Организация игровой деятельности дошкольников

Сценарий педсовета «Создание условий для развития игровой активности дошкольников»

Сценарий проведения педагогического совета в ДОУ

Тема: «Создание условий для развития игровой активности дошкольников»

Цель: освоение педагогами ДОУ принципа ФГОС ДО: «Игра- ведущая деятельность дошкольников»

Повестка педагогического совета

1. Отчеты педагогов возрастных групп «Развитие игровых навыков дошкольников»-

педагоги возрастных групп

2. Итоги тематической проверки «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитательно-образовательной работы ДОУ» (справка) -методист

3. Деловая игра по теме:«Деятельность педагога в организации с/р игр с детьми»

Памятка по составлению отчета

«Развитие игровых навыков дошкольников»

1. Задачи формирования игровых навыков дошкольников в соответствии с реализуемой программой

2. Используемые технологии по формированию игровых навыков в соответствии с «Учебной рабочей программой» + дополнительные

3. Содержание с/р игр в соответствии с «Учебной рабочей программой» и реализуемой комплексной

4. Создание игровой среды в группе (что должно быть, что есть) для с/р игр

5. Сколь открытых с/р игр посещено педагогами группы для повышения своей компетенции. Посещено консультаций фронтальных, индивидуальных

6. Мониторинг (сравнительная диагностика за 2-года) сформированности игровых навыков на основе диагностических карт (используемые методики диагностики)

7. Какие открытые с/р игры проведены в возрастной группе. Ваше отношение к качеству проведенных открытых мероприятий

8. Вывод оценка эффективности работы воспитателей по формированию игровых навыков. Перспективы работы в этом направлении

Справка

По итогам тематической проверки.

Тема: «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитательно-образовательной работы ДОУ»

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по руководству игровой деятельностью дошкольников: средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы

Вопросы подлежащие проверке:

1. Обследование игровых навыков дошкольников (цель: сформированность навыков в соответствии с программными требованиями, изучение мониторинга игровых действий дошкольников)

2. Оценка профессиональных умений педагогов (цель: компетентность педагогов в вопросах организации сюжетно-ролевой игры детей в соответствии с возрастными особенностями, составление конспекта)

3. Наблюдение (цель: организация игровой деятельности детей, соответствие задач игровой активности уровня развития игровых умений и навыков детей.)

4. Анализ планирования (цель: система работы в планировании, использование инновационных игровых технологий, использование специальной литературы, учет индивидуальных особенностей детей)

5. Создание условий для игровой деятельности детей в группе (цель: рациональность расположение мебели для проведения игровой активности детей, разнообразие атрибутов для игр)

6. Работа с родителями (цель: участие родителей в организации игровой деятельности детей)

Обследование игровых навыков дошкольников

Оценка сформированности игровых действий детей складывалась из самооценки педагогами навыков своих воспитанников (диагностика) и наблюдение за игрой детей во время открытых просмотров.

Мониторинг развития игровой деятельности дошкольников в соответствии с ожидаемыми результатами освоения программы по образовательной области «Социализация» выявил следующие результаты

Вывод: Во всех возрастных группах педагоги завышают уровни сформированности игровых навыков детей показывая качество от 96% в старшем дошкольном возрасте до 52 в младшем дошкольном возрасте, когда как просмотренные открытые с/р игры выявили совершенно другие показатели сформированности игровых действий детей. Объективно проведена диагностика педагогами 2мл гр№6, средними группами №6, 11

Сформированность и реализация детьми игровых действий в соответствии с программой и заявленной игрой ниже проведенного мониторинга от 10 до 25% (Группа №1 2мл воспитатель по мониторингу качество сформированности игровых навыков детей составило65%, по факту при просмотре с/р игры 35%, Ст гр № 9. вос-ль. диагностика качества 70%по просмотренным играм 50%, под гр №10, 7 диагностика 96%, по факту по 70%-75%

Организация развивающей среды

ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной образовательной программы пункт 13.1. «. Образовательное пространство группы должно быть оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, в том числе игровыми (в соответствии со спецификой программы) Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников

Результаты тематической проверки показали:

Достаточное оснащение Группы № 5средняя воспитатели., под № 7 (100%( 90%, под гр №10 (80%). Старшие группы №7, 9 воспитатели 1мл воспитатели 2мл №1 воспитатели- игровое оснащение минимальное( 70%,

Не достаточно оснащены группы игровым оборудованием гр №5 2мл, средняя № 11, 1 мл № 2

Оценка профессиональных умений педагогов

Положительное

1. Педагоги играют вместе с детьми, введение в игру, мотивация к игре продумана, используются разнообразные методические приемы, сюжетные действия продуманны, проделана большая предварительная работа, подготовлена развивающая игровая среда позволяющая детям формировать игровые действия.

Недостатки

2.- организация образовательной игровой среды это уже сама игра, педагоги, без участия детей готовят игровое пространство (вос-ли:…. (не знание программных требований)

3. воспитатель руководит игрой не через взятую роль, а прямыми репродуктивными указаниями (педагог участник образовательного процесса, а не учитель) вос-ли:… .,)

4.-не достаточно используется в играх создание продуктов детьми для организации с/р игр и с привлечением участия родителей.

Оценка документации. В Учебных рабочих программах всех возрастных групп спланирована перспектива реализации с/р игр : тематика, содержание, цели и задачи. В календарно-тематическое планирование всех возрастных групп планируется тематика в соответствии с реализуемой Учебной рабочей программой группы. Прослеживается перспектива предварительной работы, индивидуальной деятельности с детьми, работа с родителями по оснащению игровой среды для с/р игр.

Вывод:

В ходе проведения с/р игр создано 16 творческих конспектов организации с/р игр с детьми разного дошкольного возраста. Педагоги умеют составлять конспекты с/р игр.

Молодые педагоги участвовали в проведении консультации по теме «Организация с/р игр с детьми дошкольного возраста».Научились составлять конспекты с/р игр.

Педагоги посетили открытые с/р игр в разных возрастных группах, получили практические навыки по организации с/р игр с детьми

В группах пополнились атрибутами и игрушками игровые зоны

Дети в возрастных группах наигрались в с/р игры в период тематической проверки

Были созданы продукты деятельности детей в играх «Школа» (тетради, «Город мастеров» (платья с участием родителей)

Рекомендации:

1. Продолжить работу в ДОУ по формированию игровой деятельности детей на следующий учебный год.

2. Проводить объективный мониторинг сформированности игровых навыков дошкольников

3. Для обобщения опыта работы педагогам … подготовить открытые районные занятия по технологии обучения детей с/р игре для РМО ШМП (18 декабря 2013г)

4. Возрастным группам (№ 6, 2, 11) пополнить игровую развивающую среду для сюжетно-ролевых игр

5. Педагогам подготовить информационный материал для родителей по теме «Игры наших детей»

6. Всем педагогам ДОУ изучить требования, ФГОСТ ДОО по организации с/р игр в новых образовательных условиях

7. Педагогам…. , активизировать работу по самообразованию по теме: «Технология развития игровой деятельности» Подготовить отчеты по самообразованию.

Деловая игра.

Формирование 6 творческих групп

1этап Работа над ошибками. (по анкете)

Общая анкета для всех групп (анкета проводится 2раза, 1 раз предварительно на семинаре индивидуально, обрабатывается методистом, затем на педсовете по вопросам работает группа с указанием методиста на неправильные ответы выявленные при первом анкетировании)

Вопросы анкеты

1. Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?

2. Какие методы и приемы работы с детьми по организации с/р игры считаются наиболее эффективными.

3. Способы игровой мотивации?

4. Принципы организации с/р игры

2. Этап Домашнее задание (Каждая группа получает задание в виде вопросов. Ответы на них должны содержать теоретические освоенные проблемы, анализ реалий и проблемы из педагогической практики)

Вопросы для творческих групп (Каждая группа готовит кластер по заявленным вопросам и выбирает из группы представителя, который будет презентовать результаты работы группы

1. Группа «Цель игры»

1. Что такое цель игры? В чем различие целей и задач игры?

2. Чем определяется содержание целей и задач игры?

3. Каковы на Ваш взгляд типичные ошибки при целеполагании?

4. Что такое диагностичность цели?

5. Критерии достижений цели?

2. Группа «Содержание игры»

1. Как определить содержание с/р игры?

2. Что является приоритетами при выборе содержания игры?

3. Как сделать содержание игры интересным?

3. Группа «Методы организации игры»(для молодых педагогов)

1. Что такое метод?

2. От чего зависит выбор методов?

3. Группа «Условия игры»

1. Что входит в понятие создание условий для организации с/р игр

2. Какие требования должны предъявляться к развивающейся среде в соответствии с требованиями ФГОС ДО?

3. Какие требования должны предъявляться педагогу, который должен создать условия для формирования игровой деятельности дошкольников.

4. Группа «Интеграция образовательных областей при реализации с/р игр»(для специалистов)

www.maam.ru

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГТ

Материалы теоретического анализа проблемы и обобщения опыта работы, накопленного в данном направлении в МБДОУ № 31 «Радуга» г. Усть-Илимска Иркутской области, позволили нам составить методические рекомендации для педагогов по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГТ.

Уровень организация игры в каждом дошкольном учреждении зависит от позиции воспитателя.

1. Педагогам в процессе организации игровой деятельности важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

2. В начале и в конце учебного года проводить мониторинг для выявления уровня формирования интегративных качеств в образовательной области «Социализация».

3. Изучать теоретическую базу по организации игровой деятельности в соответствии с ФГТ.

4. Выполнять санитарные правила и нормы (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек и т. п.) .

5. Осуществлять комплексно – тематическое планирование по организации игровой деятельности в соответствии с программой, по которой работает дошкольное образовательное учреждение.

6. При организации детской игры необходимо создавать предметно – развивающую среду так, чтобы игра являлась средством формирования игровых умений у детей. Игровые уголки в групповой комнате второй младшей группы должны оснащаться разнообразным полифункциональным материалом. Игра ребенка данного возраста все еще «запускается» от предметной среды, поэтому воспитатели должны быть более изобретательными, проявлять фантазию, чтобы увлечь детей. Ввод воспитателями дополнительных атрибутов, использование по – новому одной и той же предметной среды разнообразит игру, внесет в нее творческое начало. В состав предметно-игровой среды должно входить игровое оборудование с учетом возрастных особенностей, все игровые средства должны являться безопасными для детей.

7. Что касается роли педагога во время игровой деятельности детей, то, помимо организатора, каждый педагог на начальном этапе игры должен быть участником. Дети еще играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру.

Самодеятельные игры детей этого возраста, просты, в них много внимания отводится предмету (игрушке, но использование только предмета в качестве партнера по игре может тормозить дальнейшее развитие игровых умений. Воспитатель должен, приветствуя и развивая игры ребенка с партнером – игрушкой, перенастраивать его и на партнера – взрослого, а в дальнейшем – все более на партнера – сверстника.

Руководство сюжетно – ролевой игрой:

Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.

Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или иную роль: мамы, врача, учительницы, шофера и др. Это дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.

По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно – ролевой игры.

Руководство дидактической игрой:

Во второй младшей группе при проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать то стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать независимо, по-прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Взрослый должен умело направлять самостоятельность детей в нужное русло.

Применение воспитателем методов и приемов прямого руководства (показа, объяснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пределах, не разрушающих саму игру, ее игровой замысел и игровые действие.

Руководство подвижными играми:

При организации подвижных игр необходимо учитывать условия работы в каждой возрастной группе:

- общий уровень физического и умственного развития детей;

- уровень развития двигательных умений;

- состояние здоровья каждого ребенка;

- время года;

- особенности режима дня;

- место проведения игры и интересы детей.

Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей накопления ими двигательного опыта.

Руководство театрализованной игрой:

Немаловажным является то, как взрослый готовится к предстоящей постановке: выбирает художественный материал, оборудование, продумывает драматургию спектакля, репетирует, пробуя разные средства выразительности для решения поставленных задач. Сюжет постановки будет интересен детям, если воспитатель использует в нем яркие куклы, подбирает музыку, соответствующую характеру сценической ситуации, эффективно пользуется средствами художественной выразительности.

Воспитатель должен использовать стремление детей к самостоятельности (выполнить действие, участвовать в инсценировке, поощрять малейший проблеск фантазии, направлять ее в развивающее русло. Необходимо привлекать к работе идейно содержательный материал, так как в этом возрасте малышам доступны и нравственные выводы, и юмор, содержащиеся в играх и сказках. Театрализованная деятельность не должна носить стихийно - развлекательный характер, она должна воспитывать ребенка.

Воспитатель на протяжении всего дошкольного возраста в игровой деятельности должен занимать роль партнера.

8. Педагогам необходимо не только непосредственно играть с детьми, но и внимательно наблюдать самостоятельную игру всех детей и каждого ребенка в отдельности. Наблюдение за детьми во время их самостоятельных игр позволяет лучше узнать стремления ребят, выявить их предпочтения и интересы, а также игровой потенциал.

9. Планировать и организовывать игровую деятельность не только в самостоятельной деятельности, но и в других различных формах работы с детьми (образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в рамках непосредственно – образовательной деятельности) с учетом интеграции образовательных областей.

10. Совершенствовать условия игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания, образования и развития в условиях ФГТ.

www.maam.ru

Организация игровой деятельности в ДОУ. Работа по самообразованию

Организация игровой деятельности в ДОУ. Работа по самообразованию.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

^

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми: 1. Сюжетно - ролевые 2. Творческие игры

Игра – это отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра – явление многократное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности ребенка.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, в игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Руководство играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания, педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Поэтому своеобразие детской деятельности требует своеобразных приемов управления. Важнейшее условия успешного руководства играми – умение завоевать, доверие детей, установить с ними контакт.

Должен ли воспитатель вмешиваться в игру? -да если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление, но вмешательство взрослого будет только тогда успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.

^

Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Задачи воспитателя при организации игры: - помочь организовать игры - сделать их увлекательными - сделать их насыщенными действиями - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры

^

Ошибки педагогов при организации игры - навязывание готовых игр - игры по определенному плану - шаблонизация игр - стеснение инициативы ребенка

«Мы должны влиять на ребят, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего. » А. С. Макаренко

Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры. Опыт педагогов показывает, что единственный правильный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувства детей. Опираясь на интересы детей на их представления, педагог может руководить выбором игры. С учетом всего этого постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее.

www.maam.ru

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Опыт работы

«Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» воспитателя МБДОУ ДС ОВ № 7 пгт Ильского МО Северский район

Тимощенко Натальи Алексеевны

Опыт работы «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» раскрывает содержание работы по игровой деятельности, составлен в соответствии с современными стратегиями развития образования, требованиями ФГОС ДО.

Тимощенко Н. А. представила теоретический и практический материал, способствующий оптимизации работы педагога с детьми, родителями и педагогами.

Разработаны подробные, в доступной форме рекомендации по организации и игровой деятельности, авторские презентации, дополняющие сценарии мероприятий с детьми. Предложенная работа (игры, сценарии, перспективное планирование, паспорта проектов, консультации) позволит добиться высоких результатов: обеспечить развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умения использовать эти представления для создания новых сюжетов игр, способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты, развить речевую активность дошкольников, способность к творчеству в игре, создать условия для совместной игровой и театрализованной деятельности детей и взрослых (изготовление атрибутов, костюмов, постановка совместных спектаклей, праздников с участием детей, родителей, сотрудников, организации выступления детей старших групп перед младшими).

Содержание данного опыта, используемые методы и приемы при его реализации соответствует возрастным и физиологическим особенностям детей среднего и старшего дошкольного возраста, целям и задачам игровой деятельности.

В опыте удачно сочетаются различные формы работы с детьми, современные педагогические технологии. Описаны технологии работы с инновационным оборудованием, играми и игрушками. Работа по данному опыту работы с успехом используется в совместной и индивидуальной работе с детьми.

Опыт работы рекомендован для использования педагогам ДОУ для организации и проведения совместных мероприятий с детьми при реализации образовательной программы в группах различного вида или дополнительного образования детей дошкольного возраста.

www.maam.ru

Организация игровой деятельности дошкольников младшего возраста

Игра развивает, обучает, вдохновляет. Игровая деятельность имеет важное значение в жизни детей, в воспитании и обучении, поэтому приходится искать пути, способные заинтересовать любого ребенка и вызвать у него желание принимать активное участие в процессе обучения.

В утренние часы привлекаю детей к настольно – дидактическим играм, они помогают развивать речь детей, мышление, сенсорные способности, любознательность. Хороводная игра помогает организовать детей к утренней гимнастике, создает эмоциональный настрой, а словесные и пальчиковые игры незаменимы в работе с интонационной выразительности речи, эмоциональности.

На занятиях, которые проводятся в игровой форме, дети более активны: они путешествуют на поезде, самолете, корабле в сказочную страну, встречаются с героями сказок. Игры – путешествия, как известно, сплачивают детей, помогают им преодолеть неуверенность в себе, скованность, зажатость, почувствовать себя уверенными. Например: «Я буду вам рассказывать сказку, а вы поможете мне это сделать» (дети имитируют движения и мимику животных, помогают им преодолеть препятствия, построить для них, поискать где спрятано).

Играя с детьми, проводится воспитательная задача: соблюдение чистоты и порядка, правильного поведения в лесу, в общественных местах, бережное отношение к окружающему, воспитание внимания и доброты.

Привлекая детей к игре, использую разнообразные упражнения, превращая ребенка в лошадку, медведя, петушка и т. д. Оживляет ребенка, придает более эмоциональный, выразительный настрой, одевание масок или наряда сказочного героя.

Для организации детей, загадываю загадки, рассматриваем иллюстрации, считаем считалку, выбирая водящего, использую сюрпризные моменты. Мимические этюды помогают уточнить представления детей о внешних выражениях эмоций: «Бедный котик заболел», «Мишка косолапый», «Обезьянки», «Зеркало», «Дождик, лей, лей, лей» и т. д.

В дидактических играх и упражнениях включаю разнообразные игровые действия: кому брошу мяч, тот и отвечает; кто больше соберет, тот получит фишку; прошепчи ответ на Подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи и физического воспитания детей: использую игры с проговариванием текста и выполнением упражнений и движений, с речевым сопровождением; игры на развитие мелкой моторики пальцев рук с произнесением рифмованного текста: «Кулачки – ладошки», «Вышли пальчики гулять», «Вагончики поехали, поехали тук – тук – тук» и т. д. ; подвижные игры на развитие звукопроизношения: «Самолеты», «Поезд», «Шоферы», «Птички», «Пчелы», «Жуки» и т. д. ; на развитие ориентировки в пространстве: «Птички в гнездышках», «Солнышко и дождик», «Гуси – гуси», «Котята и щенята» и т. д. ; подвижные игры – превращения; игры на развитие выразительных движений; на расслабление, на развитие воображения; комплексные игры: «Уж ты котенька – коток… », «Лесные звери», «Самолетик – самолет»; общеразвивающие игры: «Вот как солнышко встает», «Покатился мячик мой», «Едем на машине», «Дорожка из обручей»; игры с прыжками: «Прыг – прыг, топ – топ», «Ловкие котята», «Допрыгни до игрушки»; игры, побуждающие детей к речевому общению со сверстниками: «Передай колокольчик», «Кукла пляшет», «Маша идет, Маша упала»; игры с картинками «Лото», «Домино», «Парные картинки». При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности, в частности, мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры и связочного аппарата, быструю утомляемость.

В процессе работы использую игры с магнитом, которые выражают удивление детей; любопытство детей вызывает «волшебный мешочек».

Использую игры с водой ; игры с красками, которые направлены на развитие познавательной активности детей.

В сюжетно – ролевые игры детей увлекаю приходом игрового персонажа, желание ему помочь; часто приходится мне брать роль на себя: «заболеть» или «в парикмахерской делать прическу» и т. д. Так же дети очень любят музыкальные подвижные, хороводные игры, особенно, когда детей превращают в сказочного героя: листики, солнышко, снежинки и т. д.

Каждая игра или игровое упражнение направленны на решение разных задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование словарного запаса, грамматического строя речи, развитие связной речи, умение ориентироваться в окружающей обстановке, умение оценивать свои действия и поступки, развитие личностных характеров.

На протяжении рабочего времени создаю условия предметно – игровой среды. В групповой комнате имеются игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, направляющие ребенка к самостоятельной игре (куклы, машинки, конструкторы, фигурки людей и животных и т. д.) . Периодически меняю зоны, выставляя новые игрушки на определенную тематику. Процесс обучения новому - это индивидуальный маршрут, который прокладывает каждый ребенок вместе со взрослым и сверстником, путь от актуального уровня развития (того, что он уже знает и умеет) к ближайшему уровню развития (тому, чему ребенку еще предстоит овладеть и научиться) .

www.maam.ru

Игровая деятельность с дошкольниками в условиях ФГТ- доклад

Кафе, Космонавты, Библиотека

РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА:

Это индивидуальная юра, в которой дети чувствуют себя свободно. Этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками.

Младший возраст: - в основе опыта ребенка события, которые он наблюдал. Знания, полученные из книг, мультфильмов, отражаются редко.

Сюжет с игрушкой несложен, короткие цепочки действий, за каждой игрушкой закреплена постоянная роль. Если ребенок не имеет опыта действия с игрушкой - игра разваливается.

Увиденный предмет, игрушки наталкивают на изменение сюжета,

Нелогичность игры не нуждается в поправках взрослых.

Развитие фантазии.

Речь является главным действующим компонентом (озвучивает действия, дает оценку) . Средний возраст - в основе личный и опосредованный опыт.

Сложные и разнообразные действия.

В сюжет вплетаются личные переживания ребенка.

Перед воспитателем стоит задача научить избегать шаблонов в игре.

Появляется игра на основе ассоциаций, игры по историям.

Появляется описательно-повествовательные, ролевые и оценочные высказывания.

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:

Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видов групп детских игр.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - это игры обучающие.

Их основное назначение -способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.

Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью.

Они широко используются на занятиях, при этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам занятия.

Инициатива выбора и проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому) . Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.

В обоих случаях воспитатель руководит игрой, но его роль различна.

На занятиях он учит детей - как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями, оценивает поведение.

В руководстве играми следует выделить три этапа:

Подготовка - проведение- анализ результатов.

В подготовку входят: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.

Воспитатель (взрослый) должен предварительно изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль.

Проведение: Начинать объяснение игры надо с ознакомления с её содержанием, с дидактическим материалом (предметами, картинками) , после чего излагаются правила игры и описываются игровые действия.

Мера участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач и игровых правил.

Подведение итогов: ответственный момент, взрослый отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен.

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА:

младший возраст:

занимательность (что-то лежит в красивой коробочке) , использование разнообразных игровых приемов, игрушек; сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Повторение в разных вариантах с постепенным усложнением,

побор такого дидактического материала, чтобы дети могли его обследовать, активно действовать, играть;

Объяснение правил по ходу игры;

Обязательно познакомить с предметами, которые будут использованы, их свойствами;

При подведении итогов отмечаются только положительные стороны.

средний возраст:

отбор игр, в которых закрепляются и уточняются знания о свойствах и качествах предметов, их назначении;

Воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручается детям;

Правила игры объясняются до её начала, при подведении итогов акцентируется внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуются словесные игры, игры на внимание.

старший возраст:

при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, они должны быть таковы, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Большое место занимают мотивы соревнования:

Воспитатель четко, эмоционально знакомит детей с содержанием игры, правилами, действиями, проверяет, как они поняты, играет с детьми, чтобы закрепить знания, при самостоятельной деятельности выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях, в некоторых играх воспитатель ограничивается объяснением правил игры до её начала.

Игровые правила становятся сложнее и многочисленнее, поэтому взрослый, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность действий.

Закончить игру надо эмоционально, организовано, чтобы дети захотели вернуться к ней (разыгрывание фантов, поощрение победителей, сообщение о новом варианте игры)

В конце игры нужно оценить не только правильное решение игровых задач, ни и их нравственные поступки, поведение,

продумать процесс подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль.

в подготовительной группе: роль ведущего, в большинстве случаев, поручается ребенку.

Вне занятий дети самостоятельны в выборе игры, воспитатель выступает в качестве советчика, судьи.

Во всех группах необходимо продумывать связь дидактических игр с другими видами детской деятельности: творческими, трудом, с самостоятельной художественной деятельностью (тематика + планирование) .

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ:

Прежде чем познакомить ребёнка с развивающими играми, обязательно поиграйте в них сами.

Это дает представление о каждой игре. Вы будете знать: с какой игры начать, чем её дополнить, когда и какую игру вводить.

Играя с ребёнком, не опережайте его, лучше следовать за ним с небольшим отставанием.

Заинтересовывайте детей игрой, применяя игровые приемы - первый показ можно сопроводить "тайной" или рассказать сказку.

Каждый успех встречайте радостно, похвалой, но не перехваливайте, особенно в старшем возрасте.

Если ребенок не хочет играть, не заставляйте, а создавайте такие условия, чтобы у него появилось желание.

Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребёнка - они вызывают раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес.

Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задания за ребёнка, подсказывать ему.

Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки. По окончанию игры их нужно убирать в недоступное (но определенное) место, где ребёнок может видеть игру.

Начинать игру нужно с посильных задач или более простых её частей.

Развивающие игры можно использовать на занятиях: познавательных, РЭМП, ИЗО; в утреннее и вечернее время для работы с подгруппой детей и индивидуальной работы.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

Необходимо учитывать условия работы в каждой возрастной группе: общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений: состояние здоровья каждого ребёнка; время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей.

Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей накопления ими двигательного опыта.

МЛАДШАЯ ГРУППА: организуются элементарные по правилам и содержанию сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии взрослого; в играх типа "прятки" основную роль выполняет взрослый (ищет детей или прячется от них) .

СРЕДНЯЯ ГРУППА: уже возможна игра с простейшими соревнованиями, как индивидуальными ("Кто скорее") так и коллективными, Это придает эмоциональную окраску и приучает к ответственности за свои действия в коллективе.

СТАРШАЯ ГРУППА: игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению новых заданий на коллективное соревнование.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА: играют в более сложные подвижные игры, а так же в игры с коллективным соревнованием, игры-эстафеты, игры с элементами спортивных игр.

В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно или с небольшой группой. Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игры.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВОЙ ИГРОЙ

Ознакомление с новой игрой, объяснение её содержания требуют подготовки. Содержание некоторых игр необходимо раскрыть в предварительной беседе (не обязательно в день проведения игры) , например "Обезьянки и охотники", "Волк во рву".

Объяснение игры:

Несюжетная игра - должно быть кратким, точным и интонационно-выразительным. Воспитатель объясняет последовательность игровых действий, указывает местоположение детей и игровых атрибутов, пользуясь пространственной терминологией (ориентиром на предмет в младшей и средней группе) и выделяет правила, затем можно задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли правила.

При проведении игр с элементами соревнований взрослый уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования.

Иногда можно придать игре спортивную форму - выбрать капитанов, судью.

В младших группах можно объяснять действия детей и правила непосредственно в процессе проведения игры.

Сюжетная игра - задача взрослого в том, чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы. Для этого можно использовать игрушку, рассказ (особенно в младшей группе) .

При повторении знакомых игр:

младшая группа - напомнить основные роли и местоположение детей.

средняя группа - ограничиться напоминанием правил.

старший возраст - предложить самим вспомнить правила, содержание игры, это содействует развитию сознательности и самостоятельности, выполняемых действий и подводит к умению играть без непосредственного руководства взрослого.

Распределение ролей:

- иногда взрослый назначает ведущего, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого) , или включается сам в игру в роли водящего или участника.

Пользуется считалками или предлагает детям выбрать ведущего. В младших группах роль водящего вначале выполняет сам взрослый и делает это эмоционально, живо, образно. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку при условии ограничения пространства и направления движения.

О нарушении правил взрослый сообщает перед повторным проведением игры.

Заканчивается подвижная игра общей ходьбой, постепенно снижающей нагрузку или малоподвижной игрой.

При оценке игры взрослый отмечает её положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших роли, порицает нарушение правил.

В старших группах взрослый постепенно подводит детей к самостоятельной организации подвижных игр, следя за её ходом и особенно выполнением правил.

Когда дети знают много игр и самостоятельно в них играют, взрослый может предложить им творческие задания - придумать варианты игр, изменяя сюжет, правила; сочинять новую свою игру.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ИГРЫ:

Чтобы воспитание детей в игре проходило успешно необходимо создать условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную спокойную обстановку, подобрать игрушки.

Игры в утренние часы помогают создать бодрое веселое настроение на весь день. Каждый может взять любимую игрушку, объединиться с товарищами. Иногда дети приходят с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру.

Дети могут вернуться к начатой игре после завтрака, между занятиями. Надо дать возможность продолжить игру. При выборе игр следует учитывать характер предстоящих занятий.

Перед физкультурным занятием - желательны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения - подвижные.

Для игр в группе отводятся время во второй половине дня, а на участке - до обеда и вечером. В это время организуются сюжетные игры, строительные, игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.

В группе нужно создавать обстановку для проведения различных игр. Место для игр с крупным строительным материалом выделить так, чтобы дети могли сохранить сделанную постройку.

В младших группах отвести место для проведения подвижных игр с игрушками: дети перевозят игрушки, катают их, бегают друг за другом.

Каждая игрушка должна иметь определенное место. Если дети хотят продолжать игру после обеда или на другой день, им нужно разрешить оставить постройку со всеми игрушками при условии, что они расставлены аккуратно (например: "корабль", "улица") . В играх на участке детям тоже даются все виды игрушек, но при этом учитывают особенности сезона. Перед выходом на прогулку взрослый предлагает детям подумать, как они хотят играть и что им с собой взять.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА - КЛАССИФИКАЦИЯ:

1) режиссерская - ребёнок не действующее лицо, берет роль действующего персонажа (например: под запись сказки) .

2) музыкальная драматизация (может быть сочетание видов театра) .

3) театрализованная игра - это качественная работа над образом, имеет четкий сценарий, фиксированные образы, роли.

4) импровизация - разыгрывание темы без предварительной подготовки.

Признаки театрализованной игры: содержание (четко должны знать, во что будут играть) сюжет, сценарий роль действия и отношения.

ЗАДАЧИ:

Младшая группа: Развивать интерес; навыки работы с плоскостным и объемным театром; Обогащать замысел через литературные произведения и музыкально - театрализованную деятельность.

Проявлять творчество в играх-имитациях, учить разыгрывать небольшие песенки, сказки. С помощью игрушек изготовленных взрослыми (воспитателями, родителями) и старшими детьми в присутствии детей.

Развивать навыки самостоятельного использования в играх материала для ряженья, маски и музыкальные инструменты.

Средняя группа: познакомить с различными видами театров. Учить приемам кукловождения.

Учить технике показа различных видов театра.

Старшая группа: Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр. Формировать художественно-речевые исполнительские умения. Учить быть в роли ведущего, режиссера-постановщика, декоратора.

Формировать навыки совместного творчества в процессе подготовки к спектаклю.

Подготовительная группа: Формировать потребность в творческой деятельности, Развивать артистичность, способность к перевоплощению. Учить разыгрывать сюжеты, внося новые изменения. Учить придумывать сказки и обыгрывать их.

УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младшая группа

Подробней prodetsad.spb.ru

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ.

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу ФЗ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ». Так, в соответствии с новым нормативно-правовым обеспечением системы образования в РФ дошкольное образование является первым уровнем общего образования граждан РФ.

Для дошкольного образования, как и для всех уровней образования, устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. В ноябре 2013 года впервые утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования и 14.11.2014 принято решение Министерства юстиции о регистрации этого ФГОС. Но переход к образовательным стандартам произойдёт только с 01.01.2014 года, а пока, начиная с 2010 года, мы все работаем в соответствии с Федеральными государственными требованиями, которые привнесли координальные изменения в деятельность дошкольных учреждений.

Одно из таких изменений касается спектра детских видов деятельности.Приведу пример. Ребёнок не знает, чем заняться, и идёт к взрослым. Взрослые сердятся:

- Не мешай, займись чем-нибудь…

Знакомая ситуация, не правда ли? Этот конфликт можно разрешить без ущерба для интересов и детей, и родителей. Выручит игра.

Но отношение к игре как основному виду деятельности в системе дошкольного воспитания не всегда было однозначным.

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие».

Однако с середины ХХ в. основными видами деятельности детей дошкольного возраста считались учение, игра и труд. Но жизнь ребенка не может быть ограничена только этими занятиями, поэтому сегодня

Федеральными государственными требованиями в качестве ведущих детских видов деятельности определены игра, труд, общение, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная и двигательная деятельность. Таким образом, игре, как и прежде, отводится особая роль.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:

1. игры с правилами.

2. сюжетно-ролевые творческие игры.

К играм с правилами относятся:

1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные, настольно - печатные, музыкально-дидактические.(«Найди лишний предмет», «Съедобно-несъедобное» и др.)

2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные.(«У медведя во бору», «Ловишки»)

Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

а) игры на бытовые темы; («Дочки-матери», «Больница»)

б) с общественно-политической тематикой; («Кафе», «Военные»)

в) театрализованные игры; (по мотивам детских произведений)

г) игры-забавы и развлечения.( «Ручеёк», «Два мороза»)

Игра создает зону ближайшего развития и сама выступает источником развития.

Ее ценность заключается в том, что с ней связаны главнейшие изменения в психике ребенка, она способствует проявлению важнейших новообразований.

Именно в игре у ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новые знания и способы их получения.

Однако хочу отметить, что игра не возникает сама по себе.

Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Первый игровой опыт малыш приобретает в семье. В детском саду с детьми может и должен играть воспитатель.

В процессе организации сюжетно-ролевых игр, я использую материалы и методические рекомендации по организации игровой деятельности ряда авторов: Т. Н. Дороновой, Е. Н. Пановой, Л. А. Венгера, Е. Г. Батуриной и др. В методическом кабинете ДОУ и в каждой группе имеется богатый материал по организации игровой деятельности детей.

Всем известно, что игровая деятельность с детьми разного возраста имеет свои особенности и нюансы.

Я работаю с детьми среднего возраста, поэтому хотелось бы отметить

некоторые особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми 4-5 лет из своей практики.

Во-первых, дети непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому я стараюсь предоставить для игр как можно больше открытого пространства.

Игровую ситуацию моделирую по схеме: взрослый + ребёнок.

Образные атрибуты я стараюсь свести к минимуму, предлагаю больше предметов-заместителей. Одна и та же игрушка появляется в разных играх. Предлагаю детям атрибуты игр, направленные на взаимодействие (телефоны, рупоры, микрофоны) ; ряженье под взрослых (фотограф, капитан и т.д.) ; кубы-вкладыши.

В ходе НОД, режимных моментов, да и реализации образовательных областей в целом работа нашего ДОУ построена на игре.

Режимные моменты мы обыгрываем с помощью различных потешек, небольших стихотворений. Ребята с удовольствием повторяют вместе со мной забавные рифмы, которые оказывают неоценимую помощь в привитии культурно-гигиенических навыков.

Особенно большой интерес у детей вызывают сказочные герои, которые то и дело приходят к нам в группу посмотреть, как хорошо мы умеем мыть ручки, вести себя за столом, пользоваться ножницами и т.д.

В ходе НОД мы с ребятами обязательно проводим динамические паузы, особенно дети любят, когда упражнения выполняем под весёлую музыку. А с каким нетерпением малыши ждут время, когда мы будем играть!

Я считаю, что именно педагог является носителем игрового опыта. При организации игровой деятельности я всегда учитываю интересы и предпочтения детей. Грамотное управление также, по моему мнению, является залогом успешного освоения детьми игровой деятельности.

Помимо создания игровой ситуации, я всегда могу подыграть, поддержать инициативу ребёнка. Предлагая детям ту или иную игру, я учитываю не только развивающий характер игры, но и особенности и настроение каждого ребёнка. Никогда не вовлекаю ребёнка в игру, если он того не желает.

Так же большую роль играет организация предметно-развивающего пространства.

В нашем ДОУ ведётся непрерывная работа по созданию такой среды, которая способствует не только проявлению интереса ребёнка к игре,

но и помогает формировать умения принимать воображаемую ситуацию,

побуждает к осуществлению переноса игровых действий с одной игрушки на другие.

Во всех группах нашего ДОУ имеется большой выбор игр и игрушек - сюжетные,

дидактические,

Подробней nsportal.ru

Организация игровой деятельности дошкольников

Разделы:Работа сдошкольниками

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Игра социальна по своей природе; в ней отражаются представления ребенка об окружающем мире: мире вещей, людей и человеческих отношений. Игра обеспечивает новые формы взаимодействия с миром, в котором "я" ребенка реализует себя там, где это невозможно в реальной жизни.

Кроме того, она дает возможность формирования множества "я-ролей" и "я - образов", ведущего к более полному осмыслению мира и типов взаимоотношений в нём. Ребенок, проигрывая разные варианты, вырабатывает собственную стратегию поведения, формирует внутренний план действия, который, как известно, лежит в основе мышления.

В настоящее время детская игра стала другой, поэтому и работу по развитию игровой деятельности дошкольников необходимо строить с учетом современных тенденций в её развитии.

Изменилась социальная среда. Многодетные семьи, где игра передавалась от старших детей к младшим, теперь редкость. Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть.

Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые все чаще становятся основой сюжетных игр. Анализ содержания детской игры показывает, что собственно сюжетно-ролевая игра, моделирующая социальные отношения, сегодня явно уходит из игровой деятельности старших дошкольников.

В тоже время, современным дошкольникам предстоит освоить новую, постоянно меняющуюся картину мира; от них потребуется осуществлять выбор, критически мыслить, ставить и решать проблемы, проявлять гибкость, а значит, более организованно и разумно строить свою жизнь.

Особенность же игр современных дошкольников состоит в отсутствии профессиональных сюжетов (повар, моряк, почтальон и др.) , т.е. из игр детей уходит воспроизведение какой-либо трудовой деятельности. Дошкольнику не всегда понятны внутренние условия деятельности взрослых.

Всё это свидетельствует о том, что:

  • игра перестает быть средством вхождения в мир взрослых, ведь именно действия в игровой роли, как взрослый, ребенок отождествляет себя с ним и моделирует его жизнь;
  • дети не понимают профессиональной значимости труда родителей, предпочитая роли телевизионных героев и компьютерных игр, а социальная жизнь перестаёт быть содержанием их игровой деятельности.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА:

Разработка проекта обусловлена потребностями педагогов и родителей дошкольников, которые были выявлены в ходе анкетирования:

  • понимание педагогами проблем в области организации игровой деятельности дошкольников с учетом современных условий;
  • низкая компетентность родителей в организации игровой деятельности детей.

ЦЕЛЬ: активизация взаимодействия педагогов и родителей в развитии игровой деятельности воспитанников ДОУ.

ЗАДАЧИ:

  • Актуализировать знания педагогов и повысить компетентность родителей в вопросах организации игровой деятельности дошкольников в детском саду и дома.
  • Обогащать игровую деятельность дошкольников современным содержанием.
  • Пополнить и систематизировать методический материал по организации игровой деятельности дошкольников в соответствии с их возрастными возможностями.

УЧАСТНИКИ: педагоги, воспитанники детского сада и их родители, социум.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 4 года.

ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, детско-взрослый, информационно-практико-ориентированный.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подробней на сайте festival.1september.ru

Педсовет «Формирование игровой деятельности дошкольников - необходимое условие в решении задач образовательной области «Социализация» при реализации ФГОС» - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №25 "Пчелка"

Дата публикации: Декабрь 04, 2014

Педсовет

«Формирование игровой деятельности дошкольников - необходимое условие в решении задач образовательной области «Социализация» при реализации ФГОС»

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по организации и руководству игровой деятельностью дошкольников в решении задач образовательной области «социализация»».

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по реализации ФГОС образовательной области «социализация» через игровую деятельность дошкольников.

- выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности детей дошкольного возраста;

- определить позитивные стороны деятельности по организации игровой деятельности дошкольников, проблемы и перспективы;

Программа педагогического совета:

  1. Итоги тематического контроля «Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп» («Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» О. А. Скоролупова) ;
  2. Итоги смотра-конкурса «Предметно-развивающая среда к сюжетно-ролевым играм».
  3. Итоги анкетирования воспитателей по сюжетно-ролевым играм;
  4. Обсуждение открытых просмотров сюжетно-ролевых игр во всех возрастных группах.
  5. Деловая игра «Повышение компетенции педагогов».
  6. Презентация проектов сюжетно-ролевых игр.
  7. Подведение итогов выставки «Моя любимая кукла (кукла своими руками) » и фотовыставки «Играем всей семьей».

Ход педсовета.

Тема педсовета выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у детей отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить к школе.

Время, отведённое для игры, заполняется подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением.

Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками? Причины этому - взрослые сами не умеют играть; просветительской работе по вопросам организации игры дома уделяется мало внимания.

При подготовке к педсовету был проведен тематический контроль «Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп».

  1. Итоги тематического контроля «Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп» (справка прилагается) .
  1. Итоги смотра-конкурса «Предметно-развивающая среда к сюжетно-ролевым играм».
  1. по сюжетно-ролевым играм (протокол прилагается) .
  1. Обсуждение открытых просмотров сюжетно-ролевых игр во всех возрастных группах(анализ прилагается) .

  1. Деловая игра «Повышение компетенции педагогов».

Сегодня в рамках педсовета проводится деловая игра «Повышение компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о сюжетно-ролевых играх и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Оценивать выступления команд будет жюри: заведующий Ольга Александровна и дефектолог Алла Евгеньевна.

Вам необходимо придумать название ваших команд (на выполнение отводится 1 мин.)

Организационный момент: Предлагаю отправиться в путешествие по области «Социализация» на поезде под названием «Игра».

Первая станция – Объясняй-ка. Актуальность темы педагогического совета.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) ; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Современные условия жизни, диктуют активный образ жизни не только для взрослых, но и для детей.

Дети посещают различные школы развития, секции, студии. Педагоги в погоне реализации «социального заказа» родителей уделяют очень мало времени игровой деятельности дошкольников. В режиме дня ребенка на игре отводится небольшое количество времени. Обучение постепенно вытесняет свободную игру.

Современные ученые доказывают, что игра является необходимым условием для развития полноценной личности человека. Сущность игры как одного из ведущих видов деятельности ребенка заключается в то, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности.

Игра является средством познания действительности. И так, игра является социально-педагогической формой организации детской жизни и детского общества в решении образовательных задач образовательной области «Социализация».

Вторая станция – Отвечай-ка.

Викторина «вопрос – ответ». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Выбирается компетентное жюри

Перечислите предпосылки с/р игры (ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная)

Назовите этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)

Назовите наиболее известных авторов - ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д. Б. Эльконину)

Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)

Назовите компоненты с/р игры (сюжет, содержание, роль)

Определите, на каком этапе развития игры находятся дети:

  • Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.
  • Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

Определите на каком этапе развития игры находятся дети:

  • Ссорятся из-за игрушки, каждый тянет ее к себе.
  • С увлечением играют в путешествия.

Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)

Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

Назовите сюжетно- ролевые игры:

  • с производственным сюжетом («магазин», «поликлиника», «кафе», «школа», «парикмахерская», «автосервис» и т.д.)
  • общественно-политическим сюжетом («в войну», «в индейцев», «в митинг», «в выборы», «в спасателей» и т.д.)

Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)

Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

Назовите игрушки, моделирующие семейные отношения (куклы, мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, и т.д.)

Назовите игрушки, моделирующие отношения вне дома (дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта, техника, игрушки связанные с трудом других людей)

Назовите игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояния (военизированные игрушки, подушки разных размеров, надувные мячи, маски, головные уборы, газеты, журналы и др. материалы) .

Надо ли запрещать так называемое военизированые игрушки? (нет, не надо; если убрать все «военные» игрушки, ребенок все равно найдет возможность «поиграть в войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут в себе определенную функцию … (будущие защитники Родины) .

В чем заключается косвенное руководство педагога играми детей? (Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д. , то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей

В чем заключается прямое руководство педагога играми детей? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать , что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.)

Третья станция - Размышляй-ка.

  1. 1. Составьте перечень оборудования для с/р игры – «Спасатели», «Пожарные» (Каждая команда выбирает табличку сами) .
  2. Чем отличаются сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации?
  3. Чем отличаются сюжетно-ролевые игры и режиссерские игры?

Ответ: основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Главная черта сюжетно-ролевой игры – самостоятельность детей. Элементами этой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.

Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменения детской фантазий, - сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменить.

В режиссерской игре ребенок, проявляет творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, ребенок развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, которое считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.

  1. Предлагаются пед.ситуации.

Команда 1.

  • Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие»: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.

Вопросы: Как поступить воспитателю в данной ситуации? Как работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

2) . Максим (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега.

По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.

Задача педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя.

Команда 2.

1) . Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл. Вопросы:

  1. Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
  2. Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры.

2) . Илья (5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня?(Берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)

- Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.

Задача педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать ролевое высказывания, обращенные к игрушке-партнеру.

Четвертая станция -Угадай-ка.

К какой сюжетно-ролевой игре вы применили бы эту музыку?

- Африк Симоне. Нафанана.

Материал pchelka25.ru

Другие статьи по теме:

  • Ведущий вид деятельности дошкольника

    Игра-ведущий вид деятельности дошкольников Игра — ведущий вид деятельности дошкольников «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через к...

  • Ведущая деятельность дошкольника

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Проблемно игровые методы логико математического развития дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть) Взаимодействие с родителями воспитанников Для родителей подготовила родит...

  • Этапы развития игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности в раннем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад Московской области. Материал...

  • Проектная деятельность дошкольников

    Проектная деятельность дошкольников При организации проектной деятельности стоит учитывать то, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, опережает его технические возможности. В связи с этим взр...

  • Развитие игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете, Она всегда – ни для чего, Как ни над чем смеются дети. З. Гиппеус. «Игра - преобладающий ил...

  • Игровое развитие дошкольников педсовет

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Игровая деятельность дошкольников

    Игровая деятельность дошкольников Ребенок играет, значит счастлив, значит здоров. В игре ребенок познает себя, свои возможности. По мере взросления изменяется и усложняется характер игровой деяте...

  • Театрализованная деятельность дошкольников

    Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников Обоснование актуальности Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через обр...

  • Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста Характеристика сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и...

  • Игровая деятельность детей дошкольного возраста

    Презентация «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста» «У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой вс...

  • Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете, Она всегда – ни для чего, Как ни над чем смеются дети. З. Гиппеус. «Игра - преобладающий ил...