Игры на развитие способностей дошкольников

Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников»

Сообщение из опыта работы «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.

Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Чтобы человек не оставался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух.

Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В. А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф. Й. Гайдн - в 4 года, Я. Л. Ф. Мендельсон - в 5 лет, С. С. Прокофьев - в 8 лет!

Музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте и включают в себя ряд компонентов музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный, музыкальную память, чувство метроритма, воображение.

• Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов.

• На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий.

• На третьем году жизни интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать особенности ее звучания.

• На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни.

• На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной.

• На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления.

Большую помощь в развитии музыкальности могут оказать музыкально-дидактические игры, которые являются средством обучения детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука.

Игры требуют большой слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию процесса слухового восприятия. Они не только формируют у детей различные виды слуха, но и способствуют развитию умения слушать музыку, побуждают к самостоятельной музыкальной деятельности.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе оформили музыкальный уголок, где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры, которые изготовили вместе с детьми. Постарались их сделать интересными и красочными. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.

В своей работе использую следующие музыкально-дидактические игры:

игры на развитие звуковысотного слуха

«Лесенка», «Музыкальное лото»

Цель: определить направление движения мелодии, различать высокие и низкие звуки.

Материал: металлофон, карточки по числу играющих, на которых нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки – ноты.

Ход: ведущий играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки на линейках карточек в зависимости от направления движения мелодии.

игры на развитие ритмического слуха

«Учитесь танцевать»

Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.

Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.

Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.

игры на развитие тембрового слуха

"Угадай, на чем играю»

Цель: учить различать и определять звучание музыкальных инструментов.

Материал: музыкальные инструменты, карточки (одна большая и несколько маленьких) с изображением музыкальных инструментов.

Ход: у детей по одной маленькой карточке. За ширмой звучит какой-либо музыкальный инструмент. Дети на большой карточке закрывают маленькой карточкой тот инструмент, который прозвучал за ширмой.

«Музыкальный цветок»

Цель: учить различать и определять звучание 7-ми музыкльных инструментов.

Материал: лепестки цветка, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход: дети получают по одному лепестку. За ширмой педагог играет на детских музыкальных инструментах, а дети должны узнать, какой музыкальный инструмент прозвучал. Ребенок, у которого лепесток с таким музыкальным инструментом, идет и прикрепляет лепесток к серединке цветка.

«Музыкальное дерево».

Материал: фланелеграф, ствол дерева, листья с нарисованными на них музыкальными инструментами.

Ход: дети прикрепляют листок с изображением звучащего за ширмой инструмента к дереву.

игры на развитие динамического слуха

«Кто самый внимательный»

Цель: упражнять детей в различении трех динамических оттенков: тихо, громко, умеренно.

Материал: кубики трех размеров: большой, средний, маленький.

Ход: у детей кубики трех размеров. Когда музыка исполняется громко, дети показывают большой кубик, когда умеренно - средний кубик, а когда тихо - маленький.

«Бубенчики»

Цель: учить детей различать силу звучания.

Материал: бубенчики трех видов: большие, средние и маленькие.

Ход: дети рассажены в три ряда. Первый ряд - маленькие бубенчики, второй - средние, третий - большие. При звучании громкой музыки дети поднимают вверх большие бубенчики, умеренно громкой - средние бубенчики, тихой - маленькие бубенчики.

«Букеты»

Цель: совершенствовать умения детей различать длительность звуков (долгие - короткие) .

Материал: бубен, цветы ромашки и васильки.

Ход: дети поделены на две команды. У первой команды - ромашки, у второй - васильки. Ведущий ударяет в бубен. Если звуки долгие, то кивают головками скромные ромашки, а если короткие - заколышутся васильки.

«Медведь и зайцы» (проводится на прогулке)

Цель: совершенствовать умение различать тембр и длительность звуков.

Материал: шапочки с изображением медведя и зайцев, бубен.

Ход: в начале игры дети изображают походку медведя (медленно ходит, зайцев (бегают быстро). Затем надевают шапочки медведя и зайцев. При медленных ударах в бубен должны выходить медведи, при быстрых - плясать зайцы.

Как показывает практика, затруднения у детей вызывают игры на звуковысотный и ритмический слух: «Лесенка», «Музыкальное лото», «Учитесь танцевать». Большой популярностью пользуются игры на развитие тембрового и динамического слуха: «Музыкальное дерево», «Угадай, на чем играю», «Музыкальный цветок», «Бубенчики», «Букеты», «Кто самый внимательный». Дети с удовольствием выбирают роли, как ведущего, так и участников игры.

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда я сама активно участвую в игре, становлюсь полноправным партнером детей. Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и умения, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь - чувство товарищества, ответственности.

Литература:

1. Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры в малокомплектном детском саду. М. : «Тандем», 1998.-48с.

2. Злыгостева. Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей. // Дошкольное воспитание. - 1987.-№ 4.-с. 88.

3. Ветлугина Н. А., Кинеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1983.

4. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. : Просвещение, 1982.-60с.

5. Кононова Н. Г. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. М. : Просвещение, 1990.-159с.

6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей.

Я. : «Академия развития», 1997.-240с.

www.maam.ru

Пояснительная записка:

Формирование коммуникативности- важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные навыкиразвиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, мы предлагаемигры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенныецели и задачи:

  • чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров « Клеевой ручеек», « Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»
  • умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты « Вежливые слова», « Волшебный букет цветов», « Подарок для всех»
  • умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом « Игры- ситуации», « Коврик примирения», « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»
  • развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия « Изобрази пословицу», « Разговор через стекло», « Закорючка»
  • создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости « Пресс-конференция», « Пойми меня», «Без маски».

Клеевой ручеёк

Цель:развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Слепец и поводырь

Цель:развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения.

Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Волшебные водоросли

Цель:снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Вежливые слова

Цель:развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

Подарок на всех

Цель:развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный букет цветов

Цель:Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование:Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель( показывает на лежащий на полу кусок ткани) . Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной.

А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель.Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети.Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом , подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игры-ситуации

Цель:развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились –помириих.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз.

Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель:развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Коврик примирения

Цель:Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Ссылка на источник nsportal.ru

Предварительная работа:

- Содружество с родителями (законными представителями) выставки развивающих игр “Любимая игра моего ребенка”.

- «День открытых дверей» посещение группы в течение дня (презентация настольно-дидактических игр с учётом возрастных особенностей и обучающих задач) .

- фотовыставка «STOP - КАДР» на тему «Играя, растем и развиваемся».

- Информационная листовка «Дидактическая игра, как средство творческого развития природной одаренности ребенка».

Ход семинара - практикума

Выступление педагога психолога:

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта.

Конечно, наши возможности в развитии не безграничны.

Практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Для успешного освоения ООП дошкольнику необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом.

Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами начальная школа.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес.

В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Дошкольники учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Выступление старшего воспитателя:

Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе.

Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще.

Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к обучению в школе, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Не секрет, что каждый из вас хочет видеть своего ребенка в чем - то одаренным.

Играя даже в простые игры, у ребенка развивается не только мышление, внимание, память, но и повышается уровень интеллектуальных возможностей. Давайте сегодня, рассмотрим игры, которые повышают интеллект ребенка.

Воспитатель:

(показ слайд – презентации «Разнообразие головоломок)

Практическая часть семинара - практикума:

Подготовьте пять одинаковых квадратов разного цвета.

Обязательное условие, чтобы они были двусторонними, то есть цветными с двух сторон. Каждый квадрат разрежьте на 2-4 части.

Первый — по диагонали (два больших треугольника) , второй по вертикали (два прямоугольника) , третий по вертикали и горизонтали (четыре квадрата) , четвертый — на четыре части по диагоналям (четыре треугольника) , из пятого квадрата вырежьте круг.

Это достаточно простая головоломка, которая познакомит, или закрепит знания малыша об основных геометрических фигурах.

Помимо складывания из фигур квадратов в эту игру можно играть как в геометрический конструктор. Составлять различные фигуры и силуэты.

Для мозаики можно вырезать пару или тройку таких комплектов. А если их еще наклеить на магнитные ленты, то получится настоящая магнитная мозаика на холодильник, которая не только разовьет вашего малыша, но и не заставит его скучать, пока Вы заняты на кухне.

Воспитатель:

Головоломка «Танграм» (для детей 4-5 лет)

Для детей постарше можно купить готовые геометрические головоломки, такие как «Танграм» или квадрат «Пифагора».

Принцип остается тот же, только элементов, из которых собираются квадраты уже намного больше.

Например, квадрат «Танграма» разрезается на 5 треугольников, квадрат и параллелограмм. Из него собирают фигуры по образцам — силуэтам, но если такая задача для ребенка еще сложна, можно придумывать свои узоры и фигуры.

Особенно интересно смотрятся построенные фигуры людей и животных.

Смастерить родителям такую логическую игру тоже не составит особого труда.

Материалом может быть двусторонний картон или пластик от офисной папки.

Воспитатель:

Счетные палочки Х. Кюизенера.

Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм.

Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.

С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации.

Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.

К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину».

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Педагог психолог:

Игры с логическими блоками Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение) , логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение) .

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) .

Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Логические блоки Дьенеша представляют собойнабор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;

б) трех цветов (красные, синие и желтые) ;

в) двух размеров (большие и маленькие) ;

г) двух видов толщины (толстые и тонкие) .

(показ слайд – презентации «Игры с логическими блоками Дьенеша»)

Педагог психолог:

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Знакомство с блоками Дьенеша

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например желтую фигуру) . Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры) .
  • Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине. Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине) ?
  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые) .
  3. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине) .
  1. Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине) .
  2. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  1. Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине) .
  2. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  3. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине) .
  4. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме.
  5. По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  6. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход
  7. Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
  • Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.
  • цвет обозначается пятном;
  • величина - силуэт домика (большой, маленький) ;
  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный) ;
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий) .

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие.

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

Воспитатель:

«Головоломки со спичками»

Головоломки - задачи, для решения которых, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Разгадывание головоломок является одним из любимых занятий большинства ценителей интеллектуального досуга. В заданиях со спичками, как правило, из одной фигуры фигуру и потом, путем перекладывания заданного количества спичек нужно получить другую фигуру.

Вам нужно переложить 1 спичку так, что дом смотрел на нас другой...

Переложи две спички, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Воспитатель:

«Собираем с детьми пазлы»

Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук) , крупных по размеру. Обратите внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, достаточно одного или двух.

Все фигуры должны резко выделяться из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами. Несколько раз собрав пазлы с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взрослого.

Можно сделать самим.

На полный картон наклеить картинки с отдельными элементами так, чтобы после разрезания на каждом кусочке осталось целое изображение, а не его часть.

Заключительная часть

Старший воспитатель:

- Уважаемые родители, играйте с детьми в игры, и это поможет научить вашего ребенка логически рассуждать и нестандартно мыслить.

Литература

  1. Игры со спичками Автор: Тромгольд Софус. Издательство: Книговек, 2013 г.
  2. Дидактические игры для детей среднего возраста. Бурцева И. В. Дошкольная педагогика -2013. -№ 3. -с.63.
  3. Интернет-ресурсы

Подробней на сайте nsportal.ru

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников - Презентация 28951

(дома, дворцы, мосты) , транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты) , скульптур (животные) из различных видов конструктора.

Задания на объемно-пространственное мышление

43

Вербальные дивергентные задачи

АЗБУКА СМЕХА – «СМЕХБУКА» Ситуативные шуточные задания – Зачем парикмахеру телевизор? –Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? – От чего крокодил зеленый? – Кто Колобок – брюнет или блондин? – Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него?

44

Игровые правила

Кто больше заметит небылиц.

Игровые правила. Тот, кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, нелепицу — кладет перед собою цветную фишку, фант В случае верного ответа он получает очко. За ошибку — штрафное очко или фант, за две ошибки игрок из игры выводится. Игровые действия.

Взрослый зачитывает или рассказывает небылицы, нелепицы, а ребята отвечают — почему такого не бывает или не может быть вообще на свете. Выигрывает тот, кто получит большее количество фантов.

45

Веселый таймаут

«ВЕСЕЛЫЙ ТАЙМАУТ» - шутливые физкультминутки, паузы для разрядки и отдыха детей.

МАЛЬЧИКИ-ДЕВОЧКИ. / игра-шутка / Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только/ мальчики /. Болты, шурупы, шестеренки Найдешь в кармане у д……. Коньки на льду чертили стрелочки, В хоккей с утра играли д……. Болтали час без передышки В цветастых платьицах м ……….

При всех померяться силенкой Конечно, любят лишь д…… Боятся темноты трусишки Все как один они – м…….. Шелк, кружева и в кольцах пальчики Выходят на прогулку м ……..

46

Придумай предложение

«Придумай предложение» – водящий называет слово (например, «близко») и дает игровой камешек участнику игры. Получив от водящего камешек, игрок должен составить предложение (Маша живет близко от детского сада) и только после этого передать камешек другому игроку. Игра продолжается.

Азбука игры. Игробанк

Жилище животного

«Чей дом?».

Жилище животного: дупло – белка, гнездо – птица, конюшня – лошадь, псарня – собаки, камыш – комар; Место у вещи: гараж – для машин, кастрюля – для супа, ваза – для цветов; Шуточное: крыша – жилище для Карлсона, мешок – для подарков, голова – для мыслей, игра – для счастья и радости и др.

48

Складушки

«Складушки - вычиталки».

Музыка + шутки = частушки Снег + ветер = метель Небо + разноцветные огни = салют Словечко + словечко = говорилки Папа + рюкзак = турист День – скука = праздник Чай – заварка = кипяток Лес – комары = счастье Песня – слух = кошмар Холодильник – ток = ящик

49

Треснувшая пластинка

«Треснувшая пластинка».

В нее можно играть и в комнате, и на прогулке. Играющие избирают вожака, а тот дает каждому из них смешное имя (Шпунтик, Пузырек, Пончик) . Затем он начинает задавать одному из игроков вопросы, на которые нужно отвечать только своим «именем», как паролем.

Отвечать надо быстро - в течение трех секунд, задержки наказываются штрафным очком либо фантиком. При этом ни в коем случае нельзя смеяться. Даже если все вокруг покатываются со смеху. Улыбнулся - значит проиграл.

Если водящий улыбнулся, то его заменяют. Кто ошибется, тот попадется, Кто засмеется, тому плохо придется!

50

Метла

Итак: /вопросы водящего/ -Кто ты? -Метла! -А это что у тебя? (водящий показывает на руки игрока) -Метлы! -А это что?(показывает на волосы) -Метлы! -А зубы ты чем чистишь? -Метлой. -А чем пишешь и рисуешь в тетради и альбоме? - Метлой -А чем ешь суп? - Метлою… Другому игроку вожак задает другие вопросы. Победитель тот; у кого меньше штрафных очков.

51

Дивергентные задачи

на базе приемов творческого воображения (третий блок) .

Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются: легкость генерирования идей; способность к эмпатии; умение ассимилировать информацию; способность к свертыванию мысленных операций; способность предвидения; умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма) и др.

52

Азбука фантазирования фанбука

«Аналогии» – Ребята, вы надели треугольные волшебные очки, и все вокруг стало вдруг «треугольным». Назовите, какие предметы треугольной формы вы видите вокруг себя? Порисуем треугольные предметы.

Что получится, если к треугольнику подрисовать одну палочку? Две? Подумайте, что можно изобразить с помощью треугольника?

Овала? Круга Прямоугольника?

53

Подробней на сайте 900igr.net

Другие статьи по теме:

  • Картотека игр на развитие внимания для дошкольников

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...

  • Коммуникативные игры для дошкольников

    Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста I блок – коммуникативные игр , которые направлены на...

  • Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста игры

    Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является созда...

  • Народные игры для дошкольников

    В помощь родителям. Народные игры для дошкольников Для создания положительной обстановки в семье, для налаживания тесного контакта взрослого и ребенка существует множество средств. Одно из них –...

  • Дошкольная игра на развитие памяти

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...

  • Коммуникативное развитие дошкольников

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверст...

  • Дидактические игры для дошкольников

    Дидактические игры-тренинги для дошкольников Главная страница » Дидактические игрыАвтор: adminДата: 2012-03-09 Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью с...

  • Сюжетно ролевые игры для дошкольников

    Сюжетно-ролевая игра по ПДД для дошкольников 4–5 лет «Школа пешеходных наук» Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном тр...

  • Игры на развитие памяти у дошкольников

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...

  • Развитие памяти у дошкольников

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...

  • Игры на развитие эмоционально волевой сферы дошкольников

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» Актуальность. М...

  • Игры для старших дошкольников

    Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние...

  • Игры для дошкольников на развитие коммуникативных навыков

    Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сбл...

  • Развитие коммуникативных способностей у дошкольников

    Консультация «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Коммуникативные способности– есть важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формировани...