Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема педагогического опыта «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста»

Актуальность

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Цель. Эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Легкая адаптация ребенка в социуме.

Задачи. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.

Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово) .

Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.

Сущность педагогического опыта

Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка.

Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.

Развивающая среда. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающею среду в группе постоянно пополняю развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями, которые изготовила сама: «Времена года», «Геометрическое лото», «Игры с прищепками», атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.

Дидактическое пособие «Дикие животные».

Атрибуты для конструирования.

Панно «Времена года».

В группе есть центр творчества. Разнообразный материал для детского творчества способствует реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

В группе есть минибиблиотека - книги и иллюстрации к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Уголок природы. Заботясь о цветах дети учатся любви и бережному отношению к природе.

Уголок эмоций. Изображены коты с различными настроениями (грустный, злой, веселый, добрый). Дети рассматривая изображения котов, определяют их настроение, сопоставляют свое настроение с изображенным. Показывают различные эмоции и чувства с помощью мимики.

В делении зон так же учитываю гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

Художественное творчество.

Рисование. Детский рисунок - это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка - это отражение его мыслей и чувств. Рисуя, малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Поэтому в своей работе использую как традиционные техники рисования, так и не традиционные – рисование солью, манкой, пшеном, свечой и др.

Лепка. Лепка благоприятно влияет на нервную систему ребенка, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств: радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так.

В ясельной группе для снятия эмоционального напряжения использовала соленое тесто. Со второй младшей группы веду кружок «Волшебное тесто». В результате работы кружка в группе преобладает положительный эмоциональный настрой; дети учатся работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, что способствует развитию социально- личностных качеств; учатся самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы.

В группе постоянно создаю условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий детей.

Театрализованная деятельность.

Для развития эмоций в своей работе использую театрализованные игры. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. Для театрализованных игр подбираю как весёлые, так и грустные произведения с учётом познавательных ценностей детей.

В работе с детьми использую режиссёрские игры - это настольный театр или плоскостной. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации, очень нравятся детям. В играх – драматизациях они лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.

Музыка. Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Поэтому в своей работе я постоянно использую музыкальные произведения, как средства для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Мы с детьми под веселую музыку выполняем разученные ранее с музыкальным руководителем танцевальные движения; во время изобразительной деятельности использую музыку, как фон; во время релаксации слушаем звуки природы и др.

В группе есть подбор различных музыкальных произведений.

Психогимнастика. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Специальные этюды, упражнения и игры помогают корректировать различные стороны психики ребенка (как познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы) .

В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., проходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность) .

Художественная литература. Для развития эмоций у детей, большое значение отвожу художественной литературе. Слушая рассказы и сказки, стихотворения дети учатся сопереживать героям, начинают замечать проблемы окружающих людей. Процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Через художественные произведения ребенок получает знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Анализируя с детьми прочитанное художественное произведение, учу их понимать внутренний мир героев, сопереживать, верить в силы добра.

На примере поступков героев произведений, дети учатся преодолевать негативные стороны своего характера, что способствует более успешной социальной адаптации.

В результате проведенной мною работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В перспективе планирую продолжить работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей, пополнять предметно – развивающую среду в группе.

Литература.

1. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.

2. Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с. : ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений) .

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

www.maam.ru

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

И. С. Храмцова, педагог –психолог МБДОУ Ижморский детский сад № 3

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Одной из основных сфер психического развития в дошкольном возрасте является эмоциональная сфера.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и вырази-тельность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах.

Попадая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. Изменение образа жизни, смена атмосферы у многих детей вызывает спад настроения, снижение эмоционального тонуса. Эмоциональное неблагополучие постепенно может привести к появлению в поведении ребенка невротических реакций. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка. Педагоги и психологи должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми - важнейший источник формирования чувств ребенка. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать её происхождение, а так же стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. Это возможно при условии организации целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы у детей.

В психолого-педагогической науке исследованием данного вопроса занимаются многие педагоги и психологи - это Данилина Т. А., Сло- бодяник Н. П., изучающие вопросы развития и коррекции эмоции. Якобсон П. М., исследующий проблему особенностей эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Рожина JI. Н., Стрелкова JI. П., изучающие проблему использования произведений художественной литературы в развитии эмоции. Абрамян JI. А., Кошелева А. Д., исследующие роль игры в эмоциональном развитии ребенка.

Несмотря на достаточную освещенность данной проблемы, она сохраняет свою актуальность. По данным исследований, проведенных Слободяник Н. П. в 2010 году, около 70 % современных дошкольников имеют отклонения в эмоциональной сфере, обусловленные эмоциональ-ной, аффективной депривацией.

Данная ситуация связана с постоянным ростом количества детей дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями и отсутствием целенаправленной помощи по их преодолению. Практическая психоло-гия изобилует разнообразными средствами, методами и приемами по преодолению эмоциональных трудностей, но чаще всего они ориентиро-ваны на детей младшего школьного или подросткового возраста. Что касается детей дошкольного возраста, то данная проблема получила освещение на теоретическом уровне, но далеко не всегда имеет практическую реализацию. Поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей эмоционального развития детей дошкольного возраста.

С целью изучения особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование. Эксперимент проводился в МБДОУ «Ижморский детский сад № 3» п. г. т. Ижморский в старшей группе. Экспериментальная группа включала 20 человек.

Диагностику эмоционального развития мы проводили по критериям и показателям JI. П. Стрелковой и использовали следующие методики:

1. Наблюдение за деятельностью детей (авт. Т. А. Данилина). Де-тальный анализ результатов показал, что в поведении четырех детей мы наблюдали проявление импульсивности, чаще всего преобладали отрицательные эмоции (гнев, негодование, они выражались в мимике, речи и двигательной активности, им свойственна быстрая смена настроения.

2. Тест В. М. Минаевой «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей». Согласно ответам ребят были получены следующие результаты: высокий уровень понимания эмоциональных состояний у пяти дошкольников (25 %, у 12 участников тестирования выявился средний уровень (60 %, у трех дошкольников низкий уровень (15 %) .

3. По результатам рисуночной методики «Кактус», мы выявили, что из 20 детей у 4 выявлена импульсивность, агрессивность, о чем свидетельствует наличие отрывистости линий и сильный нажим. Неуверенность, зависимость, тревога и страхи у 5 детей, рисунки этих детей маленькие, и чаще всего кактусы расположены внизу листа, в рисунках некоторые дети отдавали предпочтение темным цветам.

Обобщая результаты диагностического исследования, мы отметили, что у 30 % дошкольников выявлены трудности в развитии эмоциональной сферы.

Для преодоления нарушений в эмоциональном развитии детей нами была организована коррекционно-развивающая работа, которая была направлена на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. На данном этапе мы провели занятия, разработанные В. М. Минаевой.

На занятиях дети получали знания о том, как общаться, упражнялись в применении приемлемых способов поведения. Большое внимание уделялось обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению. Для достижения развивающего эффекта многие игры и упражнения мы включали в занятия и неоднократно и повторяли в течение курса. На каждом занятии мы стремились, чтобы каждый ребенок мог пережить состояние успешности. Так как, только опираясь на уверенность ребят в своих силах, можно ставить перед ними задачи, связанные с преодолением трудностей.

Для выявления результатов нашей работы нами было проведено повторное изучение детей. Сравнение результатов наблюдения показали, что при повторной диагностике снизилось количество детей, проявляющих в поведении импульсивность, неуравновешенность, снизилось доминирование отрицательных эмоций, настроение стало более устойчивым. По результатам проведения графической методики «Кактус» мы выяснили, что в целом в рисунках стали доминировать яркие тона, уменьшилась выраженность агрессивности и импульсивности, но сохранились проявления неуверенности.

По итогам повторной диагностики мы выяснили, что количество детей с трудностями в эмоциональной сфере снизилось на 10 %. Отмечены позитивные изменения в развитии способности контролировать собственное эмоциональное состояние, дифференциации собственных эмоций и эмоций других людей, дети стали более адекватно реагировать на изменение ситуации. Изучение сохранившихся нарушений свидетельствует, что это в большинстве дети легко «тормозимые». У них сохранилась проявление негативных эмоций по отношению к окружающим, но при этом улучшилось осознание и понимание эмоций других.

Таким образом, при использовании специально подобранных игр и упражнений эмоциональное развитие дошкольников будет происходить более интенсивно и позитивно.

Литература

1. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. - М. : Айрис-пресс, 2006.

2. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг. ] / Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой; Вступительная статья А. Е. Олыпанниковой. - М. : Изд-во МГУ, 1980.

www.maam.ru

Проводя наблюдение за дошкольником, обратите внимание такие факторы, как эмоциональный фон, настроение, степень выраженности эмоций, уровень эмоциональной подвижности. Наблюдая, можно легко заметить, насколько богат эмоциональный фон ребёнка, умеет ли малыш контролировать свои эмоции, присуща ли ему эмоциональная неустойчивость.

Используя один из методов диагностики или в комплексе, можно выяснить:

  • насколько адекватна реакция дошкольника на явления
  • как он воспринимает и интерпретирует состояния и настроения других людей
  • широту диапазона эмоций, которые ребёнок понимает и переживает, глубину его переживаний, способы передачи эмоций с помощью речи;
  • адекватно ли проявление эмоций при общении.

Указанные методики могут использовать как профессиональные детские психологи, так и воспитатели детских садов.

Эмпатия у детей

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно - способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

«Это интересно. Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Формирование эмпатии у дошкольника - это залог успешного обучения в школе, его лёгкой социализации, беспроблемного общения. Хотя бы поэтому родителям обязательно следует уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и других способностей малыша.

Советы по развитию эмпатии:

  1. Создайте в семье тёплую атмосферу, где будет царствовать любовь и взаимопонимание.
  2. Разбирайте с ребёнком разные жизненные ситуации.
  3. Знакомьте малыша с принципами существования в обществе.
  4. Объясняйте, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях.
  5. Поясняйте, какие последствия может нести то или иное поведение людей.
  6. Развивайте у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность.
  7. Учите малыша делать полезные поступки, помогать другим. Не забывайте о похвале.
  8. Сопереживайте ребёнку, общайтесь с ним о том, что он чувствует.
  9. Развивайте ребёнка эмоционально: обсуждайте тематические изображения и фотографии, изображайте эмоции перед зеркалом, играйте в эмоциональные игры.
  10. Будьте для ребёнка примером для подражания: придерживайтесь тех же принципов, которым вы обучаете малыша.

Эмоциональное воздействие

Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло.

Если малыш посещает детский сад, то его эмоциональное становление будет более эффективным, так как он будет находиться в обществе сверстников и вместе с ними постигать новое, учиться общаться с ними.

Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:

  • формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
  • формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:

  • сюжетно-ролевые игры

Ссылка на источник paidagogos.com

Тема 19 Развитие эмоций в дошкольном возрасте

ПЛАН

1 Особенности эмоционального развития в немовлячому возрасте

2 Эмоциональное развитие в раннем детстве

3 Эмоциональное развитие в возрасте 3-7 лет

4 Характеристика нравственных чувств дошкольника

5 Расстройства эмоциональной сферы дошкольников

Литература

1 Бреслав Г М Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения - М: Педагогика, 1990 - 144 с

2 Воспитание гуманных чувств у детей / Под ред Л Н Проколы-енко, В К Котырло - М.: Сов школа, 1987 - 174 с

3 Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред А М Виноградовой - М: Просвещение, 1989 - 96 с

4 Гаспарова Е Эмоции ребенка раннего возраста в игре / / Дошкольное воспитание - 1981 - № 10 - С 61-64

5 Денисова С В Механизмы эмоционального поведения ребенка / Под ред Н И Касаткина - М: Наука, 1978 - 144 с

6 Захаров А И Как преодолеть страхи у детей - М: Педагогика, 1986 -112 с

7 Колосова Е Развитие эмоций у детей раннего возраста в действиях с предметами / / Дошкольное воспитание - 1981 - № 7-С65-67

8 Кононко О Л Социально-эмоциональное развитие личности-К, 1998 - 255 с

9 Люблинская Г О Детская психология - К: Высшая школа, 1974 - С 257-279

10 Мещерякова С Ю Особенности \"комплекса оживления\" в младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми / / Вопросы психологии - 1975 - № 5 - С 81-89

11 Миронов В Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы / / Дошкольное воспитание - 1993 - № 10 - С 41-42

12 Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред А В Запорожца, Я С Неверович - М: Педагогика, 1986

- 176 с

13 Рояк А Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада / / Дошкольное воспитание - 1977 - № 2 - С 12-19

14 Урунтаева Г А Дошкольная психология - М: Изд центр \"Академия\", 1997 - С 244-264

15 Чистякова М И психогимнастики / Под ред М И Буянова

- М: Просвещение, 1990 - 128 с

16 Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред А Д Коше-левой - М: Педагогика, 1985

1 Особенности эмоционального развития в немовлячому возрасте

Познание человека направлено на отражение объективных свойств и закономерностей действительности В результате возникают образ, мысль, знания

По-другому отражается действительность в эмоционально-волевых процессах Своеобразие заключается в том, что чувство отражают значение объектов для жизни человека в форме переживания (приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия)

Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворения

Учитывая значение объектов, человек регулирует свою деятельность посредством воли: избегает вредного и усваивает полезное Эмоционально-волевые процессы иногда называют аффективной сферы личности

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного страстного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта

Высший продукт эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, которые служат удовлетворению ее высших потребностей Чувство носят предметный характер, поскольку связаны с каким-либо конкретным объектом

Способность к эмоциональных переживаний проявляется сразу после появления ребенка на свет Проведенные наблюдения показывают, что первые эмоции - негативные, они вызваны действием резких для новорожденного раздражающих икив: яркого света, прикосновениями одежды до нежного тела, громких звуков Ряд исследователей рассматривает момент рождения как эмоциональный стресс: \"Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни Эта май гическая маска на лице, закрытые глаза, крик Эта перехилена голова, руки охватывают ее, ноги, напряженные до максимума \"(Есть В Субботський, Ф Лабуайе) Негативные переживания преобладают в первые недели после рождения ребенка и связанные с физиологическими причинами Через крик, плач, двигательные реакции эмоции выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии ребенка: голод, болезнь, м окри пеленки, потребность спать и т.д. (Н Л Фигурин, М П Денисова) Теперь от внимательности и ухода взрослого зависит эмоциональное благополучие ребенка Удовлетворение всех органических потребностей ребенка способствует быстрому понятен зования организма, увеличению периода активности по сравнению со сном Во время активности малыш находится в постоянном контакте со взрослым, который направляет ему свои улыбки, радость, ласковые слова Взрослый становится особенно значимым фактором окружения ребенка, его появление в поле восприятия малыша вызывает у последнего оживление, внимание, а в конце первого месяца жизни и первую улыбку Реакции малыша сви дчать о его положительные эмоции при контакте с близким взрослым, до трех месяцев усложняются, охватывающих все тело ребенка (ручки, ножки, лицо) Систему таких эмоциональных реакций Н Л Фигурин и М П Д енисова назвали \"комплексом оживлениява назвали "комплексом пожвавлення".

Эмоции ребенка начинают приобретать особых социальных функций: включаясь в процесс общения со взрослым, они не только сигнализируют о состоянии самочувствие ребенка, но и становятся средством обмена впечатлениями ниями между взрослым и ребенком Важным для дальнейшего развития малыша, в частности его личности, Отзыв взрослого на эмоциональные состояния ребенка, свидетельствующие о любви взрослого, его личностное отношение к малышу как к уникальной и драгоценной существа Отсутствие интенсивных положительных эмоциональных контактов младенца со взрослым приводит к явлению госпитализм Это понятие введено в 1940-х гг ф зьким ученым Рене Спицем по результатам исследований малышей в госпиталях для детей, потерявших матерей во время войны сравнению с детьми с семей, которые всегда в хорошем настроении, жизнерадостные, требовательны, настойчивые, доброжелательные, младенец из дома ребенка проявляет противоположные эмоции .

В семьях, где родители не считают нужным уделять внимание эмоционально позитивным контактам с ребенком, где взрослые реагируют только на негативные переживания ребенка, растет капризный и плаксивый ребенок

Ребенок не только реагирует на выраженные отношении нее лично эмоции взрослого, но и заражается его эмоциональным состоянием, чутко реагирует на него В раздраженной мамы малыш плачет, в горькой и истощенной й - малыш тревожный, страдает бессонницей, у него снижена заинтересованность окружающим Как исследовала М И Лисина, у малыша формируется определенное отношение к окружающему под влиянием взрослого Если взрослый чрезмерно в охраняет ребенка от внешнего мира, пытается вызвать у ребенка страх перед всем новым, неизвестным, то это значительно снижает познавательную активность малыша, вместо интерес окружающим у нее возник ае страх и недоверие, стремление избежать, спрятаться Страх малыша перед посторонними людьми возникает после 8 месяцев, при чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5-2 рок2 роки.

Бурную радость и восторг вызывают у ребенка первые удачные попытки захватить и удержать предмет, манипулирование с ним Ребенок проявляет повышенное внимание и заинтересованность относительно новых игрушек, в случае ку выявления в них новых свойствй.

При достижении малышом шести месяцев его общения со взрослым приобретает ситуативно-деловой формы Радость малыша вызывают действия с предметами, с игрушками, которые демонстрирует взрослый Впоследствии она с удовлетворения оленных включается в предметную действие взрослого, действует вместе с ним До конца года у ребенка возникает огорчение, если ей не удалось получить ожидаемого результата предметной действия трясет погремушкой, которое \"как чить \", не может получить шарик из коробочки, хотя долго пытается это сделать Выражение отрицательных эмоций, как правило, адресуется взрослом как призыв о помощи Получая боль от некоторых действий с предметом тами, ребенок реагирует недовольством, плачем: попала пальчиком в отверстие коробочки, а вытянуть не может, открыла крышку деревянной коробки, которая резко упала, ударив руку т.д. Ребенок начинает избегать действий с предметами, вызвавшие негативные переживанияивні переживання.

В процессе предметных манипуляций ребенок познает окружающее, у нее развиваются познавательные процессы, неотделимо связаны с эмоциональной жизнью малыша Особенно важным для развития познавательной акти ности ребенка выступают реакции на новизну, их эмоциональная окрашенность и интенсивность Сенсорная активность ребенка в ответ на новые раздражители, проявляется с первых месяцев жизни, до конца рок в начинает сопровождаться выраженным удивлением Ориентировочный рефлекс \"что такое?\" до дійсності.

К концу 1-го года у ребенка возникает способность к эмоциональному отклику на негативные переживания других людей Вот играют два мальчика, у каждого - машинка Один из ребят хочет подержать машинку другого, вы иривае ее из рук ровесника Тот - в плач Малыш удивленно и испуганно смотрит на ровесника несколько секунд и возвращает ему игрушку Если мама закрывает лицо руками, то малыш приближается к ней, озабоченно смотрит в глаза, пытается отодвинуть руки матери от ее лица Способность проявлять сочувствие и симпатию к другим возникает на основе подражания взрослого, поэтому без соответствующего примера у ребенка не формируетсяується.

Заключение об особенностях эмоционального развития младенца:

- врожденная способность ребенка к эмоциональной жизни проявляется сразу после рождения в форме негативных переживаний;

- любовь и забота взрослых становятся источником появления позитивных переживаний ребенка, связанных с благополучием его организма и с удовлетворением потребности в общении;

- при овладении ребенком хватанием манипулирования предметами начинает вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции зависимости от их результатов;

- к концу первого года реакция на новые раздражители сопровождается удивлением - первой интеллектуальной эмоцией;

- ребенок заражается эмоциями близких людей, на основе чего возникают первые проявления симпатии, сочувствие

Если вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Подробней uchebnikionline.com
Главная » 2011 » Май » 3 » Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (О. А. Баранова) 13:58 Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (О. А. Баранова)

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать.

Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях – «дети индиго», «тефлоновые» дети, «дети Белого Ягуара». Что значит быть современным ребенком? Взрослеть намного быстрее, чем родители.

Схватывать все на лету, быть активным семь дней в неделю. Впитывать все до бесконечности…

Ребенок - всегда дитя своего времени, законы его развития реализуются (или не реализуются) в конкретных условиях воспитания, связанных с установками и представлениями окружающих его взрослых.

Нужно ли педагогам и родителям менять подходы в воспитании? Что делать с традиционными технологиями, как сочетать их с инновационными?

Проблема исследования особенностей развития современных дошкольников состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей. Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Первый вопрос малыша: «зачем?» - пришел на смену вопроса «почему?».

Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии.

В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения.

Если он не получает необходимой «порции» информации, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится капризным или агрессивным.

Повышенная потребность ребенка к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации.

У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. Современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

У современных детей повышенные тревожность и агрессия.

Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями и эмоциями. В младенческом возрасте ребенок криком, плачем, а затем и жестами сообщает о своих желаниях и потребностях.

С самого рождения душа ребенка наполнена страхом и тревогой перед окружающим его огромным пространством. В раннем возрасте для ребенка очень важен тактильный контакт, когда мать или отец прижимают его к груди, поглаживая по голове и спине, передавая свое тепло, в том числе и душевное.

Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он как бы «видит» цветовую гамму души. Чтобы снять ощущения страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.

Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих детей. Чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании.

Обогащение эмоционального опыта дошкольника

Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности:самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей.

При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.

Иногда взрослые не совсем владеют вопросами, касающимися сферы эмоций, и не могут оказать необходимую поддержку. А бывает, что ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как он откроет для себя митр собственных и чужих эмоций.

Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому что малыш вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений.

Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Прежде всего маме и папе следует учитывать небольшой словарный запас малыша.

Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься»,«удивляешься», «испуганный», «злой» и т.д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок или мультфильмов) , тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков.

Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты.

Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.

Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки:«Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

Педагоги могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно.

Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, т.к. рассказать другим о чувствах, сделать их понятнымиможно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.

Педагог может использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.

Воспитатель (или психолог) имеет возможности проводить работу по эмоциональному развитию как индивидуально, так и с группой, и, следовательно, ребенок имеет возможность услышать несколько точек зрения, расширять свой поведенческий репертуар. Педагогу необходимо научить детей соотносить собственные эмоции с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

Педагог учит ребят анализировать эмоциональное состояние другого, понимать его настроение, а также принимать его позицию.

Взрослый обогащает словарь детей словами- синонимами, обозначающими эмоциями. Например, радостный: веселый,ликующий, довольный, жизнерадостный. Данный аспект работы помогает ребенку выразить словами свое состояние, ведь у каждого человека они многогранны и многообразны.

При работе над развитием эмоций педагог может ставить следующие задачи.

Средняя группа:

- дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, спокойствие.

- учить различать эмоции по схематическим изображениям.

-учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, интонации.

Старшая группа:

- продолжать знакомство детей с эмоциями.

- расширять представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать.

- учить понимать свои чувстваи чувства других людей и рассказывать об этом.

- учить контролировать свои эмоции.

- закреплять у детей полученные знания об эмоциях.

- продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими)

Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

Эмоция- это мать психики. Для всего психического здоровья человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни.

Заботясьо здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, сотрудники дошкольного учреждения стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка. От педагогического мастерства воспитателя, его культуры зависит уровень общего развития ребенка.

Неумениедетей правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость, затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке лучше мыслит, лучше понимает свои переживания.

Приложения

Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.

Задания на карточках:

- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

- рассердиться, как злой волк.

- погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.

Игра-загадка «Маски»

Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.

Задание:

На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска) . Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей , рта, глаз.

Игра «Театр».

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Задание:

Ребенок изображает с помощью мимики какое –то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги.) остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.

Игра «Угадай эмоцию на ощупь».

Цель:развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.

Задание:

Воспитатель дает сигнал: «Радость –замри». Дети изображают радость на лице, осторожно трогают своими пальчиками брови, рот, глазки.

Список литературы

Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева// Дошкольное воспитание, №2, февраль 2010г.

Горлова, Н. Современные дошкольники: какие они?/ Н. Горлова// Обруч, №1, январь 2009г.

Пазухина, И. А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника / И. А. Пазухина// Дошкольная педагогика,№3, март 2009г.

Фопель, К. Психологические технологии для образования / К. Фопель// Обруч,№3, март 2002г.

Подробней на сайте mdou-zolushka2.ucoz.ru

Другие статьи по теме:

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Особенности общения в дошкольном возрасте

    Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Развитие самооценки в дошкольном возрасте

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...