Консультация для воспитателей по развитию речи дошкольников

и социального развития дошкольников»

Речь- одна из центральных, важнейших психических функций, « зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие.

Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Однако не все дети одинаково успешно овладевают связной речью, что нередко ведёт к нарушению самосознания и самооценки ребёнка, отклонению в развитии личности ребёнка, что приводит к замкнутости, неуверенности в себе, негативизму, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи- это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и развития словаря, формирования грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Известны два вида речи- диалогическая и монологическая, которые более приемлемы при проведении сюжетно-ролевой игры. Так форма протекания диалогической речи(беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждают к неполным, односложным ответам.

Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика- основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монологическая речь характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранять живость и непосредственность речи.

Содержание сюжетно-ролевых игр по восполнению пробелов в развитии связной речи направлено на активную работу по:

  • Уточнению знаний имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • Дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
  • Установлению связности и последовательности высказывания.

Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.

Сюжетно-ролевая игра- сильнейшее средство социализации ребёнка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.

Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активны и пассивный словарь, закрепляют на знаниях полученные во время наблюдений, экскурсий.

Предварительный просмотр:

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как одна из

форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений

путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со

словом и музыкой. Использование средств логоритмики расширяет

возможности коррекционного воздействия, делает занятия более

интересными и эффективными.

У детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей

моторики, наблюдаются особенности ее развития.

Логопедическая ритмика - это система музыкально-двигательных и

музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях

логопедической коррекции.

Целью логоритмической работы с детьми с нарушением речи является

преодоление речевого нарушения путём развития чувства темпо-ритма

речевых и неречевых движений.

В результате практической работы сложилась следующая структура

логоритмического занятия:

2. Основная часть: упражнения на регуляцию мышечного тонуса, упражнения

на развитие общей моторики, упражнения на развитие мимических мышц,

упражнения на развитие дыхания, упражнения на развитие чувства темпа и

ритма, упражнения на развитие координации речи с движением, пение

3. Заключительная часть: игра

Каждое занятие посвящено одной теме или сюжету, все части его

взаимосвязаны и дополняют друг друга. Занятия разнообразны по сюжету.

Предложенная тематическая направленность и организационная

вариативность способствуют формированию у детей интереса к музыкальной

и речевой деятельности.

Сюжетно - тематическая организация занятий позволяет детям чувствовать

себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются

потенциальные возможности детей. Такое построение занятий позволяет

добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия.

В планировании логоритмических занятий используется принцип

концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых

ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник,

зимующие птицы и т.д.) . Основа занятий может быть очень разнообразной:

сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные

источники, сюжетные и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий

способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и

речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное

отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают

достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие

оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа

над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие

приемы массажа, гимнастика для глаз) .

В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев. По

насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В

восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца

повышает функциональную активность головного мозга, указательного -

положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник,

безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Включается в занятия гимнастику для глаз, сначала рекомендуется

подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других

предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами,

прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на

релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры;

занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал

предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети

стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое

расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя,

двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Для развития просодических компонентов речи огромное значение имеют

речевые игры и ролевые стихи: они вырабатывают ритмичность, мелодику,

интонационную выразительность, кроме того, они оказывают благоприятное

воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности

запоминания, соединяют ритмичность, выразительность речи с движением

способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.

Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике

объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха,

так как речь и музыка имеют единую интонационную природу ,с детьми старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи необходимо

проводить упражнения на озвучивание сказок, когда педагог читает текст,

дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договариванием фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений

применяются и музыкальные инструменты, которые педагог выбирает в

соответствии с содержанием произведений и характером игровых

персонажей . Огромное значение на логоритмических занятиях придается

театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок

и песен.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук;

. развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи,

речевого слуха и речевой памяти;

. музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными

инструментами;

. развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве;

. развитие чувства ритма;

Подробней nsportal.ru

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»

Подготовила учитель – логопед Порохова Эльвира Геннадьевна, МКДОУ д/с «Рябинка», г. Тайшет.

Дошкольный возраст– это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической.Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя.Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, а так как ведущим видом деятельности является игра, то игровую деятельность нужно максимально использовать с целью речевого развития детей.

Игра должна реализовать обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Виды игр:

Игры с предметами или игрушками.Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения, речевых функций

Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Настольно-печатные, дидактические игры. Используются как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания, активизации и обогащения словаря

В группах должна быть подборка (картотека) дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

Театрализованные игры.

Эффективный метод развития речи . Они имеют интегрированный характер и включают в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи.

Игры – драматизациина основе литературных произведений служат источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи, словарной и грамматической работы.

Знакомство детей с театрализованными играми начинается с младшего дошкольного возраста.

Игры с правилами (подвижные)

Они помогают снять нагрузку, а также решить дидактическую задачу, используются как часть занятия или в качестве физкультминутки

Сюжетно-ролевые игры усложняются в зависимости от возраста детей, помогают детям проигрывать сюжеты из повседневной жизни и оречевлять их. Развивают коммуникативные навыки и умение вести диалог.

Начиная работу во второй младшей группе, в первую очередь следует уделить внимание развитию мелкой моторики руки, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью, а также вниманию к речи взрослого и звукам окружающего мира, тем самым еще и развивается слуховое внимание ребенка.

Хочу остановиться подробнее на некоторых видах игр.

Игры с прищепками

Для начала учим открывать и закрывать ротик, придерживая прищепку большим и указательным пальцем параллельно столешнице с проговариванием текста.

Например: Серый волк зубами щелк, не боимся тебя волк!

Хитрая плутовка ротик открывает, зайчиков пугает.

В зоопарке воробей пообедал у зверей, а зубастый крокодил чуть его не проглотил.

Можно на прищепки прикрепить изображение мордочек героев (зверей) .

Игры с прищепками помогают обучать детей сличению предметов по цвету.

Так, дети прикрепляют прищепку на край коробочки, к центру которой прикреплен кружок определенного цвета, затем просим детей сказать, что может быть такого цвета или отобрать предметные картинки с предметами определенного цвета и поместить их в коробочку.

Конструирование при помощи прищепок.

Предварительно вырезаем из картона фигурки (зайчик, ежик, солнышко, жучок, рыбка елочка, тучка и т.д.)

В процессе конструирования читаем короткие стихотворения:

Солнышко утром рано встает, лучики тянет - тепло нам дает.

Дети берут прищепки и моделируют ими лучики на картонной фигуре.

Елочка наша вдруг загрустила, лапы еловые вниз опустила.

(пространственная ориентировка и овладение понятиями: вверх-вниз)

Чуть старше включаем уже в работу прищепки при работе над тематическими понятиями и для активизации словарного запаса.

Тематическая цепочка «Посуда»

Дети по одному берут прищепку и, называя предмет посуды, прикрепляют ее по очереди в одну цепочку.

В старшем возрасте работу с прищепками можно усложнить и еще больше разноообразить:

- используются при формировании слоговой структуры слова

« Прикрепи к картинке прищепки, правильно проговаривая слово»

- звуковой культуры

«Сколько звуков слышим, столько прищепок к картинке»

Различаем звуки по своим характеристикам: на гласные и согласные, твердые и мягкие; используем в работе прищепки 3 –х цветов: синего, красного и зеленого

Так можно предложить детям из веревочки и разноцветных прищепок сделать «Звуковые бусы», составляя звуковую схему слова и обозначая звуки нужной прищепкой

- Составляем предложения по простой картинке, например: «Девочка рисует бабочку», предлагаем детям посчитать из скольки слов состоит наше предложение и прицепить к картинке столько же прищепок.

Работая с буквами и обучая детей чтению, прищепка может быть нам вместо ударения, поможет выделить ударный гласный звук.

Развивая фонематическое восприятие, можем играть с детьми с использованием разных предметов: бутылочек, баночек, заполненных сыпучими предметами; бубна, палочек.

Бутылочки - это свистульки, которые помогают нам вырабатывать целенаправленность и силу выдыхаемой струи. Игра «Поиграем на бутылочке»

Шумовые коробочки– 2 комплекта: для взрослого и детей, заполнены песком, горохом, крупой, кнопками, скрепками, бусинками, мелкими камушками.

Взяв коробочку из своего набора, воспитатель трясет ею, а ребенок прислушивается к ее звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них аналогично звучащую.

Для определения направленности звука, берем колокольчик или бубен, ребенок закрывает глаза и слушает где звучит предмет (вверху – внизу, затем спереди – сзади, чуть старше уже определяет слева- справа)

Игры с мячом

Помогают развивать ловкость рук и решают определенные речевые задачи.

Назови слово

1 вариант – встаем в круг, воспитатель кидает любому ребенку мяч ( и говорит «Я кидаю слово СТОЛ») , задача ребенка поймать и подобрать обобщающее слово (Мебель) и т.д. используем слова всех обобщающих групп. Можно так в игре закрепить название детенышей диких животных, учить образовывать слова в уменьшительно – ласкательной форме: «Назови себя ласково по имени», «Назови предмет ласково». Играть с мячом можно попарно, когда дети бросают или катают мяч по полу, называя слова определенной тематической группы, по очереди, кто последним назвал слово, тот и победитель.

Игра с мячом «Что из чего сделано?,» , «Какой предмет?» (ложка – железная, кровать – деревянная,) , «Подберем слова» - шапка- меховая, шапка- вязаная, шапка – детская и.т.д, подбираем по нескольку определений к данному существительному)

Игра «Один – много» (стол – столы, перо-перья)

Игра «Скажи наоборот» (подбираем антонимы)

Игра «Придумай предложение с заданным словом»

Словесные игры

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал. Игрушечный мишка. Воспитатель:

- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо.

Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

«Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит».

Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит) . Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок) . Заменим слово «мёд» другим.

Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок) . А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться) .

Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

«Дополни предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

«Кто больше заметит небылиц?»

Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл) .

Подвижная игра «Живая стрелочка»

В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Рядом с ним корзинка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот подходит и достает из корзинки ведущего картинку, выполняет заданием : Составляет предложение с данным словом, выделяет первый звук в слове, определяет какой это звук и.т.д.

Главное, подбирая игры, проявлять творчество, варьировать их проведение для поддержания детского интереса.

По теме:

Материал nsportal.ru

Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования» - Документ

Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

Разработал и проводил старший воспитатель Трусова Э. А.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;

  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

  • Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта;

  • развития децентрации (умения менять точку отсчета) ;

  • развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;

  • составление рассказов по картине и серии картин;

  • описательный рассказ;

  • творческий рассказ.

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.) .

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные картинки;

  • геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

ПЕРЕСКАЗ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  • усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

  • формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование) ;

  • передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,

и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки.

На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры) . Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

  • определение взаимосвязи между ними;

  • объединение фрагментов в единый сюжет.

Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко.

Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики.

А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко вокруг-а вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;

  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.

А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе.

Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

Аналогично проходит работа по другим картинкам. «Оживлялки» легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета.

Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию;

Подробней на сайте gigabaza.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи младших дошкольников

    Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Раскрытие...

  • Развитие речи для дошкольников 6 7 лет

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...

  • Развитие речи у дошкольников с зпр

    Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнем...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Презентация развитие связной речи у дошкольников

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Дидактические игры для развития связной речи дошкольников

    Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольник...

  • Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

    Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Ма...

  • Метод наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Задачи развития связной речи дошкольников

    Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников на разных возрастных этапах»...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Особенности развития связной речи дошкольников

    Консультация для воспитателей. «Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников». МБДОУ № 30 ст. Воздвиженская Курганинского района Краснодарского края Учит...

  • Игры на развитие связной речи у дошкольников

    Лексические и грамматические игры и упражнения по развитию связной речи дошкольников Лексические и грамматические игры и упражнения «Скажи какой» Цель: учить выделять и называть признаки предмета...

  • Книги по развитию речи дошкольников

    Грамматические игры по развитию речи дошкольников Автор: adminДата: 2013-08-25 Игра «»А что у вас? Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного п...

  • Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная д...