Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством

логико - математических игр».

Воспитатель Агамагомедова Назира Кунагбековна.

Железнодорожный 2014г.

Здравствуйте. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается презентация воспитателя детского сада № 11 Агамагомедовой Назиры Кунакбековны на тему «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством

логико - математических игр»

1 слайд. Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.

2 слайд. АКТУАЛЬНОСТЬ

Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.

3 слайд. Цели

Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.

Способствовать развитию познавательной активности детей.

4 слайд. Задачи

развивать творческие и интеллектуальные способности детей;

развивать воображение детей;

развивать логическое мышление детей;

повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений;

развивать умственные способности детей через логико-математические игры.

5 слайд. Задачи проекта

В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;

также развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

6 слайд. Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.

7 слайд. Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них какого-то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

8 слайд. В своей работе пользуюсь разнообразными формами и приемами

• непосредственно образовательная деятельность;

• игровая деятельность;

• самостоятельная деятельность детей;

• рассматривание;

• чтение художественной литературы.

9 слайд. Средства, развивающие логическое мышление

Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.

Загадки. Задачи – шутки.

Игры-головоломки.

Игры с счетными палочками.

Разгадывание ребусов.

10 слайд. Важное условие для полноценного развития детей - очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта, мобильна, ориентирована на зону ближайшего развития ребёнка.

11 слайд. В своей работе использую игры на развитие интеллектуальных способностей различных авторов. Данные игры развивают способность анализировать сходство и различие предметов, которое совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление». Это интеллектуальная игра вида: «Одинаковое, разное у двух (трёх) ». При выполнении заданий этого вида совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение

12 слайд. Очень любимы детьми логические упражнения, которые развивают наблюдательность и внимание, такие как: “Что нарисовано? ”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему? ”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять … ”. Она учит классифицировать и обобщать.

… Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

* Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)

* Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)

* На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)

Весёлые задачи в стихах,

ЗАГАДКИ – ШУТКИ

ЗАГАДКИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

СЛОВЕСНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

13 слайд. Также дети любят игру сложи квадрат. выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.

14 слайд. Игры Кюизенера Цель игры:

• Развивать у детей представление о числе;

• Научить их измерению с помощью мерки;

• Развивать комбинаторные способности;

• Познакомить с ориентированием;

• Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.

15 слайд. Также использую игры с блоками Дьенеша, доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике, развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение. Логические блоки применяю: а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов) ;

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки») ;

16 слайд. Особо полюбившаяся игра это шашки, которая поможет в будущем способы решения в сложных ситуациях, стимул к победе, спортивный дух.

17 слайд. Все мы знаем, как детям нравятся герои различных мультфильмов, как им интересна игра в домино герои мультфильмов, которая развивает внимание и логические способности, учит находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки.

18 слайд. Очень важна индивидуальная работа по логическим схемам

19 слайд. Я посчитала целесообразным внедрить в образовательный процесс работу в тетрадях на печатной основе " Я решаю логические задачи" автор Е. В. Колесникова. Работу веду как отдельное занятие в игровой форме. В гости к детям приходят разные сказочные герои и дети помогают им выполнить задание, учат, как нужно выполнить, исправляют ошибки допущенные героями в выполнении заданий.

20 слайд. Также в работе с детьми, использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж». В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:

• Научить работать коллективно;

• Придерживаться определенных правил;

• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;

• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

21 слайд. Одним из факторов, способствующим лучшему развитию логического мышления, является большая помощь родителей. На родительском собрании объяснила, что развитие логического мышления поможет детям в дальнейшем обучении в школе как на занятиях по математике, так и, возможно, в будущей жизни.

Далее я познакомила с занимательным материалом, подчеркивая его игровой характер, перечислила все виды занимательных игр, упражнений, доступных детям дошкольного возраста.

В уголок для родителей я поместила информацию о значении занимательных игр, приемах руководства ими, дала описание способов их изготовления.

Результат работы с родительской общественностью – налицо! Я постоянно ощущаю их помощь и поддержку в развитии и воспитании детей моей группы.

Проводя работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что эта необходимая работа, что это интересная работа, как для меня, так и для детей, что самое главное.

22 слайд. Заключение Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Логико-математическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер.

Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка

23 слайд. Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

24 слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Прикреплённые файлы:

moja-prezentacija_o0uia.pptx | 3293,91 Кб | Скачан: 328
www.maam.ru

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №8 «Огонёк»

«Развитие логического мышления у детей

старшего дошкольного возраста»

Воспитатели: Измоденова О. Н.

Жарикова Н. Б.

пгт. Лучегорск

2014г.

«Развитие логического мышления у детей

старшего дошкольного возраста»

«Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того, чтобы он видел, что неразумно живет».

Эльдар Нуриев.

Логика (др. -греч. — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в видерассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщённых знаний, овладение умственной деятельностью и применение их в различных условиях – это сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребёнка.

Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрёл много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающее одним словом, привык мыслить.

Что же такое мышление? Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решать. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Её итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. У детей старшего дошкольного возраста освоение языка и особенности грамматического строя дают возможность детям свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Мысль ребёнка напряжённо работает над решением поставленного вопроса, хотя ответ может быть и ошибочным. Накопленный опыт повышает возможности понимания ребёнком содержания различной сложности, что является одним из показателей развития логического мышления. О понимании можно говорить тогда, когда ребёнку удалось во- первых установить связи между частями воспринимаемого целого и во – вторых между новым предметом и уже имеющимися у него знаниями. Когда мы читаем книги, дети охотно слушают небольшие и понятные рассказы. Они с удовольствием рассматривают картинки, которые, которые помогают им понять текст, слушают стихотворения, которые тоже ведут к пониманию картинки.

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Из своего опыта я убедилась, что запоздалое формирование этих структур протекают с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно задаём вопросы, поясняем отдельные слова, образные выражения, изображённые предметы. Вопрос – это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребёнка с другими детьми вопрос побуждает к логическому мышлению. Для развития логического мышления ставили такие задачи:

Обучение детей операциям:

-анализ - синтез

-сравнения

-использование частицы отрицания «не»

-классификация

-упорядоченность действий

-ориентировка в пространстве

Развитие у детей:

-речи (умение рассуждать, доказывать)

-произвольности внимания

- познавательных процессов

-творческого воображения

Воспитание:

-коммуникативных навыков

- стремление к преодолению трудностей

-уверенность в себе

-желание во время прийти на помощь сверстникам

Средством достижения задачи выбирали игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения:

Предметные:

- дидактические и настольно – печатные – на нахождение размера, формы, на классификацию предметов и др.

Роль игры:

-научить ребёнка выполнять поставленную задачу, действовать по правилам, стремиться к результатам, играть самостоятельно или со сверстниками. Уметь объяснять правила, замечать допущенные ошибки и исправлять их.

Игры на развитие пространственного воображения:

-игры со строительным материалом – дети учатся действовать по схемам - чертежу.

Счётные палочки – игры с ними развивают не только движения рук и пространственное воображение, но и творческое воображение:

-выложить, сосчитать количество палочек в каждой фигуре, самому придумать и сложить фигуру и др. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, потешек, считалок, подходящих по тематике.

Конструкторы

Словесные игры:

-загадки, игры на развитие воображения. Используем широкую тематику: о домашних и диких животных, одежде, питании и т. д.

Пальчиковые игры – эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев.

В нашей группе:

• Составлен перспективный план по решению математических задач, в котором было учтено: во-первых, все имеющиеся знания, во-вторых, чтобы новое преподносилось только тогда, когда хорошо усвоен предыдущий материал, в-третьих, - каждый последующий материал частично усложнялся, видоизменялся.

• Разработан перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук.

• Сделано наглядно – дидактическое пособие «У нас в школе».

• Используются словесные игры «Добавь букву», «Цепочка» (с, л, м, - вставь букву между ними, «Бросаемся слогами».

• Работаем по книге «Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша» (Задачи, задания по разделам: классификация, сравнение, закономерности, рассуждения, пространственное мышление, решение логических задач, развитие психических процессов: внимание, запоминание, творческое мышление; логика в грамматике, логика в математике).

• Подборка книг «Завтра в школу» - (Запомни и повтори, тренируем память, найди отличия.)

• Имеется книга «Решение логических задач», Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» (тетрадь для детей 5-7 лет) в которой представлена система игровых заданий, предусматривающая формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям: умение работать по образцу, понимать учебную задачу и решать её самостоятельно. Задания в данной тетради составлены таким образом, что побуждают ребёнка к самостоятельной активной мыслительной деятельности, учат сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения.

• Книга Т. В. Игнатьева «500 вопросов для проверки готовности ребёнка к школе 1я и 2я части, «в которой развиваются кругозор, внимание, память, происходит увеличение словарного запаса, подготавливается рука к письму.

• Используются математические игры, задания на сравнение предметов, игры со словами, весёлые задачки.

Проводя работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, сделаем вывод, что эта необходимая работа, что это интересная работа, как для меня, так и для детей, что самое главное.

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал.

К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитее умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме.

www.maam.ru

Пути развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Чадаева В. Ю., воспитатель

МБДОУ комбинированного вида д. с. №110

г. Самара, ул. Нагорная, 33, тел. 951-14-18

Анализируя процесс мышления в дошкольном возрасте, многие авторы сходятся во мнении, что исходя, из специфичности и значимости данного этапа в жизни индивида мышление необходимо рассматривать в этот период во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника. Такой подход обусловлен рядом объективных причин.

Дошкольный возраст, по мнению психологов – это этап интенсивного развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Опираясь на материалы исследования Московского института мозга, ряд ученых сошлись во мнении, что наиболее сложные лобные области созревают окончательно к 6-7-летнему возрасту. В этих отделах мозга наблюдается бурное развитие ассоциативных зон, в которых формируются мозговые процессы, определяющие проявления сложнейших интеллектуальных действий, связанных с логическим мышлением. Значительная морфологическая перестройка мозговых структур шестилетнего ребенка сопровождается еще более существенными изменениями в активности головного мозга и отражается на его психических функциях.

По мнению Ж. Пиаже, можно различать две простейшие функции мысли: функцию объяснения и функцию включения, которые составляют скорее единство всей деятельности мысли, чем две замкнутые области.

Тенденция детской мысли состоит не только в том, чтобы во всем ставить на первый план намерение объяснить происходящее, но также и в том, чтобы отыскать основания всему. Отсюда ведет происхождение функция включения. Функция объяснения стремиться к предметам, функция включения стремиться к идеям или суждениям. Сначала же мысль ребенка одинаково удалена как от идей, так и от предметов – она занимает промежуточную позицию.

В своих работах З. Зак подчеркивал, что усложнение и развитие ранней формы мыслительной деятельности ведет к появлению у него образного мышления, интенсивно развивающего в период дошкольного детства. Простейшие его проявления присутствуют уже в раннем детстве, однако, задачи, решаемые малышом в плане представлений и образов, в большей степени примитивны. В период же дошкольного детства перед ребенком встает проблема разрешения задач, требующих установления зависимостей между несколькими свойствами и явлениями. Я. З. Неверович утверждал, что дальнейшее развитие образного мышления подводят ребенка к порогу логики. Однако роль эмоций в регуляции деятельности еще настолько существенна, что «эмоционально-образное мышление» надолго остается доминирующим в структуре интеллекта. Этой точки зрения придерживался и Л. С. Выготский, говоря о том, что единство аффекта и интеллекта не недостаток мышления, а его специфическая особенность, позволяющая решать широкий спектр задач, требующих высокого уровня обобщения, не прибегая к логической формализации. При этом сам процесс решения носит эмоционально окрашенный характер, что делает его для ребенка интересным и значимым.

Наглядно-действенное мышление является подготовительным, оно способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий, т. е. предваряет абстрактное, логическое мышление.

Кроме того, ребенок дошкольного возраста уверен, что «… все зависит от всего и что все можно объяснить всем». Такой характер мышления указывает на тяготение детей к доказательству, к обоснованию, к нахождению причин. Именно эта особенность мышления, по мнению Ж. Пиаже, является причиной появления огромного количества детских вопросов.

В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного, которая характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации может осуществляться ребенком только в плане представлений, без применения практических действий.

Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического. Преимуществом этой формы мышления является возможность отражать существенные связи и зависимости между предметами внешнего мира. Поведенческим отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития служит схематизм детского рисунка, умение ребенка использовать при решении задач схематическое изображение. Само по себе наглядно-схематическое мышление дает большие возможности в освоении внешней среды, являясь средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями. Вместе с тем она является основой для формирования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. При направленном развивающем обучении в старшем дошкольном возрасте уже происходит усвоение определенного типа мыслительных действий и понятий. Таким образом, 6-ти летний ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое. С учетом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию его умственный потенциал оказывается достаточно высоким. Вместе с тем, его возможности, особенно если их рассматривать в плане фиксированного развития логической формы мышления, усвоения системы понятий, не следует переоценивать. Следует отметить еще одну особенность мышления детей рассматриваемого периода. Дело в том, что огромное количество информации, которую ребенок не может понять на основе вербального общения с взрослыми, он легко усваивает тогда, когда эти знания даются ему в виде действий с моделями. Это подтверждается исследованиями, проведенными Е. Л. Яковлевой. Она отмечала, что объяснение приведенного факта состоит в том, что слово, как таковое, еще не используется ребенком в качестве самостоятельного средства мышления. Хотя у дошкольника и видны предпосылки для возникновения наглядно-образного мышления. Ведь нередко дети справляются со стоящими перед ними задачами, не умея объяснить словами свои действия.

Однако дети постепенно начинают использовать в процессе решения логические формы мышления – он усваивает простейшие понятия, учится рассуждать, делать выводы. З. А. Зак, подчеркивал, что в этом возрасте развитие образного мышления позволяет ребенку создавать представления, лежащие в основе абстрактных понятий. В этой связи он отмечает, что «… начиная устанавливать зависимость между объектами или явлениями, дошкольник постепенно приходит к способности осознавать ситуацию, требующего специального разрешения». Осознание ребенком непонятности воспринимаемого, создает потребность объяснения и понимания явления, создавая тем самым предпосылки развития у дошкольников новых форм мыслительной деятельности – он начинает использовать мышление для познания того, что выходит за пределы его собственной деятельности. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте связано в значительной степени с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к 6 годам в связи с усвоением новых способов умственных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения.

Существует точка зрения, что раннее развитие логического мышления может иметь отрицательные последствия, поскольку осуществляется в ущерб формированию высших форм образного мышления. Поэтому, ряд авторов считает, что старший дошкольный возраст следует рассматривать лишь как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития. Так З. А. Зак считает, что мышление, начиная развиваться в дошкольном возрасте, не может обеспечить все необходимые условия для усвоения детьми всевозможных знаний. Однако многие педагоги и психологи отмечают, что основной фундамент логики и базовых логических операций может быть сформирован именно в дошкольном возрасте. Есть основания полагать, что при создании определенных условий можно переориентировать сознание ребенка с конечного результата деятельности на способы ее осуществления и тем самым способствовать возникновению более сложных структур мыслительной деятельности. Предполагается, что именно 6-7 –летний возраст является сензитивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности. К концу дошкольного возраста у детей формируется ряд важнейших психических новообразований, существенно изменяющих структуру интеллектуальных процессов дошкольников и способствующих возникновению элементов логического мышления.

В этом возрасте любой ребенок свободно понимает и использует в собственной речи слова, выражающие понятия разной степени обобщенности. Но употребление этих слов не свидетельствуют о понимании отношений между родовыми и видовыми понятиями. Такие отношения, лежащие в основе логического мышления, как правило, без специально организованного обучения в дошкольном возрасте не усваиваются.

Одним из условий формирования логического мышления у дошкольников является учет особенностей психического развития детей данного возраста. Все психологические новообразования детей указанного периода отличаются незавершенностью. Это обусловливает особенности их обучения, которое должно сочетать в себе черты игры и направленного обучения, ориентируясь при этом на сложившиеся формы мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное развитие новообразований: знаково-символической функции, элементов логического мышления.

Интересной кажется позиция Н. П. Аникеевой по поводу путей формирования логического мышления. Проведя ряд экспериментов, автор доказывает, что рассматриваемый вид мышления может быть сформирован через менее абстрактный вид, через образное мышление. Применительно к дошкольному периоду, предлагаемая стратегия осуществима в наиболее полной мере в рамках игровой деятельности, так как, анализируя ситуацию, ребенок должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями.

Если необходимо введение игр или игровых приемов в занятия с детьми, нужно, лишь задать ребенку образ, правило, сопряженные роли или отдельные предметы, которые необходимо объединить единым сюжетом, - и занятие превратится в игру, так как мы создадим основу для развития игровой деятельности.

Важно отметить особенности во взаимосвязи игры и обучения, которые появляются к концу дошкольного возраста и имеют непреходящее значение в плане формирования высших форм мышления. Эти особенности касаются игры с правилами. Она непосредственно предшествует учебной деятельности. Кроме того, игры с правилами предполагают особый этап, в течение которого дети осваивают правила последующей игры. Другими словами, для успешной игры дошкольник на подготовительном этапе должен освоить ее способ. Этот этап очень важен для психического развития детей и их последующего совершенствования способов и форм мышления.

В старшем дошкольном возрасте помимо сюжетно-ролевой игры большое значение приобретают другие виды игр: подвижная и дидактическая. Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это – игры с правилами. Участвуя в дидактических играх, ребенок уже меньше увлекается процессуальной стороной деятельности и начинает руководствоваться учебными интересами, стремлением приобрести некоторые новые знания и умения.

Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как «Кто летает? », «Съедобное-несъедобное», «Загадки» - они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Определи предмет на ощупь», «Найди предмет, отличающий от других». В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как «Я знаю пять… ». Она учит классифицировать и обобщать.

Игра «Белый лист» направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.

Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения «Найди картинку с самым низким деревом», «Найди картинку с самым высоким мальчиком», «Покажи мяч средней величины» и прочие.

Игры «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру», развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: «Вычислительная машина», «Ход конем», «Игры с обручами», «Где, чей дом? ». Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.

Было выявлено, что умственное развитие дошкольников происходит и в качественном и в количественном смысле. Оно охватывает большое количество направлений и итогом является выход ребенка на новую ступень развития. Использование этого факта в процессе организации игровой деятельности позволяет через игру стимулировать становление психических процессов, выводя их на высшую ступень умственного развития (т. е. к логическому мышлению) .

Проанализировав все вышесказанное можно подчеркнуть, что дошкольный возраст – это этап интенсивного психического развития, охватывающий все сферы, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных мыслительных операций.

Развитие мышления дошкольника происходит поэтапно: от наглядно-действенного к наглядно-образному, а от него через наглядно-схематическое к логическому мышлению.

Всю совокупность методик по формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста подразделяют на две группы: методики, формирующие логическое мышление в дошкольном возрасте при посещении детского сада. И методики интеллектуального тренинга, которые способствуют комплексному развитию мышления, в том числе и логического, у детей старшего дошкольного возраста, повышают уровень их готовности к обучению в начальной школе.

Предлагаемые стратегии осуществимы в наиболее полной мере в рамках игровой деятельности, так как в ней складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя игровую ситуацию, дошкольник должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями.

Особое место в процессе формирования логического мышления отводится математике. Это обосновано тем, что ни одна другая наука не дает возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а, затем, и к логическому мышлению. Кроме того, математические знания предполагают изучение в чистом виде процессов анализа и синтеза через классификацию, группирование, сравнение.

Исходя из выше сказанного, в дошкольном возрасте предпосылки формирования логического мышления и сама основа этого мышления обусловлена и формируется посредством всех психических процессов. И актуализируется в наиболее полной мере в игровой деятельности в процессе усвоения математических знаний.

Список литературы:

1. Аникеева Н. П. Виды деятельности в процессе становления мышления. СПб. : Питер, 1998. – 158 с.

2. Колягин Ю. М. Математика и развитие логического мышления. М. : Рост, 2000.- 24-28.

3. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 1978. – 304 с.

www.maam.ru

Картотека игр на развитие логического мышлениядля детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаем лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Все игры подобраны по лексическим темам.

ГРИБЫ - ЯГОДЫ

Словесная игра «Назови и объясни».

Взяли мы с утра корзинки

И пошли в лесок.

И нашли мы под осинкой

Маленький грибок. Какой? (Подосиновик)

А у Пети с Васей

Руки словно в масле.

Какой гриб они нашли? (Масленок)

Самый яркий и красивый

Не клади его в корзину:

Он опасен для людей! (Мухомор)

Вопросы.Что это за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?

Словесная игра «Объяснялки»:

Объяснить происхождение названий грибов (ягод) : подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор (земляника, черника) .

Логические задачи.На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек - маленькие, зеленые.

Кто больше соберет грибов? (Девочки)Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы)Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки)Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». - «Нет, это красная». - «А почему она белая?». - «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

ОВОЩИ - ФРУКТЫ

Логические задачи.У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три)Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее:

груша или персик? (Груша)На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты)На столе - четыре груши. Одну из них разрезали пополам.

Сколько груш на столе? (Четыре)В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по одному мандарину и один мандарин остался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке) .

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?».У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды) . Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи» и тд.) .

Небылицы.Дети находят несуразицы в тексте.

Квадратный спелый помидор

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

Материал с сайта nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Дидактические игры можно условно разделить на несколько стадий.

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки.

На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.

На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий.

Все д/и можно разделить на три основных вида: игры с предметами; настольно-печатные и словесные игры.

Остановимся на словесных играх. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки, сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях др.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:

  1. Игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Где был Петя», «Да-нет» и др.
  2. Игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильное умозаключение: «Похож не похож», «Кто больше заметит небылиц» и т.д.
  3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одинаковыми словами» и др.
  4. Игры, которые развивают внимание, сообразительность, мышление, выдержку: «Испорченный телефон», «Летает – не летает» и др.

Игры на развитие логического мышления

1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.

«Разложи предметы»

Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.

Ход игры:

Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?».

Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».

«Летает – не летает»

Ход игры:

Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».

Игру можно проводить на прогулке.

«Съедобное – не съедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».

«Будь внимательным»

Ход игры: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.

2. Игры на формирование умений выполнять систематизацию.

«Новоселье у матрешек»

Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше.

А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры.

Расскажи им, где их квартиры.

Игра «Что тяжелее?»

Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее пальто, осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.

По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?».

3. Игры на формирование количественных представлений.

Загадки:

Читать далее nsportal.ru
20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методика Э. Ф.Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л. А.Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.

Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики:

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано.

Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть

Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель:определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Проведение методики:

Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Цель:Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (15 отличий) . За время 3мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Цель:определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Проведение методики:

В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.

Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:

8-10 -высокий уровень

Читать далее nsportal.ru
44 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении пяти лет. Для решения проблемы я прежде всего создала в группе соответствующею развивающею среду, куда вошли разнообразные дидактические игры,математические развлечения. Работая над опытом формирования логического мышления у старших дошкольников я предположила, что использование дидактических игр при развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:

1 . Изучение эффективности развития мышления старших дошкольников с использованием дидактических игр как на занятиях, так и вне занятий. 2. Определить педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте

Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. У детей слабо развито представление о множестве,

( сравнение, классификация, абстрагирование) Дети недостаточно владеют знаниями: алгоритма кодирования и декодирования информации,

кодирования со знаком отрицания. Поэтому мною были проведены контрольные срезы.На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей.

Группа детей, с которыми я работаю не первый год, показала свою контрастность в плане общего развития. Так как я работаю по программе «Детство»,то в основном это игры на развитие логического мышления, их я использую, как в игровой деятельности, так и на занятиях.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования элементов игр . Постепенно задания усложняю. Играя с палочками Кюизенера у детей повышается уровень детского мышления ,в основном наглядно-действенный и наглядно-образный. Ведь цветные числа дают возможность сконструиро -вать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи: познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине) , с последователь -ностью чисел натурального ряда, осваивать прямой и обратный счет, познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел) , усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на...) , пользоваться знаками сравнения <, >, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, научить делить целое на части и измерять объекты, развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. познакомить со свойствами геометрических фигур, развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.) , развивать логическое мышление, внимание, память, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Дидактические игры с Блоками Дьенеша такие как: «Житейски истории», «Лабиринты», «Транспорт к выезду готов» , «Восстанавливаем разрушенный город»»,»Выкладываем дорожки»и другие развивают прежде всего логическое мышление, формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации . кодирование со знаком отрицания) ; Воспитывают самостоятельность , инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей; развивают творческие способности , воображение , фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Работая по программе «Детство» В. И, Логиновой и Т. И. Бабаевой я определила цели и задачи своей работы.

Цель:развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие) . Задачи, которые я ставлю перед собой:

1. Обучение детей операциям: анализа - синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не,классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей:речи (умение рассуждать, доказывать) , произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание: коммуникативных навыков ,стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Наблюдая за игровой деятельностью детей я отметила , что наибольший

интерес для детей составляют дидактические игры именно на развитие

логики. Поэтому я решила провести работу по обогащению содержания

настольных , творческих и дидактических игр. Я составила перспективный

план ,который определяет следующие формы работы порешению основных задач : -организация предметно развивающей среды

-организация работы на занятиях

-организация совместной и самостоятельной деятельности

Организация работы на занятиях.

Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла перспективное планирование.

На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки ДЬЕНЕША, палочки Кюизенера, тонграмы, счетные палочки и другие развивающие игры

В ходе занятий используются следующие игровые приемы:

1.Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности) ;

2.Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того -являющаяся прекрасным речевым материалом) . Каждую неделю разучивается новая игра.

3.Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.

4.Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.

• Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей) .

• Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры) .

• Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.

• Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.

Организация совместной и самостоятельной деятельности.

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года) .

Здесь я определила следующие пункты:

• Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в

самостоятельную;

• Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• Учитывание временных рамок.

Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще - по группам (3-5

человек) и в парах. Используется состязательный характер игр.

Результативность опыта

Проанализировав результат своей работы, я провела вторую диагностикуи пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты. Пожалуй, еще сложно судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) Все детибез исключения знакомыс приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не»

б) Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.

Результаты диагностики показывают , что за время работы мой опыт способствовал повышению уровня математического развития детей.

Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие.

В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». ...

Материал с сайта nsportal.ru

Логическое мышление детей дошкольного возраста

Просмотрено: 3110

  • 5

В первую очередь следует определиться с тем, что же такое логическое мышление. В буквальном смысле логику можно определить, как рассуждение, мысль и речь. В свою очередь логическое мышление представляет собой определенный процесс, протекающий в мозгу человека, умение или способность человека применять логику в повседневной жизни.

Способность человека анализировать и грамотно рассуждать - одна из основополагающих черт, присущая успешным людям, добившимся в жизни определенных целей и высот. Логическое мышление у детей необходимо развивать уже в раннем возрасте. Развитое логическое мышление в сочетании с богатым воображением обеспечивает способность человека мыслить творчески, а также неординарно подходить к решению поставленных перед ним задач.

Логическое мышление у детей следует развивать еще до их поступления в школу.

Необходимость развития логики у малышей

Развитие логики у малышей должно начинаться с дошкольного возраста посредством решения различного рода классических логических загадок и неординарных головоломок. Логическое мышление у детей должно развиваться одновременно с интеллектуальным формированием и развитием фантазии.

Развитие логики у детей в раннем возрасте происходит благодаря наличию у них ряда психологических особенностей, с помощью которых дети быстро усваивают полученные знания и успешно применяют их в процессе решения различных логических задач. И не столько важны знания, с которыми ребенок поступает в школу, как его желание получить новые знания, способность рассуждать и фантазировать.

Логическое мышление детей дошкольного возраста развивается в первую очередь на основе их визуального восприятия. В этом возрасте формируется образное мышление. Иначе говоря, дошкольники еще не способны рассуждать таким образом, чтобы делать правильные умозаключения.

Согласно утверждениям психологов, благодаря образному мышлению ребенок получает знания в том случае, если он может визуально их воспринимать. Развить логику и научиться рассуждать дети смогут только при условии заботливой помощи родителей.

Развивающие логику игры для детей

Стратегические развивающие игры в основном создавались в целях активизации мышления. Подобные игры развивают память, фантазию и логическое мышление у детей. Кроме того такое развлечение направлено не только на интеллектуальное развитие, но и позволяет детям занимательно и веселое провести свободное время.

Одна из основных логических игр, на которую стоит обратить внимание, это шахматы.

Первые логические игры возникли еще в древние времена. Например, шахматы, упоминались предположительно еще в пятом-шестом веке нашей эры в Индии. Успех этой игры за короткий промежуток времени получил мировую популярность.

Следует отметить, что по этой логической игре до сих пор проводятся международные турниры.

Реверси – еще одна игра, которая широко используется в процессе подготовки ребенка к школе. Она была изобретена в 1880 году в Великобритании, после чего на какое-то время реверси утратила свою популярность.

Скрэббл – еще одна не менее интересная настольная игра. Ее изобретателем в 1938 году стал архитектор Альфред Баттс. На сегодняшний день в большинстве европейских стран, а также в Америке до сих пор проводятся чемпионаты по скрэбблу.

Кроме того, эта игра наряду с развитием мышления и логики, обеспечивает увеличение детского кругозора, а также улучшение памяти. В скрэббл могут играть уже читающие школьники.

В настоящее время в книжных магазинах появилось множество игр, позволяющих развивать логику и память. Очень популярными стали онлайн игры, которые учат детей мыслить логически, развивать память и внимание, да и просто интересно проводить время. Внимание, не забывайте контролировать время нахождение детей за компьютером!

Развивающие игры очень важны для детей любого возраста. В процессе игры у каждого малыша тренируется память, мышление и воображение. Создайте условия для развития вашего ребенка, и в дальнейшем вы увидите плоды своего труда.

Материал kinder-tweet.ru

Развивающая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Вопросы развития логики всегда занимали центральное место среди проблем дошкольной педагогики и психологии. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы, но специфическим методом обучения детей дошкольного возраста являются развивающие игры.

Особенность развивающих игр в том, что «...они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в развивающих целях они остаются играми» . Именно эта особенность развивающих игр обусловливает их ценность как метода обучения: в игре дети лучше усваивают сложный материал.

Усваивая или уточняя в развивающей игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать; описывать предмет, называть его действия и качества; проявляют сообразительность, находчивость. Большое внимание сегодня уделяют развитию логического мышления, но нет определенных рекомендаций по проведению развивающих игр.

Целью нашей работы является следующее: выявить влияние развивающей игры как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. определить возрастные особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;

2. выявить влияние развивающей игры на логическое мышление детей старшего дошкольного возраста;

3. разработать систему игр способствующих развитию логического мышления.

Реализация системы работы по формированию логического мышления предусматривает несколько этапов:

Подготовительный (ориентировочный) этап- разработка системы игр, способствующих развитию логического мышления.

Основной этап- систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста и расширение кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы были разработанная система развивающих игр и занятий по развитию логического мышления.

Закрепляющий этап- закрепление представления о логическом мышлении. Основные виды и формы работы: игры, занятия. Содержанием образовательной работы является закрепление представлений, умений, навыков, способствующих развитию логического мышления.

Дошкольный возраст – начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, которая является одной из составляющих логического мышления, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

Также, важно наличие игрового действия или игрового элемента — главное отличие развивающей игры от развивающего упражнения. Введение игрового элемента в упражнение может сделать упражнение игрой, и наоборот, - если исключить игровой элемент из игры, игра превратится в упражнение.

Регулируют развивающую игру правила, выполнение которых способствует развертыванию содержания игры. Развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности для удовлетворения познавательных потребностей детей с разными темпами развития. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться.15% игр должно быть предназначено для детей старше по возрасту, чем посещающие группу воспитанники, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В итоге в процессе игровой деятельности ребенок формирует не только различные стороны мотивационной сферы, но и различные операционные роли, вырабатывая навыки руководителя, исполнителя различных направлений человеческой деятельности, мыслителя, продумывающего варианты и планы.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный.

Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

Среди обследованных детей после проведения занятий и игр на развитие логического мышления было выявлено снижение показателей с низким уровнем логического мышления, количество детей с высоким уровнем и средним уровнем логического мышления увеличилось. Данные результаты говорят о положительной тенденции.

Повседневная жизнь в педагогическом процессе ДОУ является уникальной возможностью для целенаправленного формирования логического мышления. Повторяемость режимных процессов, позволяет педагогу в системе организовать работу в данном направлении.

Список литературы:

1. Аванесова, В. Н. Развивающие игры // Сенсорное воспитание в детском саду под ред. Н. П. Саккулиной, Н. Н. Поддъякова : / В. Н. Аванесова – М., 1969.- 88с.

2. Блонский, П. П. Память и мышление : / П. П Блонский. – М., 1935.- 125с.

3. Богословский, В. В, Ковалева, А. Г. Общая психология : / В. В. Богословский, А. Г. Ковалева. - М., 1973.- 405с.

4. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: / З. А. Михайлова.–М., 1985.- 56 с.

5. Никитин, Б. П. Развивающие игры : / Б. П. Никитин. - М.,1981.-78с.

6. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры : / Б. П. Никитин.– М., 1991.- 120с.

Добавить комментарий

Материал с сайта dohcolonoc.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...