Григорьева изобразительная деятельность дошкольников

Влияние изобразительной деятельности на развитие личности дошкольника

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование фундамента основ творческой личности ребёнка. Дошкольные годы наиболее благоприятны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитие личности происходит в процессе совместной деятельности воспитанника и педагога. Одной из наиболее благоприятных для творческого развития, является изобразительная деятельность, так как именно в ней проявляются разнообразные стороны развития ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.

Изобразительная деятельность требует согласованною участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.

Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе под нос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев большие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.

Одним из важных условий развития личности и воображения ребёнка является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности техник. Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами дети. Соответствующие вопросы побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Такая тактика обусловлена тем, что введение новых художественных материалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников

На становление личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке. Таким образом, задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а следовательно и творческие способности.

Список литературы:

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунов, Л. Б. Ительсон и др. ; Под. Ред. А. В. Петровского – М. : Просвещение, 1979г.

2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

4. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.

www.maam.ru

Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Ребенок использует изобразительную деятельность для отражения явлений окружающего мира. Изобразительная деятельность ребенка становится средством развития его индивидуальности, задача и долг педагога – создать максимальные условия для детского творчества.

Творческое развитие осуществляется только там, где ребенок может проявить самостоятельность, активность, инициативу. «Самостоятельность детей в изобразительной художественной деятельности - это основа успешного развития творчества». (Е. Л. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. Я. Шибанова.)

Но, прежде всего, на первом этапе должны быть хорошо сформированы технические изобразительные навыки: способы создания изображения, способы использования изобразительных материалов и инструментов, аккуратность в создании изображения. Это предоставит ребенку свободу в отражении доступными для него художественными средствами своего видения мира. Все его внимание будет концентрироваться не на технике исполнения, а на создании выразительного образа.

Мы предоставляем детям возможность выбирать из множества цветов спектра, создавать оттенки и новые цветовые сочетания. Цветом иногда дети компенсируют недостаток графических умений.

В своей работе считаем целесообразным использование следующих методов и приемов:

  • Чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий, иллюстраций в художественной литературе.
  • Эстетическая оценка разнообразных привлекательных объектов: многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры.
  • Создание выставок: «Новогодние загадки», «Город будущего», «Придумай дизайн платья для куклы», «Морские жители», «Придумай животное».
  • Детские игровые проекты («В стране удивительных красок», «Город Веселинск») .
  • Беседы: «Какого цвета настроение?», «Может ли снег быть разноцветным?»
  • Решение «цветных» примеров (красный+желтый и пр.)
  • Игры-экспериментирования: «Что будет, если…в красный добавить…белый, синий и т. д.?», «Найди цвет весенней сочной травки».
  • Упражнения и игры, направленные на развитие эстетических и творческих способностей («Подбери палитру», «Преврати фигуры», «Подбери колорит», «Дорисуй фигуру», «Преврати кляксу в кошку» и т. д.) .
  • Использование синтеза искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства для создания образов Снегурочки, Весны, Зимы и пр.
  • Фантазирование на темы «Звуки красок», «Цвета грусти и радости», «Какого цвета настроение?», «Цветные сны».
  • Сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, аппликации и лепки; применение нетрадиционных изобразительных техник (коллаж, бумагопластика, пластилинография, тестопластика и др.)

Результатом планомерной работы в развитии творческого начала в художественной деятельности являются достижения детей: они умеют проявлять инициативу; самостоятельно выполняют задания на пройденные темы по представлению и памяти; дают оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремятся выражать свою точку зрения. У детей сформированы навыки культуры трудовой деятельности.

Дети стремятся достичь качественных результатов. При выполнении коллективных работ дети способны сотрудничать.

Список используемой литературы:

1. «Художественное творчество и ребёнок» под редакцией Н. А. Ветлугиной.

2. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский.

3. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова.

4. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева.

5. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова.

6. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.

7. «Развитие художественной самостоятельности и элементов творчества в рисовании у детей дошкольного возраста». Н. Я. Шибанова.

8. «Учить не только мыслить, но и чувствовать». Т. Г. Любимова.

Добавить комментарий

Читать далее dohcolonoc.ru

Влияние изобразительной деятельности на развитие личности дошкольника

Почебутова Олеся Станиславовна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №116»

Иркутская область, город Братск

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование фундамента основ творческой личности ребёнка. Дошкольные годы наиболее благоприятны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитие личности происходит в процессе совместной деятельности воспитанника и педагога. Одной из наиболее благоприятных для творческого развития, является изобразительная деятельность, так как именно в ней проявляются разнообразные стороны развития ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь.

И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.

Изобразительная деятельность требует согласованною участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия.

В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.

Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе под нос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев большие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.

Одним из важных условий развития личности и воображения ребёнка является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности техник. Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал.

По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами дети. Соответствующие вопросы побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Такая тактика обусловлена тем, что введение новых художественных материалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников

На становление личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени.

Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке. Таким образом, задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а следовательно и творческие способности.

Список литературы:

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунов, Л. Б. Ительсон и др.; Под. Ред. А. В. Петровского – М.: Просвещение, 1979г.

2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

4. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.

По теме:

Материал nsportal.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Педагогические науки - III Студенческий научный форум (15 - 20 февраля 2011 года)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Пушкина Е. С.Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDFучастника

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительным творчеством для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте.

В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки занятий, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно - методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема обучения детей изобразительной деятельности.

Таким образом, наблюдается противоречие между актуальностью значения изобразительной деятельности в общей системы развития личности и недостаточной готовностью педагогов к реализации её в педагогическом процессе.

По мнению С. Ю. Головина деятельность - это система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности .

Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах А. Н. Леонтьева.

Предмет рассмотрения в теории деятельности - целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах .

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом .

Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла .

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий его выполнения.

Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции - это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое .

В соответствии с выше названным Т. С. Комарова определяет изобразительную деятельность как художественно-творческую деятельность, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому .

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Б. Т. Юсов и др.) . Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б.

Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США) , К. Роуланд (Англия) и др.) . Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка .

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного трудового, умственного развития детей.

По мнению Л. А. Венгера в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия - выполнение действий и достижение результата.

Знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная. Задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании .

Г. В. Лабунская и Н. П. Сакулина считают, что процесс создания изображения складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Н. П. Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности .

В исследовании Ю. А. Полуянова выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей») , и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений .

В дошкольном возрасте можно пронаблюдать развитие изобразительной деятельности от доизобразительной стадии до стадии правдоподобных изображений, которая к дошкольному детству не относится, но в некоторых случаях наблюдается .

Доизобразительная стадияначинается на втором году жизни ребенка и заканчивается к трем годам или несколько позже. Общим для неё является то, что рисунки детей не передают ничего конкретного, узнаваемого по аналогии с реальностью, содержит лишь линии разной конфигурации, длины и толщены - каракули.

Стадия бесформенных изображений редко продолжается больше года: от трех- до четырехлетнего возраста. Вначале она очень близка к предыдущей: на рисунках те же каракули, и среди них с трудом обнаруживаются попытки нарисовать, что то реальное.

Раздельно нарисованные короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, непримыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машину и т.д.) , они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Если ребенок замечает разорванность частей изображения (чаще после вопросов взрослых) , например, машины, то быстро обводит все их общей круговой линией, показав, таким образом, сопряженность частей друг другу, отделив нарисованное от соседствующих рядом каракулей.

Стадия схем обычно протекает от четырех до шести лет. Но может быть и очень длительной: начиная после четырех лет, она полностью или частично продолжается до семи-восьми лет. Внутри этой стадии рисование детей проходит ряд ступеней: от упрощенных схем, где не определенно по форме изображаются лишь некоторые части объектов, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями.

Стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с восьми лет и продолжается до конца детства. Она характеризуется последовательными отходами от схем, обозначающие объекты окружающего мира к собственно изображениям: попыткам передать наблюдение и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным фактором .

Таким образом, изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх) .

В дошкольном возрасте можно пронаблюдать развитие изобразительной деятельности от доизобразительной стадии до стадии правдоподобных изображений, которая к дошкольному детству не относится, но в некоторых случаях наблюдается.

Литература

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - С.78.

2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова - М.: Владос, 2006. - С.189.

3. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 10.

4. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам / Ю. А. Полуянов - М.-Рига: Эксперимент, 2000. - С.23

5. Художественное творчество в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова; под ред. Н. А. Ветлугиной. - М: Просвещение, 1974. - С. 57.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции) , получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ.

Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2011 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ»

Подробней www.rae.ru

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие...

Чумичева Р. М.Задание 3Отберите и проанализируйте произведения искусства, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Обоснуйте их доступность для восприятия дошкольниками определенного возраста, наметьте примерное содержание работы по их использованию, методы и приемы их рассматривания с детьми.

Составьте рассказ – «личное отношение» об одном из произведений искусства (любого жанра живописи) , которое можно предложить для рассматривания детям дошкольного возраста (на1-2 стр.) . В подготовке к данному заданию можно использовать требованияк отбору произведений искусства, представленные в литературе.Задание 4Проанализируйте один из конспектов занятия по ознакомлению дошкольников с искусством живописи (конспект в электронном приложении) . Определите адекватность поставленных целей и задач содержанию и используемым методам и приемам работы с детьми.

Выделите и обоснуйте наиболее эффективные методы и приемы развития художественного восприятия детей (беседа, диалог, вопрос, сравнение произведений искусства, «вхождение в картину», пластический этюд, подбор ассоциаций, искусствоведческий рассказ, акцентирование деталей, синтез искусств и др.) . Спрогнозируйте возможные трудности в восприятии детьми рассматриваемых материалов, разработайте содержание предварительной работы к занятию, методические рекомендации к последующей работе.^Схема для анализа занятия по ознакомлению с произведением искусства:

  • Тема занятия.
  • Программное содержание (виды задач, точность, конкретность их формулировок; соответствие виду занятия, возрасту) .
  • Материал и оборудование к занятию, его качество, принцип расположения.
  • Грамотный отбор художественных произведений.
  • Методика проведения занятия:
  • приемы, направленные на создание эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы;
  • приемы, направленные на развитие эстетического восприятия, на установление связи между содержанием картины и выразительными средствами, на то, чтобы научить детей понимать их единство;
  • приемы развития эмоционально-личностного отношения к произведению искусства, эстетических суждений о нем;
  • последовательность рассматривания произведения искусства.
  • Активность детей на занятии (эмоциональная, речевая, умственная двигательная) .
  • Длительность занятия.

Задание 5Назовите жанры живописи и обоснуйте, восприятие каких из них более доступно для детей младшего (старшего) дошкольного возраста? ^ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОРТРЕТОМ ИЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ (практическое занятие 2) ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Специфика портрета и жанровой картины как жанров живописи.
  2. Особенности восприятия дошкольниками портрета и жанровой живописи.
  3. Методика ознакомления детей с портретной и жанровой живописью.

Список рекомендуемой литературы

  • Григорьева Г. Г., Буякова Е. И., Боброва З. А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников. – М., 2001.
  • Зубарева Н. М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии.- 1965. - .№5. – С.50-58
  • Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969. – С. 24-42.
  • Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С.52-54. (Электронное приложение) .
  • Чумичева Р. М. Особенности ознакомления старших дошкольников с жанровой живописью // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: МГПИ, 1984. – С.137-145. (Электронное приложение) .
  • Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. С.6-10, 30-33, 35-54. (Электронное приложение) .

Задание 1На основе данных материалов, разработайте конспект ознакомления дошкольников с портретом, жанровой живописью (на выбор) , с указанием возрастной группы, целей и задач, хода занятия с возможными вопросами к детям и заданиями.Задание 2

  • Назовите русских художников, портретные и жанровые репродукции которых можно рассматривать с детьми одной возрастной группы (на выбор) .
  • В чем специфика средств выразительности портретного жанра.
  • Сформулируйте требования к отбору портретов для дошкольников.
  • Отметьте достоинства жанровой картины для развития художественного восприятия и возможные затруднения дошкольников в данном процессе.

^ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ(практическое занятие 3) Цель: Научить студентов анализировать рисунки с точки зрения применения детьми основных функций рисунка. ЗАДАНИЕ №1.

Проанализируйте планирование работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников, учитывая особенности специфики программы, реализуемой в ДОУ.^ЗАДАНИЕ №2. Проанализируйтеработы (рисунки, аппликации, лепку) детей, созданные в непосредственно-образовательной деятельности и свободной деятельности (не менее 10 работ) . Укажите их тематику, средства выразительности, используемые техники и материалы.^ЗАДАНИЕ №3.

Организуйте непосредственно-образовательную деятельность с детьми средней-подготовительной группна тему «Грустный и весёлый эпизод сказки». Проанализируйте полученные рисунки, выделяя особенности применения детьми функции цвета. Заполните таблицу 1. ^Таблица 1. Применение дошкольниками основных функций цветаОбщее количество рисунковФункции цвета

Источник shkolnie.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Ведущая деятельность дошкольника

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Художественно эстетическая деятельность дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Продуктивная деятельность дошкольников

    Семинар-практикум «Развитие продуктивной деятельности» Семинар – практикум «Развитие продуктивной деятельности детей» Почему возникла эта проблема? Актуальность проблемы • Развитие продуктивных с...

  • Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Григорьева г г изобразительная деятельность дошкольников

    Григорьева Галина Григорьевна | Авторы | Образование ДОШКОЛЬНИКА Научный руководитель и один из ведущих авторов, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного образования ГОУ...

  • Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте курсовая

    «Роль изобразительного искусства в жизни дошкольника». Реферат В психологических и педагогических исследованиях, раскрывающих особенности изобразительной деятельности в развитии личности детей до...

  • Стадии развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО. Олейник Екатерин...

  • Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста

    Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Тема:«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»....

  • Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Познавательно исследовательская деятельность дошкольников

    Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников как средство реализации образовательной области «Познание» Содержание Введение. 1. Актуальность проекта 2. Проблема проекта 3. Це...

  • Исследовательская деятельность дошкольников

    Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Весова...

  • Изобразительное искусство в развитии дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...