Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

30.10.2014 22:42

Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Швалева Жанна Борисовна, ГБДОУ Детский сад №4, Санкт-Петербург

Меняется мир - меняются и дети. Меняющийся ребенок требуют иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают холодными и не интересными фактами.

Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребёнку пользу, он должен иметь для него смысл.

Поэтому, образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.

Организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом помогает использование мультимедийных пособий, которые могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной. Поэтому, применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в работе с детьми заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности. Мультимедийные презентации - это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности (реакцию на действия пользователя) .

Использование ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

В педагогической деятельности музыкального руководителя компьютер выполняетроль:

- источника информации;

- наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации) ;

- средства хранения необходимых для работы материалов.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании детейдает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:

- улучшается запоминание пройденного материала;

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;

- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий .

- позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.

- делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

- помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

- позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;

- активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;

Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания различных видов музыкальных деятельности.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно с помощью мультимедийного проекторного экрана. Рассмотрим возможности использования видео - презентаций по основным видам музыкальной деятельности.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально-дидактических игр.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео…

С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео - ролики.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная шкатулка»

Ход игры: Дети слушают отрывок знакомого музыкального произведения.

Задача: Узнать музыку, вспомнить название и композитора.

При правильном ответе дети слушают это произведение целиком.

На экране идёт мультипликационный фильм, созданный на эту музыку.

Видео-приложение к пьесе Кабалевского «Ёжики»

Видео-приложение к пьесе К. Сен-Санса «Кукушка в глубине леса»

И т.д.

В музыкально - ритмических движениях имеют место красочные презентации, видео - клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений,различныхтанцевпомогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Очень эффективны и нравятся детям игры на перестроения и ориентировку в пространстве.

Ход игры: красные шарики-девочки,синие шарики-мальчики, экран-пространство зала.

Задача: Найти своё место в зале, согласно схеме.

Игра «Раз , два, три, повтори!»

Следующий вид деятельности - пение. Пениезанимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий.

Для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни, может использоваться презентациикразличным песням.

Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, может использоваться видео с записью хорошо поющих детей, профессиональных певцов. Видео - иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона.

Бабочка присела на цветок,

(Анимация: бабочка летит вверх согласно мелодии распевки, цветок появляется издалека) .

Как она красива, ох, ох,ох!

(Анимация: бабочка вращается, затем летит вниз согласно мелодии распевки) .

Применение мультимедиа в обучении пению, может значительно повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте - это различные символы, знаки, наглядные модели.

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. Одну из разновидностей моделей мы рассмотрели в игре «Шарики» Ещё одной из разновидностей является мнемотаблица.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, облегчающая процесс запоминания информации. Например, на каждое слово или словосочетание, в тексте придумывается картинка (изображение) . Таким образом, текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Осень, как рыжая кошка,

Материал с сайта ext.spb.ru

музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в семье

Дошкольное развитие, Семья, Творческое развитие

Песня начинается с колыбели. Только что родившийся малыш слышит ласковые напевы от мамы, чуть позже он и сам начинает подпевать и вторить знакомым мелодиям. Педагоги отметили, что уже к трем годам у ребенка формируется навык пения.

Ну а если вы хотите этот дар развить, привить ребенку чувство ритма и любви к музыке, – нужно задуматься, как и где вы будете это делать.

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Поем дома

«Мы едем-едем-едем…», «Антошка, Антошка…», «Тили-тили, трали-вали…» и другие детские песенки, на которых выросло не одно поколение, служат той базой, на которой можно выстроить музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в семье. Напевать песенки рекомендуется всегда, когда вы заняты с ребенком совместной деятельностью.

Лепите – пойте о героях творчества, делаете уборку игрушек – пойте, купаете любимчика – пойте. Малыш постепенно выучит слова без специального зазубривания, просто повторяя за вами. Потом он начнет пробовать солировать, – предоставьте ему такое право!

Иногда дети сочиняют песенки сами: от мотива до слов. Это, конечно, могут быть нелепые творения, но они такие милые. Не позволяйте себе насмехаться над творчеством ребенка, ведь в дальнейшем из них могут родиться шедевры.

Но главное, что дитя начинает чувствовать музыку, ощущать ее вкус, красоту, любить ее.

Полезная классика

Существует утверждение, что ребенок, который в утробе матери слышит классическую музыку, вырастает не только спокойным, но и певчим. В чем тут секрет? Все очень просто: он еще не родился, но он живет: спит, кушает, слышит. «Чистая» музыка становится основой формирования психики и правильных эмоций.

Не оставляйте хорошей привычки и включайте классику минут на 30 каждый день. Вам может казаться, что ребенок занят своим делом и не обращает внимание на звуки, но целительная сила музыки проникает в самую душу человечка и делает свое дело.

В детский сад – как на сцену

Отлично, если после трех лет ребенок отправляется в детский сад. Современная программа развития дошкольников предусматривает музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях. Как правило, на специальных занятиях дети не только учатся слушать музыку, но и петь, танцевать и играть.

В последнее время стала очень популярна логоритмика. Большой плюс такой гимнастики в том, что она:

  • развивает восприятие музыки
  • стимулирует речевое развитие дошкольников.

У креативных музыкальных руководителей все идет в ход. Замечательно, если периодически они вместе с детьми ставят музыкальные сказки, где каждый малыш получает свою роль и учится ее пропевать. Они учатся чувствовать музыкальную интонацию, мелодию, развивается слух.

А не купить ли нам барабан? Польза музыкальных игрушек

Замечательно, ели вы понимаете важность музыкального развития. Тогда вам не нужно объяснять, что желание ребенка иметь дома барабан – это не для того, чтобы стучать вам по нервам. Вы будете терпеливы и мудры, когда малыш будет стучать беспорядочные звуки.

Игра на инструментах – прекрасная методика формирования музыкального вкуса.

Многие родители записывают детей в музыкалку. Но ими часто руководит тщеславие. Правы те мамы и папы, которые будут относится к занятиям ребенка в музыкальной школе как к одному из необходимых жизненных навыков.

Только специальные педагоги смогут развить у ребенка певческий голос, – это очень серьезная и планомерная работа. Начинать ее можно уже с трех лет, когда ребенок способен оценить, нравится ему это или нет. Как правило, нравится.

Занятия музыкой способны доставить ребенку массу положительных эмоций, сделать его разносторонним человеком, а возможно и счастливым!

Похожие статьи:

Ссылка на источник razvitiedetei.info

«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с классической музыкой».

« Музыка одна может перенести

трепет одной души в другую».

A. Герцен

Главные задачи:

I. Развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку, привитие интереса и любви к ней.

2. Поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у детей развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.

3. Привить детям вкус к хорошей музыке. Важно с малых лет создать для ребёнка благоприятную музыкальную среду.

4. Познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом и т.д.

Моя задача - научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве. Свою работу в детском саду я начала с создания атмосферы прекрасного.

Постоянно совершенствую интерьер зала, который способствует познавательному, эстетическому развитию детей, вызывает положительные эмоции. Периодически меняю выставочные экспозиции к предстоящим праздникам. Обновление - неиссякаемый источник детского интереса. Входя в зал, дети не могут удержаться от восклицания: «Как красиво!»

В групповых музыкальных уголках имеют фонотеки с записью классической музыки, портреты композиторов, музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры - все это даёт возможность детям закреплять в группах полученные на занятиях знания. Письменные консультации для родителей периодически обновляются.

Я использую музыку зарубежных, русских и советских композиторов на праздниках и развлечениях, в драматизациях музыкальных сказок, на музыкальных занятиях практически во всех видах деятельности.

Отрывки музыкальных произведений классиков я использую в работе над музыкально- ритмическими движениями. Классическая музыка очень яркая, самобытная, выразительная и даёт большой простор для фантазии.

Я использую её для развития танцевальных игр- импровизаций с детьми, а также при разучивании танцев:

-танец снежинок «Вальс» Грибоедова или « Святки» Чайковского-танец гномов «Музыкальный момент» Шуберта, « Шествие

гномов» Э. Грига -танец подснежников «Мелодия» Рубиншейна

-ганец гусаров и дам «Вальс» Чайковского

-танец 5 минут «Шутка» Баха -вальс с цветами «Вальс» Штрауса

В своей работе использую программу Радыновой « Музыкальные шедевры». Разделение музыкальных произведений по темам: «Сказка в музыке», «Природа и музыка», « Музыка о животных и птицах», «Настроения и чувства в музыке» помогают интересней проводить занятия, лучше усваивать музыкальные произведения.

Я практикую слушание классической музыки, начиная с ясельного возраста, ненавязчиво, как с установкой на её восприятие, так и без установки( как фон) и дети не умеющие говорить, эмоционально откликаются на характер музыки. Классическая музыка- очень сильный способ воздействия на ребёнка и если построить занятия увлекательно и ярко, дети заинтересуются этой прекрасной музыкой, к которой у них есть предрасположенность и вкус.

Произведения предлагаю небольшие, яркие, не очень быстрые по темпу, зная, что объем детского внимания невелик. Громкое звучание возбуждает детей, а быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. Па слушание надо настроиться.

Я сама слушаю внимательно, с интересом, дети видят мой настрой, тоже включаются в процесс, меньше отвлекаются. Иногда, во время слушания музыки, зажигаю свечи. Создаётся особая атмосфера, общения детей с музыкой. Здесь слова не нужны.

Но такие занятия должны быть редкими, потому что могут обесцениться, стать обыденными.

На занятиях по слушанию музыки предлагаю детям послушать «живой звук» на фортепиано, аккордеоне и конечно записи из нашей фонотеки. Дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому необходимо создавать максимально благоприятные условия для их развития.

Я стараюсь найти в музыкальном произведении нравственную сердцевину и донести до детей. Убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму.

Не надо чересчур оберегать детей от сильных переживаний. Ребенку нужна вся гамма чувств- это путь к развитию человечности.

Для лучшего восприятия классической музыки я использую стихотворения и иллюстрации к музыкальным произведениям, а также музыкально - дидактические игры: «Солнышко и дождик», «На чём играю?», «Музыкальные инструменты», « Какого цвета музыка?», « Весело и грустно» «Море», «Три чуда», « День и ночь», « Отгадай время года», « Отгадай жанр», «Музыкальные загадки», «Назови композитора», «Музыкальная палитра», «Музыкальный светофор» и др.

Я систематически провожу обучение детей навыкам элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах. Знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра по группам: ударные, клавишные, смычковые, щипковые, духовые. В старшей группе мы слушали стеклянные, деревянные, металлические звуки и знакомились с инструментами подходящими по звучанию к этим группам.

Дети обычно сами интуитивно выбирают подходящие инструменты к данному произведению. Явыступаю в роли дирижёра. Импровизации под

фонограмму помогают детям лучше запоминать название произведения и композитора.

В своей работе при знакомстве детей с жизнью и произведениями композиторов особое внимание учу детей тщательно вслушиваться в каждую музыкальную фразу, улавливать смену настроения, динамические и темповые изменения. Знакомлю детей со структурой музыкального произведения

( песня состоит из вступления, куплета, припева, проигрыша) . Учу детей различать инструментальную и оркестровую, органную и вокальную музыку. Дети знают такие понятия как: оркестр, балет, опера, гимн, композитор, музыкант, солист, певец, хор, а также элементарную музыкальную грамоту.

Широко использую классическую музыку для развития детского музыкального творчества. Предлагаю детям прослушать музыку (не называя композитора и названия пьесы) , поделиться своими впечатлениями, пофантазировать.

Затем в зависимости от ответа ребёнка, предлагаю ему исполнить этюд импровизацию или нарисовать рисунок ( то что он представил) . Ведь дети рисуют себя, свое настроение и восприятие. Это не только обогащает и развивает музыкальный слух и память детей, но и помогает творческому самовыражению каждого ребёнка, воспитаний эстетического вкуса, повышения их активности и нравственного становления.

К сожалению, у нас в городе нет театра, где дети могли бы послушать «живую музыку». Дорогими и желанными гостями бывают у нас учащиеся со школы Искусств с концертами и приезжают артисты Калининградской филармонии с музыкальными сказками.

Так наши дети впервые увидели и услышали настоящую арфу, которая сопровождала любимую сказку «Золушка». А так же познакомились со звучанием флейты и скрипки в сказке «Новые приключения Буратино». У детей остались яркие воспоминания от такого общения с миром музыки.

Обучая на образцах прекрасного, мы взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.

Провела занятия « Детские песни Шаинского», « Музыка

П. И. Чайковского», «Путешествие в страну музыки», «Встреча с музыкой». «Кабалевскому-100лет», «Мы любим музыку» и др.

В конце года провожу «Музыкальные конкурсы» по подгруппам или между двумя группами, в которых дети показывают свои знания полученные за год.

Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, я не ставлю себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов. Я хочу заложить частицу, доброго, светлого и чистого в сердца детей. В своей работе я стараюсь вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающегомира, научить детей слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами,но исердцем.

Музыку называют временным искусством. Но вопреки этому я верю, что она сможет затронуть струны детской души и сделать наших детей добрее. Именно от того, какимибыли первые музыкальные впечатления,во многомзависит мировосприятие человека в целом.

Классическая музыка играет важную роль в моейработе помузыкальному воспитанию детей. Музыкально-развитые дети проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно стимулирует интеллектуальное развитие ребёнка.

4

Подробней nsportal.ru

Беседа с родителями

«Музыкальное воспитание, развитие музыкального слуха детей дошкольного возраста»

«Говоря о воспитании детей, о приобщении их к искусству, мы хотим, чтобы они были культурными, образованными, общительными, творческими людьми; мы хотим привить им нравственные моральные качества, научить уважению к другим и самоуважению, в конце концов – научить их жить в соответствии с внутренним голосом и не быть заложниками обстоятельств». Такова позиция ведущего методиста Международного центра музыкального образования Татьяны Смирновой.

- Вряд ли найдутся педагоги или родители, которые эту позицию оспорят или скажут: нет, нам это не интересно. Именно это и интересно!

Задача нас взрослых – научить ребенка не только одеваться, аккуратно кушать и говорить «спасибо», а научить учится (причем – легко учится) , научить общаться, трудится, любить и быть любимым, видеть богатство мира и его многообразие, чувствовать его красоту и этим жить.

На первом месте должна быть задача развития эмоциональной сферы ребенка, без чего невозможно восприятие искусства.

В раннем возрасте возможности обучения профессиональным навыкам крайне ограничены: ребенок не может выполнять сложные движения, тяжело воспринимает знаки (ноты, буквы, цифры) , но при этом обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением,но благодаря возрастным особенностям дети моментально входят в образ и начинают в нем жить. Протяни ребенку пустую ладонь и скажи: возьми яблоко! И он будет «брать», «откусывать», потому что этот предмет для него совершенно реален, в детях эта вера, эта готовность играть настолько ярко выражены, что и звуки они воспринимают как реальный образ.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения.

Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Возраст от 3-х до 6 лет является сензитивным для того, чтобы развивать следующие "составляющие" личности ребенка посредством музыкального искусства:

-мышление как способность анализировать, видеть суть явлений, совершать осознанный выбор, осваивать различные типы поведения;

чувственно-эмоциональную сферу (как спектр эмоциональных состояний) , вариативность реакций (то есть не только смеяться или плакать) , способности к сопереживанию, интереса к учебе, жизни, понимания своих и чужих чувств, умения управлять ими;

-личностные качества (как черты характера) , например: жизнерадостность, лидерство, самостоятельность, ответственность, активность, уверенность в себе, независимость, доброжелательность, отзывчивость и другие качеств современного человека;

-пластика, красивые движения;

танцевальная импровизация (создание и исполнение собственного танца) ;

актерские способности (умение выражать себя и владение собой в разных ситуациях) .

Методы обучения в семье

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод- основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности) .

Наглядно-зрительный методв семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко.

Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный методтакже очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия) .

Практический метод(обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте) , насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой) .

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание записей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыкиодновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием) . Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий.

Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Существует мнение что, что музыкальный слух есть у всех детей, однако далеко не все дети могут пропеть чисто и правильно даже простую песенку. Часто не получается потому что ребенок, не владеет своим голосом, слышит старается, но ничего не выходит . Для развития музыкального слуха нужно воспитать умение слушать и слышать. Пению, восприятию музыки ребёнка следует учить также, как учить говорить.

С первых дней своей жизни ребенок слышит человеческую речь, воспринимает ее. Начинает говорить, подражая тому, что слышит. А что получается с музыкой с пением?

Много ли ребенок слышит хорошей музыки, слушает ли взрослые дома классику, является ли музыка из жизненной необходимостью? Если в раннем детстве малыш слушает хорошую музыку , красивое чистое пение, то это войдет в его жизнь естественным образом.

Он будет слушать и петь сам, надо только подтолкнуть его к этому во время игры. Учиться, играя интересно всем, даже у взрослым ,что уж говорить о детях.

Играя в солдатиков,например, можно одновременно послушать пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из детского альбома. Пусть ребенок слышит в ней марширующих солдат, сражение, возвращение с победой. Предложите нарисовать то.

Что слушал в музыке.

В детском альбоме 24 пьесы, 24 эпизода из жизни ребенка. Три из них «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», расскажут трогательную историю про куклу, которую однажды забыли под дождем; кукла была тряпичной поэтому промокла и заболела. Бедная девочка так огорчилась, что пришлось подарить ей новую куклу.

Слушая музыку вместе детьми , мы раскрываем им мир звуков. И в чем раньше начнем знакомить малыша с музыкой, тем лучше.

Ребенок, у которого много звуковых впечатлений, легче научиться петь. Конечно, хорошо когда малыш слышит красивое чистое пение. Подражая ему он сам начинает петь.

Но не всегда бывает так. У некоторых детей музыкальный слух развивается медленно, и от взрослых, желающих помочь своим детям, требуется большое терпения и последовательные действия.

Сначала учим малыша петь простые песенки на одном повторяющимся звуке. Песенку придумаем сами - возьмем любимые стихи и распоем их. Повторяем песенку несколько раз, это очень важно для того, чтобы она запомнилась. Песенку может петь птичка, и мишка, и кукла Маша (так дети узнают высоких. низких, средних звуках)

Когда ребенок научиться петь простую мелодию, повторяя один тот же звук, можно показать песенку посложнее -из двух звуков.

Покажем ребенку два колокольчика, один побольше-звук пониже, другой поменьше- звук повыше. Песенка колокольчиков состоит из двух звуков: Динь-динь-динь-динь. Загорелся кошкин дом!

Вот так от простых песенок постепенно более сложным, обязательно постоянно повторяя первые простые песенки, но повторяя не скучно, не однообразно, а каждый раз как бы по-новому.

Для песенок выбираем яркие, легко запоминающиеся стихи. Очень важно придумывать вместе с ребенком и слова и мелодию. Пусть первую песенку почти всю очинил папа, но в следующий раз малыш попробует сделать все сам.

Радуйтесь успехом маленького композитора и не жалейте искренних похвал!

Для развития музыкального слуха необходимо и воспитание чувства ритма. Далеко не все дети могут правильно выдержать все длительности в песенке, прохлопать в ладошке какой-нибудь ритмический рисунок.

Простучим в ладошки «Динь-дон». Нам взрослым кажется, что это простое дело, но не для детей особенно маленьких. Воспитание должно быть последовательным.

Самым маленьким необходимо научиться повторять ровные, одинаковой длительности хлопки, запоминая их количество, затем малышам нужно показать, что слова делятся на слоги.

Пропойте им следующую песенку: « Та-ня, Та-неч-ка, Та-ню-шеч-ка». Говорим и хлопаем в ладоши. После того как ребенок это усвоит, проговорим и простучим маленькое стихотворение.

Ребенку можно объяснить, что звуки бывают длинные и короткие, показать движением руки (короткие и длинные взмахи) или нарисовать капельки дождя: крупные и мягкие. Можно объяснить что долгие звуки соответствуют шагам, быстрые-бегу.

Ни в коем случае нельзя «давить» на ребенка. Не получается сегодня оставьте, в следующий раз он сделает больше.

Существуют различные методики для музыкального развития малышей ,в том числе в семье, одной из таких методик является методика раннего развития Железновых «Музыка с мамой»,познакомившись с которой мамы вполне могут начинать занятия в самом раннем возрасте, постепенно усложняяя и дополняя занятия с учётом особенностей развитии ребенка. Накапливаемые за этот период музыкальные впечатления во многом определяет в дальнейшее отношение ребенка к музыке.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности.

Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Встреча с музыкой -это всегда большая радость, живой интерес и желание самому ощутить себя в этом красивом многообразном мире- мире музыки.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме: