Изобразительное искусство в развитии дошкольников

Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Содержание

1. Личные данные

2. Актуальность

3. База

4. Противоречия

5. Цели и задачи

6. Модули:

1. Самообразование

2. Диагностика

3. Создание системы воспитательно-образовательной работы

4. Работа с родителями

5. Результативность

6. Литература

7. Приложения

Личные данные

Ф. И. О. : Виноградова Оксана Александровна

Год рождения: 1966 год

Образование: среднее специальное

Окончила Торжокское педагогическое училище в 1986 году.

Специальность: воспитатель в дошкольных учреждениях.

Педагогический стаж работы: 26 лет

Имею вторую квалификационную категорию.

Актуальность

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.

База

Старшую группу посещают 20 детей. Из них 8 девочек и 12 мальчиков.

70% детей воспитывается в полных семьях с двумя или одним ребенком, 30% - неполные семьи. Социальное положение всех семей благополучное.

Воспитанием и обучением этих детей я занимаюсь с трехлетнего возраста.

Дети моей группы любознательные, добрые, отзывчивые, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес к разным видам искусства.

Для того чтобы деятельность детей носила творческий характер, стремилась создать условия для комплексного художественно – эстетического развития каждого ребенка, так как художественная деятельность детей требует эстетически образованной предметно – развивающей среды.

Большое внимание уделяю эстетике интерьера группы и фойе (коридора) : стены украшают коллективные панно и картины, выполненные с детьми и в совместной деятельности.

В группе имеется уголок продуктивного творчества, где собраны необходимые средства для изобразительной деятельности в удобном и доступном для детей месте. Каждый ребенок имеет возможность здесь для самостоятельных занятий, что помогает развитию интересов и способностей.

Оборудование и материалы продуктивной зоны составляют:

• различные изосредства – гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые и цветные мелки, пастель, ручки, простые карандаши, тушь, уголь, свечи, пластилин, глина, фломастеры; кисточки, стеки, палочки, ватные палочки, трубочки, щетки зубные, расчески, зубочистки, трафареты, линейки, крышки, пуговицы; бумага различной фактуры (для рисования, писчая, газетная, цветная, бархатная, картон, калька, обои, салфетки, гофрированная) ; линолеум, дощечки для рисования, палитра;

• образцы по лепке, рисованию; карточки на смешивание, карточки на оттенки (осветление) ;

• книги на ознакомление с народно – прикладным искусством, иллюстрации (свет и тень, рисунки детей, дидактические игры по ознакомлению с искусством («Придумай портрет», «Составь натюрморт», «Из чего состоит пейзаж», на цвет («Цветные гномики», «Цветной волчок», «Радуга») ;

• фланелеграф плюс набор картинок и план-схема (речка, поле, лес) на составление композиции;

• индивидуальные папки детей с рисунками.

В группе подумано место для полочки красоты и уголка отдыха, где организую работу по эстетическому развитию детей и расширению их представлений об окружающем мире.

На полочке красоты всегда находятся предметы красоты, разные по жанру картины, которые дети могут самостоятельно менять.

Для ознакомления с книжной графикой представлены папки (художники – иллюстраторы: Е. И. Чарушин, В. Сутеев, Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, их портреты, биографические данные, творчество, книги с их рисунками) .

Здесь дети получают эстетическое наслаждение от общения с произведениями искусства и народных промыслов, знакомятся с детской художественной литературой, общаются с природой.

Театральная зона оборудована гримеркой, костюмерной, минисценой. Уголок представлен различными видами театров, дидактическими играми на выражение эмоций, чувств, переживаний ребенка. Все это они могут выразить через небольшие инсценировки, сценки собственного сочинения, этюды.

Музыкальный уголок включает в себя различные дидактические игры на развитие ритма, чувства ритма, ознакомления с нотной грамотой, с музыкальными инструментами.

Уголок развития речи оснащен буквенным фризом, разными видами азбук, загадками, дидактическими играми, перфокартами на звуковой и слоговой анализ слов, книгами.

Большое внимание уделяется развитию связанной речи, речевого творчества детей, обогащения словаря, созданию индивидуальных и коллективных книг сказок, историй.

Математический уголок представлен различными настольно-печатными дидактическими играми и пособиями по закреплению счета, знание геометрических фигур, решению арифметических задач, классификации; карточки на сравнение чисел, состав числа; ребусы, головоломки, что способствует развитию умственных способностей, внимания, памяти, мышления, логики.

Уголок познавательного развития представлен физическими картами Тверской области, Росси, наглядными панно, макетами «Африка», «Антарктида», «Солнечная система», материалами и дидактическими играми по ознакомлению с родным краем, страной; с представителями растительного и животного мира; детской научно-энциклопедической литературой.

Творческая лаборатория оснащена разнообразными приборами (лупы, весы, термометры, часы, материалами для исследования (пластмасса, дерево, металл, бумага, резина, стекло, безопасной лабораторной посудой (воронки, сосуды, ступки, пестики, ложечки, мерные стаканы). Все это дает возможность для самостоятельного экспериментирования.

Уголок природы содержит календарь природы, портрет месяца и иллюстративный материал к нему, где фиксируется изменения состояния погоды, природы.

Физкультурный уголок. Здесь размещено разное физкультурное оборудование, а также дидактические игры, что обеспечивает различную двигательную активность детей в течение дня.

В игровом уголке подобраны различные виды конструкторов, схемы построек, атрибуты для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, наборы мелких игрушек разной тематики, планшеты. Материал подобран с учетом игровых интересов мальчиков и девочек. Он побуждает к игровому взаимодействию, способствует развертыванию сюжетно-ролевых и режиссерских игр.

Противоречия

С одной стороны С другой стороны

1. Одной из задач эстетического развития детей авторы «Радуга» видят в формировании эстетического восприятия дошкольников через ознакомление с изобразительным искусством различных видов. 1. В программе «Радуга» недостаточно раскрыта методика работы ознакомления детей старшей группы с изобразительным искусством. В ДОУ не хватает дидактических пособий, иллюстративного материала по ознакомлению с разными видами живописи.

2. Во взаимоотношении с родителями идет гармоничная работа для обеспечения полноценного развития ребенка, с точки зрения формирования специальных умений и навыков, необходимых для его успешного обучения в школе. 2. Родители не заинтересованы в художественно-эстетическом воспитании, развитии творческих способностей детей.

Цель: развитие эстетического восприятия детей посредством изобразительной деятельности; формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру.

Задачи:

1. Развивать художественно-творческие способности детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа) ;

2. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формировании эстетических чувств и оценок;

3. Обогащать содержание детских работ; совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;

4. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Модуль 1

Самообразование

Цель:

1. Повышение теоретических знаний по теме.

2. Продолжить поиск эффективных методов и приемов работы по развитию изобразительных навыков и творческих способностей детей.

Повышение моих профессиональных качеств, базы теоретических знаний способствовало самообразование – это самостоятельное ознакомление и изучение нормативно – правовых документов, педагогической литературы, анализ программы «Радуга», методических рекомендаций, изучение программ И. А. Рыковой, Г. С. Швайко, Т. С. Комаровой помогло мне в поиске детского изобразительного творчества, самостоятельности, инициативы, мышления детей.

В основу создания необходимых условий, побуждающих детей к активной художественно – продуктивной деятельности: рисованию, аппликации, лепке, конструированию, легли рекомендации С. А. Соловей, Т. Н. Львовой «Создание предметно – развивающей среды».

Консультации старшего воспитателя, взаимопосещения, открытые просмотры МО города, собеседование с опытными педагогами дали возможность приобрести необходимые практические навыки работы с детьми по изобразительной деятельности.

Для создания дидактического материала, пособий, игр способствовали книги А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Л. А. Венгера «Умственное воспитание».

Проведение занятий по ознакомлению с искусством требовало от меня, как педагога, глубоких знаний в области живописи, литературы и музыки. Посещение художественных выставок, читального зала детской библиотеки и краеведческого музея, драматического театра, собеседование их сотрудников пополнили мои знания в области различных видов искусства.

Работа с педагогической литературой, её анализ (Т. С. Комарова «Художественная культура», интегрированные занятия с детьми 5-7 лет, (А. А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Н. А. Курочкина «О портретной живописи – детям») способствовали выработке системы педагогической работы по ознакомлению и приобщению детей к искусству.

Считаю, что система самообразования помогла мне определить главные задачи своей педагогической деятельности, дала возможность выстроить работу по развитию изобразительного творчества детей таким образом, чтобы эта деятельность стала увлекательной и интересной для детей.

МОДУЛЬ 2

Диагностика

Цель: выявить у детей уровень знаний о средствах выразительности; о степени сформированности практических умений и навыков при создании художественных образов.

В настоящее время детский рисунок довольно часто используется в качестве средства диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе, что свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии ребенка.

Но изобразительная деятельность и сама по себе значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка, как показатель его эстетического и интеллектуального развития.

В начале, середине и конце учебного года провожу диагностическое обследование детей. Наблюдения за детьми на занятиях и в свободной деятельности, специальные задания помогли выявить знания и умения детей.

В начале года 53 % детей используют оттенки в своих рисунках; 45% - экспериментируют с различными художественными материалами. В изодеятельности все дети научились воплощать свои замыслы в рисунках; знакомы с произведениями разных видов искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, народное и декоративно-прикладное искусство) ; без затруднения отвечают на вопросы по картинам; легко и уверенно пользуются кистью, простым карандашом.

У детей наблюдается проявление самостоятельного, устойчивого интереса к природе.

Но дети ещё затрудняются в композиционном построении рисунка; в передачи пропорций в изображении и движении. Недостаточно развивают содержание и образ картины. Не умеют выделять цвет, композицию, форму в художественных образах, переданных в картинах.

По результатам диагностики на начало учебного года я наметила план работы по изобразительной деятельности.

МОДУЛЬ 3

Создание системы воспитательно-образовательной работы

Цель:

1. Дать детям необходимые знания о произведениях изобразительного искусства разных видов, о средствах выразительности;

2. Помочь каждому ребенку овладеть приемами работы с изобразительными материалами;

3. Пробудить творческую активность ребенка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов;

4. Формировать эстетическое отношение к миру.

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения. Поэтому считаю очень важным введение ребенка в окружающий мир через систему художественных образов и произведений.

Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Основной формой работы, способствующей развитию творческих способностей детей, являются занятия по изобразительной деятельности, где я создаю у детей хорошее настроение, стараюсь вызвать доброжелательное отношение к занятию, которые проходят в форме путешествий.

Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми: «В страну Рисования», в мастерскую художника, в выставочный зал.

Одним из приемов для поддержания интереса являются сказки о художниках, цветах; истории возникновения народных игрушек, использование художественного слова (загадки, стихотворения) .

Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность и трудолюбие.

Положительные результаты для развития эстетического восприятия детей дает непосредственное общение с природой, организация наблюдений на прогулке за деревьями, цветами и т. д.

При организации таких наблюдений считаю необходимым дать детям возможность восхищаться красотой природы, любоваться ею, высказывать свои эмоции, впечатления и переживания от увиденного. Это побуждает у детей желание изобразить, запечатлеть все это в рисунках и аппликациях.

Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

Большую роль в формировании эстетического восприятия детей играет «полочка красоты», где дети знакомятся с произведениями искусства: живописью, книжной графикой, малой скульптурой, народно – прикладным искусством, предметами дизайна. Работа здесь проходит через индивидуальные и подгрупповые беседы, рассматривание, в ходе которых дети учатся видеть прекрасное. Так при ознакомлении с предметами народно – прикладного искусства обращают внимание не только на красоту предмета в целом, но и на орнамент и узор, который используется для украшения. При рассматривании скульптуры малой формы обращают внимание на форму и красоту скульптуры.

При ознакомлении детей с тем или иным промыслом, стараюсь доступно рассказать о том, где он зародился. Помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы.

Знакомство с каждым видом народного искусства осуществляю на занятиях по декоративному рисованию, аппликации, лепке. Стараясь повысить интерес к народному творчеству, использую изделия, выполненные детьми для оформления группы, для сувениров – подарков взрослым.

Периодическая смена, систематическая работа с палочкой красоты способствовать тому, что дети самостоятельно замечают появление новых предметов, картин и детских книг.

Знакомство детей с творчеством художников иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е. Рачеева, Е. Чарушина, В. Сутеева и др.

Рассматривание ярких иллюстраций к народным потешкам, песенкам учат детей видеть особенности характера и настроение сказочного героя. При передачи характера сказочных героев дети в своем рисунке проявляют фантазию и воображение. Учатся высказывать свое отношение к забавным, немного мультяшным героем В. Сутеева, сказочным персонажам А. Ю. Васнецова.

На развитие эстетического восприятия, художественного вкуса большое влияние оказывает ознакомление с искусством, которое осуществляется на занятиях, таких как «Знакомство с пейзажем», «Пейзаж в живописи», «Что такое натюрморт», «Творчество И. И. Шишкина» и другие.

Представление детей о красоте природы и культуре родного края складываются при знакомстве с произведениями художников: А. Г. Венецианова, И. И. Левитана, К. Ф. Юона, И. Э. Грабая и других. Они дают возможность ознакомления с характерной для России природой.

Рассматривание картин вызывает у детей эмоциональный отклик на образное содержание произведений живописи, сопереживание настроения художественных образов, позволяет познакомить с разными видами живописи.

Со старшего возраста более углубленно работаем с жанрами живописи: портретом, натюрмортом, пейзажем.

При создании детьми портретов я стремлюсь научить их передавать характер и настроение, при изображении фигуры человека – движение. В пейзаже – видеть красоту природы и отображать её в своих рисунках. В процессе ознакомления в произведения живописи подвожу детям к пониманию того, что в них присутствует настроение – это либо грусть, тоска или радость, беспокойство. Рисуя натюрморт, дети учатся изображать предметы с натуры. При этом они могут уже самостоятельно выбрать фон и составить натюрморт.

Народно декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного восприятия детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколения.

Детей старшего дошкольного возраста знакомили с разными видами декоративно-прикладного искусства: тверской, дымковской, филимоновской игрушками.

Дети проявляют устойчивый интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывают от этого радость и удовольствие. Видят свойства предметов, живых объектов и явлений. Обладают достаточными техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляют самостоятельность и творческую инициативность.

По своему содержанию произведение живописи многообразны, но не каждое из них может вызвать эмоциональный отклик в сердце маленького человека.

При ознакомлении с графическими работами обучаю детей рисованию штрихом. Для достижения большей выразительности в рисунках детям предлагала использовать штрихи разного характера.

Обращаю внимание детей на линию: она может быть плавной, гибкой, резкой, такой же выразительной, как и цвет, именно она выстраивает изображение в определенном эмоциональном направлении.

Важное влияние на развитие детского изобразительного творчества оказывает обучение детей технике смешивание красок. В процессе смешивания красок дети учатся выделять и получать разнообразное многоцветье тонов.

Дети уже владеют навыками смешивания красок, полученные в младшей и средней группах. В старшей группе продолжили эту работу. Мы вместе с детьми анализировали различные цвета; составляли их оттенки; смешивали краски для получения новых; добавляли белую краску в другие; соединяли краски, получая контрастные цвета – холодные и теплые.

Поощряю самостоятельное экспериментирование детей с цветом для получения необходимых цветов и оттенков.

Использование панно «Азбука цвета», карточек по смешиванию, дидактических игр «Радуга», «Цветные гномики», «Волчок» не только знакомят с цветовым спектром, с теплой и холодной гаммой цветов, но и помогает закрепить знания детей, использовать их в практической деятельности.

Чтобы привить любовь, вызвать интерес к рисованию использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Для создания детьми изобразительных образов использовала следующие нетрадиционные техники: набрызг, рисование по мокрой бумаге, по мятой бумаге, рисование пальцами и ладошкой, кляксография, способ выдувания.

Результатом всей работы по изобразительной деятельности являются выставки детских рисунков: «Осень золотая», «Пушистые зверята», «Зимушка – зима», «Бабочки».

В своей работе я старюсь, как можно чаще использовать коллективное творчество, как результат совместного речевого изобразительного творчества детей. В группе появились книги «Мы едем, едем, едем», «Сказка про елочку», «Курочка и цыплята».

С увлечением дети создают картины, декоративные панно. Работы детей украшают интерьер ДОУ: «В зимнем лесу», «Осень», «Полянка», «Наш аквариум».

Коллективная художественная деятельность формируют положительную мотивацию к ней, и углубляет интерес к творчеству, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения.

В самостоятельной художественной деятельности дети имеют в свободном пользовании изосредства и оборудование, необходимое для творчества. На столах располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а так же коробки с природным и бросовым материалом. Каждый ребенок имеет возможность подойти к ним и сразу же начать действовать.

Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является непременным условием развития творческих способностей детей.

Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразий окружающего мира.

Впереди много планов и замыслов и я убеждена, что художественно – эстетическое развитие имеет решающее значение в развитии личности ребенка в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.

МОДУЛЬ 4

Работа с родителями

Цель:

1. Донести до родителей важность и необходимость формирования у детей эстетического отношения к миру и развития художественных способностей;

2. Установить с родителями тесный контакт по взаимодействию по решению данных задач;

3. Разнообразить формы совместной деятельности.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями.

Результаты анкетирования родителей «Дети и искусство» помогло выявить интересы родителей, их представления о процессе художественно – эстетического развития детей.

Результаты показали, что 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка. 45% - активно помогают ему в развитии его творческих способностей. 30% - посещают выставки и музеи. 40% - необходима консультативная помощь по развитию творческих способностей детей.

Все это помогло спланировать дальнейшую работу по художественно – эстетическому направлению.

Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей наиболее эффективными формами общения стали:

• Семинар – практикум «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования», как средства обучения родителей конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности детей;

• Беседа за круглым столом «Знакомим детей с изобразительным искусством» помогла обсудить проблемы роли в семье в эстетическом развитии детей. Где в непринужденной обстановке родители поделились своими мыслями, личным опытом семейного воспитания, были активными участниками обсуждения возникающих проблем;

• Индивидуальные беседы, консультации «Какую роль играют книги, музыка в эстетическом воспитании», «Рисуем гуашью» помогли родителям понять как через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуре родителей и семейного воспитания детей сыграли наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могли найти в папках – передвижках: «Натюрморт как жанр живописи», «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью».

В содержании папки включала конкретные памятки, рекомендации, советы родителям.

Особое место во взаимодействии с родителями нашей группы имела организация выставок детского изобразительного творчества «Золотая осень», «Ах лето, лето», «Полянки с цветами».

По откликам родителей наибольший интерес вызвало создание совместных выставок по темам: «Зимние забавы», «Удивительные животные – динозавры» - это сблизило поколение (родителей и детей, укрепило детско – родительское отношение.

Традиционными в ДОУ стали «Дни открытых дверей», где они наблюдали совместную деятельность и занятия по изобразительному искусству. Такое «погружение» в жизнь дошкольного учреждения помогает родителям понять особенности воспитания и обучение детей в детском саду, иначе взглянуть на ребенка, проникнуть в его интересы и потребности, проанализировать собственные методы и приемы воспитания.

Родители с большим удовольствием посещали все мероприятия, проявляли интерес к жизни детей в группе, к формированию личности ребенка, его внутреннего мира, отношений к окружающим.

МОДУЛЬ 5

Результативность

Старший дошкольный возраст – ответственный период в жизни каждого ребенка.

В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения; развивается самостоятельность, инициатива, что способствует развитию творческой активности.

Создание развивающей среды и условий для художественно – продуктивной деятельности, планирование обучающих занятий, наблюдений, работы с «палочкой красоты»; поиск и отбор эффективных методов и приемов, применение их на практике с детьми, все это дало положительные результаты в работе по развитию детского изобразительного творчества.

В процессе художественно – эстетического развития заметно вырос уровень представлений детей о произведении живописи. Это выразилось в их ответах по содержанию картины, умение определять настроение, чувства, раскрывать содержание и образ выразительно – изобразительными средствами.

Замысел рисунков стал более интересным и разнообразным. Дети самостоятельно и творчески раскрывают тему в рисунках.

70% детей при создании сюжета передают смысловые связи между объектами, используя, передний и задний план. Умеют создавать выразительный образ и передавать свое отношение к изображаемому.

Совершенствуется умение передавать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому на картине. Дети осваивают свойства цвета и активно их используют.

65% детей экспериментируют с цветом для получения новых цветов и оттенков, овладевают приемами наложения краски на краску, осваивают приемы рисования простым карандашом, угольным, пастельным, восковыми, цветными мелками. Активно используют творческий замысел в создании эскиза, наброска карандашом.

Владеют разнообразной техникой рисования, приемами работы с различными материалами.

У детей наблюдается проявление самостоятельного устойчивого интереса к природе.

Коллективная художественная деятельность сформировала положительную мотивацию к ней и углубила интерес к творчеству; раскрыла индивидуальность детей, корректирует межличностные отношения.

Совместная деятельность объединила детей и взрослых, способствовала установлению между ними творческих контактов, созданию радостной атмосферы, что благоприятно сказалось на эстетическом и нравственном воспитании дошкольника.

В будущем продолжу работу по развитию художественно – эстетического восприятия художественного мира; развитию у детей художественного вкуса; по ознакомлению старших дошкольников с живописью; по композиционному построению рисунка.

Все это поможет увлечь, заинтересовать искусством и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Литература

1. Галанов А. С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».

2. Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество».

3. Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».

4. Доронова Т. Н., В. В. Гербова и другие «Радуга», программа.

5. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».

6. Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».

7. Зверева О. Л., Т. В. Кротова, «Родительское собрание в ДОУ».

8. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».

9. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина «Художественная культура».

10. Комарова Т. С., А. И. Совенков «Коллективное творчество дошкольников».

11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Приложение к опыту работы на тему: «Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности».

Утро радостных встреч

Сентябрь

1. Посиделки у бабушки Арины (потешки)

2. Прослушивание в грамзаписи Чайковского «Времена года»

3. Путешествие в страну сказок по А. С. Пушкину

4. Рассматривание красиво цветущие осенние цветы

Октябрь

1. Знакомство с народным промыслом (дымковская игрушка)

2. Встреча с Незнайкой по произведениям Н. Носова

3. Посиделки у бабушки Арины (загадки)

4. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

1. Литературный калейдоскоп

2. Мое настроение (рисуем под музыку)

3. Посиделки у бабушки Арины (русские сказки)

4. Настольный театр «Красная шапочка»

Декабрь

1. Литературный калейдоскоп

2. Знакомство с художниками книжной графики

3. Беседа о Новом годе

4. Знакомство с Тверской игрушкой

Январь

1. Придумывание сказок вместе с детьми

2. Прослушивание произведений Чайковского «Времена года»

3. Чтение любимых сказок

Февраль

1. Встреча с интересными людьми

2. Знакомство с живописью – натюрморт

3. Познавательное сообщение (Мы их знаем)

4. Рассматривание картин Е. И. Волошина «Лук» и другие

Март

1. Рассматривание картин И. И. Левитана «Март»

2. Знакомство с народным промыслом (Хохлома)

3. Познавательное сообщение о животных

4. Прослушивание в грамзаписи «Кошкин дом»

Апрель

1. Чудеса в мастерской (изготовление поделок)

2. Встреча с интересными людьми

3. Познавательное сообщение о растениях

4. Знакомство с художниками книжной графики

Май

1. Посиделки у бабушки Арины (фольклор)

2. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

3. Беседа «Что подарит лето»

4. Литературный калейдоскоп

По ознакомлению с искусством (полочка красоты)

Сентябрь

1. Осенний букет (цветов, листьев)

2-3. Хохломская роспись

4. Красивое яблоко

Октябрь

1. Осенняя композиция

2-3. Городецкая роспись по дереву

4. Рассматривание картин И. И. Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

1. Красивая вазочка

2. Дымковская игрушка (барышня)

3. Малая скульптура (олень)

4. Книжная графика (Е. Чарушин)

Декабрь

1-2. Забавные птицы (дымковская игрушка)

3. Рассматривание картины И. Репина «Яблоки»

4. Книжная графика (Ю. Васнецов)

Январь

1. Тверская игрушка (матрешка)

2. Малая скульптура (клоун)

3. Рассматривание картины И. Хруцкий «Натюрморт с грибами»

Февраль

1. Тверская игрушка (глиняные свистульки)

2. Книжная графика Е. Рачеева

3. Народная вышивка города Торжка

4. Знакомство с картинами К. Ф. Юона

Март

1. Жостовские подносы

2-3. Этот волшебный завиток (хохломская игрушка)

4. Знакомство с портретной живописью

Апрель

1. Малая скульптура (девушка пляшет)

2. Книжная графика В. Сутеева

3. Дымковская игрушка

4. Веточка вербы

Май

1. Рассматривание картины П. Кончаловского «Сирень белая и розовая»

2-3. Декоративная посуда

4. Одуванчик

Перспективное планирование по кружковой работы старшей группы

Сентябрь

1. «Собака со щенятами» (лепка сюжетная)

2. «Цветные ладошки» (аппликация с элементами рисования)

3. «Деревья в нашем парке» (рисование по представлению)

4. «Наш пруд» (лепка сюжетная коллективная)

Октябрь

1. «Осенние листья» (рисование с натуры)

2. «Осенний натюрморт» (коллективная аппликация)

3. «Кто под дождиком промок» (лепка сюжетная)

4. «Осенние картины» (аппликация из осенних листьев)

Ноябрь

1. «Чудесное превращение кляксы» (рисование)

2. «Золотые березы» (аппликация обрывная с элементами рисования)

3. «Пернатые, мохнатые, колючие… » (лепка)

4. «Зайчишка – храбришка и трусишка» (рисование)

Декабрь

1. «Снежный кролик» (лепка)

2. «Белая береза под моим окном» (рисование с элементами аппликации)

3. «Снегири и яблочки» (моделирование игрушек из ваты и бумаги)

4. «Ёлочка – красавица» (рисование с элементами аппликации)

Январь

1. «Заснеженный дом» (аппликация с элементами рисования)

2. «Зимние забавы» (лепка сюжетная)

3. «Веселый клоун» (рисование)

Февраль

1. «Муравьишки в муравейнике» (лепка из бумажной массы)

2. «Папин портрет» (рисование)

3. «Милой мамочки портрет» рисование)

4. «Весенний букет» (аппликация коллективная)

Март

1. «Наша группа» (рисование)

2. «Весенний ковер» (лепка)

3. «Весеннее небо» (рисование в технике «по мокрому»)

4. «Нежные подснежники» (аппликация с элементами рисования)

Апрель

1. «По морям, по волнам» (рисование с элементами аппликации)

2. «Плавают по морю киты и кашалоты» (лепка коллективная)

3. «Море» (аппликация)

4. «Заморский натюрморт» (аппликация)

Май

1. «Зеленый май» (рисование)

2. «Цветы луговые» (аппликация)

3. «Мы на лугу ходили» (лепка)

4. «Нарядные бабочки» (аппликация)

www.maam.ru

«Роль изобразительного искусства в жизни дошкольника». Реферат

В психологических и педагогических исследованиях, раскрывающих особенности изобразительной деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста установлено, что у них формируются обобщенные способы при изображении образа, умения анализа, сравнения, способность самостоятельно решать учебные и творческие задачи.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность начатое доводить до конца, сосредоточенно и целеноправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. В процессе создания коллективных работ у детей воспитывается умение обьединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Таким образом, изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Исследования ученых показывают важную роль искусства в развитии эстетического интереса, эстетического восприятия, в освоении детьми социокультурного опыта, формирование эстетического интереса, эстетических чувств, эстетических оценки художественных образов.

Для развития личности дошкольника необходимо обогащать детей разнообразными впечатлениями, создавать предметную среду, которая будет способствовать развитию интереса, любознательности, наблюдательности, умение видеть характерные способности предметов, явлений а затем – создавать художественные образы в процессе собственного творчества. Овладение изобразительной деятельностью способствует умственному развитию детей дошкольного возраста, развивает речь.

Во времена античности искусством, творчеством особенно почитались философами Древней Греции (Аристотель, Сократ, Гераклит, Платон, Пифагор). Они подчеркивали значение этих занятий для полного, гармоничного развития человека, совершенствования духа и тела, и

считали важным начинать их с детства. Мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Вопросы развития художественной деятельности детей дошкольного возраста интересовали многих педагогов прошлого. А. Коменский,

Ф. Фребель, И. Песталоцци предавали важное значение детскому рисованию в том смысле, что оно связано с подготовкой руки и глаза к письму, а в дальнейшем – к изображению объемной формы на плоскости. Ф. Фребель писал, что «охота ребенка к рисованию составляет развивающее средство при воспитании и образовании». И. Песталоцци обучение рисованию рассматривал в связи с развитием наблюдательности, искусством измерения изображения различных форм.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе к событиям нашей жизни.

-во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того занятие по рисованию

доставляет радость детям, создает положительный настрой. Вот почему

важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми.

Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества. Который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Как говорил Сухомлинский:

«… Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

www.maam.ru

Развитие речи дошкольников посредством изобразительного искусства

Из опыта:«Система работы воспитателя по развитию речи и творческого потенциала дошкольников посредством изобразительного искусства».

Изобразительная деятельность - это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего их мира и выражать свое отношение к изображаемому. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие.

Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей (воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к искусству; помогают закрепить практические навыки, полученные ранее; учат анализировать, сравнивать, развивать речь детей и развивают творческое воображение у детей дошкольного возраста.

Основная цель данного опыта: обосновать и изучить педагогические условия и особенности художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста, а также разработать и апробировать на практике эффективные методы и приемы в условиях изостудии.

Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дошкольники разных возрастов, с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий признаков, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Педагог использует схемы последовательности составления рассказа. В группе для детей с нарушением речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Дети оживляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог. Необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль воспитателя в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки. Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия воображения. Задание по изобразительной деятельности должно строиться так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем рисунок. Следует также привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.

Изобразительная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность целенаправленность в выполнении работы; усидчивость; настойчивость; умение вести работу до конца; аккуратность.

На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.

Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Содержание занятий по искусству желательно выстраивать по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение.

Изодеятельность и развитие речи - эти понятия должны быть едины в процессе формирования художественной культуры дошкольников. В работе с детьми педагог использует различные по жанру картины: сюжетные, пейзажи, натюрморты, портреты. Беседуя по картине, дети учатся составлять рассказы по вопросам, по плану, по схемам, составлять начало, конец, полный рассказ. В конце занятия обсуждаются составленные рассказы и выбираются лучшие.

Занятие по картине лучше проводить после предварительной работы (чтение литературных произведений, экскурсии, прослушивание музыкальных произведений). А используя схемы составления описательного рассказа, дети без труда составили рассказы о птицах.

И только после ознакомления с сюжетными картинами и приобретения у детей навыков составления описательных рассказов, педагог приступил к ознакомлению с произведениями пейзажной живописи.

На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.

Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет "наглядности" другого.

Подбирая материал к занятию, следует обращать внимание не столько на сходство или контраст содержания различных произведений искусства, сколько на сходство или контраст их по настроению.

Содержание занятий по искусству желательно выстраивать по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение.

Портреты, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим требованиям:

1. Доступность содержания портретов для детского восприятия. Тематика картин должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их опыту. Опыт работы показал, что наиболее полное понимание содержания произведения происходит при восприятии портрета-картины, так как изображенный художником образ помогает детям определить настроение, эмоциональное его состояние.

2. Содержание портрета должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств.

3. Яркая выраженность эмоционального состояния.

4. Разнообразие используемых художником средств выразительности.

По наблюдению педагога, внимание детей в портрете приковывает динамика, а так же ее цветное изображение.

Портрет как и любой вид искусства требует определенной подготовки детей к его восприятию. Подготовительным этапом к беседам с дошкольниками по портрету являются разнообразные виды деятельности.

Повседневное общение детей друг с другом и со взрослыми, создает условия для подготовки детей к восприятию портрета. Детям предлагалось посмотреть друг на друга или вспомнить, каким был его друг сегодня – веселым или грустным, как он узнал об этом, а почему он был таким. Такой короткий разговор ставил ребенка в ситуацию поразмышлять о своем друге и быть внимательным к нему.

Детям давали задания: «Внимательно посмотри в лицо своей мамы (папы) и расскажи нам завтра о ней».

Беседы с детьми о настроении, чувствах родителей, отношении к ним – благоприятная возможность для воспитателя узнать семью, корректировать отношения между взрослыми и маленькими ее членами. Дети приносили свои фотографии и вместе с воспитателем их рассматривали, отмечая запечатленное на них настроение, состояние, эмоции, чувства.

Знакомство со схемами изменило характер ответов детей при рассматривании портретов, а так же повлияло на характер изображения человека в рисунках.

Восприятие портрета тесным образом связано с развитием образной речи. От детей требуется умелое точное оперирование определениями, синонимами, сравнениями.

Богатейший материал для этого дает нам художественная литература, раскрывающая перед ребенком мир человеческих чувств и взаимоотношений. Книга обогащает эмоции детей, формирует воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Для чтения были предложены художественные произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Вовка - добрая душа», Ф. А. Тяниной «Разбитая тарелка», В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», Л. Квитко «Бабушкины руки».

Чтение художественной литературы всегда предваряло восприятие портрета. Перед рассматриванием картины В. М. Васнецова «Аленушка» детям читали сказку «Сестрица - Аленушка и братец Иванушка».

После чтения, проводя беседу, педагог акцентирует внимание детей на образных выражениях. Например, после чтения Л. Квитко «Бабушкины руки» детям были предложены вопросы: «Почему мальчик больше всего на свете любит бабушкины руки? Что умеют делать бабушкины руки? » (Чудесно творить, мастерить, нежно ласкать.) «Как автор описал бабушкины руки? » (Проворными, умными, добрыми.) «Как бы вы их еще назвали? » (Милые, ласковые, добрые, умелые.)

Работа по ознакомлению с портретной живописью реализовывалось как в повседневном общении, так и на НОД по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальных занятиях; по развитию речи.

В результате проведенной работы по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства, у детей стал богаче активный и пассивный словарь, они начали использовать сложные предложения, пользоваться определенным изобразительным словарем (эпитетами, сравнениями, интонационно выразительно произносить фразы, объяснения стали логичнее, наметились сдвиги в развитии изобразительных способностей детей.

www.maam.ru

Развитие чувства юмора у дошкольников средствами изобразительного искусства - Курсовой проект

Курсовой проект - Педагогика

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства

1.1 Психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников

1.2 Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора

1.3 Использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе детского сада

ГЛАВА 2. Качественный и количественный анализ результатов исследования

2.1 Констатирующее исследование

2.2 Проект программы по развитию у детей чувства юмора

2.3 Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников

Заключение

Приложения

Введение

Основная задача воспитания дошкольников гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности, развитии чувств, в том числе и чувств юмора.

Развитие чувства юмора это целенаправленный процесс формирования способности личности дошкольника к полноценному восприятию и правильному пониманию сатиры в искусстве и действительности.

Поскольку наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является изобразительная, поэтому наиболее целесообразно, на наш взгляд, развивать чувство юмора детей через указанный вид деятельности.

Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на чувстве юмора через использование юмористических произведений изобразительного искусства, дошкольник сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственном чувстве юмора и в чувстве юмора людей, которые его окружают.

В общеобразовательных дошкольных учреждениях занятия по изобразительному искусству являются частью учебно-воспитательного процесса.

Однако имеющиеся программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях, не отводят должную роль развитию чувства юмора своих воспитанников через произведения изобразительного искусства.

Поэтому данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения изобразительного искусства. В настоящей работе мы обобщаем накопленный теоретический и методический опыт отечественных исследователей в данной области.

Объект исследования: процесс развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства.

Целью работы является исследование и анализ развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства на примере ДОУ № 45 Сказка.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

- провести анализ литературы по теме исследования;

- рассмотреть теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства, в том числе психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников, виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора, использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе;

- провести качественный и количественный анализ результатов исследования;

- представить проект программы по развитию у детей чувства юмора;

- разработать рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства

1.1 Психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников

Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональной чувствительности. Первый уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью.

Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру.

Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д.

Под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов. Отсутствие чувства юмора может выступать объектом иронии .

Чувство юмора дается человеку при рождении, но начинает проявляться и развивается в раннем детстве под влиянием окружающей среды, анекдотов и т. п. Отсутствие предпосылок ?/p>

  • 1

Подробней geum.ru

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства

1.1 Психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников

1.2 Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора

1.3 Использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе детского сада

ГЛАВА 2. Качественный и количественный анализ результатов исследования

2.1 Констатирующее исследование

2.2 Проект программы по развитию у детей чувства юмора

2.3 Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Основная задача воспитания дошкольников гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности, развитии чувств, в том числе и чувств юмора.

Развитие чувства юмора это целенаправленный процесс формирования способности личности дошкольника к полноценному восприятию и правильному пониманию сатиры в искусстве и действительности.

Поскольку наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является изобразительная, поэтому наиболее целесообразно, на наш взгляд, развивать чувство юмора детей через указанный вид деятельности.

Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на чувстве юмора через использование юмористических произведений изобразительного искусства, дошкольник сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственном чувстве юмора и в чувстве юмора людей, которые его окружают.

В общеобразовательных дошкольных учреждениях занятия по изобразительному искусству являются частью учебно-воспитательного процесса.

Однако имеющиеся программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях, не отводят должную роль развитию чувства юмора своих воспитанников через произведения изобразительного искусства.

Поэтому данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения изобразительного искусства. В настоящей работе мы обобщаем накопленный теоретический и методический опыт отечественных исследователей в данной области.

Объект исследования: процесс развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства.

Целью работы является исследование и анализ развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства на примере ДОУ № 45 Сказка.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

- провести анализ литературы по теме исследования;

- рассмотреть теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства, в том числе психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников, виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора, использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе;

- провести качественный и количественный анализ результатов исследования;

- представить проект программы по развитию у детей чувства юмора;

- разработать рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства

1.1 Психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников

Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональной чувствительности. Первый уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью.

Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру.

Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д.

Под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов. Отсутствие чувства юмора может выступать объектом иронии .

Чувство юмора дается человеку при рождении, но начинает проявляться и развивается в раннем детстве под влиянием окружающей среды, анекдотов и т. п. Отсутствие предпосылок

s

Источник studsell.com

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВА, КАК СРЕДСТВО

Опубликовано 18.06.2012 - 20:41 - Пузырева Светлана Валерьевна

Тема « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВА, КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ СИНОНИМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ

РЕЧИ»

Необходимость в воспитании детей средствами искусства всегда была активной. Современное общество стремится к гуманизации и привлекает эстетическое начало во многих сферах человеческой жизни, актуализирует вопросы воспитания общения культуры и, как важную составную часть – речевую культуру.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

По мнению А. В. Запорожец, «для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующими эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей».(1)

При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности.

Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует формированию этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

В своей работе мы обратились к искусству, как к источнику, который пробуждает восприимчивость к прекрасному, обогащает духовную жизнь людей, служит связью для мыслей и чувств, общим языком для всей культур. Искусство является важнейшим средством эстетического воспитания дошкольников- это подчеркивали многие художники, искусствоведы, философы, психологи и педагоги (Н. В. Бакушинский, Н. А. Вершинина, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Волкова, Л. С. Выготский, А. В. Губарев, Е. И Дмитриева, Е. И. Игнатьев, Т. Б. Лихачев) . Конкретно изобразительное искусство наглядно, близко ребенку дошкольного возраста, способствует его духовному развитию и таит в себе большие возможности для развития речи.

Чем более ярко и эмоционально будет оформлено это восприятия, тем более зримый образ создастся в представлении ребенка, и тем легче ему будут находить выразительно- изобразительные средства для передачи образа в различных видах художественной деятельности, а также речевой.

Одной из характеристик связной речи является ее образность. В это понятие вкладываем умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. Образность предполагает и наличие эмоционально- эстетических средств и других представлений. (Ф. А. Сохин, О. С Ушакова, Е. М Струнина)

Художественные произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.

Поэтому, по мнению ученых, важным фактором формирования образной речи детей дошкольного возраста является произведения изобразительного искусства. Как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы внимания, воображения, мышления, память, речь

Исходя из выше сказанного, были определены цели работы:

- создать условия для формирования синонимической речи детей дошкольного возраста на основе использования изобразительного искусства.

Задачи:

- развитие образной речи ребенка на основе использования произведений изобразительного искусства;

- содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картин, подведение к пониманию художественного образа;

- обогащать образную лексику и развитие умения точно и уместно использовать ее для выразительности в разных видах связанного высказывания;

- формировать способность выражения своего суждения синонимами в рассказах по картинам, навыки взаимного общения на темы искусства;

- обогащение словаря через синонимическую сторону речи.

Для решения задач были определены педагогические условия.

  1. Организация художественного эстетического пространства (уголок речевой или изобразительной деятельности – картины, репродукции, компьютерные варианты картин, фото картин) способствует расширению художественного эстетического опыта и речевого развития детей.
  2. Разработка серий занятий по формированию синонимической речи через изобразительное искусства.

Реализации задач осуществляются в два этапа.

  1. Изучение литературы (А. В. Запорожец, А. В Кошелева, Ф. А. Сахин, Н. М. Зубарева.)
  2. Определение условий единого художественного речевого пространства.
  3. Разработка системы работы по синонимической речи.

В нее входит целевой блок. Определение цели и задачи. Второй блок содержательный.

Обеспечение интеграции в развитии ребенка в изобразительной и речевой деятельности. По следующим темам, которые представлены в таблице №1.

Материал nsportal.ru

  1. Дать детям необходимые знания о произведениях изобразительного искусства разных видов, о средствах выразительности;
  2. Помочь каждому ребенку овладеть приемами работы с изобразительными материалами;
  3. Пробудить творческую активность ребенка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов;
  4. Формировать эстетическое отношение к миру.

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства.

Искусство окружает человека с момента рождения. Поэтому считаю очень важным введение ребенка в окружающий мир через систему художественных образов и произведений.

Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Основной формой работы, способствующей развитию творческих способностей детей, являются занятия по изобразительной деятельности, где я создаю у детей хорошее настроение, стараюсь вызвать доброжелательное отношение к занятию, которые проходят в форме путешествий.

Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми: «В страну Рисования», в мастерскую художника, в выставочный зал.

Одним из приемов для поддержания интереса являются сказки о художниках, цветах; истории возникновения народных игрушек, использование художественного слова (загадки, стихотворения) .

Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность и трудолюбие.

Положительные результаты для развития эстетического восприятия детей дает непосредственное общение с природой, организация наблюдений на прогулке за деревьями, цветами и т.д.

При организации таких наблюдений считаю необходимым дать детям возможность восхищаться красотой природы, любоваться ею, высказывать свои эмоции, впечатления и переживания от увиденного. Это побуждает у детей желание изобразить, запечатлеть все это в рисунках и аппликациях.

Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

Большую роль в формировании эстетического восприятия детей играет «полочка красоты», где дети знакомятся с произведениями искусства: живописью, книжной графикой, малой скульптурой, народно – прикладным искусством, предметами дизайна. Работа здесь проходит через индивидуальные и подгрупповые беседы, рассматривание, в ходе которых дети учатся видеть прекрасное.

Так при ознакомлении с предметами народно – прикладного искусства обращают внимание не только на красоту предмета в целом, но и на орнамент и узор, который используется для украшения. При рассматривании скульптуры малой формы обращают внимание на форму и красоту скульптуры.

При ознакомлении детей с тем или иным промыслом, стараюсь доступно рассказать о том, где он зародился. Помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы.

Знакомство с каждым видом народного искусства осуществляю на занятиях по декоративному рисованию, аппликации, лепке. Стараясь повысить интерес к народному творчеству, использую изделия, выполненные детьми для оформления группы, для сувениров – подарков взрослым.

Периодическая смена, систематическая работа с палочкой красоты способствовать тому, что дети самостоятельно замечают появление новых предметов, картин и детских книг.

Знакомство детей с творчеством художников иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е. Рачеева, Е. Чарушина, В. Сутеева и др.

Рассматривание ярких иллюстраций к народным потешкам, песенкам учат детей видеть особенности характера и настроение сказочного героя. При передачи характера сказочных героев дети в своем рисунке проявляют фантазию и воображение. Учатся высказывать свое отношение к забавным, немного мультяшным героем В. Сутеева, сказочным персонажам А. Ю. Васнецова.

На развитие эстетического восприятия, художественного вкуса большое влияние оказывает ознакомление с искусством, которое осуществляется на занятиях, таких как «Знакомство с пейзажем», «Пейзаж в живописи», «Что такое натюрморт», «Творчество И. И. Шишкина» и другие.

Представление детей о красоте природы и культуре родного края складываются при знакомстве с произведениями художников: А. Г. Венецианова, И. И. Левитана, К. Ф. Юона, И. Э. Грабая и других. Они дают возможность ознакомления с характерной для России природой.

Рассматривание картин вызывает у детей эмоциональный отклик на образное содержание произведений живописи, сопереживание настроения художественных образов, позволяет познакомить с разными видами живописи.

Со старшего возраста более углубленно работаем с жанрами живописи: портретом, натюрмортом, пейзажем.

При создании детьми портретов я стремлюсь научить их передавать характер и настроение, при изображении фигуры человека – движение. В пейзаже – видеть красоту природы и отображать её в своих рисунках.

В процессе ознакомления в произведения живописи подвожу детям к пониманию того, что в них присутствует настроение – это либо грусть, тоска или радость, беспокойство. Рисуя натюрморт, дети учатся изображать предметы с натуры. При этом они могут уже самостоятельно выбрать фон и составить натюрморт.

Народно декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного восприятия детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколения.

Детей старшего дошкольного возраста знакомили с разными видами декоративно-прикладного искусства: тверской, дымковской, филимоновской игрушками.

Дети проявляют устойчивый интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывают от этого радость и удовольствие. Видят свойства предметов, живых объектов и явлений.

Обладают достаточными техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляют самостоятельность и творческую инициативность.

По своему содержанию произведение живописи многообразны, но не каждое из них может вызвать эмоциональный отклик в сердце маленького человека.

При ознакомлении с графическими работами обучаю детей рисованию штрихом. Для достижения большей выразительности в рисунках детям предлагала использовать штрихи разного характера.

Обращаю внимание детей на линию: она может быть плавной, гибкой, резкой, такой же выразительной, как и цвет, именно она выстраивает изображение в определенном эмоциональном направлении.

Важное влияние на развитие детского изобразительного творчества оказывает обучение детей технике смешивание красок. В процессе смешивания красок дети учатся выделять и получать разнообразное многоцветье тонов.

Дети уже владеют навыками смешивания красок, полученные в младшей и средней группах. В старшей группе продолжили эту работу. Мы вместе с детьми анализировали различные цвета; составляли их оттенки; смешивали краски для получения новых; добавляли белую краску в другие; соединяли краски, получая контрастные цвета – холодные и теплые.

Поощряю самостоятельное экспериментирование детей с цветом для получения необходимых цветов и оттенков.

Использование панно «Азбука цвета», карточек по смешиванию, дидактических игр «Радуга», «Цветные гномики», «Волчок» не только знакомят с цветовым спектром, с теплой и холодной гаммой цветов, но и помогает закрепить знания детей, использовать их в практической деятельности.

Чтобы привить любовь, вызвать интерес к рисованию использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Для создания детьми изобразительных образов использовала следующие нетрадиционные техники: набрызг, рисование по мокрой бумаге, по мятой бумаге, рисование пальцами и ладошкой, кляксография, способ выдувания.

Результатом всей работы по изобразительной деятельности являются выставки детских рисунков: «Осень золотая», «Пушистые зверята», «Зимушка – зима», «Бабочки».

В своей работе я старюсь, как можно чаще использовать коллективное творчество, как результат совместного речевого изобразительного творчества детей. В группе появились книги «Мы едем, едем, едем», «Сказка про елочку», «Курочка и цыплята».

С увлечением дети создают картины, декоративные панно. Работы детей украшают интерьер ДОУ: «В зимнем лесу», «Осень», «Полянка», «Наш аквариум».

Коллективная художественная деятельность формируют положительную мотивацию к ней, и углубляет интерес к творчеству, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения.

В самостоятельной художественной деятельности дети имеют в свободном пользовании изосредства и оборудование, необходимое для творчества. На столах располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а так же коробки с природным и бросовым материалом. Каждый ребенок имеет возможность подойти к ним и сразу же начать действовать.

Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является непременным условием развития творческих способностей детей.

Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразий окружающего мира.

Впереди много планов и замыслов и я убеждена, что художественно – эстетическое развитие имеет решающее значение в развитии личности ребенка в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.

МОДУЛЬ 4

Работа с родителями

Цель:

  1. Донести до родителей важность и необходимость формирования у детей эстетического отношения к миру и развития художественных способностей;
  2. Установить с родителями тесный контакт по взаимодействию по решению данных задач;
  3. Разнообразить формы совместной деятельности.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями.

Результаты анкетирования родителей «Дети и искусство» помогло выявить интересы родителей, их представления о процессе художественно – эстетического развития детей.

Результаты показали, что 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка. 45% - активно помогают ему в развитии его творческих способностей. 30% - посещают выставки и музеи.

40% - необходима консультативная помощь по развитию творческих способностей детей.

Все это помогло спланировать дальнейшую работу по художественно – эстетическому направлению.

Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей наиболее эффективными формами общения стали:

  1. Семинар – практикум «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования», как средства обучения родителей конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности детей;
  2. Беседа за круглым столом «Знакомим детей с изобразительным искусством» помогла обсудить проблемы роли в семье в эстетическом развитии детей. Где в непринужденной обстановке родители поделились своими мыслями, личным опытом семейного воспитания, были активными участниками обсуждения возникающих проблем;
  3. Индивидуальные беседы, консультации «Какую роль играют книги, музыка в эстетическом воспитании», «Рисуем гуашью» помогли родителям понять как через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуре родителей и семейного воспитания детей сыграли наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могли найти в папках – передвижках: «Натюрморт как жанр живописи», «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью».

В содержании папки включала конкретные памятки, рекомендации, советы родителям.

Особое место во взаимодействии с родителями нашей группы имела организация выставок детского изобразительного творчества «Золотая осень», «Ах лето, лето», «Полянки с цветами».

По откликам родителей наибольший интерес вызвало создание совместных выставок по темам: «Зимние забавы», «Удивительные животные – динозавры» - это сблизило поколение (родителей и детей) , укрепило детско – родительское отношение.

Традиционными в ДОУ стали «Дни открытых дверей», где они наблюдали совместную деятельность и занятия по изобразительному искусству. Такое «погружение» в жизнь дошкольного учреждения помогает родителям понять особенности воспитания и обучение детей в детском саду, иначе взглянуть на ребенка, проникнуть в его интересы и потребности, проанализировать собственные методы и приемы воспитания.

Родители с большим удовольствием посещали все мероприятия, проявляли интерес к жизни детей в группе, к формированию личности ребенка, его внутреннего мира, отношений к окружающим.

МОДУЛЬ 5

Результативность

Старший дошкольный возраст – ответственный период в жизни каждого ребенка.

В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения; развивается самостоятельность, инициатива, что способствует развитию творческой активности.

Создание развивающей среды и условий для художественно – продуктивной деятельности, планирование обучающих занятий, наблюдений, работы с «палочкой красоты»; поиск и отбор эффективных методов и приемов, применение их на практике с детьми, все это дало положительные результаты в работе по развитию детского изобразительного творчества.

В процессе художественно – эстетического развития заметно вырос уровень представлений детей о произведении живописи. Это выразилось в их ответах по содержанию картины, умение определять настроение, чувства, раскрывать содержание и образ выразительно – изобразительными средствами.

Замысел рисунков стал более интересным и разнообразным. Дети самостоятельно и творчески раскрывают тему в рисунках.

70% детей при создании сюжета передают смысловые связи между объектами, используя, передний и задний план. Умеют создавать выразительный образ и передавать свое отношение к изображаемому.

Совершенствуется умение передавать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому на картине. Дети осваивают свойства цвета и активно их используют.

65% детей экспериментируют с цветом для получения новых цветов и оттенков, овладевают приемами наложения краски на краску, осваивают приемы рисования простым карандашом, угольным, пастельным, восковыми, цветными мелками. Активно используют творческий замысел в создании эскиза, наброска карандашом.

Владеют разнообразной техникой рисования, приемами работы с различными материалами.

У детей наблюдается проявление самостоятельного устойчивого интереса к природе.

Коллективная художественная деятельность сформировала положительную мотивацию к ней и углубила интерес к творчеству; раскрыла индивидуальность детей, корректирует межличностные отношения.

Совместная деятельность объединила детей и взрослых, способствовала установлению между ними творческих контактов, созданию радостной атмосферы, что благоприятно сказалось на эстетическом и нравственном воспитании дошкольника.

В будущем продолжу работу по развитию художественно – эстетического восприятия художественного мира; развитию у детей художественного вкуса; по ознакомлению старших дошкольников с живописью; по композиционному построению рисунка.

Все это поможет увлечь, заинтересовать искусством и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Литература

  1. Галанов А. С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».
  2. Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество».
  3. Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».
  4. Доронова Т. Н., В. В. Гербова и другие «Радуга», программа.
  5. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».
  6. Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».
  7. Зверева О. Л., Т. В. Кротова, «Родительское собрание в ДОУ».
  8. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
  9. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина «Художественная культура».
  10. Комарова Т. С., А. И. Совенков «Коллективное творчество дошкольников».
  11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Приложение к опыту работы на тему: «Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности».

Утро радостных встреч

  1. Посиделки у бабушки Арины (потешки)
  2. Прослушивание в грамзаписи Чайковского «Времена года»
  3. Путешествие в страну сказок по А. С. Пушкину
  4. Рассматривание красиво цветущие осенние цветы

Октябрь

  1. Знакомство с народным промыслом (дымковская игрушка)
  2. Встреча с Незнайкой по произведениям Н. Носова
  3. Посиделки у бабушки Арины (загадки)
  4. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

  1. Мое настроение (рисуем под музыку)
  2. Посиделки у бабушки Арины (русские сказки)
  3. Настольный театр «Красная шапочка»

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме: