Нарушение речевого развития детей дошкольного возраста

Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно-произносимые звуки. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на верхней губе.

Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению. А чтобы детям всегда было интересно, создаю разнообразные пособия. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них. После того, как ребенок хорошо усвоит правила вдоха и выдоха, усложняю задания. Эти задания способствуют развитию мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

Пособие «Лишние яблочки».

На картинке яблоня с яблоками. Отдельно мелкие яблочки. Предлагаю ребенку разложить на дереве яблочки, а еще закрыть яблоки, которые уже есть на яблоне. Затем попробовать сдуть лишние яблоки. Уже то, что ребенок сам раскладывает яблоки, а затем пытается все их сдуть, вызывает у него положительные эмоции и желание повторить снова.

Пособие «Ну-ка зеркало скажи».

Предметная картинка «зеркало», разрезные кусочки зеркала, предметные картинки. Первоначально логопед кладет на середину зеркала картинку, затем закрывает ее кусочками разрезного зеркала. Ребенок не должен этого видеть. Перед упражнением педагог загадывает ребенку загадку. А он говорит ему ответ. Затем логопед предлагает проверить, правильно ли он угадал, а для этого нужно сдуть кусочки зеркала. После того, как ребенок сдул кусочки, на зеркале видит картинку. Это один из вариантов. Далее ребенок сам выкладывает любую картинку, закрывает ее кусочками зеркала для следующего ребенка.

Второй вариант. Это когда на зеркало логопед кладет картинку, которую надо будет раскрасить. Это тоже вызывает эмоциональный отклик у ребенка, так как он не знает, какая там картинка. И всегда с интересом это ждет.

Третий вариант. Это когда дети знакомятся с буквами. Логопед может загадать загадку или прочитать стихотворение на эту букву, а ребенок отгадывает, а затем проверяет свой ответ. После того, как сдует кусочки зеркала. Если это цветные картинки, то можно дать задание придумать слова на эту букву. А если это картинки-раскраски, то ребенку предлагают раскрасить эту букву и приклеить в тетрадку.

Четвертый вариант. Логопед может использовать это пособие, когда проходят определенную лексическую тему, используя картинки. (Например «Транспорт», «Игрушки», «Овощи» и др.)

www.maam.ru

Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Каждый человек всю жизнь доводит до совершенства свою речь, овладевая богатством языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление.

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. К сожалению, в настоящее время, живое общение чаще всего заменяет компьютер и телевидение. Вследствие чего, постоянно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится актуальной проблемой в современном мире.

Хорошо развитая речь помогает ребенку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, взрослыми, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.

Овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания для полноценного развития личности ребенка.

Речевое развитие ребенка осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из них является театрализация.

Театрализованная деятельность – это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием песен, импровизацией. Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, со взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрепощаются.

Исследования, проведенные Т. А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показали, что театрализованные игры способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельное театрально-игровая деятельность, включающая в себя не только действия детей с куклами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнения песен от лица персонажа, напевания, их инсценирования).

Театрализованные игры являются играми – представлениями. В них с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм у детей развивают эмоциональную сферу, расширяют и обогащают опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. Играя в театр дети с нарушением речи могут самостоятельно анализировать основные характеристики звука, улучшают звукопроизношение, учатся соотносить внутренний выбор коммуникативных воздействий с внешним выражением их интонаций, повышают эмоциональный интеллект (узнают как преодолевать волнение, убеждать и увлекать слушателей, поддерживать интерес аудитории, предавать яркость и индивидуальность образов выступления, контролировать поведение.)

Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольника (сочинение сюжетов сказок или импровизация заданного сюжета). Театрализованная деятельность может быть своеобразным шагом интеграции в обществе и является эффективным средством развития выразительности речи у детей с нарушениями речи.

Для реализации коррекционной работы с детьми с нарушением речи через театрализованную игру, в нашей группе сложилась традиция театральной пятницы. Дети с нетерпением ждут этого дня. На занятиях в театральном кружке «Сказка», дети узнают о театре и театральных профессиях, знакомятся с разными видами театров. Вместе детьми рассматриваем альбом «Здания театров мира». Играя в театр у детей развиваются речевые навыки: дикция, эмоциональность, правильный лексический и грамматический строй речи. Используем такие методы обучения: рассказ, этюды М. Чистяковой на выразительность жеста, выражения эмоций, пальчиковый тренинг, артикуляционная гимнастика, театральные игры, сказки и спектакли. В работе с детьми применялись следующие упражнения:

«Жадный медведь», «Разные лица» и «Что мы делали не скажем». На развитие выразительности мимики и жестов.

«Поем песенку», «Снежок». На формирование длительного плавного выдоха и направленной воздушной струи.

«Давай поговорим», «Фраза по кругу» Э. Г. Чуриловой. На развитие техники речи.

Проводим игры на развитие слухового внимания : «Слушай- выполняй» и «Дождик» Е. Сорокиной.

Театрализованные игры используем как на занятиях, праздниках, развлечениях, так и в повседневной жизни детей и самостоятельной театрализованной деятельности. Детям очень нравится выполнять творческие задания, сочинять сказки, забавные истории.Обычно подготовка к театральной игре захватывает всю группу, на каждую роль выбирается несколько исполнителей, остальные дети принимают участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов для игры. Все эти действия сопровождаются обсуждением, проговариванием, что влечет за собой развитие речи детей. Играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, дети полностью раскрываются, даже самые стеснительные и замкнутые. Большинство детей научились интонировать, использовать силу и высоту своего голоса, правильному речевому дыханию, улучшилась артикуляция.

Театрализованная игра - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребенка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи. Темпа и выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.

Используемая литература:

1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для

работников ДОУ.

2. Доронова Т. М. Играем в театр. Т. М, Доронова М. : Просвещение 2009.

3. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. –М. : ТЦ Сфера 2006.

4. Волкова Л. С. Шахновский С. Н. Логопедия- М. : Владос 2003

www.maam.ru

Речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста

Речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста.

Известно, что группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором дети занимают различное положение. Присутствие детей с нарушениями речи в группе детского сада предъявляет высокие требования к профессиональной и личностной компетенции педагогов. Педагоги должны владеть информацией об особенностях психомоторного развития данной категории детей, использовать адекватные методы и приёмы взаимодействия в разных видах детской деятельности. Возрастной период трёх-четырёх лет является не только кризисным для развития личности и нервной системы, но и сензитивным периодом для развития речи. Это обуславливает актуальность выявления влияния речевого развития ребёнка на его адаптацию к новым социально-психологическим условиям.

Речевая деятельность является одним из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Речевые нарушения у детей младшего дошкольного возраста влияют на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. Очень важно создавать благоприятную речевую среду для детей. Известно, что на развитие речи ребёнка оказывает влияние среда, в которой он находится большую часть времени. И так как современный ритм жизни призывает родителей трудиться с утра до позднего вечера, то для современных детей групповая комната – это пространство, которое на них влияет. Важно организовать речевую среду так, чтобы она была доступна, привлекательна, эстетична, многофункциональна. В творческой зоне дети с нарушениями речи должны иметь возможность проявить себя, используя разнообразные техники рисования: «По сырому», «Ниткой», «Пластилинография», «Кляксография». Всё это способствует развитию мелкой моторики пальцев. Особое внимание нужно уделить созданию речевого уголка. Важно, чтобы он был необычным, сказочным, с множеством пальчиковых игр.

Пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики, дают возможность играть с ребёнком, радовать его и, вместе с тем развивать речь. Важной составляющей социально-психологической адаптацией детей раннего дошкольного возраста с нарушениями речи является игровая терапия. Если заниматься с детьми игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми. Легче вступают в сотрудничество, более пристойно выражают гнев, избавляются от страха. В качестве эффективных видов игротерапевтических средств можно использовать народные игры с куклами, потешками, хороводами. Придумывая вместе с детьми движения, мы развиваем фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребёнка. Но, главное и то, что дети избавляются от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе. Боязнь публичного выступления. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Поэтому логопеду, воспитателю, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам для успешной адаптации приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами в своей работе: динамические паузы, логоритмика, подвижные и спортивные игр, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, самомассаж, точечный массаж.

Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с детьми раннего дошкольного возраста является работа с родителями как одно из условий социализации ребёнка, имеющего речевые недостатки. Участвуя в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе, родители постепенно становятся более активными, что способствует успешной социализации детей с недостатками речи.

Таким образом, благоприятная речевая среда, своевременное выявление нарушения, правильно организованная коррекционная работа, взаимодействие всех специалистов, создаёт у детей раннего дошкольного возраста с речевыми нарушениями эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении как со взрослыми так и со сверстниками, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки, тем самым облегчая протекания адаптации детей с нарушениями речи к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Литература

1. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальной адаптации. М. 2002

2. Социальная адаптация у детей в дошкольном учреждении/ под. ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер. 1980

www.maam.ru
  1. развитие необходимых способностей и психических функций;
  2. познание (в сфере становления собственного языка) ;
  3. запоминание речевого материала.

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией, является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, а также игровых упражнений, которые включаются в различные режимные моменты.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.

Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с дислалией.

Разработанная мною коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр игровых упражнений.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений.

Все подобранные дидактические игры и упражнения я разделила на три группы:

- игры, направленные на коррекцию произношения шипящих звуков;

- игры, направленные на коррекцию звуков -;

- игры, направленные на коррекцию звуков -.

Подобранная система игр внедрялась мною в таких формах работы как индивидуальные и подгрупповые занятия, индивидуально-коррекционная работа воспитателя, работа с родителями (см. Приложение1) .

Коррекционная работа над каждой группой звуков проводится в течение месяца, каждому этапу отводится около недели (см. Приложение 2) . Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях (развитие речи) , в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений им оказывается дополнительная логопедическая помощь.

Приложение 1

Картотека дидактических игр по коррекции произношения

шипящих звуков

  1. «Веселый язычок»

Цель:развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.

Ход:ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков

2.«Как Буратино за грибами ходил»

Цель:подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.

Ход:воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.) . ребенок выполняет точные артикуляционные движения.

3. «Футбол»

Цель:развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

Ход:дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

4. «Самый большой мыльный пузырь»

Цель:развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

Ход:детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.

5. «Светофор»

Цель:выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.

Ход:детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.

6. «Где звук?»

Цель:учить определять место звука в слове.

Ход:детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.

7. «Волшебные кубики»

Цель:закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

Ход:ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.

8. «Мяч в воздухе»

Цель:упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход:дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз) . Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова.

Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

9. «Оркестр»

Цель:развивать длительный, плавный выдох.

Ход:по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки) .

Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков

1. «Тишина»

Цель:формировать правильное произношение звука Ш.

Ход:водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.

2. «Лес шумит»

Цель:формировать правильное произношение звука Ш.

Ход:воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.

3. «Гуси»

Цель:формировать правильное произношение звука Ш.

Ход:ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.

4. «Пчелы и медвежата»

Цель:формировать правильное произношение звука Ж.

Ход:дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью.

На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.

5. «Мухи в паутине»

Цель:формировать правильное произношение звука Ж.

Ход:часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки.

Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука.

6. «Пчелы собирают мед»

Цель:формировать правильное произношение звука Ж.

Ход:одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат.

По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями.

7. «Поезд»

Цель:формировать правильное произношение звука Ч.

Ход:дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз.

Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается.

Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.

8. «Воробушки»

Цель:формировать правильное произношение звука Ч.

Ход:дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик.

После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.

9. «Договори словечко»

Цель:формировать правильное произношение звука Ч.

Ход:воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.) .

Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков

1. «Поймай рыбку»

Цель:автоматизация шипящих звуков в словах.

Оборудование:металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.

Ход:дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко.

Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

2. «Помоги Маше»

Цель:автоматизация звука Ш в словах.

Ход:воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.) .

3. «Одень ребятишек»

Цель:автоматизация звука Ш в словах.

Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.) .

4. «Назови ласково»

Цель:автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.

Ход:воспитатель говорит:

Кто из звуков нам помочь готов?

Ч (Ш) – наш самый нежный звук

Не откажемся мы от его услуг.

Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.) .

5. «Родители и детки»

Цель:автоматизация звуков Ж, Ч в словах.

Ход:воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.) .

6. «Большущие слова»

Цель:автоматизация звука Ч в словах.

Ход:воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:

у кошки – усы, а у тигра - ….

у птички – глаза, у дракона - ….

у гномика – дом, а у великана ….

7. «Колечко-колечко»

Цель:закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.

Ход:дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко».

Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим.

Игры на дифференциацию шипящих звуков

1. «Прогулка в лес»

Цель:дифференциация звуков Ш – Ж.

Ход:в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья.

Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-ш) , жужжат жуки (ж-ж-ж) , шипят змеи и т.д.

2. «Жадный кот»

Цель:дифференциация звуков Ш-Ж.

Ход:выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки.

Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.

3. «Слово заблудилось»

Цель:дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш) .

Ход:

Источник nsportal.ru

Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель и родители.

Перед, педагогом стоят задачи:

  • воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка;
  • воспитание выразительности детской речи.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно.

Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей ипринципов организации работы:

  • Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;
  • Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка;
  • При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности) .

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

Первая младшая группа

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

Игра: "Слушай звуки", "Двигайся на звук".

2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса.

Игра: "Определи одинаковые звуки","Покажи, что звучит", "Узнай по звуку", "Спой как большой медведь, как маленький мишка", "Сдуй пушинку".

Развитие пространственного слуха.

Игра: "Покажи, где звук?", "Где котенок, где щенок?".

3. Вызывать правильное произношение звуков.

Вторая младшая группа

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками:а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

Отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога.

Например, "Машина"-"та- ТА-та".

Определение тембра мужского, женского и детского голосов,

Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да ну и др) .

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками:т, д, н, к, г, х, ы.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков:с, с', з, з', ц.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". " Игра в звуки" ветер дует - сссс, жук жужжит – жжжж.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа

1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звукамиj, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять

произношение йотированных гласныхя, е, ё, ю,шипящих звуковш, ж, ч, щи сонорныхл, л', р, р'.

3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

Игра "Сколько звуков".Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра "Отгадай слово".Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л"

( . ампа, мы . о, . ук, ку . ак) .

4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа

1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать навыки звукового анализа слов.

Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово:

мышь, ослик, лев (моль) ;

кот, обруч, собака, тигр (кость) .

Игра " Цепочка ".Что общего в словах "мак" и "кот"?

3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Игра " Выбери лишнее слово".Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.

Работа по воспитанию звуковой культурыречи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий.

Например,при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.

- Так, вовремя утренней речевой гимнастикиможно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука;

- На прогулке– отдельных детей потренировать в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

- В вечерние часыорганизуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.

Недостатки звуковой культуры речинеблагоприятно отражаются на личности ребенка:

- он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.

Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком,и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему: Нарушение слоговой структыры речи у детей дошкольного возраста

Опубликовано 26.03.2015 - 8:38 - Сенникова Светлана Анатольевна

Советы заботливым родителям от учителя – дефектолога Сенниковаой С. А.

Нарушение слоговой структуры слова. Что это?

Нарушения в овладении звуко-слоговым составом слова при нормальном речевом развитии у детей кратковременны, В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет. В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6- 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

  • 1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
  • 1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко) ;
  • 1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу) ; может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
  • 2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась) ;
  • 2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

  • правильно произносимые слова: мама, дай;
  • слова-фрагменты: мако (молоко) ;
  • слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;
  • абрисы слов: папаша (лопата) ;

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются

типичные нарушения:

  • элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута») ;
  • итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава») ;
  • антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат) , отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок») ;
  • сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат») ;
  • искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)

Работа с «неговорящим» ребенком начинается с вызывания и закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа (на, дай, вот, тут, там) .

Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения.

Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово можно отхлопать. Например,

  • МАК, ЛУК, МЯЧ, КИТ, ЛЕС, ЖУК, СОМ, СОК, ДУБ, ЛЕВ, МЕД, ДОМ, КОТ, ГУСЬ, ДЫМ, НОС.(один хлопок)
  • слово ма-ма, па-па, ва-та. Ми-ша.. ДЫ-НЯ, ВО-ДА, СО-ВА, КО-ФЕ, МУ-ХА, МЫ-ЛО, ДЕ-ТИ, НО-ГИ, ЛУ-НА, ДУ-ХИ, ВЕ-СЫ, ВА-ЗА, НО-ТЫ, КО-ЗА, ЗУ-БЫ.

(хлопок на каждый слог-два хлопка) . Мы его произносим по частям.

  • Попробуйте сами отхлопать слово мо-ло-ко, ма-ши-на, (3 хлопка) . Молодец, у тебя все получилось.

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко».

(слова можно использовать из предыдущей игры)

Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог) . Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом.

Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста.

С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага) . Это длинное слово или короткое?

Для формирования слоговой структуры слова можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

В младшем дошкольном возрасте начинать работу рекомендуется:

  • с упражнений на развитие слухового восприятия,
  • на формирование умения слушать речь взрослого,
  • выполнять простые инструкции,
  • поручения по заданию (принеси Мишку, положи куклу спать…)

В ходе игры дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе (погреми погремушкой тихо,громко..)

  • громкую (разговорную) и шепотную речь,
  • учатся прислушиваться к речи взрослого,
  • четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.

В процессе работы с детьми можно проводить игры:

  • на развитие подражательности (Сделай так, как я:
  • выполнение движений по образцу взрослого) ,
  • игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок) ,
  • простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать) .
  • кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку) .
  • если ребенок знаком с понятиями один много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз.

Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с воспитателем или логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях.

Удачи вам на трудном пути формирования и развития

речи вашего ребенка!

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Коммуникативные способности детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

    Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 2 слайд: Музыка - могучий ис...

  • Речевое воспитание детей дошкольного возраста

    Речевое воспитание дошкольников Речевое воспитание детей дошкольного возраста Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи: • воспитание звуковой культуры речи; • обог...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Методические принципы развития речи детей дошкольного возраста

    Система работы по разделу «Коммуникация» 2 слайд Основная цель работы по развитию речи – овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. 3 слайд … достигаетс...

  • Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Нарушение речи у детей дошкольного возраста

    Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речево...