Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Ж. Ю. Жарова

2014

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или по другому контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1. Составление описательного рассказа по игрушкам и предметам;

2. Составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин;

3. Составление рассказа из опыта;

4. Составление творческих рассказов.

- Обучение рассказыванию начинается с простого пересказа коротких литературных произведений и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

- Умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятии.

Виды рассказывания:

1. Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам – игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. В старшем возрасте в описание включается рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка. (т. е. здесь имеет место контаминация) .

В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

2. Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенными, обличенными в определенную словесную форму.

- В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.

- Из личного опыта (только при систематической работе). Дети могут составлять небольшие рассказы сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, большое внимание уделяется формированию структуры описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности рассказывания. В подготовительной к школе группе – рассказывание по всем видам без наглядного материала.

Основные задачи по обучению рассказыванию в старшем дошкольном возрасте:

1. Научить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Формировать умения совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

5. Развивать оценочное суждение о качестве своих рассказов и рассказов товарищей.

Приемы, используемые при составлении рассказов (по программе И. А. Белоус) :

- Образец педагога (должен ребенок повторить, не выдумывая) ;

- По плану педагога (3 – 4 вопроса) ;

- Коллективное составление рассказа;

- Составление рассказа по частям;

- Вопросы, указания, упражнения (на грамматику) ;

- Демонстрация наглядного материала;

- Оценка рассказывания

- Для детей старшего возраста при составлении рассказов в качестве дидактического материала используются таблицы-схемы, в которых заложена определенная информация. Эти схемы являются планом, который помогает детям наиболее полно, логично и связно составить рассказ или пересказать текст. В схему включаются такие характеристики как цвет, форма, размер, материал, из которого предмет изготовлен.

При составлении рассказов по сюжетным картинам или по серии сюжетных картин дети сначала упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам педагога. Позднее они переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Детям задаются вспомогательные вопросы: «О чем мы будем говорить вначале? », «О чем нужно сказать дальше? », «Чем закончим рассказ? » и т. п. с указанием на соответствующие фрагменты картины. Затем педагог на основе высказываний детей составляет единый план.

Важную роль играет анализ детских рассказов. Необходимо не только обучать детей составлению связного, законченного рассказа, но и умению его анализировать, объяснять. Дети должны отметить интересно придуманный сюжет, его оригинальность, повторять наиболее понравившиеся слова, выражения, предложения. В качестве заключительного этапа работы над серией сюжетных картинок целесообразно предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это формируется у дете й с трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми данным видом работы.

Использование моделей в старшем дошкольном возрасте служит своеобразным зрительным планом для создания монологов, и помогают детям выстраивать:

- строение рассказов;

- последовательность рассказов;

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Составные части схем отражают не только основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, но и действия с объектами, части объекта.

Например, задание «Расскажи о домашнем животном». Наглядная модель рассказа-описания включает следующие изображения:

1)

Зеркало» - внешний вид животного;

2)

Человек» - какую пользу животное приносит человеку;

3)

Кастрюля» - чем питается животное;

4)

Домик» где оно живет;

5)

Коляска» - как называются детеныши;

6)

Ухо» - как животное подает голос.

Мнемотаблицы при составлении рассказов описательных о временах года.

Наступила весна. У весны 3 месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из теплых мест возвращаются перелетные птицы.

Воспроизводится в дальнейшем материал мнемотаблицы по памяти.

Вывод: Использование схем, моделей, мнемотаблиц при составлении рассказов облегчает овладение связной речью, делает рассказы более последовательными, точными, яркими, насыщенными.

www.maam.ru

Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста «В сказочном городе коротышек»

Занятие по обучению творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. (Старшая группа)

«В сказочном городе коротышек»

Цель: Развивать воображение; формировать навык составления предложений определенной синтаксической структуры (с использованием предлогов) ;

развивать связную речь (рассуждение) ; умение анализировать сюжет и наполнять его другим содержанием, анализировать свой опыт (сюжет других сказок, собственные переживания и т. д.) и использовать его в рассказе; формировать навык перевоплощения в героя из сказки; активизировать и обогащать словарный запас.

Материал. Наборное полотно из цифр и букв, предметы для каждого из героев сказки, иллюстрации к «Незнайке», загадки-шифровки.

Ход занятия.

1. Организационный момент (занятие начинается в игровом уголке) .

Воспитатель: «Ребята, я буду называть сказочных героев, а вы вспомните, из каких они сказок: волк («Волк и семеро козлят», «Лисичка- сестричка», » Красная шапочка») ; медведь («Маша и медведь», «Мужик и медведь», заяц и т. д. А теперь наоборот: вы назовете сказочного героя, а я – сказки».

2. Основная часть. Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь написано название сказки, в которую мы сегодня отправимся. Но буквы заблудились. Помогите им. Расставьте все цифры по порядку (на наборном полотне под каждой буквой цифра, и я прочитаю, что получится. Получилось слово-Незнайка. Сегодня он у нас в гостях. Вот он какой! Вы его знаете? (Показ картинки с изображением Незнайки.) Где жил Незнайка? Он жил один? Как звали его друзей? Назовите их. Верно, его друзья- доктор Пилюлькин, Пончик, Знайка, Винтик и Шпунтик, Тюбик, Торопыжка, Молчун и др.

Однажды Незнайка придумал для своих друзей загадки и отправил их по почте. Вот эти письма. Давайте поможем друзьям отгадать их. (Предлагаются детям загадки-шифровки) .

Воспитатель: Вы отгадали все загадки! Молодцы! Незнайка и его друзья жили в сказочном городе (демонстрация иллюстрации, и его друзей тоже звали по- сказочному. Я приготовила для вас корзинку с предметами, которые нужны героям этой сказки. Каждый из вас возьмет предмет и скажет, кем он будет в этой сказке.

(Пилюлькин шприц и вата, Тюбик- краски и бумага, Знайка-книжка и ручки, Винтик-гаечный ключ и молоток, пончик-печенье и баранки, Незнайка-голубая шляпа и т. д.) Сейчас мы с вами поиграем! У каждого из вас в руках предметы, принадлежащие героям сказки. Посмотрите друг на друга внимательно. Ваня, скажи, кто теперь Настя? Дима, а кто в нашей сказке Миша? Аня, назови всех героев сказки. (Ответы детей) .

Ребята, слушайте внимательно. Встаньте по порядку: доктор Пилюлькин, Незнайка, Пончик и т. д. Где ты стоишь Тюбик? Пончик встань перед Знайкой и т. д.

(Обязательно использование пространственных предлогов-за, между, после, перед, до и др.) Запомните, кто где стоит. Пока я бью в барабан- вы бегаете, прекращу-встаете по порядку. Молодцы! Из вас получились хорошие друзья Незнайки. Вы справились со всеми заданиями, а теперь садитесь на свои места.

Ребята, вы все читали эту сказку. Кто вспомнит, как она заканчивается? Почему все обиделись на Незнайку? Вспомните какие стихи он сочинил. Они вам нравятся? Давайте поможем Незнайке вернуть своих друзей. Как (Варианты ответов детей.)

Что могло произойти, если бы Незнайка сочинил другие стихи? Вот такие, только он их не закончил. Помогите ему:

Знайка шел гулять на речку,

Сочинил стихи про…

Торопыжка так спешил,

Что даже ноги ….

Прочитал Незнайка эти стихи друзьям. Как вы думаете, сто они ему сказали? Чем же закончилась сказка? Давайте, послушаем как предполагают закончить сказку Настя, Дима, Ваня… .»

3. Итог. «Какие добрые наши герои! Как много они знают и как помогают друзьям! Молодцы! Вам понравилось путешествие в сказку».

www.maam.ru

Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине».

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия:

1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические приемы:

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.) . Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами») .

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».

- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался! », «Где пропадали? », «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Прикреплённые файлы:

obuchenie-doshkolnikov-raskazyvaniyu_nbkt3.pptx | 1564,09 Кб | Скачан: 568
www.maam.ru

Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой – то степени родственно настоящему литературному творчеству.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимания особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.

В формировании детского художественного творчества выделяются три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Большое значение на данном этапе имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершать ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащения опыта детей впечатлениями из жизни.

2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизация словаря.

3. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

4. Еще одно важное условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал».

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыта детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумыванию рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключается в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и виды рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа используем простейший прием рассказывания детей вместе со мной по вопросам. Предлагаем темы, задаем вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответы. В конце из лучших ответов составляют рассказ.

С целью развития творческих умений используем такой прием, как придумывания детьми продолжения авторского текста.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются, поэтому используем все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Как и в старшей группе, работу с детьми подготовительной группы начинаем с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа.

Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полное развитие сюжета.

В процессе рассказывания вопросы задаем очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей эмоциональных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ.

Обучение умению придумывать сказки начинаем с введением элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лису с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождаем рассматриванием игрушек, картин.

Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы па представлению.

4. Обучение умению описать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют сказки, загадки, небылицы, считалки.

При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей. Привлекаем внимание дошкольников к тем точным и выразительным словам, словосочетаниям, которые они смогут использовать в своем повествовании.

Таким образом, творческое рассказывание соответствует возрастным возможностям старших дошкольников, отвечает их интересам. Предложения придумывать рассказ, сказку дети обычно встречают радостью. Они переживают эмоциональный подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.

Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

www.maam.ru

Обучение рассказыванию как метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.

Именно в этом возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить почувствовать "вкус" языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут выявить причинно-следственные отношения. Развитие связной речи находиться под стихийным, а потому негативным влиянием зрительной наглядности, динамической и статической, избытка иллюстрации в книгах, видеоматериалов, компьютерных игр. Уменьшается время и количество общения и рассказывания. Повсеместно констатируется спад культурного общения, в том числе потери интереса к чтению, что ведет к значительному снижению качества связной речи детей, а именно она определяет готовность ребенка к школе.

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, через речь усваиваются правила поведения, общения договора между людьми о взаимодействии, ребенок воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном.

Связная речь – Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Связная речь неотделима от мира мыслей : связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка : при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает ребенку стать общительнее, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу. В неправильном употреблении слов. В неумении объяснить смысл отдельных слов. Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связанно с развитием умения правильно выразить их в речи.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-razvitie-svjaznoi-rechi-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta_h8h7a.ppt | 1815 Кб | Скачан: 499
www.maam.ru

Консультация для воспитателей

«Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по картинам»

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико – синтетическую деятельность мозга.

С шестого года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный характер, превращаясь из механически воспроизводящего действительность в творческое. При развитии у детей творческого воображения важно, чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое оценивается как отрицательное качество, поэтому, придумывая с ребенком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни?» Если малыш, нагромождая фантазии одна на другую, теряет сюжетную нить, полезно остановить его, а затем предложить свои варианты развития событий на выбор. Подобным образом на этапе планирования рассказа у детей формируется критическое мышление.

Помимо создания замысла, рассказывание по воображению предполагает установлению логической последовательности задуманных событий и явлений; их запоминание, а затем воспроизведение; отбор необходимых языковых средств; связное, полное, выразительное изложение рассказа. Навык творческого рассказывания для будущих школьников очень важен, так как на нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений.

Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов, поэтому стало бесспорным мнение Ф. А. Сохина, считавшего, что словесное творчество лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска, поэтому для картин необходимо подбирать такие сюжеты, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию, побуждали к размышлению, стимулировали воображение, способствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого, отражали интересное событие или конфликтную ситуацию. А из психологии известно, что разрешение противоречит – самый надежный стимул творческого мышления.

Использование картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания в порядке возрастания сложности:

Составление рассказа с добавлением последующих событий.

Составление рассказа с заменой объекта.

Составление рассказа с заменой действующего лица.

Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

Составление рассказа с добавлением объекта.

Составление рассказа с добавлением действующего лица.

Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

Составление рассказа с изменением результата действия.

Составление рассказа со сменой времени действия.

Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания состоит из 6 этапов:

Анализ содержания картины.

Установление места действия, времени действия свойств объектов и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно – следственных связей между объектом и явлением.

Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Составление исходного рассказа по картине.

Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку проще составить исходный рассказ, чем творческий.

Планирование творческого рассказа.

От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается:

В трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания;

Обсуждение замысла;

В выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории) .

Составление «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания) ;

Построение плана изложения (можно в графическом варианте) ;

В установлении объекта для прямой речи;

Придумывание заголовка к рассказу.

Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием: точных слов, образных сравнений, грамотных, четких предложений, связей предложений и частей рассказа, выразительности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы.

Прежде всего следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды как – то раз….) . Уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время) , имена детей.

В случаях, когда ребенок не может составить творческий рассказ, педагог зачитывает ему образец. После ребенок воспроизводит его самостоятельно.

Анализ и оценка творческого рассказа.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки педагога.

Умение составлять творческие рассказы по картинам самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность) есть по определению А. М. Леушиной «высшее достижение речевого развития дошкольника».

По теме:

Подробней nsportal.ru

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

В дошкольном возрасте в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы– это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно

при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает.

Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо...,солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Развитие знаково – символической деятельности дошкольников включает в себя несколько этапов:

Нулевой период - «Повторение без повторения». Ребенок начинает пользоваться знаково- символическими средствами, еще не осознавая их.

1 этап– становление замещения;

2 этап- моделирование.

Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками с особыми возможностями здоровья состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,

систематизировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются

геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.

Ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего возраста. Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип сохранения формы.

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

I. Замена реального предмета схематическим изображением.

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью. Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

1) . Игра - «Что это?»

Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка) , а рядом схематическое изображение

этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом.

Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.

2) . Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов.

Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

3) . Следующий этап - игра: «Угадай»

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы) . Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

4) .«На что похоже?»

На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг.

К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме?

Коробка с карандашами, книга, окно.

5) . Еще один способ знакомство детей с моделями.

Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а

отдельная ее часть. Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса.

Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

6) . Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.

Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили вначале: «Что это?», «Лото».

7) . Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

II. Замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой.

Этот тип модели можно использовать в образовательной деятельности по математике. Так, например, при ознакомлении детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов.

Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги.

Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята».

Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель

обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна) . А сколько «цыплят» - (много) .

В ходе такой образовательной ситуации преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

III.С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать

мнемотаблицы, мнемодорожки.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте. Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

  1. Для детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;
  2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
  3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов

В коррекционно-развивающем обучении с детьми с особыми возможностями здоровья мы так же используем наглядные модели, они помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Речь как высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности, и язык как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, уже достаточно давно являются предметом особого внимания. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

В нашей работе основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования являлось занятие. К занятию определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. А закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке) .

На занятиях по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы,

сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Часть занятия по развитию речи

у детей с ОВЗ в старшей группе по теме «Осень».

II) . Основная часть.

1) . Вводная беседа об осени.

-Осень, осень в гости просим

С листопадом и дождём,

-Ребята, скажите, сколько у осени месяцев?

Дети: - У осени 3 месяца.

- Правильно! Назовите, пожалуйста, первый месяц осени.

Дети: – Сентябрь.

- Первый месяц сентябрь. Это самый тёплый месяц.

- Второй месяц осени? – Октябрь.

- Да, второй месяц октябрь. Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

Как вы думаете, почему?

Дети: - Потому что с деревьев опадают увядшие листья.

-В октябре часто идёт холодный мелкий дождь. Говорят, что октябрь то плачет, то смеётся. Как же может октябрь плакать?

Что люди имеют в виду, когда так говорят?

Дети: - В октябре идёт дождь.

-Дождик, дождик - кап-кап-кап,

Читать далее nsportal.ru
16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок».

Под творческими рассказами понимают, придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов) , логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Для педагогов, несомненно, важным является поиск и использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна.

Мы в своей работе по обучению творческому рассказыванию детей используем авторскую игровую методику Козыревой Н. А. «Теремок сказок», составленную на основе ТРИЗ – педагогики, для развития, становления и коррекции всех сторон речевого процесса.

Методика основана на необычном использовании известных ребенку сказок. «Теремок сказок» - это игровые задания, которые учат детей на наглядном, сказочном материале применять приемы творческого мышления. С помощью этих приемов дети учатся создавать первые собственные творческие произведения – сказочные истории.

В «Теремке сказок» ребенок знакомится с противоречием «старому сюжету» - в сказку входит «чужой» герой. Именно эта ситуация подталкивает ребенка проявить свое творчество, авторство, создать новую сказочную историю.

В пособии представлен специальный комплект карточек, который состоит из сюжетных картинок и вкладышей с нарисованными на них героями известных ребенку сказок. На каждой карточке на месте одного из героев есть отверстие (круглое, квадратное или треугольное) . В это отверстие можно вкладывать картинку – вкладыш с любым героем.

Например, в сказку «Маша и медведь» попадает колобок, а лиса – в сказку «Красная шапочка». Таким образом, появляется противоречие «старому сюжету» - в сказку входит «чужой» герой. Логопед помогает ребенку встраивать изменения в содержание старой сказки и создавать новую историю.

Этапы работы:

1 этап Цель: обогащение знаний о сказке как о жанре. Задачи: уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать литературный опыт; познакомить с «Теремком сказок».

На этом этапе перечитываем сказки, чтобы напомнить детям героев и сюжет. Начинаем играть с ребенком с игры «Собери сказку». Ребенок учиться собирать все сказки, которые есть в комплекте «Теремка сказок», а затем пересказываем сказки с опорой на серию картин.

2 этап. Цель - обучение сочинению сказок на основе развития воображения детей в процессе сочинения сказок. Задачи: познакомить детей с приемами ТРИЗ; учить детей применять различные приёмы в собственных сочинениях.

Формы, методы: 1. Типовые приемы фантазирования по ТРИЗ: прошлое-настоящее-будущее, «наоборот», копирование, деление-объединение

2. приемы фантазирования Дж. Родари: бином фантазии, путешествие героя по сказкам.

Учимся придумывать новую сказку с помощью «Теремка сказок»: вводим нового героя или группу героев, создаем новую цель для героя, новое препятствие (игра «Чужой - свой») .

3 этап. Цель: активизация словесного творчества детей, развитие умения сочинять собственные произведения. Задачи: учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения; совершенствование в сочинении сказок.

Формы, методы: Сочинение сказок в разных видах деятельности; конкурс на лучшую сказку; создание книги – сказок; презентация сказки.

Знакомство детей с игровым пособием «Теремок сказок» происходит в начале второго периода. В это время с детьми проводим игровые задания, в которых они учатся:

- находить и устанавливать связи между сюжетами и героями;

- анализировать картинки с сюжетами известных сказок;

- составлять последовательные ряды из героев и фигур по заданным правилам;

- узнавать предмет по описанию отдельных признаков;

- находить сходство и различие между героями, изображенными на вкладышах разных форм;

- пересказывать сказку, пользуясь наглядно-образными опорами.

Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества начинаем проводить в основном на втором году обучения. Однако начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера.

В результате игровых заданий по методике «Теремок сказок» у детей развивается воображение, связная речь. Дети могут самостоятельно рассказать сказочную историю со сложным сюжетом, с описанием переживаний героев.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Карты Проппа как средство обучения детей

старшего дошкольного возраста

творческому рассказыванию (из опыта работы) .

Л. Т. Агафонова

(воспитатель высшей кв. категории

ГБДОУ №75 Приморского р-на, СПб)

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

В возрасте 5-6 лет у дошкольников, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А. В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок я использую карты Проппа (Приложение 1) . Примеры сказок, придуманных детьми, смотрите в приложении № 2.

Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме.

Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

Целесообразность карт Проппа

  1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
  2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
  3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Подготовительные игры

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

  1. «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия) ;
  2. «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои) ;
  3. «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя) ;
  4. «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.) . Придумывание новых предметов-помощников;
  5. «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица») ;
  6. «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.) ;
  7. «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;
  8. «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».

Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.

- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

Последовательность знакомства с картами

  1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение (приложение №1) .
  2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
  3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт) .
  4. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
  5. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт) .
  6. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты) . Смотрите приложение №2.
  7. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей) .

Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов, любознательных воспитанников, отзывчивых и заинтересованных родителей вашим воспитанникам!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.
  2. Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.
  3. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.

Приложение 1

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и сери...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Рассказы для детей дошкольного возраста

    Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками» Вид проекта: Совместный, сделанный с воспитателем 1 категории Хлякиной В. Н., детско-родительский, творческий. П...

  • Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

    «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы) Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа дет...