4. Ознакомление с составом числа:
- из единиц;
5. Методические приемы ознакомления со смежными числами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грибанова А. К., Щербакова Е. Н. и др. «Методика формирования элементарных математических представлений у детей» - К., 1987 г.
2. Данилова В. В. «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях» - М., 1987 г.
3. Леушина А. М. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» - М., 1984 г.
4. Метлина Л. С. «Математика в детском саду» - М., 1984 г.
5. Тарунтаева Т. В. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М., 1980 г.
6. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М., 1988 г.
7. Щербакова Е. И. «Методика обучения математике в детском саду» - М.: «Академия», 1998 г.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
2. Изготовить наглядный материал для формирования количественных отношений.
3. Провести обследование детей.
Создание системы обучения счету в детском саду является заслугой А. М. Леушиной (Обучение счету в детском саду – М. 1953 г.) .
А. М. Леушина разработала принципиально новый, теоретико-множественный подход в обучении детей счету. Исходным понятием в обучении дошкольников счету взято не число, а конкретное множество.
Практические действия детей с множествами рассматриваются как начальные этапы счетной деятельности. Методическая концепция А. М. Леушиной заключается в следующем: от нерасчленен-ного восприятия множеств предметов, детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих, это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет собой дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше») . Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп.
Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе сравнения чисел (на наглядной основе) ребенком осваиваются последовательность и отношения между ними. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества, независимо от других признаков. На этой основе А. М. Леушина определила этапы обучения дошкольников счету:
I этап – ребенок учится дробить множество на элементы и составлять множество из элементов. Формируются понятия «много», «один» (ранний возраст) .
II этап – ребенок овладевает поэлементным сравнением смежных множеств; учится устанавливать равенство множеств; усваивает понятия «больше», «меньше», «столько же сколько» (4-ый год жизни) ;
III этап – ознакомление детей с образованием числа на основе сравнения множеств; дети усваивают название чисел, их графическое изображение; понимание того, что в процессе счета, последнее число является результатом (5-ый год жизни) .
IV этап – усвоение детьми состава числа из единиц, двух меньших чисел, понятий о смежных числах натурального ряда (старшая группа) .
V этап – дети усваивают счет группами, парами; формируется понятие числа как отношения (подготовительная группа) .
VI этап – дети усваивают значение десятичной системы (школа) .
Разработанная А. М. Леушиной концепция по обучению счету, является основой для определения и решения задач, формирования навыков счета в разных возрастных группах детского сада.
Размещено на
Введение
«…Математика - это цепь понятий: выпадает одно звёнышко - и непонятно будет дальнейшее». Н. К. Крупская. Леушина А. М. Занятия по счету в детском саду. М.: Учпедгиз, 1963, - 192 с. (с.3) .
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.
В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.) , знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, 3. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, Р. Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т. Д. Рихтерман, Е. В. Сербина, Е. В. Соловьева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Е. В. Щербакова и др.) .
При отсутствии специально организованного обучения математическое развитие в дошкольном возрасте проходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, для успешного обучения в школе.
Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимают количественные представления.
Данная тема является на сегодняшний день довольно актуальной, так как формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности.
1. Характеристика этапов развития счетной деятельности у дошкольников
Счет - это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты:
отражающих степень освоения деятельности) ,
результата счета, то есть итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете.
Из теории арифметики известно, что счет - это установление взаимно однозначного соответствия элементов между двумя сравниваемыми множествами.
Введение
«…Математика – это цепь понятий: выпадает одно звёнышко – и непонятно будет дальнейшее». Н. К. Крупская.
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.
В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.) , знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, 3. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, Р. Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т. Д. Рихтерман, Е. В. Сербина, Е. В. Соловьева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Е. В. Щербакова и др.) .
При отсутствии специально организованного обучения математическое развитие в дошкольном возрасте проходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, для успешного обучения в школе.
Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимают количественные представления.
Данная тема является на сегодняшний день довольно актуальной, так как формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности.
1. Характеристика этапов развития счетной деятельности у дошкольников
Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты:
отражающих степень освоения деятельности) ,
результата счета, то есть итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете.
Из теории арифметики известно, что счет – это установление взаимно однозначного соответствия элементов между двумя сравниваемыми множествами.
В работе по развитию количественных представлений необходимо учитывать работу различных анализаторов ребенка. Все ощущения, передаваемые в кору головного мозга, служат основой формирования представлений о неопределенной множественности разных явлений.
На разных этапах восприятия множества и его элементов анализаторы играю различную роль. Кинестетический анализатор играет ведущею роль, как самой счетной деятельности, так и представлений о множестве. Счет вне движения невозможен.
Например, мы считаем, не прибегая к движению рук, но мы считаем глазами, переносят свой взор с одного предмета на другого. В период раннего детства усиливается роль зрительного анализатора, когда внимание ребенка привлечено к границам множества, когда в первую очередь фиксируются они.
В результате заучивания слов-числительных, даже произносимые по порядку, являются не чем иным, как речедвигательным стереотипом, а не пониманием значение числа. А ритмическое называние слов считалок или слов-числительных помогает более четко дифференцировать отдельные элементы множества, воспринимаемые на слух и воспроизводимые в движении.
2. Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ по разделам «Количество и счёт»
Возрастная группа
«Программа воспитания и обучения в детском саду»
«Детство»
Стр. 109
Счет — это деятельность с присущими всякой деятельности признаками, т. е. наличием цели, средств, способов ее осуществления и результатом в виде итогового числа как показателя мощности множества.
Сущность деятельности счета состоит в том, что между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств, устанавливается взаимно-однозначное соответствие.
Многочисленные исследования педагогов и психологов (А. М. Леушина, Г. С. Костюк, В. В. Данилова и др.) показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов.
Обучение счету начинается с практических действий с множествами, дробления их на элементы, сравнения смежных множеств. Счетная деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно процесс счета и итог, в связи с чем выделяется соотнесенный и итоговый счет.
Процессом счета, т. е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее.
А. М. Леушина определила шесть этапов развития счетной деятельности у детей. При этом первые два этапа являются подготовительными. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел.
Оценка количества осуществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше — меньше — поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые.
Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа — ознакомление со структурой множества. Основные способы — выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов.
Дети сравнивают контрастные множества: много и один.
Второй этап также дочисловой, однако в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике.
Цель — научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один.
из 287
Развитие игровой деятельности дошкольника
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете, Она всегда – ни для чего, Как ни над чем смеются дети. З. Гиппеус. «Игра - преобладающий ил...
Развитие познавательной деятельности дошкольников
Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...
Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников
Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...
Этапы развития игровой деятельности дошкольника
Развитие игровой деятельности в раннем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад Московской области. Материал...
Особенности развития представлений дошкольников о величине предметов
«Развитие представлений о величине у детей дошкольного возраста» От правильного определения величины предмета во многих случаях зависит результат действий. Один и тот же предмет в сравнении с дру...
Условия развития познавательной деятельности дошкольников
Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...
Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников
Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...
Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников
Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...
Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...
Развитие познавательно исследовательской деятельности дошкольников
Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской детской деятельности дошкольников» Мастер – класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Подготовила: Здоровов...
Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность
Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная д...
Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников
Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...
Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников
Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольника» Введение. Актуальность. В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, ч...
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольника» Введение. Актуальность. В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, ч...