Индикаторы компетентностного развития дошкольников

Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста

Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста

В книге «Оценка результативности качества дошкольного образования» [4] С, В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В, Свирская выделяют пять ключевых компетентностей, которыми может овладеть выпускник детского сада. Одной из них является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность рассматривается специалистами в разных аспектах: изучается ее сущность и структура, специфика и особенности формирования. Результаты анализа психолого-педагогической литературы говорят о том, что большинство ученых раскрывают содержание понятий «компетенция» и «компетентность» по-разному. Компетенция рассматривается и как способность, и как умение, и как готовность субъекта деятельности к эффективному выполнению какой-либо работы, но во всех определениях четко просматривается ее практическая направленность. Это касается и понятия «компетентность». Ее рассматривают и как совокупность профессиональных свойств, и как умение объединять знания и навыки для решения проблемы, и как жизнедеятельность человека или успешное действие в ситуации общения, и как опыт и индивидуальный стиль деятельности, и как обладание человеком совокупностью взаимосвязанных качеств личности, необходимых для продуктивной деятельности, и как психическое новообразование личности.

Нет единого мнения и на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность рассматривается как ориентация на объект общения, как ситуативная адаптивность, как владение языком и др. Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения: владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой) ; умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией и пр.) ; умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения) .

Коммуникативная компетентность - это сложное образование, которое характеризуется определенной структурой, компонентами и уровнями, находящимися во взаимосвязи. Традиционно в структуре коммуникативной компетентности выделяют три компонента:

- мотивационно-личностный

- когнитивный

- поведенческий

Мотивационно-личностный компонент - это потребность ребенка в общении, в процессе которого проявляются особенности его личности, непосредственно влияющие на содержание, процесс и сущность общения.

Когнитивный компонент – знания из области взаимоотношений людей

(о смысле и ценности общения; о личностных качествах, которые ему способствуют или препятствуют; о чувствах и эмоциях, которые его сопровождают; о поведенческой стороне общения) .

Поведенческий компонент – это способ реагирования на конкретную

ситуацию, выбор определенных норм и правил в процессе общения и для общения; это коммуникативные умения, способы деятельности и опыт который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют и три других компонента:

- коммуникативные знания

- коммуникативные умения

- коммуникативные способности.

Коммуникативные знания – это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми (знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о важности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми) .

Коммуникативные умения – это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения.

Коммуникативные способности – способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения.

Коммуникативные умения и коммуникативные способности проявляются в коммуникативной деятельности, в процессе общения ребенка с взрослыми и детьми.

Коммуникативная деятельность относительно дошкольного возраста рассматривается как самостоятельный процесс общения субъектов межличностного взаимодействия.

Понятие «коммуникативная деятельность» тесно связано с понятием «коммуникативная культура», которая включает в себя представления о нормах речевого поведения, речевой этикет.

Несовершенство коммуникативных умений препятствует процессу свободной коммуникации (свободному общению, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение ребенка, не способствует развитию его речемыслительной и познавательной деятельности.

Свободное общение или свободная коммуникация – это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией. К такому общению в дошкольном возрасте в большей степени располагают игровая деятельность детей и беседа как способ получение новой информации.

Свободное общение предполагает спонтанность ребенка в речевом выражении своих чувств, информации, которой он владеет и хочет поделиться с товарищами. Активность ребенка, субъектная позиция в процессе свободного общения способствуют развитию его коммуникативной деятельности и коммуникативной компетентности.

Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.

Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.

М. И. Лисина выделяет три компонента коммуникативной успешности: когнитивный, поведенческий и эмотивный (способность определять собственные коммуникативные проблемы, управлять поведением, владеть эмоциями) .

Критерии когнитивного компонента: умение ориентироваться в ситуации общения; адекватно реагировать на замечания; приходить на помощь товарищам, сверстникам, прислушиваться к их мнениям; способность проявлять интерес к общению и способность к самовыражению.

Критерии поведенческого компонента: умение расположить к себе окружающих; самостоятельность в принятии решения, стремление к успеху, следование адекватным нормам поведения; умение применять вербальные и невербальные средства общения для выражения своего отношения к происходящему; умение осознавать и контролировать свое поведение.

Критерии эмотивного компонента: умение регулировать силу голоса, темп речи и управлять своим эмоциональным состоянием; способность держаться спокойно и уверенно, сдерживаться в ситуациях конфликта.

Названные умения являются основанием для формирования коммуникативной компетентности. Именно они дают возможность ребенку прогнозировать общение, ориентироваться на статус собеседника, вживаться и управлять речевой ситуацией.

Коммуникативная компетентность развивается во времени и пространстве, обусловлена половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевой коммуникации.

Какие диагностические методы можно использовать для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста? Для диагностики можно использовать:

- методику «Картинки», разработанную Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Данная методика предназначена для выявления уровня развития начальной коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками;

- наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении можно использовать показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников, предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской. Этими показателями, по мнению авторов, могут быть три группы умений: умение выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения;

- индивидуальную беседу для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой.

Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

создавать ситуации коммуникативной успешности;

стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;

устранять коммуникативные трудности;

ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;

проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;

мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;

моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;

признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.

Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения, средство обмена информацией. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.

Литература

1. Детский сад: теория и практика. Тема номера: Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

№ 3/2013г.

www.maam.ru

Компетентностного развития детей - Студопедия

(от 1 до 6 лет) Костанай - 2010

Пояснительная записка

В обращении к народу Казахстана «Новый Казахстан - в новом мире» Президентом определена политика модернизации национальной системы образования, которая является одним из основных условий вхождения в мировое образовательное пространство. Модернизация определяет новые требования и к качеству образования, как к результату воспитания и обучения.

Гарантом качества дошкольного образования сегодня выступает Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования -2009

Стандарта определил главную стратегию дошкольного образования: переход от целевых знаниевоцентристких установок – к компетентностным. Эта смена акцентов внесла коррективы в систему дошкольного образования и определила направленность педагогической деятельности:

- на конечный результат, определяемый содержанием образовательных областей;

- на создание общего благоприятного фона для интеллектуального и эмоционального развития, сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка.

Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования - один из важнейших социальных институтов, который имеет большие возможности для управления процессом комплексного сопровождения ребенка от года до 6 лет. Основу процесса управления комплексным сопровождения ребенка составляют мониторинг компетентностного развития и проектирование его продвижений по индивидуальной образовательной траектории.

При этом, целевыми ориентирами мониторинга являются показатели компетентностного развития ребенка по пяти образовательным областям (Приложение 1) , а формой оценки система индикаторов.

Система индикаторов имеет следующую структуру:

- показатель – ожидаемый результат развития ребенка на данном возрастном этапе, обеспечивающий исходной информацией педагогов, родителей о параметрах компетентностного развития детей, а также основу, которая поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому;

- образовательная область - категория, определяющая содержание образования;

- подобласть – компонент образовательной области, который дает наиболее точное представление о ее содержании;

- стандарт - как эталон оценки качества воспитания и обучения.

Система индикаторов предполагает наличие трех уровней развития компетентности:

1-й уровень - ребенок воспроизводит те или действия вместе со взрослым или по его показу;

2-й уровень – ребенок понимает, то что он делает, т.е. имеет определенный запас знаний;

3-й уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет без помощи взрослого.

Материал studopedia.ru

Индивидуальная карта образовательной траектории развития ребенка | Система индикаторов компетентностного развития детей | Дошкольное образование

Индивидуальная карта образовательной траектории развития ребенка

Ф. И. ребенка____________________________________возраст_________________________

Примечание: заполняется на каждого ребенка

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле. На странице приведен только фрагмент материала.Куплю поурочные планы по биологии за 6-11 классыКуплю

Методическая копилка

поурочные планы, поурочные разработки,план конспект урока,разработки уроков,поурочное планирование,календарно-тематическое планирование, календарные планы, презентации, тесты, методические разработки, открытые уроки 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 классы

На сайте

Материал tak-to-ENT.net

28 марта 2014г. РГУ «Республиканским центром «Дошкольное детство» МОН РК был проведен онлайн-семинар «Применение индикаторов компетентностного развития детей дошкольного возраста» | КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования» г. Петропавловска

25.09.2015 / Итоги областной дистанционной полилингвальной олимпиады

28 марта 2014г. РГУ «Республиканским центром «Дошкольное детство» МОН РК был проведен онлайн-семинар «Применение индикаторов компетентностного развития детей дошкольного возраста»

28 марта 2014г. РГУ «Республиканским центром «Дошкольное детство» МОН РК был проведен онлайн-семинар «Применение индикаторов компетентностного развития детей дошкольного возраста» с участием Акмолинской, Костанайской, Восточно-Казахстанской областей и г. Астаны.

Индикаторы компетентностного развития ребенка-это инструментарий исследования и отслеживания уровня целостного развития дошкольника, являющиеся ориентиром и показателем результативности качества дошкольного воспитания и обучения.

Ключевые компетентности ребенка-дошкольника как ожидаемые результаты его развития, предусматривают индивидуальные особенности ребенка, особенности социального окружения и характеризуют, в целом, его способность, инициативу, активность в общении, в деятельности, в умениях найти оптимальные варианты решения разнообразных доступных задач жизнедеятельности.

В целях реализации требований Стандарта к содержанию дошкольного образования по развитию ключевых компетентностей детей и повышения качества дошкольного образования участниками семинара были даны следующие рекомендации:

1. Проводить планомерную и целенаправленную работу по эффективному применению индикаторов компетентностного развития детей дошкольного возраста, способствующих повышению качества дошкольного образования

2. Предоставить дошкольным организациям материально-техническую возможность по созданию условий, отвечающих современным требованиям воспитательно-образовательного процесса.3. Совершенствовать работу по повышению квалификации педагогических работников дошкольных организаций.

ЦМРи ТО © 2015

Подробней на сайте edu-on-line.kz

Пояснительная записка | Система индикаторов компетентностного развития детей | Дошкольное образование

Пояснительная записка

В обращении к народу Казахстана «Новый Казахстан - в новом мире» Президентом определена политика модернизации национальной системы образования, которая является одним из основных условий вхождения в мировое образовательное пространство. Модернизация определяет новые требования и к качеству образования, как к результату воспитания и обучения.

Гарантом качества дошкольного образования сегодня выступает Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования -2009

Стандарта определил главную стратегию дошкольного образования: переход от целевых знаниевоцентристких установок – к компетентностным. Эта смена акцентов внесла коррективы в систему дошкольного образования и определила направленность педагогической деятельности:

-на конечный результат, определяемый содержанием образовательных областей;

-на создание общего благоприятного фона для интеллектуального и эмоционального развития, сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка.

Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования - один из важнейших социальных институтов, который имеет большие возможности для управления процессом комплексного сопровождения ребенка от года до 6 лет. Основу процесса управления комплексным сопровождения ребенка составляют мониторинг компетентностного развития и проектирование его продвижений по индивидуальной образовательной траектории.

При этом, целевыми ориентирами мониторинга являются показатели компетентностного развития ребенка по пяти образовательным областям (Приложение 1) , а формой оценки система индикаторов.

Система индикаторов имеет следующую структуру:

-показатель – ожидаемый результат развития ребенка на данном возрастном этапе, обеспечивающий исходной информацией педагогов, родителей о параметрах компетентностного развития детей, а также основу, которая поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому;

-образовательная область - категория, определяющая содержание образования;

-подобласть – компонент образовательной области, который дает наиболее точное представление о ее содержании;

-стандарт - как эталон оценки качества воспитания и обучения.

Система индикаторов предполагает наличие трех уровней развития компетентности:

1-й уровень - ребенок воспроизводит те или действия вместе со взрослым или по его показу;

2-й уровень – ребенок понимает, то что он делает, т.е. имеет определенный запас знаний;

3-й уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет без помощи взрослого.

Как работать с показателями компетентностного развития дошкольников и индикаторами?

1 этап. Показатели компетентностного развития (далее ПКР) и индикаторы – это две категории, необходимые педагогу для оценки продвижения ребенка по образовательной траектории.

Главной характеристикой ПКР является возрастная динамика, поэтому показатели характеризующие уровень развития ребенка 2-3 лет не повторяются для ребенка в возрасте 3-4 лет, т.к. он должен ими овладеть на уровне применения в пределах возрастных границ.. Если же этого не произошло, то работа в этом направлении продолжается в следующем возрастном периоде, подбираются новые приемы и методы работы.

Индикатор в свою очередь фиксирует степень усвоения ПКР на трех уровнях – воспроизводит, понимает, применяет. Все данные заносятся в индивидуальную карту на каждого ребенка (приложение 2) по всем 5-ти компетентностям. Если к концу года ребенок применяет до 80% показателей, то его можно считать достаточно компетентным

2 этап. На основании полученных данных заполняется индивидуальная карта развития ребенка (приложение 3) . Карта заполняется с учетом «зоны ближайшего развития ребенка» Под «зоной ближайшего разви­тия» следует понимать разницу между уже освоенным ребенком спо­собом действия, который он может применить самостоятельно, и тем способом, который он пока успешно воспроизводит лишь в сотрудничестве со взрослым. Чем больше этот разрыв, то есть чем более трудную задачу мо­жет решить ребенок вместе с педаго­гом, тем больше перспективы разви­тия этого ребенка.

3 этап. Заполняется сводная таблица на каждую компетентность для всей группы детей (приложение 4) с целью создания целостной картины эффективности педагогического процесса.

Как мы уже сказали выше, основу дошкольного воспитания и обучения составляет комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, при этом очень важно, чтобы оно было систематическим. Придать сопровождению систематический (непре­рывный) , комплексный и дифференциро­ванный характер педагогам поможет Портфолио (Паспорт) ребенка.

Непрерывность сопровождения выража­ется в том, что сопровождение ребенка осуществляется на всех возрастных этапах. Портфолио содержит сведения о ребенке от момента поступления его в детский сад и до его окончания. Если ребенок по каким-либо причинам переходит в другую группу, то Портфолио передают воспитателям.

Комплексность сопровождения проявля­ется в скоординированной работе спе­циалистов дошкольной организации – психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и др.

Дифферещированностъ сопровождения предполагает решение проблем с макси­мальной пользой для воспитанника, индивидуальный подбор методов и приемов.

Портфолио можно разделить на три раздела:

-сведения социального характера;

Материал с сайта tak-to-ENT.net

Не достигает согласия иподдержки

Аргументированно преодолевает возражения

Затрудняется впреодолении возражений

4

Создает командный дух вколлективе. Привлекает всех членов команды кформулированию командной цели. Создает вкоманде атмосферу творчества иинициативы.

Выступает вроли наставника длядругих членов команды, является неформальным лидером; обладает заслуженным авторитетом. Устанавливает эффективные кооперативные связи совсеми подразделениями компании. Устанавливает наиболее эффективные правила коммуникации.

Гибко применяет множество стилей коммуникации; мастерски использует вопросы, подводя собеседника ксвоему мнению. Тратит время иресурсы наорганизацию мероприятий, направленных насплочение команды иее формирование какединого целого

Влияет напринятие решения

Не влияет напринятие решения

Изменяет взгляды других людей

Не изменяет взгляды других людей

Анализирует успешные случаи оказания влияния изапрашивает обратную связь

Не запрашивает обратную связь окачестве оказания влияния

Используют разные стили оказания влияния

Использует один стиль оказания влияния

Имеет представление отом, как достичь успеха визменении точек зрения иповедения других людей

Не имеет представления отом, как достичь успеха визменении точек зрения иповедения других людей

3

Самостоятельно предлагает кооперативные формы работы. Постоянно анализирует, как его деятельность может быть полезна другим членам команды, иинформирует их овозможной кооперации. Формулирует идоносит докоманды общую цель.

Выстраивает систему эффективного взаимодействия между всеми членами команды; помогает распределять роли. Выступает посредником привозникновении разногласий иэффективно их решает. Создает вокруг себя атмосферу дружественности иоткрытости.

Умеет общаться сбольшим количеством знакомых инезнакомых людей, значительно увеличивая эффективность работы команды. Способен убеждать других ивлиять наих мнения. Видит потребности иинтересы других людей иотталкивается отних впроцессе убеждения. Умеет проводить интервью, чтобы получить наиболее полную информацию

Вопросы для интервьюРасскажите мне последний случай, когда вам удалось убедить кого-нибудь из коллег или руководства принять вашу точку зрения. Как вы объяснили свои взгляды? Какого именно согласия вы добились? Что бы вы сделали иначе вследующий раз?

Опишите ситуацию, вкоторой вы оказались неспособны убедить коллегу (подчиненного, руководителя) перейти на вашу точку зрения. Что именно вы делали? Какую обратную связь овашем подходе вы получили?

Каковы ваши сильные стороны, когда вы оказываете влияние надругих людей? Как часто вам удается повлиять надругих людей? Могли бы вы сравнить вашу способность влиять соспособностями других людей?

Чему вам еще необходимо научиться, чтобы влиять на других лучше, чем сейчас?Расскажите мне последний случай, когда вы сумели убедить группу людей действовать так, как предложили вы. Каково было ваше мнение? Насколько оно отличалось отмнения группы?

Как вы сумели переубедить группу?

2

Активно работает вкоманде. Ставит интересы команды выше собственных. Полностью разделяет цели команды. Знает функциональные обязанности коллег. Готов помогать коллегам, делать дополнительную работу, неограничиваясь своими функциями.

Стремится красширению рамок своих обязанностей. Общается открыто и искренне, строит отношения наоснове взаимного уважения идоверия. Ясно излагает мысли, способен сформулировать свои идеи иизложить их коллегам.

Доводит важную информацию дочленов команды ируководства всроки ибезпотерь. Помогает разным сторонам согласовать свои ожидания

1

Участвует в командной работе только принастоятельных просьбах. Замкнут. Не любит жертвовать своим временем ради команды.

Выполняет свою часть работы, нонеинтересуется ее вкладом вкомандный результат. Пытается соблюдать приемлемую систему коммуникации сколлегами. Иногда забывает сообщить коллегам илируководству оважной дляних информации. Периодически допускает неточности вотчетах освоей деятельности, тем самым ограничивая эффективность команды

0

Ставит свои интересы выше интересов команды. Отказывается сотрудничать сдругими; неумеет договариваться. Может способствовать возникновению конфликтов вколлективе. Не информирует коллег ируководство орезультатах своей деятельности.

Неспособен поддерживать систематическую коммуникацию сколлегами. Говорит путано, не умеет слушать

Источник hr-portal.ru

Консультация "Мониторинг по индикаторам компетентностного развития детей" - Государственное коммунальное казенное предприятие "Детский сад №3 "Родничок" при отделе образования Атбасарского района

"Атбасар ауданыны? білім б?ліміні? жанынды?ы №3 "Родничок" балаба?шасы" мемлекеттік коммуналды? ?азыналы? к?сіпорынГосударственное коммунальное казенное предприятие "Детский сад №3 "Родничок" при отделе образования Атбасарского района

  • Барлы?ы / Все / All

Консультация "Мониторинг по индикаторам компетентностного развития детей"

Целевыми ориентирами и показателями результативности качества дошкольного воспитания служат Индикаторы компетентностного развития ребенка, то есть, своего рода показатели уровня целостного развития дошкольника.

Целями системы индикаторов являются:

- обеспечение соответствующего уровня компетентностного развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

- эффективная деятельность дошкольных организаций различного типа, осуществляющих услуги по уходу и образованию детей посредством качественной диагностики и мониторинга;

- обеспечение необходимого уровня дошкольного воспитания и обучения и соответствия его международному прогрессу и опыту в области дошкольного образования.

Система индикаторов, как оценка компетентностного развития ребенка, имеет определенную структуру: образовательная область, раздел, стандарт - как цель, показатель, – обеспечивающие исходной информацией педагогов, родителей о параметрах компетентностного развития детей, а также основу, которая поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому, определяя их способности и компетенции.

n Такой подход позволяет педагогам дошкольных организаций, родителям проводить «нестрогую» диагностику, являющуюся основанием для построения индивидуальной образовательной траектории ребенка.

В содержании «Индикаторов» прописаны показатели компетентности детей по всем образовательным областям и разделам.

Показатели компетентности:

n 1. Воспроизводит те или иные действия и знания

n 2. Понимает то, что делает; владеет определенным запасом знаний

n 3. Применяет то, что умеет делать и знает, самостоятельно, творчески и в нестандартных ситуациях

Педагоги должны отслеживать процесс развития детей по показателям визуально три раза в год: в начале года, в середине и в конце года (стартовый контроль, промежуточный и итоговый) , а результаты записывать в «Листы наблюдений», при помощи условных обозначений:

n - Не воспроизводит, не понимает, не применяет

n З - Затрудняется

Затем педагоги по показателям в «Листах наблюдений» должны обработать результаты каждого ребенка индивидуально и по всей группе детей, и вносить в сводные ведомости (или листы) .

Лист наблюдениязаполняется, чтобы отследить количество освоенных или не освоенных индикаторов ребенком, а также количественное и качественное освоение индикаторов всей группой детей.

Лист наблюдения необходимо заполнять на каждый раздел в пяти образовательных областях.

На основании полученных данных заполняется индивидуальная карта развития ребенка. Заполняется она три раза в год, после каждого мониторинга (стартовый, промежуточный и итоговый) .

Эта «Карта» и «Лист наблюдения» позволяют построить индивидуальную образовательную траектории ребенка, в которой педагог определяет задачи и содержание педагогического процесса для ребенка после каждого этапа диагностики.

n Педагоги должны отслеживать процесс развития детей по показателям визуально.

n Отслеживать три раза в год: в начале года, в середине и в конце года (стартовый контроль, промежуточный и итоговый) , а результаты записывать в «Листы наблюдений», при помощи условных обозначений:

- Не воспроизводит, не понимает, не применяет

З – Затрудняется

Педагоги после каждого мониторинга и в конце года подсчитывают количество положительных показателей каждого ребенка и уровень компетентности в процентном отношении.

(данные вносятся в общий лист показателей по образовательной области, где:

И – количество положительных индикаторов по трем уровням (Воспроизводит, понимает, применяет)

%-отношение положительных показателей к общему количеству индикаторов – (x*100) /общее количество индикаторов по разделу

У-уровень овладения компетентностью (компетентный, достаточно-компетентный и недостаточно-компетентный)

от 0 % – до 50 % - недостаточно – компетентный

От 50% до 80% - достаточно – компетентный

От 80% до 100% - компетентный

Результаты записываются в общий лист показателей компетентностного развития детей группы

Результаты по всей группе заносятся в отдельный лист в количественном и процентном соотношении

Индивидуальная карта развития ребенказаполняется индивидуально на каждого ребенка три раза в год.

Автор: Мырзабаева Ж. О.Дата создания: 30 Декабря 2013 г.Дата редактирования: 30 Декабря 2013 г.Copyright © 2007-2015 UNIPRADE

Источник ds0003.atbasar.akmoedu.kz

Формирование элементарных основ познавательной компетенции у детей дошкольного возраста

создание положительной атмосферы, настрой на совместную работу, развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Образовательные области

: музыка, познание.

Дети, проходите в зал. (Дети проходят в зал под музыку А. Вивальди “Времена года”, “Зима”) . Поздоровайтесь с нашими гостями. Дети, какая музыка звучала?

На какое время года похожа эта музыка? А какое сейчас время года? Теперь давайте вместе подойдем к экрану (Здесь и далее слайды из приложения 3, слайд 1) . Посмотрите, какое время года изображено на картинке?

Как вы догадались, что это зима?

Сейчас поиграем в игру “Зимние приметы”. Вставайте в круг. Когда я назову примету зимы, хлопайте в ладоши. Если примета относится к другому времени года, хлопать не надо.

Готовы? Начнем: дети лепят снеговика; сосульки тают; дети катаются на коньках; дети купаются; идет холодный дождь; на улице лежит снег; перелетные птицы улетают на юг; люди празднуют Новый год (рисунок 1) .

Молодцы, вы были очень внимательны. А теперь снова подойдем к экрану (рисунок 2) .

2. Игровой момент “Зимняя сказка”

Цель:

активизация внимания детей; создание положительной эмоциональной атмосферы, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими (в том числе моральным) , создание условий для развития свободного общения с взрослыми и детьми, развитие музыкально – ритмических способностей, развитие физических качеств (координации) .

Образовательные области

: музыка, познание, социализация, коммуникация, физическая культура.

Дети, посмотрите на экран (Слайд 2) . К нам летит птичка. А что у нее в клюве? (письмо) . Вот оно лежит. Прочитаем? (Слайд 3) .

“Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас к себе в гости – на прогулку в зимний лес. Хозяйка леса – лесная фея”.

Ну что, отправимся в лес на прогулку? А добраться нам поможет снежный ком. Он приведет нас прямо к лесной фее.

(Рисунок 3. Дети идут за комом (переодетый взрослый) под веселую музыку по лесной тропинке. Обходя “сугробы”, подходят к экрану с изображением зимнего леса (Слайд 4) . Педагог, переодевшись феей, встречает детей у экрана.)

Здравствуйте, дети. Я лесная фея. Спасибо, что пришли ко мне в гости в зимний лес. Хотите послушать одну историю? Давайте присядем на полянку. “Когда – то в моем лесу жили звери.

Все они жили дружно и весело. Но однажды в лес пришел злой волшебник. Увидев, что все живут мирно и счастливо, он очень рассердился и напустил на наш волшебный лес свои злые чары (Слайд 5) . И с тех пор все звери стали ссориться, ругаться, бояться друг друга.

Зайчики – лисиц, лисицы – волков и медведей. Разрушить эти чары даже мне не под силу. Это могут сделать только дети”.

Может быть, вы сможете помирить всех зверей в моем лесу, чтобы опять все зажили дружно? Как вы думаете, сможете? Я приглашаю вас на прогулку по моему волшебному лесу (дети вместе с феей идут по лесу под музыку) .

3. Игра “Найди и зачеркни”

Цель:

развитие внимания, логического мышления, умения проговаривать вслух последующие действия, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими (в том числе моральным) , сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Образовательные области

: познание, социализация, здоровье.

Смотрите, дети, зайчик притаился под кустом. (Включается магнитофон с записью слов зайца) . Ух! Как бежал я от лисы,

Хвост дрожит, дрожат усы. Чуть к ней в лапы не попал! Ждет в лесу всех вас удача, Как решите вы задачу.

Видите, дети, как зайчик боится. Весь дрожит. Решим задачу, чтобы зайчик больше никого не боялся? Посмотрите на экран (Слайд 6) . На нем вы видите таблицу.

Давайте посмотрим, какие предметы изображены в этой таблице (снежинки, коньки, цветы, ягоды, снеговики) . Вы помните, какое сейчас время года? (Зима) . Правильно. Дети, скажите, какие из этих предметов не относятся к зиме? (цветы, ягоды) . Почему? (цветы и ягоды растут летом) . А снежинки почему подходят? (Зимой бывает снег) . Снеговики почему подходят? (Зимой дети лепят снеговика) . А коньки почему подходят? (Зимой катаются на коньках) . Молодцы.

Сейчас подойдите к столу. Чтобы наши ручки хорошо работали, давайте сделаем зарядку для пальчиков. Указательный и средний палец развести в стороны.

Остальные сжать в кулачок. Пошевелить “ушками”. Зайка серенький сидит, он ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

А теперь найдите такие же карточки, возьмите карандаши и зачеркните все ягоды и цветы, которые вы найдете в таблице. (Попросить 1 – 2 детей назвать вслух свои действия) . Зачеркнули? Молодцы (Рисунок 4) . Вы так хорошо справились с этой задачей, что зайчик перестал всех бояться. Помните, как он дрожал под кустом, а теперь посмотрите, он нам машет лапкой (на экране, слайд 7) .

4. Игра “Четвертый лишний”

Цель:

развитие логического мышления, умения объединять предметы на основе общих понятий, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими (в том числе моральным) , сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Образовательные области

: познание, социализация, здоровье.

Продолжим свой путь (дети идут под музыку) . Посмотрим, кто еще живет в лесу. А вот и лисичка – сестричка под елочкой.

Лиса – лесных зверей краса, Что нос, что ушки, что глаза. Сидит и шубка ловко, Одна беда – плутовка! (плутовка, значит хитрая, может всех обмануть)

Дети, а давайте сделаем так, чтобы лиса перестала быть слишком хитрой и не охотилась больше на зайчика.

Для этого мы поиграем в игру “Четвертый лишний”.(Попросить 1 – 2 детей назвать вслух свои действия) . Садитесь на полянку, спинку держим прямо, ноги стоят на полу. Посмотрите на экран ипослушайте, как вы сейчас будете рассказывать (Слайд 8) . На картинке нарисованы лыжи, коньки, санки, мяч. Здесь лишний мяч, потому что в мяч играют летом, а лыжи, санки, коньки нужны зимой. А теперь давайте разберем картинку все вместе (Слайд 9) . Посмотрите внимательно, подумайте, и скажите, что здесь лишнее. (Сделать с детьми картинку, где нарисованы ель, береза, клен, цветок, рисунок 5) . Сейчас возьмите картинки и расскажите, что лишнее на вашей картинке. (Дети подходят по одному к психологу и рассказывают, что лишнее) .

Ну вот, лису и зайца мы с вами помирили. (Слайд 10) Посмотрите на экран, им так понравилась наша игра, они сидят вместе на полянке и слушают, как вы правильно все рассказываете. Молодцы!

5. Физкультминутка

Игра “Зайцы и волк”

Цель:

развитие произвольности поведения, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими (в том числе моральным) , сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для развития свободного общения с взрослыми и детьми, развитие музыкально – ритмических способностей, развитие физических качеств (скорости, выносливости)

Образовательные области

: познание, социализация, здоровье, коммуникация, музыка, физическая культура.

Идемте дальше, дети. Смотрите, кто еще живет в волшебном лесу? Волк. (Включается магнитофон с записью слов волка) .

Я серый волк, зубами щелк, Я ищу себе еду, я всегда голодный – у-у. Поскорее побегу, может, что-нибудь найду.

Раньше волк был добрым, а сейчас стал злой. Все звери его боятся. Но мы сможем сделать так, чтобы он стал добрым.

Для этого мы поиграем в игру “Зайцы и волк”.

Выберем водящего-“волка”. Он сядет на стул спиной к “зайцам”. Остальные дети – “зайцы” становятся за линию, обозначенную веревкой, оттуда идут к “волку”, произнося слова:

Волк-волчище, Зубастая пасть. Тебе нас не поймать!

“Зайцы” подходят к “волку”, все вместе дотрагиваются до его спины и бегут за линию. “Волк” вскакивает со стула и гонится за “зайцами”, стараясь поймать кого-нибудь из них. Тот, кого поймает волк – становится водящим. (Дети играют в игру под веселую музыку) .

Дети, волку так понравилась наша игра, что он стал добрым (Слайд 11) . Посмотрите, он не злой, сидит вместе со всеми на полянке, и остальные звери уже его не боятся.

6. Игра “Что сначала, что потом?”

Цель:

развитие умения обобщать, сравнивать и рассуждать, понимать последовательность событий, причинно – следственные связи, развитие трудовых умений через постройку снеговика, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими (в том числе моральным) , сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для развития свободного общения со взрослыми и детьми.

Образовательные области

: познание, социализация, здоровье, коммуникация, труд.

Дети, идемте дальше (дети идут под музыку) . Может еще кого – то встретим. А здесь что? Это снеговик. Посмотрите, кто – то его сломал.

Послушаем, что он нам расскажет. (Включается магнитофон с записью слов снеговика) .

Я веселый снеговик.

Материал с сайта festival.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Физическое развитие дошкольников в доу

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Методы социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Проект по социально коммуникативному развитию дошкольников

    Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является созда...

  • Социально личностное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Задачи социально коммуникативного развития дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Особенности социального развития дошкольников

    Доклад на тему: «Социально — личностное развитие дошкольников» Социально-личностное развитие Полноценное развитие детей во многом зависит от специфики социального окружения, условий его воспитани...

  • Области развития дошкольников по фгос

    Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Тема: Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошк...

  • Социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Социально коммуникативное развитие дошкольников

    Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника» Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника» Повестка дня 1. Выполнение решений пр...

  • Диагностика социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Коммуникативное развитие дошкольников

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверст...