Игровые умения у детей дошкольного возраста

Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть)

Взаимодействие с родителями воспитанников

Для родителей подготовила родительское собрание на тему «Игра в жизни дошкольника». Родители узнали, что такое сюжетно-ролевая игра, в какие игры играют их дети, и какие игровые умения у них развиваются.

Чтобы родители имели представление о том, как выражается активность ребенка в игре, провела консультация на тему «Воспитание активности в творческих играх», и готовились к игре дома: пополняли знания детей об окружающем- читали, создавали игровую обстановку, принимали участие в игре.

Оформила в помощь родителям папку-передвижку на тему «Домашний игровой уголок».

В помощь родителям подготовила стенд: «Особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста».

Организовала фотовыставку «Сюжетно-ролевая игра «Больница для игрушек».

Чтобы заинтересовать детей вопросом развития игровых умений детей, способствовать возникновению и развитию игр на темы из окружающей жизни, предложила родителям анкетирование: «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома».

В итоге, вместе с родителями сделали вывод, что родители принимают активное участие в подготовке атрибутов к сюжетно-ролевым играм, способствуют сплочению детского коллектива, помогают развивать игровые умения детей, играя с детьми дома. У детей развиваются: умения выбирать роль, игровые умения- действия с предметами и взаимодействия с партнерами.

2.2. Контрольно-оценочный блок опыта работы

Для определения уровня сформированности игровых умений в сюжетно-ролевой игре, по игровому воспитанию 2 раза в год проводится диагностика (сентябрь и май).

Для диагностики были использованы критерии разработанные Н. Ф. Губановой.

Диагностика помогла подойти к решению следующих задач:

1) выявления уровня взаимодействия друг с другом в непродолжительной совместной игре.

2) выявления умения разыгрывать простейшие сюжеты в сюжетно-ролевой игре.

Для проведения данной диагностики были разработаны критерии полные и эмоциональные действия на которые отмечались знаком «+», а краткие, сдержанные действия или отсутствие таковых отмечались знаком «-». Преобладание знаков «+» определило высокий уровень, «-» низкий уровень.

Для удобства обработки данных выделили следующие критерии:

– высокий; - средний; - низкий.

Расшифровка каждого уровня:

Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.

Средний уровень. Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

Низкий уровень. Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

Цель данной диагностики: проанализировать развитие игровых умений у детей младшего возраста на основе предложенного игрового сюжета.

Для проведения диагностики предлагается 10 игровых ситуаций, на основании которых выявляют сформированность игровых умений у детей младшего дошкольного возраста:

1. Уложим спать куклу Катю

2. Сварим суп для куклы Кати

3. Мама стирает белье

4. Мама лечит дочку Катю

5. Мама и дочка гладят белье

6. Мама и дочка идут в магазин за продуктами

7. Мама и дочка идут на прогулку

8. Мама и дочка встречают гостей

9. Мама играет с дочкой Катей

10. Мама и дочка убирают комнату

Данное диагностическое обследование помогает увидеть, насколько развиты игровые, умения и какие затруднения у детей вызывают те или иные сюжеты ролевых игр.

Диагностическое обследование проводилось путем наблюдения за действиями детей, с использованием предметно-игровой среды, с опорой на жизненный опыт ребенка. По ходу диагностики детям задавались вопросы, на которые они поочередно отвечали. Целесообразно на диагностику приглашать не более 5 детей, чтобы наиболее точно оценить умение и навыки каждого ребенка.

Уровень сформированности игровых умений у детей младшего дошкольного возраста на апрель 2014 г.

№ п/п Имя ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средний Уровень

1 Даша К. + + + + + + - - - - С

2 Егор С. + + + - + - - - - - Н

3 Никита С. + + - - - - - - - - Н

4 Ника С. + + + + + + + - + - В

5 Ваня М. + - - - - - - - - - С

6 Аня Ш. + - - - + - + + - + В

7 Женя Б. + - - - - - + - - - С

8 Гоша П. + + + + - - - - - - Н

9 Лиза Я. + + + + - - + - - - С

10 Кирилл Д. + + + - - - - + + + В

Высокий 30 %

Средний 40 %

Низкий 30 %

Анализ результатов (в конце учебного года) констатирующего этапа дает возможность говорить о достаточном уровне сформированности игровых умений у детей младшего дошкольного возраста. И необходимо продолжать целенаправленно работать по формированию игровых умений и навыков у детей обогащая их игровой опыт.

III. Заключение

Выводы по опыту работы

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает радость в общении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.

Именно сюжетно-ролевые игры, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

Основные источники:

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. : Просвещение. 1987.

2. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.

3. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991.

5. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. М. : Педагогика, 1975г.

www.maam.ru

Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Центр образования» городского округа Чапаевск Самарской области

структурное подразделение, реализующее

общеобразовательные программы дошкольного образования

Опыт работы на тему:

«Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: Носова

Галина Александровна

воспитатель

ГБОУ СОШ «Центр образования»

СП г. о. Чапаевск

2014 г.

Оглавление

I. Вводная часть

1. Актуальность опыта работы (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)

2. Цель и задачи опыта работы

3. Ожидаемые результаты

II. Основная часть

1. Теоретическое описание опыта работы

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок опыта работы

2.2. Контрольно-оценочный блок опыта работы

III. Заключение

1. Выводы по опыту работы

IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

I. Вводная часть

1. Актуальность работы:

«… ребёнок в игре получает первую, совершенно

специфическую подготовку к жизни…

В игре проявляются и удовлетворяются

социальные потребности и интересы ребёнка,

проявляясь, они вместе с тем и формируются»

С. Л. Рубинштейн

Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования Л. С. Выготского, 1966; Л. И. Божович, 1968; А. В. Запорожца, 1966; А. Н. Леонтьева, 1983; Л. С. Славиной, 1948; Ф. И. Фрадкиной, 1966; Д. Б. Эльконина, 1978, игровые умения развиваются именно в сюжетно-ролевой игре дошкольника.

Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка. Она играет огромную роль в становлении и развитии личности на самых ранних этапах формирования личности, так как является ведущим видом деятельности в этот период. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Основная проблема, рассматриваемая в работе: в какой мере игровые технологии способствуют развитию игровых умений у младших дошкольников.

Содержание образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования имеет в своей структуре сюжетно-ролевую игру, которая охватывает следующие ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

2. Цель и задачи опыта работы

Цель: изучение влияния игровых технологий на развитие игровых умений у младших дошкольников.

Объектом изучения выступает игровое умение младших дошкольников.

Предмет: игровые технологии как средство развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию игровых умений у младших дошкольников.

2) Раскрыть особенности и своеобразие игровых умений в процессе сюжетно - ролевой игры дошкольника.

3) Подобрать диагностические методики по выявлению уровня развития игровых умений младших дошкольников.

3. Ожидаемые результаты по опыту работы

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (по ФГОС ДО) :

- ребёнок овладевает игровыми умениями действия с предметами, взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- ребёнок становится самостоятельным, регулирует собственные действия;

- у ребёнка развивается социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками;

- у ребёнка развивается любознательность и познавательная мотивация, воображение и творческая активность;

- ребёнок овладевает речью как средством общения и культуры, обогащается его активный словарь, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.

II. Основная часть

1. Теоретическое описание опыта работы

Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем подражания тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте. Однако ребёнок подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Мотивом, побуждающим ребёнка к игровой деятельности, является внутренняя потребность ребёнка в активном участии в жизни взрослого.

Новизна и теоретическая значимость работы заключается в разработке комплекса методов и приёмов по формированию игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих умений ребёнка без использования методов принуждения и важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников, путем действия с игрушками-предметами, создания игровых ситуаций, использования дидактических игр, взаимодействия со сверстниками.

В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова Е. И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще неустойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры.

В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать. В дидактической игре типа «Оденем куклу Таню», «У куклы Тани день рождения», «Уложим куклу Таню спать» и др., драматизируются в лицах знакомые детям потешки, прибаутки; используются игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, создаются игровые ситуации, которые наталкивают ребёнка на продолжение игры (кукла сидит за столом сервированным к чаю и т. д.)

Чрезвычайно эффективен приём совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками, с предметами-заместителями. В этом возрасте у ребенка возникает интерес к игре сверстников. Вначале он проявляется в отношении к игрушке. Так, у одной куклы появляются две мамы, у одного автомобиля — два шофёра. И мамы, и шоферы согласовывать друг с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает и т. п. Так возникает ссора — каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Нередко бывает так, что, одержав верх над товарищем и заполучив игрушку, ребёнок вскоре откладывает ее в сторону. Малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, нужно увлечь их совместными действиями с игрушкой. С возрастом у ребенка появляется стремление подражать и игровым действиям сверстника и желание выполнять ту же роль. Достаточное количество однотипных игрушек даёт возможность детям играть "рядом". В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости; формируются навыки жизни в коллективе.

Исполняя вместе с ребёнком главную роль, прежде всего, нужно стремится поддержать интерес ребёнка к игре, развивать умение выполнять роль до конца и развивать содержание игры, согласовывать свои действия с действиями товарищей; наряду с этим решается задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняя свою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения.

На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывает изготовление игрушек-самоделок. Такая игрушка делает игровые интересы ребенка более устойчивыми, помогает объединению детей в игре. Необходимо заинтересовать малышей процессом изготовления игрушек.

Особое место в руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей этого возраста занимает подбор соответствующего игрового материала, прием обыгрывания новых игрушек в форме театрализованного представления, создание игровых ситуаций.

Эффективны и такие приемы, как подбор вместе с детьми элементов костюма; рассказ детям о том или ином действующем лице; индивидуальная беседа по картинкам, иллюстрациям; советы, показ игровых действий в игровой ситуации.

Все названные выше игровые технологии направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-prilozhenie_shpfu.pptx | 15583,64 Кб | Скачан: 75
www.maam.ru

Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (2 часть)

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок опыта работы

Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста – важнейшая задача педагогической работы в детском саду. Формировать игровые умения у младших дошкольников, нужно при комплексном руководстве, включающем в себя взаимосвязанные компоненты игровых технологий: обучающие игры, игровые ситуации, ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей посредством действия с игрушками, дидактическими играми, взаимодействия со сверстниками, организацию предметно-развивающей среды.

Для решения поставленных задач по данной теме, работа организована в 2-х направлениях: с детьми и родителями. Составлен перспективный план работы по формированию игровых умений у младших дошкольников, разработаны конспекты различных видов деятельности (дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, сценарии родительских собраний, практический материал по использованию игр-драматизаций, консультации для родителей.

В процессе работы, большое внимание уделялось формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, приёмам общения, развивалось умение анализировать причины конфликтов и вырабатывалось умение самостоятельно их регулировать.

Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. С этой целью были проведены кратковременные коллективные беседы с детьми: «Каждая игрушка живёт в своём домике», «Как мы играем», «Самый лучший помощник».

В начале года часто использовались в работе фронтальные игровые моменты. Это игры типа "Хороводные ”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”.

Работа по формированию игровых умений младших дошкольников строилась с сюрпризных моментов, внесения новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой. Затем с установления взаимоотношений детей друг с другом, умения договариваться, подбирать атрибуты, выбирать место игры и роль. Дети учатся играть по правилам, выполнять игровую задачу. Чтобы у детей имелись представления о труде взрослых, проводились экскурсии по детскому саду и с помощью родителей (например: посещения аптеки, магазина, парикмахерской, кафе, больницы).

Следующий этап в работе введение проблемных ситуаций, введение новых персонажей, ролей, соединение 2-3 сюжетов в одной игре. Дети к концу второй младшей группы охотно вступают во взаимодействие со сверстником, проявляют активность, самостоятельность, творчество. У дошкольников в игре проявляется внимание к партнерам, взаимопомощь.

По-прежнему любимыми остаются у детей игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В дидактических играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, показывала пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Зачастую в игру включала куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

Художественная литература универсальное образовательное средство и одна из форм партнерской деятельности взрослого с детьми: игровой, продуктивной, поисково – познавательной, исследовательской. Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть», «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание с детьми иллюстраций к книге К. Чуковского «Айболит», помогли в развитии сюжетной игры «Больница для игрушек». У детей пополнились ранее полученные знания о труде врача, они познакомились с трудом мед. сестры, общаясь у них развивается речь. Формировала у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировала творческую активность детей в игре; обучила новым игровым действия, умениям обращаться с атрибутами-игрушками медицинского назначения. Провела экскурсию с детьми в кабинет мед. сестры. Совместно с детьми изготавливала картотеку карточек, бланков рецептов и др. Организовала открытый показ для родителей сюжетной игры «Больница для игрушек». Подготовила презентацию этой игры для окружного конкурса методических разработок «Волшебные ключи игры», номинация: «Лучшая сюжетно-ролевая игра»

В игре «Строим дом»- знакомила детей со строительными профессиями, обращала внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научила детей сооружать постройку несложной конструкции. Обогащала игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Поощряла попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Развивала умение общаться, договариваться друг с другом.

В игре «День рождение куклы» - знакомила детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; развивала умение правильно находить и отбирать посуду для чаепития, обогащала содержание игр, способствовала развитию игровых умений, объединению детей для совместных игр, обогащала словарный запас. Развивала умение действовать с игрушками, выполнять несколько взаимосвязанных действий.

В сюжетно-ролевой игре «Семья»- обогащала социально- игровой опыт между детьми; развивала игровых умений по сюжету «Семья»; закрепляла представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомила детей с разной посудой: кухонной, столовой и чайной. Беседовала о бережном отношении с игрушками. Формировала умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.

В игре «Магазин»- знакомила детей с работой продавца, прививала элементы навыков социального общения. Развивала умение взаимодействовать в сюжете с двумя действующими лицами.

Перед тем, как начать играть в игру «Детский сад»- провела экскурсию по детскому саду. Понаблюдали за трудом: мед. сестры, повара, кладовщика, прачки, помощника воспитателя. Побеседовала с детьми на тему: «Кто заботится о нас в детском саду». Почитала детям: А. Барто «Игрушки», Н. Кашнина «Первый день в детском саду», Е. Благинина «Ясочкин садик», «Школа для воспитанных детей», Раздел «В детском саду»

Постоянно усложняю и обогащаю предметно-развивающую среду и способствую возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, вказок, песенок, стихов). Обогащаю игровые умения, опыт детей посредством чтения художественной литературы, бесед, рассматриванием картин, экскурсий, непосредственного участия в играх, оказания своевременной помощи советом, показом.

Дети с удовольствием выбирают роли, игрушки, стали более самостоятельными, умело действуют предметами. Умеют взаимодействовать друг с другом, бывают конфликты, могут не поделить игрушку, но развиваю умение не обижать друга, а уступить ему.

www.maam.ru

Игровые приемы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Игровые приемы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Я. А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п. ». Овладение этими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно–образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются следующие действия: показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Образовательная деятельность направленные на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Для закрепления культурно-гигиенических навыков и привычек целесообразно использовать сюжетно-ролевую игру, «Обратите внимание на игры малыша, вот он посадил куклу за стол и собирается её кормить. Подскажите ему: «Ты всегда перед едой моешь руки. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ». Или другая ситуация. Ребёнок укладывает спать куклу одетую. Нужно ему напомнить: «Перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь её. Твоя дочка тоже не хочет спать одетой». Таким образом, усвоение культурно-гигиенические навыки закрепляются и обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые» - советуют Ю. А. Афонькина и Г. А. Урунтаева.

Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.

Особое значение в общении с детьми имеют игровые приёмы. Именно они позволяют воспитателю более активно воздействовать на малыша. Важное значение для повышения активности детей во время проведения ОД имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Так же к игровым приемам относятся: загадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах, создание игровой ситуации («Научим Петрушку мыть руки»). В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников. Можно внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам, и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают кукле имя. Затем учат куклу навыкам самообслуживания. Кукла иногда даёт оценку действиям детей.

Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера. Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать; «какое гладкое, какое душистое! А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте проверим? »

Использование игровых приёмов, весьма эффективный метод, они должны быть похожи на настоящую игру и обладать её существенными признаками: представлять собой продуманные педагогом игровые задачи, соответствующие им игровые действия с целью обучения, воспитания и развития детей. Для обучения через игру так же созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Но для играющих детей воспитательно–образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения. Первая функция – совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Вторая функция дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную форму. Обучающая задача воплощается в соответствующем содержании и реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему – то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма. Однако следует отметить, знания и умения, приобретаемые играющими, являются побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия – для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решений игровой задачи, выигрыш – для детей старшего дошкольного возраста.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка. В младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания; он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. И в совершенствовании этих навыков, как показывает опыт работы, помогают творческие игры: сюжетно - ролевые, театрализованные.

В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение игровым приемам, так как они создают у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.

Список используемой литературы:

Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. – М. : Просвещение, 1979. – 175 с.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 240 с.

Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1986. – 141 с.

www.maam.ru

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

«Ласковое имя»

Цель: развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку») . При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.) .

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него.

Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» — «Хорошо». «Как идут дела?» —«Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.) . Дважды повторять вопрос нельзя.

«Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.) .

«Прощай»

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.) . Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.

Игры на развитие навыков невербального общения

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальными способам общения.

Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

- как говорят плечи «Я не знаю»;

- как говорит палец «Иди сюда»;

- как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;

- как говорит голова «Да» и «Нет»;

- как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания».

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

«Зоопарк»

Цель: развитие невербальных способов общения.

Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д.

Остальные дети угадывают это животное.

«Сделай подарок»

Цель: знакомство детей невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«День наступает — все оживает. Ночь наступает — все замирает»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.) .

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Робот»

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д.

Затем дети меняются ролями.

«Эхо»

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д.

Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

«Руки — ноги»

Цель: учить детей четко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

«Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате.

Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

«Змея»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию) . Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются.

В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры на телесный контакт

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Материал vscolu.ru

Методика диагностики игровых умении? у детеи? старшего дошкольного возраста

Под игровыми умениями понимаются умения старших дошкольников предложить замысел и сюжет игры, умения осуществить ролевые действия и ролевую речь.

МОНИТОРИНГ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРОВЫХ УМЕНИЙ

Под игровыми умениями понимаются совокупность освоенных способов: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь.

2.1. Методика диагностики игровых умений у детейстаршего дошкольного возраста

Цель: осуществить мониторинг формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых умений

Задачи:

1. Определить критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить уровни сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать состояние работы в ДОУ по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых умений в театрализованной деятельности.

Для решения первой задачи констатирующего эксперимента использовался анализ литературы, в ходе которого, исходя из структуры игры по Д. Б. Эльконину выделены критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1) .

Таблица 1

Критерии и показатели уровня сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Умение развить замысел по ходу игры;

Умение создать предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей) .

2. Сюжет игры

Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа;

Взаимосвязанность ролевых функций детей

Умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;

Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа.

5. Ролевая речь

Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

Уровни сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (таблица 2) .

Таблица 2

Характеристика уровней сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

1. Замысел игры

Низкий уровень –1 балл

Отсутствие подготовительного этапа игры (игра «с ходу») . Толчок к игре – игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.

Средний уровень – 2 балла

В структуре игры выделяется подготовительный период: дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используют предметы-заместители.

Продолжение таблицы 2

2

Высокий уровень – 3 балла

В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

2. Сюжет игры

Низкий уровень –1 балл

Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку») . Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета.

Средний уровень – 2 балла

Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.

Высокий уровень – 3 балла

Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.

Основное содержание игры — действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

3. Роль

Низкий уровень –1 балл

Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.

Средний уровень – 2 балла

Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка.

В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.

Высокий уровень – 3 балла

Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны.

Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

4. Ролевые действия

Низкий уровень –1 балл

Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей.

Средний уровень – 2 балла

Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа.

Продолжение таблицы 2

2

Высокий уровень – 3 балла

Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику.

Нарушение логики действий и правил отвергается.

5. Ролевая речь

Присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.

Средний уровень – 2 балла

Специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.

Высокий уровень – 3 балла

Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

Для решения второй задачи мониторинга использовался анализ литературы, в результате которого был сделан вывод, подтвержденный исследованиями Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой , о том, что наиболее ярко индивидуальные особенности сформированности игровых умений детей проявляются во время самостоятельной деятельности, когда дети могут достаточно полно реализовать свои возможности, поэтому обследование детей эффективнее проводить методом наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей.( В течение 2х недель каждый день группе детей из 3-5 человек предлагается поиграть в театрализованную игру, предоставляются разные виды театров и кукол, атрибуты, реквизиты) .

При наблюдении экспериментатор соблюдает следующие правила:

1. Для определения естественного уровня развития игровых умений не следует в момент обследования стимулировать активность ребенка, предоставив ему полную свободу деятельности.

2. Целесообразно в естественных условиях внимательно наблюдать за каждым играющим ребенком со стороны, чтобы получить представление и о характере и о содержании его игровых умений.

Результаты наблюдений заносятся в протоколы. По набранной сумме баллов по каждому критерию определяется уровень сформированности игровых умений у каждого ребенка:

- высокий уровень –13-15 баллов;

- средний уровень – 8-12 баллов;

- низкий уровень – 7 и меньше баллов.

Высокий уровень (13-15 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

Ребенок предлагает для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

Игровые действия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа) , изображаемого ребенком в игре. Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки) . Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается. Речь ребенка носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

Средний уровень (8-12 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета. Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью.

В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий.

У ребенка фиксируется наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.

В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и внеролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.

Низкий уровень (7 баллов и меньше) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.

Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку», шофер ездит на машине туда-сюда и т.п.) . Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли.

Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней. Игровые действия ребенка однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия.

Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей. Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные внеролевые диалоги с детьми, играющими рядом с ребенком.

Для решения третьей задачи мониторинга изучается опыт воспитателей ДОУ, оценивается уровень их профессиональных умений игровых умений у старших дошкольников. Для этого применяются следующие методы: анализ перспективных и календарных планов работы воспитателей старшей группы, анализ предметно-развивающей среды детского сада и старших групп, анкетирование воспитателей и родителей.

Подробней sundekor.ru

1. Н. Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

2. Н. А. Ветлучина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

3. М. Б. Запецина «Музыкальное воспитание в детском саду»

4. М. А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду».

5. Л. Н. Комисарова «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

6. Н. А. Ветлучина

А. В. Конеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду»

Условия возникновения опыта

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию творческих способностей.

В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музыкальных игрушек и инструментов. Чтобы знать, как ими пользоваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения и приемами игры на них.

Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.

Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга и коллективное исполнение в детском оркестре.

Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе.

Противоречие

Анализ современной ситуации приводит к выявлению следующих противоречий:

Чтобы достичь определенных успехов на занятиях музыки в дошкольных образовательных учреждениях, соблюдая при этом возможности вышеназванные мною, существует ряд противоречий:

  1. Нехватка профессиональных кадров в дошкольных образовательных учреждениях, знающих специфику и методику преподавания и обучения детей на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий.
  2. Размытостью нравственных ориентиров в обществе и необходимость воспитать их именно в дошкольном возрасте, в том числе и на музыкальных занятиях в детском саду, первоначальные музыкальные азы именно в дошкольном возрасте.
  3. Арсенал музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста и отсутствие педагогической системы по их изучению именно в дошкольных образовательных учреждениях.

Актуальность

Актуальностьвыбранной темы считаю актуальной так, как обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношении, различают красоту звучания различных инструментов. У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма и движения.

Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Педагогическая идея

Ведущий идеей опыта являются развивающие обучение на музыкальных инструментах через индивидуальный подход, способствующее развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми дошкольного возраста, также воспитанию у детей музыкальной культуры, эстетического воспитания как части их духовой культуры и гармонично развитой личности.

Отсюда вытекает цель опыта:

Создание дошкольного детского музыкального оркестра.

Задачи.

Овладению игре на детских музыкальных инструментах и развитию творческих способностей дошкольника требует решения следующих задач:

  1. С помощью детских музыкальных инструментов побудить ребенка к самостоятельным занятиям музыкой.
  2. Научит детей играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы, интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе.

Обновление содержания музыкальных занятий в детском саду провожу по следующим направлениям:

  1. Введение в музыкальные занятия с учетом возрастных особенностей дошкольников музыкальных игрушек.
  2. Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих игр и заданий.
  3. Обновление репертуара осуществляется с применением музыкальных инструментов в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и увеличением количества инструментов.

Теоретическая основа

Внедрение моего опыта основывается на определенных теоретических положениях.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания инструментов. У детей улучшается качество игры на детских инструментах и музыкально-ритмические способности.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогают передать чувства, внутренний духовный мир.

Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляю как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараемся применять разнообразные методические приемы: показ иллюстрации, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание музыки и т.д. пересматривается плотность занятия, тщательно продумывается его проведение, чтобы оставалось время на этот вид деятельности.

В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах пользуюсь попевками из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.

Систематический применяю на музыкальных занятиях различные игрушки и инструменты, вызывающие у детей интерес к таким занятиям, расширяющий их музыкальные впечатления, способствующий творческую активность.

Немало времени уделяю более способным и активным ребятам, с которыми готовлю «сюрпризы» для утренников или развлечении. Они становятся организаторами различных концертов, музыкально - дидактических игр, в свободное от занятий от времени помогают детям ,осваивают игру на инструменте.

На индивидуальных занятиях продолжаю обучение игре на металлофоне, барабане , бубне начатое в процессе музыкальных занятий. Напоминаю правила пользования инструментом, обращаю внимание на правильную осанку, еще раз объясняю расположение звуков на инструменте, отрабатываю приемы звукоизвлечения, напоминаю, как нужно держать молоточек в руке, чтобы звук был чистым и звонким. При этом слежу, чтобы ребенок не зажимал сильно моточек.

В старшей группе на индивидуальных занятиях учу детей играть в ансамбле.

В подготовительной школе группе требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются. Дети играют ансамблем и в оркестре.

Надо отметить, что многие дети слушают свою игру, чувствуют, когда ошибаются. Назгуль ударила молоточком не туда, и у нее вырвалось «ой». Свою ошибку она исправляет самостоятельно.

Большую индивидуальную работу с детьми, обучающимися игре на ложках, провожу в ансамбле ложкарей. В основном учу на музыкальных занятиях, индивидуально обучаю тех, кто играет в замедленном темпе, не соблюдает ритм, не слышит аккомпанемент.

Игра в ансамбле или оркестре требует от детей соблюдения общей динамики, темпа, этому тоже учу на индивидуальных занятиях.

На бубне дети начинают учиться играть в среднем звене детского сада. С этого же возраста с детьми можно заниматься индивидуально.

Бубен издает звуки, различные по характеру, в зависимости от того, как ударяют по его перепонке пальцами, мягкой кистью ладони или одним большим пальцем. Одной из главных задач при обучении игре на бубне является развитие ритмического слуха.

Начинающие азы игре на детских музыкальных инструментах дети начинают учить в младшей группе нашего сада. Уже в младшей группе дети начинают учиться играть на погремушке, отбивая не сложные ритмические рисунки.

Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной работой. От робких звуков на первых занятиях дошкольники переходят к более уверенному исполнению.

Занятия помогают выявлять интересы и склонности ребят, воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость, силу воли, развивают детское творчество. В процессе систематических занятий у детей вырабатывается осознанное исполнение песен, попевок. Они с удовольствием повторяют знакомые мелодии в группе и дома, играют в оркестре, аккомпанируют вокальным и танцевальным группам.

Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно- поисковую музыкальную практику.

Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, раннее не известное им в мире музыки.

Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко.

Музыкально-дидактические игры и их роль

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умение слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звуков, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.

В работе с детьми стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.

Роль воспитателя

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями , играми, играй на детских музыкальных инструментах.

Оркестр в детском саду

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность , робость.

В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируются чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.

Еще в начале своего трудового пути, работая с дошкольниками, я понял, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек и инструментов.

Результативность

В проведении воспитательных мероприятии, большое внимание уделяю проведение праздников, утренников, развлечений, концертов.

За время работы в детском саду «Улыбка» сделал 6 выпусков, которые получили первоначальные азы музыкальной подготовки. В настоящее время они продолжают успешно развивать свои музыкальные способности в начальных классах, музыкальной школе. Некоторые из них являются призерами конкурсов школьного и районного масштаба

  1. В 2001 году коллектив детского сада «Улыбка» был награжден почетной грамотой занявший 1 место в районном конкурсе «Творчество детей детских садов».
  2. В 2004 году благодарственное письмо от администрации МОУ «Кош-Агачская начальная школа- детский сад № 2 ».
  3. В 2005 году Почетной грамотой награжден педагогический коллектив ДОУ «Улыбка» за проявленную творческую инициативу в проведении творческого отчета, посвященного 250- летию воссоединения алтайского народа в состав России.
  4. 2005 году Почетной грамотой награжден Ажимканов Е. Б. за умелую организацию смотра художественной самодеятельности посвященного 60-летию Победы.

Перспективность

Ближайшей перспективой своей педагогической деятельности я вижу разработку собственных подходов к развитию познавательной активности обучающихся через увеличение и совершенствования на музыкальных инструментах в детском оркестре.

Адресность

Свой опыт адресую: Учителям музыки в начальных классах, музыкальным руководителям детских садов и молодым специалистам.

По теме:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв...

  • Гендерные особенности детей дошкольного возраста

    Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста «Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста» Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь...

  • Диагностика игры детей дошкольного возраста

    Диагностика детей дошкольного возраста с РДА Эмоциональное общение со взрослым. Задание 1. «Дай ручку! » Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Методика об...

  • Методики работы с детьми дошкольного возраста

    Проект «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий» Тип проекта: групповой, долгосрочный. Современное состояние общества, в...

  • Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию у детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная гусеница» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития се...

  • Социально личностное развитие детей дошкольного возраста

    Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕ...

  • Игра ведущая деятельность детей дошкольного возраста

    Родительское собрание «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Цель: повысить уровень пе...

  • Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста

    Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики М...

  • Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете, Она всегда – ни для чего, Как ни над чем смеются дети. З. Гиппеус. «Игра - преобладающий ил...

  • Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

    Развитие игровой деятельности в раннем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад Московской области. Материал...

  • Средства развития речи детей дошкольного возраста

    «Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества» Развитие речевого творчества. I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблем...

  • Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть) Взаимодействие с родителями воспитанников Для родителей подготовила родит...