Оригами для дошкольников

Консультация «Оригами для дошкольников»

Оригами- японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. В частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Необходимо создать условия, при которых в доступном для детей месте находилось бы всё необходимое для изготовления поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты, книги со схемами по изготовлению бумажных фигурок.

Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Они не с малым удовольствием мастерят фигурки (причём с одинаковым интересом делают их из больших и маленьких квадратов, создают разнообразные композиции и т. п.)

Педагогу необходимо регулярно просматривать вместе с детьми всё то, что им удалось сделать. При этом нужно демонстрировать искреннюю заинтересованность

положительно оценивать творческую инициативу каждого ребёнка независимо от полученного результата.

Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить малышам и т. д. Коллективные работы найдут своё место в оформлении интерьера группы и всего дошкольного учреждения.

Дети открываю удивительный мир творчества, проявляют фантазию, развивают вкус.

Бумажные поделки помогают установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия. Большую радость доставляет детям оживление игрушки: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступает весна; заяц прижал ушки, спрятал лапки- ему холодно; цветы просыпаются, значит наступило утро. В такой обстановке дети раскрепощаются, охотно сочиняют сказки и с удовольствием делают игрушки. Взрослый и воспитатель лишь помогает в работе по изготовлению игрушек. Каждая последующая игрушка дополняет предыдущую, подсказывает новые игровые действия; активизирует творческую деятельность и игровой опыт детей, открывает перед ним перспективу дальнейшего развития игры.Дети свободно ориентируются в геометрических формах, понимают их отличительные особенности.

Путь от плоскостной формы к объёмному художественному образу бывает долог и труден. При обучении ребёнка в школе неразвитая мелкая моторика пальцев рук может привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.

Таким образом, занятия оригами:

-дисциплинируют;

-воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;

-способствуют формированию добрых чувств к близким и дают выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

-влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

-позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:

а) конструктивные- при создании фигурки из одного листа бумаги путём его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки в технике оригами из нескольких деталей и соединённых с помощью клея;

б) изобразительные- за счёт частичной или полной дорисовки деталей, использование метода аппликации, применение цветовых сочетаний, чередования цвета;

в) творческие- оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций классических моделей; изобретение своих фигурок;

г) оформительские- оформление открыток, помещений к празднику;

д) театральные- обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Искусство оригами, как и всякое искусство не знает границ, оно постоянно развивается. В Японии простейшие игрушки из бумаги могут складывать даже маленькие дети, а моделированием и изготовлением сложных фигурок, состоящих порой из многих частей- сегментов, занимаются специалисты.

В нашей стране также есть центры оригами- в Москве и Петербурге, где люди, увлечённые древним искусством, придумывают свои модели, не уступающие оригинальностью решения традиционным.

www.maam.ru

Консультация для воспитателей «Оригами для дошкольников»

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т. д.

История развития искусства оригами

Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства.

Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.

Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского дворца. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. В те времена бумага было материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях.

Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься, в основном, женщины и дети. Оно стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера - оригамиста Акиры Йошизавы.

Этот удивительный человек родился в 1911 году. Во время второй мировой войны он был служащим военного завода. Именно тогда у него созрело решение придать традиционному в Японии искусству складывания новое звучание. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.

В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками.

Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.

Значение оригами для развития дошкольников

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекает детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий) .

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Особенности методики работы с детьми по обучению изготовления поделок в технике оригами

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных, поделки для украшения интерьера и т. п. Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т. п., так и придуманные образы (солнечный человек, клякса-вакса, корзинка с волшебными цветами и т. п.) . И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др., они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике, и начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше - в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки - бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т. п.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами (ори - сгибать, гами - бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие - лучший подарок.

В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, - киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т. п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура - еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги - заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т. п. исправить уже нельзя, а значит - нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.

К сожалению, в практике почти совсем не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.

www.maam.ru

Роль оригами в развитии дошкольников

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство. Складывание не только занимательный и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс: занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности рук дошкольника и тем самым подготовить его к овладению техникой письма. Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье.

Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной и без необходимости удерживания инструмента. Именно поэтому складывание – это очень полезное занятие, способствующее повышению активности, как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку в работу включены обе руки.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

В группе был создан уголок оригами – «Страна Оригамия», в котором находятся схемы для складывания разнообразных фигурок, цветная бумага различных форматов, ножницы, клей. Здесь же находится уголок изодеятельности, в котором находится всё нужное детям для изготовления композиций. Дети свободное время с удовольствием проводили за изготовлением игрушек, для дальнейшего их использования в своей игровой деятельности, что способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей, или подарков, что способствует формированию добрых чувств к близким и даёт возможность выразить эти чувства. Дети также были ознакомлены с «правилами юных оригамистов», которые соблюдали и на занятиях по оригами, и в свободной деятельности в уголке оригами.

Была организована совместная работа родителей и детей:

www.maam.ru

Оригами с детьми, поделки для малышей и их родителей

Оригами - это тоже искусство, которое начало развиваться в Японии, а сейчас забавные журавлики, лягушки, кораблики известны во многих странах.

Само название «оригами» - это производная двух слов «ори» - «складной» и «ками» - «бумага». Зачастую для складывания оригами используется один лист бумаги, а уже потом в определенной последовательности используются разные складки.

Классическое оригами - это именно искусство создать из бумаги различные фигурки, не используя ножниц или клея. У него есть разновидность киригами - скульптуры из бумаги.

В Японии оригами было связано с религиозными символами, каждой фигурке приписывалось особое значение. Изначально бумага была очень дорогой и ценной, поэтому позволить себе заняться оригами могли только богатые люди: красивые фигурки преподносили как дар, ими украшали жилища и храмы. Со временем сложность фигурок возрастала, появились настоящие мастера своего дела, которые создавали настоящие шедевры.

Конечно, с малышами сделать произведение искусства сложновато, но лучше начинать как можно раньше. Чтобы ребенок освоил процесс изготовления поделок из бумаги, понадобится время и толика терпения.

Лучше всего приступать к занятиям с 4-5 лет, сначала вы можете сделать ту или иную фигурку, а чадо будет наблюдать, потом можно привлекать к этому делу и ребенку. Переходит от элементарных и базовых фигурок к более трудоемким и сложным.

Оригами - это не только интересное времяпровождение, но и существенная польза. Развивается мелкая моторика, координация движений, пространственное и творческое мышление.

С помощью оригами можно привить чаду терпеливость и усидчивость, помочь осознать возможности своих рук. Даже элементарную геометрию можно изучать при помощи фигурок: расскажите ребенку, что такое угол, вершина, квадрат, круг и так далее. Кстати, взрослым тоже полезно отвлечься от привычной суеты и заняться чем-то творческим и интересным.

В этой статье мы предлагаем вам схемы оригами для самых маленьких, но крохе придется хорошенько потрудиться, чтобы создать свой первый самостоятельный шедевр.

Кораблик

Это, наверное, одна из самых известных поделок в стиле оригами. Для изготовления понадобится прямоугольный лист бумаги. Его нужно согнуть пополам, а затем верхние уголки загнуть внутрь, чтобы образовался треугольник.

Оставшуюся часть прямоугольника отгибаем, а затем слегка растягиваем фигурку до образования ромбика.

Теперь заключительный этап: торчащие углы с обеих сторон загибаем, получится своего рода пирамидка. Ее нужно немного разогнуть и сделать бортики для корабля. Кораблик готов к плаванью!

Самое время опробовать его в ручейке или даже в ванной!

Корзинка

Бумажную корзинку для хранения письменных принадлежностей или сбора ягод можно сделать из простого листа бумаги. Сгибаем лист по диагонали, полоску внизу нужно отрезать или аккуратно оторвать, а потом сложить лист еще раз, но уже по другой диагонали.

Углы квадрата сгибаем внутрь, по направлению к центру фигурки. Заготовку переворачиваем, к центру сгибаем одну четверть квадрата и вытаскиваем уголки, то же проделываем и с другой стороной.

Получились небольшие треугольники, их нужно согнуть внутрь, концы с прямыми углами также загибаем вовнутрь. Еще раз переворачиваем заготовку, концы с прямыми углами сгибаем в стороны, переворачиваем, формируем корзинку, потянув за внутренние грани и придайте ей квадратную форму. Изделие готово!

Самолетик

Возьмите обычный лист бумаги формата А4. Теперь согните его пополам, верхние уголки должны совпадать с вертикалью. Теперь боковые грани еще раз сгибаем внутрь. Образовавшийся треугольник тоже нужно согнуть пополам и получатся крылья самолета.

Теперь позвольте ребенку вооружиться красками или фломастерами и разрисовать свое произведение, а потом можно будет и потренироваться в полетах!

Кошка

Возьмите квадратный лист бумаги и согните его пополам, чтобы получился треугольник. Верхний и нижний уголок нужно равномерно подогнуть.

Теперь ромб сгибаем пополам, внутрь немного сгибаем уголки-ушки, а потом выпрямляем, чтобы они получились слегка торчащими. Теперь возьмите фломастер и добавьте недостающие детали: глазки, нос, усы, рот кошки.

Ребенку обязательно понравится изготавливать такие забавные вещицы вместе с мамой или папой.

Кобра

Для изготовления такой вот кобры понадобится квадратный лист бумаги. Его сгибаем по диагонали, затем снова разгибаем, сворачиваем боковые стороны по направлению к диагонали.

Затем еще раз согните боковушки к центру фигурки, подогните боковые стороны снизу, чтобы образовались два треугольника, а затем опустите верхний угол, выворачивая нашу фигуру. Теперь самое время раскрасить получившуюся кобру.

Птица

Понадобится квадратный лист бумаги. Условно наметьте на нем средние линии и сложите по ним, углы согните по направлению к центру фигуры.

Теперь согните углы по диагонали.

Заготовку нужно еще раз сложить пополам.

Угол вогнуть внутрь.

Теперь берем карандаши-фломастеры и дорисовываем птичке глазки и крылышки.

Сова

Берем квадратный лист бумаги, условно делим напополам и сворачиваем по диагонали.

Углы сгибаем по линиям.

Верхний угол теперь нужно загнуть вперед.

Рисуем большие глаза, можно клюв, раскрашиваем крылья. Сова готова.

Зайчик

Берем лист квадратного формата, сворачиваем по диагонали, потом нижнюю часть по линии загибаем.

Сгибаем верхний уголок, нижние углы сгибаем по нарисованным линиям по направлению к центру фигуры. Нижний угол загибаем кверху.

Теперь рисуем (или наклеиваем вырезанные из бумаги) глазки, носик, зубы. Забавный кролик готов!

Пингвиненок

Квадратный лист сгибаем по диагонали, потом немного отступаем от нее и сгибаем угол, отгибаем его вперед.

Фигурку переворачиваем, сгибаем углы по начерченным линиям.

Загибаем углы еще раз, а затем переворачиваем заготовку еще раз.

Отгибаем уголки по бокам, а верхний угол загибаем вниз.

Рисуем глазки, можно раскрасить туловище. Пингвиненок готов.

Несложные поделки обязательно придутся по вкусу вашим детям, а занятие оригами станет новой семейной традицией!

Читайте также:

Подробней на сайте www.best-mother.ru

Проект Оригами для дошкольников. | Про Деток Блог

Проект Оригами для дошкольников.

Здравствуйте уважаемые читатели Про Деток Блог. Не так давно я написала небольшую заметку «Оригами для детей дошкольного возраста». И теперь хочется продолжить тему развития ребенка с помощью оригами.

Внезапно пришла идея небольшого, но очень увлекательно проекта для детей и родителей.

Проект творческий, и, в первую очередь, будет интересен родителям, которые заинтересованы в гармоничном развитии своих детей. Так же, проект будет интересен педагогам дошкольного образования и начальной школы. В данном проекте мои коллеги смогут почерпнуть интересные идеи для проведения занятий по конструированию и технологии.

Хочется надеяться, что предложенные в проекте оригамные схемы и композиции послужат толчком для вашей фантазии, и у вас появится потрясающие красочные аппликации и макеты, выполненные в технике оригами.

Итак, дерзаем!

Для того, чтобы проект действительно был проектом, нам нужно подумать о целях и задачах.

Цель: развитие пространственного и логического мышления детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) .

Задачи же проекта будут следующими (условно мы будем двигаться в четырех направлениях) :

Образовательные задачи: создать определенные условия, при которых бы ребенок овладел методами и приемами конструирования из бумаги; сформировать умение конструировать, используя пооперационную карту (что это за зверь – станет понятно позже) .

Развивающие:

  • будем развивать память (ведь для того, чтобы повторить фигурку, ребенку прийдётся запоминать последовательность ее изготовления, приемы и способы, которые он использовал в процессе складывания, ну а задачей родителей будет мотивировать ребенка на повторное складывание фигурки) ;
  • произвольное внимание (чтобы изготовить фигурку ребенку нужно сосредоточится, чтобы прийти к определенному результату) ;
  • умение фантазировать (с готовой фигуркой можно поиграть, придумать сказку и т.п.)
  • будем развивать речь ребенка;
  • Развивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем.

Познавательные: создать условия для развития познавательного интереса как к конструированию из бумаги, так и к окружающему миру.

Воспитательные: формировать умение организовывать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы.

Методические рекомендации для родителей или что нужно знать, прежде чем начать?

Общие:

  1. Все фигуры, композиции, которые представлены в проекте рассчитаны на сотворчество родителя и ребенка. Очень огромную роль в проекте играет именно взрослый. Ваше желание поиграть с ребенком должны выйти на первый план, оставив позади желание добиться четкого определенного результата. ­тот результат будет, если на первый план выйдет именно игровое взаимодействие. Потому что ведущий вид деятельности у дошкольника – именно игра. И если мы хотим развить ребенка, научить его чему-то определенному, то целесообразнее всего будет сделать это через игру.
  2. Как бы это не выглядело банально, (думаю, все родители должны это знать) , но упоминания заслуживает одна важная истина - для занятий должно быть свое время. И ребенок в это время не должен быть уставшим, хотеть спать, быть голодным, перевозбуждённым и т.п. Лучше всего если занятие проводится в первую половину дня или же вторую половину дня, после дневного сна. И, непременно, помните, что игра – это дело добровольное. Поэтому занятие начинается тогда, когда ребёнок не увлечен своим делом.
  3. Модели, представленные в проекте, не сложны. Но все же, вам придется постараться (а я вам в этом помогу) и приучить ребенка к точности: в совпадении углов, сторон. Так же нужно тщательно приглаживать складки. По своему опыту могу сказать, что дошкольники могут пришлепывать складку, или приглаживать ее ладонью, или сделать в точности так же как вы покажете, но без нажима. От этого, складка получается не точной, что в свою очередь приводит к тому, что фигуру складывать боле сложнее, она получается неаккуратной, а само занятие оригами – не интересным. Потому на этом моменте следует заострить внимание и показать ребенку, что по получившейся складке нужно с нажимом провести пальцем, а лучше всего поверхностью ноготочка (либо кольцами ножниц) .
  4. На первых порах складывать поделку вместе с ребенком следует поэтапно: взрослый показывает один прием – ребенок выполняет, взрослый показывает второй прием – ребёнок выполняет.
  5. Все поделки складываются на столе, ни в коем случае не на весу.

Требования к занятию и материалам:

Материал, который я буду предлагать, будет рассчитан на одно занятие в неделю. По длительности само занятие должно быть в районе 20 - 25 минут (если вы занимаетесь оригами с ребенком 4 – лет) , от 5 до 7 лет – в районе 30-35 минут. Важно помнить правило – что за одно занятие вы делаете фигурку одного типа.

Перед занятием нужно подготовить два образца: один из них в собранном виде – другой в разобранном; материал для складывания (квадрат бумаги) , по необходимости: клей, ножницы, фломастеры, карандаши.

Отдельно хочу сказать о бумаге. Ее нужно подбирать по цвету. И цвет бумаги должен конкретизировать образ того объекта, который вы складываете.

Чтобы было понятнее: для елочки или лягушки вы выбираете бумагу зеленого цвета, для лисы и белки – оранжевого.

Если работа предполагает использование ножниц, то ребенка стоит учить технике безопасности:

  • Не размахивать ножницами;
  • Передавать ножницы кольцами вперед;
  • Если ножницы с разболтанными шарнирами – не давайте их ребенку;
  • Ножницы лучше выбрать с закругленными концами.
  • Класть ножницами на стол стоит подальше от локтя, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе.

Так же хочу сделать небольшое дополнение по поводу ножниц. Сейчас их очень много, и я покупала вот такие:

Несомненно, ножницы красивы, привлекательны для ребенка. Но оказалось, что ими очень трудно и не удобно резать, и, как следствие, получалось не аккуратно. А самыми простыми резать оказалось очень комфортно.

Так что, к выбору ножниц подойдите с ответственностью.

И, пару слов о методике обучения. Обучение будет происходить в несколько этапов.

Первый этап: ознакомительный и экспериментальный. На этом этапе ребенок еще ничего не складывает, а знакомится с искусством оригами и экспериментируют с бумагой.

Второй этап: игры и упражнения с бумагой, которые помогут ребенку сориентироваться в геометрических фигурах, понимать их отличительные особенности.

Третий этап: изучение базовых форм.

Четвертый: изготовление простых игрушек.

Пятый: работа по пооперационным картам.

На этом все! В добрый путь!

Занятия, подготовленные в рамках проекта:

Просьба автора блога

Уважаемые читатели и гости Prodetokblog! Если Вы прочитали статью выше, и она оказалось для вас полезной, или Вы имеете свою точку зрения по данному вопросу, а, может, и вовсе не согласны с автором, то, пожалуйста, оставьте свой комментарий!Мне очень важно знать Ваше мнение!

Автор: Тамара

Я обычная мама... с педагогическим образованием, которое вовсе не дает понимание того, как именно нужно воспитывать деток, какие трудности в себе несет общение с ребенком. Поэтому, многие моменты приходилась, как говорится "нащупывать" в слепую.

Вот о своем опыте я хочу и написать. В планах у меня очень многое: поработать в детском саду, получить образование психолога, возможно даже, написать книгу... Ведь дети - это так интересно!

Просмотреть другие сообщения автора Тамара

Читать далее prodetokblog.ru

Мастер-класс "Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь своим педагогическим опытом по теме «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Помимо участия в мастер-классе, вы можете ознакомиться с выставкой, где представлены: литература и наработанный продуктивный материал.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев.

Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

В переводе с японского оригами – складывание бумаги. В результате складывания получаются разнообразные фигурки. Но сегодня мы не будем просто учиться делать ту или иную фигуру.

Моя задача – познакомить вас с методическими приёмами обучения дошкольников оригами. А именно с организационными методическими приёмами. Напомню, что организационными методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей.

Почему именно этот аспект я выбрала для темы мастер-класса?

Во-первых, владение разнообразными методическими приемами, умелое их сочетание, свидетельствует о педагогическом мастерстве педагога, т. е. служит показателем качества его работы.

Во-вторых, умения и навыки ребёнка, формируемые с помощью методических приёмов, которые будут представлены сегодня Вашему вниманию, могут быть использованы в различных видах детской деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной. Такой подход соответствует Федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Федеральные требования ставят перед педагогами задачу организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса.

Итак, методы и приёмы обучения детей технике оригами.

Перед вами схема, на которой представлены методы и приёмы, используемые в работе с применением техники оригами. Точно такая же есть у вас. Давайте рассмотрим схему. Вы видите, что методы и приёмы достаточно разнообразны.

В рамках времени мастер-класса мы не можем познакомиться со всеми. Я предлагаю подробно рассмотреть следующие методические приёмы:

  1. объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
  2. выполнение действий с детьми с проговариванием
  3. выполнение действий по пооперационным картам.

На ваших таблицах эти методические приёмы отмечены красным цветом. Почему именно их я выбрала? На мой взгляд, использовать их в работе может педагог даже не владеющий глубоко техникой оригами.

Они эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.

Рассмотрим первый приём – объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

У младших дошкольников вызывает затруднение точное совмещение противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую приём - объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры. (педагог вывешивает название приёма)

Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символы-ориентиры: божья коровка и цветок. Я предлагаю детям: «Давайте поможем божьей коровке сесть на цветок.

Возьмём уголок, на котором изображена божья коровка и точно совместим с уголком, где расположен цветок, «посадим её на цветок». А теперь, чтобы божья коровка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а ногтем большого пальца правой руки, прогладим полученную складку».

Используя данный методический приём, мы не только помогаем ребёнку научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать самостоятельно, формируем способность к переносу данного действия в самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок может применить его при складывании салфеток для салфетницы. (демонстрирует)

Рассмотрим второй приём – выполнение действий с детьми с проговариванием (педагог вывешивает название приёма)

Для его демонстрации я приглашу помощников, чтобы более наглядно Вам показать его использование в практической работе с детьми. Я буду складывать фигуру «Жар-птица» и по ходу выполнения задавать вопросы, которые обычно задаю детям.

Демонстрация приёма.

Педагог приглашает 2-3-х детей в зал и предлагает им поприветствовать присутствующих приветствием-разминкой и помочь ей (дети вместе с педагогом присаживаются за стол) .

– Мы будем складывать фигуру «Жар-птица». Возьмите квадрат. – Какую фигуру вы взяли? – Сложите базовую форму «Воздушный змей». – Какую базовую форму вы сложили? Что вы для этого сделали? – Перегните заготовку пополам. – Что вы сейчас будете делать? – Выполните надрез снизу вверх по намеченной линии, глядя на схему. – Что вы сейчас делаете? – У вас получились очень красивые жар-птицы, как вы думаете, почему? – Покажите нашим гостям, что у вас получилось. Спасибо за вашу помощь. (дети уходят)

Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.

Мы рассмотрели два самых простых методических приёма. Они просты в применении и могут использоваться всеми педагогами, даже не занимающимися оригами в системе. А вот следующий приём более сложный, но эффективный.

Им смогут воспользоваться те, кто заинтересуется оригами.

Рассмотрим третий приём - выполнение действий по пооперационным картам.

Для того, чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступным, использую приём - выполнение действий по пооперационным картам. Использовать этот приём следует, когда дети уже овладеют базовыми формами складывания.

По таким картам работать проще и интереснее, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают чёткую последовательность выполнения действий, в чём же преимущество пооперационной карты?

Схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец, как на киносеансе в формате 3Д, который сейчас так популярен у детей. кроме того, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.

И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо-физиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. Наиболее доступное для ребёнка – чувственное восприятие. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации – зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте)

  • осязание (он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём) ,
  • слух (ребёнок слушает комментарии педагога) .

А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.

Всё мной перечисленной говорит о преимуществе пооперационных карт по сравнению со схемами.

Итак, предлагаю вашему вниманию пооперационную карту по изготовлению фигуры «Василёк»: давайте её разберём. Я буду комментировать действия, а вы находить и рассматривать соответствующие операции на карте:

1 шаг – Взять заготовку квадратной формы 2 шаг – сложить квадрат по диагонали. 3 шаг – Сложить базовую форму «Воздушный змей» 4 шаг – Перегнуть заготовку назад и, посмотрев на просвет до линии сгиба сделать надрез. 5 шаг – Выполнить 6 одинаковых заготовок.

6 шаг – Вставить вторую заготовку в кармашек, нанеся на уголок немного клея и т.д. Это заключительный шаг, который следует повторить со всеми заготовками.

Применение данного приёма влияет на развитие у дошкольников познавательных психических процессов: восприятия, внимания, логического мышления; способствует развитию у детей способности к самоконтролю. самостоятельной творческой деятельности.

Итак, мы рассмотрели три методических приёма, используемых в обучении технике оригами:

  1. объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
  2. выполнение действий с детьми с проговариванием
  3. выполнение действий по пооперационным картам.

Сейчас мы переходим к практической части мастер-класса, в ходе которой вы попробуете использовать эти методические приёмы.

Вашему вниманию представлены композиции из бумажных трубочек. Когда вы входили, мы вручили вам цветы. Пожалуйста, дополните композиции цветами или как мы говорим детям, посадите цветы на свои клумбы: у кого в руках васильки – подойдите к жёлтой композиции, белые – к розовой, жёлтые к голубой. Вставьте цветы в трубочки и присаживайтесь за столики.

Прошу внимания. Ваша цель – применить методы и приёмы, которые мы разобрали.

Прежде чем вы откроете конверты, с подробными инструкциями, лежащие на столах, послушайте последовательность ваших действий. Вам необходимо:

Выполнить определённую фигуру, применив один из 3-х приёмов, которые мы подробно рассмотрели сегодня. Для изготовления использовать карточку подсказку в конверте.

Составить текст презентации своей работы по определённому плану. Составить текст Вам помогут, содержащиеся в карточках наводящие вопросы.

Презентовать приём, который вы отрабатывали на практике в своей группе.

Первая группа будет использовать приём «объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры»

Вторая группа будет использовать приём «выполнение действий с детьми с проговариванием»

Третья группа будет использовать приём «выполнение действий по пооперационным картам»

На выполнение задания даётся 7 минут. По окончании времени представители от каждой группы одновременно выходят для презентации.

А теперь откройте конверты, которые лежат у вас на столах. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией.

Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.

Презентация выполнения работ.

А сейчас представители от каждой группы продемонстрируют присутствующим результаты своей деятельности.

Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы получили определённые представления об эффективности использования организационных методических приёмов. И что наш мастер-класс пробудил в вас желание творчества, поиска, вызвал интерес к данной теме.

Конверт для 1-й группы

1. Выполнение задания: каждый из вас должен сложить по 2 базовые формы – треугольник, используя методический приём работы по символам-ориентирам. У вас получится 8 треугольников.

Глядя на образец, сложите фигуру «Часы».

2.Презентация методического приёма должна включать следующее:

  • название приёма
  • цели применения именно данного приёма
  • демонстрация изготовленной фигуры с использованием данного приёма
  • ваше мнение о возможностях использования данного приёма в работе с дошкольниками

Желаем вам успешной работы!

Конверт для 2-й группы:

Выполнение задания: Вы работаете, используя приём «выполнение действий с детьми с проговариванием». Один из вас берёт на себя роль воспитателя, (если нет желающих, эту роль выполняет тот, кто открыл конверт и взял в руки лист с заданием-инструкцией по сборке фигуры «лист») , остальные участники группы выполняют роли детей. «Воспитатель» , называя последовательно все действия для выполнения фигуры, задаёт по ходу работы вопросы «детям». «Дети» должны стараться отвечать полными предложениями.

Порядок выполнения работы:

Сегодня мы украсим веточки осенними листьями. Я буду рассказывать, что нужно делать и задавать вам вопросы. Вы внимательно меня слушайте, выполняйте всё точно и отвечайте полными ответами на мои вопросы.

Тогда у каждого, кто будет внимателен, точен и аккуратен, получится красивый осенний листок. Также, ребята, вы можете опираться на схемы по сборке фигуры. Все готовы?

  • Возьмите фигуру квадрат. – Какую фигуру вы взяли? Какого цвета квадрат вы взяли?
  • Сложите квадрат по диагонали и разрежьте на 2 треугольника. – Что вы сейчас сделали?
  • Теперь положите треугольник вниз прямым углом. – Что вы сейчас будете делать?
  • Вдоль длинной стороны треугольника загните узкую полоску к себе и сложите весь треугольник веером. (Выполнение) – На какой предмет становится похожа ваша фигура?
  • Получившийся веер сложите ровной стороной внутрь. – Что вы сейчас делаете?
  • Теперь осталось склеить листочек и надеть его на веточку.
  • У вас получились очень красивые листья. Как вы думаете, почему? Постарайтесь отвечать по-разному. (ответы: у меня получился очень красивый листик, потому что я хорошо прогладил все линии сгиба, аккуратно работала с клеем и т.д.)

2. Презентация методического приёма должна включать следующее:

  • название приёма
  • цели применения именно данного приёма
  • демонстрация изготовленной фигуры с использованием данного приёма
  • ваше мнение о возможностях использования данного приёма в работе с дошкольниками

Желаем вам успешной работы!

Конверт для 3-й группы

Выполнение задания: каждый из вас пользуясь пооперационной картой, складывает фигуру «мак», и располагает её в общей композиции.

Презентация методического приёма должна включать следующее:

  • название приёма
  • цели применения именно данного приёма
  • демонстрация изготовленной фигуры с использованием данного приёма
  • ваше мнение о возможностях использования данного приёма в работе с дошкольниками

Желаем вам успешной работы!

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Подробней
Подробней festival.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Аппликация для дошкольников

    «Нетрадиционная техника аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников» В опыте работы рассказываются методы обучения дошкольников аппликации с использованием нетрадиционн...

  • Раздаточный материал для дошкольников

    Раздаточный материал для дошкольников своими руками Как использовать: Используется для развития мелкой моторики, составления узоров, орнаментов, счёта, закрепления цвета, развития логического мыш...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Игрушки для дошкольников

    Игрушка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Моя игрушка» Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения...

  • Сюжетно ролевые игры для дошкольников

    Сюжетно-ролевая игра по ПДД для дошкольников 4–5 лет «Школа пешеходных наук» Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном тр...

  • Рисунки для дошкольников

    Консультация для родителей «Рисование для дошкольников» рисование для дошкольников Консультация для родителей Воспитатель МКДОУ №42 "Материнская школа"г. Невинномысска Золотцева Е. Б. И в десять...

  • Коррекционно развивающая программа для дошкольников

    Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что люб...

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Компьютерные игры для дошкольников

    Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительн...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Логоритмика для дошкольников

    Организация деятельности педагога по формированию правильной речи у младших дошкольников средствами логоритмики Речь детей развивается лучше при условии высокой двигательной активности ребенка. С...

  • Программа английского языка для дошкольников

    Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет) Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особе...

  • Мнемотаблицы для дошкольников по развитию речи

    Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова" Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания инфор...