Методика развития связной речи детей дошкольного возраста

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста. Часть 1

Консультация для воспитателей на тему:

«Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста».

Разработала воспитатель д/с № 27 г. Ярославля

Терскова В. Н. 2015 г.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных частных задач:

1. Развитие словаря

Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Направления словарной работы:

1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов;

2) уточнение словаря (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.) ;

3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные) .

2. Формирование грамматической стороны речи (словообразование, словоизменение и способы их соединения в предложении) .

Грамматический строй речи – морфология и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис – словосочетания и предложения.

Грамматический строй усваивается ребенком путем подражания.

Чаще вызывают затруднения:

1) окончания существительных множественного числа в родительном падеже (апельсинов, мандаринов, помидоров, яблок, гольфов, носков, рейтуз, чулок, блюдец) ;

2) образование мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных (гусята, львята и т. д.) . Склонение существительных, обозначающих животных (волка – волков) ;

3) употребление несклоняемых имен существительных (пальто, кафе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе) ;

4) образование сравнительной степени прилагательных:

а) простым способом – ее (ей) – е, с чередованием согласных – высокий – выше;

б) при помощи других корней: хороший – лучше;

5) спряжение глаголов: хотеть, бежать, есть, дать, жечь, ехать;

6) склонение некоторых местоимений, числительных (два утенка, двое ведер) ;

7) образование страдательных причастий (нарисованная, оборванная) .

Синтаксические ошибки.

В 4-5 лет могут опускать и переставлять слова, Пользуются в основном предложениями, которые состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения и очень редко употребляют определения или обстоятельства. Однородными членами дети начинают пользоваться постепенно (сначала подлеж., сказ., дополнен., определ. и обстоят-ва). Легко дается употребление сложносочиненных предложений. В сложно подчиненных предложениях дети чаще используют придаточные времени, затем изъяснительные и реже – определительные.

Занятия грамматикой – 5 – 10 минут от занятия по развитию речи (носят характер упражнений и дид. игр) :

а) «Чего не стало» (сапоги, туфли, сандалии, тапочки, помидоры ит. д.)

б) Спроси у Сережи: «Есть у твоего пальто карман? »

в) «Оля и Наташа, Вы хотите раздеться? »

г) Закончи предложение: «Пловец ныряет глубоко, а водолаз – глубже».

Упражнения на словообразование 1 – 2 раза в месяц на речевых занятиях в старших группах:

а) «У кого какая мама» (у зайчонка – зайчиха и т. д.)

б) «Мы – спортсмены» (катается на лыжах -? лыжник)

в) «Кто служит в нашей армии? »

г) «Назови профессию»

д) «Назови машину одним словом» (чистит картофель, сажает картофель, выжимает сок, сосет пыль, мелет кофе, режет овощи) .

е) «Для чего нужна такая машина, почему ее так назвали? » (молоковоз, снегоочиститель, вездеход, луноход)

ж) «Назови посуду» (конфетница, супница, солонка, перечница)

з) «сложи одно слово» (с красными щеками – краснощекий и т. д.)

Помочь овладеть действит. прич. н. в. (девочка прыгает – прыгающая девочка) .

3. Воспитание звуковой культуры речи.

Продолжительность от 2 до 10 минут на речевых занятиях; формирование правильного произношения звуков, выработка дикции, работа над правильным словопроизношением и словесным ударением, формирование темпа речи, воспитание выразительности речи, культуры речевого общения, развитие речевого слуха и речевого дыхания.

4. Формирование разговорной (диалогической) речи.

Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи, в течении дня воспитатель должен поговорить с каждым ребенком. Кроме кратких разговоров вызванных обстоятельствами, есть плановые разговоры, которые могут быть индивидуальными (в случае отставания) и коллективными: «Куда сегодня ходили? », «Что нового на участке или в уголке природы? ». Используется прием словесных поручений. Воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить.

Совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.

Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае ит. д., что вызывает в памяти детей аналогичные воспоминания.

Очень эффективный прием – посещение другой группы. Гости расспрашивают об игрушках хозяев.

Ролевые игры играют большую роль. Обращается внимание на правила речевого поведения в обществе. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.

www.maam.ru

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2)

5. Обучение монологической речи.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме) .

Пересказ в детском саду подробный или близкий к тексту. Но возможны и такие варианты: пересказ с изменением лица рассказчика (не от1-го, а от 3-го лица и наоборот, пересказ фрагментов, пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п., инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми – «актерами»).

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описанию присуща своя структура, композиция, название предмета, признаки и взаимосвязь частей.

И в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним. В старших группах такие занятия проводятся реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного расположения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, весы, плита, грузовая машина) .Дети могут описывать не одну игрушку, а композицию из 2 – 3 предметов, указывая их расположение на столе, сравнивая их по элементам. Также можно предложить комплекты (стиральный набор, гараж с машинами ит. д.)

Разновидности описательных рассказов: сравнительный и объяснительный. В детском саду учат составлять описание 2-х предметов с контрастными признаками, сравнивая их однозначные признаки сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме (Мне купили две куклы: одна Маша, другая Соня. Маша сделана из пластмассы, а Соня из резины, Маша пониже ростом, а Соня повыше, на Маше надета зеленая юбочка, а на Соне брюки серого цвета) .

Объяснительный – это рассказ с элементами рассуждения, доказательства. Например ребенок может объяснить товарищу как использовать тот или иной предмет, как играть в какую-либо игру.

Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем или с самим собой.

Приемы подготовительной работы: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т. д.

Различают три категории сюжетных рассказов: рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа, рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа, рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале). Последний – это творческий рассказ. В практике работы вполне допустимо известное смешение видов рассказа в одном высказывании ребенка.

К рассказам по восприятию относятся: рассказы по картине, натюрморту, по серии картин, по рисункам и аппликациям детей, по фотографиям. Рассказ состоит из начала, главной части и конца. Пониманию картины помогает небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения воспитателя во время предварительного рассматривания. Вводная часть бывает свернутой, если картина знакомая или простая. Воспитатель предлагает детям вначале, как бы отталкиваясь от названия картины, сказать, о ком она. Потом сказать, когда происходит действие и почему они думают, что это например зима. И, наконец, следуют рассказы о том, что делают герои (частичные образцы). Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее – описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев. В подготовительной к школе группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа. (С чего бы та начал? О чем главном тебе хочется рассказать).

Приемы обучения рассказыванию:

1) образец рассказа педагога (его могут повторить 1-2 ребенка) ;

2) разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания;

3) воспроизведение плана детьми;

4) коллективный разбор плана (чтобы показать возможное разнообразие содержания их будущих рассказов) ;

5) коллективное составление рассказа (на первых порах) ;

6) составление рассказа по частям;

7) окончание детьми рассказа начатого воспитателем (по плану, а затем и без него) ;

8) подсказ вариантов;

9) оценка (иногда можно привлечь детей) ;

10) вопросы задаются редко, чтобы не нарушать связность рассказа.

Можно выбрать интересные дид. игры, в которых закрепляется умение описывать наглядный материал (игры типа загадок «Что за зверь? », «Отгадай, кто это? », «Почта», «Магазин») .

Рассказывание по памяти (на темы из коллективного или индивидуального опыта) требует произвольной памяти. Самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. Это могут быть темы «Елка в детском саду», «Праздник урожая», «любимая игрушка», «Мое домашнее животное», «Комната, где я живу». Обычно рассказывание проводят не сразу после события. Впечатления детей сначала закрепляются в разговорах об увиденном и пережитом, в играх, рисунках. Затем темы усложняются: описать какое-нибудь событие (как прошел день рождения или самый интересный выходной день, любимую книжку). В подготовительной к школе группе полезны темы этического характера «Мой друг», «Хороший поступок моего товарища», «Научился сом – научи другого» и т. д. В подготовительной группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Общую тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям, Можно составить письмо. Поводы для написания письма могут быть различными: проявить внимание к товарищу (заболевшему, уехавшему, установить переписку с детьми из другого детского сада, с солдатом. Коллективное составление письма облегчает воспитателю формирование у детей очень важной способности отбора лучшего, наиболее подходящего варианта предложения, фразы.

Творческий рассказы отличны от предыдущих, так как строятся на иной психологической основе – детском воображении. Если функция памяти – сохранение полученного опыта, то функция воображения – его преобразование. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новые явления: новый сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни. В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление детей (могло ли так быть). Рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему, замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно. Наиболее легкий для детей прием – предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (предшествует рассказам детей). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал воспитатель, а затем придумывают свои. Завершение детьми рассказа начатого воспитателем (придумывание конца, также хороший прием.

Обучение детей творческому рассказыванию хорошо раскрыто в пособии Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»

Обучение монологической речи ведется в детском саду следующим образом:

- в средней группе учат пересказывать рассказы и сказки, а также описывать предметы,

- в старшей группе – описывать предметы в сравнении, рассказывать о србытиях и фактах из своего опыта, составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном, так и с элементами творчества (по сюжетной картинке, третий квартал,

- в подготовительной группе закрепляется все, совершенствуется выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность. В третьем квартале приступают к наиболее трудному разделу программы – придумыванию рассказов на сюжет, предложенный воспитателем.

6. Ознакомление с художественной литературой.

7. Подготовка детей к обучению грамоте

В повседневной жизни рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него и рассказать о ней, показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например: «Телевизор», «Радио» (роли дикторов, «Телефон» (собеседники, «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на землю, «Детский сад», «Школа», «День рождения». Умение рассказывать закрепляется в играх- драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми.

Литература

А. М. Бородич «Методика развития речи детей»

Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»

www.maam.ru

Обучение рассказыванию как метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.

Именно в этом возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить почувствовать "вкус" языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут выявить причинно-следственные отношения. Развитие связной речи находиться под стихийным, а потому негативным влиянием зрительной наглядности, динамической и статической, избытка иллюстрации в книгах, видеоматериалов, компьютерных игр. Уменьшается время и количество общения и рассказывания. Повсеместно констатируется спад культурного общения, в том числе потери интереса к чтению, что ведет к значительному снижению качества связной речи детей, а именно она определяет готовность ребенка к школе.

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, через речь усваиваются правила поведения, общения договора между людьми о взаимодействии, ребенок воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном.

Связная речь – Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Связная речь неотделима от мира мыслей : связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка : при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает ребенку стать общительнее, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу. В неправильном употреблении слов. В неумении объяснить смысл отдельных слов. Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связанно с развитием умения правильно выразить их в речи.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-razvitie-svjaznoi-rechi-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta_h8h7a.ppt | 1815 Кб | Скачан: 499
www.maam.ru

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

С детьми младшего возрастапедагог развивает навыки диалога:

- учит слушать и понимать речь взрослого;

- учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке) ;

- учит отвечать на вопросы воспитателя;

- повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

- повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Обучение пересказу.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

- подготовка к восприятию текста;

- беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными) ;

- составление плана пересказа;

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе:

- научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

- подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3-леток:

  1. воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л. Н. Толстого) .
  2. запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
  3. повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказурешаются более сложные задачи:

- научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;

- научить детей передавать разговор действующих лиц;

- научить последовательно пересказывать текст;

- научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет такова:

  1. вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
  2. выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
  3. беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
  4. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми) ;
  5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
  6. пересказ текста детьми;
  7. оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети) .

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

- из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

- драматизация детьми литературного произведения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

В младшей группеосуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

- рассматривание картины;

- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?) .

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.) . Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:

- показать картину любой игрушке;

связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;

- познакомить с картиной гостя.

В средней группестановится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4-леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)

2. рассматривание картины в целом;

3. вопросы к картине воспитателя;

4. образец рассказа по картине воспитателя;

5. рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группепоявляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.

Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривание картины в целом;

вопросы педагога по содержанию картины;

5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

7. рассказы 4-5 детей;

8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

- рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей) ;

- тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

- использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

- рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина) , качеств игрушки, действий с нею;

3. образец рассказа воспитателя;

4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

Теперь методика обучения выглядит так:

1. рассматривание игрушки;

3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;

4. образец рассказа воспитателя по плану;

5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:

- узнавание игрушки по контуру;

- графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;

- рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;

- выкладывание разрезных картинок по теме;

- игры с данной игрушкой;

- чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.

В старшем и в подготовительном к школе возрастедети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.

Описание обязательно проводится по плану.

Методика обучения описанию детей 5-леток.

1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

2. рассматривание объекта описания;

3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки,

внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

5. рассказ сильного ребенка;

по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;

6. рассказы 4-5 детей об объекте;

7. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель) .

Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся) ;

можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта.

Подготовительная работа - обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».

Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы.

Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети. Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила.

Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки...» Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию.

Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания.

Существуют еще рассказы детей из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной.

Из личного опыта.

В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях.

Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» - «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».

В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого. По мере усложнения существуют виды рассказов:

- рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой») ;

- рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой») ;

- рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом») ;

- рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход») ;

- рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;

- коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу) .

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.

Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

- придумывание продолжения и завершение рассказа;

- придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;

- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;

- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Список используемой литературы.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1991.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. – М.: Социально-политический журнал. Ассоциация «Гуманитарий», 1994.
  5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
  6. Глухова В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология, 1990. № 6.
  7. Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи// Дефектология. 1989. № 5.

Добавить комментарий

Источник dohcolonoc.ru

Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие д

Методика выявления особенностей развития связной речи

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(СНОСКА: Исследования Н. Г. Смольниковой и Е. А. Смирновой.)

Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную) , обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Р. Львов) .

Связная речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи. Овладение связной монологической речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения) , потребность в общении приводят к овладению разными типами речи — описанием, повествованием, рассуждением.

Описание рассматривается как речевое сообщение (текст) , в котором раскрываются в определенной последовательности признаки объекта. Описание имеет определенную языковую структуру. Повествование определяется как рассказ о действиях, поступках, событиях.

Композиция повествования опирается на хронологическую последовательность событий. Рассуждение — это логическое развитие темы. Структура иная: утверждение — доказательство — выводы.

Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений:

1) понимать тему;

2) собирать материал к высказыванию;

3) систематизировать материал;

5) строить высказывание в определенной композиционной форме;

6) выражать свои мысли правильно.

Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом речи. Овладение общими и конкретными умениями происходит постепенно. Начиная с младшего дошкольного возраста должна соблюдаться последовательность отработки отдельных умений. Вопросы диагностики речевого развития важны потому, что своевременное и правильное определение уровня связности речи (или другой стороны) позволит воспитателю правильно определить задачи и содержание работы,

из 273

Источник pedlib.ru

- подбор синонимов;

- подбор родственных слов и т.д.

В работе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения на модели замещаются:- звуки (гласные-согласные; глухие-звонкие; твердые-мягкие) ;- слова;- деление слова на слоги;- предложения.

Эффективно используется метод наглядного моделирования и в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

На экране представлен учебно-методический комплект, который используется в процессе формирования и развития связной монологической речи детей с ОНР методом наглядного моделирования. В практике работы использую модели, разработанные разными авторами, в зависимости от формы связного высказывания: Ткаченко Т. А., Ильяковой Н. Е., Теремковой Н. Э., Бойковой С. В., Глуховым В. П., Арбековой Н. Е.

Методу наглядного моделирования присущи все признаки (структурные компоненты) технологии:

целевая направленность; система действий; результаты.

1. Целевым компонентом наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР как технологии является оптимизация процесса преодоления недостатков развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Метод наглядного моделирования позволяет сделать этот процесс доступным ребенку с ОНР, учитывать особенности его психического развития, создавать ситуации, в которых ребенок будет успешен и, как следствие, формировать положительное отношение и устойчивую мотивацию к данной деятельности со стороны ребенка.

2. Правила использования моделирования как технологии (система, последовательность работы) .

В процессе систематического применения метода наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей сложилась определенная последовательность, стратегия его использования.

Кратко представим систему работы по использованию метода моделирования при развитии связной монологической речи детей с ОНР.

В процессе обучения связной монологической речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по серии картин и сюжетной картине;
  • рассказ-описание, рассказ-сравнение, описательные загадки;
  • творческий рассказ.

Пересказ наиболее легкая форма монологической речи. В нем используется готовый авторский сюжет, речевые нормы. Пересказ предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой.

В качестве плана рассказа выступает модель. Модель представляю в виде предметных картинок, силуэтов предметов, графических изображений.

Работа по развитию навыка пересказа с помощью моделирования предполагает формирование следующих умений:

  1. Усвоение принципа замещения героев.
  2. Развитие умения передавать сюжет посредством моделирования.

Работу по развитию навыка составления рассказа начинаю с формирования представлений о том, какие образцы речи являются связными, а какие таковыми не являются.

Дети учатся не только узнавать рассказ, но и объяснять, почему это рассказ (Рассказ получился, потому что получтлась история, случай. События имеют порядок; предложения дружат, связаны друг с другом) .

На следующем этапе показываю детям в наглядной форме, на какие правила нужно опираться, чтобы получился рассказ. Это правила смысловой «дружбы» предложений (Воробьева) и лексико-синтаксической «дружбы». Здесь используется наглядно-графический план к тексту цепной структуры.

Дети учатся составлять наглядно-графический план, правильно строить предложения, распространять их. Параллельно с процессом совершенствования связной речи идет процесс развития линейной вербальной памяти, активное обогащение словаря ребенка.

Полученные навыки дети используют при самостоятельном составлении рассказа.

При этом использую наглядные модели рассказов, предложенные Арбековой Н. Е. в пособиях «Развиваем связную речь у детей с ОНР» (5+6, 6-7 лет) . Необходимо отметить, что пособия данного автора хороши не только четкими, доступными для понимания схемами, но и тем, что автор предлагает начинать эту работу уже с 4 лет. Схемами из альбома для детей 4-5 лет я пользуюсь в работе с детьми, имеющими трудности в освоении адаптированной образовательной программы, с детьми, у которых наблюдается неблагоприятная динамика речевого развития или систематические затруднения при коррекционно-развивающей работе.

Составление рассказа по сюжетной картине – это сложный вид рассказа. Детям необходимо выделять изображенные предметы, основных действующих лиц, основную событийную основу рассказа, взаимодействие героев картины, составить начало и окончание рассказа.

Через моделирование ребенок учится:

- выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины;

- определять взаимосвязь значимых фрагментов;

- объединять фрагменты картины единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают картинки-фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов, пиктограммы.

Описательный рассказ отличается отсутствием временной последовательности, имеет место отношение одновременности. При составлении описательных рассказов метод моделирования просто незаменим и особо актуален. Это связано с необходимостью выделять существенные признаки и основные части (детали) предмета, знать и применять правила построения рассказа.

Для работы в данном направлении использую «Схемы для составления описательных рассказов» авторов Ткаченко Т. А, Арбековой Н. Е.

По мере овладения ребенком навыком описания предмета, включаю работу по сравнению двух предметов. Здесь использую следующую модель: в двух кругах располагаются символы описания каждого из двух предметов. На слайде представлены варианты использования моделей, нарисованных на бумаге, а также фрагмент использования предметов коррекционно-развивающей среды группы, в данном случае – обручи.

Чтобы разнообразить образовательный процесс, сделать его более интересным и значимым для ребенка, повысить интерес к составлению описательных рассказов использую загадки. Ребенок сам подбирает символы для составления модели загадки.

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные картинки;

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Презентация речевое развитие детей дошкольного возраста

    Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развит...

  • Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня.. В основном дети прав...

  • Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

    Обучение дошкольников монологической речи Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения. В связной речи понятие - моноло...

  • Задачи развития речи детей дошкольного возраста

    Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения» Ход педсовета: 1. Вступительное слово зав. по теме педсовета. 2. Разминка. 3. Экспресс – опрос «Развитие речи». 4. А...

  • Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и сери...

  • Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Диагностика по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием Критерии оценки монологической речи Уровень выполнения задания Пересказ Рассказ по серии сюжетных кар...

  • Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко...

  • Методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Коррекция речи у детей дошкольного возраста

    Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР...

  • Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...

  • Технологии развития речи детей дошкольного возраста

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...

  • Методика развития речи детей дошкольного возраста

    Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2) 5. Обучение монологической речи. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ...

  • Презентация развитие речи детей дошкольного возраста

    Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» … Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жи...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...