Категории дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика как наука

Подходы к определению дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева) .

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе) .

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова) .

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г. ». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд) .

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели) ;

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества) ;

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения) ;

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров) ;

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.

www.maam.ru

4.Основные категории педагогики / Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

–трудовое;

–эстетическое и т.д.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы) . Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности.

Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Ядро образования – это обучение.

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних духовных факторов, обеспечивающих развитие.

Подробней на сайте www.redov.ru

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, Дошкольная педагогика как понятие. Взаимосвязь с другими понятиями - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Лекция 1. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

знать предмет и основные понятия, термины "ребенок как объект научного исследования" и "субъект воспитания", функции и методы дошкольной педагогики как науки, этапы ее становления и развития; основные положения концепции целостного развития ребенка как субъекта деятельности;

уметь характеризовать признаки дошкольной педагогики как науки, определять основные категории дошкольной педагогики как науки, формулировать свое отношение к феномену дошкольного детства и субкультуре ребенка-дошкольника, описывать особенности вхождения ребенка в социум;

владеть способами определения значимости связей дошкольной педагогики с другими науками в зависимости от их влияния на изучение закономерностей развития, воспитания и обучения детей в условиях педагогического взаимодействия.

Дошкольная педагогика как понятие. Взаимосвязь с другими понятиями

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу: от рождения до 7 лет.

Выделяют следующие источники формирования понятийно-терминологического ноля дошкольной педагогики как науки:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях и обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов.

При этом дошкольная педагогика как наука опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики (рис. 1) .

Вместе с тем исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение: на пересечении сфер общей философии воспитания, педагогики (истории педагогики, общей и возрастной педагогики) , детской психологии и педагогической психологии, возрастной анатомии и физиологии. Например, философия и дошкольная педагогика имеют ряд общих проблем: всестороннее развитие и формирование личности, становление мировоззрения, понимание сущности процесса воспитания и обучения, взаимосвязь коллектива и личности и др. (рис. 2) .

Рис. 1.Дошкольная педагогика как отрасль общей педагогики

Дошкольная педагогика имеет свои объект и предмет исследования, отличные от объекта и предмета других наук, перечисленных на рис. 2. В то же время и дошкольная педагогика, и все эти науки касаются проблем развития детей дошкольного возраста.

В качестве объекта дошкольной педагогики выступает ребенок (в соответствии с одной точкой зрения) или педагогический процесс (с другой) .

В качестве предмета – соответственно, преобразование свойств и качеств воспитуемых в процессе развивающего взаимодействия воспитателя и детей (согласно одной точке зрения) или компоненты педагогического процесса – цели, задачи, содержание и формы, методы и средства и их своеобразие (согласно другой) .

Рис. 2.Связь педагогики с другими науками

Как наука, дошкольная педагогика имеет общую, специальную и частную методологию:

общая методология дошкольной педагогики – методологические и теоретические основы педагогической науки, представляющие, в целом, диалектико-материалистический подход к объективной действительности и процессу обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада и гуманистический подход как идейную философскую основу дошкольной педагогики и характеристику социально-ценностного мировоззрения педагогов;

специальная методология педагогики характеризует устойчивые представления о сознании и психике ребенка дошкольного возраста и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него, в частности, в нее входят индивидуальный и деятельностный, системный и комплексный подходы;

частная методология дошкольной педагогики представляет при этом закономерности, принципы и методы изучения педагогических явлений и процессов. Например, сюда относится учет в процессе воспитания возрастных особенностей ребенка и амплификация его развития, свойств индивидуальности и развития творческих способностей детей и др.

Рис. 3. Функции дошкольной педагогики как науки

В соответствии с общей, специальной и частной методологиями дошкольной педагогики определяются ее основные категории как науки, характеризующие следующее:

1) объект педагогики (личность, индивидуальность) ;

2) предмет педагогики (социализация, образование, воспитание, обучение, развитие) ;

3) категории, интегрирующие основные педагогические средства (педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие) .

Опираясь на них, в настоящее время выделяются следующие отрасли внутри дошкольной педагогики как науки:

– дидактика дошкольного образования;

– теория и методика воспитания дошкольников;

– международные стандарты предшкольного развития ребенка;

– теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.

Каждая из них демонстрирует свои способы реализации функций дошкольной педагогики как науки (рис. 3) .

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Ссылка на источник studme.org

Основные категории и методы дошкольной педагогики как науки - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Следующая >

Основные категории и методы дошкольной педагогики как науки

В дошкольной педагогике как науке были выявлены объективные связи (закономерности и законы) между факторами и процессами, составляющими предмет изучения. Напомним, что в современной интерпретации предмет дошкольной педагогики – это компоненты педагогического процесса как процесса образования и воспитания: его цель и задачи, содержание и формы, методы и средства, их своеобразие. Теперь охарактеризуем взаимосвязи и закономерности, которые отражают специфику предмета дошкольной педагогики как пауки и своеобразие ее методов.

Определимся с основными терминами.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социализация вмещает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющей человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает как целенаправленные воздействия на личность (воспитание) , так и стихийные (неосознанные) . Излишняя социализация, по мнению Л. Кольберга, ведет к потере уникальности, поэтому она неразрывно связана с индивидуализацией – приобретением все большей самостоятельности, автономности личности, с возможностью более полного самовыражения и самораскрытия. Единство социализации и индивидуализации в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь развития личности в онтогенезе.

Развитие трактуется следующим образом:

1) закономерное качественное и количественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное;

2) процесс и результат качественных и количественных изменений в психике человека, которые характеризуют ее переход от низших к высшим уровням; цель и результат воспитания.

Воспитанию можно дать следующие определения:

1) передача накопленного опыта от одного поколения к другому (в широком социальном смысле) ;

2) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, образовательное учреждение, средства массовой информации, искусство и т.д.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, подготовки к жизни (в узком социальном смысле) ;

3) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств (в широком педагогическом смысле) ;

4) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (в узком педагогическом смысле) .

Обучение определяется следующим образом:

1) в широком смысле – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними;

2) в узком смысле – создание условий для специально организованных форм работы с детьми и для нерегламентированной детской деятельности, основанных на программах, методах и технологиях, обеспечивающих усвоение знаний и овладение способами действий ребенка, развитие способностей детей. "Обучать – это вдвойне учиться" (Ж. Жубер) .

Образование – это:

1) ведущий механизм присвоения социального опыта; процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Современное понимание образования предполагает овладение социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру;

2) непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных видов;

3) процесс и результат обучения, выражаемый в объеме систематизированных знаний, умений и навыков, которыми овладел обучаемый, степени развитости способностей личности и самостоятельного решения проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта.

Первый уровень, первая ступень образования – это дошкольное образование. Под ним понимается образование, получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения.

Воспитание – ведущая функция дошкольной педагогики. При этом выдающиеся педагоги прошлого выделяли идеальную и реальную цели воспитания (Я.

Л. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, К. Н. Венцель, Н. К. Крупская и др.) . В качестве идеальной цели воспитания сегодня в рамках гуманистически ориентированной педагогики обозначается разностороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Это определяет основную задачу дошкольной педагогики – разработка содержания и методов воспитания и образования детей дошкольного возраста, обеспечивающих разностороннее гармоничное развитие их природных сил и возможностей, духовности и человечности.

Определимся с содержанием дошкольного образования.

Содержание образования – определяющая сторона образования, которая представляет единство и целостность всех его составляющих частей, свойств, внутренних процессов, связей, тенденций и противоречий. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется следующими программами:

– комплексными и парциальными программами воспитания и обучения детей в детском саду, рекомендованными к использованию Министерством образования и науки РФ;

– образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании") .

В свою очередь, опосредованное ими содержание воспитания и обучения включает два компонента:

– содержание воспитательной и обучающей деятельности;

– содержание воспитывающих и обучающих влияний образовательной деятельности в целом.

Каждому из них соответствует своя система принципов (от лат. principium – основа, первоначало) .

Основные принципы воспитания можно систематизировать в три группы:

1. Содержательно-целевые или ценностно-содержательные – это группа принципов, которые определяют требования к целям и содержанию воспитания, общие подходы к воспитанию: принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности, принцип направленности воспитания на развитие культуры, ценностей общества, норм поведения (принципы воспитания в процессе освоения культуры, единства воспитания и культуры) ; принцип связи воспитания с жизнью и трудом.

2. Собственно педагогические или методические, технологические принципы – определяют требования к методам воспитания, технологии и технике педагогического и воспитательного воздействия: принцип воспитания в деятельности; принцип воспитания с опорой на активность личности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; принцип воспитания с опорой на положительные качества человека.

3. Социопсихологические принципы – это принципы, которые определяют некоторые социальные и психологические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принцип единства требований детского сада и семьи, семьи и общества.

Принципы обучения представляют собой основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

К основным принципам обучения относят сознательность, активность и самостоятельность в обучении, его наглядность, систематичность, последовательность и комплексность в обучении, обучение на высоком уровне трудности, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, групповой и индивидуальный подход в обучении.

В зависимости от содержания – от каждого направления развития личности – дифференцируются средства воспитания и обучения ребенка.

Средства воспитания классифицируются на следующие:

1) методы воспитания, которые выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации – необходимое подспорье для эффективного применения методов;

2) различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая) ;

3) педагогическая техника (речь, мимика, движения) ;

4) средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность воспитателей и воспитанников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы, в противном случае их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим. Так, отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, и обходиться тем, что имеется.

Средства обучения – все объекты и процессы (материальные и материализованные) , которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания обучаемых (обучающихся) детей.

Таким образом, средства воспитания и обучения не являются равнозначными понятиями. Это же относится к методам воспитания и обучения.

Методы воспитания – научно обоснованные способы достижения воспитательной цели; совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Методы воспитания делятся на следующие группы:

1) методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, пример и т.д.) ;

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации) ;

3) методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание) .

Последняя группа методов, в свою очередь, делится на методы, соответствующие индивидуальному, типологическому и топологическому подходу к формированию мотивации у дошкольников. Среди них рассматривают следующие методы:

– стимулирующие познавательный интерес;

– направленные на создание соревновательных ситуаций;

– учитывающие эмоциональное воздействие на ребенка (например предвосхищающая результат деятельности положительная оценка или сопереживающая критика) ;

– направленные на создание и развитие игровой ситуации на занятии.

Методы воспитания, которые используются в детском саду и семье, отличаются и но своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время И. Г. Песталоцци отметил, что "семья учит жизни делом, а не словом".

Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Методы обучения характеризуются тремя признаками: каждый из них обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Традиционно они делятся на словесные, наглядные, практические, игровые методы.

В классификации В. Оконь выделяются следующие методы:

• "подающие" методы (ориентированные на усвоение материала и описывающие содержание материала, подлежащего усвоению) ;

• "проблемные" методы (ориентированные на исследовательскую позицию ребенка и объясняющие содержание материала, подлежащего усвоению) ;

• "экспонирующие" методы (ориентированные на эмоциональные переживания ребенка и оценивающие содержание материала, подлежащего усвоению) ;

• "практические" методы (ориентированные на активную позицию ребенка и формирование оперативной стратегии деятельности) .

Среди методов обучения в отдельную группу выделяются методы контроля за эффективностью обучения – группа методов обучения, которые устанавливают четкие, но достижимые стандарты поведения и деятельности детей. Могут быть прямыми и косвенными; осуществляться как самим педагогом, так и с помощью формирования коллективного мнения детей и родителей.

Необходимо отметить, что кроме методов воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, среди методов дошкольной педагогики как науки выделяются собственно исследовательские методы.

Методы педагогического исследования – система методов научно-педагогического исследования теоретического характера: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, конкретизация теоретических знаний; эмпирического характера: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение документации, передового опыта педагогов.

Рис. 4. Исследовательские методы дошкольной педагогики как науки

Классификация методов (по Б. А. Ананьеву) включает следующие методы:

1. Организационные:

– сравнительный (сравниваются параметры, результаты, выявляются закономерности) ;

– лонгэтюдный (многократное обследование по заданным параметрам с помощью одних и тех же методик одной и той же группы испытуемых на протяжении длительного времени) ;

– комплексный (разделение функций между исследователями в исследовательской группе) .

2. Эмпирические:

– обсервационные: тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа;

– экспериментальные: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент;

– праксиметрические и др.

– количественный (статистический анализ, метод математической статистики) ;

– качественный (описание типичных случаев и исключений) .

4. Интерпретационные методы:

– структурный (устанавливает "горизонтальные" связи) .

Более подробно исследовательские методы дошкольной педагогики можно представить в виде схемы (рис. 4) .

Благодаря исследовательским методам и средствам развития дошкольной педагогики как науки возможем прогноз ее развития и определение тенденций воспитания и обучения человека будущего.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник studme.org

Дошкольная педагогика как наука

ЛЕКЦИЯ I. Дошкольная педагогика как наука

Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук. Её возникновение связано с именем Я. А. Коменского (17 пек) . Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории.

Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.

Предмет дошкольной педагогики - вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет) .

Задачи дошкольной педагогики определяются её теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью данной пауки:

1. Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества.

2. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей.

3. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Функции дошкольной педагогики:

1. Описательно-прикладная, которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2. Прогностичная, заключается в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОУ.

3. Творчески-преобразовательная, предполагающая учет научного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологии.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования. Метод - это путь, способ достижения целей и задач.

Методы исследования позволяют добывать научно-педагогическим производить сознательный и целеустремленный поиск для совершенствования образовательного процесса. Исследовательские методы помогают изучить и обобщить педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент. Исходя из широкого спектра методов можно назвать их уровни:

1. эмперический (сбор научных данных, описание явлений, фактов) ;

2. теоретический (обобщение, систематизация материала) ;

3. Метотеоретический (изучение самих теорий и разработка путей их построения и модернизации) . Этапы научного педагогического исследования:

1. определение проблемы, цели, гипотезы, задач;

2. проверка гипотезы (эксперимент) ;

3. осмысление полученных данных, обработка результатов;

4. оформление результатов исследования;

5. внедрение результатов в практику.

Более подробно методы исследования изучаются в курсе «Методология и методы научного психолого-педагогического исследования».

Современная дошкольная педагогика «впитала» в себя многие сведения о воспитании и обучении детей. Её источниками является народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, научные экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.) .

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, наличие разнообразного спектра философских направлений: аксиологический подход, системный, деятельностно-творческий, личностный, культурологический, синергетический и т.д.

Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики определяют взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание роли взрослого в воспитании и обучении детей.

Методологические подходы позволяют произвести переакцентировку содержания в основных категориях дошкольной педагогики.

Воспитание как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле — это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. В характеристике ребенка-дошкольника можно говорить о возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту, причем важен не столько биологический, сколько психологический паспорт ребенка) , индивидуальном (своеобразие, особенности развития) , личностном (становление, развитие личностных качеств, их особенности) .

Формирование - это специальное организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.

Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, её переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально-нравственных привычек поведения.

Ребенок-дошкольник живет в социуме, его окружает культура общества, отношений, прав и свобод. Вместе с тем, дошкольник создает свою субкультуру.

В работах П. Г. Кока, В. Кудрявцева и др. субкультура рассматривается как специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ.

Субкультура детства как категория стала характеризовать особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Детская субкультура проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. Субкультура детства - это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.

Пересмотр содержания основных подходов к детям предполагает учет принципов лнчностно-ориентированной педагогики (Бондаревская Е. В., Газман ОС, Кульневич СВ, Мудрик А. В. и др.) .

Данные принципы характеризуют стиль воспитания как определенный взгляд на ребенка обществом (как мир взрослых воспринимает мир детей) . Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Мир взрослых (MB) воспринимает мир детей (МД) как реальный самоценный период жизни детей; этот период требует для перемен и изменений определенного времени.

Оптимальная модель взаимодействия MB и МД предполагает учет принципов равенства двух миров, диалога, а не монолога, свободы и прав ребенка на ошибку, признание ребенка таким какой он есть. Личностно-ориентированная педагогика исходит из желаний, запросов, интересов, возможностей, своеобразия каждого ребенка, предпочитает видеть и доходить до каждой личности.

Смысл педагогической позиции заключается в поддержке. Суть педагогической поддержки заключается в том, что взрослый поддерживает, помогает лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне) , т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности ребенка. Педагогическая поддержка не может заменить воспитания, так как сам из себя ребенок не может вырастить культуру, создаваемую векам и.

Профессиональная деятельность специалиста дошкольного образования направлена на реализацию всех функций (материнской, развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструкторско-организаторской, координирующей, профессионального совершенствования) – по классификации Е. А. Панько.

Педагогическая поддержка, согласно работам О. С. Газман, учитывает не только обязанности, но этапы деятельности педагога. Ребенок в условиях поддержки и заботы воспринимает образцы культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.

Профессиограммы педагога ДОУ, преподавателя педагогического колледжа приобретают общие черты, определенные личностно-ориентированной педагогикой. Характерными чертами должны стать сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы выбора, принятия решения, творчества, сотворчества воспитателя и детей.

Эти черты придают технологии деятельности педагога универсальность. Переход к личностно-ориентированному взаимодействию зависит от общей и педагогической культуры, личностных качеств, запросов, желаний педагога.

Профессиональную подготовку кадры для ДОУ получают в педагогических колледжах, институтах, университетах. Классификаторы специальностей и специализаций предполагают их интегрированность и взаимосвязь. В учебных заведениях специализация имеет определенную направленность и связана с конкретными обязанностями специалистов (воспитатель логопедической группы, инструктор по физическому воспитанию в ДОУ. руководитель ритмики, руководитель студии изобразительной деятельности, воспитатель с правом преподавания иностранного языка и т.п.) .

По окончанию учебного заведения (среднего или высшего) присваивается педагогическая квалификация, которая характеризует уровень и вид профессионально-педагогической образованности специалиста.

Педагогическая деятельность предполагает постоянное повышение квалификации, реализацию функции профессионального самосовершенствования.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем обуславливается специфика предмета, задач, функций дошкольной педагогики?

2. Чем обуславливается спектр теоретико-методологических основ дошкольной педагогики?

3. В чем заключается феномен педагогической поддержки?

4. Что объединяет профессиограмма воспитателя и преподавателя пед. колледжа?

5. Каково содержание основных категорий дошкольной педагогики?

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как : советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Свежие новости

Подробней doshkolnuk.com

Другие статьи по теме:

  • Предмет дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Методы дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Дошкольная педагогика психология детей дошкольного возраста

    Дошкольная педагогика и психология. Педагогика +и психология дошкольного возраста. Большой выбор программ. Дистанционно! Идет набор.новогодние акции. 36 часов ? 1 неделя. Стоимость ? 2 000р. 72 ч...

  • Задачи дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Дошкольная педагогика как наука

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Дошкольная педагогика

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Источники развития дошкольной педагогики

    Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики Проект «Народная педагогика как основной источник народной педагогики» Миссия проекта Проект предназначен для педагогов и родителей...

  • Козлова куликова дошкольная педагогика

    Задачи, средства, методы и формы физического воспитания дошкольников (Козлова С. А., Куликова Т. А.) 06.11.2010 17:21 Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. завед...

  • Курсовая работа по педагогике дошкольного образования

    Дипломные и курсовые работы | Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования НОЗС-11: 7 ноября (пятница) в 10 часов НОЗ-09: 13 ноября (четверг) в 10 часов Явка обязательна!...

  • Дипломные работы по педагогике дошкольное образование

    Факультет психологии и педагогики Расписание государственной аттестации, направление подготовки «Психология», профиль «Психология личности», группа ПВ-6 (.pdf) Расписание обзорных лекций для студ...

  • Основная функция дошкольного образования

    Воспитателю учреждения дошкольного образования - Документ - стр.1 1.1 Педагог-психолог учреждения дошкольного образования относится к категории специалистов. 1.2 Должность педагога-психологаучреж...

  • Педагогические технологии в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Педагогические технологии по фгос в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Инклюзия в дошкольном образовании

    Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении В 80-е гг. прошлого века в США вводится новый термин, обозначающий ситуацию активного участия каждого ученика в совместном об...