Нисканен интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников Нисканен Л. Г. скачать бесплатно. Читать он-лайн.

автор: Нисканен Л. Г. категория: Педагогика

Учебное пособие предназначено студентам, выбравшим для углубленного изучения проблему интеллектуального развития детей.

Предлагаются методики умственного воспитания дошкольников в процессе овладения элементарными математическими представлениями, познания природного и социального мира, развития речи; диагностические методики.

Об авторе: Людмила Григорьевна Нисканен - кандидат педагогических наук, профессор. Закончила МГЗПИ, специальность: дошкольная педагогика. Основные научные интересы: воспитание здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, экологическое образование в системе дошкольного воспитания. Является автором более… еще…

С книгой «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников» также читают:

Подробней log-in.ru

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников, Под ред. Л. Г. Нисканен (DJVU, 1,41 MB) скачать книгу бесплатно без регистрации

Язык: Русский Год издания: 2002Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие предназначено студентам, выбравшим для углубленного изучения проблему интеллектуального развития детей. Предлагаются методики умственного воспитания дошкольников в процессе овладения элементарными математическими представлениями, познания природного и социального мира, развития речи; диагностические методики. Может быть полезно практическим работникам ДОУ.

Скачать Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников без регистрации:

Нажмите сюда чтобы скачать книгу бесплатно и без регистрации

Нажимая скачать бесплатно вы соглашаетесь со следующими условиями: все книги, журналы и другая литература собранные на сайте из свободных источников в Интернете и предназначены только для ознакомления. Права на книги принадлежат их авторам. Владельцы библиотеки не несут ответственности за размещённые пользователями книги. Если у вас возникают вопросы как скачать книгу без регистрации, прочтите следующий материал - как скачать книги бесплтано

Подробней на сайте lbooks.ru

«Интеллектуальное развитие дошкольников в современном ДОУ. Содержание и технологии».

г. Москва 2012г.

Интеллект(от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь. В свою очередь структура — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект. Как отмечает

М. А. Холодная (1997) , с психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект — это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего

Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов. В начале века В. В. Зеньковский, например, включал в это понятие такие психические познавательные функции, как восприятие, внимание, мышление, память.

В наше время, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников,

Д. Б. Эльконин рассматривал особенности развития ощущений, восприятия, памяти, мышления. В целом же в психологическом знании процессы ощущения, восприятия, мышления относят к познавательной сфере. Процессы внимания и памяти называют процессами, сопровождающими познавательную деятельность человека

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения

Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психологов П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А. В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.

Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, В. Ф. Паламарчук, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и др) .

При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала.

Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференциальная самооценка, элементы волевой регуляции поведения.

Активно усваиваются нравственные формы поведения. Благодаря этому у детей складываются все компоненты психологической готовности к школе, и путем специальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началом математики и грамоты. Естественно, чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, но если результаты обучения окажутся минимальны, это будет свидетельствовать об изначально низком уровне умственного развития ребенка, т.е. о недостаточном уровне сформированности интеллектуальных способностей, связанных с органическими нарушениями или другими причинами, ведущими к проблемам в формировании основных психических процессов

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.

Первой ступенью умственного или интеллектуального воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста

В настоящее время сенсорное воспитание (от лат. Sensus чувства) определяется дошкольной педагогикой как специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурной человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов

При этом исследователи, в процессе сенсорного воспитания детей, называют три вида ориентировочных действий, различающих по использованию форм социального опосредования.

Первый вид действий - действия идентификации, т.е. сравнение качества воспринимаемого объекта с эталоном. Дети сравнивают различные предметы между собой, выясняя, одинаковы ли они (по какому-либо критерию) . В частности, дидактическая игра "Спрячь мышку" поможет научиться определять цвет, прикладывая дверь к домику.

Второй вид - соотнесение с эталоном. Они необходимы, если какое-нибудь свойство воспринимаемого объекта не точно такое же, как у эталона, но похоже на него. Например, ребенку показывают ту или иную геометрическую форму, и он должен найти игрушку данной формы.

Третий вид действия - перцептивное моделирование, доставляет дошкольникам особую трудность. Оно необходимо для анализа неоднородных свойств вещей и представляет собой воссоздание воспринимаемого качества из материала эталона. Дети могут выполнять эти действия, например, выкладывая картинки, состоящие из элементов различной формы (елочка, домик, человечек) При формировании оптимальных условий для развития сенсорных и умственных или интеллектуальных способностей детей важнейшую роль играет обобщение опыта наблюдений, предметной и продуктивной деятельности в функционально-знаковой форме.

В дошкольной практике именно по развитию интеллекта часто решается, в какую школу или класс направить учащегося.

Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами - алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Умение соотносить план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих данные объекты, свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного) . На это обстоятельство особенное внимание обращал А. В. Запорожец.

А. В. Запорожец выдвинул идею о том, что процесс формирования у детей новых действий и приёмов познавательной деятельности протекает по-разному в зависимости от того, на какой из стадий развития интеллекта находится ребёнок.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей и частью общей подготовки к школе.

Решая различные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, учатся последовательно выполнять необходимые действия, чтобы достичь определенного результата, а так же обобщать и систематизировать накопленные знания, пользоваться ими в своей повседневной и игровой деятельности. Овладевая различными знаниями, они приобретают умение кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений способствует развитию качеств, необходимых будущему школьнику.

Сформированность элементарных математических представлений оценивается в процессе выполнения дошкольниками диагностических заданий, проведения с ним разного рода технологий.

Выполнение заданий оценивается в баллах:

0 – ребенок не выполнил задание;

1 – ребенок выполнил задание.

Например, проведем 1 технологию с дошкольником –

Никита Зайцев, подготовительная группа

Количество и счет.

Задачи: Выявить знание цифр от 0 до 9; умения считать в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке; правильно пользоваться порядковыми числительными, понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1) ; увеличивать и уменьшать каждое из чисел на один (в пределах 10) ; называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; раскладывать одно число на два меньших (в пределах 10 на наглядной основе) , составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять и решать простые задачи в одно действие на сложение и вычитание на наглядной основе; пользоваться знаками действий в цифровых выражениях: плюс (+) , минус(-) , равно(=) .

Материал: Набор цифр, знаки действий: плюс (+) , минус (-) . Равно (=) . Карточки с изображением разного количества предметов. Коробка с набором игрушек (10 матрешек, 7 машинок, 10 огурцов. 7 яблок) к заданием № 16, 17, 18.

Задания

  1. Я начну считать, а ты продолжи: 8, 7, …; 3, 4…
  2. Покажи цифры: 7, 8, 3.
  3. (Перед ребенком располагают в ряд пять разных предметов.) Назови: первый и четвертый предмет слева, третий и пятый предмет справа.
  4. Какое число больше 6 на 1? Какое число меньше 6 на 1?
  5. Какое число больше (меньше) – 8 или 9? На сколько? Покажи цифру, обозначающую число, которое меньше числа 8 на1.
  6. Назови соседей числа 5.
  7. Я назову число, а ты назови предыдущее и последующее числа.
  8. Я посчитаю от 1 до 10, а ты назовешь пропущенное число.
  9. С помощью каких цифр обозначается число 10? Покажи их.
  10. Из скольких единиц состоит число 5?
  11. Из каких чисел можно составить число 7?
  12. Я хлопну несколько раз в ладоши, а ты покажи карточку, на которой нарисовано столько же предметов.
  13. Найди карточки с одинаковым количеством предметов.
  14. Посмотри на карточку. Сколько на ней предметов? Назови число на 1 больше (на 1 меньше) .
  15. Посмотри на карточки с разным количеством предметов и подбери к ним цифры.
  16. Задача 1.Аня взяла 7 матрешек, а Миша – две машинки. Сколько всего игрушек взяли Аня и Миша? (Перед тем как ребенок начнет решать эту задачу, ему предлагают повторить условие задачи, вопрос задачи, рассказать, как он будет решать задачу.)
  17. Задача 2.У Максима было 6 огурцов, 2 огурца он отдал Денису. Сколько огурцов осталось у Максима? Запиши решение задачи, используя знаки действий и цифры.
  18. Задача 3.Дети вылепили из пластилина несколько яблок. Одно положили в корзину, у них осталось 3 яблока. Сколько всего яблок вылепили дети?

В процессе выполнения ребенком заданий, заполнила диагностическую таблицу

№ задания

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Филиппова физическое воспитание и развитие дошкольников

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Физическое воспитание и развитие дошкольников филиппова скачать

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Программа интеллектуального развития дошкольников

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Воспитание и развитие дошкольников

    Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...

  • Интеллектуально творческое развитие дошкольников

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Занятия по интеллектуальному развитию дошкольников

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу и...

  • Диагностика художественно эстетического развития дошкольников

    Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного м...

  • Развитие инициативности дошкольника

    Педагогический проект «Развитие самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста» Актуальность. Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного воз...

  • Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Умственное воспитание дошкольников

    Умственное воспитание дошкольников «Умственное воспитание дошкольников» Каждый человек уникален, незаменим и неповторим. Каждого надо только открыть. Умственное воспитание – это специально органи...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Развития младших дошкольников в дидактических играх

    Роль дидактических игр в развитии дошкольника Консультация на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольника». Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, н...