Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования

Колмакова Марина Григорьевна

Воспитатель

МБДОУ № 101 г. Тула

Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования

Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а следовательно и неотъемлемым средством развития личности ребенка [5, с. 17].

Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное творчество, развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением.

Изучением эстетического воспитания в младшем дошкольном возрасте в России занимались такие авторы, как: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, В. А. Левин, И. П. Волков, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачёв, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая. В их трудах говорится, что эстетическое воспитание находится в зависимости от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею, что, в свою очередь, позволяет считать, что младший дошкольный возраст – это прежде всего период накопления эстетических знаний, умений, чему благоприятствует повышенная восприимчивость, чувственно-образный мышления младших дошкольников.

Задачи эстетического воспитания находят свое отражение в многообразии источников эстетического воздействия, в сложности путей эстетического развития человека, что заключается в умении воспринимать и чувствовать прекрасное. Так, можно сформировать основные задачи эстетического воспитания [1, с. 26]:

1. Развитие эстетического восприятия, обучение способности воспринимать прекрасное в природе, искусству, окружающей жизни;

2. Воспитание эстетического вкуса, способности оценивать, замечать прекрасное прекрасное;

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, что подразумевает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных ценностей.

Рисование, как средство эстетического воспитания детей это, нечто иное, как изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать в младшем дошкольном возрасте. Что бы грамотно развивать творческие способности детей, воспитатель должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста носит эмоциональный, творческий характер, что в обуславливает создание воспитателем всех условий для ее протекания: обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, формирование эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления и воображения [4, с. 30].

Рисование - важнейшее средство в формировании личности ребенка, это органическая, природная потребность, путь, по которому может выявляться и реализовываться на бумаге внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью несут в себе огромные возможности для всестороннего развития ребенка - умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. По средством систематических занятий рисованием сформировываются важнейшие высшие психические функции, такие как воображение и память, развивается мелкая моторика руки, а следовательно, и связанные с ее развитием мышление и речь.

Для детей младшего дошкольного возраста важным является приобретение и обогащение сенсорного опыта в изобразительной деятельности. Сенсорный опыт, проявляющийся у детей в процессе рисования посредством композиционного сочетания цветовых пятен, мазков, штрихов, форм, способствует созданию выразительных рисунков [4, с. 21].

Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического -изобразительного восприятия. К ним можно отнести словесно-наглядный прием, подразумевающий под собой беседу, а так же наглядно-образный, игровой приемы.

Первый и самый важный этап в развитии художественных способностей детей начинается с момента, когда малыш начинает знакомиться с художественными материалами и атрибутами - бумага, карандаш, краски, мелки. В 2-3 года ребенок приобретает навык правильно держать карандаш, кисть, знает как правильно пользоваться ими. Именно на первом этапе важно заинтересовать детей, привлечь их внимание. Например, можно предложить такой способ как рассматривание ярких картинок, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, рассказа.

Известно, что уже в младшем возрасте ребенок может связывать цвет с образом предмета. Окрашивание цветом помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. Яркие, цветные изображения вызывает у детей положительные эмоции. Ребенок наслаждается понравившимся цветом карандаша, полюбившейся краской, используя их наиболее часто в рисовании.

У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому воспитатель должен лаконично и грамотно управлять процессом творческой деятельности, должен научить детей умению слушать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В ходе занятий по изобразительному искусству постоянно происходит расширение и закрепление представлений о мире, что способствует воспитанию чувств и формированию новых понятий. На занятиях рисованию дети приобретают навыки и умения по работе с различными материалами, способности творчески использовать умения в процессе изображения предметов. Все это в совокупности позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения [2, с. 14].

Ребята первой младшей группы еще не умеют заниматься организованно, не приобрели еще изобразительных навыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятия по рисованию в начале года рекомендуется проводить индивидуально или в небольших группах - по 4-5 человек. Постепенно, количество детей в группе необходимо увеличивать - сначала до 10-12 человек, потом до 15-20 человек.

Важно заметить, что не стоит принуждать ребенка рисовать, если он этого не хочет, не настаивать на его участии в занятий. В такой ситуации необходимо дать ребенку отдохнуть, заняться интересующей его игрой, или, можно предложить ему понаблюдать, как рисуют другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята активно и с интересом рисуют, в скором времени яркий и привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в работе группы.

Таким образом, можно сформировать ряд целей и задач по планированию занятий по рисованию в младшей группе

1. Обучение умению и в дальнейшем овладение навыком правильно держать карандаш;

2. Обучение умению свободно ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, геометрические фигуры, правильно подбирать и применять цвета и т. д. ;

3. Развитие мелкой моторики, речи дошкольников;

4. Ознакомление с окружающим миром, расширение знаний о действительности;

5. Формировать устойчивого интерес к рисованию.

В соответствии с возрастной - младший дошкольный возраст, можно порекомендовать использовать в качестве средств художественного творчества цветные карандаши, бумагу, краски, гуашь, различные игрушки и предметы.

Методами обучения рисованию в период младшего дошкольного возраста будут следующие:

1. Рисование в воздухе – рисование линий, фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Это помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.

2. Совместное рисование – сплоченные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Использование этого метода помогает в научении ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него с определенной силой во время рисования.

3. Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. Использование метода позволяет закрепить приобретенные ребенком навыки, у воспитателя есть возможность планировать сложность рисунка, время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе, уровня их умений.

4. Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному воспитателем сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

Таким образом, младший дошкольный возраст - это особенный, сенситивный возраст для осуществления эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет воспитатель, семья, все его окружение [5, с. 18]. Именно в этот период возможно не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру, начинается развитие эстетических качеств будущей личности.

Помимо важнейшей задачи формирования художественно-эстетического отношения детей к окружающему и искусству, эстетическое воспитание, реализуемое методом рисования, параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственной стороны, расширяет познания о мире, обществе и природе.

Следовательно, основная задача обучения рисованию – помощь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Список литературы:

1. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 2011. – 244с.

2. Григорьева, Г. Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г. Г. Григорьева. – Издание-Плюс, М. : 2014. – 47с.

3. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Пособие для воспитателей детского сада. / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 2014. – 164с.

4. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада / Т. С. Комарова. - 2-е издание. - М. : Просвещение, 2014. – 291с.

5. Лихачев, Б. Г. Теория эстетического воспитания/ Б. Г. Лихачев. – Прогресс, М. : 2012. – 430с.

www.maam.ru

Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании и совершенствовании уникальных детских способностей.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребёнка – дошкольника.

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.

Составляющей основой эстетического развития становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений и навыков, развития способностей и переход к самостоятельному художественному творчеству.

Опираясь на исследования учёных (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугиной, Н. П. Саккулиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Л. А. Парамоновой, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой, Л. Н. Комиссаровой, В. А. Езикеевой, Л. В. Куцаковой, С. И. Мерзляковой и др., я ещё раз убедилась в необходимости совершенствования методов и средств художественно – эстетического воспитания детей, их духовного развития. Новизна и оригинальность моей методической работы заключается в том, что система художественно – эстетического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста основывается на синтезе произведений народного искусства и художественных видов деятельности. Целенаправленная работа педагогов по введению элементов народной культуры в различные виды деятельности ребёнка является одним из главных условий полноценного эстетического и духовно – нравственного воспитания дошкольников и развития на этой основе их индивидуальных художественно – творческих способностей.

Поставив цель развития художественно – творческих способностей детей средствами интегрирования народной культуры во все виды творческой деятельности дошкольников, я базируюсь на следующих принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными особенностями отборе художественного материала по различным видам народного творчества;

- во-вторых, интеграции работы на основе народного творчества с различными направлениями воспитательной работы и видов деятельности;

- в–третьих, активного включения детей в разнообразные виды художественно – творческой деятельности детей;

- в- четвертых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;

- в-пятых, на основе широкого включения выполненных детьми работ в жизнь группы и дошкольного учреждения;

- в- шестых, и что самое важное, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных потребностей, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий с детьми.

Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии произведений народной культуры на чувства ребёнка. Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особый акцент в ознакомлении детей с лучшими и доступными детскому пониманию произведениями народного творчества я делаю на чувственном познании мира ребёнком. Так музыка, художественное слово, изобразительная деятельность способствуют объединению всех видов художественной деятельности в единый, целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития самостоятельного художественного творчества.

В основе современного образования лежит личностно – ориентированное обучение. Я считаю, что лишь через творческое взаимодействие индивидуальностей в образовательном процессе (педагоги – воспитанники - родители) возможно оптимальное развитие участников педагогической деятельности, обогащение и раскрытие природного, национального, творческого потенциала русского народа.

Основным же условием успешной активизации детской деятельности является творческое отношение к ней самих детей, педагогов, родителей и окружающего социума.

Педагоги должны помочь семье восполнить пробел в знаниях художественно-эстетического развития детей родителями, оказать помощь в выявлении и дальнейшем развитии на этой основе индивидуальных творческих способностей их детей через: индивидуальное, групповое, коллективное общение, изучение запросов и пожеланий родителей, проведение круглых столов, конкурсов, посиделок, выставок совместного с детьми творчества с использованием русских народных традиций, обычаев, лучших образцов народного искусства.

Только в творческой деятельности происходит развитие творческих

способностей - овладение методами познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. Решать возникшие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к развитию творческих способностей.

Процесс познания творческий и наша задача - поддержать и развивать в ребёнке интерес.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

Работа эта начинается с построения предметно - развивающей среды,

азрабатывается перспективные, тематические планы для работы с детьми и родителями. Отношения с детьми строятся на основе партнёрства. Большую радость, удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них удовлетворения от проделанной работы. В процессе работы каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель- наставник, а равноправный партнёр. Соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять свои творческие способности.

Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребёнка, главное чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результативности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны воспитателей, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит. Будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-krasota-radost-tvorchestvo_qgtqj.ppt | 18693,5 Кб | Скачан: 176
www.maam.ru

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Эстетическое воспитание тесно связано с другими сторонами воспитания: с умственным и нравственным.

Задачи эстетического воспитания.

1. Систематический развивать эстетическое восприятия, эстетические чувства и представления детей.

2. Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, сочинять, игры разные) .

3. Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению) .

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является:

1. Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома.

2. Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения) .

3. Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят) .

4. Индивидуальный подход.

Средства – это все, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей.

1. Эстетика быта, т. е. там где дети находятся в течении дня;

2. Природа;

3. Искусство (литературные, музыкальные произведения) ;

4. Художественная деятельность самих детей;

5. Специальное обучение;

6. Поведение самих взрослых (воспитателей, родителей) .

В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей:

1. Занятия (музыкальные, ИЗО) ;

2. Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга») ;

3. Утренники и развлечения ;

4. Экскурсии и прогулки;

5. Театрализованные зрелища; телепередачи, фильмы СД, ДВД

Принципы эстетического воспитания:

1. Эстетическое воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в образовательном учреждении.

2. Детское творчество должно быть связано с жизнью.

3. Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.

4. Индивидуальный подход к детям.

5. Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.

Особенность художественного творчества детей.

Творчество – это деятельность направленная на создание общественно-значимого продукта оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.

Творчество детей значимо прежде всего для самого ребенка или для группы детей, для близких взрослых.

Но значения детского творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование личности ребенка, а значит общество заинтересовано в творческом развитии каждого.

Творчеству можно учить, но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям, вместе с тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и овладения навыками и умениями.

Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок, танец, стихотворение, рассказ, песня и т. д.) ; придумывание и известному ранние неиспользуемых деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой обстановки, подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.) .

www.maam.ru

Презентация к занятию по рисованию (подготовительная группа) на тему: Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Опубликовано 21.01.2014 - 23:40 - Ташимова Наталия Александровна

Уважаемые коллеги. Хочу представить Вашему вниманию свою презентацию опыта работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

1 слайд.

Добрый день уважаемые коллеги. Я хочу начать своё выступление словами французского философа Денни Дидро.

2 слайд.

«Нация, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре другие во всех науках, искусствах и мастерствах». Я полностью согласна с этим утверждением. С самого раннего возраста дети передают свои чувства, эмоции и восприятие окружающего мира через рисунок.

3 слайд.

Для этого им не нужны кисточки и карандаши. Они рисуют палочкой на песке, пальчиком на запотевшем стекле, зубной пастой или губной помадой, на любой поверхности, которая, по их мнению, поможет им выразить свои чувства. Поэтому для развития творческих способностей у детей я выбрала нетрадиционные техники рисования и творческие игры, разработанные мной в программе «SMART Notebook»

4 слайд.

Определив для себя путь развития творческих способностей у детей, появились цели, направленные на развитие восприятия, творческого мышления и как итог, развитие интеллектуальных способностей.

5 слайд.

Для достижения данной цели поставила перед собой следующие задачи.

  1. Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования.
  2. Создание необходимых условий для самореализации (доступная развивающая среда) .
  3. Создание положительного отношения к своей продуктивной деятельности (рассматривание работ с последующим обсуждением, выставки и т.д) .
  4. Обогащение эстетического опыта (знакомство с различными видами и жанрами искусства) .
  5. Формирование всесторонне развитой личности (использование развивающих и дидактических игр, разработанных мной в программе « SMART Notebook») .

6 слайд.

Свою работу по развитию творческих способностей я построила на 5 принципах.

  1. «От простого к сложному» (Переход от простых занятий к сложным) .
  2. Наглядность. (У детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление) .
  3. Связь с жизнью. (Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности) .
  4. Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности) .
  5. Индивидуализация. (Индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка) .

7 слайд.

Использовать нетрадиционные техники рисования я начинаю с младшего дошкольного возраста. С малышами мы рисуем пальчиками и ладошками, печатаем листьями. Знакомимся с такими техниками как «набрызг», «пуантолизм», «тычок».

8 слайд.

В старшем дошкольном возрасте добавляются более сложные техники. Предметная и пейзажная «монотипия», «кляксогафия», «фроттаж». Рисование «по сырому», рисование нитками и солью, оттиск мятой бумагой, восковые мелки + акварель.

9 слайд.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует у детей положительную мотивацию рисуночной деятельности и вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

10 слайд.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют развитию познавательно – исследовательской деятельности, развивают эстетический вкус, фантазию, память и самостоятельность. А так же развивают мелкую моторику и обогащают словарный запас каждого ребёнка.

11 слайд.

Так же для развития творческих способностей у детей я использую развивающие игры, разработанные мной в программе SMART Notebook. В дидактических играх ребенок учится видеть и понимать окружающий мир, переносить увиденное и услышанное в свое творчество, и, наоборот, новые знания и умения переносить в игру.

В этом и состоит главная связь между дидактической игрой и воображением. Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить задание, создаётся игровая ситуация. Представляю Вашему вниманию некоторые из них.

12 слайд.

Первая игра называется «Фантастическое животное».

Цель этой игры заключается в том, что бы способствовать развитию творческого воображения и словотворчества, активизировать словарь. Детям предлагается составить своё фантастическое животное, придумать ему название, где оно живёт, чем питается, какой у него характер.

Так у нас появилась Гривастая лягушка, Котофиля, Совалев и многие другие. Это одна из любимых игр у детей.

13 слайд.

Следующая игра называется «Собери картину».

Цель этой игры заключается в развитии у детей цветовосприятия, умения выделять форму, цвет и величину предметов, учить составлять изображение картины из отдельных частей. Обогащение словаря.

В этой игре дети превращаются в реставраторов и спасают картины от разрушения. Знакомятся с различными жанрами живописи.

14 слайд.

Ещё одна игра, с которой я хочу Вас познакомить более подробно, называется «Сюрреалистическая картина».

В этой игре дети создают коллективный рисунок, что способствует развитию коммуникации и воображения. Первый участник игры делает набросок (изображает элемент своей идеи) . Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения.

Так делают поочередно все участники игры, до тех пор, пока дети не решат что рисунок законченный. Полёт фантазии в данной игре ничем не ограничен.

15 слайд.

Так же есть игры на умение выделять размер и форму, на знакомство с перспективой, на развитие цветовосприятия «Найди нюансы», на отображение эмоций после прочтения произведения или прослушивания музыки.

16 слайд.

А самое главное, итогом моей работы стало то, что дети с удовольствием рисуют не только в организованной и совместной деятельности, но и в самостоятельной. Используют в своём творчестве различные техники рисования и с нетерпением ждут, новых творческих задач и игр. Спасибо за внимание.

Скачать:

Ссылка на источник nsportal.ru

1 раздел Целевой.

Пояснительная записка.

Цель: создать условия для духовно - нравственного воспитания старших дошкольников посредством чтения художественной литературы через творчество писателей Алтайского края.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к родному языку, умение говорить грамотно.

2. Познакомить детей с творчеством детских поэтов и писателей Алтайского края.

3. Развивать словарный запас детей за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

4. Способствовать развитию умения полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

5. Привлечь детей и родителей к сотрудничеству для реализации и проведения мероприятий, включённых в рабочую программу (экскурсии, встречи, выставки и т. д.)

Актуальность:

Одной из современных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал угасать.

По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте, дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео, компьютерные игры. Результат - школьники не любят и не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, а книга даёт возможность домыслить, "дофантозировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Кто же вводит ребёнка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги ДОУ, поэтому самым осведомлённым человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель, он не только воплащает задачу приобщения детей к книге, формирования в них интереса к процессу чтения и понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.

В рамках реализации своей РП постараюсь приобщить детей к чтению художественной литературы (посредством помощи взрослого) , создать условия для формирования литературного вкуса; так же привлечь родителей воспитанников (выезды в библиотеку, экскурсии, литературные викторины...) , так как только кропотливая совместная работа и усилия взрослых смогут приобщить детей сначала к слушанию, а затем - чтению книг.

Принципы рабочей программы:

1. Принцип развивающего обучения , целью которого является развитие ребёнка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

3. Принцип полноты, необходимости идостаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи)

4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

5. Принцип решения програмных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

6. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

При разработке РП были использованы следующие нормативно - правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ "Об образовании в Российской Феедерации"

2. Приказ Министерства труда социальной защиты НА от 18 октября 2013 г. №544 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дополнительного, начального, общего среднего) ,(воспитатель, учитель) "

3. Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1987года.

4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (от 12 сентября 2008г. №666)

5. "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" (Письмо от 14.03 2000г. №65\23-16)

Для реализации РП используются следующие методические пособия:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010 год.

2. "Приобщение детей к художественной литературе" В. В. Гербова; М : Мозаика-Синтез, 2010 год.

Возрастные особенности художественно - эстетического развития старших дошкольников.

(Образовательная область "Чтение художественной литературы")

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи : если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Огромную роль в освоении речи, пополнении словарного запаса ребёнка, играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.

После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Произведения для чтения ребёнку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие.

Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. Через некоторое время нужно поговорить с ребёнком о прочитанном, это приучает его анализировать суть прочитанного, воспитывает ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем современнее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

В результате общения с книгой к 6-7 годам ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка.

Для успешного последующего школьного обучения у 6 летнего ребёнка должен быть сформирован определённый интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно перессказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить своё отношение к ним. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности, дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребёнком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребёнка, давая ему образцы правильного литературного языка.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить : излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; "разобранное" с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного произведения.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпититов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету, герою или явлению.

Планируемые результаты освоения РП :

К концу реализации РП дети будут готовы :

1 Перессказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

2 Составлять по плану и образцу рассказы по сюжетной картине.

3 Различать жанры литературных произведений.

4 Называть любимые сказки и рассказы.

5 Знать наизусть : 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

6 Называть 2-3 авторов 2-3 иллюстраторов книг.

7 Выразительно читать стихотворение.

8 Перессказывать отрывок из сказки, рассказа.

После реализации РП в группе будут оформлены :

1 Книжный уголок (сменяемость и наполняемость)

2 Организован уголок "Книжкина больница"

3 Оформлены выставки: "Писатели и поэты АК - детям", "Иллюстрации к любимым сказкам", "Моя домашняя библиотека"

4 Вгруппе появятся традиции : "Книга напрокат", "Книжное дерево"

5 Будут оформлены альбомы для рассматривания, связанные с тематикой занятий кружка "Юный книголюб"

2 раздел Содержательный.

Рабочая прогрмма разработана для детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации 2014 - 2015 учебный год.

2.1 Описание образовательной деятельности :

Подробней на сайте nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили темуисследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Для реализации цели выдвигается следующая гипотеза:процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

ѕ обеспечение программно-дидактическим материалом;

ѕ создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;

ѕ разработка технологии обучения детей ручному творчеству.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов - к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие.

Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Пути и средства художественно-эстетического воспитания

  • ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;
  • доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;
  • знакомство с произведениями народного творчества («Хохлома», «Палех», Дымковская игрушка» и др.) ;

- знакомство с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;

- работа с глиной, изготовление оригами, рисунков;

Задачами занятий по ручному творчеству являются:

1. Осознание художественно-эстетического вкуса.

3. Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.

4. Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем.

5. Развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества

Можно сказать, что процесс детского творчества приобретает характер творческой деятельности. Очень важно дать детям возможность проявить свои способности, реализовать творческие замыслы. Наличие хороших качественных художественных материалов (бумага, краска, глина, наборы цветных карандашей, кисти) обеспечит развитие творческой деятельности дошкольников.

Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка:

* организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

* общение с искусством, материальное обеспечение;

* учет индивидуальных особенностей ребенка;

* бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

* организация атмосферы творчества и мотивация задания.

основой художественно-эстетического воспитания ребенка средствами творческой деятельности являются:

  • личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
  • развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость) ;
  • создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных) ; взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
  • изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера) . На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.

Анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод: для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

  • комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
  • целостное развитие личности ребенка;
  • разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
  • игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;
  • актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц;

Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.

Подробней nsportal.ru

Для чего нужно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

1733Добавить в избранное В избранном

В детстве жизнь каждого малыша похожа на красивый журнал с яркими картинками. На первой страничке гуляет красный кот по крыше высокого дома, на второй странице зеленые стрекозы пьют водицу из блюдца-озерца, желтые звезды, как гирлянды, развешены по всему небу.

Этот удивительный мир в глазах ребенка очень разный и яркий. В нем существует огромное количество цветов и форм, которые малыш должен со временем узнать и ощутить все кончиками своих пальцев.

И это совершенно обычное восприятие ребенком окружающего мира, просто мы, такие взрослые и серьезные люди, об этом уже успели забыть. Творческие начала заложены абсолютно в каждом ребенке, просто этим началам нужно придать форму при помощи красок, звуков и линий. Именно этот аспект очень важен в эстетическом воспитании каждого ребенка дошкольного возраста.

Что такое вкус для ребенка дошкольного возраста?

Эстетический вкус формируется при помощи познания ребенком мира. Он выполняет несколько очень важных задач:

  • Развитие нужных навыков ребенком, это конструирование, рисование, лепка.
  • Воспитание художественного вкуса и умение во всем видеть прекрасное и великое. Это литература, живопись, музыка.

При формировании эстетического вкуса основным источником познания окружающего мира является постоянное наблюдение за поведением взрослых людей, которые все время находятся рядом. Малыш как губка впитывает в себя поступки и действия взрослых людей, после чего начинает пытаться воспроизвести их в подобных жизненных ситуациях. Поэтому, когда вы увидите в своем ребенке негативные стороны поведения, обратите внимание, прежде всего на себя, либо на окружение, в котором растет ребенок.

Эстетический вкус нужно постоянно развивать, так как это не ген, который передается из поколения в поколение. Так что же требуется для качественного развития эстетического вкуса в своем ребенке?

Оказывается, практически ничего! Вы всего на всего должны часто читать малышу книжки, слушать вместе с ним классическую музыку и ходить на разные художественные выставки. И со временем к ребенку придет понимание прекрасного, то есть он поймет, что красота всеобъемлюща, она везде, а не только в телевизоре и компьютере.

В наши дни самое частое и в то же время отрицательное качество детей - это однобокость взглядов.

Те родители, которые постоянно заняты работой или просмотром сериалов, отдают непосредственную функцию воспитания эстетического вкуса в ребенке интернету и компьютеру. Поверьте, тех задатков высокого и прекрасного, которые могли бы дать вы своему ребенку, сидя в интернете целыми днями, он не получит.

Всем дошкольникам необходимо знать разные вещи из нескольких областей знаний, их можно получить только от следующих авторов:

  • Музыка: С. Рахманинов, В. Моцарт, П. Чайковский.
  • Литература: В. Бианки, А. Барто, народные сказки, К. Чуковский.
  • Живопись: Васнецов, Левитан, Айвазовский.

Эстетический вкус имеет очень глубокое понятие. В первую очередь он подразумевает под собой не только простые произведения искусства, но и красоту в них.

Ребенок должен видеть красоту во всем, это может быть интерьер, одежда, посуда, природа, труд. Научите ребенка смотреть на мир широко открытыми глазами, в ответ вы получите богатый внутренний мир и полноценно развитую личность.

Окружающая среда

Окружающая среда для ребенка - это та атмосфера и окружение, в котором растет и развивается ваш ребенок. И именно она оказывает огромное воздействие на воспитание малыша.

Если человек с детства видит уважительное отношение между родителями, слышит правильную и красивую речь, то и эстетика будет восприниматься им, как абсолютная норма. А все, что отклонено от нормы, вызовет неприятное отношение или равнодушие.

Этот вопрос затрагивает множество элементов:

  • Вещи, которыми непосредственно пользуется ребенок.
  • Развивающие игры и игрушки.
  • Обувь, одежда. Они не должны быть сильно дорогими, но всегда должны отличаться чистотой и опрятностью.
  • Обстановка в доме должна быть гармоничной, при этом в комнатах должен всегда присутствовать порядок.

Правильный выбор форм и цветов ребенок развивает в играх. Чтобы собрать разные элементы в одно целое, ребенок отрабатывает навыки в игровой форме, также малыш учится подбирать цветовую гамму и вырабатывает собственный стиль.

Взрослый должен аккуратно подсказать ребенку правильное решение, но ни в коем случае нельзя навязывать собственное мнение детям. В эстетическом воспитании индивидуальность является немаловажной составляющей.

Хорошими помощниками для родителей станут преподаватели дошкольного образования. В коллективе таких же детей ребенок гораздо быстрее научится рисовать, конструировать, петь и танцевать. Объедините собственные усилия с усилиями воспитателей, и вы получите ощутимый результат в развитии ребенка, вырастив полноценную личность с высоконравственными ценностями.

Это интересно:Если Вам понравилась статья тогда оставьте свои комментарии ниже: Комментарии

Читать далее vsewomens.ru

Другие статьи по теме:

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Виды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

    Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изо...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Классификация игр детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Виды труда детей дошкольного возраста

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...