Формы работы по математическому развитию дошкольников

Проект по математическому развитию дошкольников «Круг, квадрат и треугольник— подружись с ними, дошкольник»

Номинация проекта - «Дошкольный возраст».

Вид проекта: долгосрочный, фронтальный.

Участники проекта: подгруппа детей средней группы, воспитатель группы, родители.

Актуальность проекта:

Дети среднего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.

Как то во второй половине дня мы сидели с детьми на веранде, мы играли в игру «Назови предмет», дети называли предметы, которые их окружают. Игра продолжалась, и тут во время игры Дарья задала мне вопрос «А почему солнце круглое? Потому что оно похоже на круг? » Я, немного подумав, ответила: «Что все предметы, которые нас окружают, похоже на какую-то геометрическую фигуру, но что бы знать на какую, надо узнать какие геометрические фигуры бывают, как они называются, и как они выглядят. » Я задала вопрос детям «А хотели бы, вы ребята, познакомиться с геометрическими фигурами? » На что они ответили, что они бы хотели узнать, какие геометрические фигуры бывают.

В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.

Цель проекта:

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.

Наш проект «Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними, дошкольник» направлен на решение следующих задач:

Воспитательные:

• Воспитывать у детей умение работать самостоятельно;

• Формировать навыки самоконтроля.

Развивающие:

• Развивать у детей внимание, память, глазомер.

• Развивать у детей моторику рук, логическое мышление.

Образовательные:

• Закрепить названия геометрических фигур, их некоторые свойства;

• Учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме;

• Учить соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

• Активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме: «Геометрические фигуры».

Объект исследования – процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.

Нами была выдвинута гипотеза, которую в процессе практической деятельности мы попробуем подтвердить или опровергнуть.

Гипотеза: Процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; развивающая среда; работа с родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение уровня знаний о геометрических фигурах, умение отличать геометрические фигуры. Формировать умение классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме. Формировать умения соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

Новизна проекта:

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных дидактических, подвижных игр, математических сказок направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.

Описание проекта

Этапы реализации проекта:

1 этап – аналитический.

Задачи этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста о геометрических фигурах.

2 этап - организационный.

Задачи этапа : составление плана работы воспитателя с детьми по формированию представлений о геометрических фигурах через проведение исследовательской деятельности.

3 этап - практическая деятельность.

Задачи этапа: формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста, через проведение исследовательской деятельности.

4 этап – итоговый.

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога.

Формы работы по реализации проекта:

• дидактические упражнения и игры;

• рисование;

• аппликация;

• подвижные игры, направленные на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур;

• художественная литература.

1. Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Цель. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4-6 лет.

Ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно нужно подготовить карточки с изображением геометрических фигур.

- Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат в окно. Положи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

-Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги, красные круги.

-Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.

-Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

-Покажи маленькие круги (квадраты, треугольники) .

2. Игра «Сосчитай, сколько каких геометрических фигур»

Цель. Развитие памяти, воображения, мышления.

Воспитатель раздает детям карточки с нарисованным человеком и спрашивает:

-Сколько кругов, треугольников, квадратов и прямоугольников в человеке?

Воспитатель просит нарисовать машину, дом используя геометрические фигуры.

3. «Я вижу то, что не видишь»

Цель. Развитие мышления, внимания.

Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находящийся в групповой комнате, и говорит остальным детям, которые сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы видите, и оно круглое». Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра повторяется несколько раз.

4. «Угадай форму предмета»

Цель. Развитие памяти, воображения, восприятия формы предмета.

Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы, 2 счетные палочки: короткая и длинная (например, оранжевого и светло-зеленого цвета). Ребенок ощупывает предмет, называя его. Остальные дети проверяют правильность задания.

Воспитатель поощряет тех детей, которые выделяют и называют несколько признаков, например: тонкий, круглый. На такие ответы он обращает внимание всех остальных детей.

5. «Разместим (нарисуем) флажки»

Цель. Размещение флажков, имеющих квадратную, треугольную и прямоугольную формы. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления и воображения.

Правила и игровые действия. Играют индивидуально следующим образом: на листе картона в верхней его части горизонтально вычерчены (контуры) образцы геометрических фигур, а с лева вертикально даны образцы штриховки (или цвета, расположенные в порядке уменьшения их величины. Отдельно сделаны флажки из картона различные величины, но форма и штриховка (цвет) такие же. Ребенок должен нарисовать (разместить) флажки, успевая одновременно учитывать три условия: форму, отображенную в образцах фигур, штриховку, показанную слева, и постепенное уменьшение размеров флажков.

В игре принимают участие две команды. По сигналу воспитателя, каждый участник ставит один или несколько флажков. Побеждает та команда, которая первая правильно расположит флажки в соответствии с образцами.

6. «Какой фигуры не стало? »

Цель. Развитие внимания.

Воспитатель выбирает четыре плоские фигуры (круглую, прямоугольную, треугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбираются разного цвета, разной величины.

7. «Найди свой домик»

Цель. Развитие представлений детей о геометрических фигурах.

Ход. Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.

«В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель, - в этом-все квадраты, а этом- все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.

11. Геометрическая сказка. «Как круг и треугольник с квадратом подружились».

12. Аппликация «Животные» из геометрических фигур. (Домашняя работа детей и родителей для выставки) .

13. Показ ММ- презентации на тему: «Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами».

Выводы:

В результате проведенной работы с детьми, цель, поставленная ранее, была достигнута.

Дети стали классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; формировать умения соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

Родители оценили значение формирования представлений о геометрических фигурах, и заинтересовались в сотрудничестве с детским садом по данному вопросу.

Преобразовалась картотека игр дидактических и подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.

Список литературы:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М. : Просвещение, 1984.

2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2004.

3. Бартковский А., Лыкова И. Цветная геометрия. -- М., 1998.

4. Белошистая А. В. Обучение математики в ДОУ: Методическое пособие. - М. : Айрис-Пресс, 2005. - 320 с.

5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2000. - 416 с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. Васильевой Г. И. - М. : Просвещение, 1987. - 192 с.

www.maam.ru

Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ

Г Б О У Д П О П К (С)

Кафедра дошкольного и начального образования

Курсовая работа

Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ.

Выполнила:

Воспитатель Сонина Л. В. –

МБДОУ «Лямбирский датский сад №3

комбинированного вида»

Саранск, 2013

Содержание.

Ведение…. 3

1. Формирование и умение способности познавать.

1.1. Сенсорное воспитание – основа всестороннего развития ребенка… .4

1.2. Роль математической игры, как метод обучения и развития математических представлений…. 6

2. Практический аспект… .7

Организация работы с детьми по математическому развитию с использованием новых технологий.

2.1. Формы, методы и приемы в работе с детьми по математическому развитию… .8

2.2. Модель занятия «Волшебные превращения»… 10

2.3. Взаимодействие с семьей по формированию развития детского интеллекта… .14

Заключение…. 15

Список использованных источников… 16

Приложение… .17

Введение.

В ДОУ сегодня происходят большие перемены. Это связано с принятием ФГТ документа, который определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость, чтобы обеспечить каждому ребенку стартовые возможности для обучения в школе. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность с сохранением и укреплением здоровья.

Новый документ ставит в основу индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства, и где сохраняется сама природа дошкольника. Основной результат - развитие личности ребенка через разные виды деятельности.

Воспитатель должен уметь:

- Интегрировать образовательные области;

- Отбирать наиболее результативные формы детской деятельности для решения конкретных задач;

- Педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Поэтому задачи педагога такие:

- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированными;

- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути в т. ч. средства её достижения;

- Помогать ребенку сформировать умение, оценивать себя.

Возьмем образовательную область «Познание» ФЭМП - организацию работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с использованием новых технологий .

1.1.

Математика-это царица наук. И сейчас, когда развивается наука и техника, всеобщая компьютеризация - возрастает роль математической подготовки подрастающего поколения.

Дети должны хорошо усвоить такие математические представления и понятия как:

-счет, число, измерение, величина;

-геометрические фигуры, пространственные отношения.

Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – развивать личность ребенка, его умственные, духовные и физические способности.

Основой всестороннего развития ребенка – является сенсорное воспитание, оно означает развитие сенсорных процессов (0ощущений, восприятий, представлений, направлено на то, чтобы научить детей младшего дошкольного возраста точно, полно и конкретно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. д.

Вхождение детей и мир математических представлений начинается с раннего и дошкольного возраста. В мир математики дети вступают в младшем дошкольном возрасте. Они называют предметы, определяют их форму, цвет, сравнивают по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами и их свойствами, овладевают моделирующей деятельностью. Фундаментом математики являются множества и операции с ними.

Психолого-педагогические исследования последних лет и опыт лучших практиков подтверждают возможность высокого уровня математического развития дошкольников. Известны основные свойства математических способностей человека:

-умение обобщать;

-гибкость мыслительных процессов;

-переход от прямого к обратному ходу мыслей.

Данные качества являются частью общего умственного развития, а эффективность развития ребенка в целом обеспечивается усвоением системы знаний. Математические знания, как никакие другие отражают закономерности окружающего мира, определяют пространственные формы и количественные отношения. Становится очевидным, что учить надо не только для того, чтобы ребенок знал и умел, но и для того, чтобы он мог использовать эти знания и умения в процессе познания окружающего мира. В результате выполнения практических действий у него накапливается логико-математический опыт ребенок способен анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, строить простые логические высказывания.

Усвоение нового материала легче всего происходит через игру. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности: ребенок развивается, проявляет творческую активность.

1.2.

Обучающие игры в системе формирования элементарных математических представлений имеют свои особенности. Каждая игра представляет собой набор задач, которые решает ребенок.

-Задачи даются в различной форме в виде модели рисунка, т. е. разные способы передачи информации;

-В задачах использован принцип народных игр от простого к сложному ;

-В задачах все объясняется, и формируются только исполнительские черты в ребенке.

Необходимо объяснять ребенку способ и порядок решения задач, чтобы развивать тем самым логическое мышление.

Обучающие игры по математическому развитию могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Играя в эти игры с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Использование этих игр позволяет созданию своеобразного микроклимата для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, умение находить ошибки и исправлять их, способность предвидеть результаты своих действий.

Каждая игра представляет возможность подумать над тем, какие новые задания добавить. И этой возможностью надо широко пользоваться, привлекая малышей. В некоторых играх такая вариативность заданий уже предусмотрена и работа над ними будет более успешной, что содействует развитию творческих способностей.

2.

К сожалению, проблема формирования и развития математических способностей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Анализируя знания детей и их умения, в том числе и умения, применять эти знания в мыслительной деятельности, я пришла к такому выводу, что необходимо ввести новые приемы и формы работы, новые технологии для усвоения материала по развитию элементарных математических представлений.

2.1

В своей работе я использую различные обучающие и развивающие игры, так как считаю, что они развивают у детей умственные способности, формируют знания и умения, развивают логическое мышление и творческую активность детей. Это такие игры как: «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Геометрическое лото», «Танграмм», «Блоки Дьенеша», игры на конструктивное мышление. Например: «Сложи квадрат», (круг) из частей, «Собери букет», «Составь фигуру», «Цветное лото», «Цепочки» и др.

Наряду с традиционными методами (наглядным, словесным) в своей я использую современные образовательные технологии:

- метод Монтессори;

- элементы ТРИЗ.

Прежде всего, это осуществляется на занятиях и закрепляется в разных видах детской деятельности. Все занятия проходят в игровой форме, т. к. в процессе игр лучше закрепляются количественные отношения (больше, меньше и т. д., умение различать и называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.

Особое внимание уделаю формированию умению группировать предметы по одному, двум или трем признакам. Игры направлены на развитие логического мышления, а так же на развитие речи: использую потешки, считалки, загадки, занимательные задачи. Игровые познавательные задачи решаю с помощью наглядных средств и пособий.

Анализ работы показал, что использование обучающих и развивающих игр в системе формирования элементарных математических представлений положительно влияет на развитие математических способностей, позволяет добиваться хороших результатов по усвоению материала. В этом можно убедиться, выполнив диагностику по ФЭМП.

Работа по использованию обучающих игр проводится с детьми вне занятий, в свободной деятельности.

В группе создана полноценно развивающая среда, которая оказывает влияние на развитее математических способностей. Имеется математический уголок, который эстетически оформлен, находиться в доступном месте для детей. Также иметься разнообразный дидактический материал: «Веселый счет», «Бабушка – смекалушка», «Волшебная семерка», «Интересное число 6» и др.

Для успешного усвоения нового материала по ФЭМП мною были разработаны конспекты занятий новые игры-головоломки материал Монтессори. Применяя все это на занятиях и в свободной деятельности, я пришла к выводу, что ребенок лучше учится понимать природу, ориентироваться в ней, совершенствует координацию глаз рук ног. В играх ребенок находит свои ошибки и исправляет их.

В качестве примера предлагаю модель занятия по ФЭМП.

2.2

«Волшебные превращения»

Цель:

-Продолжать развивать математические способности детей.

Задачи:

Закрепить число 3 называть соседей числа3.

-Закрепить состав числа 5 из двух меньших.

-Определять геометрические фигуры по цвету размеру форме.

-Развивать логическое мышление творческую активность умственные способности детей.

-Воспитывать доброжелательное отношение желание кому-либо помочь.

Д/материал: цифры от 1 до 6 карточки геометрические фигуры- круги.

Р/ материал: набор геометрических фигур.

Ход занятия.

-Ребята вы любите сказки? (Да) .

А если ваш герой попадает в беду, вы будете ему помогать? (Да).

-Посмотрите, пожалуйста, а что это за короб? Ну-ка посмотрим, что в нем?

-Да это приехала Царевна Лягушка и просит помочь ее расколдовать.Для этого нужно выполнить задания. Поможем ребята Царевне Лягушке?

Задание 1.

-У царя было 3 сына. Какое число я назвала?

-Назовите соседей числа 3.

Назовите предыдущее и последующее число? (Дети называют) .

Задание 2.(Состав числа5) .

-Приказал царь связать свитер. Давайте поможем распределить правильно клубки ниток для свитера.

1) 5 клубков на рукава: 4 синих, а сколько черных?

2) 5 клубков на воротник: 3 зеленых, а сколько красных?

3) 5 клубков для спинки: 2 фиолетовых, а сколько желтых?

4) 5 клубков на переднюю часть: 1 оранжевый, а сколько малиновых?

- Итак, делаем вывод, что число 5 состоит из двух меньших (Все выкладывается на фланелеграфе: 4+1; 3+2; 2+3; 1+4) .

Задание 3

- Царь попросил украсить рушник узором, а у Царевны – Лягушки один элемент узора выпал. Необходимо найти недостающую фигуру и объяснить, почему именно эту?

Задание 4.

Необходимо определить как волшебная стрела помогает Ивану Царевичу (Работа с карточками).

-Скажите, что находится в левом верхнем углу?

-В левом верхнем углу находится кружочек красного цвета.

-А что находится в правом верхнем углу?

-Тоже кружочек такого же размера, но синего цвета.

-В середине стрелка она волшебная, с ее помощью красный кружочек превратился в синий.

-А что находится в левом нижнем углу?

- Здесь находится треугольник красного цвета, но такого, же размера.

-Как вы думаете, волшебная стрелка, в какую фигуру превратит красный треугольник?

- Волшебная стрелка превратит его в синий треугольник.

-Верно молодцы.

-А теперь найдите его и положите. (Дети выполняют задание.) .

Задание5.

Царь дал Ивану Царевичу вот такую головоломку. (схемы) .

а) из11 палочек выложить дом.

б) переложить одну палочку так, чтобы домик смотрел на другую сторону. (Дети выкладывают.)

-Молодцы, все задания выполнили. Царевна –Лягушка превращается в Василису Премудрую. Она очень рада, что ей помогли, дарит детям шкатулку. Шкатулка не простая, волшебная, с сюрпризом: закрыта на два замка. И они откроется, если правильно подобрать ключи. (блоки Дьенеша). а) этот ключ – синий, толстый, квадратный, длинный;

б) этот ключ – желтый, тонкий, треугольный, короткий (Дети подбирают.) Шкатулка открывается; а вот вам и сюрприз «Игра Квадрат Воскобовича».

-Молодцы, ребята, все задания выполнили: расколдовали Царевну Лягушку, помогли ей, были активными, правильно выполнили все задания.

Что дает такое занятие?

У детей развивается логическое мышление, они учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, закрепляют уже имеющиеся знания. На занятии решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, используется разнообразный дидактический материал, взят интересный сюжет сочетаются наглядные, словесные и игровые методы.

Использование дидактического материала и позволяет увидеть работу своих воспитанников. На данном занятии мы не просто развиваем умение считать, определять геометрические фигуры, а учим их логически мыслить развиваем мыслительную деятельность. У детей формируются умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. В процессе математического развития идет постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи.

Детей необходимо учить не только распознавать на чувственном уровне величины предметов, но и правильно отражать свои представления в слове.

2.3

В формировании и развитии детского интеллекта большую роль нужно отнести родителям. Необходима организация обучающих игр с использованием математического материала дома. Взрослые должны заниматься развитием способностей своих ребятишек, как можно раньше, для развития способностей нужна другая методика обучения. В семье намного богаче можно сделать условия для развития малыша, его умственных способностей. Поскольку опыт и знания у детей невелики обучение в основном должно проходить так:

-Сначала с помощью взрослого накапливаются конкретные знания

- Затем обобщаются до простейших правил.

-Малыш с помощью взрослого познает свойства и качества предметов в действиях практическим путем.

Кроме того, родители помогают детям освоить словарь временных обозначений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, название дней, недели и др. Овладение значением этих слов помогает осмыслить длительность и периодичность времени, развивает «чувство времени». Взрослый обязательно должен объяснить ошибки, которые допускает ребенок. Важно, чтобы ребенок все понял. И если родители будут помогать своим малышам в освоении математических представлений, то в школе ему будет легче:

а) быстро достать портфель, открыть его и достать все необходимые вещи;

б) находить нужные страницы учебника;

в) ориентироваться на листе бумаги;

г) уметь рисовать на листе бумаги в клетку;

д) понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними;

е) уметь выражать связно свои мысли, формулировать определения, ставить вопросы.

Заключение

Организация работы с детьми по формированию и развитию математических представлений имеет важное значение в дошкольном образовательном процессе. Обучающие, развивающие игры помогают развивать математические способности, которые относятся к группе, так называемых специальных способностей. Для их проявления и дальнейшего развития требуется усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе, и применять эти знания в мыслительной деятельности. Воплощение в жизнь результатов этой деятельности – один из главных стимулов развития цивилизации сегодняшнего дня.

Использование новых технологий в организации работы с детьми по математическому развитию позволяет мне, как педагогу, добиваться неплохих результатов по усвоению материала, так как все это является приоритетным в системе дошкольного образования, в силу его особой значимости в познавательной деятельности ребенка, приобщение его к активной целенаправленной результативной деятельности.

Все это необходимо для успешного обучения в школе и в дальнейшей жизни. И в заключение для работы с детьми я предлагаю использовать игру «Геометрическое лото» для усвоения материала. Используя принцип парных картинок, можно выучить все: цифры, количественный счет, геометрические фигуры, цвета и их оттенки, и многое другое.

Список использованных источников

1. Федерального Государственное Требование к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ. М. Просвещение 2012.

2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Белошистая А. Занятие по математике: развиваем логическое мышление. // Дошкольное воспитание, 2013 №8.

4. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. СПб., 1998.

5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Москва, Просвещение, 1985.

6. Михайлова З. А. Иоффе Э. Н. Математика от 3 до 6. – СПб., 1995.

7. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М., Просвещение 1990

8. Полякова М., Михайлова З. А. и др. Первые шаги в математику. // Дошкольное воспитание 2004, №12.

9. Полякова М., Брусова В. Воспитывать радость, познания. // Дошкольное воспитание 2004, №12.

10. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Москва, Просвещение, 1996.

11. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – Москва, Просвещение, 1982.

12. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – Москва, М. Просвещение, 1981.

www.maam.ru

Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике

Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычислению, что входит в содержание программы "От рождения до школы" Н. Е. Веракс.

Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и логично рассуждать, продуктивно мыслить. В процессе решения проблемных задач ребенок открывает для себя те законы, правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не получает их в готовом виде, и приобщается к творческому процессу путем открытия нового. Поэтому образование должно устремлять ребенка в перспективу саморазвития, расширения его сознание на основе творческой деятельности.

Нередко подготовка детей к школе сводятся к обучению их счету, письму, чтению. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольного образования должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационно - волевой сферы интеллектуальных и творческих способностей.

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные занятия.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:

Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

КВН.

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения) .

Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)

Игры по взаимообучению.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)

Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

Игры-путешествия.

Сказки.

Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

Игры типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

Игры типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?

Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей. Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности.

Метод системного анализа

Интересная для детей игра с фигурами Дьенеща. 48 геометрических фигур характеризуются четырьмя признаками: форма, цвет, величина, толщина. Игры с фигурами Дьенеща разнообразны и не ограничиваются вариантами. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.

Метод сравнительного анализа

Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами» предшествует формированию одного из важнейших общеобразовательных умений – умение классифицировать объект и развивает логическое мышление дошкольников. Дети учатся классифицировать предметы по 2 и 3 свойствам (цвет, величина, форма, размещать их в 4 и 8 областях, полученных от пересечения 2-х и 3-х кругов.

Метод моделирования и конструирования.

В игре «Палочки Кюизенера» дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счет, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать (6 < 7, 7 > 6, знакомятся с составом числа из единиц, упражняются в уравнивании палочек по сумме. В подготовительной к школе группе дети закрепляют состав числа из 2-х меньших (8 + 1 = 9, учатся складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.

Метод вопросов.

Кроссворды, ребусы, такие задания как «Назови одним словом, а лучше двумя», «Лишнее слово», «Чем похожи и чем отличаются», «Подскажи словечко».

Решение логических задач.

Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки.

Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? Чем 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы? Что общего между лисой и стулом? Почему летит мыльный пузырь? и т. д.

И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное?

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Это игры «Тинграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Дети учатся анализировать способы расположения частей, рассказывать и планировать ход составления. Игры посложнее, это: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино». Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой.

Из всего многообразия головоломок дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. е. дети составляют фигуры из определенного количества палочек, изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают.

Метод экспериментирования и опытов.

Эксперимент «Как вода исчезает». Вода, как известно детям, может впитываться и испаряться. Возьмём разные предметы, например губку, газету, кусок ткани, полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Аккуратно ложкой будем поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? Какие впитывают воду? Какие из них лучше это делают: весь предмет намокает или только то место, куда попала вода? Продолжим эксперимент. Нальём воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту. Границу, до которой налита вода, чем-нибудь отметим, например фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим: что произошло? Какая-то часть воды исчезла. Отметим новую границу, через день проверим уровень воды. Она не могла вытечь, не могла впитаться. Значит она испарилась и «улетела» в воздух в виде маленьких частиц. Эти эксперименты доступны дошкольнику. Их вполне можно использовать для развития у ребёнка интереса к экспериментированию.

Метод проектирования

Главная цель организации проектной деятельности - развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к математике, на основе широкой познавательной активности и любознательности.

Практические виды деятельности доступны ребёнку: сравнение, классификация, преобразование, воссоздание, измерение, комбинирование, моделирование и др.

В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. При таком подходе ребята работают активно и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль и, по необходимости, консультация детей перед их выходом на защиту проекта.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.

Метод проектов может использоваться по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких дней. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее.

Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством и следовательно, органично вписывается в общую воспитательную задачу детского сада.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

-использование непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;

-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников;

-непосредственная образовательная деятельность способствует развитию умения работать самостоятельно;

-в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

-ребята с удовольствием ждут таких игр.

Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. А каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

www.maam.ru

Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников - Страница 11

Страница 11 из 25

Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.

Авторские методики раннего развития сейчас очень популярны. Это и понятно, ведь в раннем возрасте ребенок впитывает все, как губка, схватывая буквально на лету большой объем информации. Игры Никитина и Воскобовича, блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, игры и книги Лены Даниловой и Марии Монтессори, методики обучения чтению Домана-Маниченко, Зайцева и Чаплыгина являются

помощниками в раннем развитии ребенка.

Структурированные и универсальные дидактические пособия: логические блоки Дьениша, цветные палочки Кьюизенера.

Особая роль на современном этапе обучения отводится дидактическим средствам: логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера.Эти дидактические средства используются в разных странах. Отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще не достаточно. Причины этого в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а так же в недостаточном количестве соответствующей методической литературы.

Логические блоки Дьенеша

Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:

- цвету - синие, желтые, красные,

- форме - круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,

- размеру - большие, маленькие,

- толщине - тонкие, толстые.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Число игр с блоками Дьенеша велико. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой-маленький", "толстый-тонкий", "такой же","не такой".

Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам. Игры, где предлагается кодировать - декодировать свойства блоков с помощью специальных символов.

В процессе разнообразных действий с логическими блокамиДьенеша(разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями.

К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или».

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии сначала осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину) , сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.) , несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем (цвету, форме, размеру и толщине) .

Источник otveti-examen.ru

1. Формирование и умение способности познавать.

1.1. Сенсорное воспитание – основа всестороннего развития ребенка… .4

1.2. Роль математической игры, как метод обучения и развития математических представлений…. 6

2. Практический аспект… .7

Организация работы с детьми по математическому развитию с использованием новых технологий.

2.1. Формы, методы и приемы в работе с детьми по математическому развитию… .8

2.2. Модель занятия «Волшебные превращения»… 10

2.3. Взаимодействие с семьей по формированию развития детского интеллекта… .14

Заключение…. 15

Приложение… .17

Введение.

В ДОУ сегодня происходят большие перемены. Это связано с принятием ФГТ документа, который определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость, чтобы обеспечить каждому ребенку стартовые возможности для обучения в школе. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность с сохранением и укреплением здоровья.

Новый документ ставит в основу индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства, и где сохраняется сама природа дошкольника. Основной результат - развитие личности ребенка через разные виды деятельности.

Воспитатель должен уметь:

- Отбирать наиболее результативные формы детской деятельности для решения конкретных задач;

- Педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Поэтому задачи педагога такие:

- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированными;

- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути в т. ч. средства её достижения;

- Помогать ребенку сформировать умение, оценивать себя.

Возьмем образовательную область «Познание» ФЭМП - организацию работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с использованием новых технологий .

1.1.

Математика-это царица наук. И сейчас, когда развивается наука и техника, всеобщая компьютеризация - возрастает роль математической подготовки подрастающего поколения.

Дети должны хорошо усвоить такие математические представления и понятия как:

-счет, число, измерение, величина;

-геометрические фигуры, пространственные отношения.

Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – развивать личность ребенка, его умственные, духовные и физические способности.

Основой всестороннего развития ребенка – является сенсорное воспитание, оно означает развитие сенсорных процессов (0ощущений, восприятий, представлений, направлено на то, чтобы научить детей младшего дошкольного возраста точно, полно и конкретно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. д.

Вхождение детей и мир математических представлений начинается с раннего и дошкольного возраста. В мир математики дети вступают в младшем дошкольном возрасте.

Они называют предметы, определяют их форму, цвет, сравнивают по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами и их свойствами, овладевают моделирующей деятельностью. Фундаментом математики являются множества и операции с ними.

Психолого-педагогические исследования последних лет и опыт лучших практиков подтверждают возможность высокого уровня математического развития дошкольников. Известны основные свойства математических способностей человека:

-умение обобщать;

-гибкость мыслительных процессов;

-переход от прямого к обратному ходу мыслей.

Данные качества являются частью общего умственного развития, а эффективность развития ребенка в целом обеспечивается усвоением системы знаний. Математические знания, как никакие другие отражают закономерности окружающего мира, определяют пространственные формы и количественные отношения.

Становится очевидным, что учить надо не только для того, чтобы ребенок знал и умел, но и для того, чтобы он мог использовать эти знания и умения в процессе познания окружающего мира. В результате выполнения практических действий у него накапливается логико-математический опыт ребенок способен анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, строить простые логические высказывания.

Усвоение нового материала легче всего происходит через игру. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности: ребенок развивается, проявляет творческую активность.

1.2.

Обучающие игры в системе формирования элементарных математических представлений имеют свои особенности. Каждая игра представляет собой набор задач, которые решает ребенок.

-Задачи даются в различной форме в виде модели рисунка, т. е. разные способы передачи информации;

-В задачах использован принцип народных игр от простого к сложному ;

-В задачах все объясняется, и формируются только исполнительские черты в ребенке.

Необходимо объяснять ребенку способ и порядок решения задач, чтобы развивать тем самым логическое мышление.

Обучающие игры по математическому развитию могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Играя в эти игры с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Использование этих игр позволяет созданию своеобразного микроклимата для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, умение находить ошибки и исправлять их, способность предвидеть результаты своих действий.

Каждая игра представляет возможность подумать над тем, какие новые задания добавить. И этой возможностью надо широко пользоваться, привлекая малышей. В некоторых играх такая вариативность заданий уже предусмотрена и работа над ними будет более успешной, что содействует развитию творческих способностей.

2.

К сожалению, проблема формирования и развития математических способностей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Анализируя знания детей и их умения, в том числе и умения, применять эти знания в мыслительной деятельности, я пришла к такому выводу, что необходимо ввести новые приемы и формы работы, новые технологии для усвоения материала по развитию элементарных математических представлений.

2.1

В своей работе я использую различные обучающие и развивающие игры, так как считаю, что они развивают у детей умственные способности, формируют знания и умения, развивают логическое мышление и творческую активность детей. Это такие игры как: «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Геометрическое лото», «Танграмм», «Блоки Дьенеша», игры на конструктивное мышление. Например: «Сложи квадрат», (круг) из частей, «Собери букет», «Составь фигуру», «Цветное лото», «Цепочки» и др.

Наряду с традиционными методами (наглядным, словесным) в своей я использую современные образовательные технологии:

- метод Монтессори;

- элементы ТРИЗ.

Прежде всего, это осуществляется на занятиях и закрепляется в разных видах детской деятельности. Все занятия проходят в игровой форме, т. к. в процессе игр лучше закрепляются количественные отношения (больше, меньше и т. д., умение различать и называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.

Особое внимание уделаю формированию умению группировать предметы по одному, двум или трем признакам. Игры направлены на развитие логического мышления, а так же на развитие речи: использую потешки, считалки, загадки, занимательные задачи. Игровые познавательные задачи решаю с помощью наглядных средств и пособий.

Анализ работы показал, что использование обучающих и развивающих игр в системе формирования элементарных математических представлений положительно влияет на развитие математических способностей, позволяет добиваться хороших результатов по усвоению материала. В этом можно убедиться, выполнив диагностику по ФЭМП.

Работа по использованию обучающих игр проводится с детьми вне занятий, в свободной деятельности.

В группе создана полноценно развивающая среда, которая оказывает влияние на развитее математических способностей. Имеется математический уголок, который эстетически оформлен, находиться в доступном месте для детей. Также иметься разнообразный дидактический материал: «Веселый счет», «Бабушка – смекалушка», «Волшебная семерка», «Интересное число 6» и др.

Для успешного усвоения нового материала по ФЭМП мною были разработаны конспекты занятий новые игры-головоломки материал Монтессори. Применяя все это на занятиях и в свободной деятельности, я пришла к выводу, что ребенок лучше учится понимать природу, ориентироваться в ней, совершенствует координацию глаз рук ног. В играх ребенок находит свои ошибки и исправляет их.

В качестве примера предлагаю модель занятия по ФЭМП.

2.2

Ссылка на источник nsportal.ru

Задачи математического развития дошкольников - Страница 6

Страница 6 из 25

Задачи математического развития дошкольников

Малыши постигают то содержание математической направленности, которое в современной методике развития математических представлений детей дошкольного возраста именуется предматематикой.Это содержание обеспечивает развитие мышления, освоение логико-математических представлений и способов познания.

Содержание предматематикинаправлено на развитие важнейших составляющих личности ребенка — его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей.

Результатами освоения предматематики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.

Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детейдошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи математического развития в дошкольном детствеопределены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возрастаявляются:

- развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях) ;

- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация) ;

- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация) ';

- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

- развитие активности и инициативности детей;

- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами.

Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества — самостоятельностив решении интеллектуальных задач.

Направленность математического содержания, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей.Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей.

Содержание математического развития дошкольников пропедевтично. Осваиваемое ребенком содержание должно позволить ему на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия.

Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностямдошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития.

Материал otveti-examen.ru

Математические способности - Страница 7

Страница 7 из 25

Взаимосвязь понятий "развитие", "обучение", "воспитание". Математические способности.

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется какв результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего, в результате общения со взрослым) , так и путем целенаправленного обу­ченияна занятиях по формированию элементарных матема­тических знаний.

Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, заме­чать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируют­ся мыслительные действия, приемы умственной деятельно­сти, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

Психологические экспериментальные исследования и педагогический опыт свидетельствуют о том, что благодаря систематическому обучению дошкольников математике у них формируются сенсорные, перцептивные, мыслительные, вербальные, мнемические и другие компоненты общих и спе­циальных способностей.

Задатки индивида превращаются в конкретные способности посредством учения.

Разница в уровнях развития детей, как показывает опыт, выражается главным образом в том, какими темпами и с ка­кими успехами они овладевают знаниями.

Однако при всем важном значении обучения в психиче­ском развитии личности последнее нельзя сводить к учению. Развитие не исчерпывается теми изменениями личности, которые являются прямым следствием обучения. Оно характеризуется теми «умственными поворота­ми», которые происходят в голове ребенка, когда он научает­ся говорить, читать, считать, усваивает социальный опыт, передаваемый ему взрослым.

Как показывают исследования (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) , развитие идет дальше того, что усваиваетсяв тот или иной момент обучения.

В процессе и под влиянием обучения происходит целостное, прогрессирующее изменение личности, ее взглядов, чувств, способностей. Благо­даря обучению расширяются возможности дальнейшего усвое­ния нового, более сложного материала, создаются новые ре­зервы обучения.

Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само опирается на его уровень развития. В этом процессе многое зависит от того, насколько обучение нацелено на раз­витие.

Обучение может по-разному развивать ребенка в зависи­мости от его содержания и методов. Именно содержание и его структура являются гарантами математического разви­тия ребенка.

Под способностями понимается комплекс индивидуально - психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности - сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.

Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.

Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.

Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме) . На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей.

Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.

Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы, сам по себе, не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но, в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.

Крутецкий В. А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей) :

1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли) ;

7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;

8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.

Материал otveti-examen.ru

Методы и приёмы математического развития дошкольников - Страница 8

Страница 8 из 25

Методы и приёмы математического развития дошкольников

Разные науки используют понятие метода в связи со своей спецификой. Так, философская наука трактует метод (греч. metodos — буквально «путь к чему-то») в самом общем значении как способ достижения цели, определенным обра­зом упорядоченная деятельность.

Метод есть способ воспро­изведения, средство познания изучаемого предмета. В основе методов лежат объективные законы действительности. Метод неразрывно связан с теорией.

В педагогикеметод характеризуется как целенаправлен­ная система действий воспитателя и детей, соответствую­щих целям обучения, содержанию учебного материала, са­мой сущности предмета, уровню умственного развития ре­бенка.

В теории и методике математического развития детей термин «метод» употребляется в двух смыслах: широком и узком. Метод может обозначать исторически сложившийся подход к математической подготовке детей в детском саду (монографический, вычислительный и метод взаимно-об­ратных действий) .

В педагогике существует концепция, которая базируется на использовании одного метода (монометода) .К такой кон­цепции относится теория поэтапного формирования умст­венной деятельности (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) . Процесс формирования деятельности рассматривается авто­рами как процесс передачи социального опыта. Это проис­ходит не исключительно путем взаимодействия учителя с учащимися, а скорее через интериоризацию соответствую­щей деятельности, формирование ее сначала во внешней ма­териальной форме, а затем преобразование во внутреннюю психическую деятельность.

Однако форсирование какого-либо одного метода обуче­ния не получило должного подтверждения на практике. Наиболее рациональным, как показывает опыт, является со­четание разнообразных методов.

При выборе методов учитываются:

— содержание формируемых знаний на данном этапе;

— возрастные и индивидуальные особенности детей;

— наличие необходимых дидактических средств;

— личное отношение воспитателя к тем или иным методам;

— конкретные условия, в которых протекает процесс обуче­ния и др.

Теория и практика обучения накопила определенный опыт использования разных методов обучения в работе с деть­ми дошкольного возраста. При этом классификация методов используется с опорой на средства обучения.

В начале XX в. классификация методов в основном осуществлялась по источнику получения знаний — это были словесные, на­глядные, практические методы.

Практические методы(упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особен­ностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущ­ностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из рада операций. Например, счет предметов: называть числительные по порядку, соотносить каждое числи­тельное с отдельным предметом, показывая на него пальцем или останавливая взгляд на нем, последнее числительное соот­носить со всем количеством, запоминать итоговое число.

Однако излишнее использование практических методов, задержка на уровне практических действий может отрицатель­но сказываться на развитии ребенка.

Практические методы характеризуются прежде всего са­мостоятельным выполнением действий, применением ди­дактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приоб­ретенные умения в других видах деятельности.

Наглядные и словесные методыв обучении математике не яв­ляются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в ма­тематическом развитии детей.

К наглядным методам обученияотносятся: демонстра­ция объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассмат­ривание таблиц, моделей.

К словесным методамотносятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.

Составные части метода называются методическими приемами.

Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактичекие игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т. д.

Между методами и методическими приемами, как изве­стно, возможны взаимопереходы. Так, дидактическая игра может быть использована как метод, особенно в работе с младшими детьми, если воспитатель с помощью игры фор­мирует знания и умения, но может — и как дидактический прием, когда игра используется, например, с целью повыше­ния активности детей («Кто быстрее?», «Наведи порядок») .

Широко распространенным является методический прием — показ. Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-дей­ственный.

К показу предъявляются определенные требова­ния: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.

Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям. В стар­шей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-позна­вательные. При этом вопросы должны быть точными, конк­ретными, лаконичными.

Для них характерна логическая по­следовательность и разнообразие формулировок. В процессе обучения должно быть оптимальное сочетание репродуктив­ных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста де­тей, изучаемого материала.

Вопросы ценны тем, что они обеспечивают развитие мышления. Следует избегать под­сказывающих и альтернативных вопросов.

Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы воспитатель следит за правильным ис­пользованием детьми математической терминологии, гра­мотностью речи. Это сопровождается различными пояснени­ями.

Благодаря пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей. Например, воспитатель учит детей обсле­довать геометрическую фигуру и при этом поясняет: «Возьми­те фигуру в левую руку — вот так, указательным пальцем пра­вой руки обведите, покажите стороны квадрата (прямоуголь­ника, треугольника) , они одинаковы.

У квадрата есть углы. Покажите углы». Или другой пример. Воспитатель учит детей измерению, показ практических действий сопровождает по­яснениями, как следует наложить меру, обозначить ее конец, снять ее, снова наложить.

Потом показывает и рассказывает, как подсчитываются меры.

Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации.

Проб­лемные ситуациивозникают тогда, когда:

— связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос: что это такое? (опускаем разные предметы в воду: одни тонут, а другие — нет) ;

— после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (эксперимент с теп­лой водой, таянием льда, решение задач) ;

— использование слов «иногда», «некоторые», «только в от­дельных случаях» служит своеобразными опознаватель­ными признаками или сигналами фактов или результатов (игры с обручами) ;

— для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т. е. выполнить некоторые умственные операции (измерение разными мерами, счет группами и др.) .

Многочисленные экспериментальные исследования дока­зали, что при выборе метода важным является учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространствен­ных и временных представлений ведущими методами явля­ются дидактические игры и упражнения (Т. Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.) . При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и прие­мами используются наглядные и практические.

Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введения их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр (А. А. Столяр) . Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности де­тей, развивают их (Б. П. Никитин) .

Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей все-таки удается при умелом сочетании игровых мето­дов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен.

Источник otveti-examen.ru

Другие статьи по теме:

  • Формы работы с дошкольниками

    Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность» Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность» Освоение образовательной области «Б...

  • Логико математическое развитие дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Формы организации математического развития дошкольников

    Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений» Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоя...

  • Диагностика математического развития дошкольников

    Педагогический проект «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» Содержание 1. Актуальность темы 3 2. Постановка проблемы 3 3. Цель и задачи 5 4. Стратегия,...

  • Роль художественного слова в математическом развитии дошкольников

    Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, ф...

  • Михайлова носова логико математическое развитие дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Проблемно игровые методы логико математического развития дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Математическое развитие дошкольников

    Логико-математическое развитие дошкольников Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериме...

  • Логико математическое развитие дошкольников михайлова носова скачать

    Логико-математические игры в работе с дошкольниками Каждый дошкольник - маленький исследователь. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетвор...

  • Развитие элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! » Развитие элементарных математических пред...

  • Дипломная работа по развитию речи дошкольников

    Определение запаса слов, хранящихся в активной памяти ребенка. Методологическая основа исследования: концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода в образовании (Е. В. Бондаренко, И. А....

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...