Игровая деятельность дошкольников

Игровая деятельность дошкольников

Ребенок играет, значит счастлив, значит здоров. В игре ребенок познает себя, свои возможности. По мере взросления изменяется и усложняется характер игровой деятельности, ее содержание, действие с предметами. Всестороннее развитие дошкольника невозможно без игры, которая является основным видом деятельности этого периода. Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном возрасте игра занимает ведущую роль в деятельности ребенка, оказывая огромное эффективное воздействие на формирование личности, а также решая актуальные проблемы педагогики и психологии: нравственное воспитание, физическое воспитание, развитие коммуникативных качеств, воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, формирование социальных качеств, художественно-эстетического вкуса, создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру и многое другое. К. Д. Ушинский, высоко оценивая значение игры для развития, отмечал, что «в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов».

Главная задача взрослого – помочь, направить, подсказать правильный вариант, правильное решение, создать необходимую развивающую среду, поскольку окружающая действительность оказывает огромное значение на развитие дошкольника, являясь отражением его игр. Важно, чтобы ребенок чувствовал свободу действий при выборе игры, характере действий, испытывал удовольствие, здесь не может быть навязываний, запретов, приказов. Необходимо педагогически целесообразно создавать внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки, заинтересовать ребенка.

Разнообразные по виду и содержанию игры позволяют осуществить различные подходы к ребенку, отыскать пути гармоничного развития.

Существует множество разнообразных игр: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др. По мере роста и развития ребенка игра тоже проходит определенный путь развития от манипуляций с предметами до игр с сюжетом, правилами.

Важное место в формировании и пополнении знаний и представлений об окружающей действительности отведено сюжетно-ролевым играм. Формирование такой деятельности проходит через предметную. Возникновение ролевой игры связано с формированием предметной деятельности в раннем возрасте. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Здесь дети могут проявлять наибольшую эмоциональность, активность, самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и действует в созданной им самим игровой обстановке. Принимая на себя роль, ребенок обогащает, углубляет собственную личность. Такие игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре либо развивают умение действовать индивидуально, побуждают разворачивать несложный сюжет, формируют представления, знакомят с различными правилами, обогащают словарь, развивают речь. Например, предлагая побывать в роли людей той или иной профессии, мы развиваем интерес и уважение к различным благородным профессиям, формируем представления о жизни и деятельности людей, тем самым происходит ознакомление дошкольников с социумом.

Еще одним средством гармоничного развития личности ребенка является подвижная игра. Проведение подвижных игр решает комплекс педагогических задач. Физическое воспитание: оздоровление ребенка, развитие двигательных умений и навыков, формирование быстроты, ловкости, координации движений. Умственное развитие: умение действовать в соответствии с правилами, развитие памяти, обогащение словаря, развитие речи при заучивании считалок, стихов и т. д. Нравственное воспитание: коллективные действия, подчинение требованиям, формирование честности, дисциплинированности, справедливости, сопереживания. Решение всех перечисленных задач обусловлено спецификой подвижных игр, которая состоит в молниеносной, мгновенной реакции ребенка на сигналы.

В дошкольном возрасте используют два вида подвижных игр: сюжетные и игровые упражнения. Основой сюжетных подвижных игр является способность к имитации. Ребенок младшего школьного возраста использует собственное представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц, воспроизводит движения, характерные для того или иного образа: летает, как птичка, машет крылышками, тяжело и неуклюже передвигается, как медвежата и т. д. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила. На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Им важно не только воспроизвести движения, важен результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания. Тем не менее подражательность и имитация продолжает присутствовать и в старшем дошкольном возрасте. Постепенно ребенок начинает придумывать свой игровой сюжет, начинает ставить самостоятельные задачи, придумывает правила, что способствует развитию творческих способностей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадать мячом в цель, пролезать под веревкой и т. п.) .

Каждую игру необходимо четко продумать, учитывая индивидуальные особенности детей. Продуманная методика проведения игр помогает воспитать ребенка здоровым, бодрым, жизнерадостным, способным самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Умелое руководство воспитателя любой игрой и использование разнообразных приемов детской активизации является залогом успеха. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. С одной стороны, игровая деятельность носит характер самостоятельной деятельности детей, с другой – присутствие педагогического руководства обеспечивает совместную деятельность. Совместная игра дает возможность обмена знаниями, активного речевого обмена, доставляет радость, проявления положительных эмоций. Именно умелое вмешательство педагога и знание характера каждого малыша помогает поддерживать интерес к действиям друг друга. Вот здесь на первый план выходит непосредственное участие педагога в игре. Игра – это маленькая модель жизни. Здесь ребенок чувствует себя уверенно. Очень важно на первых этапах поддержать действия малыша, одобрить, дать ему понять, что вам интересно с ним играть, показать искреннюю заинтересованность. К среднем возрасту роль воспитателя заметно сокращается, но не прекращается вовсе. Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решить с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Таким образом, игра является одним из самых эффективных педагогических средств. Решение различных образовательных задач обеспечивается путем умелого использования таких факторов, как потребность ребенка в игре и желание играть. Игра, как писал великий психолог Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли всесторонне и гармонично развитыми, необходимо не только научить детей играть, но и научиться играть вместе с ними, не только будучи педагогами, но и являясь родителями. Нет ничего лучше, чем наблюдать за ребенком в процессе игры, видеть его улыбку, счастливые глаза, неподдельные эмоции.

Литература

1. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. -М. :Мозаика-Синтез, 2012.-80 с.

2. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. -М. :Мозаика-Синтез, 2012.-144 с.

www.maam.ru

Игровая деятельность с дошкольниками в условиях ФГТ- доклад

Кафе, Космонавты, Библиотека

РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА:

Это индивидуальная юра, в которой дети чувствуют себя свободно. Этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками.

Младший возраст: - в основе опыта ребенка события, которые он наблюдал. Знания, полученные из книг, мультфильмов, отражаются редко.

Сюжет с игрушкой несложен, короткие цепочки действий, за каждой игрушкой закреплена постоянная роль. Если ребенок не имеет опыта действия с игрушкой - игра разваливается.

Увиденный предмет, игрушки наталкивают на изменение сюжета,

Нелогичность игры не нуждается в поправках взрослых.

Развитие фантазии.

Речь является главным действующим компонентом (озвучивает действия, дает оценку) . Средний возраст - в основе личный и опосредованный опыт.

Сложные и разнообразные действия.

В сюжет вплетаются личные переживания ребенка.

Перед воспитателем стоит задача научить избегать шаблонов в игре.

Появляется игра на основе ассоциаций, игры по историям.

Появляется описательно-повествовательные, ролевые и оценочные высказывания.

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:

Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видов групп детских игр.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - это игры обучающие.

Их основное назначение -способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.

Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью.

Они широко используются на занятиях, при этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам занятия.

Инициатива выбора и проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому) . Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.

В обоих случаях воспитатель руководит игрой, но его роль различна.

На занятиях он учит детей - как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями, оценивает поведение.

В руководстве играми следует выделить три этапа:

Подготовка - проведение- анализ результатов.

В подготовку входят: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.

Воспитатель (взрослый) должен предварительно изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль.

Проведение: Начинать объяснение игры надо с ознакомления с её содержанием, с дидактическим материалом (предметами, картинками) , после чего излагаются правила игры и описываются игровые действия.

Мера участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач и игровых правил.

Подведение итогов: ответственный момент, взрослый отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен.

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА:

младший возраст:

занимательность (что-то лежит в красивой коробочке) , использование разнообразных игровых приемов, игрушек; сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Повторение в разных вариантах с постепенным усложнением,

побор такого дидактического материала, чтобы дети могли его обследовать, активно действовать, играть;

Объяснение правил по ходу игры;

Обязательно познакомить с предметами, которые будут использованы, их свойствами;

При подведении итогов отмечаются только положительные стороны.

средний возраст:

отбор игр, в которых закрепляются и уточняются знания о свойствах и качествах предметов, их назначении;

Воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручается детям;

Правила игры объясняются до её начала, при подведении итогов акцентируется внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуются словесные игры, игры на внимание.

старший возраст:

при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, они должны быть таковы, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Большое место занимают мотивы соревнования:

Воспитатель четко, эмоционально знакомит детей с содержанием игры, правилами, действиями, проверяет, как они поняты, играет с детьми, чтобы закрепить знания, при самостоятельной деятельности выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях, в некоторых играх воспитатель ограничивается объяснением правил игры до её начала.

Игровые правила становятся сложнее и многочисленнее, поэтому взрослый, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность действий.

Закончить игру надо эмоционально, организовано, чтобы дети захотели вернуться к ней (разыгрывание фантов, поощрение победителей, сообщение о новом варианте игры)

В конце игры нужно оценить не только правильное решение игровых задач, ни и их нравственные поступки, поведение,

продумать процесс подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль.

в подготовительной группе: роль ведущего, в большинстве случаев, поручается ребенку.

Вне занятий дети самостоятельны в выборе игры, воспитатель выступает в качестве советчика, судьи.

Во всех группах необходимо продумывать связь дидактических игр с другими видами детской деятельности: творческими, трудом, с самостоятельной художественной деятельностью (тематика + планирование) .

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ:

Прежде чем познакомить ребёнка с развивающими играми, обязательно поиграйте в них сами.

Это дает представление о каждой игре. Вы будете знать: с какой игры начать, чем её дополнить, когда и какую игру вводить.

Играя с ребёнком, не опережайте его, лучше следовать за ним с небольшим отставанием.

Заинтересовывайте детей игрой, применяя игровые приемы - первый показ можно сопроводить "тайной" или рассказать сказку.

Каждый успех встречайте радостно, похвалой, но не перехваливайте, особенно в старшем возрасте.

Если ребенок не хочет играть, не заставляйте, а создавайте такие условия, чтобы у него появилось желание.

Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребёнка - они вызывают раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес.

Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задания за ребёнка, подсказывать ему.

Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки. По окончанию игры их нужно убирать в недоступное (но определенное) место, где ребёнок может видеть игру.

Начинать игру нужно с посильных задач или более простых её частей.

Развивающие игры можно использовать на занятиях: познавательных, РЭМП, ИЗО; в утреннее и вечернее время для работы с подгруппой детей и индивидуальной работы.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

Необходимо учитывать условия работы в каждой возрастной группе: общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений: состояние здоровья каждого ребёнка; время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей.

Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей накопления ими двигательного опыта.

МЛАДШАЯ ГРУППА: организуются элементарные по правилам и содержанию сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии взрослого; в играх типа "прятки" основную роль выполняет взрослый (ищет детей или прячется от них) .

СРЕДНЯЯ ГРУППА: уже возможна игра с простейшими соревнованиями, как индивидуальными ("Кто скорее") так и коллективными, Это придает эмоциональную окраску и приучает к ответственности за свои действия в коллективе.

СТАРШАЯ ГРУППА: игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению новых заданий на коллективное соревнование.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА: играют в более сложные подвижные игры, а так же в игры с коллективным соревнованием, игры-эстафеты, игры с элементами спортивных игр.

В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно или с небольшой группой. Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игры.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВОЙ ИГРОЙ

Ознакомление с новой игрой, объяснение её содержания требуют подготовки. Содержание некоторых игр необходимо раскрыть в предварительной беседе (не обязательно в день проведения игры) , например "Обезьянки и охотники", "Волк во рву".

Объяснение игры:

Несюжетная игра - должно быть кратким, точным и интонационно-выразительным. Воспитатель объясняет последовательность игровых действий, указывает местоположение детей и игровых атрибутов, пользуясь пространственной терминологией (ориентиром на предмет в младшей и средней группе) и выделяет правила, затем можно задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли правила.

При проведении игр с элементами соревнований взрослый уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования.

Иногда можно придать игре спортивную форму - выбрать капитанов, судью.

В младших группах можно объяснять действия детей и правила непосредственно в процессе проведения игры.

Сюжетная игра - задача взрослого в том, чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы. Для этого можно использовать игрушку, рассказ (особенно в младшей группе) .

При повторении знакомых игр:

младшая группа - напомнить основные роли и местоположение детей.

средняя группа - ограничиться напоминанием правил.

старший возраст - предложить самим вспомнить правила, содержание игры, это содействует развитию сознательности и самостоятельности, выполняемых действий и подводит к умению играть без непосредственного руководства взрослого.

Распределение ролей:

- иногда взрослый назначает ведущего, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого) , или включается сам в игру в роли водящего или участника.

Пользуется считалками или предлагает детям выбрать ведущего. В младших группах роль водящего вначале выполняет сам взрослый и делает это эмоционально, живо, образно. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку при условии ограничения пространства и направления движения.

О нарушении правил взрослый сообщает перед повторным проведением игры.

Заканчивается подвижная игра общей ходьбой, постепенно снижающей нагрузку или малоподвижной игрой.

При оценке игры взрослый отмечает её положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших роли, порицает нарушение правил.

В старших группах взрослый постепенно подводит детей к самостоятельной организации подвижных игр, следя за её ходом и особенно выполнением правил.

Когда дети знают много игр и самостоятельно в них играют, взрослый может предложить им творческие задания - придумать варианты игр, изменяя сюжет, правила; сочинять новую свою игру.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ИГРЫ:

Чтобы воспитание детей в игре проходило успешно необходимо создать условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную спокойную обстановку, подобрать игрушки.

Игры в утренние часы помогают создать бодрое веселое настроение на весь день. Каждый может взять любимую игрушку, объединиться с товарищами. Иногда дети приходят с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру.

Дети могут вернуться к начатой игре после завтрака, между занятиями. Надо дать возможность продолжить игру. При выборе игр следует учитывать характер предстоящих занятий.

Перед физкультурным занятием - желательны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения - подвижные.

Для игр в группе отводятся время во второй половине дня, а на участке - до обеда и вечером. В это время организуются сюжетные игры, строительные, игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.

В группе нужно создавать обстановку для проведения различных игр. Место для игр с крупным строительным материалом выделить так, чтобы дети могли сохранить сделанную постройку.

В младших группах отвести место для проведения подвижных игр с игрушками: дети перевозят игрушки, катают их, бегают друг за другом.

Каждая игрушка должна иметь определенное место. Если дети хотят продолжать игру после обеда или на другой день, им нужно разрешить оставить постройку со всеми игрушками при условии, что они расставлены аккуратно (например: "корабль", "улица") . В играх на участке детям тоже даются все виды игрушек, но при этом учитывают особенности сезона. Перед выходом на прогулку взрослый предлагает детям подумать, как они хотят играть и что им с собой взять.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА - КЛАССИФИКАЦИЯ:

1) режиссерская - ребёнок не действующее лицо, берет роль действующего персонажа (например: под запись сказки) .

2) музыкальная драматизация (может быть сочетание видов театра) .

3) театрализованная игра - это качественная работа над образом, имеет четкий сценарий, фиксированные образы, роли.

4) импровизация - разыгрывание темы без предварительной подготовки.

Признаки театрализованной игры: содержание (четко должны знать, во что будут играть) сюжет, сценарий роль действия и отношения.

ЗАДАЧИ:

Младшая группа: Развивать интерес; навыки работы с плоскостным и объемным театром; Обогащать замысел через литературные произведения и музыкально - театрализованную деятельность.

Проявлять творчество в играх-имитациях, учить разыгрывать небольшие песенки, сказки. С помощью игрушек изготовленных взрослыми (воспитателями, родителями) и старшими детьми в присутствии детей.

Развивать навыки самостоятельного использования в играх материала для ряженья, маски и музыкальные инструменты.

Средняя группа: познакомить с различными видами театров. Учить приемам кукловождения.

Учить технике показа различных видов театра.

Старшая группа: Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр. Формировать художественно-речевые исполнительские умения. Учить быть в роли ведущего, режиссера-постановщика, декоратора.

Формировать навыки совместного творчества в процессе подготовки к спектаклю.

Подготовительная группа: Формировать потребность в творческой деятельности, Развивать артистичность, способность к перевоплощению. Учить разыгрывать сюжеты, внося новые изменения. Учить придумывать сказки и обыгрывать их.

УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младшая группа

Подробней prodetsad.spb.ru

Игровая деятельность дошкольников

Раздел «Игровая деятельность в детском саду»

В колонке с левой стороны расположены ссылки на вспомогательные материалы для проведения занятий в детском саду. В этом разделе будут собираться и выкладываться дидактические игры, как к каким-то конкретным занятиям, так и как самостоятельные материалы для педагогической работы.

Игры в дошкольной педагогике определяют как вид учебных мероприятий, организуемых в виде игр с наличием определенных правил, реализующих принципы активного игрового обучения и отличающихся как строгой структурой игровой деятельности, так и методами оценки действий участников игры. Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия.

Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Игры в детском саду влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств воспитания.

Существует несколько основных видов дидактических игр: словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры, при этом обязательными атрибутами любых дидактических игр являются обучающие и воспитывающие задачи, а также ряд игровых правил и действий. Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже имеющимися знаниями и уметь применять их на практике.

Новое на сайте:

Источник vospitatel.com.ua

Реклама

Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста

Любая деятельность оказывает на ребенка огромное развивающее влияние (совершенствуются психические познавательные процессы, мелкая, крупная моторика) . Он становится более любознательным, активнее изучает окружающую среду, пробует продуктивно взаимодействовать с людьми, начинает проявлять привязанность к любимым игрушкам.

Особенности игровой деятельности детей.

В дошкольном возрасте при осуществлении игровой и продуктивной деятельности у деток появляются прочные, конкретные представления о различных предметах, их функциях, хотя просветительская работа родителей также немаловажна. Следовательно, занятия целесообразнее организовывать в более непринужденной форме, благодаря которой они быстрее овладеют новыми умениями, знаниями (они лучше запомнят список продуктов питания, если представят себя поваром) или быстрее научаться одеваться на примере куклы.

Постепенно дошкольник становится субъектом деятельности, что отражается в иерархическом строении его мотивов, он начинает действовать более осознанно. Понимает, что мир организован более сложно, чем ему представлялось ранее. Иногда перед ним возникает дилемма: сделать что-то полезное или развлечься, то есть начинается борьба общественных и личных мотивов, но чаще он руководствуется вторыми.

В этот период полезным приобретением будут шумные музыкальные детские игрушки с повторением некоторых осмысленных фраз, или приятный сигнал в соответствии с необходимыми действиями. Например, утром нужно почитстить зубы, позавтракать, одеться и умыться.

Складывается новое мировосприятие, изменяется поведение крохи, которое в меньшей степени становится ситуативным, а в большей мере произвольным. Это закладывает фундамент для становления надситуативных мотивов. Они являются очень важной предпосылкой для полноценного формирования личности малыша и поведения принципиально нового уровня, которое постепенно перестанет зависеть от конкретной ситуации.

К дошкольному возрасту малыш не только начинает относиться к себе несколько иначе (выделяет себя как отдельного человека, определяет свою принадлежность к какому-либо полу (мальчик, девочка) ), но и к окружающей действительности. Постепенно происходит деление игрушек по половому признаку.

Игровая деятельность в раннем возрасте

Некоторые известные психологи (например, Л. С. Выготский) склонны разделять категорию деятельности на три основных разновидности: учебную, трудовую и игровую, они между собой неразрывно связаны и в той или иной мере представлены в жизни каждого человека.

Для полноценного развития дошкольников необходимо, чтобы познавательная деятельность, игра и общение с близкими, сверстниками гармонично соотносились, были тесно увязаны друг с другом, а игрушки соответсвовали возрасту.

Игра помогает не только расширить знания дошкольника о социальной действительности, но и позволяет познать сложный, многогранный мир социальных отношений, создает благоприятные условия для того, чтобы примерить на себе разнообразные социальные роли (продавец, врач) и с этих позиций попытаться выстроить отношения с людьми. Она способствует тому, чтобы малыш сумел занять свое место в детском коллективе. Следовательно, ребенок как бы изнутри исследует их особенности, учится анализировать, оценивать поступки сверстников, взрослых старается их охарактеризовать и через познание других лучше узнает себя.

К. Гросс, немецкий психолог, называет игру – школой жизни. Он отмечает, что каким бы образом она не была смоделирована, по каким бы правилам не велась, она в любом случае направлена на изучение своей культуры (норм, традиций) . Часто родителям она кажется хаотичной, подчас бессмысленной, но это ни в коем случае не умоляет ее значения для развития детей.

Дошкольники воспроизводят в ней увиденное ранее, ведь они очень любопытны. Внимательно следят за родителями и активно подражают им, то есть она нацелена главным образом на отражение социального мира. Ученые считают, что развитие малыша детерминировано успешностью освоения общественных правил, ценностей, опыта.

В игре можно выделить инновационное и стабильное содержание. Первый компонент привносится самим ребенком (идея, направленность) , а второй воспроизводит установки социума.

Виды игры у дошкольника

Существует колоссальное количество игр, но их можно распределить на две группы:

  • Творческие игры, имеющие сюжет, разработанный самим ребенком (сюжетно-ролевые) . Предметно-манипулятивная деятельность раннего детства перерастает в творческую игру дошкольника («Счастливый случай») . Малыш перестает акцентировать свое внимание на вещах и в большей степени концентрируется на людях (близких значимых, сверстниках) , начинает ощущать себя взрослым. Перестраиваются его отношения с родителями, если он активно взаимодействует с членами семьи, то происходит совершенствование, усложнение игры. Она возводит дошкольника на новый уровень развития.

    Сюжетно-ролевая игровая деятельность помогает смоделировать особые условия, при которых крошка сможет ощутить себя взрослым, встать на его место, скопировать, воспроизвести его модель поведения. Малыш пытается хотя бы внешне походить на взрослого, например заботиться о любимой игрушке или подражать поведению бабушки. Такое времяпровождение стимулирует развитие психических процессов малыша (память, восприятие, мышление) .

  • Предметные игры. Ребенок осуществляет различные манипуляции с предметами, которые помогают ему разобраться в свойствах, функциях, формах, особенностях вещей.

Дошкольник должен иметь в своем распоряжении не только современные игрушки, но и неоформленные, открывающие простор для фантазий. Можно дать ему какие-нибудь деревянные палочки, брусочки или специальные развивающие игрушки, чтобы его воображение превратило такую заготовку в самостоятельную вещь.

Обычно дети находят множество способов применения таким предметам, например, незаурядная палочка может превратиться в посох, меч, указку и так далее, а из различных деталек получаются совершенно необычные предметы. Здесь детская фантазия не имеет ограничений.

Развитие ребенка в игровой деятельности.

Режиссерская игра возникает на стыке двух возрастных этапов: раннего детства и дошкольного периода. Она разворачивается на основе достаточно простого сюжета, при этом действия детей однотипны. Они могут долго с рокотом возить по полу кубик, воображая, что это на самом деле паровоз.

Затем формируется образно-ролевая игра. Дошкольник придумывает себе образ, задачи, которые необходимо реализовать. Она всегда основана на каких-то ярких впечатлениях, например, ему очень понравился герой мультфильма и он старается его изобразить.

Эти переживания могут быть связаны с чем угодно: колокол, машина, самолет.

В пять – шесть лет у него находит свое выражение сюжетно-ролевая игровая деятельность, постепенно она подчиняется принятым группой правилам. Дети относятся к куклам, ровесникам как к формальным партнерам, которые также обладают определенной ролью. Роли становятся, не так важны, как следование правилам, в этом случае игры содержат в себе мотив соревнования и основаны на стремлении сталь победителем.

Итак, в любой игре заложен колоссальный развивающий потенциал, поэтому ей нельзя пренебрегать. Она не только формирует личность ребенка, но и подготавливает его к взрослой жизни, помогает быстрее, успешнее влиться в новый коллектив, в ней отражается все то, что малыш видит в повседневности, она демонстрирует его отношение к социальной действительности, мировосприятие, поэтому игра настолько важна.

Поиск по сайту

Читать далее www.kindergenii.ru

Игровая деятельность дошкольников - Реферат , страница 1

Приложение

Введение

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

И в дошкольном возрасте игре, как важнейшему виду деятельности, принадлежит огромная роль. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. "

Учитывая важнейшее значение игры в жизни дошкольника, является целесообразным изучение особенностей игровой деятельности ребенка. Поэтому тема данной курсовой работы – «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста» - актуальна и практико – ориентирована.

Цель исследования: выявить и обосновать специфические особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Объект исследования: игровая деятельность дошкольников

Предмет исследования: особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Гипотеза: игровая деятельность дошкольников имеет свои особенности.

Задачи исследования:

  • Выполнить анализ психолого-педагогической литературы по заданной теме.

  • Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении.

  • Определить сущностные характеристики игровой деятельности дошкольников.

  • Разработать методические рекомендации для педагогов, психологов и воспитателей по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

1. Теоретический анализ игровой деятельности детей дошкольного возраста

1.1. Понятие и сущность игры. Теория игровой деятельности в отечественной педагогике и психологии

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», и мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и объективного объяснения разных форм игры.

Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте.

Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание, сравнивая с другими видами деятельности. Игра может быть вызвана потребностью в лидерстве, соревновании.

Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания. Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий.

Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесны и многообразны. Всякая игра, прежде всего, свободная, вольная деятельность.

Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, потребность изменить окружение. Когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность ребенка в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным . В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, что в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".

В игре как в ведущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка .

Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается.

Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения.

Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия.

Сознательность ребенка отделяет образ реальной палочки, которая требует реальных действий с ней. Однако мотивация игрового действия это совсем независимо от объективного результата.

Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

Палочка имеет определенное значение, которое в новом действии приобретает для ребенка нового, особенного игрового содержания. Детская фантазия рождается в игре, которая стимулирует этот творческий путь, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира.

На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что она кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.

Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс.

С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира.

Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)

Ребенок может овладеть широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре, в игровой форме. В этот процесс освоения прошедшего мира через игровые действия в этом мире, включены как игровое сознание, так и игровое неведомое.

Игра – творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование!

В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.

Подробней на сайте works.doklad.ru

Другие статьи по теме:

  • Ведущая деятельность дошкольника

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Проблемно игровые методы логико математического развития дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть) Взаимодействие с родителями воспитанников Для родителей подготовила родит...

  • Этапы развития игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности в раннем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад Московской области. Материал...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Развитие игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете, Она всегда – ни для чего, Как ни над чем смеются дети. З. Гиппеус. «Игра - преобладающий ил...

  • Игровое развитие дошкольников педсовет

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста Характеристика сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и...

  • Организация игровой деятельности дошкольников

    Сценарий педсовета «Создание условий для развития игровой активности дошкольников» Сценарий проведения педагогического совета в ДОУ Тема: «Создание условий для развития игровой активности дошколь...

  • Игровая деятельность детей дошкольного возраста

    Презентация «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста» «У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой вс...

  • Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете, Она всегда – ни для чего, Как ни над чем смеются дети. З. Гиппеус. «Игра - преобладающий ил...

  • Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

    Развитие игровой деятельности в раннем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад Московской области. Материал...