Е. А. Синкевич, Т. В. Большева. Физкультура для малышей. Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: «Детство - пресс», 2002. – 43с.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр - Реферат , страница 1

Тема Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I. Теоретические основы изучаемой проблемы

I.1 Физическое развитие детей дошкольного возраста…………………………6

I.2 Роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников……………14

Глава II Глава 2. Педагогические условия физического развития дошкольников средствами подвижных игр

II.1 Содержание работы по физическому развитию детей в ДОУ посредством подвижных игр…20

II.2 Методические основы использования подвижных игр в физическом развитии дошкольников………………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………….36

Список литературы……………………………………………………………38

Введение

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

К сожалению, в нашей стране, как было отмечено на первой Российской Ассамблее, посвященной проблемам здоровья населения, наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков.

Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Не в полной мере воспитатели уделяют внимания подвижным играм в режиме дня ДОУ, направленных на физическое развитие детей. Хотя время подвижные игры имеют значительный потенциал для физического развития детей дошкольного возраста, они являются весьма привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта дошкольников, формирования культуры движений, образования эстетического вкуса, комплексного развития физических качеств ребенка. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.

Перед дошкольными учреждениями стоят важные задачи развития двигательной активности и оздоровления детей, но для решения указанных задач в практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников – игры.

Цель исследования: изучить возможности подвижных игр в физическом развитии дошкольников

Объект исследования: физическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

Предмет исследования: подвижная игра как средство физического развития дошкольников в ДОУ

С учетом цели и предмета исследования были определены задачи исследования:

  1. Представить теоретические основы проблемы физического развития дошкольников.

  2. Описать роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников

  3. Проанализировать опыт работы ДОУ по физическому развитию дошкольников.

  4. Описать методики использования подвижных игр в физическом развитии дошкольников.

Глава I. Теоретические основы изучаемой проблемы

I.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в него включают и физические качества (быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость) (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева) .

Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.

Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.

В процессе физического развития осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

По мнению Кенеман А. В., важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств .

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) , формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического развития в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В своей работе Дегтярева И. П. говорит о том, что первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность) . Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие .

Поскольку целью физического развития является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического развития детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое развитие достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического развития.

Абдульманова Л. В., определяет физические упражнения, как основное специфическое средство физического развития оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях .

Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического развития. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Правильное физическое развитие детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Ни в какой другой период жизни физическое развитие не связано так тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. .

Кистякова М. Ю. выделяет следующие условия и факторы успешной организации физического развития детей :

1. Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей.

2. Формулировать задачи физического развития на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей.

3. Организовать физическое развитие в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.

4. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей.

5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.

6. Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Таким образом, физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

В процессе физического развития детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Объективность оценки физического развития во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувст-вительных к внешним воздействиям периодов.

Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развитии дви-гательных навыков и физических качеств.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Читать далее works.doklad.ru

Предварительный просмотр:

«Физическое развитие дошкольников в контексте ФГОС»консультация для молодых педагогов ДОУ

Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ;- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ;- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников остается приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. За многие годы коллективом ДОУ выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО.

Организованная образовательная деятельность по физическому развитиюявляется основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год, по три занятия в каждой возрастной группе. При планировании ООД необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные возможности, но и уровень двигательной активности каждого ребенка.

Утренняя гимнастикаявляетсяодним из важных компонентов двигательного режима. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе (при благоприятных климатических условиях) или в помещении. Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики. Например:- комплекс музыкально-ритмических упражнений;

- утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки;

- комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа;

- преодоление полосы препятствий

Комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель.

Физкультминуткаявляется обязательной частью ООД. Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов.

Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести физкультминутку. Это общеразвивающие упражнения - упражнения для рук, наклоны, приседания, прыжки, подскоки, ходьба, с текстовым сопровождением, или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением.

Двигательная разминка или динамическая паузапроводится во времябольшого перерыва между занятиями. Обычно она состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин. для активного движения и1-2 мин. для упражнений на расслабление.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.

Очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

  • дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
  • развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
  • воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально-волевых качеств.

Подвижные игры.

В старших возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая новая подвижная игра повторяется в течение месяца 4-5 раз, в зависимости от ее сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ней.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса детей к подвижным играм целесообразно усложнять их содержание, правила и задания.

В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений. В старших возрастных группах все большее место начинают занимать игры с правилами, в которых результат зависит от четкого выполнения правил, а также от взаимодействия играющих. Рекомендуются игры, где дети делятся на команды (по 6-8 человек) . Это несложные игры-эстафеты, в них дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.

Во время проведения подвижных игр нужно создавать радостную и непринужденную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и желания детей принимать в них участие. Этому может помочь, например, подбор интересного сюжета игры.

Упражнения в основных видах движений.

Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.

Бег и ходьба.

Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. Можно предложить детям медленный бег по пересеченной местности на 300-400 метров, быстрый бег на 10 метров с ходу (2-4 раза с перерывами) , бег со средней скоростью на 100-200 метров. Детям объясняются преимущества умения бегать со средней и низкой скоростью (можно пробежать большое расстояние, можно бежать долго и не устать) , показывается на конкретном примере, что тот, кто бежал слишком быстро, не смог добежать до места назначения.

Кроме того, используется бег трусцой (пробежки с запрещением обгона ведущего) . На начальном этапе обучения бегу трусцой детям предлагается быстрая ходьба, постепенно переходящая в бег.

В старшей и подготовительной группах целесообразно использовать бег с препятствиями, например, бег с перешагиванием через 5-6 реек, бег из круга в круг, бег широким шагом с наступанием на бревно и т.д. Необходимо широко использовать разнообразные упражнения в условиях естественной местности (в бегание на горку, сбегание с нее, пробегание по поваленному дереву и спрыгивание с него и т.д.) .

Упражнения в беге следует организовывать так, чтобы создавалась передышка между пробежками. Воспитатель должен постепенно увеличивать физическую нагрузку, контролируя ее в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Прыжки.

На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. На площадке должны быть созданы все необходимые условия для использования разных видов прыжков. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать:

  • серии прыжков на двух ногах на месте с постепенным увеличением их количества от 25 до 40 прыжков с повторами 2-4 раза и с изменением положений ног (ноги скрестно — ноги врозь, одна нога вперед — другая назад, попеременно на правой и левой ноге, с поворотом и т.д.) ;
  • многообразные прыжковые упражнения — спрыгивание с пенька в обруч, запрыгивание на невысокие препятствия (скамейку, санки, снежный холм) , перепрыгивание через предметы;
  • прыжки в длину с места и с разбега;
  • прыжки в высоту с разбега;
  • прыжки через короткую скакалку разными способами;
  • прыжки через длинную скакалку (неподвижную, качающуюся, вращающуюся) .

Метание, бросание и ловля мяча.

Наряду с упражнениями в беге и прыжках должны широко использоваться упражнения в метании, бросании и ловле мяча, с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис) . В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом (резиновым и теннисным) : прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча вверх и ловля его, отбивание и ведение мяча, удары о стенку, закатывание мяча в обруч с помощью дощечки, перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений, метание в цель и на дальность. В подготовительной к школе группе детям на прогулке дается большее количество упражнений в бросании и ловле мяча (более 60 упражнений в течение года) , так как в этот период идет интенсивная подготовка к овладению элементами игры в баскетбол.

Упражнения на полосе препятствий.

С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений (в определенной последовательности и с постепенным усложнением) на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: гимнастические скамейки, бревна, «козлы», дуги, наклонные бумы, щиты для метания, стойки с веревочкой и др.

Выполнение упражнений на полосе препятствий не должно вызывать особых затруднений у детей, так как они предварительно осваивают их на физкультурных занятиях. При организации упражнений на полосе препятствий важно учитывать уровень ДА дошкольников.

Детям с высоким и средним уровнями ДА предлагается более высокая физическая нагрузка по сравнению с малоподвижными детьми. Продолжительность упражнений на полосе препятствий для этих детей должна составлять не более 10 минут.

Спортивные упражнения.

Во время пребывания детей на групповом участке или на спортивной площадке следует отводить значительное место спортивным упражнениям. Спортивные упражнения способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Они планируются по-разному в зависимости от времени года: зимой — это катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом — езда на велосипеде и катание на самокате.

Зарядка после дневного снапозволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут.После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляются пробежки по массажным дорожкам (дорожки здоровья) .

Самостоятельная двигательная деятельностьдетей организуется взрослым в разное время дня: утром до завтрака, в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды: выделить достаточное для активного движения пространство, иметь достаточно разнообразные физкультурные пособия (для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды, чередования активной и спокойной деятельности детей) .

Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит общее укрепление здоровья:развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.

Она тесно связана с физической культурой, из которойвыбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса.

Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т.д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т.д.) , необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.

Психогимнастика показана как детям с нарушениями характера, так и детям с нормой развития с целью психофизической разрядки. Она может использоваться воспитателями в повседневной работе с детьми, не требует специальной подготовки, при проведении психогимнастики не используются атрибуты.Элементы психогимнастики В ДОУ применяются при проведении ООД(помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость и снять усталость) , накоррекционных занятиях с логопедом и психологом, в ходе свободной деятельности детей, или какспециальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека,

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика помогает развивать у ребёнка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление.

Профилактическая гимнастика. (картотека) .

Массаж и самомассаж.

Массаж – система приёмов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы, тканевой жидкости.

Самомассаж – способ саморегуляции организма, один из приёмов регулирования кровотока. Детей учат выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от периферии к центру (картотека) .

Миогимнастика.

Это упражнения для мышц лица. Состоит из 3-4 упражнений. Повторяется по 3-4 раза. Рекомендуются комплексы, составленные А. А. Уманской, М. Ю. Картушиной (картотека) .

Гимнастика для глаз.

Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренажёрам В. Базарного и некоторых движениях глазными яблоками и веками (по методу йогов) . Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости) (картотека) .

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких, удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища.

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям, страдающим заболеванием органов дыхания, помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков (по Б. Толкачёву) . В детском саду со старшими дошкольниками можно частично использовать методику парадоксального дыхания А. Н. Стрельниковой (в игровой форме) , задержку дыхания (по К. П. Бутейко) и некоторые дыхательные упражнения йогов. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации (картотека) .

Фонопедические упражнения.

Фонопедические упражнения основаны на методе звукового дыхания М. Л. Лазарева и фонопедическом методе развития голоса В. А. Емельянова, которые направлены на укрепление и лечение голосового и дыхательного аппарата. Голосовые игры способствуют также обогащению тембра голоса ребёнка.

Закаливание является важнейшей частью физического воспитания дошкольников. В системе работы ДОУзакаливание нужно рассматривать как сознательное применение системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Принципы закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, личностноориентированный подход.

Виды закаливания:- ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;

- водные процедуры:умывание,мытьё рук прохладной водой, полоскание рта после каждого приёма пищи и после сна прохладной водой или водой комнатной температуры

- воздушные ванны и ходьба по «дорожкам здоровья» после сна;- ходьба босиком.

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Физическое развитие дошкольников в доу

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

    Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас...

  • Методы физического развития дошкольников

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Воспитание и развитие дошкольников

    Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...

  • Значение игры в развитии дошкольника

    Роль игр в жизни дошкольников На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к п...

  • Технологии физического развития дошкольников

    Физкультурно-оздоровительные методы и инновационные технологии по физическому воспитанию в дошкольном учреждении «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». Ж. Ж. Руссо Оздоровлен...

  • Развитие ловкости у дошкольников

    Физкультурное занятие в старшей группе. Развитие у дошкольников ловкости, воспитание интереса к физическим упражнениям План-конспект физкультурного занятия традиционного характера для детей старш...

  • Средства физического воспитания дошкольников

    Подвижная игра — средство физического воспитания дошкольников Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества. Как добиваться, чтобы ребенок...

  • Задачи физического развития дошкольников по фгос

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Глазырина л д физическая культура дошкольникам

    Парциальные программы и технологии по физическому воспитанию Парциальные программы и технологии по физическому воспитанию. Программа «Физическая культура – дошкольникам». (Автор: Л. Д. Глазырина)...