Литература для дошкольников

Конспект родительского собрания в ДОО. Тема: «Художественная литература для дошкольников»

Цель: содействовать воспитанию любви к детской художественной литературе у дошкольников и их родителей, стимулировать самообразование родителей по данному вопросу.

Участники: воспитатель, родители воспитанников старшей группы.

Эпиграф: «Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка! »

А. Токмаков

Подготовительный этапЗа несколько дней до встречи пригласить родителей принять участие в беседе, сформулировав её тему.

«Приглашаем вас, уважаемые родители (указывается время, на беседу о художественной литературе для дошкольников.

Знание и учёт возрастных особенностей дошкольников при ознакомлении с художественной литературой помогут вам лучше понять и почувствовать своего ребёнка».

Организационный этапПри подготовке к данному мероприятию были выпущены буклеты для родителей, подготовлена презентация «Художественная литература для дошкольников», подобраны художественные произведения для практической работы.

План проведения1. Вступительное слово ведущего.

2. Практическая часть:

а) Исполнительское творчество родителей.

б) Использование моделирования при ознакомлении с художественной литературой.

в) Использование мнемотехники при разучивании стихотворения.

г) Викторина.

д) Составление рассказа по картине.

3. Итог. Буклеты для родителей.

Ход мероприятия1. Вступительное слово ведущего.

Добрый вечер, уважаемые родители.

Сегодня мы собрались, чтобы вновь поговорить о наших детях.

Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нём чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии. Мы уже немало говорили о развитии речи детей дошкольного возраста. Сегодня остановимся на таком большом аспекте как художественная литература. В образовательной программе для дошкольников художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Я хочу рассмотреть вместе с вами, что и как надо делать, чтобы привить нашим детям интерес к художественной литературе.

2. Практическая часть.

Ведущий предлагает вниманию родителей презентацию «Художественная литература для дошкольников».

а) Исполнительское творчество родителей:

- родители читают потешки «Умница, Катенька», «Наши уточки с утра» по ролям (в таких потешках дети улавливают гуманное отношение ко всему живому. Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение) .

- родители читают сказку «Лисичка со скалочкой» по ролям (привлечь внимание интонацией, эмоциональностью) ;

- драматизация сказки «Теремок на новый лад».

б) Использование моделирования при ознакомлении с художественной литературой.

Слово ведущего: «Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств».

Примеры моделирования

Моделирование сказки «Репка» в 1-ой младшей группе.

Моделирование стихотворения «Маша обедает» во 2-ой младшей группе.

Моделирование сказки «Лиса и волк» в старшей группе

в) Использование мнемотехники при разучивании стихотворения.

Опорные схемы к стихотворению «Снег идет» М. Познанской

М. Познанская

«Снег идет»

Тихо-тихо снег идет.

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К нам дорожку проведем.

Выйдет мама на порог

Спросит: «Кто бы это мог,

Провести дорожку к нашему порожку? »

г) Викторина.

«Соедини героев книг с их авторами»

Дюймовочка Р. Киплинг

Печкин Ершов

Чиполлино А. Пушкин

Муха-цокотуха А. Толстой

Красная шапочка Н. Носов

Незнайка Ш. Перро

Буратино Д. Родари

Царь Салтан Э. Успенский

Конёк-Горбунок Г. Андерсен

Маугли К. Чуковский

Карлсон А. Линдгрен

д) Составление рассказа по картине.

Родители совместно составляют рассказ по картине. Обсуждение.

3. Итог.

Заключительное слово ведущего.

Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный.

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Роль книги в жизни человека огромна.

Вопрос к родителям: «Что вы для себя взяли интересного? »

Ведущий предлагает родителям буклет, в котором рассматриваются такие вопросы, как:

- как обсуждать с ребёнком прочитанное произведение;

- как заучивать стихотворение с детьми;

- как научить ребёнка беречь книги.

Решение:

1. Учитывая важную роль родителей в привитии детям любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

Ишмуратова Н. А., воспитатель

www.maam.ru

Ой!

Отправить

Почему так случилось?

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов, например, антивирусной утилитой CureIt от «Dr.Web».

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Если автоматические запросы действительно поступают с вашего компьютера, и вы об этом знаете (например, вам по роду деятельности необходимо отправлять Яндексу подобные запросы) , рекомендуем воспользоваться специально разработанным для этих целей сервисом API Яндекс. Маркета.

Неверно, попробуйте ещё раз.

Материал с сайта market.yandex.ru

Ой!

Отправить

Почему так случилось?

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов, например, антивирусной утилитой CureIt от «Dr.Web».

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Если автоматические запросы действительно поступают с вашего компьютера, и вы об этом знаете (например, вам по роду деятельности необходимо отправлять Яндексу подобные запросы) , рекомендуем воспользоваться специально разработанным для этих целей сервисом API Яндекс. Маркета.

Неверно, попробуйте ещё раз.

Источник market.yandex.ru

Литература для дошкольников. - Книги, которые следует прочитать - Страна Мам

Предлагаем всем вместе составить списки лучших произведений для детей.

Убедительная просьба! ПОЖАЛУЙСТА, оставляйте свои комментарии в таком виде: 1. Автор 3. Краткая аннотация 4. Собственные впечатления от книги 5. Укажите для какого возраста подойдёт эта книга и для девочек или мальчиков (может быть для тех и других)

Будьте внимательны! В этом посте предлагаем только книги ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ!

Как пример, приведу свою любимую книгу детства:

1. Борисова Екатерина Борисовна

2. "Счастливый конец"

3. "Героиня нашей истории, девочка по прозвищу Веснушка, поведёт вас за собой в книжку волшебных сказок, у которых похищены счастливые концы, и вы будете искать их вместе с Веснушкой. Вам самим без подсказок придётся догадаться, кто друг, а кто враг, кто честен, а кто норовит вас одурачить, от кого ждать помощи, совета, каверзы или подвоха.

Вам приветливо улыбнётся миловидная Людоедиха, Волшебница позволит заглянуть одним глазком в удивительное Зеркало случайностей и недоразумений, вы забредёте в дом без номера, что стоит в «Тупике Четырёх Мокриц», где живёт Скука, заглянете на чердак, туда, где томится в заточении учёный кот Фунт, узнаете историю циркового артиста — пуделя по имени Прыжок, и на ваших глазах игрушечный Трубочист превратится из игрушки в человека. Найдутся ли счастливые концы сказок? Вы узнаете это, когда дочитаете книжку до слова, написанного самыми крупными буквами: «КОНЕЦ».

4. Волшебная сказка! Очень нравится как развивается сюжет и по ходу повествования девочка Веснушка встречает героев разных сказок.

Даже будучи взрослой, перечитывала несколько раз, конечно уже не за несколько дней, а за один вечер и зная сюжет, всё равно переживала вместе с Веснушкой и её друзьями все приключения. Впечатления детства самые сильные, иллюстрации Г. А. В. Траугот до сих пор меня завораживают. Была приятно удивлена, что эту книжку переиздали в 2012 году. Для меня эта сказка всегда была, есть и будет любимой. (Если кому-то будет интересно, можно почитать отзывы об этой книге - http://www.oldtale.com/shop/childbook/happyend/, посмотреть иллюстрации - http://shaltay0boltay.livejournal.com/185863.html/, а здесь можно с удовольствием послушать по этой сказке спектакль - http://www.staroeradio.ru/audio/12819)

5. Лет для 5, больше, наверное, понравится девочкам.

СПАСИБО ВСЕМ, кто откликнется! НАШ СПИСОК КНИГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(будет по возможности дополняться) Барри Джеймс "Питер Пэн" (от 5 до 7, девочкам и мальчикам) Борисова Е. Б. "Счастливый конец" (5 лет, больше для девочек) Гурина Ирина "Азбука-сказка" (от 3 лет, девочкам и мальчикам) "Цифры и счет" (от 3 лет, девочкам и мальчикам) Дональдсон Джулия "Груффало" (от 2 до 5, девочкам и мальчикам) "Дочурка Груффало" (от 2 до 5, девочкам и мальчикам) Емец Дмитрий "Приключения домовят" (от 5 лет, девочкам и мальчикам) Женевева Юрье, Лоик Жуанинго "Веселый карнавал" (от 2 до 5, девочкам и мальчикам) "Ура, летим!" (от 2 до 5, девочкам и мальчикам) "Урок рисования" (от 2 до 5, девочкам и мальчикам) Линдгрен Астрид "Пеппи Длинныйчулок" (от 6 лет, девочкам и мальчикам) "Три повести о малыше и Карлсоне" (от 6 лет, девочкам и мальчикам) "Приключения Эмиля из Леннеберги" (от 6 лет, девочкам и мальчикам) Усачёв Андрей "Жили-были ежики" (от 3 лет, девочкам и мальчикам) Янссон Туве Марика "Все о Муми - Троллях" (от 5 лет, девочкам и мальчикам)

P.S. Возраст детей указан ориентировочно!

Материал www.StranaMam.ru

Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу

Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества, развивает

пытливость и любознательность…

В. А. Сухамлинский

Значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков.

Таким образом, ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую можно организовать и провести методически правильно именно в условиях детского сада.

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться.

Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых.Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т.д.) , широко используются потешки например:

Ой, лады, лады, лады,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся. (см.приложение 1)

стихи например как А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р.н.с «Репка» - трудовой коллективизм.

Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения и др.

Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи Б. Заходера:

«Шофер» «Сапожник»

Качу, лечу во весь опор.Мастер, мастер,

Я сам - шофер. И сам - мотор.Помоги – прохудились сапоги.

Нажимаю на педаль -Забивай покрепче

И машина мчится вдаль!Гвозди - мы пойдем сегодня

В гости!

А. Кардашо-вой «Наш доктор», К. Чуковский «Айболит» (в отрывках) и др. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают.

Также педагог может рассказать о враче детского сада. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах.

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель) .

Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей» - маляр, каменщик и т.д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости.

Однако рассказ о профессиях становится педагогически значимым тогда, когда, объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, через художественную литературу он знакомит детей с человеком определенной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.

Широко использовали произведения, рекомендованные программой М. А. Васильевой: Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходер «Портниха», «Строители». Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака- пожарника Кузьмы ("Пожар") , почтальона ("Почта") , С Михалкова- дяди Степы-милиционера и др. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что "работа всякого нужна одинаково" и что "чего один не сделает – сделаем вместе".

С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел») .

Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых.

Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.

Рекомендуются рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. с большим интересом воспринимаются детьми.

Эти рассказы посвящены одной теме — самоотверженному труду советских людей. Человек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях.

Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.

Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе».

Ступая в ногу со временем с детьми 5-7 лет, воспитатель знакомит и с современными профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер», и др. В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок. Например, «фотограф» стих А. Барто «У фотографа», загадкаНаведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помним вас. (см.приложение2)

У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Рассматривая труд как моральный и воспитательный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал - душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы, труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - говорят даргинцы.

И в воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговоркии пословицыо трудев той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о трудедля детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.

Пословицы о трудедемонстрируют ребенку, что труд может спасти любого человека, ведь, без работы человек может остаться без куска хлеба.

При этом, русские поговорки и пословицы о трудеобращают внимание ребят на то, что недостаточно бездумно делать свою работу, необходимо ее любить. Любимая работа – всегда лучше, чем нелюбимая, надоевшая, которую не зря в народе называют – рутиной.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.(см.приложение 3)

Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Список используемой литературы

1."Воспитание дошкольника в труде". Под ред. В. Г. Нечаевой Изд-во «Просвещение», М., 1974

2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой,2005

3. Виноградова А. М. , Козлова С. А. Учебно-методические материалы « Дошкольное образование», 1987

4.«Собрание русских пословиц и поговорок о труде»Изд-во: "Нестор-История" (2011)

приложение 1

Чистая водичка моет Вове личико. Танечке – ладоши, пальчики – Антоше.

Источник nsportal.ru

Рекомендуемая литература для дошкольников

Литература для дошкольников

Рекомендации для различных возрастных групп дошкольников

Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые.

Воспринимать устный рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение, намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации и вспомогательные игровые занятия, описанные выше.

Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые.

Воспринимать устный рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение, намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации и вспомогательные игровые занятия, описанные выше.

Четко определить возрастные границы различных уровней восприятия литературных произведений у дошкольников довольно трудно. Одни дети более развиты в этом смысле, другие менее.

Кто-то в 3 года еще не способен воспринимать что-либо сложнее «Теремка», а кому-то уже по силам сказки Г.-Х. Андерсена. Однако для каждой возрастной группы дошкольников необходимо определить примерный круг чтения.

Существуют рекомендательные списки литературы для разных возрастов.

От 1 года до 2 (2,5) лет

Для детей этого возраста оптимально подойдут «потешки», пальчиковые игры («Сорока-ворона кашу варила») , стихотворения из одного-трех четверостиший, коротенькие сказки и истории, рассказанные простыми предложениями. В них могут содержаться звукоподражания, повторы.

Для понимания этих произведений достаточно небольшого словарного запаса (пример — сказка В. Г. Сутеева «Цыпленок и утенок») . Обычно малыши любят слушать одну и ту же сказку или стишок несколько раз и непроизвольно выучивают их наизусть. Пусть они рассказывают сами, поощряйте это полезное занятие.

Для детей этой возрастной группы необходимы сказки со счастливым концом. У ребенка должно возникнуть ощущение стабильности, надежности мира. Поэтому выбирайте варианты сказок со счастливым финалом.

Список рекомендуемой литературы

  • 1. А. Барто «Игрушки» и другие короткие стихотворения
  • 2. В. Бианки «Лис и мышонок»
  • 3. В. Данько «С утра до вечера» (стихи для малышей)
  • 4. Л. Дерягина «Баюшки-баю», «Игры, чистоговорки, песенки, потешки»
  • 5. О. Жукова «Детские песенки и потешки»
  • 6. Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка»,«Курочка Ряба», «Теремок» и др.)
  • 7. В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и другие сказки для малышей
  • 8. К. Д. Ушинский «Любимые сказки малышей»
  • 9. К. Чуковский «Цыпленок»

От 2,5 до 4-х лет

В этом возрасте следует продолжать знакомство с произведениями В. Сутеева, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, с народными сказками, постепенно расширяя круг чтения, включая в него все новые произведения отечественной и зарубежной литературы для детей. Сказки и истории должны становиться длиннее, содержать больше персонажей и событий.

Но по-прежнему важно, чтобы все истории заканчивались хорошо и не содержали слишком страшных событий. Чтение сказок, подобных «Красной Шапочке», где кто-то кого-то съедает или где действуют страшные ведьмы и чудовища, лучше отложить до старшего дошкольного или младшего школьного возраста.

Если ребенок любит книжки, и вы ему много читаете, можно переходить к более крупным произведениям и в 4 года. Для этого оптимально подойдут рассказы В. Осеевой, повести А. Линдгрен о Малыше и Карлсоне, об Эмиле из Леннеберги, о Пеппи Длинный чулок; повести Т. Янссон о муми-троллях; забавные сказки Т. Александровой о домовенке Кузе, А. А. Милна о Винни-Пухе и многие другие.

Список рекомендуемой литературы

  • 1. А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»
  • 2. В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поет?» и др.
  • 3. Д. Биссет «Забытый день рождения», «Все кувырком», «Путешествие дядюшки Тик-Така»
  • 4. Э. М. Блайтон «Знаменитый утенок Тим»
  • 5. Е. Железнова «Волшебная черепашка»
  • 6. Б. Заходер «Хрюк на елке», «О чем индюк думал», «Кит и кот»
  • 7. М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребенок»
  • 8. В. Кротов «Червячок Игнатий и его друзья»
  • 9. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Про Комара Комаровича», «Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»
  • 10. С. Маршак «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Урок вежливости», «Про все на свете» и другие стихотворения и переводы
  • 11. И. С. Михалков «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе», «А что у вас?», «Песенка друзей», «Фома», «Рисунок», «Мой щенок» и др.
  • 12. Э. Мошковская «Зоопарк» и др.
  • 13. Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
  • 14. О. Онисимова «Самое прекрасное на свете»
  • 15. В. Осеева «Волшебное слово»
  • 16. М. Пляцковский «Солнышко на память», «Дневник кузнечика Кузи»
  • 17. А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти», «Веселый Новый год»
  • 18. «Приключения Пифа» в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера
  • 19. И. Румянцева, И. Баллод «Про маленького поросенка Плюха»
  • 20. Н. Сладкое «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна» и другие рассказы
  • 21. Л. Толстой «Три медведя», «Филипок», «Лев и собачка», «Сказки», «Басни»
  • 22. А. Усачев «Жили-были ежики»
  • 23. Ф. Хитрук «Топтыжка», «Каникулы Бонифация»
  • 24. К. Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Путаница»

От 5 до 7 лет

Книг для детей старшего дошкольного возраста великое множество. Это рассказы и повести о животных, волшебные сказки и повести, веселые и забавные приключения, поучительные истории, басни и притчи, а также многочисленные стихотворения и сказки в стихах.

Но в большинстве своем это произведения для детей, которые уже приучены слушать и читать книжки. «Телевизионно-компьютерные» дети обычно не могут воспринимать длинные истории, они не в состоянии сосредоточиться на тексте. Не видя перед собой «движущихся картинок», они испытывают трудности в том, чтобы представить себе происходящее в книге, им не хватает воображения. Таким ребятам будет сложно справляться со школьной программой.

Даже для старших дошкольников, привычных к чтению, лучше брать яркие, красочные издания с качественными иллюстрациями.

Приложение к журналу «Дошкольная педагогика» «Информационно-деловое оснащение ДОУ». Автор-составитель Дерягина Л. Б.

Читать далее estet-ufa.ru

Литература для дошкольников

Рекомендации для различных возрастных групп дошкольников

Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые.

Воспринимать устный рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение, намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации и вспомогательные игровые занятия, описанные выше.

Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые.

Воспринимать устный рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение, намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации и вспомогательные игровые занятия, описанные выше.

Четко определить возрастные границы различных уровней восприятия литературных произведений у дошкольников довольно трудно. Одни дети более развиты в этом смысле, другие менее.

Кто-то в 3 года еще не способен воспринимать что-либо сложнее «Теремка», а кому-то уже по силам сказки Г.-Х. Андерсена. Однако для каждой возрастной группы дошкольников необходимо определить примерный круг чтения.

Существуют рекомендательные списки литературы для разных возрастов.

От 1 года до 2 (2,5) лет

Для детей этого возраста оптимально подойдут «потешки», пальчиковые игры («Сорока-ворона кашу варила») , стихотворения из одного-трех четверостиший, коротенькие сказки и истории, рассказанные простыми предложениями. В них могут содержаться звукоподражания, повторы.

Для понимания этих произведений достаточно небольшого словарного запаса (пример — сказка В. Г. Сутеева «Цыпленок и утенок») . Обычно малыши любят слушать одну и ту же сказку или стишок несколько раз и непроизвольно выучивают их наизусть. Пусть они рассказывают сами, поощряйте это полезное занятие.

Для детей этой возрастной группы необходимы сказки со счастливым концом. У ребенка должно возникнуть ощущение стабильности, надежности мира. Поэтому выбирайте варианты сказок со счастливым финалом.

Список рекомендуемой литературы

  • 1. А. Барто «Игрушки» и другие короткие стихотворения
  • 2. В. Бианки «Лис и мышонок»
  • 3. В. Данько «С утра до вечера» (стихи для малышей)
  • 4. Л. Дерягина «Баюшки-баю», «Игры, чистоговорки, песенки, потешки»
  • 5. О. Жукова «Детские песенки и потешки»
  • 6. Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка»,«Курочка Ряба», «Теремок» и др.)
  • 7. В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и другие сказки для малышей
  • 8. К. Д. Ушинский «Любимые сказки малышей»
  • 9. К. Чуковский «Цыпленок»

От 2,5 до 4-х лет

В этом возрасте следует продолжать знакомство с произведениями В. Сутеева, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, с народными сказками, постепенно расширяя круг чтения, включая в него все новые произведения отечественной и зарубежной литературы для детей. Сказки и истории должны становиться длиннее, содержать больше персонажей и событий.

Но по-прежнему важно, чтобы все истории заканчивались хорошо и не содержали слишком страшных событий. Чтение сказок, подобных «Красной Шапочке», где кто-то кого-то съедает или где действуют страшные ведьмы и чудовища, лучше отложить до старшего дошкольного или младшего школьного возраста.

Если ребенок любит книжки, и вы ему много читаете, можно переходить к более крупным произведениям и в 4 года. Для этого оптимально подойдут рассказы В. Осеевой, повести А. Линдгрен о Малыше и Карлсоне, об Эмиле из Леннеберги, о Пеппи Длинный чулок; повести Т. Янссон о муми-троллях; забавные сказки Т. Александровой о домовенке Кузе, А. А. Милна о Винни-Пухе и многие другие.

Список рекомендуемой литературы

  • 1. А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»
  • 2. В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поет?» и др.
  • 3. Д. Биссет «Забытый день рождения», «Все кувырком», «Путешествие дядюшки Тик-Така»
  • 4. Э. М. Блайтон «Знаменитый утенок Тим»
  • 5. Е. Железнова «Волшебная черепашка»
  • 6. Б. Заходер «Хрюк на елке», «О чем индюк думал», «Кит и кот»
  • 7. М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребенок»
  • 8. В. Кротов «Червячок Игнатий и его друзья»
  • 9. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Про Комара Комаровича», «Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»
  • 10. С. Маршак «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Урок вежливости», «Про все на свете» и другие стихотворения и переводы
  • 11. И. С. Михалков «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе», «А что у вас?», «Песенка друзей», «Фома», «Рисунок», «Мой щенок» и др.
  • 12. Э. Мошковская «Зоопарк» и др.
  • 13. Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
  • 14. О. Онисимова «Самое прекрасное на свете»
  • 15. В. Осеева «Волшебное слово»
  • 16. М. Пляцковский «Солнышко на память», «Дневник кузнечика Кузи»
  • 17. А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти», «Веселый Новый год»
  • 18. «Приключения Пифа» в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера
  • 19. И. Румянцева, И. Баллод «Про маленького поросенка Плюха»
  • 20. Н. Сладкое «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна» и другие рассказы
  • 21. Л. Толстой «Три медведя», «Филипок», «Лев и собачка», «Сказки», «Басни»
  • 22. А. Усачев «Жили-были ежики»
  • 23. Ф. Хитрук «Топтыжка», «Каникулы Бонифация»
  • 24. К. Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Путаница»

От 5 до 7 лет

Книг для детей старшего дошкольного возраста великое множество. Это рассказы и повести о животных, волшебные сказки и повести, веселые и забавные приключения, поучительные истории, басни и притчи, а также многочисленные стихотворения и сказки в стихах.

Но в большинстве своем это произведения для детей, которые уже приучены слушать и читать книжки. «Телевизионно-компьютерные» дети обычно не могут воспринимать длинные истории, они не в состоянии сосредоточиться на тексте. Не видя перед собой «движущихся картинок», они испытывают трудности в том, чтобы представить себе происходящее в книге, им не хватает воображения. Таким ребятам будет сложно справляться со школьной программой.

Даже для старших дошкольников, привычных к чтению, лучше брать яркие, красочные издания с качественными иллюстрациями.

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

    Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой «Литературе так же ну...

  • Развитие речи дошкольников через художественную литературу

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы) Познавательное развитие детей через художественную литературу. Воспитание подрастающего чело...

  • Сказкотерапия для дошкольников

    Сказкотерапия в работе с дошкольниками Сказкотерапия для дошкольников-современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций...

  • Ознакомление дошкольников с художественной литературой

    Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи "Влияние художественной литературы на развитие речи детей" Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет...

  • Рекомендации по развитию дошкольников для родителей

    Развитие мышления дошкольников (рекомендации родителям) Выпускаясь из детского сада дети, как правило умеют читать, считать, а некоторые даже писать. Но придя в первый класс обнаруживается, что з...

  • Презентация по сказкам для дошкольников

    Презентация «Путешествие по сказкам» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одну презентацию, "Путешествие по сказкам". Дети очень любят отгадывать загадки, а красочные отгадки вызывают у...

  • Сказкотерапия для дошкольников сказки

    Сказкотерапия в работе с дошкольниками Сказкотерапия для дошкольников-современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций...

  • Народы мира для дошкольников

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов мира» Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Игры народов мира» Задачи. Вызвать интерес к людям разн...

  • Толерантность для дошкольников

    Инновационный проект «Толерантность — дорога к миру» СЛАЙД № 1 Пономаренко Т. И. Старший воспитатель МАДОУ №31 Представляю инновационный проект «Толерантность – дорога к миру» СЛАЙД №2 « Толерант...

  • Игрушки для дошкольников

    Игрушка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Моя игрушка» Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения...

  • Зож для дошкольников

    Презентация «Здоровый образ жизни» 1слайд Предоставляю вашему вниманию презентацию на тему «Здоровый образ жизни». 2 слайд Период дошкольного детства – это на самом деле быстро заканчивающийся пр...

  • Рекомендации для родителей дошкольников

    Рекомендации родителям по комплексной безопасности дошкольников Рекомендации родителям младших дошкольников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма • Ваш ребенок должен играть...

  • Компьютерные игры для дошкольников

    Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительн...

  • Пословицы для дошкольников

    Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богат...