Методики по развитию речи дошкольников

Консультация «Основные направления по развитию речи дошкольников. Методика обследования речевого развития»

В настоящее время имеются несколько направлений в разработке методики развития речи дошкольников. Определение их эффективности возможно лишь при сопоставлении данных речевого развития детей.

Выявление уровня речевого развития детей важно также при определении школьной зрелости, ибо полноценное овладение родным языком – важнейшая предпосылка успешности в налаживании взаимоотношений с учителем, сверстниками, в усвоении всего того объёма новой информации, которая преподносится детям в словесной форме.

В обучении детей развитию речи выделяются три направления: структурное (формирование звуковой, грамматической стороны речи) ; функциональное (формирование диалогической монологической речи, речевого общения) ; когнитивное или познавательное (развитие элементарного познания явлений языка, речи).

Исследования показали, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при условии, что дети вовлекаются в активную работу по составлению разных вариантов речевых единиц, их изменению и образованию.

В исследованиях второго направления можно найти более четкие критерии связной речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основного показателя связности принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Если в исследованиях первого и второго направлений общение и осознание языковых явлений вступают только как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, то исследования третьего направления прямо нацелены на формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят.

В основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому развитию. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного познания явления языка и речи. Грамматический строй – логика языка, его организующее начало, обеспечивающее использование всех его средств в связной речи. Исследователи детской речи выделяют два взаимосвязанных процесса в освоении грамматики: подражание и языковое обобщение. О важной роли языковых обобщений в освоении грамматики свидетельствуют инновации в сфере словоизменения и словообразования. Языковые инновации – свидетельство того, что ребенок усвоил значение грамматических элементов и правила оперирования ими и применяет эти правила в новой проблемной ситуации.

Один из важных показателей общеречевого развития ребенка – его инициативная речь. Она возникает чаще всего в условиях общения со взрослыми и сверстниками как средство выражения его потребностей. Инициативная речь, таким образом, может служить не только показателем речевого развития ребенка, но и косвенной характеристикой сферы его потребностей. Инициативная речь детей младшего дошкольного возраста возникает прежде всего в связи с познавательными потребностями ребенка, потребностями в эмоциональном общении и в активных действиях, а также с органическими потребностями. В среднем дошкольном возрасте инициативная речь более развита, чем в младшем, как в плане содержания, так и разнообразия форм. Выявлены три коммуникативные ситуации, стимулирующих инициативную речь, а также типология языковых средств, используемых в этих ситуациях. Активность ребенка в инициативной речи оказывалась зависящей от его коммуникативной направленности, запаса жизненных впечатлений, степени эмоциональности, а также от уровня общеречевого развития.

Методика обследования речевого развития

В настоящее время имеются несколько направлений в разработке методики развития речи дошкольников. Определение их эффективности возможно лишь при сопоставлении данных речевого развития детей. Выявление уровня речевого развития детей важно также при определении школьной зрелости, ибо полноценное овладение родным языком – важная предпосылка успешности в налаживании взаимоотношений с учителем и сверстниками, в усвоении всего того объема новой информации, которая преподносится детям в словесной форме.

На основе анализа содержания обучения, выявления проблемных речевых задач, необходимо выделить следующие показатели, характеризующие узловые новообразования в том или ином возрасте и разработать игровые ситуации, в которых эти новообразования смогут проявиться.

Для старшего дошкольного возраста таким основным новообразованием может служить связная монологическая речь. Различия в уровне связной речи проявляются в таких показателях, как самостоятельность (несамостоятельность, контекстность, ситуативность (опора на наглядность, продуктивность (репродуктивность). Для выявления этих параметров следует предложить детям такие виды заданий, как рассказать любимую сказку, обрисовать любимую игрушку, что изображено на картине, придумать историю и так дате.

Рассказывание любимой сказки – наиболее доступный детям вид речевой деятельности. Если же старший дошкольник не может рассказывать сказку, это уже свидетельство неблагополучия в речевом развитии. Рассказ о любимых игрушках, как правило, бывает коротким. Развернутый рассказ на тему из личного опыта свидетельствует о продуктивности и контекстности речи. Наиболее сложное задание – творческий рассказ на предложенную тему. С ним справляются далеко не все дети. Самостоятельное сочинение – показатель продуктивности речемыслительной деятельности, ее контекстности. Дети с низким уровнем развития связной речи ограничиваются перечисление объектов и ответами на вопросы. Если ребенок создает сочинение, в котором изображенное на картине оказывается одним из эпизодов, это свидетельствует о высоком уровне речи, ее продуктивности, контекстности и самостоятельности.

Анализ связных высказываний ребенка позволяет также судить о состоянии звукопроизношения, темпа речи, силы голоса, интонационной выразительности, о богатстве и точности словаря, владении средствами художественной выразительности. Кроме рассказывания, методика включает задания на словообразование и словообразование, на подбор синонимов, антонимов, сравнений, определений и глаголов к заданному слову. Это позволяет собрать дополнительные данные о творческой продуктивности речи, ее образности и грамматической правильности.

Учитывая возрастные особенности детей, методику обследования речи желательно строить как игровое взаимодействие: действие от лица персонажа из театра кукол, игровые диалоги и так далее.

www.maam.ru

Методика развития речи дошкольников (специальная) | Социальная сеть Pandia.ru

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

1. Искусство говорить. Авторский сайт логопеда И. Соловьёвой о культуре речи.

2. Логозаврия. На сайте представлены обучающие и развивающие компьютерные игры для дошкольников и младших школьников, компьютерные учебно-методические программы и комплексыдля образовательных учреждений, разработанные с участием логопедов, психологов, учителей, воспитателей дошкольных учреждений.

9. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

  • наглядный и речевой материал по развитию речи.
  • таблицы, схемы, дидактический материал по изучаемым темам.
  • место преподавателя, столы и стулья для студентов, доска,

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Особенностью построения программы является модульный принцип. Тематическое планирование, темы докладов, вопросы к зачетам и экзаменам переклиуаются между дисциплинами данного модуля, дополняя и перекликаясь друг с другом. , тем самым позволяя студентам на практике интегративную модель обучения.

Компетентностные задачи, решаемые данным модулем, предполагают широкое использование современных образовательных технологий, направленных на активизацию творческой активности студентов. Формирование готовности к творческой педагогической деятельности, способности выбирать и использовать оптимальные приемы и методы обучения и развития полноценной речевой деятельности обеспечивает эффективность их учебной и познавательной деятельности.

Построение процесса обучения в рамках модуля базируется на характерных особенностях составляющих его учебных дисциплин. Это способствует формированию не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и позволяет студентам постепенно овладеть творческим отношением к деятельности, избегать стереотипов, развивать самостоятельное творчество.

Обучение строится с учетом последовательного овладения конкретными технологиями развития речи у дошкольников с ОВЗ. Виды практической деятельности и последовательность проведения практических занятий определяется возрастными особенностями речевого развития детей, а также характерными особенностями речевого развития детей с различными речевыми расстройствами. Обучение в рамках дисциплины «Методика развития речи (специальная) » направлено:

  • обеспечение преемственностти между дошкольным и школьным периодами обучения,
  • на интегрированный подход к обучению детей с ОВЗ:
  • формирование и речи детей с ОВЗ в процессе ознакомления с окружающим миром, труде, быте, национальных традициях народа;
  • использование литературных и художественных произведений, произведений фольклорного характера;

Основу содержания дисциплины составляет знакомство с традиционной методикой развития речи у детей с нормой, а также с авторскими методиками развития речи у детей как с нарушениями речевого развиттия, так и с другими видами развития детей: ЗПР, УО, РДА, нарушения сенсорного развития, ДЦП. Тем самым создаются предпосылки к профессиональной деятельности в коррекционных учреждениях 1-8 вида разной ведомственной пренадлежности.

При проведении занятий могут использоваться проблемное обучение, проектная деятельность, мастер-классы и посещение занятий в логопедических и других коррекционных группах., тренировка профессиональных навыков проведения занятий, подготовка наглядно-дидактического материала для проведения фронтальных занятий по развитию речи детей с ОВЗ.

На самостоятельную работу студентов выносится :

  • изучение первоисточников по проблемам развития речи детей с ОВЗ:
  • разработка развернутых планов-конспектов по развитию речи дошкольников с ОВЗ по разным направлениям коррекционной работы;
  • подготовка демонстрационного и раздаточного материала для проведения индивидуальных и фронтальных занятий с детьми с ОВЗ разных возрастных групп (3-7 лет)
  • проведение сравнительного анализа разных авторских методик по развитию речи дошкольников с ОВЗ, учебных и методических пособий по развитию речи детей с ОВЗ,

11. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

1. Место методики развития речи (специальной) в ряду педагогических дисплин.

2. Междисциплинарные связи методики развития речи (специальной ) .

3. Особенностти речевого развития детей раннего возраста.

4. Онтогенз речевой деятельности детей с нормой речевого развития.

5. Содержание работы воспитателя по развитию речи детей по возрастным группам.

6. Цели и задачи развития речи детей в общеобразовательных ДОУ.

7. Основные направления работы по развитию речи дошкольников.

8. Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста.

9. Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка дошкольного возраста.

10. Формы проведения занятий по развитию речи детей дошкольного возраста.

11. Содержание методической работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

12. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ.

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от количества обучающихся.

Критерии оценки работы студентов:

  • прочность усвоенных знаний, степень самостоятельности при подготовке к практическим и семинарским занятиям;
  • умение проводить сравнительный анализ различных методических подходов к развитию речи детей с ОВЗ и нормой речевого развития.
  • творчество и самостоятельность при составлении конспектов индивидуальных и фронтальных занятий с детьми с ОВЗ.

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА - СИСТЕМА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ООП.

Дисциплина делится на ряд самостоятельных, логически завершенных разделов для проведения по ним контрольных мероприятий, оцениваемых в рейтинговых баллов.

ЦЕЛИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ.

1. Получение достоверной, комплексной и объективной оценки качества работы студента.

2. Стимулирование повседневной систематической работы студентов.

3. Повышение мотивации студентов к освоению дисциплины.

4. Определение реального места студента среди своих сокурсников.

Откройте аккаунт, оплатите тариф, размещайте коммерческие статьи и ссылки. От 3 до 7 долл. в месяц.

5. Снижение роли случайных факторов при сдаче зачетов и экзаменов.

ПРИНЦИПЫ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ.

1. Единство предъявляемых требований к работам студентов.

2. Регулярность и объективность оценки результатов работы студентов.

3. Открытость и гласность результатов успеваемости студентов для всех участников образовательного процесса.

4. Строгое соблюдение учебной и трудовой дисциплины всеми участниками образовательного процесса.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.

1. Текущий контроль-контроль освоения тем дисциплинарного модуля.

  • проводится на каждом виде аудиторного занятия, обеспечивая обратную связь.
  • количество проверок определяется преподавателем самостоятельно.

Оптимальными формаим текущего контроля являются :

  • Устный выборочный опрос;
  • Письменный и устный фронтальный опрос;
  • Практические задания;
  • Проверочные работы;
  • Индивидуальные домашние задания.

2. Рубежный контроль – контроль освоения одного или нескольких дисциплинарных модулей, а также контроль выполнения и защиты курсовой работы.

Оптимальными формами рубежного контроля являются:

  • Устный опрос.

Подробней на сайте pandia.ru

Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособ

§ 1. Предмет методики развития речи и задачи курса

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:

  • чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения) ;
  • как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи) ;
  • почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи) .

«Чему учить» – означает создание программ, дидактических пособий; «как учить» – разработку путей и методов развития речи, систем занятий и упражнений, методических рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи. Третий вопрос предполагает обоснование выбираемой методики, а также проверку программ и методических рекомендаций на практике (СНОСКА: Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. С.59-60) .

Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях:

из 410

Ссылка на источник pedlib.ru

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников. Методы, средства, приемы.

К методам развития речи у дошкольников относятся: 1) наглядные ( непосредственные: наблюдение и осмотр чего-либо (рассматривание) , экскурсия; опосредованные : изобразительные средства, фотографии, кинофильмы, анимационные фильмы. ) 2) словесные ( художественное слово, чтение, заучивание, пересказ, беседа, требующая опоры на наглядность.) 3) практические ( усвоение и совершенствование речевых умений и навыков в игровой деятельности: дидактические игры, игры-драматизации, игры-инсценировки - их целью является воспитание культуры поведения детей, обогащение словарного запаса языка.) 4) метод моделирования. Авторами данного метода являются Венгер Л. А., Эльконин Д. Б., Ветлугина Н. А. В основе метода- принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать затруднения, переживая положительные эмоции - удивление, радость успеха. Для данного метода необходимо учитывать у дошкольников уровень умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач.

К средствам развития речи относят: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда; -обучение родной речи на занятиях; -художественная литература; -различные виды искусства; -театрализованная деятельность; -пальчиковая гимнастика; -артикуляционная разминка.

Основные приемы развития речи дошкольников, считает часть исследователей, являются прямые ( объяснение, речевой образец, указание) и косвенные ( напоминание, реплика, подсказка) .

Но некоторые исследователи выделяют следующий ряд приемов развития речи у дошкольников: 1) наглядные: показ иллюстраций, показ положения органов при артикуляции; 2) словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопросы (репродуктивные, проблемные) ; 3) игровые: игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр.

Таким образом, с помощью методов, средств и приемов развития речи дошкольников можно достичь основной цели: общее развитие ребенка и подготовка его к образовательному процессу в школе.

Элементы «Мастерской творческого письма» по теме: «Речевое развитие дошкольников».

Коллегам предлагается выполнить ряд заданий, которые в итоге мероприятия дадут конечный продукт их деятельности. Задания предназначены для групп.

Время каждого задания ограничено: 7-10 минут.

Задание 1. Ответьте на вопрос: «Что означает речевое развитие ребенка?», записав ответы одним словом в столбик. Вариантов может быть несколько. Озвучиваем ответы.

Задание 2. Ответьте на вопрос: «Какую цель преследует развитие речи?» одним предложением, используя ответ первого задания. Озвучиваем ответ.

Задание 3. Создайте схему, рисунок, алгоритм: « С помощью чего достигается данная цель( из задания 2) ». Озвучиваем ответ.

Задание 4. Создать элемент дидактического материала для использования его на занятиях по развитию речи. Совместная работа в группах. Используем раздаточный материал : листы бумаги, маркеры, кубики, цветная бумага, клей, ватман, мячики, кегли, детские журналы, ножницы, ленты, упаковочный материал.

Итоговый продукт – творческий материал для практического применения!

Воспитатель ГБДОУ№ 67 Невского района г.

Санкт-Петербурга Друзяк С. В.

Материал nsportal.ru

Методы и приемы развития речи

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике

Метод обучения — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков. В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов. Наглядные методы.

Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения,педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.

Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах) , описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.

Словесные методыв детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой.

Используются и более сложные методы — заучивание наизусть, пересказ. Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без показа) , и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых) . В старших дошкольном возрасте для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы. Словесные методытребуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций) , или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов, появление разгадки — предмета и т. д.) .

Практические методы.

Цель этих методов - обучить детей практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) — универсальный метод закрепления знаний и умений.

Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию.

При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы трудового характера. К практическим методам следует отнести наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера.

Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см) , что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный эффект, комплекты кукольной одежды, обуви, а также наличие разнообразных гигиенических принадлежностей. Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом. Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное) .

Прием — это элемент метода.

В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов.

Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые. Наиболее распространены следующие словесные приемы.

Речевой образец— правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания.

Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами—пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, неторопливо.

Повторение— преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей) , а также хоровое.

Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания воспитателя обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение— многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи— развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей.

Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.

Вопрос — словесно обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что?

Какой? Где? Куда? Как? Когда?

Сколько? и т. п.) ; более сложная категория — поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.) . По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие.

Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения) , показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.— также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?») , красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.

Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие — план, варианты плана, вопросы — будут дополнительными.

На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным — коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы — ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль. Косвенными приемами, являются такие приёмы как напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика. В методике приемы развития речи называют по-разному. Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие:

- «приемы работы по развитию речи»,

-«приемы воспитания правильной речи»,

-«приемы для решения речевой задачи».

Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Для успешного осуществления воспитательно-образовательных задач необходимо наличие благоприятных условий.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие д

Предлагаемые методики обследования могут быть использованы для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста. В первом разделе представлены материалы по педагогической диагностике, направленные на выявление речевых умений и навыков детей на протяжении дошкольного детства.

Эти методики соотносятся с выполнением программы по развитию речи, разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Они выявляют овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые умения при построении связных высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение) . В разделе также раскрываются стандартные требования, предъявляемые к речи взрослых и детей.

В свете этих требований рассматриваются конкретные речевые задачи: лексическая работа, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи. Выполнение предлагаемых заданий по всем возрастным группам должно показать степень овладения программными задачами.

Необходимо подчеркнуть условность балльных оценок — они вводятся лишь для того, чтобы выявить уровень речевого развития. При этом обязателен и качественный анализ детских высказываний. Оценки даются ответам детей всех возрастных групп, при этом важно соотносить их с теми требованиями, которые изложены в программе.

Таким образом, обследование могут проводить прежде всего те педагоги, которые знакомы с этой программой. Результаты диагностического обследования дадут педагогу общую, предварительную картину речевого развития детей и помогут наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком.

Если у ребенка имеются недостатки в звуковой стороне речи, надо уделить особое внимание работе над звукопроиз-ношением, дикцией, темпом, силой голоса, интонационной выразительностью (в зависимости от того, какой элемент звуковой культуры речи требует доработки) . Однако это не означает, что отпадает необходимость углубленно работать над другими сторонами речи (лексической, грамматической) . Напротив, эта методика поможет выявить линии сочетания разных речевых задач на специальных занятиях, в индивидуальных играх и упражнениях, которые могут проводиться в утренние или вечерние часы. К этой работе могут привлекаться и родители, общение с которыми доя ребенка является мощным фактором его речевого развития.

из 273

Подробней на сайте pedlib.ru

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения - способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.

В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов. Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов.

Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи.

С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах) , описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой.

Используются и более сложные методы - заучивание наизусть, пересказ. Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без показа) , и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых) . В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций) , или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки - предмета и т. д.) . Практические методы.

Цель этих методов - обучить детей ва практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию.

При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи) . К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см) , что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей.

Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное) . Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания.

Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами-пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости.

Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо. Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей) , а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение.

Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко. Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отлячие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей.

Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи.

Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» - попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко - похвалой, замечанием, порицанием.

Вопрос - словесноо обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой?

Где? Куда? Как? Когда?

Сколько? и т. п.) ; более сложная категория - поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.) . По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие.

Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определитъ место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку. Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия {в игре-драматизации, в чтении стихотворения) , показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.- также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

В развитии речи дошкольников очень важны игровые прагмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов) . На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку) , употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты) . Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?») , красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.

Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие - план, варианты плана, вопросы - будут дополнительными.

На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным - коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы - ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль. Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова) , объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов) .

В методике приемы развития речи называют по-разному. Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие: «приемы работы по развитию речи», «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения речевой задачи». Эти термины также имеют право на существование.

Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий) . Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др. Приемы развития речи составляют основную специфику методики.

Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.

Для успешного осуществления воспитательно-образовательных задач необходимо наличие благоприятных условий. Их создание, а также постоянный контроль за выполнением программы педагогами и усвоением ее детьми - должностные обязанности заведующей и воспитателя-методиста. Об этом будет сказано в последующих темах.

А. М. Бородич Методика Развития речи дтей. М.1981.

Читать далее www.i-gnom.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Развитие связной речи дошкольников в условиях фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Ушакова о с развитие речи дошкольников

    "Программа развития речи дошкольников" Дополнительная общеобразовательная программа Ушаковой О. С. «Программа развития речи дошкольников» Речевое развитие дошкольников в детском саду осуществляет...

  • Программа развития речи дошкольников ушакова о с

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Комплексное развитие речи дошкольников

    Реферат на тему Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита 2. Методика развития словаря у детей дошкольного...

  • Задачи развития речи детей дошкольного возраста

    Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения» Ход педсовета: 1. Вступительное слово зав. по теме педсовета. 2. Разминка. 3. Экспресс – опрос «Развитие речи». 4. А...

  • Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

    Обучение дошкольников монологической речи Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения. В связной речи понятие - моноло...

  • Игровое развитие дошкольников педсовет

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Речевое развитие дошкольников

    Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность (1 часть) Инновационный педагогический опыт по теме: «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследов...

  • Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко...

  • Методические принципы развития речи детей дошкольного возраста

    Система работы по разделу «Коммуникация» 2 слайд Основная цель работы по развитию речи – овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. 3 слайд … достигаетс...

  • Связная речь дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...