Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

Развитие познавательной деятельности дошкольника

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,

устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,

природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому

дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных

возможностей и способностей. Не секрет, что во многих ДОУ образовательный

процесс, предполагал, прежде всего, достижение определенных результатов,

получения знаний и навыков. При этом образовательные программы, как правило, не учитывали темпов развития детей, индивидуальных особенностей, интересов. Результатом такого «единого стандарта» в конечном счете, явилось несоответствие планируемого уровня знаний и умений дошкольников и реального. Дети с низким уровнем развития не могли осилить программу, а дети с высоким уровнем развития испытывали информационный голод и не могли полностью реализовать свои способности.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной

образовательной организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать

вопросы познавательного развития дошкольников.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего - то просто избавляясь.

Особенно такой «отсев» ярко выражен у детей до 7 лет. В этом возрасте ребенок учится формировать личное отношение к вещам, предметам, людям. И чтобы это было правильно, взрослые должны направлять его.

Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

- намечать план действий;

- отбирать способы решения поставленной задачи;

- добиваться результата и анализировать его.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д., связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные ситуации и задачи.

Проблема — вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания- Игровая проблемная ситуация — теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией.

Одними из основных форм организации познавательной деятельности детей являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.

Очень важна самостоятельная познавательная деятельность детей, в процессе которой развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.

Практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Свободная деятельность имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости и развитии креативности и, в конечном итоге, для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод, как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря которому:

- у детей формируются умения и навыки приобретать знания об окружающем мире;

- развиваются представления о физических свойствах окружающего мира;

- проявляется познавательная активность и поиск причинно-следственных связей;

- совершаются элементарные поисковые действия: дети видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы. Доказывают и защищают свои идеи;

- формируются умения самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу;

- развиваются представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей;

- обнаруживается готовность к решению проблемных задач;

- проявляется радость от собственных открытий, интерес к неизвестному, стремление к самостоятельности.

Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.

У дошкольника процесс усвоения является непроизвольным. Он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нем. Запечатление не цель, а непроизвольный продукт активности ребенка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры как основного типа деятельности.

Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.

www.maam.ru

Организация самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Никто заранее не может сказать, кем станет ребенок в будущем. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является лишь создание интереса ребенка к математике и подготовка к школьной жизни. Сформировать познавательный интерес и способность ребенка к логическому мышлению - основная роль педагога в детском саду. Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной.

Практическая значимость исследования по изучаемой проблеме показала, что в организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно взаимодействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их полного познания и освоения.

Проблему организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности исследовали З. А. Михайлова, А. А. Столяр, Т. И. Ерофеева, Е. И. Минскин, Е. А. Носова, Полякова М. Н. и другие.

На современном этапе, воспитатели дошкольных учреждений осознают важность организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей, но при этом в реальной практике не уделяют должного внимания созданию условий и использованию специальных приемов руководства этой деятельностью. Проблему нашего исследования составили следующие вопросы:

-Каковы особенности организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста.

- Какие условия и приемы руководства будут способствовать эффективной организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста.

На основе этого мы выделили гипотезу о том, что самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность будет эффективной, если:

- создать специальную предметно-развивающую среду;

- предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

- использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Были определены и критерии эффективности самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности

- уровень детской самостоятельности;

- познавательная активность детей;

- уровень мотивации.

Для реализации цели проводилась работа по созданию специальной предметно-развивающей среды, детям был предложен в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала, использованы специальные приемы руководства. В рамках формирующего эксперимента, проводилась целенаправленная работа, как с воспитанниками, так и с их родителями.

Организуя уголок занимательной математики, воспитатели исходили из принципа доступности игр детям, помещались в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. Организация уголка осуществлялась с посильным участием детей, что создавало у них положительное, эмоциональное отношение к занимательному материалу, интерес и желание играть. Разнообразие занимательного материала позволяло каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы" и др. ; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.

Для организации детской деятельности использовались разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, проводились игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Ход и результат упражнений в организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста находился под непосредственным наблюдением и контролем, который указывался пояснениями, корректировал действие детей.

Вся работа в уголке организовывалась с учетом индивидуальных особенностей детей. Игра предлагалась ребенку, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Воспитатели вовлекали в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывали их и помогали освоить игру.

Были использованы разнообразные формы и методы работа с родителями: тематические родительские собрания, беседы и консультации. Родителям давались конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр: головоломок с палочками, логических упражнений и др. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка, были даны рекомендации родителям по организации той или иной игры. Работа с родителями и детьми проводилась одновременно.

Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликаются на предложения участвовать в играх с математическим содержанием. Они самостоятельно выбирали игры в уголке занимательной математики. У детей повысился интерес к математике, они стали более активны не только в образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.

Таким образом, формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Создание специальной предметно-развивающей среды, предоставление детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекса занимательного игрового математического материала, использование специальных приемов руководства способствует росту самостоятельности, и познавательной активности детей, а также повышает мотивацию дошкольников в этой деятельности.

Список литературы

1. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей. М., 2006.

2. Бурлак Е. Г. Занимательная математика – Донецк, ПКФ БАО, 1999г.

3. Волина В. Праздник числа. – М. : «Знание», 2000г.

4. Ерофеева Т. И., Павлова Н. Л., Новикова В. П. Математика для дошкольников. – М. :Просвещение, 2001г.

5. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.

www.maam.ru

Развитие познавательной деятельности дошкольника путем экспериментирования

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Наша задача не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоятельность.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой и использованием содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

В экспериментировании достаточно четко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим

возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте -ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели.

Целью нашей работы стало разработать материал по применению отдельных экспериментов для дошкольников по различным направлениям: определение свойства предметов неживой природы, некоторых элементарных природных явлений, их причинно-следственных взаимосвязях и зависимостях, преобразованиях.

В своем опыте работы мы придерживались определения, предложенного Подьяковым Н. Н. : «Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой». Из него следует что, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Основным направлением в нашей работе стал выбор деятельности. В ходе работы выяснилось, что поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Самостоятельная работа детей носит в такой ситуации поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Для «чистоты» опыта работы было очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Важно развивать у детей внимание, мышление, речь, пробуждать интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Чтобы выполнить все эти задачи, надо было создать в группе условия для исследовательской активности детей. Так как детское экспериментирование недостаточно изучено, очень мало методической литературы, мы начали эту работу с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы, уголка экспериментирования.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования распределила по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположила в доступном для свободного экспериментирования месте в доступном количестве.

В уголке экспериментирования разместились приборы: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.

Чем сильнее развивались изобразительные способности ребенка, тем точнее регистрировались результаты природоведческого эксперимента. Во время проведения опытов постоянно возникала необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Аналогичные взаимоотношения возникали между экспериментом и трудом. Очень тесно связано оно с развитием речи, математикой, с изобразительной деятельностью, а также чтением художественной литературы. В процессе работы у ребят вырабатывалось умение четко выразить свою мысль, что облегчало проведение опыта.

Наш детский сад «Одуванчик» расположен среди массива жилых домов. Природное окружение скудное. Каждую весну сажали саженцы кустов и цветы, за ними и производилось наблюдение. Ребята приобщаются к природе и с помощью уголка природы в группе и экскурсий, наблюдений за высадкой насаждений и т. д.

Наблюдения в природе, целевые прогулки за территорию детского сада, дают богатую пищу для размышления, пробуждают в детях пытливость и любознательность. Детям давалось больше знаний о растительном и животном мире.

Мы обращали внимание на цветы: одуванчики, колокольчики, на деревья: березу, рябину, елку. Читали про них стихотворения. Дети с интересом слушали, старались запомнить тексты стихов. Мы старались, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку, растущую на участке. Не только полюбили, но и бережно к ней относились. При ознакомлении детей с природой мы стремились дать им образец гуманного отношения ко всему живому, объясняли, что все живое украшает нашу землю.

По итогам бесед и экспериментов дети решили оберегать природу, строго следить за тем, чтобы никто не ломал веток, не рвал цветов. И все-таки некоторые дети продолжали рвать цветы, листочки с кустов. Остальные дети сердились на них.

В ходе экскурсии дети наблюдали, как меняется природа в течение года. Различное состояние деревьев и кустов, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяли в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливое представление о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если они в малом возрасте не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, березе на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.

Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, если возможно, попробовать на вкус. Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, использовались несложные опыты. Опыт, это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети подводились к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) .

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно было, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Дети были активными участниками обсуждения. Важно было не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Содержание опытов становилось основой для составления различных логических и творческих заданий.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Мы проводили вечера вопросов и ответов, создала специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т. д.

ВЫВОД: Возросший интерес к экспериментальной деятельности на 27 % к подготовительной группе говорит об эффективности созданной методики работы по детскому экспериментированию.

Детям старшего дошкольного возраста в условиях созданной системы методической работы с взаимосвязанными видами детской деятельности свойственно проявление познавательной активности и любознательности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Целью данного исследования являлось выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности.

По результатам проведенного обследования мы выявили, что дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы.

Прикреплённые файлы:

opyt-raboty-azarova_lvqe8.pptx | 4954,68 Кб | Скачан: 156
www.maam.ru

Проектно–исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Проектно – исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников.

Гуженкова Н. В. МБУ ДС №200 «Волшебный башмачок» г. о. Тольятти

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем дошкольного образования. Наибольшее развитие познавательной активности и расширение познавательных интересов воспитанников происходит в детском экспериментировании и проектной деятельности. Занятия с использованием игрового экспериментирования и собственно исследовательской деятельности – обеспечат детей арсеналом исследовательских действий, расширит их представление о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях.

Что дает ребенку деятельность экспериментирования? Во-первых, у детей формируются реальные представления об окружающем; во-вторых, на основе чувственного опыта развиваются все психические процессы. А усвоив многообразие способов познания мира, ребенок будет стремиться к экспериментированию, чтобы стать настоящим исследователем и первооткрывателем. В нашей группе старшего возраста организованна детская лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием для экспериментирования. Ценность обусловлена тем, что каждый ребенок имеет возможность самостоятельно провести опыт с воздухом, магнитом, почвой, песком, не только узнать, но и получить практические навыки.

Основу для формирования у дошкольников познавательной мотивации составляет проектная деятельность, способствующая обеспечению сотрудничества, способом реализации замыслов. Нами был разработан исследовательский проект: «Обитатели Альпийской горки». Практические занятия выявили неполное представление детей о формах создания условий для существования растений в современных мегаполисах, пробелы в умении выделять взаимозависимости среды обитания, сезонности и живых объектов. Чтобы пополнить представления детей по этому разделу в детском саду была организована целенаправленная работа: разработаны формы взаимодействия ребёнка с растениями, насекомыми, живыми объектами, имеющимися в помещении и на участках детского сада. С этой целью, на территории дошкольного учреждения, создана, имитирующий скалистый ландшафт природы - Альпийская горка, которую украшают и дополняют растения, где связующим элементом является композиция из камней.

Интегрированные занятия, акцентированные на совместной практической деятельности, позволили раскрыть экологическую ценность для достижения цели – ознакомления детей с экосистемой альпинария. Данные подходы рассматриваются в проекте «Обитатели Альпийской горки».

На протяжении всех этапов ознакомления разработан цикл целевых прогулок, предлагались разные формы организации занятия: экологическое занятие «Такие разные примулы»; игра-сказка «Эти волшебные примулы» (по мотивам сказок и легенд) ; экологический десант «Обитатели Альпийской горки»; познавательно-исследовательское занятие «Бюро погоды»; экологическое кафе «Альпийская горка»; познавательное занятие «Цветок французский королей»; интеллектуальное занятие-игра «Загадки с каменой полянке»; брей - ринг «Мы знаем и любим природу» и др.

В основу подготовительного этапа проекта входит накопление знаний о разнообразии флоры и особенности её видов, так как не всем растениям подходят условия произрастания в альпинарии. Обычно на альпийских горках хорошо уживаются стелющийся можжевельник, карликовая горная сосна, туя, западный кипарисовик, а так же некоторые лиственные растения - кизильник, стелящаяся ива, вереск, низкорослые формы рододендронов, бересклет, вишня, и такие как, камнеломка, крокусы, примулы, ландыши, ветреница, водосбор, ночная фиалка, резуха альпийская и другие. Очевидно, что для данной экосистемы подойдут растения родом из горных территорий, высокие растения не подходят для посадки.

В следующем этапом проектной деятельности мы стремились вызвать у детей интерес к выращиванию и уходу за растениями Альпийской горки. С этой целью использовали комплекс приёмов, который позволяет формировать научное мировоззрение, исследовательскую деятельность. Проводилась целевая прогулка «Паутина жизни», практическая работа и уход за луковичными растениями (примулы, тюльпаны, лилии, экспериментирование с ловушками для насекомых с целью рассматривания, игры, направленные на исследование почвы «Деревья и червяк», «Что лишнее? » и др.

Заключительный этап работы нашего проекта «Обитатели Альпийской горки» был нацелен на воспитание бережного отношения к растениям и живым объектам альпинария, умение составлять рассказы о его красоте на основе полученных знаний об обитателях, дать детям знания о взаимодействии человека с природой.

На этом этапе воспитанники совместно с взрослыми занимались созданием природоохранных знаков, изготовлением макета Альпийской горки, выпуском газет «Новости в альпинарии», «Паутина жизни», «Бюро погоды», экспериментированием с метеооборудованием (сосновые шишки, ветряной рукав, воздушные змеи, солнечные часы, дождемер, термометр, созданием календаря погоды, наблюдением за насекомыми.

Необходимо отметить активность родителей и интерес, взаимопонимание и помощь в реализации проекта. Экологическое просвещение родителей, по мнению Г. А. Ягодина, не менее важна и более трудна, чем с детьми. Для родителей были предложены консультации «Создание Альпийской горки», «Поляна легенд», родительская газета «Экологическое просвещение родителей», родительское собрание «Воспитание любознательности средствами природы».

Данный подход к экологическому воспитанию обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Проделанная работа позволяет сделать выводы: дети стали более наблюдательны, свободно устанавливают связи, зависимости, выделяют причины и следствия, умело используют модели, схемы, оборудование. Мы стремились показать красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма, как наслаждаться ею, понимать красоту природы, беречь природу и защищать.

Разработаны этапы последовательно достижения целей, результатом стало создание карты обитания живых объектов. Участие в проектировании ставит взрослых и детей в позицию, когда сам человек избирает для себя и других новые условия. Иными словами, проекты частных изменений выступают как принципиально иная форма программ развития образовательного учреждения. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору активных решений, умению выстраивать из частей целое, наиболее широкое определение этого понятия дает В. Килпатрик: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца с определенной целью. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Расширение познавательного пространства дошкольников открывает перед детьми новые познания, дает возможность удовлетворить любые познавательные интересы. Расширение кругозора дошкольников возможны благодаря тематическим экскурсиям и целевым прогулкам, участию в соревнованиях и конкурсах интеллектуальной направленности. Главная особенность данных методов – активизировать мыслительную деятельность детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Таким образом, метод проектно-поисковой деятельности с дошкольниками является наиболее приемлемым для организации непосредственно образовательного процесса, т. к он охватывает все образовательные области и дает возможность не только познавать, но и применять полученные знания на практике.

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизвестное рядом»

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.

www.maam.ru

Эссе на тему: «Я работаю с дошкольником».

Эссе воспитателя МБДОУ детского сада №10 «Аленький цветочек»

Келеровой А. Б.

На тему «Я работаю с дошкольником».

«Если вы удачно выберете труд и вложите

в него свою душу, то счастье само вас отыщет»

Аристотель

Где-то я читала, что счастливым считается тот, кто утром с удовольствием идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Не поверите, но я – именно такой человек. У меня любимая работа и надёжный тыл в лице родных и понимающих людей - мужа и двух доченек. Не скажу, что выбор профессии был лёгким и прямым. Склонность к педагогике у меня была с детства. Мама рассказывает, что ещё трёхлетним ребёнком я усаживала кукол, медведей и зайцев полукругом и «читала » им книжки, рассказывала сказки. В подростковом возрасте сверстниц потянуло на танцплощадку, а меня во двор, к «малышне». Мне нравилось организовывать игры с малыми ребятами. Причём, всегда получалось найти общий язык даже с отпетыми озорниками и шалунами. Учила я дворовую детвору играть и в классики, и в пятнашки, но любимой игрой была «Школа». Всё вычитанное в умных книгах я пересказывала своим подопечным. Даже пыталась издавать собственный журнал в картинках для дворовой малышни. Вот и решили мои домашние на семейном совете по окончанию средней школы: «Быть Анюте учителем! » А я и не сопротивлялась, тем более что под боком, в родной Игарке, было педагогическое училище. Успешно и с интересом проучившись в этом заведении положенное время, я получила диплом учителя начальных классов, который мне не очень-то и пригодился, так как сразу я поняла свой промах: моё – не начальное звено образования, а более маленькие дети, дошколята. Недостаток знаний дошкольной педагогики и психологии я восполнила, дополнительно проучившись на курсах повышения квалификации и получив диплом и квалификацию «педагог дошкольного образования». Часто дошкольный возраст недооценивается людьми. Ошибочно считается, что дошкольное детство – подготовка к жизни, а не полноценная жизнь. А ведь абсолютно все задатки человека закладываются именно до школы. Закладываются и довольно легко, в игровой форме, корректируются, если есть на то основания. Если, например, драчливый ребёнок, проиграет роль забияки-гуся в самодеятельном спектакле, то в его сознании обязательно произойдёт переосмысление своего негативного поведения. А потом мы вместе с ним порассуждаем о вызывающем поведении хулигана-петуха из мультика. Так, незаметно для «воспитуемого», на примере сказочных персонажей мы будем шлифовать негативные уголочки характера юного забияки. И всё это без нотаций и нравоучений, которые не имеют никакого воспитывающего воздействия в дошкольном возрасте. А после семи лет, надо уже вести речь не о воспитании, а перевоспитании.

Проработав пятнадцать лет в системе дошкольного образования, я пришла к заключению, что воспитание - это создание педагогических условий для самореализации и самовыражения детей.

Исходя из этого, я наметила работу по всестороннему развитию дошкольников через создание соответствующей их возрастным особенностям обогащённой предметно- пространственной развивающей среды. Старюсь обеспечить каждому воспитаннику позицию субъекта детской деятельности. Именно благодаря освоению детьми позиции субъекта детской деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально – личностное развитие.

В настоящее время я работаю с группой детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте средством развития ребёнка в деятельности становятся «занятия по интересам». Такие занятия предполагают объединение взрослых и детей, увлечённых общим интересами, на основе свободного детского выбора.

«Что я слышу – забываю, что я вижу – помню, что я делаю - понимаю» (Конфуций)

Развитие познавательной активности детей - одна из основных целей моей педагогической деятельности. Основным средством достижения этой цели на данном этапе я избрала организацию детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Почему экспериментирование? Да потому, что этот вид деятельности самый – самый «детский». Детское экспериментирование предшествует даже игровой деятельности. Ведь то, что многие взрослые воспринимают, как детские капризы (выбрасывание из кроватки погремушек, битая посуда, рассыпанная из банки крупа) – ничто иное, как детское экспериментирование и исследовательская деятельность. Ребёнок рождается с задатками исследователя. Он всё познаёт методом проб и ошибок. Бросает вверх свои колготки, а потом сапоги и наблюдает, что быстрее приземлится. И вот тут надо не ругать малыша, а подстроиться к его экспериментам: «Как думаешь, почему сапог летит быстрее? » И потом вы вместе полюбуетесь, как падают снежинки в безветренную погоду и как они кружатся в вихре непогоды. Так ребёнок познаёт и понятие тяжело-легко, быстро-медленно, хорошо-плохо. И постепенно понимает, что нет в этом мире ничего абсолютного, что всё хорошо в разумных пределах. То, что непосильная ноша для одного, для другого – пылинка. Я считаю, что очень важно научить ребёнка - дошкольника умению смотреть и видеть, слушать и слышать, умению видеть необычное в обычном, умению удивляться и задавать себе вопрос: «Почему? » А ещё умению самостоятельно получать знания, что особо актуально при состоянии в образования на данном этапе. Именно детское экспериментирование учит этим важным вещам. Абсолютно всему можно научить ребёнка, не усаживая его за столы, а подстроившись к его игре. Педагогический процесс стараюсь строить таким образом, чтобы моя цель воспитания детей стала желанной целью для каждого ребёнка. Не принуждая прямо ребят к деятельности, ненавязчиво использую приёмы, способствующие появлению положительной мотивации, развитию интереса к деятельности (создание проблемных ситуаций и др.)

Диагностика, проводимая в ДОУ, показывает стабильно положительную динамику в развитии познавательной активности моих воспитанников, рост их интеллектуальных способностей. Но для меня важнее результатов диагностики огонёк в глазах моих воспитанников и их успешность после выпуска их из ДОУ.

Моим личным увлечением является художественное творчество. Люблю вышивать, вязать, увлекаюсь искусством макраме. Десять лет назад организовала в стенах родного сада кружок для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная иголочка».

В течение этого времени я углубленно работаю над развитием художественно – эстетических способностей детей, применяя методику Н. Н. Гусаровой («Техника изонити» для дошкольников»). В дошкольном возрасте вся деятельность детей подчинена одной главной потребности – познания окружающего мира и себя в нём. Я стараюсь помочь детям реализовать эту потребность средствами прикладного искусства. Занятия по ручному труду способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Такие занятия обогащают и совершенствуют их глазомер; благотворно влияют на развитие логического мышления, творческого воображения, художественных способностей и эстетического вкуса дошкольников. Воспитывают в детях усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца.

На занятиях кружка дети приобретают практические навыки владения шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Для проведения занятий я переоборудовала часть музыкального зала. Столы, мольберты, освещённость – всё соответствует требуемым нормам. С помощью родителей приобрели всё необходимое для детского художественного труда: папиросную бумагу, полиэтиленовую плёнку, хозяйственную фольгу, солому, тростник, наждачную бумагу и др. материалы. Мною разработан перспективный план развития художественных способностей и эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста. Дети, занимающиеся в моём кружке, «перешагнули» проектируемый мной объём содержания программы художественно – эстетических способностей. Уже через год занятий в кружке специфические приёмы техники «изонити» они смело применяют при создании игрушек – самоделок.

Работы моих воспитанников выставляются на различных выставках внутри сада, на городском, региональном и всероссийском уровнях.

Последнее десятилетие в жизни нашей страны – особое. Мы перескочили из одной социальной формации в другую. Естественно, при таком бешеном темпе развития есть свои накладки, проблемы. Появились новые веяния, новые технологии, подходы. Много сомнительных соблазнов. Очень важно в этой круговерти новых понятий и идеологий не заблудиться, не сбиться с правильного пути. Мне это не позволительно: за мной мои ребятишки. А личный пример – самый эффективный метод, это общеизвестно. Стараюсь быть положительным образцом для подражания. А для этого постоянно повышаю уровень своей профессиональной компетентности на курсах повышения квалификации, занимаюсь самообразованием, освоила компьютерные технологии. Новое время - новые дети. Я реально ощущаю эти различия. «Новых» не усадить за столы, у «новых» на всё своё мнение, «новые» за словом в карман не полезут, у «новых» и вопросы «новые»… Современный ребёнок более пытлив, любознателен, чуть ли не с пелёнок умеет пользоваться сенсорным телефоном и компьютером.

Я считаю, что компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит и мощным техническим средством обучения. Три последних года он играет роль моего незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии воспитанников. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Особое место в работе с детьми в моей педагогической практике занимают компьютерные игры - ассоциации. В настоящее время веду работу по составлению картотеки компьютерных игр: объединяю их по предметному или развивающему признаку. Предлагая ребятам игры из серии «Мир природы», я знакомлю их с различными явлениями, взаимосвязями, с растительным и животным миром. Играя в игры из серии «Вместе и отдельно», я закрепляю у ребят умение классифицировать предметы по одному или нескольким признакам (цвету, форме, содержанию, развиваю способность формировать и группировать предметы, выделять их общие свойства. Своевременное ознакомления дошкольников с окружающей действительностью с помощью компьютерных игр даёт толчок к развитию новых форм и содержания традиционных видов детской деятельности, обогащает новым содержанием моё общение с детьми.

Эссе я хочу закончить словами:

Для меня воспитатель - это не просто профессия, это - состояние души, призвание. Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Каждый утро, встречаясь со своими воспитанниками, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их ответную любовь. Это ли не счастье? И за это каждодневное ощущение счастья я благодарна моей профессии.

www.maam.ru

«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В. А. Сухомлинский.)Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека экологически грамотного, человека с большой буквы.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Дошкольным учреждениям отводится большая роль в воспитании экологически грамотного ребенка, начиная с раннего возраста.

Основная цель педагогов— показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры (знаний, практических навыков, эстетических переживаний, эмоционального отношения и практических поступков в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.) , помочь создать для детей более благоприятную обстановку в семье, сформировать положительное отношение к природе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • - повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;
  • - вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически ориентированную деятельность;
  • - создание в ДОУ атмосферы общности интересов по экологическому воспитанию дошкольников.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.

Неживая природа:воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования детей, с родителями проводятся беседы и анкетирование. Результаты анкетирования оглашаются на родительских собраниях с целью постановки новых задач в дальнейшей работе с родителями.

Советы хорошим родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей

Что нужно делать

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

По теме:

Источник nsportal.ru

Развитие познавательной деятельности дошкольников

Познавательная деятельность дошкольников базируется прежде всего на процессах, чувствах и восприятии, которые являются основой приобретения знаний.

Сенсорные процессы приема сигналов, поступающих к нам из окружающей среды или нашего собственного тела – их прием осуществляется в так называемых аналитических центрах нашего мозга.

Сигналы, которые получены, это не что иное, как стимулы, для которых характерно определенное количество информации.

Сложные стимулы несут с собой больше информации, а простые передают меньше информации. Прием первых мы называем впечатлениями, а вторых, т. е. более сложных, восприятием или наблюдением.

К сожалению, сегодняшний день приносит нам избыток информации, или просто шума, из которого нужно научиться задерживать то, что для нас самое главное. Этот процесс называется обнаружением сигналов.

Возвращаясь к процессу наблюдения, следует также отметить, что оно касается приема сигналов, составляющих чувственные представления реальности, которые невозможно разделить на отдельные фрагменты, например: наблюдение лица среди других сопровождающих его стимулов или прослушивание мелодий, которые сопровождают еще и другие звуки в фоне.

Более точные исследования привели психологов к признанию двух уровней процесса восприятия (наблюдательности) . Ими являются:

Уровень фигуральный, иначе сенсорномоторный, который извлекает фигуры и символы, составляющие единое целое в пространственно-временном смысле.

Уровень семантический – процесс анализа полученных сигналов из окружающей среды.

Высокая и идеальная форма познания – это процесс мышления, который позволяет создавать новую информацию на основе старой.

Мышление – это обработка информации, содержащейся в фактах и представлениях.

Акт мышления – это цепочка умственных операций, с помощью которых мы обрабатываем информацию, закодированную в вопросах, фактах, представлениях и понятиях.

В это определение входит только тип мышления целенаправленного, то есть имеющего начало и конец, направленного на решение какой-то проблемы, это мышление стимулирует умственные операции, предназначенные для того, чтобы дать решение проблемы.

Отмечается также существование другого типа мышления, называемого мышлением ассоциативным, которое заключается в свободном анализе мыслей и укладке их в последовательности, что часто происходит независимо от стимулов, которые приходят из окружающей среды.

Одной из разновидностей такого мышления являются, в частности, сновидения.

С понятием мышления и его формирования в ходе психического развития ребенка, связано также понятие совершенствования распознавания образов, что относится к процессам восприятия.

В начале нашей жизни, у нас еще не так развиты процессы мышления, чтобы уметь извлечь при анализе особенности каждого предмета, описания всех особенностей, и если нам это удастся, то мы не можем связать их в единое целое.

Крайним проявлением такого восприятия является синкретизм, который легко заметен у очень маленьких детей, например, которые пытаются положить в рот всю тарелку с пищей, что свидетельствует об отсутствии различения и сопоставления предметов.

Еще одним типом познавательных процессов, являются процессы памяти. Память – это гипотетическая система кодирования, которая содержит полученные или воспроизведенные в уме сведения. В этом процессе можно выделить три фазы.

  1. Запоминание – это кодирование, запись в память полученных данных или форм поведения.
  2. Сохранение – это удержание в памяти полученной записи.
  3. Воспроизведение – это актуализация того, что было записано и сохранено.

Другими видами познавательных процессов, которые оказывают существенное влияние на познавательную активность, являются: интеллект, межличностная коммуникация и собственное творчество.

Также способность разговаривать, основанная на языке и речи, является важной составляющей в познавательной активности, через устное выражение знаний, обсуждение и постановку вопросов.

Развитие познавательной деятельности дошкольников – поэтапно

В первый год жизни, который называется младенчество, познавательная активность является относительно небольшой. Это меняется вместе с увеличением сенсорной чувствительности и все более короткими периодами бодрствования.

Рецепторы, анализаторы начинают реагировать на раздражители из внешней среды, но только с близкого расстояния. Примерно от третьего до пятого месяца жизни, ребенок имеет бинокулярное зрение, что означает видение вдаль.

Меняется это примерно к тринадцатому месяцу его жизни, когда острота зрения равна резкости взрослого.

Также уже в период младенчества, мы можем говорить о зачатках интеллекта, называемых сенсомоторным интеллектом.

Проявляется он в познавательных действиях ребенка – направленных к получению новой информации и накоплению опыта, познания окружающего мира. Основной ее примером является преднамеренной хватание предметов.

Действия с определенными предметами в период до года зависят от определенных факторов, таких как: привлекательность предмета, опыт, возраст, пол ребенка, темперамент.

Кроме того, также сильные эмоциональные стимулы, составляют основу исследовательской деятельности ребенка. В результате таких действия ребенок учится не реагировать на постоянно повторяющиеся раздражители, то есть на те, после которых не наступает усиление.

Малышучится избирательности внимания и накопления информации об окружающем его мире, реальности. Изучение преобразования реальности – это одновременно и изучение действия в соответствии с предназначением предметов.

Таким образом, чадоформирует свое новое представление физического мира и окружающей среды.

В период после одного года психо-моторное развитие становится все более интенсивным. Около второго года жизни происходит удлинение шага, улучшение координации, исчезновение лишних движений.

На третьем году жизни самостоятельности ребенка уже достаточно, чтобы достигать всех интересующих его мест. Таким образом, действия, связанные с познавательной деятельностью, становятся намного проще.

Второй год жизни, это дальнейшее развитие специфической манипуляции, во время которой ребенок настраивает свои движения до величины и специфики предметов. Начинается период подражания взрослым, которое проявляется больше всего в обращении с предметами обихода.

Это также период, в котором динамично развивается сенсомоторный интеллект. Выражается он в способности преобразования рефлекторных реакций на психические действия.

В дальнейших стадиях развития сенсомоторного интеллекта, около второго года жизни, ребенок начинает понимать символические особенности различных предметов.

Примерно на третьем году жизни, приобретает знания о своих психических состояниях, что называется "детской теорией разума". Это способность думать о вещах отсутствующих, о возможных событиях, это также проявляется в возможности говорить о прошлом и планировать будущее.

Четвертый год жизни ребенка, приносит понимание понятия умственной деятельности. Ребенок начинает понимать, что ум – это совокупность психологических состояний, желаний, мыслей, знаний.

Известно, что мозг активно производит умственные состояния, что приводит, к пониманию таких действий, как распознавание лжи, говорение метафорами и прочее.

Познавательная активность ребенка и речь

Развитие познавательной деятельности дошкольника также напрямую зависит от процессов речевого развития. Можно наблюдать параллель в этих двух взаимосвязанных процессах развития дошкольника.

С увеличением словарного запаса и овладением новыми навыками в говорении, ребенок получает доступ к большему количеству информации через постановку вопросов родителям, педагогам и сверстникам.

Развитие познавательной деятельности дошкольников – это сложный процесс, который затрагивает многие сферы деятельности ребенка.

Именно благодаря познавательной активности дошкольник достигает успехов в освоении основных жизненно важных бытовых навыков, получении базовых сведений об окружающей среде и людях.

© 2015, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Статьи на похожую тему:

Материал sosed-domosed.ru

Эссе на тему "Проектная деятельность в ДОУ"

Эссе на тему:

«Проектная деятельность в детском саду»

Свои рассуждения на тему: «Проектная деятельность в детском саду» я хотела бы начать со слов советского педагога и психолога, академика и вице-президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора Василия Васильевича Давыдова:

«Воспитание служит необходимой

и всеобщей формой развития ребенка.

Воспитание достигает своих целей,

За последний период в образовании, и в частности дошкольном образовании, произошло много изменений:

2009 г. - утверждены Федеральные государственные требования;

2012 г.- выходит новый закон «Об образовании в Российской Федерации»;

2013 г- утверждается «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

2014 г- внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

С вступлением в силу новых законов и нормативных актов воспитателю дошкольного образования приходится перестраивать свои подходы к организации непосредственной образовательной деятельности в детском саду.

С целью формирования общей культуры детей, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, воспитателю ДОУ приходится решать следующие задачи:

  • создавать условия для разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • работать над достижением детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Для достижения данной цели и реализации поставленных задач необходимо менять подходы к организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) по ряду причин:

во-первых, ребенок должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов;

во-вторых, развитие современного общества, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах;

в-третьих, перспектива социального развития предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобные умения необходимо воспитывать с детства. Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю. Разрешить эту проблему поможет проектная деятельность.

Дошкольники могут успешно выполнять данный вид деятельности. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь воспитатели и родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла.

Но могут возникнуть следующие проблемы:

  • несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности;
  • большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка может выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения.

Во избежание данных проблем организовывать НОД только в традиционной форме просто недопустимо.

Педагог должен сориентировать ребенка на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути, в то же время педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объективной позиции.

Высказывание В. В. Давыдова полностью это подтверждает. В ходе творческой проектной деятельности, когда организовывается собственная деятельность ребенка, создается новый творческий продукт, который чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями.

Проектная деятельность предполагает показать ребенку значимость его усилий для окружающих, а показать это можно только тем, что ребенок создает самостоятельно. Если же подобного не будет, то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а следовательно, и на развитие его личности. Поэтому внедрение проектной деятельности является неотъемлемой частью организации непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на современном этапе развития образования.

08.01.2015 10:38

Подробней multiurok.ru

дай попробовать и я пойму»

(китайская пословица)

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность. Пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию.

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения) ребёнок исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

Среди всех познавательных и психических процессов ведущим является мышление. Оно тесным образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя и характер и качество. Значит, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это, прежде всего, активизировать мышление.

В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Проведение опытов, наблюдений помогает развить познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения.

Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?) , практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о мире.

Важно помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становятся активным достоянием ребёнка. Если обстановка психологически комфортна, благоприятна, то легче даётся выполнение дела, а недоброжелательность, наоборот, сковывает и парализует. Необходимо выстраивать взаимоотношения с детьми, чтобы каждый из них чувствовал себя как полноценный партнёр в условиях сотрудничества.

Памятка для родителей по развитию любознательности

Внимательно относитесь к детским вопросам,

не отмахивайтесь от них. Не раздражайтесь из-за них на ребенка. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

Научите ребенка играть в шахматы или шашки. Проводите в семье различные конкурсы. Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки. Проводите постоянные прогулки на природу.

Мастерите с детьми поделки из природного материала. Поощряйте экспериментирование детей.

Материал nsportal.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

Хорошилова Т. И.

МАДОУ детский сад №73, г. Старый Оскол

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Древнекитайская мудрость.

Государственный образовательный стандарт, изменения, происходящие в дошкольном образовании, побудили к поиску новых эффективных методов и современных педагогических технологий развития дошкольника. Учитывая тот факт, что компьютер играет всё большую роль в современном образовании, актуальным средством обучения становятся информационно-коммуникативные технологии.

В частности интерактивные игры. Они дают возможность разнообразить образовательную деятельность, учитывать возрастные особенности детей, повышать их познавательную активность. Использование электронных игр приводит к стабильной результативности педагогического процесса.

Переходя на стандарты нового поколения, педагоги решают задачи образовательной области «Речевое развитие», в частности работают над развитием фонематического слуха. Как научить ребёнка слышать?

В практике речевого развития большое внимание уделяется такому этапу работы как развитие восприятия неречевых звуков - базы для развития восприятия звуков речи. «Работа начинается со специальных игр и упражнений, развивающих способность узнавать и различать неречевые звуки. У детей формируется умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке.».

Наряду с традиционными методами и приёмами в качестве эффективной формы обучения педагоги могут применять компьютерные технологии, которые дают очень стойкую мотивацию к обучению. Такие интерактивные игры, как «Звуки воды», «Звуки природы », Чей звук», «Подарки Деда Мороза»можно включать в структуру традиционного индивидуального занятия как дополнительные инновационные элементы, а также использовать для самостоятельной игровой деятельности детей. В их основе лежат игровые упражнения на восприятие звуков природы (шум дождя, шелест листьев, журчание воды) , транспортных шумов (сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета) , звуки, которые издают различные звучащие игрушки.

В интерактивной игре «Угадай звук» дети учатся различать неречевые звуки, окружающие их в быту.

Ребёнок нажимает на нотку-звук, прослушав его, угадывает что звучит. Если ответ верный - получает нотку в подарок.

Игра «Звуки воды» поможет дошкольнику научиться различать шум водопада, морского прибоя, горной реки, журчание ручья.

Предъявленная информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес: движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка

В интерактивной игре «Подарки Деда Мороза»узнают, какая игрушка спрятана в мешке у Деда Мороза.

Ребёнок, прослушав звук, называет игрушки. За правильный ответ - снежинка-подарок. Выполнившего все задания правильно, получает в награду за старание приз – анимированную картинку - поздравление с музыкой.

Казалось бы, в настоящее время, уже имеется значительный список всевозможных обучающих игр, но в сфере образования до сих пор недостаточно разработок, соответствующих канве тем, изучаемых в детском саду. Данные игры разработаны с учётом конкретных тем организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию.

Учитывается возрастная нагрузка, психологические особенности ребёнка - дошкольника. Авторские варианты позволяют учитывать особенности своей группы и конкретных детей, поэтому в представленных играх есть возможность изменять набор звуков и соответствующих к ним картинок.

Решая задачи образовательного стандарта «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка, независимо от психофизеологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) », педагоги могут использовать эти интерактивные игры и с не говорящими детьми. Благодаря возможностям современных компьютеров, том числе с сенсорными экранами, или используя планшетник, ребёнок имеет возможность действовать самостоятельно: показать, не называя, какой предмет издаёт звук, или какая игрушка звучит, прикоснувшись к интерактивной панели.

Практика показывает, что дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видит фиксированный результат на мониторе, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео- и звукоряда.

Применение интерактивных игр вызывает у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональный подъем, значительно повышает познавательный интерес и эффективность усвоения материала. Набор неречевых звуков и соответствующих им картинок в играх необходимо подбирать с учётом уровня развития таких детей, тогда эта технология даёт очень стойкую мотивацию к обучению, желание добиться успеха, сделать задание до конца.

Таким образом, применение электронных образовательных ресурсов позволяет видоизменять весь процесс совместной деятельности взрослого и ребёнка, реализовывать личностно - ориентированное общение и коммуникативно-деятельный подход к развитию речи дошкольника.

Предложенные игры можно использовать не только при совместной деятельности педагога и ребёнка, но и в самостоятельной деятельности детей. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности дошкольника. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. Игровые обучающие задания приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Обучение с использованием электронных игр повышает познавательную активность и решает поставленные задачи речевого развития, позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, способность к адаптации в условиях информационного общества.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // М: УЦ Перспектива, 2012. – 20 с.

2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) » / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.

3. Детские электронные презентации и клипы// / URL: http://viki.rdf.ru/author/162/(дата обращения:26.10.14) .

По теме:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательных процессов у дошкольников

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная д...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Познавательно исследовательская деятельность дошкольников

    Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников как средство реализации образовательной области «Познание» Содержание Введение. 1. Актуальность проекта 2. Проблема проекта 3. Це...

  • Познавательное развитие дошкольников по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Семинар практикум познавательное развитие дошкольника

    Семинар-практикум «Организация поисково-познавательной деятельности дошкольников» Семинар - практикум: «Организация поисково-познавательной деятельности дошкольников» Цель: познакомить со способа...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...