Эмоциональная сфера дошкольника

Эмоциональная сфера дошкольников < Интересные заметки < Психология человека

2013.12.02

На основании изучения литературы можно заключить, что эмоции представляют собой особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения) . Значение эмоциональной сферы ребенка 5-6 лет состоит в том, что вся деятельность в которую он включается - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т. д., - должна иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается.

Анализ возможностей развития эмоциональной сферы ребенка в рамках работы дошкольных учреждений позволяет выделить несколько подходов.

Наиболее разработанным можно считать подход, цель которого связана с обогащением эмоциональной сферы, стимулированием эстетических переживаний, развитием художественных, музыкальных, актерских способностей ребенка.

Второй подход к совершенствованию эмоциональной сферы ребенка связан с разработкой методов психологической коррекции негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии эмоциональной сферы ребенка, а также особенностей личности, складывающихся на основе этих негативных процессов. В целом цель второго подхода можно обозначить как гармонизацию функционирования эмоциональной сферы ребенка.

На основании сказанного, можно предположить, что для развития эмоций детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения целесообразно наряду с другими методами эстетического развития, использовать литературу. Для подтверждения этого предположения, являющегося частной гипотезой исследования, необходимо организовать педагогический эксперимент, который будет являться основным методом практической части исследования. Кроме того, во второй части исследования необходимо использовать такие вспомогательные методы, как диагностика эмоциональных состояний дошкольников и определение отношений их к тем или иным фактам своей деятельности в дошкольном учреждении (методика Г. А. Карповой, методика А. Н. Лутошкина) .

В результате педагогического эксперимента, заключающегося в применении литературы в качестве средства развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет, предполагается с помощью указанных диагностических методик выявить динамику особенностей эмоциональной сферы детей в процессе их воспитания в дошкольном учреждении. Обобщающим методом исследования будет являться метод формальной логики с помощью которого будут сформулированы выводы.

Список литературы

Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Издательство МГУ, 1979-450с.

Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981-140с.

Выгодский Л. С. Развитие высших психических функций М.: Просвещение, 1960-340с.

Данилина Т. А. Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М.: Айрис Пресс, 2004-160с.

Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для ВУЗов -М: Аспект-пресс, 2000.-350с.

Запорожец А. В., Неверович А. Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1986-172с.

Изард К. Эмоции человека М.: Просвещение, 1980-180с.

Изард К. Психология эмоций.- СПб.:, 2000. -430с.

Изотова Е. И. Влияние эмоциональных представлений на психическое развитие детей дошкольного возраста: /автореф. дисс. канд. психол. наук М., 1994-15с.

Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика М.: Академия, 2004-288с.

Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы М.: Просвещение, 1980-120с.

Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива; система личных взаимоотношений.- Минск: Асвета, 1984-250с.

Крылова Н. Иванова В. Детский сад - дом радости. Средняя группа детского сада. Пермь, 1991-85с.

Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции М.: Высшая школа, 1971-430с.

Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1988-398с.

Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника //Дошкольное воспитание, 1994 №3 С.4-6

Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М.: Знание, 1978-48с.

Маурер О. Изучение теории и поведения. - Нью-Йорк. 1960. - С. 307.

Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие специальности. М., 1981-180с.

Мельникова Н. В., Канунников Р. И. Эмоциональная сфера старшего дошкольника. Шадринск: Исеть, 2003-100с.

Ониани Т. Н. Нейрофизиология мотивации, памяти и цикла бодрствование-сон, Тбилиси: 1985-250с.

Платонов К. К. Психология и философия М.: Просвещение, 1972-250 с.

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Просвещение, 1977-240с.

Программа «Развитие» (основные положения) М., 1994-80с.

Радуга: программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду М., 1990-120с.

Ренс З. Психология развития. Психическое развитие ребенка и влияние среды,- СПб.: 2001- С. 3

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие М.: ВЛАДОС, 1996-259с.

Рудик П. А. Психология. Краткий курс М.: Физкультура и спорт. , 1967-320с.

Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965-75с.

Симонов П. В. Мотивированный мозг -М.: Медицина, 1987-250с.

Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989. - С.7.

Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности М.: Наука, 1971-240с.

Щетинина А. М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: монография. -Новгород: Нов ГУ, 2003-124с.

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста и пути ее развития и коррекции в условиях системы дошкольного воспитания. /сост. Ораничева Л. И. -Комсомольск на Амуре: Изд-во пед. университета, 2003-83с.

Английская версия сайта: Human psychology Обратная связь:

Материал psibook.com

Проводя наблюдение за дошкольником, обратите внимание такие факторы, как эмоциональный фон, настроение, степень выраженности эмоций, уровень эмоциональной подвижности. Наблюдая, можно легко заметить, насколько богат эмоциональный фон ребёнка, умеет ли малыш контролировать свои эмоции, присуща ли ему эмоциональная неустойчивость.

Используя один из методов диагностики или в комплексе, можно выяснить:

  • насколько адекватна реакция дошкольника на явления
  • как он воспринимает и интерпретирует состояния и настроения других людей
  • широту диапазона эмоций, которые ребёнок понимает и переживает, глубину его переживаний, способы передачи эмоций с помощью речи;
  • адекватно ли проявление эмоций при общении.

Указанные методики могут использовать как профессиональные детские психологи, так и воспитатели детских садов.

Эмпатия у детей

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно - способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

«Это интересно. Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Формирование эмпатии у дошкольника - это залог успешного обучения в школе, его лёгкой социализации, беспроблемного общения. Хотя бы поэтому родителям обязательно следует уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и других способностей малыша.

Советы по развитию эмпатии:

  1. Создайте в семье тёплую атмосферу, где будет царствовать любовь и взаимопонимание.
  2. Разбирайте с ребёнком разные жизненные ситуации.
  3. Знакомьте малыша с принципами существования в обществе.
  4. Объясняйте, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях.
  5. Поясняйте, какие последствия может нести то или иное поведение людей.
  6. Развивайте у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность.
  7. Учите малыша делать полезные поступки, помогать другим. Не забывайте о похвале.
  8. Сопереживайте ребёнку, общайтесь с ним о том, что он чувствует.
  9. Развивайте ребёнка эмоционально: обсуждайте тематические изображения и фотографии, изображайте эмоции перед зеркалом, играйте в эмоциональные игры.
  10. Будьте для ребёнка примером для подражания: придерживайтесь тех же принципов, которым вы обучаете малыша.

Эмоциональное воздействие

Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло.

Если малыш посещает детский сад, то его эмоциональное становление будет более эффективным, так как он будет находиться в обществе сверстников и вместе с ними постигать новое, учиться общаться с ними.

Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:

  • формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
  • формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:

  • сюжетно-ролевые игры

Читать далее paidagogos.com

Предварительный просмотр:

Эмоциональная сфера дошкольника.

Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности, отношение его к окружающему и к самому себе. Они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.

Наши эмоции и чувства являются индикатором, мотиватором поведения, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношения личности и общества (чувства) . При этом различные формы отношений человека к воспринимаемому располагаются между приятным и неприятным. Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность.

Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно высшие, присущи человеку. К ним относятся только те эмоции, которые интеллектуализировались и определяются включением в структуру их работы второй сигнальной системы. По качественному уровню эмоциональной деятельности (чувств) проявляются особенности личности в целом, ее высшие потребности.

Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их субъективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и самому себе.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства — переживания — плод жизни.

Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы.

Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются (Л. М. Фригман «Психологический справочник учителя». М. 1983. 216, с. 502—505) .

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в учебной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению учебных действий (например, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику) , и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер.

Как уже говорилось, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями.

Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать- это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.

Психолог О. А. Орехова, исследуя сферу высших социальных эмоций детей дошкольного возраста, выявила особенности уровня дифференциации социальных ценностей и эмоций ребенка:

¦ блок базового комфорта и благополучия («счастье—горе») ;

¦ блок личностного роста («справедливость—обида») ;

¦ блок взаимоотношений или межличностного взаимодействия («дружба—ссора») ;

¦ блок потенциальной агрессии («доброта—злоба») ;

¦ блок познания мира («восхищение—скука») 1.

По данным автора, объем нарушений в системе тонкой дифференциации социальных ценностей и эмоций детей впечатляет своими масштабами и качеством. Так, число амбивалентных, т. е. плохо эмоционально дифференцирующих свои социальные чувства и ценности, детей растет год от года. Количество же имеющих так называемые эмоционально-личностные инверсии, т. е. «перевернутую» систему ценностей, стремительно увеличивается: дети воспринимают высшие социальные ценности и социально приемлемые формы поведения как «не свои», «недостижимые» в личном опыте, и, наоборот, считают возможными для себя социально неприемлемые, недифференцированные виды эмоций. На первое место у детей выходят такие эмоции, как «скука, обида, ссора, злоба, равнодушие»

Нельзя забывать и о выводах современных нейрофизиологов, которые указывают на необходимость наличия в психической системе обязательной пропорции. Говоря обычным языком, радостных позитивных ощущений должно быть (как минимум!) в три раза больше, чем тягостных, отрицательных. Иначе и организм, и личность человека переживает катастрофу, стремясь неестественным, насильственным путем найти эту радость и испытать ее. Вы понимаете, конечно, что речь идет о допингах, наркотиках, «острых ощущениях» и т. п.

Список литературы.

1. Абульханова-Славская К. А. Проблема активности личности; методология и стратегия исследования // Активность и жизненная позиция личности. — М., 1998.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов, учителей. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

3. Аман Дж. Ландшафт детской души. — СПб.; Минск, 1997.

4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980.

5. Андерсон Дж. Думай, пытайся, развивайся. — М., 1996.

6. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1991.

7. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург, 1999.

8. Асмолов А. Г. Образование личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции. // Развитие личности, 1999, № 1.

9. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Пер. с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО-Прссс, 2002. (Серия «Психологическая коллекция») .

10. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. — Воронеж, 1995.

11. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. — М 2000.

По теме:

Подробней nsportal.ru
Главная » 2011 » Май » 3 » Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (О. А. Баранова) 13:58 Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (О. А. Баранова)

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать.

Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях – «дети индиго», «тефлоновые» дети, «дети Белого Ягуара». Что значит быть современным ребенком? Взрослеть намного быстрее, чем родители.

Схватывать все на лету, быть активным семь дней в неделю. Впитывать все до бесконечности…

Ребенок - всегда дитя своего времени, законы его развития реализуются (или не реализуются) в конкретных условиях воспитания, связанных с установками и представлениями окружающих его взрослых.

Нужно ли педагогам и родителям менять подходы в воспитании? Что делать с традиционными технологиями, как сочетать их с инновационными?

Проблема исследования особенностей развития современных дошкольников состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей. Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Первый вопрос малыша: «зачем?» - пришел на смену вопроса «почему?».

Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии.

В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения.

Если он не получает необходимой «порции» информации, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится капризным или агрессивным.

Повышенная потребность ребенка к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации.

У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. Современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

У современных детей повышенные тревожность и агрессия.

Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями и эмоциями. В младенческом возрасте ребенок криком, плачем, а затем и жестами сообщает о своих желаниях и потребностях.

С самого рождения душа ребенка наполнена страхом и тревогой перед окружающим его огромным пространством. В раннем возрасте для ребенка очень важен тактильный контакт, когда мать или отец прижимают его к груди, поглаживая по голове и спине, передавая свое тепло, в том числе и душевное.

Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он как бы «видит» цветовую гамму души. Чтобы снять ощущения страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.

Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих детей. Чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании.

Обогащение эмоционального опыта дошкольника

Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности:самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей.

При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.

Иногда взрослые не совсем владеют вопросами, касающимися сферы эмоций, и не могут оказать необходимую поддержку. А бывает, что ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как он откроет для себя митр собственных и чужих эмоций.

Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому что малыш вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений.

Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Прежде всего маме и папе следует учитывать небольшой словарный запас малыша.

Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься»,«удивляешься», «испуганный», «злой» и т.д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок или мультфильмов) , тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков.

Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты.

Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.

Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки:«Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

Педагоги могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно.

Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, т.к. рассказать другим о чувствах, сделать их понятнымиможно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.

Педагог может использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.

Воспитатель (или психолог) имеет возможности проводить работу по эмоциональному развитию как индивидуально, так и с группой, и, следовательно, ребенок имеет возможность услышать несколько точек зрения, расширять свой поведенческий репертуар. Педагогу необходимо научить детей соотносить собственные эмоции с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

Педагог учит ребят анализировать эмоциональное состояние другого, понимать его настроение, а также принимать его позицию.

Взрослый обогащает словарь детей словами- синонимами, обозначающими эмоциями. Например, радостный: веселый,ликующий, довольный, жизнерадостный. Данный аспект работы помогает ребенку выразить словами свое состояние, ведь у каждого человека они многогранны и многообразны.

При работе над развитием эмоций педагог может ставить следующие задачи.

Средняя группа:

- дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, спокойствие.

- учить различать эмоции по схематическим изображениям.

-учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, интонации.

Старшая группа:

- продолжать знакомство детей с эмоциями.

- расширять представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать.

- учить понимать свои чувстваи чувства других людей и рассказывать об этом.

- учить контролировать свои эмоции.

- закреплять у детей полученные знания об эмоциях.

- продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими)

Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

Эмоция- это мать психики. Для всего психического здоровья человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни.

Заботясьо здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, сотрудники дошкольного учреждения стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка. От педагогического мастерства воспитателя, его культуры зависит уровень общего развития ребенка.

Неумениедетей правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость, затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке лучше мыслит, лучше понимает свои переживания.

Приложения

Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.

Задания на карточках:

- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

- рассердиться, как злой волк.

- погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.

Игра-загадка «Маски»

Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.

Задание:

На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска) . Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей , рта, глаз.

Игра «Театр».

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Задание:

Ребенок изображает с помощью мимики какое –то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги.) остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.

Игра «Угадай эмоцию на ощупь».

Цель:развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.

Задание:

Воспитатель дает сигнал: «Радость –замри». Дети изображают радость на лице, осторожно трогают своими пальчиками брови, рот, глазки.

Список литературы

Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева// Дошкольное воспитание, №2, февраль 2010г.

Горлова, Н. Современные дошкольники: какие они?/ Н. Горлова// Обруч, №1, январь 2009г.

Пазухина, И. А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника / И. А. Пазухина// Дошкольная педагогика,№3, март 2009г.

Фопель, К. Психологические технологии для образования / К. Фопель// Обруч,№3, март 2002г.

Ссылка на источник mdou-zolushka2.ucoz.ru

Другие статьи по теме:

  • Личностная сфера дошкольника

    Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста | Технологии и развитие современного образования 21 века В настоящее время все большее внимание уделяется интеллектуальному разви...

  • Развитие эмоционально волевой сферы дошкольника

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» Актуальность. М...

  • Речь в эмоциональном развитии дошкольника

    Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников «Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников» 1 с...

  • Эмоционально волевая сфера дошкольника

    Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в...

  • Диагностика эмоциональной сферы дошкольников

    Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развит...

  • Игры на развитие эмоционально волевой сферы дошкольников

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» Актуальность. М...

  • Развитие мотивационной сферы дошкольника

    Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста» Данная методическая разработка представляет собой семинар для педагогов ДОУ с использованием презентаци...

  • Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников

    Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взр...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...

  • Развитие эмоциональной сферы дошкольников

    Проект «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» ПРОЕКТ «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников»[/b] Выполнила: Марычева С. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29» Тема проекта: раз...

  • Волевая сфера дошкольника

    Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в...

  • Эмоциональное развитие дошкольников

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Развитие волевой сферы дошкольника

    Содержание Введение Глава 1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника и ее развитие .1 ­моционально-волевая сфера 1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника Глава 2. ­ксперимен...

  • Коррекция эмоционального развития дошкольников с нарушением зрения

    Занятие 1 «Жук на полянке» Материалы: заготовки основания – лапок жука из черного картона, зеленый стаканчик из-под йогурта, мягкий пластилин, клей Ход работы: стаканчик – это травка, на которой...