Методика экологического воспитания дошкольников

Система экологического воспитания дошкольников-Светлана Николаева - Читать онлайн.

С. Н. Николаева

Система экологического воспитания дошкольников

Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

Рецензенты:

Кудрявцев В. Т.– доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института им. Л. С. Выготского.

Кавтарадзе Д. Н.– доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией экологии и охраны природы кафедры высших растений биологического факультета МГУ, лауреат Премии Президента РФ в области образования.

Цветкова И. В.– доктор педагогических наук, профессор Московского государственного педагогического университета им. М. А. Шолохова.

Галицкая И. А кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Гос НИИ семьи и воспитания РАО.

Об авторе

Николаева Светлана Николаевна (р. 1940) – доктор педагогических наук, исследователь в области экологического образования, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

Трудовую деятельность начинала воспитателем в одном из московских детских садов. После окончания МГПИ им. В. И. Ленина работала в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук.

Являлась ученицей видной плеяды отечественных ученых: психологов (B.C. Мухина, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер) и педагогов (Э.

И. Залкинд, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Т. А. Маркова, Н. А. Ветлугина) . До 1979 года занималась исследованием вопросов умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с природой. С 1980 года и по сегодняшний день занимается исследованием в области экологического образования дошкольников.

С. Н. Николаева является автором первой «Программы экологического воспитания дошкольников» (1993) , которая в дальнейшем стала программой «Юный эколог», и первой «Концепции экологического воспитания дошкольников». В 1992 году опубликована теоретическая монография «Общение с природой начинается с детства», в которой автор анализирует и обобщает исследования, позволившие определить новый – экологический – подход в ознакомлении дошкольников с природой.

С этого момента начинается интенсивная работа автора в области экологического образования. В 2006 году С. Н. Николаева защитила диссертацию доктора педагогических наук.

Вкладом в дошкольную педагогику является разработанная автором целостная система экологического воспитания детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада и семьи, теоретическое обоснование которой представлено в данном издании. В системе определены содержание и методы экологического воспитания дошкольников, программа для дошкольных учреждений, раскрыто понятие «технология», представлена последовательность технологий для детей всех возрастных групп.

Технологии к программе «Юный эколог» позволяют практикам формировать у дошкольников начала экологической культуры. Звеном системы является и образование взрослых: подготовка специалистов в колледжах и вузах осуществляется по учебным пособиям С. Н. Николаевой «Методика экологического воспитания дошкольников.

Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений» и «Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие. Для студентов факультетов дошкольного образования высших педагогических учебных заведений».

В системе повышения квалификации дошкольных работников нередко используется пособие «Экологическое воспитание детей при подготовке к школе».

Сфера сегодняшних научных интересов С. Н. Николаевой – вопросы всестороннего интеллектуального и личностного развития детей в системе экологического образования.

Предисловие

Прогресс современной цивилизации в значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания, в частности, биосферных наук, в которых все земные процессы рассматриваются во взаимосвязи, в единстве и взаимообусловленности их проявлений. Экология в числе этих наук приобретает особую значимость.

В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов – усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли. В России, как и в других государствах, происходит становление системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания.

Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу,

Источник mreadz.com

Предварительный просмотр:

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время проблема экологического воспитания является актуальной. В современном обществе не сформировано экологическое сознание. Министерство образования РФ для решения данной проблемы требует включать в образовательный процесс формирование знаний экологического характера у дошкольников, начиная уже с младшего возраста.

Экологическое образование в дошкольном возрасте в первую очередь направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально – положительного опыта общения с природой.

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов друг с другом и окружающей средой.

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объекту природы. Целесообразно заниматься экологическим воспитанием детей с первых лет жизни.

Экологическое воспитание включает в себя интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Все три аспекта взаимосвязаны, составляю нравственную основу, которая проявляется в поведении ребенка.

Экологическое воспитание ребенка предполагает:

  • Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) ;
  • Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
  • Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее) ;
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными.

Осознанно правильное отношение ребенка к природе строиться на элементарных знаниях экологического характера.

Экологическое знание - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней.

Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего дошкольного возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы образовательных учреждений. Влияние дошкольного учреждения на формирование экологических знаний может оказаться решающим.

Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду.

Опыт работы многих воспитателей российских ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы.

Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия:

  1. создание в группе уголка живой и неживой природы;
  2. создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;
  3. взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;
  4. организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачами экологического воспитания являются:

  1. формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  2. воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду;
  3. воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
  4. воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы.

В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Большинство из них основано на формировании у дошкольников познавательного отношения к природе, трудовых умений и навыков, понимания значения труда как деятельности по удовлетворению потребностей живых существ; на воспитании интереса к труду и природе, бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому; на развитие эколого-эстетического видения природы, эстетического отношения к ней; на воспитание экологически целесообразного поведения в природе.

В работе с детьми по формированию экологической культуры важно знать следующие принципы экологического воспитания и образования дошкольников:

  1. принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе (отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей) ;
  2. принцип научности в отборе содержания знаний. Нужно исходить из ведущих целей современного естествознания (идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий (растения и животные – живые существа; живое и неживое; рост и развитие; биоценоз и др.) ;
  3. принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний;
  4. принцип учета характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах;
  5. принцип доступности;
  6. краеведческий принцип в отборе материала;
  7. экологический подход к отбору знаний о природе;
  8. принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний в дошкольном возрасте (усложнение материала от группы к группе) .

Важной особенностью в экологическом воспитании дошкольников является организация эколого-развивающей среды, которая должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, развитию его волевых качеств, эмоций и чувств, способствовать взаимопроникновению с природным окружением ребенка.

При организации эколого-развивающей среды необходимо учитывать:

  • требования к подбору и размещению растений и животных уголка природы в соответствии с их биологическими особенностями;
  • возможностью содержания объектов в условиях, приближенным к естественным;
  • возрастными особенностями детей (своеобразием восприятия, уровнем развития и познавательной деятельностью, доступностью для наблюдений и труда) ;
  • безопасностью объектов для жизни и здоровья детей, дидактической и воспитательной значимостью и др.

При организации работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие методы:

  1. Наблюдение – ведущий метод экологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому.
  2. Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании детей.
  3. Использование технических средств обучения (диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др.) в системе эколого-педагогической работы.
  4. Труд как один из основных методов экологического образования детей.
  5. Использование элементарных опытов в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.
  6. Игра как метод экологического образования.
  7. Моделирующая деятельность как метод экологического образования детей.
  8. Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней.
  9. Составление природоведческой книги, ее использование для мотивации освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
  10. Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы.
  11. Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Вопросы к интервью эколога (воспитателя – специалиста) ДОУ.

  1. Что Вы понимаете под термином «экология»?
  2. Что Вы понимаете под термином «экологическое воспитание»?
  3. Что Вы понимаете под термином «экологические знания»?
  4. Как Вы понимаете, в чем состоит цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
  5. Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?
  6. Назовите, какие формы, методы и средства необходимо использовать в формировании экологического воспитания детей.
  7. Перечислите, какие условия необходимо создать в ДОУ, для осуществления экологического воспитания детей?
  8. Какие задачи решает экологическое воспитание дошкольников в ДОУ?
  9. Назовите, на какие три вида групп можно условно разделить существующие экологические программы, в соответствии их содержания, цели и задачам.
  10. Какие требования при организации эколого-развивающей среды должен учитывать воспитатель?
  11. Назовите, технические средства, которые можно успешно использовать в системе эколого-педагогической работы в ДОУ?

Анализ программ экологического образования дошкольников.

В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на три основные группы: программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; программы эстетико-культурно-экологической направленности; программы социально-экологической направленности.

Программы экологической направленности (биоэкологической)

Ссылка на источник nsportal.ru

Теория и методика экологического образования детей - Учебное пособие (Николаева С. Н.) - Глава: Глава 4 методы экологического воспитания дошкольников теоретические основы педагогического метода экологического воспитания дошкольников онлайн

Название: Теория и методика экологического образования детей - Учебное пособие (Николаева С. Н.)

Глава 4 методы экологического воспитания дошкольников теоретические основы педагогического метода экологического воспитания дошкольников

Классическая педагогика выделяет два понятия — «методы обучения» и «методы воспитания», теоретическое рассмотрение которых поможет определить и охарактеризовать методы экологи­ческого воспитания детей дошкольного возраста.

Исследователи отмечают, что методы обучения — категория историческая: они меняются с изменением целей, содержания образования или средств обучения. Один из американских дидактов прослеживает несколько «революций» в становлении методов обуче­ния — появление новых средств всякий раз рождает и новые способы передачи детям знаний и навыков.

Первоначально учителями были родители, которые служили образцом («делай как я») , затем появились учителя-профессионалы, которые обучали учеников устным словом. Следующий этап — это замена устного слова письменным, и потом и печатным. В настоящее время все большее место в системе школьного обучения занимают автоматизация и компьютеризация.

Ведущие отечественные педагоги (И. Я. Лернер, Н. М. Скаткин Ю. К. Бабанский и др.) рассматривают методы обучения как систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, в результате которых последний усваивает заданное содержание образования. При этом любые методы обучения характеризуются тремя признаками: целью обучения, способом усвоения содержания, взаимодействиемучастников процесса.

Исследователи, как наши, так и зарубежные, отмечают слабую общую разработанность теории методов обучения, следствием чего являются многочисленные и разные основания их классификации. В отечественной педагогике, например, обсуждается несколько типов классификации методов обучения: по источникам знаний (словесные, наглядные, практические) ; по дидактическим целям (методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки) ; по форме передачи знаний

(пассивные, активные и проблемные) ; по сочетанию методов преподавания и познания и др. Важно отметить, что раз­витие методов обучения шло от репродуцирования по образцу к изменению характера познавательной деятельности учащегося, к формированию у него умений самостоятельно добывать знания. Несмотря на различие теоретических воззрений, в практике обучения детей все разнообразие используемых методов опреде­ляется следующим:

- общей целью обучения и конкретными задачами данного этапа;

- содержанием и методами науки (данного предмета обуче­ния) ;

- учебными возможностями ребенка (возрастными, степенью подготовки и др.) ;

- возможностями учителя: педагогическим опытом, индивидуально-личностными особенностями и способностями, уровнем и теоретической и практической подготовки.

Общепедагогические позиции и предмет нашего исследования (экологическое воспитание дошкольников) позволяют подойти к обсуждению проблемы методов обучения иначе - в аспекте совместной деятельности взрослого с детьми.

Подход к методам обучения как совместной деятельности учителя и учеников просматривается в контексте многих исследова­ний. Выше уже говорилось; методы обучения — это обязательное взаимодействие. Н. А. Сорокин прямо утверждает: «Под методом обучения, на наш взгляд, следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач. Метод обу­чения устанавливает виды деятельности учителя и ученика, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия дол­жны выполнять ученики и учитель» .

Ю. К. Бабанский в своей классификации выделяет три группы

методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации;

ее контроля и самоконтроля. Термин «учебно-познавательная деятельность как раз и подразумевает совместную деятельность учителя и учащихся, в которой учитель совершает учебные действия, а ученики - познавательные.

Их совмещение создает общую канву учебного процесса — совместной деятельности, в которой достигаются конкретные цели образования. То же самое можно сказать и про классификацию М. И. Махмутова, в которой методы преподавания и методы учения сплетаются в единую деятельность.

Идея совместной деятельности как ведущей основы педагоги­ческого метода представлена также в подходах к определению понятия «методы воспитания», которые в самом широком смысле рассматриваются как способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

110

111

Авторы многих работ утверждают, что основным методом вос­питания является непосредственное взаимодействие между педагогом и воспитанником. При этом выделяется собственно дея­тельность учащихся и их общение со взрослым.

Наиболее эффек­тивным методом считается преобразование деятельности и обще­ния: введение новых видов деятельности, изменение содержания или смысла деятельности и общения. При этом именно педагог бывает инициатором переориентировки учащихся на новую дея­тельность, на новый смысл привычной, но ставшей уже неинте­ресной деятельности, на новый предмет общения.

И хотя актив­ность педагога сводится главным образом к планированию и орга­низации новой деятельности, а основные практические исполни­тели ее — школьники, все равно она является совместной. Поло­жительные результаты такой совместной деятельности проявля­ются в разных позитивных моментах поведения школьников — их активности, интересе к предмету взаимодействия, инициативе и готовности участвовать в мероприятиях, наполняющих деятельность.

Дошкольная педагогика еще в меньшей степени, чем школьная, исследует методы воспитания и обучения детей. Например, в «Дошкольной педагогике» (под ред.

В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина, 1978) отсутствует такое понятие — методы обсуждаются лишь в контексте умственного, нравственного и других видов коммунистического воспитания дошкольников. Тем не менее в 1980-е годы специалисты в области дошкольной педагогики ввиду усиления образовательной функции дошкольного учреждении приходят к выводу, что следует ввести понятие «методы обучения» и идут по пути школьной педагогики . При этом копируются не только смысл и содержание самого процесса обучения, но и школьная классификация методов — выделяются наглядные, словесные, практические методы образовательной работы с детьми.

Наиболее значимым, с нашей точки зрения, является рассмотрение «метода обучения» как совместной деятельности воспитателя с детьми. Ленинградские дошкольные дидакты утверждают: «Современное понимание метода обучения отражает двусторонний характер процесса обучения и его основную направленность.

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности (конкретный вид деятельности) обучающего, направленный на организацию и руководство деятельность обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося, стимулированной деятельностью взрослого» .

112 Тяжелая по форме, но верная по своей сути формулировка метода отражает главное: обучение — это совместная деятельность взрослого и детей.

Методы воспитания как общее понятие дошкольной педагогики еще не обозначены: например, игра — основная деятельность дошкольников — трактуется в этой же книге как средство воспитания и как форма организации детей.

Л. В. Запорожец и Т. А. Маркова продвигаются дальше: они считают, что по форме воздействия методы подразделяются на словесные, наглядные и практические, но их интересует воздействие взрослого на содержание и характер деятельности дошкольников. Исследователи переходят от понятия «метод обучения» к понятию «педагогический метод», вкладывая в него более широкий контекст - не только обучение, но и организацию других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. «Воспитание и обучение неосуществимы без активности самого воспитанника, которую вызывает, организует и направляет педагог. Только при этом условии возможны эффективное усвоение ребенком новых знаний и умений, развитие его способностей, формирование нравственно-волевых качеств. Иначе говоря, воспитание происходит в процессе совместного общения педагога и ребенка» .

При этом авторы, в зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков, выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.) , методы опосредованного педагогического воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач.

Таким образом, исследователи, вводя понятие «педагогического метода», концентрируют внимание на новых, специфических и

значимых для дошкольного периода педагогических аспектах:

1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении.

Иначе говоря, педагогический метод — это метод воздействия

взрослого на детей через совместную деятельность. Он предполагает

довольно тонкий и творческий подход воспитателя к проявлениям дошкольников; учет их достижений, характера самостоятельных действий, а потому достигает воспитательно-образовательного эффекта.

Трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития — периоде в развитии ребенка, ко­гда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.

113

Педагоги­ческим примером успешного воплощения данной идеи является «сотрудничество» (Ш. А. Амонашвили) .

Все обозначенные позиции по педагогическому методу имеют прямое отношение к определению и обсуждению методов эколо­гического воспитания дошкольников. Основой для их построения являются:

учет специфики содержания экологического воспитания, ис­ходящей из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвя­зи организма и среды;

подход к любой совместной деятельности как педагогическо­му методу, если эта деятельность: насыщена экологическим со­держанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируете) ! и организуется воспитателем; нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата;

одновременное решение в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимание их соподчиненности в экологическом воспитании: компоненты образования обязательны, так как они формируют экологически правильное отношение к природе, т.е. обеспечивают решение воспитательных задач в этой деятельности.

Последнее, на чем следует остановиться в общих рассуждениях о педагогическом методе, — это соотношение метода и приема

Известно, что метод — это более крупная и более общая единица педагогики, а прием — более мелкая и частная единица.

Метод включает в себя большое разнообразие приемов, различные варианты их сочетания. Н. А. Сорокин утверждает, что методическими приемами являются отдельные детали метода, его составные части. При этом он считает, что между методом и приемом существует взаимосвязь — метод может переходить в прием, и наоборот.

С такой позицией нельзя согласиться, если под методом понимать совместную деятельность воспитателя и детей с теми характеристиками, которые обозначены выше. В этом случае метод можно рассматривать как устойчивое, протяженное во времени, педагогическое явление.

Прием же — это «одноразовое», короткое и очень гибкое явление, прием всегда подчинен методу. Именно прием - его изобретение, индивидуальное исполнение — является выразителем творчества педагога, его педагогического почерка. Разные воспитатели, используя один и тот же метод, но по-своему наполняя его конкретными приемами, могут продемонстрировать разное течение педагогического процесса и достижение разных воспитательно-образовательных эффектов.

Далее, при рассмотрении конкретных методов экологического воспитания детей (создание и поддержка экологоразвиваюшей

114

среды, наблюдение, моделирование, игровая деятельность) , будет показано, как та или другая правильно организованная совмест­ная деятельность становится педагогическим методом и как она насыщается отдельными приемами, которые помогают решать поставленные задачи.

Содержание

Ссылка на источник uchebnik-online.net

Другие статьи по теме:

  • Физическое воспитание дошкольников

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста

    Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста С. Н. Николаевой «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» С. Н. Николаевой (1996) представляет собой нормати...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Николаева экологическое воспитание дошкольников

    Система экологического воспитания дошкольников скачать книгу С. Н. Николаевой : скачать бесплатно fb2, txt, epub, pdf, rtf и без регистрации В пособии представлено теоретическое (философское, ест...

  • Методика физического воспитания детей дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Филиппова физическое воспитание и развитие дошкольников

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Художественное воспитание дошкольников

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественное слово МБДОУ детский сад второй категории № 5 «Солнышко» «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через художественное слов...

  • Экономическое воспитание дошкольников

    Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста С изменение социально – экономических условий в стране необходимо воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основа...

  • Методы и формы воспитания дошкольников

    Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки. Формы и методы Музыка – средство эстетического воспитания, она активизирует умственную деятельность, формирует мора...

  • Экологическое образование дошкольников

    Экологическое образование дошкольников В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что...

  • Средства нравственного воспитания дошкольников

    Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд № 2Современная социально-психологическа...

  • Экологическое воспитание дошкольников

    Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Актуальность и перспективность опыта «Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц И земли без воды. Все меньше - окружающей природы Все больш...

  • Умственное воспитание дошкольников

    Умственное воспитание дошкольников «Умственное воспитание дошкольников» Каждый человек уникален, незаменим и неповторим. Каждого надо только открыть. Умственное воспитание – это специально органи...

  • Методики обучения дошкольников

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...