Игры на развитие эмоционально волевой сферы дошкольников

Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей

старшего дошкольного возраста посредством игры»

Актуальность. Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным, более многообразным и своеобразным.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Особое место детства в становлении личности признается всеми исследователями. Если по отношению к развитию познавательных процессов детский возраст считается решающим, то это тем более верно в связи с развитием личности. В детстве закладывается фундамент личности: формируются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты. Первые относятся к интересам человека, тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения.

В дошкольном возрасте известны ситуации страха, паники, парадоксы воли. В связи с этим существует проблема определения основных путей психологического сопровождения естественного развития ребенка, которое бы включало развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. Также наличие детей с коммуникативными, поведенческими и эмоционально-личностными проблемами предполагает разработку специальных коррекционно-развивающих программ.

Научная новизна содержит теоретическое обоснование

игры как главного средства развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в разработке программы развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Цель работы заключается в систематизации и разработке программы развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игр.

Задачи:

1. Изучить научно-теоретическую основу проблемы эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста;

2. Раскрыть сущность игры как средства развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;

3. Практически изучить влияние игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой явились труды А. В. Запорожца, Р. С. Немова, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского и др.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к эмоционально-волевым проявлениям.

Воля – это сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью. Она помогает преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Первичные волевые проявления отмечаются в раннем детстве, когда ребенок стремится достигнуть цели: достать привлекательную игрушку, делая при этом усилия, преодолевая некоторые препятствия.

Развитие воли и эмоций у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценностных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Для маленького ребенка характерно находиться в «плену» эмоций, потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Особую роль в развитии эмоций и воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование эмоционально-волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Таким образом, развитие воли и управления своими эмоциями дошкольниками является важной проблемой развития личности, так как являются основой для развития произвольности поведения.

Игра как средство развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольника

На констатирующем этапе с целью изучения эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста были исследованы волевые проявления детей и понимание ими эмоциональных состояний людей.

Проведенная диагностика в старшей группе МДОУ №89 «Парус» г. Якутска показала преобладание среднего уровня развития волевых проявлений: дети неодинаково ведут себя при выполнении задания в условиях затруднения, им трудно сохранять цель в ситуации напряженного внимания и сосредоточенности. Большинству детей (80 % детей) доступно понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, при определении эмоционального состояния больше опираются на мимику изображенного, и лучше понимают сверстника. Дети испытывали затруднения в умении поставить себя на место другого человека, особенно взрослого. У многих (80 % детей) наблюдается умение сопереживать другим людям.

Игра рассматривается как самостоятельный метод и как составная часть психотерапии. Как самостоятельный метод она выполняет три основные функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Поскольку диагностика не выявила серьезных отклонений в эмоциональном развитии детей, участвовавших в эксперименте, депривации психологического развития, наша экспериментальная работа была направлена на профилактику эмоционального неблагополучия детей, развития их эмоционально-волевой сферы.

В связи с этим, нами разработана и внедрена в практику программа развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, в которой основными задачами мы выделяем:

развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных навыков, создание положительного эмоционального фона;

активизацию произвольной экспрессии, механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний;

воспитание произвольного контроля за своими действиями, развитие уверенности в себе, освоение различных социальных позиций;

снятие двигательной расторможенности, негативизма.

Принципы программы:

1. Ценностно-ориентированный принцип – эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье.

2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка – постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

3. Принцип симпатии и участия – ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

Условия:

личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка в процессе освоения программы;

готовность педагога к осуществлению воспитательно-развивающей программы по развитию эмоционально-волевой сферы личности старшего дошкольника;

активного участия родителей в воспитательном процессе.

Общее количество занятий: 20, один раз в неделю.

Продолжительность занятий: 35 минут.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Количество детей: 6-7 человек.

В занятиях принимают участие все дети. Программа реализуется в три этапа:

1 этап – диагностический.

2 этап – развивающий.

3 этап – контрольный.

Программа условно разделена на три блока:

1 блок – развитие эмоциональной сферы – Передача знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей.

2 блок – знакомство с моральными чертами характера – формирование нравственного поведения в повседневной жизни, формирование положительных черт характера, обогащение способами преодоления негативных черт характера.

3 блок – развитие волевой сферы – формирование умения регулировать свое поведение, свои отрицательные эмоции, повышение самостоятельности и ответственности ребенка, развитие самоконтроля, развитие стремления действовать по моральным мотивам, развитие уверенности в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

Методические приемы, используемые в программе:

1. Словесные и подвижные игры.

2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.

3. Беседы.

Структура занятия:

1. Приветствие.

2. Беседа.

3. Развивающая игра

4. Подвижная игра.

5. Прощание.

Промежуточная диагностика показывает, что дети с низким уровнем активности наблюдается положительная динамика, они уже показывают средний уровень волевой активности при выполнении задания; также у детей наблюдалось выразительное изображение чувств, повысились мимические и пантомимические способности детей. Ребята уже знают элементы выразительных движений, у них наблюдается способность самостоятельно находить нужные способы поведения.

Одним из основных компонентов психологической готовности к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность детей, развитие которой предполагает развитие «эмоционального предвосхищения», эмоциональной устойчивости, сформированность небоязни трудностей, умение ограничивать эмоциональные порывы, умение систематически выполнять задания. Поэтому так важно проводить специально организованную, систематическую работу по развитию эмоционально-волевой сферы личности детей. Как показывает практика, в процессе игровой терапии решаются следующие конкретные задачи:

Актуализация у ребенка новых форм переживаний;

Формирование адекватного отношения к самому себе и другим;

Развитие самосознания, уверенности в себе;

Развитие произвольного контроля;

Укрепление саморегуляции поступков.

Таким образом, игры, направленные на развитие способности к самоконтролю, произвольности и саморегуляции являются главным средством развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

www.maam.ru

Консультация «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника посредством активных видов деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /

Цель развития эмоционально-волевой сферы дошкольников – научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а так же совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Бывает так, что успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично». Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, не может в жизни быть успешным человеком.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо? ».

Проблема развития эмоциональной сферы является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни ребенка.

Этой проблемой занимались многие педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Т. А. Маркова и др., они утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Положительные эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Отрицательные же эмоции заставляют ребенка избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают его.

Но чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Поэтому, необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)

Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. А активные виды деятельности несомненно, способствуют бодрости духа. Ведь физическая культура способствует развитию, обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье человека.

Установлено, что активные виды деятельности представляют огромные возможности для эмоциональных проявлений положительного характера, разнообразных по качеству и силе.

Нельзя недооценивать роль физической культуры в формировании дисциплины, целеустремленности, самооценки, саморегуляции и других эмоционально-волевых качеств.

Одним из основных видов активной деятельности являются подвижные и малоподвижные игры.

Такие игры являются для дошкольников наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей.

Игры вводят детей в мир эмоций, через активное творческое взаимодействие со сверстниками и позволяют решить следующие задачи:

-обогащение эмоционального опыта ребенка;

-овладение «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния;

-развитие умения «раскодировать» эмоциональные проявления других людей и регулировать свои способы общения и поступки с ними;

-научить ребенка ставить перед собой цель, принимать решения и проявлять определенные усилия в преодолении препятствий;

-осуществление эмоционально-психологической коррекции детей;

-создание пространственно-предметных эмоциогенных условий для эмоционально-комфортного пребывания детей в период детства.

Эмоции, как мне кажется, это сама естественность поведения ребёнка, его непосредственность.

Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л. С. Выгодский, с глубоким изменением в мотивационно - эмоциональной сфере личности ребёнка.

Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям.

Я хочу, чтобы у детей, которые приходят ко мне в группу было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я систематически использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других. 11.12.13.14.

Опыт проведения подвижных и малоподвижных игр показал достаточно высокие результаты: отношения детей в совместных играх стали более дружелюбными, справедливыми, милосердными, дети самостоятельно решали многие конфликтные ситуации. Заметно снизилась агрессивность проблемных детей, уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, ранее игравшие в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.

Включение подвижных игр в образовательный процесс, безусловно способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Эмоции – это движение!

Эмоции – это энергия успеха и развития!

Эмоции – это ключ к пониманию себя и других людей!

Эмоции – это ключ к пониманию мотивов и потребностей!

www.maam.ru

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

учит понимать эмоции других, выражать собственные эмоции, чувства и их оттенки.

Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

«Лото настроений»

развивает умение понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку и, не показывая ее никому, изображает ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

«Уходи, злость, уходи»

Цель.Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

Игра «Продолжи фразу»

Цель.Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.

Игра «Обзывалки»

Цель.Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др.

Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»

После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.

Игра «Подушечные бои»

Цель.Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия.

Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.

Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.

Игра «Необычное сражение»

Цель.Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.

Игра «Повтори движения»

Цель:развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.

Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.

Игра «Час тишины – час можно»

Цель.Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать.

Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Игра «Молчание»

Цель.Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов.

Кто нарушит правила — водит.

Игра «ДА и НЕТ»

Цель.Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка? Соль сладкая?

Сейчас зима?Кошка – это птица?

Мячик квадратный? Зимой шуба греет?

У тебя есть нос? Игрушки живые?

Игра «Говори»

Цель.Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давайте потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори.

Какого цвета занавески в нашей комнате?... Говори. Какой сегодня день недели? Говори..."»

По теме:

Материал nsportal.ru

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей.

а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд;

б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация) ;

в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

2. Воспитательная.

а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими) ;

в) отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.) ,препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Методические приемы:

1. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

  1. Рисование эмоций.
  2. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

ИГРЫ

1."Угадай эмоцию"

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

2. "Лото настроений"

Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.) . Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

3. "Пиктограммы"

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др.;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному) : разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и,не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются.

При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

4. "Как ты себя сегодня чувствуешь?"

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

5. "Классификация чувств"

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

6. "Встреча эмоций"

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

7. "Испорченный телефон"

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят") . Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов.

Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено,где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

1. "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";

  1. "Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";
  2. "Трудно ли было тебе понять другого участника?";
  3. "Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".

8. "Снимается кино"

Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию) . Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

9. "Рисуем настроение"

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

1. Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".

  1. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
  2. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился") , так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.) , композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения) , развитию воображения, самовыражения.

10. "Рассматривание картинки"

Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением различныхнастроений.

Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?".

11. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию

(например: "слон" и "радость") . Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

12. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой -названия эмоций.

1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

13."Зеркало"

Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты) , а другой придает своему лицу то же самое выражение.

14. "Тренируем эмоции"

Источник www.b17.ru

Предварительный просмотр:

Игры для родителей и педагогов детского сада на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и другие, если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните такие мгновения. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.

Поэтому очень важно развивать и регулировать эмоционально-волевую сферу ребенка. Для этого предлагаем вам эффективные игры, с помощью которой можно быстро и безболезненно справиться с агрессивным поведением вашего ребенка.

Игра «Тренируем эмоции»

Цель:Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1.Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

2.Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3.Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

Игра «Лото настроений»

Цель.Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Игра «Уходи, злость, уходи»

Цель.Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

Игра «Продолжи фразу»

Цель.Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.

Игра «Обзывалки»

Цель.Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др.

Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»

После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.

Игра «Подушечные бои»

Цель.Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия.

Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.

Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.

Игра «Необычное сражение»

Цель.Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.

Игра «Повтори движения»

Цель:развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.

Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.

Игра «Час тишины – час можно»

Цель.Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать.

Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Игра «Молчание»

Цель.Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов.

Кто нарушит правила — водит.

Игра «ДА и НЕТ»

Цель.Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка?Соль сладкая?

Сейчас зима?Кошка – это птица?

Мячик квадратный?Зимой шуба греет? и т.д.

Подобные игры помогут научить ребёнка управлять эмоциями, переключать внимание, развивать волевые усилия , то есть делать "правильно" "ЧЕРЕЗ НЕХОЧУ", также позволят направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Рекомендации:

  1. В семье должен преобладать единый стиль воспитания.
  2. Необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Используйте технику речевого общения с ребенком «Я – сообщение».
  3. Родители должны быть более последовательными в требованиях . Эмоциональные дети нуждаются в двигательной физической активности.

4. Необходимо обучать их расслаблению, релаксации.

По дороге из детского сада, ребенок бегает по проезжей части, не прислушиваясь к вашим просьбам вести себя спокойно на дороге.

Ребенок, стоя в магазине, капризно требует купить ему игрушку, которую вы не можете купить по причине дорогостоимости.

Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.

Ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. А он отвечает: «А я еще не успел поиграть».

Вы зовете ребенка садиться за стол. А он отвечает: «Сейчас» - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

У вас важный разговор с подругой. А ребенок то и дело вас перебивает.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Если говорить КРАТКО и ПОНЯТНО, то главное заключается в том, что научить ребёнка управлять эмоциями, переключать внимание, развивать волевые усилия в том числе силу воли, то есть учиться делать "правильно" "ЧЕРЕЗ НЕХОЧУ" и, как следствие - развитие самодисциплины, подготовка в обучению в коллективе (в школе) .Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника - вещь непростая и требует от родителей и педагогов много внимания, терпения, любви к ребёнку и понимания его возможностей и потребностей. Большую помощь в этом могут оказать специальные развивающие игры.Любая развивающая игра (по возрасту) позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

Игра «Тренируем эмоции»

Цель:Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1.Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

2.Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3.Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

Игра «Лото настроений»

Цель.Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Игра «Уходи, злость, уходи»

Цель.Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

Игра «Продолжи фразу»

Цель.Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.

Игра «Обзывалки»

Цель.Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др.

Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»

После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.

Игра «Подушечные бои»

Цель.Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая побед ные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия.

Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.

Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.

Игра «Необычное сражение»

Цель.Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.

Игра «Повтори движения»

Цель:развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.

Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.

Игра «Час тишины – час можно»

Цель.Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать.

Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Игра «Молчание»

Цель.Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов.

Кто нарушит правила — водит.

Игра «ДА и НЕТ»

Цель.Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка?Соль сладкая?

Сейчас зима?Кошка – это птица?

Мячик квадратный?Зимой шуба греет?

У тебя есть нос?Игрушки живые?

Игра «Говори»

Цель.Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?... Говори.

Какой сегодня день недели? Говори..."»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Джаз тела(по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений.

Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях.

Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Походка и настроение(для детей с 4 лет)

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун.

Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек.

Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Танец огня(для детей 5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках) , то ниже (приседают и покачиваются) . Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

Зеркальный танец(для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого.

Затем дети в паре меняются ролями.

Танец морских волн(для детей с 6 лет)

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые.

Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена) . Другой - «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута.

Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.

Лес(для детей с 5 лет)

Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:

– на тихий, нежный ветерок;

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие эмоционально волевой сферы дошкольника

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» Актуальность. М...

  • Картотека игр на развитие внимания для дошкольников

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...

  • Игры на развитие способностей дошкольников

    Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников» Сообщение из опыта работы «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МУЗЫ...

  • Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников

    Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взр...

  • Развитие эмоциональной сферы дошкольников

    Проект «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» ПРОЕКТ «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников»[/b] Выполнила: Марычева С. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29» Тема проекта: раз...

  • Эмоциональное развитие дошкольников

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Развитие волевой сферы дошкольника

    Содержание Введение Глава 1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника и ее развитие .1 ­моционально-волевая сфера 1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника Глава 2. ­ксперимен...

  • Социально личностное развитие дошкольников в игре

    Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников Тема: Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. Цель: Совершенствовать работу пе...

  • Развитие мотивационной сферы дошкольника

    Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста» Данная методическая разработка представляет собой семинар для педагогов ДОУ с использованием презентаци...

  • Игры для развития фонематического слуха у дошкольников

    Дидактические игры для формирования фонематических процессов. Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях л...

  • Эмоционально волевая сфера дошкольника

    Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в...

  • Игры для дошкольников на развитие коммуникативных навыков

    Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сбл...

  • Речь в эмоциональном развитии дошкольника

    Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников «Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников» 1 с...