Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды.

Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно

Слайд3

Цель — создание эффективных условий для возникновения и развертывания полноценной самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей старшего дошкольного возраста. При создании развивающей среды поставили задачи.

- Способствовать проявлению инициативы и творчества в разных видах деятельности.

- Совершенствовать умение организовывать и завершать собственную деятельность.

- Воспитывать желание вступать в контакт со сверстниками для достижения общей цели

Задачи приобретают особое значение в связи с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, так как новые нормативные документы ориентируют педагогов дошкольного образования на решение программных образовательных задач не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и самостоятельной деятельности дошкольников.

Слайд 4

В методических рекомендациях к написанию ООП ДО указано, что самостоятельная деятельность детей

свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

Предметно-развивающая среда в нашей группе организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, по ролевому принципу, уровню развития детей. .

Слайд 5, 6, 7 ф

Предоставление ребенку свободы, большого "поля" для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно - развивающей среды, помогает в полной мере реализовать задачи личностно - ориентированного взаимодействия

Слайд8

ФГТ рекомендует при создании развивающей среды соответствовать основным принципам

полифункциональности среды: предметно - пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности детей и самостоятельной активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной

Руководствуясь ФГТ в группе постарались удобно разместить оборудование и материалы в соответствии с линиями развития. Для организации коллективной и индивидуальной деятельности приобрели ширмы, открытые легкие стеллажи, модули. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как:

разделители пространств

емкости для хранения атрибутов

. Слайд9, 10, 11 (фото)

Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Предметно-пространственная среда в группе организована так, Слайд 12, 13, 14, 15, 16

что материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, находятся в поле зрения ребенка, доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

Детей приучаем все материалы складывать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку.

Слайд 17

Для удовлетворения потребностей ребенка разместили объекты деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка.

Информация, заложенная в предметно-развивающей среде побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность и самостоятельность

Новая форма работы организация НОД "задел на будущее" позволяет детям на основе полученных знаний, и заранее спланированной педагогом развивающей среды самостоятельно прийти к цели, используя метод проб и ошибок

Слайды 18, 19

Так после ознакомления с "с солнечной системой" в образовательной области "познание" дети самостоятельно выкладывают макет планет из предметов заменителей. Дискутируют какой предмет подходит по цвету, размеру на какой дорожке находится та или иная планета.

Слайд 20, 21

Получив знания о ПДД и дорожных знаках, дети самостоятельно закрепляют ПДД, используя макет улицы, играют в домино "Дорожные знаки"

Слайд 22.23, 24, 25, 26, 27

После проведения НОД "Спички не игрушка" детям была поставлена проблема. Где будет жить кошка Мурка после того, как у нее сгорел домик и опять дети находят решение проблемы в самостоятельной деятельности: строят, клеят, рисуют, приходят к результату

Слайд 28

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является ее организованность, умение организовать сверстников в совместную деятельность например в игру Самостоятельность проявляется в приглашении товарища, в сообщении ему замысла, во внесении предложений, советов. В процессе игры инициатива детей направляется на то, чтобы действовать по- своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива.

Слайд29, 30.31, 32, 33

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активизирует действия, учит общению, яркому выражению своих чувств.

В группе подобраны фотографии по сюжетно - ролевым играм, ширмы, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, разнообразные предметы - заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый материал приходит на помощь по ходу игры ввиду недостающего атрибута

Слайд 34ф

В старшем возрасте возрастает роль книги как источника новых знаний. Приучаем детей самостоятельно выбирать книгу, правильно пользоваться ею.

Слайд 35, 36

Для этого в познавательном уголке размещены знаки символы - указатели.

1 Как правильно пользоваться книгой. Что разрешается, что запрещается.

2 символы указатели колобок- сказки, ёлочка -природоведческая литература, глобус или знак опроса- познавательная, книги, принесённые из дома - домик и т. д. Что позволяет детям самостоятельно ориентироваться в разнообразии художественной литературы.

Слайд 37

В группе размещены разнообразные схемы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей.Например, для самостоятельных дидактических игр и игр с правилами для детей создана модель "Как играть? " Подойти - подумать-пригласить пару - играют вместе - положить на полочку.

Слайд38, 39

В художественно - эстетическом направлении самостоятельность выражается в продуктивных видах деятельности, где формируются независимость ребенка от взрослого, стремление реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели. Для этого в центре размещены различные технологические карты "Как лепить? "Как рисовать?

Слайд 40, 41, 42, 43, 44

В опытно -исследовательской деятельности для самостоятельного экспериментирования, проведения наблюдений за свойствами предметов и материалов используем карты фиксации результатов После сравнения сравнения, анализа, дети самостоятельно заполняют карты фиксации.

Слайд 45

Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей способствует развитию самостоятельности. Когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, она эмоционально насыщена и психологически комфортна.

Развивающая среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости, креативности, где в конечном итоге формируется полноценная личность с высокой самооценкой и самоуважением. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.

www.maam.ru

Проект «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе одевания»

1. Актуальность проблемы

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности, без самостоятельности личность не становится полноценной.

Долгое время основным критерием самостоятельности считали отсутствие у ребенка ориентации на помощь и поддержку взрослого. Высказывания «Я сам», и автономность в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки сложившейся или складывающейся самостоятельности. Однако наблюдения показывают, что абсолютно надежными признаками самостоятельности эти данные не являются.

Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать неопрятность в своей одежде, обращаться к взрослому и с его помощью приводить себя в порядок.

Существует немало эффективных приемов вовлечения малышей в труд по самообслуживанию. Так, положительный пример товарища, если он одобрен взрослым, вызывает у ребенка желание подражать. Интерес к самообслуживанию возникает у детей и тогда, когда педагог с помощью игровых приемов, игрушек, настольного кукольного театра вводит элементы игры, драматизации (куклу одевают, раздевают, укладывают спать и пр.) . Игры в «спектакли» воспитатели могут придумывать сами, используя факты из жизни детей.

Формировать у малышей самостоятельность в процессе одевания, раздевания следует постепенно. Вначале педагог учит детей отдельным действиям, подробно показывая и объясняя, как их нужно выполнять. Важно при этом, чтобы объяснения и показ чередовались с аналогичными действиями самого малыша. Такой подобный характер обучения обусловлен тем, что двухлетний ребенок не способен одновременно усвоить и само действие, и способ его выполнения, и его место в ряду других действий. К тому же незнакомые малышу приемы могут вызвать у него боязнь, неуверенность в своих силах. Если ребенок не может сразу следовать образцу, воспитатель повторно демонстрирует нужное действие, либо оказывает непосредственную помощь. По мере овладения детьми навыками самообслуживания педагог переходит от показа к словесным объяснениям, напоминаниям правил выполнения того или иного процесса, а также конкретных действий и их последовательности. Это способствует закреплению навыков.

Труд ребенка по самообслуживанию должен завершаться наглядным результатом. Увидеть этот результат ему помогает взрослый. Например, педагог обращает внимание детей на то, что их товарищ постарался, приложил усилия и надел свитер сам. Воспитатель в любых случаях выражает одобрение по поводу проявления малышами активности, самостоятельности, оценивая не столько качество труда, сколько старания ребенка.

Под особый контроль педагог берет детей робких, неактивных, а также тех, кто часто проявляет упрямство или слишком непоседлив, подвижен. В каждом конкретном случае он использует специфические приемы. Робкого ребенка следует похвалить за старание — это вызовет у него желание сделать самостоятельно что-то еще. Если малыш упрямится и не хочет снимать ботинки (надевать рубашку и пр., не надо укорять ребенка — лучше переключить его внимание на другой объект. Так с помощью разнообразных приемов создается положительно-эмоциональная атмосфера, которая вызывает у детей интерес к самостоятельным действиям, стремление выполнять их.

2. Анализ ситуации в группе

На сегодняшний день ситуация по данной проблеме:

70% детей совсем не одеваются самостоятельно

20 % детей начинают одеваться

10% детей самостоятельно одеваются, только просят о помощи привести их в порядок.

Становление caмостоятельности (и что даже важнее - потребности быть самостоятельным) связано с отделением ребенка от матери, умением обходиться без ее неизменной поддержки и постоянного присутствия. До некоторых пор ребенок зависит от матери и нуждается в ней, но наступает момент отделения, и малыш начинает опираться на себя и поддерживать себя сам.

Стихийное поведение ребенка не имеет ничего общего с его самостоятельностью, за которой всегда стоит взрослый. Ребенок растет, и воздействие взрослых на него становится все менее явным. Постепенно на основе формирования норм поведения и привычек формируется подлинная самостоятельность.

Ее уровень повышается по мере увеличения возможностей ребенка выполнять сложные физические и умственные действия. Умение одеться без помощи оценивается как проявление самостоятельности у трехлетнего малыша. Самостоятельность не развивается без первого подчинения требованиям взрослых и одновременного развития собственной инициативы ребенка. Чем лучше ваш ребенок осмыслил и освоил правила поведения, тем шире его возможности для самостоятельного их применения в новых условиях.

Формирование самостоятельности - сложный процесс. Недостаточно добиваться, чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения, научились самостоятельно одеваться, оказывать помощь друг другу. Необходимо еще сформировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными сведениями и умениями.

Данный возраст - период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие.

3. Цели и задачи проекта:

Цель: формировать самостоятельностьу детей младшего дошкольного возраста в процессе одевания.

Задачи:

1. Повышение профессионального уровня в вопросах формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

2. Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности у детей в процессе одевания.

3. Совершенствование развивающей среды с целью создания условия для развития самостоятельности.

4. Дать элементарные представления о последовательности одевания, учить пользоваться алгоритмом одевания.

5. Развивать у детей стремление к самостоятельности одевания и раздевания;

4. Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит увеличить количество детей, которые одеваются самостоятельно на 100% (27 детей, количество детей, которым необходима помощь взрослого на 74% (20 детей). Сократить количество детей, которые совсем не одеваются самостоятельно на 90% (24 детей) .

Сроки реализации: 1 учебный год.

5. Программа проекта

I этап - Повышение профессионального уровня в вопросах формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

II этап - Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности у детей в процессе одевания.

III этап - Совершенствование развивающей среды с целью создания условия для развития самостоятельности.

IV этап - Активизация работы с детьми о последовательности одевания, учить пользоваться алгоритмом одевания.

Vэтап – диагностика (в конце учебного года). Подведение итогов реализации проекта.

www.maam.ru

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики, что перевело ее в разряд междисциплинарных. Несмотря на, казалось бы, значительное число психолого-педагогических исследований различных аспектов развития детей-сирот, до сих пор крайне недостаточно теоретических и практических разработок в области психологической подготовки сирот к самостоятельной жизни, а существующие технологии не находят должного распространения в педагогической практике. Помещение детей, оставшихся без попечения родителей, в специальные учреждения остается в нашей стране наиболее распространенной формой их жизнеустройства.

Вместе с тем, в многочисленных научных трудах установлена прямая зависимость между своеобразием воспитательно-образовательной среды интерната и проявлениями у детей симптомов так называемых «психологической депривации». Таким образом, модель детского дома (интерната) научно признана неадекватной потребностям развития ребенка.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса жизни в реабилитационном центре.

Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее природа (Г. А. Балл, П. И. Пидкасистый, А. Г. Хрипкова) ; структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю. Н. Дмитриева, Г. Н. Година, Т. Г. Гуськова) ; этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника (З. В. Елисеева, Н. С. Кривова, А. А. Люблинская, К. П. Кузовкова) ; взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т. И. Горбатенко, Д. В. Ольшанский, Н. А. Цыркун) .

Многочисленные исследования советских педагогов и психологов, посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка:

1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого.

2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия. Поэтому то, что оценивалось как проявление самостоятельности у двух-трехлетних детей (умение аккуратно есть, одеваться без помощи взрослого) уже недостаточно для характеристики того же качества у старших детей.

3. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени:

1. Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь) .

2. Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.

3. На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет способность ребёнка к анализу и самоанализу действий и отношений в совместных делах, умение соотносить свои возможности участия с возможностями товарища. Наличие у детей всех этих показателей позволяет им быстро самоутвердиться в общей деятельности, найти своё место и применить разумно свои способности. Совместная деятельность со сверстниками и соответствующее руководство этим процессом со стороны взрослого являются важными условиями развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.

Самостоятельность формируется как нравственно-волевое качество. В старшем дошкольном возрасте, она связана с воспитанием у детей способности, управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности. Она предполагает умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников, учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам). Задача родителей — придать поведению дошкольников нравственный характер и направленность.

Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.

Развитие самостоятельности в самообслуживании преследует цель закрепить и довести до известного автоматизма приобретенные навыки. Умение самостоятельно следить за внешним видом — важная обязанность дошкольника. Свидетельством успешного развития самостоятельности старших дошкольников в самообслуживании является качество выполнения процессов самообслуживания, достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой, приводить себя в порядок (почистить одежду, пришить пуговицу, умение заметить непорядок во внешнем виде сверстника, указать на него, помочь его устранить. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.

Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Для Вас, родители!

Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот. Полагая, что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных для него дел, тем самым мешая ему развиваться. Мы даже не подозреваем, что наши дети способны на большее.

Важно вовремя понять, что ребенок не так беспомощен, как нам кажется, и дать ему возможность освоить новые и интересные виды деятельности. Пусть поможет вам вымыть овощи, полить цветы, вытереть пыль в своей комнате. Дайте ему почувствовать себя взрослым, и очень скоро он войдет во вкус и многое будет делать сам. Все родители хотят, чтобы ребенок поскорее приобрел хотя бы минимальный набор навыков ухода за собой. Научился самостоятельно умываться, одеваться, кушать, наводить порядок в комнате и так далее. С этих самых «мелочей» как раз и начинается воспитание самостоятельности, столь необходимой во взрослой жизни, а так же чувства ответственности.

Но бывает и по-другому. У 3-летнего Коли очень заботливая мама. Каждый день она его умывает, одевает, полагая, что он еще очень маленький, чтобы самостоятельно помыть руки или почистить зубки, надеть трусики или снять ботинки. А во время обеда он настойчиво протягивает маме ложку, чтобы она его покормила. Даже играть Коле скучно одному, когда мама занята на кухне. И вот тянет ее за подол, пока она, наконец, не бросит свое занятие и не построит ему башню из конструктора или не нарисует что-нибудь в альбоме. На прогулке мама заботливо носит за сыном его ведерки, лопатки и машинки, которые он взял из дома. Разве можно нагружать ребенка, ведь он такой маленький! Вряд ли 3-летний ребенок способен оценить такое самопожертвование. Стараясь защитить сына от всяких трудностей, мама приучает его к беззаботной жизни. А ведь все наши привычки из раннего детства формируют характер и воздействуют на будущее. Поэтому, если Колина мама вовремя не изменит свой подход к воспитанию, скорее всего, он вырастет безответственным, эгоистичным и зависимым от родителей человеком.

Другое дело – Колина ровесница Оля. Она всегда занята: ведь ей надо покормить рыбок, убрать игрушки, одеть куклу на прогулку. А в магазине Оля сама дает деньги продавцу и выбирает любимый сок. Дома они вместе с мамой лепят пельмени, а потом Оля помогает накрыть на стол и раскладывает приборы. Недавно мама даже поручила девочке нарезать овощи. Как радовалась малышка, когда ей вручили маленький ножик и дали столь ответственное задание! Она так старалась, а мама смотрела, чтобы дочка не порезалась. Еще Оля любит поливать цветы. У нее даже есть своя маленькая леечка. Она набирает в нее воду и старательно увлажняет почву для своей любимой герани. Сначала девочка увлекалась и наливала слишком много водички, но сейчас уже знает, сколько будет в самый раз.

Нетрудно предположить, кто из ребят вырастет более самостоятельным, ответственным, независимым человеком и легко справится с любыми трудностями, не будет сдаваться при первой же неудаче. Поэтому не ограничивайте малыша в стремлении что-то сделать самому, так ему будет лучше! Чтобы обучить ребенка самостоятельности, не надо изобретать каких-то сложных методов. Жизнь сама предоставляет массу возможностей и ситуаций. Надо просто присмотреться и чаще привлекать его к своим взрослым заботам. Если ребенок, например, заинтересовался тем, как вы вытираете пыль или моете полы, не стоит отстранять его, полагая, что это не его обязанность. Дайте ему в руки чистую, влажную тряпочку. Пусть попробует. Для него это в первую очередь развлечение. Важно, чтобы задачи, предлагаемые малышу, были посильными и безопасными для здоровья. Только не ждите от ребенка идеально выполненной работы. Поругав кроху за неловкость, можно надолго отбить у него желание помогать. Главное – участие! Помогая маме, ребенок получит хороший урок и положит еще одно умение в копилку своего жизненного опыта.

Стремление к самостоятельным действиям проявляется у детей очень рано. Малышу только исполнился год, а он уже сам пытается овладеть ложкой. В 3 года ребенок может самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, натянуть колготки. В этом возрасте он способен поддерживать порядок в своей комнате и оказывать небольшую помощь по дому. Если ему доверяют такие важные взрослые заботы, малыш переполняется гордостью и сознанием собственной значимости. Как правило, на 3-м году жизни он то и дело заявляет маме: «Я сам! » В это время стремление к самостоятельности проявляется особенно четко. Важно не упустить этот момент и помочь ребенку освоить желанное занятие. А если что-то не получается, не спешите делать все за него. Пусть попробует ещё разок. Лиха беда начало!

Почаще хвалите ребенка – это мощное средство в родительском арсенале воспитания. Не скупитесь на добрые слова. Это помогает закрепить нужное поведение. Однако хвалить тоже надо с умом. Старайтесь избегать пустых, надуманных поощрений, иначе ваши слова просто обесценятся. Похвала обязательно должна быть адресной. То есть, если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать ему не просто, что он хороший, а скорее так: Я очень довольна тем, как ты сегодня сделал то-то и то-то». Причем поощрять надо сразу же, не откладывая приятные слова в долгий ящик, иначе вкус победы не будет таким сладким.

Правила обучения самостоятельности

• Основное правило обучения самостоятельности: не надо делать за ребенка то, что он способен выполнить сам.

• Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно торопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать и подгонять ребенка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки.

• Атмосфера, в которой вы занимаетесь с малышом, должна быть доброжелательной. Вместо того, чтобы ругать ребенка за невыполненное поручение, объясните ему, к чему может привести безответственность, что есть определенные правила. Не покормил рыбок – значит, они голодные и могут даже умереть, не полил цветочки – они завянут. При этом всегда давайте малышу возможность реабилитироваться.

• Любое обучение лучше всего проходит в игре. Например, можно посоревноваться, кто быстрее застегнет все пуговицы или зашнурует ботинки. А можно потренироваться на игрушках и помочь помыть руки любимой кукле.

• Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Если вы, например, скажите своему малышу: «Посмотри, какая Катя молодец, сама обувает сандалики! А ты ничего сам не умеешь», это скорее вызовет у него неприязнь к Кате, чем желание овладеть навыком. Сравнивать можно только с его собственными достижениями.

• Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому, если действия малыша сопровождать словами: «Я знаю, у тебя получится, ты справишься», ребенок будет настроен на успех.

• Всегда обращайте внимание на то, что у крохи получается. Потому что, если малыша постоянно одергивать и поправлять, у него возникнет ощущение собственной слабости и беспомощности. Не преувеличивайте ошибки. Ведь ошибаясь, дети учатся.

• Поскольку маленькие дети частенько забывают о поручениях, надо вовремя напомнить о них. Можно использовать специальные напоминали. Например, повесить на дверях картинку с цветочком и лейкой. Это обязательно наведет малыша на мысль о том, что пора полить цветы.

• Решающее значение в обучении самостоятельности играет личный пример.

www.maam.ru

Конец терпенью моемy,

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!

А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?

Родители делятся опытом

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?»

Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям средней группы:

- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Право выбора.

При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?

Даже маленький ребёнок должен иметь право выбора. , но выбор нужно предоставить в так называемой « рамке». « Что будешь пить : воду или сок?» ; « Ты уберёшь игрушки сейчас или после прогулки?».Такие вопросы ставят рамки. Вопрос не стоит « Будем убирать игрушки или нет», игрушки убирать будем, но когда выбирает сам ребёнок.Поступки и последствия.Вы можете сказать: « Ну хорошо, пускай ребёнок выбирает, но что если он выберет какую-нибудь ерунду?» Вопрос конечно правомерный. Если какие-то действия ведут к риску для здоровья, то родителям надо сказать твёрдое « Нет». Важнее другое: чтобы ребёнок осознавал, что у каждого поступка есть последствия.

Ситуация:Дочка пытается ходить в маминых туфлях: это смотрится забавно, но не совсем удобно. Малыш пытается есть суп с помощью соломинки для сока- оказывается это долго и утомительно.

Мудрые родители никогда не воскликнут: « Перестань заниматься глупостями!» Ведь это просто ценный урок. А заодно ребёнок учится не ошибаться.

Научившись убирать за собой после еды, Ваня принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».

Вопрос:

Какие действия нужно предпринять взрослым?

Ситуация:

Мама дала Маше шесть ложек, чтобы она разложила их на одном из столов. Но Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены , а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.

Вопрос:

Как должна поступить мама в этой ситуации?

Стихи детей. Совместная деятельность с детьми (ребенок + родитель) : умывание рук, уборка игрушек.

А теперь наши дети хотят сами продемонстрировать свою самостоятельность.

Стихотворение «Что взяла, клади на место»

(З. Александрова)

Что взяла, клади на место! Только девочка мала:

Материал nsportal.ru

Фартук – друг он нам помог

И никто здесь не промок.

2 блок занятий с воздухом:« Воздух- невидимка. Можем ли мы увидеть воздух?»

  • удивительный воздушный шарик: есть ли воздух в пакете?
  • опускаем камни и пемзу в воду, появляются пузыри– это воздух;
  • соломинку опускаем в воду и дуем;
  • бутылку приставляем к губам и дуем.

3 блок занятий с песком:«Песок и глина - наши помощники»

Песок сыпучий, а глина нет. Песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.

Релаксация.

Можно предложить детям поиграть с песком: « Возьмите горсть песка и сильно сожмите его в кулачке, сделайте вдох; удерживайте песок в руке и задерживайте дыхание. Затем медленно высыпайте песок в стаканчик и делайте медленный выдох. Стряхните песок с пальцев, расслабляя кисти рук».

Чтоб расширить рамки можно организовать работу с родителями: провести консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», изготовить папку-передвижку «Опыты на кухне рядом с мамой»

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно должен участвовать в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

Можно сделать вывод, что экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Список литературы:

1. Ашикова С. Г., Ашиков В. И. Программа и руководство по воспитанию дошкольников. М .2000.

2. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

4. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом- природа»

5. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности //Дошкольное воспитание, 2007г.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Опытно-экспериментальная работа велась на базе детского сада № 341 г. Волгограда, с детьми старшего дошкольного возраста (15 детей группа «А», 15 детей группа «Б»)

Цель экспериментальной работы заключалась в апробации условий использования проектной деятельности в формировании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель эксперимента – выявить уровень самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

В первой серии эксперимента для выявления уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста была использована проектная деятельность «Волшебные цветы» (Чусовлянкина Е. Т.)

Цель: выявление уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста при создании цветов из бумаги для оформления выставки.

Материал: цветная бумага, клей, цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение произведений В. Катаева «Цветик-семицветик», Х. К. Андерсена «Волшебные цветы Иды», изобразительная деятельность «Волшебные цветы».

Проведение обследования: предлагаем ребенку из предложенных материалов создать волшебный цветок. При затруднениях ребёнка просим вспомнить ранее изученные картинки, показываем, что можно нарисовать или как клеить цветы.

Критерии оценки

1. принятие и понимание задания;

2. умение работать самостоятельно;

3. отношение к результату.

Низкий - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно, по образцу задание не выполняет, безразличное отношение к заданию.

Средний - принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи, с энтузиастов принимается выполнять задание, со временем теряет интерес

Высокий - принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу, эмоционально положительно реагирует при выполнении задания, радуется полученному результату.

В итоге были выявлены следующие результаты:

13% (группа 1) и 40 % (группа 2) – высокий уровень самостоятельности,

53% (группа 1) и 47 % (группа 2) – средний уровень самостоятельности,

34% (группа 1) и 13 % (группа 2) – низкий уровень самостоятельности.

Для наглядности нами была составлена диаграмма по результатам диагностического исследования (Диаграмма 1) .

Диаграмма 1

Дети, показавшие высокий уровень развития внимательно выслушивают задания, вспоминают ранее прочитанное произведения, и просмотренные картины, описывая внешний вид, цвет предмета. Рассматривая материал, предложенный нами, самостоятельно определяет цвет, каким будет его цветок, использует в действии аппликацию с элементами вырезывания, наклеивания, цветы имеют сложную форму, разнообразный цвет.

Задают вопросы: А куда мы повесим цветок? А моя мама/папа увидят? Это говорит о заинтересованности ребенка в своей деятельности, ребенку важно, что его труд увидят и другие члены семьи.

После изготовления, просит пойти вместе и сам размещает цветок на панно в раздевалке, просит, что бы мы подписали.

Дети, показавшие средний уровень развития внимательно выслушивают задание, начинают приступать к работе, долго не могут определиться, начинают задавать вопросы «А можно нарисовать или клеить? », как бы ждут подсказку со стороны взрослого, продолжительное время перебирают разложенный на столе материал. Цветовое решение не многообразно, если это цветные карандаши, то присутствуют 3 -4 цвета, если аппликация, то 1-2 цвета, хотя детям дается задание изготовить волшебный цветок, который исход я их просмотренных иллюстраций и прослушанных произведений отличаются своими необычными формами многообразием цвета.

В процессе выполнения задания, спрашивают совета взрослого или просят помочь. Отвлекаются на других играющих детей. После выполнения не проявляют заинтересованность, отдают поделку взрослому, просят разрешения пойти поиграть с детьми.

Низкий уровень развития показали дети, которые негативно отнеслись к выполнению задания со словами: «Я не хочу, можно мне поиграть». Задание выполняли без инициативы, быстро. Предпочли использовать наиболее легкий вариант – это рисование 1-3 цветными карандашами.

В процессе всей деятельности спрашивали правильно или нет, спрашивали: «А если я буду рисовать синим, мой цветок будет волшебным? » и. т. д. Не дорисовав цветок, отдавали взрослому, при вопросе: «Почему не дорисовал? », отвечал: «Так пойдёт мне больше не охота».

Педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Следующим этапом нашего исследования явился формирующий эксперимент. Полученные результаты констатирующего эксперимента подтвердили, что формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если созданы педагогические условия проектной деятельности.

Цель экспериментальной работы: формирование самостоятельности через различные виды проектной деятельности.

В основу разработки содержания плана работы взяты ведущие дидактические принципы,

• принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей;

• принцип воспитания каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• принцип непрерывного развития каждого ребенка;

• принцип тематизма;

Ссылка на источник nsportal.ru

самостоятельности у детей преддошкольного возраста в ДОУ».

Кондратюк Любовь, студентка 53 группы ПК № 8.

Руководитель работы – преподаватель педагогики Ядловская Г. А.

Актуальностьвыбранной нами темы на наш взгляд заключается в том, что ранний и дошкольный возраст являются сензитивными периодами для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое сопровождение развития самостоятельности со стороны взрослых (особенно родителей) приводит к тяжелым кризисным явлениям. Типичной ошибкой родителей является, лишение ребенка возможности проявлять посильную самостоятельность.

Воспитателю часто приходится сталкиваться с таким стилем отношений родителей и детей как гиперопека. Наше исследование связано с изучением проблемы формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста. Самостоятельность развивается в разных видах деятельности в том числе и в трудовой деятельности ребенка. Проблемой изучения самостоятельности занимались многие ученые: Р. С. Буре, Г. Н. Година, Ш. А. Амонашвили, С. Л. Рубенштейн, В. С. Мухина, Л. С. Выготский, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. А. Ростовецкая, А. Н. Леонтьев и многие другие.

Самостоятельность – это важнейшее личностное качество, способность обходиться без посторонней помощи в различных видах деятельности.

Изучив различные литературные источники, рассматривающие вопросы развития самостоятельности у детей, мы предположили, что самостоятельность у младших дошкольников возможно сформировать при соблюдении следующих условий:

  1. Систематической организации в группе раннего возраста элементарной трудовой деятельности детей в доступной им форме.
  2. При установлении единства педагогических требований к ребенку со стороны воспитателей и родителей.

Свое исследование мы проводили в первой младшей группе ГДОУ № 73 Фрунзенского района. Списочный состав исследуемой группы составляет 18 человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков. Группа была сформирована в сентябре 2008 года, но некоторые дети (5 человек) пришли в сентябре 2009 года, и адаптация к детскому саду у них проходила в сентябре – октябре.

В нашей группе созданы благоприятные условия для организации элементарной трудовой деятельности и формирования самостоятельности детей. В группе имеется множество пособий для развития мелкой моторики детей (шнуровки, застежки, вкладыши) . Также есть алгоритмы одевания – раздевания, мытья рук, подборка потешек и песенок. Во время проведения режимных моментов мы стараемся создать в группе спокойную обстановку, используем разные игровые приемы, которые позволяют превратить неинтересную для детей работу в увлекательное занятие.

В октябре 2009 года нами было проведено исследование уровня развития самостоятельности и уровня развития самообслуживания детей нашей группы.

Для определения уровня развития навыков самостоятельности мы использовали метод целенаправленного наблюдения в процессе самообслуживания детей, в ходе которого фиксировали внимание на следующих параметрах:

- способность поставить и удерживать цель предстоящей деятельности;

- способность выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи;

- способность достигать положительного результата;

- умение проявлять инициативу в трудовой деятельности;

- стремление к самостоятельности и активности.

Оценивая качество навыков одевания-раздевания, приема пищи, умывания, уборки одежды и игрушек мы опирались на требования Программы воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. Васильевой. – М., 2005.

Обработка полученных данных показала, что на высоком уровне развития самостоятельности в октябре 2009г находились 3 ребенка группы, что составило 17 %. Для этих детей было характерно то, что они были способны поставить цель предстоящей деятельности, удерживать ее, выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи и достигать положительного результата. Данные дети проявляли активность и инициативу в трудовой деятельности и стремились к самостоятельности.

На среднем уровне находились 4 ребенка группы, что составило 22%. В целом они способны были выполнить задание без посторонней помощи, однако не всегда достигали положительного результата, активность и инициативу не проявляли.

На низком уровне находились 11 детей группы, что составило 61%. Для данной группы детей было характерно то, что не все дети могли выполнить задание без посторонней помощи, не стремились достичь положительного результата, были пассивны и не самостоятельны.

Анализируя навыки самообслуживания конкретных детей, мы увидели, что высокий уровень развития навыков был характерен для 17% детей группы. Эти дети умели самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, складывать одежду, убирать игрушки, принимать пищу, не обращаясь за помощью к воспитателю.

Средний уровень составил 33% от числа детей всей группы. Эти дети умели самостоятельно одеваться, раздеваться, принимать пищу, умываться, но испытывали затруднения с навыками причесывания и складывания одежды. Иногда детям данной группы требовалась помощь со стороны воспитателя.

Низкий уровень развития навыков самообслуживания был характерен для 50 % детей группы. У этих детей хорошо был развит навык приема пищи, удовлетворительно был сформирован навык раздевания и умывания, но дети практически ничего не могли сделать без помощи воспитателя и чаще других обращались за помощью.

Осмысление данных результатов позволило нам наметить следующие задачи для формирующей части нашего исследования:

  1. Формировать способность ставить и удерживать цель предстоящей деятельности;

- способность достигать положительного результата;

- умение проявлять инициативу в трудовой деятельности

2. Продолжать формировать:

- способность выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи;

- стремление к самостоятельности и активности.

3. Особое внимание обратить на формирование навыков причесывания и складывания одежды.

4. Закреплять у детей навыки одевания-раздевания, умывания, уборки игрушек и приема пищи.

С целью выполнения поставленных задач нами была разработана программа педагогического сопровождения развития самостоятельности у детей первой младшей группы ГДОУ №73 Фрунзенского района, в которую мы включили следующие приемы и формы работы:

- Показ способа действия.

Читать далее nsportal.ru

«Формирование самостоятельности у детей»

(консультация для родителей 2 младшей группы ) .

Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей.

Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий.

1.В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей.В 2,2 - 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого) . Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. (Пример: культурно- гигиенические навыки) . Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:

- слушать взрослого;

- выполнять простые просьбы, поручения;

- умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами;

поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует что-либо от ребёнка, помните, что ему не так легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами (но не всегда) , переносит требования в разные ситуации.

• Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические интересы.

• Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может подменить на свою (соответствует возрасту) . Пример: родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он прорисовал траву, дождик.

• Выполнение действий ребёнка в определённых видах деятельности (пример: умение слушать рассказ, познавать что-либо новое, культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит:

- от личной заинтересованности;

- от умений, которые сформировались при помощи взрослых; -от умений взрослого заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов, методов поощрения, похвалы.• Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формированиясамостоятельности, управлением действий.

В подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу.Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами конструкторами, разборными игрушками.При этом обратите внимание, как ребёнок относится к трудностям, если у него что-то не получается:

- быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью (нужно разобраться в чём дело) ребёнок по возрасту утомляем, либо плохо себя чувствует, возможно ему трудна эта деятельность и требуется не раз ребёнку показать и обучить в определённой деятельности; знания, которые даются могут быть не по возрасту; у ребёнка отсутствует упорство, настойчивость а это важное качество при обучении; - ребёнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребёнок возможно стремится быть самостоятельным, но виду малых знаний, навыков ему трудна деятельность, учите словесно ребёнка обращаться за вашей помощью) ;

• Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания.

Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами.

2.В познавательной сферепри помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и поведение - правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют наблюдательности, усидчивости.

Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем.

Помните, по программным задачам, в воспитании и обучении под редакцией Васильевой, у детей 2 младшей группы занятия длятся до 10 минут (когда ребёнок проявляет особый интерес к какой-то деятельности, то можно исходить от его желания) .

Первые 5 минут ребёнок может быть более внимательным. Последующие 7-8 минут ребёнок начинает отвлекаться, он не может длительно сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать совместные занятия, позвольте ребёнку переключить внимание.

Дайте ему расслабиться, снять напряжение на 2 - 3 минуты на подвижные действия. Это может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков) . Затем ребёнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, игры. Ребёнок 3 - 4 лет особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали.

3.Речь как регулятор поведения

В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия.

Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.

4.Воспитывайте культурно-гигиенические навыки

• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки.

• Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным, аккуратным.

Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в определённое место.

• Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.

«Помнитефилософскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

Всё в ваших руках уважаемые родители!

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

    Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании 1. Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно вос-питываться с раннего в...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование личности в дошкольном возрасте

    Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достат...

  • Виды труда детей дошкольного возраста

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Логическое мышление у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Диагностика игры детей дошкольного возраста

    Диагностика детей дошкольного возраста с РДА Эмоциональное общение со взрослым. Задание 1. «Дай ручку! » Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Методика об...

  • Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть) Взаимодействие с родителями воспитанников Для родителей подготовила родит...

  • Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...

  • Динамика развития детей дошкольного возраста

    Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в цен...

  • Психолого педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написа...

  • Психолого педагогические особенности детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества ме...