Организация исследовательской деятельности дошкольников

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Составила воспитатель ГБОУ СОШ №6 СПДС «ИВОЛГА» Туркина Ольга Владимировна

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

Н. Н. Подьяков, 1995

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:

1. Способствует формированию интегративных качеств:

Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

2. Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

3. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании, в ходе практической деятельности

Виды детского экспериментирования (по Н. Н. Поддьякову)

1. Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)

направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.

2. Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым)

направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.

Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи:

Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.)

Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)

Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения

Формирование способов познания путем сенсорного анализа

Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции

Классификация детского экспериментирования

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;

2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;

3. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

4. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические

5. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

6. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические

7. По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.)

8. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;

9. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

10. По способу применения : демонстрационные, фронтальные;

11. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Особенности организации детского экспериментирования в ДОу

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух) .

Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость) .

Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.) .

В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

Необходимо также учитывать возрастные особенности детей

Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры науки)

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

-место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.) ;

-место для приборов;

-место для хранения материалов (природного, "бросового") ;

-место для проведения опытов;

-место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) ;

-схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

-серии картин с изображением природных сообществ;

-книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы;

-простейшие приборы;

-коллекции;

-мини-музей (тематика различна, например, «Часы») ;

-материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина" ;

-природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

-бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

-технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

-красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;

-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, -деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др.

-сито, воронки

-половинки мыльниц, формы для льда

-увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа

-Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя»

-Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта

-Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»

Пособия и приборы для определения:

веса: разнообразные весы, набор гирь

протяженности: метр, линейки, условные мерки

объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т. д.

времени: песочные часы, секундомер

количества: разнообразные счеты

направления: компас.

Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы

Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча

Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики

Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.

2. Уточнение плана исследования.

3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.

4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.

5. Организация исследования.

6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Методы и приемы

1. Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь? ».

2. Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

3. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу? ».

4. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

5. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет? », «Причина появления пара при дыхании» .

6. Экспериментальные игры.

7. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

8. Наблюдение природных явлений.

9. Использование энциклопедий.

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

*Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

*События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует? »). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

*Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей ») .

*Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.) .

*Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

www.maam.ru

«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»

Организация экспериментально - исследовательской деятельности дошкольников

Слайд №1 Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Ведь в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Слайд №2 Экспериментирование – способствует формированию интегративных качеств:

Это ребёнок любознательный, активный;

эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи;

имеющий первичные представления о себе, мире и природе;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

познание,

коммуникация,

чтение художественной литературы.

социализация,

труд,

безопасность,

здоровье,

художественное творчество.

Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность,

инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности

Слайд №3 Виды детского экспериментирования:

Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка) - направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания. Пример: дети играют в песок, почему сегодня песок не лепится?

Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым) - направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата. Пример : опыты с магнитами, с водой и т. д.

Слайд №4 Классификация детского экспериментирования:

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты,

поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

По способу применения : демонстрационные, фронтальные;

По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,

сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта,

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Слайд №5 Методы и приемы:

Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь? ».

Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу? ».

Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет? », «Причина появления пара при дыхании» .

Экспериментальные игры.

Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

Наблюдение природных явлений.

Использование энциклопедий.

[b]Слайд №6 Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:[/b]

События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует? »). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей ») .

Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.) .

Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Слайд №7 Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

Анкетирование родителей.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.

Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

Открытые мероприятия для родителей.

Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

Слайд №8 Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Постановка исследовательской задачи.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования.

Уточнение правил безопасности.

Организация исследования.

Анализ и обобщение полученных результатов.

Фиксация результатов.

Вопросы детей.

Прикреплённые файлы:

organizacija-yeksperimentalno-isledovatelskoi-dejatelnosti-doshkolnikov_7jhnq.ppt | 2888,03 Кб | Скачан: 123
www.maam.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 339 Г. О. САМАРА

443081, г. Самара, ул. 22 партсъезда, 125

_____________________________________________________________________

Для воспитателей городского округа Самара

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

г. Самара, 2013

Постановка проблемы

К старшему дошкольному возраступознавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Образовательное дошкольное учреждение должно создавать дидактические условия для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Анализ образовательной программы «Обучение и воспитание в детском саду» Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой,применяемой в МБДОУ детский сад № 339, позволил выявить тот факт, что в ней недостаточно раскрыто содержание образовательных результатов, способов познания и опыта творческой деятельности по исследованию и экспериментированию согласно требованиям ФГТ.

Мониторинг интегративных качеств, проводимый в старшей группе, выявил недостаточную динамику в развитии такого интегративного качества как «Любознательный, активный».

В федеральных государственных требованиях прописаны следующие показатели интегративного качества «Любознательный, активный», которые он может приобрести в результате освоения программы:

- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

- задает вопросы, принимает живое участие в образовательном процессе;

- любит экспериментировать;

- способен самостоятельно действовать.

Именно познавательно-исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи.

Познавательно исследовательская деятельность вызывает у ребенка интерес к изучению природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:

- развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

В соответствие с поставленной целью были определены и задачи проекта:

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Описание проекта.

Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно-исследовательского поведения ребенка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Объект исследования: исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы МБДОУ детский сад № 339.

Предмет исследования: внедрение методов познавательно-исследовательского обучения в образовательный процесс.

Проблема исследования: каково влияние методов познавательно-исследовательского обучения на качество подготовки детей к обучению в школе.

Гипотеза: использование методов познавательно-исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей.

Предполагаемый новый образовательный результат:

- воспитанники принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- активно участвуют в экспериментировании;

- адекватно используют средства общения и конструктивные способы взаимодействия;

- способны решать интеллектуальные и личностные задачи;

- сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления исследовательской деятельности.

Методыдостижения поставленных целей и задач.

Использование методов исследовательского обучения будет эффективным при реализации следующих условий.

Условия:

1. При выявлении результатов диагностирования детей и выяснении условий для проведения исследовательской деятельности.

2. При системном внедрении методов исследовательского обучения в образовательную и свободную деятельность детей.

3. При развитии у детей интереса к поисковой активности.

Ресурсыпроекта

В реализации проекта принимают участие воспитатели подготовительной к школе группы, воспитанники группы и их родители.

Для осуществления проекта имеется следующая материально-техническая база:

-компьютер с подключением к Интернет-ресурсам;

-принтер;

-ксерокс;

- интерактивная доска.

Этапы реализации проекта осуществляются в течение всего учебного года под наблюдением психолога и воспитателей группы (фиксировать результаты наблюдений и обеспечивать психологическую поддержку детей) .

В качестве основной линии работы мы выделяем работу по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей старшего дошкольного возраста. Этому будут способствовать специально организованные занятия: занятия-тренинги, собственно исследования, «научные» доклады.

С целью мониторинга воспитатели группы будут вести наблюдения за детьми по выявлению исследовательских способностей. Динамика развития ребенка будет вносится в диагностическую карту посредством отметок в определенные периоды времени: начало, середина и конец учебного года.

1 этап:

- целевые прогулки и экскурсии («Ботанический сад», «Музей космонавтики») ;

- наблюдения природных явлений в реальной жизни;

- беседа «В мире интересного»;

- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;

- рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков;

- тренинг по активизации исследовательского поведения.

2 этап:

Подробней nsportal.ru

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Составила воспитатель ГБОУ СОШ №6 СПДС «ИВОЛГА» Туркина Ольга Владимировна

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»Н. Н. Подьяков, 1995

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:

1. Способствует формированию интегративных качеств:

Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

2. Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

3. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании, в ходе практической деятельности

Виды детского экспериментирования (по Н. Н. Поддьякову)

1. Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)

направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.

2. Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым)

направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.

Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи:

Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)

Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)

Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения

Формирование способов познания путем сенсорного анализа

Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции

Классификация детского экспериментирования

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
  2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
  3. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  4. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
  5. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
  6. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю) , систематические
  7. По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.) , длительные (свыше 15 мин.)
  8. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) , поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) , решение познавательных задач;
  9. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
  10. По способу применения: демонстрационные, фронтальные;
  11. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) , сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) , обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

Особенности организации детского экспериментирования в ДОу

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух) .

Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость) .

Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.) .

В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

Необходимо также учитывать возрастные особенности детей

Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры науки)

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

  • место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
  • место для приборов
  • место для хранения материалов (природного, "бросового")
  • место для проведения опытов
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
  • серии картин с изображением природных сообществ
  • книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы
  • простейшие приборы
  • мини-музей (тематика различна, например, «Часы»)
  • материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина"

-природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

  • бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, -деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др.

-сито, воронки

-половинки мыльниц, формы для льда

-увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа

-Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя»

-Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта

-Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»

Пособия и приборы для определения:

веса: разнообразные весы, набор гирь

протяженности: метр, линейки, условные мерки

объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д.

времени: песочные часы, секундомер

количества: разнообразные счеты

направления: компас.

Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы

Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча

Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики

Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

  1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  2. Уточнение плана исследования.
  3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
  4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей) , выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
  5. Организация исследования.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Методы и приемы

  1. Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
  2. Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
  3. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
  4. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
  5. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».
  6. Экспериментальные игры.
  7. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
  8. Наблюдение природных явлений.

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

  • Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
  • События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность ( «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?») . Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
  • Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей») .
  • Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.) .
  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

-Анкетирование родителей

-Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами

-Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

-Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

-Открытые мероприятия для родителей.

-Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

-Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

-Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое) .

-Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты) .

Следующая >

Внимание!

На данный момент образовалась живая очередь. Если у Вас срочное письмо, напишите об этом в заголовке. Мы Вам ответим и вышлем документы вне очереди

Журнал

Читать далее doshkolnik.ru

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - Детский сад №14 город Ухта

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Давайте же определимся, что же такое познавательно-исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность, по мнению А. И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В. И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Структура поисковой деятельности:

• Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи;

• Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно;

• Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;

• Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;

• Непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности;

• Анализ полученных фактов и формирование выводов;

• Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А. И. Савенкову) :

Шаг 1.Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследователя - уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Шаг 2.Выбор темы исследования. Исследование - процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний.

Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование) . Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить...

Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления исследования) .

Шаг 5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом) . Гипотеза - это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны) .

Шаг 6.Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».

Шаг 7.Провести эксперимент (опыт) , наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

Шаг 8.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И. М. Коротковой) :

• Опыты (экспериментирование) (задача - освоение причинно-следственных связей и отношений) . Деятельность в контексте «опыты»:

- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;

- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;

- формулирование причинно-следственных связей (если..., то...; потому..., что...) ;

- самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.

• Коллекционирование (классификационная работы) (задача - освоение родовидовых отношений) . Деятельность в контексте «коллекционирования»:

- поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения - рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;

- размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный - размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов) .

• Путешествие по карте (задача - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира) ) Деятельность в контексте «путешествие по карте»:

- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;

- обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;

- изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.;

- заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками - метками (животних, растений, людей, занятых типичным трудом) .

• Путешествие по «реке времени» (задача - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему) ).

Более подробное описание работы с детьми см.: Короткова Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. - журнал «Ребенок в детском саду» № 1, 2002 г.

Источник
Источник www.ds14-ukhta.ru

Презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Опубликовано 17.03.2014 - 18:05 - Пустовалова Екатерина Сергеевна •ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:vСпособствует формированию интегративных качеств:

Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

vОбеспечивает интеграцию образовательных областей:

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, ФЭМП, социализация, труд, безопасность, здоровье, художественное творчество.

vРазвивает интерес ребенка к окружающему миру, активность , инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме: