Основные этапы развития детей дошкольного возраста

Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей старшего дошкольного возраста

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог, педагог-психолог высшей категории

Наркевич Вера Викторовна, старший воспитатель высшей категории

(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

Данная работа посвящена проблеме развития коммуникативных навыков и сферы общения у старших дошкольников со зрительной патологией.

Основными положениями, на которые мы опираемся, являются следующие:

1. В развитии слабовидящих детей отмечаются различные отклонения ( кроме дефекта зрения ) ; отклонения наблюдаются не столько в интелектуальной сфере, сколько в эмоционально - волевой, личностной сферах и сфере общения.

2. Процесс развития выразительных средств общения у слабовидящих детей зачастую неразвернут, либо действует по одному из направлений: развиваются или речь - изолированно от других действий, или выразительные движения - изолированно от вербальных реакций ( Литвак А. Г.,85, Зинченко В. П.,89 ) .

3. Специальное обучение слабовидящего ребенка неречевым и речевым средствам коммуникации с опорой на взаимодействие сохранных анализаторных систем позволяет находить наиболее интенсивные пути развития познавательной и коммуникативной деятельности.

4. Формы общения, описанные Лисиной, у детей с нарушением зрения формируются в замедленном темпе, хотя и имеют такие же качественные характеристики. Без дополнительных коррекционных мероприятий переход от одной формы общения к другой затруднен, а иногда невозможен.

5. Процесс развития коммуникативных навыков и коррекции сферы общения только тогда будет эффективен и оптимален, когда правильно выбрана стратегия коррекционной работы.

Все содержание коррекционной работы мы разбили на три этапа, по принципу “ от простого к сложному “.

I ЭТАП - развитие предпосылок адекватной оценки собственного поведения и поступков окружающих людей.

II ЭТАП - формирование умений и навыков практического владения различными способами общения ( вербального и невербального ) и регуляции собственного поведения.

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, содержит в себе игры, упражнения, этюды , развивающие у детей пяти - шести лет способность произвольно направлять свое внимание на партнеров по общению ( их позы, жесты, мимику, эмоции, высказывания ) , а также на свои собственные действия в процессе общения.

Данное направление рассматривается нами в контексте развития ситуативно - деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно - познавательной формы общения со взрослыми.

Введение этого этапа позволяет слабовидящим детям активно прожить момент познания себя в лучших качествах, освоить способы делового общения со сверстниками,” теоретического “ сотрудничества со взрослыми, реализовать потребность в уважении старших, а также оценить отношение к себе своих сверстников.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ на данном этапе является РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК АДЕКВАТНОЙ ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОСТУПКОВ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ.

В работе используются следующие ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, направленные на формирование навыков социальной перцепции:

1. Специально организованные занятия.

2. Этюдная деятельность.

3. Игры и упражнения.

В занятиях естественным образом сочетается этюдная деятельность ( эмоциональная, двигательная сферы ) с упражнениями на развитие взаимоотношений, общения ( коммуникативная сфера ) . Одним из результатов этой работы и будет развитие навыков социальной перцепции ( восприятие человека человеком ) .

В занятиях, кроме авторского, используется иллюстративный материал из книги Г. Бардиер “ Я хочу !“ . Упражнения могут быть пересмотрены, дополнены, либо наполнены новым содержанием, в зависимости от ситуации.

Сочетание изобразительной наглядности, вербального выражения, двигательной и мимической активности дает больший эффект, нежели простое рассматривание картинок и вопросно - ответная форма занятия. В данных играх главное - импровизация, и именно умение взрослого импровизировать, его гибкость и податливость в изменении содержания определяют успех этой работы. Ведь в основном от установки взрослого зависит, как произойдет достраивание образа другого человека в восприятии ребенка.

В ходе придумывания сказок и историй дети вместе со взрослым изображают каждого из персонажей, смену их настроения, а соответственно, двигательных и вербальных реакций. Постепенно происходит формирование целостного образа персонажа, дети имеют возможность увидеть и почувствовать, что эмоциональные проявления человека и сам человек - это нечто разное, что нельзя судить о человеке по одному лишь поступку. Появляется осмысленность ( как качественный признак ) в восприятии ребенком другого человека, понимание субъективности такого восприятия.

Работа в этюдах предлагает отыгрывание различных ситуаций общения, близких детям и носящих яркий эмоциональный оттенок.

Например: “ Два сердитых мальчика”, “ Обида “, “ Подружки поссорились “, “ Заботливая девочка “, “ Хвастливая мышка “, “ Кривляка “ и другие.

Также в свободной деятельности и в занятиях используются игры и упражнения, в которых ребенок занимает активную позицию в ситуации общения и самостоятельно находит выход из проблемной зоны:

“Путешествие по сказочному лесу”.

Содержание:

Дети проигрывают поход по лесу, где им встречаются разные персонажи, провоцирующие детей на плохие, отрицательные поступки. Перед походом в “лес” ребенку дается инструкция - ни в коем случае не поддаваться на провокации и совершать только добрые поступки.

“ Интервью “, “ Диалог “, “ Телефон “.

Развитие навыков ведения диалога в разных ситуациях с разными людьми.

“ Маски “

Содержание:

Ребенок надевает какую - либо маску и начинает вести себя как - то особенно, не так как всегда.

“ Волшебный магазин “

Содержание:

Кому каких положительных качеств не хватает, может купить в специальном волшебном магазине за доброе, вежливое слово.

“ Необычный сундучок “

Содержание:

Все свои плохие качества можно спрятать в этом сундучке, а потом и сам сундучок закопать или убрать куда - нибудь далеко - далеко, где его никто не найдет.

“ Видеоролик “

Содержание:

Снимаем на видеокамеру ( не по - настоящему ) фильм из жизни детей; есть актеры, операторы, режиссер. Зарисовываем эмоции, позы, жесты, озвучиваем.

В свободной деятельности, либо как часть занятия проводятся беседы, направленные на то, чтобы ребенок мог оценить ситуацию и свое поведение в данной ситуации:

“ Что бы ты ответил или сделал? “

- если тебя толкнут;

- если тебе наступят на ногу;

- если рядом обижают малыша;

- если тебя не берут в игру? и т. п.

Некоторые дети с трудом включаются в подобную деятельность, поскольку имеют заниженные представления о своих возможностях, уровень требовательности к себе у них повышен .

Главными результатами данного этапа являются умения, необходимые для построения первого социального контакта:

1. Умение выбирать партнера для взаимодействия.

2. Умение проявить себя как партнера по общению.

3. Умение проявить ( и принять ) встречную заинтересованность.

II ЭТАП - представляет из себя цикл коррекционно - развивающих занятий для детей шести, шести с половиной лет, направленных на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

ЦЕЛЬЮ данного этапа является ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ ОБЩЕНИЯ ( ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ) И РЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Работая в данном направлении, мы облегчаем слабовидящему ребенку переход от ситуативно - деловой формы общения со сверстниками ко внеситуативно - деловой и от внеситуативно - познавательно формы ко внеситуативно - личностной форме общения со взрослыми.

Через упражнения в отношениях с другими людьми ребенок овладевает системой отношений людей , через сотрудничество, познает смысл соревнования, через сопереживание узнает взаимопонимание.

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦИКЛ СОСТОИТ ИЗ 9 ЗАНЯТИЙ и рассчитан на 2,5 - 3 месяца ( одно занятие в неделю ) .

Каждое занятие содержит в себе 3 части:

I РАЗМИНКА, целью которой является снятие напряжения, принятие на себя ребенком необычной роли.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, целью которой является решение задач, представленных в цикле занятий.

III ПРОЩАНИЕ, целью которого является сплочение коллектива детей, формирование у кажого из детей чувства принадлежности к коллективу.

Основными результатами эффективной работы на втором этапе будут следующие умения:

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА.

- произвольное направление внимания на различные эмоциональные проявления свои и других людей ( жесты, мимика, пантомимика ) ;

- различение и сравнение эмоциональных ощущений, определение их характера ( приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно, весело и т. д. )

- самостоятельное и по образцу воспроизведение различных умений и чувств;

- в выражении собственных эмоций использование адекватных жестов и пантомимики;

- произвольное направление внимания на мышечные ощущения и соответствующие им эмоциональные реакции;

- использование собственных эмоциональных реакций в качестве оценки результативности своей деятельности;

- различение положительных и отрицательных эмоций, представление их в понятиях.

СФЕРА ОБЩЕНИЯ.

- упражнение, понимание и различение чужих эмоциональных состояний;

- использование адекватных способов воздействия на других людей

( с помощью положительных эмоциональных отношений ) ;

- проявление эмпатических чувств ( принимать эмоциональную позицию партнера по общению, отвечать без критической оценки ) ;

- использование различных языков общения: мимика, ортокинестетика, ай - контакт.

ПОВЕДЕНИЕ

- анализ собственных поступков, корректировка поведенческих реакций в соответствии с ситуацией общения;

-

правильная оценка, ориентировка в различных проблемных ситуациях, адекватное реагирование на их изменение;

- предвидение конечного результата своих действий и поступков в жизненных ситуациях.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, первые два этапа позволяют слабовидящему ребенку:

1) выбрать партнера для взаимодействия;

2) проявить себя как партнер;

3) проявить встречную заинтересованность;

4) обменяться представлениями, чувствами, мыслями, отношениями;

5) в целом достигнуть стадии социально - психологической совместимости.

Однако для того, чтобы взаимодействие было более полным и продолжительным, необходима дальнейшая работа по развитию навыков произвольности в сфере общения.

III ЭТАП является ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ,

обобщающим все умения и навыки, освоенные детьми в ходе всей предыдущей работы по развитию сферы общения.

ЦЕЛЬ. Научить детей контролировать свои действия и управлять своим поведением, поступками, речью в процессе общения.

На этом этапе внеситуативно - деловая форма общения со сверстниками и внеситуативно - личностная форма общения со взрослыми приобретают новый оттенок: происходит освоение норм морали и правил поведения, осознание детьми своих прав и обязанностей. Дети учатся контролировать свои действия и поступки, выполнять определенные обязательства перед другими людьми.

Иными словами, этот этап в социальном плане является переходным от роли “ дошкольника “ к позиции “ школьника “.

III ЭТАП ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 9 РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.

РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

- осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

- умение концентрировать внимание в коллективной деятельности;

- умение управлять своим поведением в игровой и учебной ситуациях;

- преодаление чувства страха, застенчивости;

- использование социально - приемлимых форм поведения в конфликтных ситуациях;

- овладение основами безопасности жизнедеятельности.

Дополнительно ведется работа по развитию навыков социально - адекватного поведения.

Содержание игр, упражнений на всех трех этапах может видоизменяться, дополняться, меняться местами в зависимости от состояния группы детей в данный момент, от темпа развития детей; основывается на результатах срезовых диагностик.

По теме:

«Психокоррекционная работа по преодалению нарушений личности и личностного общения у детей с речевой патологией

«Психокоррекционная работа по преодалению нарушений личности и личностного общения у детей с речевой патологией»Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и с...

Подробней на сайте nsportal.ru

Реклама

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Для родителей развитие ребенка на всех этапах взросления имеет важное значение. Особенный этап формирования личности – это дошкольные годы. В этот период закладываются основы дальнейшего успеха или проблем, поэтому так высока ответственность родителей перед малышами.

Что же необходимо ребенку дошкольного возраста, для правильного развития? Как подготовить малыша к сложному школьному периоду? Что должен знать, уметь ребенок к 7 годам?

Как он общается со сверстниками? Все это и многое другое имеет прямое влияние на дальнейшую школьную жизнь.

Основы воспитания

Воспитание подразумевает формирование у детей определенных навыков и качеств, которые обеспечат им достойное существование в социуме.

Основными способами воспитания можно назвать:

Личный пример

Это самый действенный из всех возможных способов, поскольку полностью соответствует действительности. Малыши очень любят повторять все за взрослыми, копируя их поступки, слова, жизненные принципы. Поэтому очень важно быть «правильным» примером для подражания.

Если же ваши слова расходятся с поступками, в этом случае очень сложно будет убедить ребенка в достоверности сказанного.

Поощрение

Главное – не переусердствуйте. Хвалить следует тогда, когда вы наблюдаете действительные успехи. Ведь в этом случае у ребенка появляется стимул к дальнейшим трудам и вера в себя.

При этом особенно приятно, когда похвала объективна.

Наказание

Как и в предыдущем случае – не переусердствуйте. Определенная доля строгости нужна каждому ребенку, но только в меру. Частые наказания приводят к неуверенности, снижению работоспособности и впоследствии к равнодушию.

Обязательно объясняйте причину наказания, только в этом случае можно ожидать каких-то результатов и соответствующей реакции на ваши слова.

Совет. Читайте книги по психологии, которые подскажут, как развить необходимые качества и сформировать нужные задатки у ребенка. Хорошим подспорьем для родителей станет видео урок по особенностям психологии и методам воспитания малышей:

Развитие детей младшего дошкольного возраста

Уже в двух летнем возрасте у детей активно развивается память, воображение, мышление (абстрактное) . К трем годам они стремятся овладеть самыми необходимыми для жизни навыками и с особым усердием познают окружающее их пространство. Поэтому особенно, полезно стимулировать эти процессы с помощью игры. На сегодняшний день можно найти множество клубов «Раннего развития», в которых с вашими малышами будут заниматься опытные педагоги, а можно воспользоваться видео уроками

http://www.urokitv.ru/categories/obrazovanie-dlya-samyh-malenkih/ . Сделанная подборка роликов содержит разноплановые игровые занятия, направленные на развития необходимых навыков и умений, мышления и памяти. Это будет отличный способ совместного общения в сочетании с невероятной пользой для ребенка.

Трех летний возраст – это особый период, имеющий невероятное значение в формировании личности. Постарайтесь найти правильную линию поведения, дайте ребенку почувствовать уверенность в своих силах, уважая его желания. Совместные полезные занятия, которые покажут значимость его поступков и решений для вашей семьи, помогут занять определенную социальную нишу в вашем кругу.

Не упускайте возможности общения. Благодаря совместным диалогам будет формироваться речевая и познавательная функция, что обогатит словарный запас малыша и создаст доверительные взаимоотношения.

С четырех лет происходит формирование сюжетного мышления, поэтому наиболее востребованной будет ролевая игра, в процессе которой ребенок учиться взаимодействию с другими персонажами, развивает фантазию.

Развитие детей старшего дошкольного возраста

С 6 лет в процессе воспитания особое значение имеет:

  • Физическое развитие. Для формирования выносливости, работоспособности, обеспечьте ребенку высокую двигательную активность. Используйте подвижные игры на свежем воздухе. Это укрепит иммунитет и разовьет необходимые способности или отдайте на плавания, бокс, танцы и т.д.

  • Умственное развитие. Постарайтесь выделить время для улучшения познавательного интереса, памяти, речи, мышления, воображения и т.д. Это станет базой для дальнейшей успешной учебы в школьном заведении.

  • Духовное развитие. Особое значение в воспитании личности уделяется нравственным аспектам. Роль родителей в этом процессе имеет колоссальное значение. Расскажите ребенку о справедливости, добре и зле, вежливости, но прежде всего – будьте для них примером.

Поиск по сайту

Подробней на сайте www.kindergenii.ru

Возрастные этапы развития ребенка

Возрастные этапы развития ребенка. Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому. Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.

Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.

Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:

Возрастные этапы развития ребенка

  1. Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
  2. Младенчество – от рождения до 1 года.
  3. Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
  4. Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
  5. Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
  6. Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.

А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.

Внутриутробное развитие ребенка

Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку.

Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.

Развития ребенка в младенчестве

Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.

Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды. Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами.

В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить. Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.

С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.

С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку, открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.

К году малыш познаёт правила пользования предметами

Ранний возрастной этап развития ребенка

К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.

Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить.

У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации.

Любит фантазировать.

В этом возрасте ребенок уже должен уметь:

  • строить башню из кубиков;
  • складывать простые пазлы для этого возраста;
  • бить ногой по мячу;
  • проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать) ;
  • выполнять самые простые требования взрослых;
  • складывать фразы из 5 слов;
  • рисовать прямую вертикальную линию;
  • знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
  • проситься в туалет;
  • самостоятельно пить из чашки и есть;
  • раздеваться и одеваться с помощью родителей;
  • резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
  • мыть и вытирать ручки.

В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко.

Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.

Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.

У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.

Дошкольный возрастной этап развития у ребенка

Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения.

Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас.

Активно развивается речь и общение со сверстниками.

В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.

Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.

В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения.

Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.

Ребенок этого возраста должен уметь и знать:

  • геометрические фигуры;
  • владеть понятиями о величине, длине, высоте;
  • сравнивать предметы по форме и цвету;
  • сравнивать числа;

Источник razvitiedetei.info

комбинированного вида» г. Кемерово

Колесникова Ольга Павловна

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс: это формирование познавательных интересов накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. "Ядром" умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Умственные способности - это те же психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Одной из характерных примет нашей эпохи - эпохи стремительных темпов жизни, бурного и всеохватывающего научно-технического процесса, является все возрастающий интерес людей к проблемам воспитания детей, особенно к возможностям и путям их умственного развития.

Цель дошкольного воспитательно-образовательного процесса в плане умственного развития - сформировать у ребенка элементарную систему достоверных /научных/ представлений об окружающем мире как сейчас трактует в новых программах и социальной действительностью.

Все мы знаем, что человеческое сознание представляет собой иерархическую систему: это как бы строение, сложенное из многих психофизических уровней /этажей/, которые надстраиваются один над другим.

На первых этажах образуются простейшие ощущения и осуществляются самые простые виды, индивидуально приобретенных сенсомоторных координации. Этажом выше формируется восприятие пространства и времени и вместе с ними механизмы управления локомоциями - совокупность движений, с помощью которых человек перемещается в пространстве. Назову ступени двигательного развития детей, его более крупные разделы:

- плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоящий, ходьбовый,

- лазательный, беговой, прыжковый.

Под основным двигательным режимом подразумевается реализуемые в жизни основные движения. Плюс к этому прибавляется предметная манипуляция: перечислю самые элементарные манипулятивные действия:

-поглаживание и ощупывание различных предметов,

-захватывание предметов разными способами, остановка катящегося предмета,

-ранение предметов вниз на пол, подбрасывание и ловля предметов,

-поднимание и собирание предметов, бросание предметов вперед, вниз,

-рассыпание /разбрасывание/ предметов, сбивание предметов рукой или

другим предметом,

- перекладывание предметов из руки в руку, конструирование,

- складывание предметов, двигание предметов с плоскими поверхностями,

- набивание эластичных предметов, катание округлых предметов.

Над двигательными режимами и предметными манипуляциями встраивается этаж наглядного мышления и процессов регуляции игровой продуктивной деятельности.

Основой наглядного мышления и практической деятельности как

взрослого, так и ребенка является восприятие.

Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные.

К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения.

К наиболее простым относятся: восприятие величины, формы предметов, их цвета.

Свойства восприятия, объемность, целостность, структурность, осмысленность.

Дошкольный возрастной период - это важный этап в /формировании/ развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то особенный этап в жизни ребенка, а на из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

Существует шесть основных этапов развития психики:

- с рождения до 1 года - младенческий возраст,

- с 1 года до 3 лет - ранний возраст,

- с 3 до 7 лет - дошкольный возраст,

- с 7 лет до 10 лет- младший школьный возраст,

- с 10 до 15 лет - подростковый,

- с 15 до 18 лет - юношеский.

На каждом этапе формируется определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: младенческого - ощущения, для раннего - речь, для дошкольного - восприятие, для младшего школьника -мышление. Если ребенок недостаточно был включён в соответствующую для того периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап, Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.

Все эти виды активной деятельности ребенка пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

И над этим этажом последний - этаж логических операций. В процессе развития ребенка эта система, похожая на лесенку складывается постепенно, этаж за этажом, к тому же каждый последующий этап не ликвидирует предыдущего, а надстраивается над ним, на его основании.

В каждом возрастном периоде закладывается очередной этаж общей психофизической постройки, и наша задача заключается прежде всего в том, чтобы построить, сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной поспешности, и не начинать следующего этажа, не закончив предыдущий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

    «Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен...

  • Развитие памяти в дошкольном возрасте реферат

    Развитие памяти в дошкольном возрасте - Психология - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал Главная » Файлы » База рефератов » ПсихологияРазвитие памяти в дошкольном возрасте...

  • Основные проблемы дошкольного возраста

    Реферат - Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте 5 - Остальные рефераты Цель опытно-экспериментальной работы – изучение агрессивного поведения детей дошкольног...

  • Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления

    Возрастная психология - дошкольный возраст Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “ Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ” Дарвиш О. В. / Под ред. В. Е. Клочк...

  • Особенности психического развития в дошкольном возрасте

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат - бесплатно -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) . 2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошко...

  • Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Консультация «Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста» Педагог-психолог Е. Н. Криво...

  • Особенности развития речи детей дошкольного возраста

    Предварительный просмотр: Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Речь сопровождает все виды деятельности. Ребенок перенимает речь от близких ему людей. Реч...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Специфика обучения детей дошкольного возраста

    Специфика обучения в дошкольном возрасте. (Конспект по статье Выготского Л. С.«Обучение и развитие в дошкольном возрасте») С развитием ребенка меняется и характер обучения ребенка. Выготский выде...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Виды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

    Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изо...

  • Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

    «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...