Отклонений в развитии ребенка дошкольного возраста

Статья «Логоритмика как одно из средств профилактики отклонений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»

«Логоритмика, как одно из средств профилактики отклонений речевого развития мл дошк возр, в ДОУ компенсир вида»

Авторы проекта:

Затяева О. В., логопед

Черкашина О. П., муз рук,

1 кв к

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является разработка, создание и внедрение комплексного подхода в профилактике отклонений речевого развития у детей мл дошк возр путем проведения логоритмических занятий.

Данный проект необходим детям мл возр, родителям, педагогам, так как позволит уже в раннем возрасте снизить степень проявления отклонений в речевом развитии.

В результате реализации проекта улучшится взаимодействие педагогов с родителями, повысится уровень практических знаний и умений педагогов в работе с детьми с речевыми нарушениями по логоритмике. В ходе проекта педагоги пройдут обучение по воспитанию и обучению детей на логопедической ритмике.

Ответственные за выполнение проекта: логопед, компетентный в речевых нарушениях детей раннего возраста и муз рук, имеющий опыт проведения муз-логоритмических занятий.

Всего к реализации проекта планируется привлечь 7 педагогов, 17 детей и их родителей. Длительность проекта – 1 год.

Постановка проблемы

По данным Института Коррекционной Педагогики Российской Академии Образования за 2008 год, 80% новорожденных имеют отклонения в психомоторном развитии. Как правило, у этих детей в дальнейшем выявляется задержка речевого развития. Для таких детей характерно:

• Позднее развитие фразовой речи;

• Затруднения в воспроизведении логико-грамматических конструкций;

• Нарушение пространственной ориентировки;

• Скудный словарный запас;

• Низкая познавательная деятельность;

• Полиморфные нарушения звукопроизношения.

Анализируя данные медицинского обследования в сентябре 2009 года детей раннего возраста в ДОУ компенсирующего вида, было выявлено у 15% - нарушение движений, у 4% - несформированность произвольных движений и у 81% - задержка речевого развития. По результатам обследования на начало года видно, что необходимо проводить профилактику отклонений в речевом развитии уже в младшем возрасте. Одним из средств профилактики могут служить логоритмические занятия.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными отклонениями в развитии, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Благодаря предлагаемому проекту, педагоги смогут освоить новые идеи и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста, как с нормой, так и с отклонениями в речевом развитии. В результате реализации проекта прогнозируется предотвращение дальнейшего развития той или иной речевой патологии.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: разработка и внедрение комплексного подхода в профилактике отклонений речевого развития у детей мл дошк возр путем проведения логоритмических занятий.

Задачи:

1. Провести консультацию (семинар) для 10 педагогов и родителей.

2. Издать сборник муз-логоритмических занятий для муз работника и логопеда.

3. В течение года провести семейные творческие работы с привлечением 18 семей.

4. Пригласить практикующего логопеда (специалиста в данной области) для проведения практических занятий для педагогов и родителей.

5. Организация занятий совместно с родителями к концу года.

6. Диагностирование детей на начало и конец года.

7. Проведение дней «открытых дверей».

Проект будет реализовываться по трём направлениям:

1. профилактика отклонений речевого развития.

2. создание для педагогов практико-теоретической базы.

3. работа с родителями.

Методы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 направлениях

Реализация первого направления

«Профилактика отклонений речевого развития»

Мероприятия Срок выполнения Ответственные Место проведения

Создание орг комитета 1-я неделя сентября Завед МДОУ №222

Составление списков детей 1-я неделя сентября Логопед мл гр

Подбор диагностического материала Сентябрь Логопед,

муз рук,

методист Метод кабинет ДОУ, библиотеки, интернет - сайты, магазины, опыт других специалистов

Разработка диагностических методик Сентябрь Логопед,

муз рук,

методист Метод кабинет

Информирование пед коллектива ДОУ о проекте 2-я неделя сентября Муз рук, логопед Кабинет завед ДОУ

Диагностика детей 1-я неделя октября Муз рук, логопед Кабинет логопеда, муз зал

Подготовка и проведение педсовета «Профилактика отклонений речевого развития посредством логоритмики»:

• сбор информации от предполагаемых участников

• составление и уточнение программы проекта

• определение форм предоставления информации 3 недели октября Старший воспитатель, логопед Методический кабинет ДОУ

Организационно-техническая работа 3 недели октября оргкомитет МДОУ № 222

Прослушивание и просмотр видеопособий, аудиопособий В течение года Музыкальный руководитель, воспитатели Музыкальный зал

Видеосъёмка занятий для обобщения опыта педагогов Февраль, март методист Музыкальный зал

Приглашение практикующего логопеда Октябрь, январь, апрель Логопед, заведующая ДОУ Кабинет логопеда

Реализация второго направления

«Создание для педагогов практико-теоретической базы»

Мероприятия Срок выполнения Ответственные Место проведения

Систематизирование методов проведения индивидуальных занятий 1 неделя декабря Старший воспитатель Метод кабинет

Система повышения мотивации Регулярно Зав Кабинет завед ДОУ

Проведение семинаров для педагогов Ноябрь, январь, апрель Логопед, методист, зав Кабинет логопеда

Проведение консультаций для педагогов Октябрь, декабрь, март Логопед, муз рук кабинет логопеда, муз зал

Издание методического пособия для педагогов (брошюра) Май Логопед, муз рук, методист, зав МДОУ № 222

Разработка занятий для совместного проведения с родителями Март Логопед, муз рук, воспитатели Метод кабинет

Приглашение практикующего логопеда Октябрь, январь, апрель Логопед, завед Кабинет логопеда

Проведение практических занятий для педагогов с приглашенным специалистом (практикующий логопед) Ноябрь, февраль, май Заведующая, логопед, муз руководитель Муз зал

Обобщение опыта реализации проекта для педагогов Май Му рук, логопед Кабинет логопеда

Организация совместных занятий с родителями Май Воспитатели группы мл гр

Анкетирование педагогов Декабрь, май Логопед, ст воспитатель Метод кабинет

Прослушивание аудиопособий Регулярно Муз рук Муз зал

Реализация третьего направления «Работа с родителями»

Мероприятия Срок выполнения Ответственные Место проведения

Анкетирование родителей Октябрь, май воспитатели мл гр

Проведение бесед с родителями Регулярно Логопед, муз рук, ст воспитатель Кабинет логопеда, муз зал, метод кабинет

Консультирование родителей Регулярно Логопед Кабинет логопеда

Информация в родительском уголке Регулярно Воспитатели младшая группа

Проведение родительских собраний Октябрь, январь, апрель Воспитатели младшая группа

Проведение родит собраний с участием практикующего логопеда Ноябрь, февраль, март Логопед, воспитатели Кабинет логопеда

Организация совместных занятий с родителями Май Логопед, муз рук Муз зал

Организация семейных творческих работ Регулярно Воспитатели мл гр

Проведение «Открытых дверей» Конец года Логопед, муз рук Муз зал

Организация и проведение праздника Конец года Логопед, муз рук, воспитатели, ст воспитатель Муз зал

Издание буклетов для родителей Май Логопед, методист, заведующая МДОУ

Ожидаемые результаты

При реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

1. Улучшение состояния речи у детей мл дошк возраста.

2. Нормализация мышечного тонуса, процессов дыхания, голосоведения, координации движений, укрепление артикуляционной и мимической мускулатуры.

3. Улучшение микроклимата в педагогическом коллективе.

4. Возрастет взаимодействие в тандеме «педагог-родитель».

5. Расширение представления родителей о работе педагогов в ДОУ.

6. Повышение компетентности педагогов в работе с детьми мл дошк возр.

7. Созданные буклеты для родителей и методическое пособие для педагогов по данной теме, будут способствовать профилактике отклонений речи у детей мл дошк возр.

8. Родители получат представление о способах коррекции отклонений речи в раннем возрасте с помощью логоритмики.

Оценка результатов проекта

Оценка эффективности проекта проводится по трём направлениям: дети, педагоги, родители.

Оценка профилактики отклонений речевого развития детей младшего дошкольного возраста отслеживается через диагностирование детей. Оценка качества овладения педагогами практико-теоретической базы проводится на семинарах, консультациях, практических занятиях, через анкетирование.

Анкетирование родителей, консультации, беседы с родителями, родительские собрания, совместные занятия позволят выявить эффективность работы в рамках проекта.

По окончании проекта планируется провести итоговое анкетирование педагогов и родителей по данной проблеме, диагностирование детей. Результаты анкетирования и диагностики детей будут проанализированы, что позволит сделать окончательные выводы по эффективности проекта.

Практическая значимость результатов

В результате осуществления проекта на базе ДОУ компенсирующего вида будет проведен эксперимент по работе с детьми раннего возраста через средства логоритмики. Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего воз в рамках проекта позволит выявить эффективность подобной работы и снизить проявления отклонений в речевом развитии детей в старшем возрасте.

Педагоги, участвующие в реализации проекта, смогут повысить уровень теоретических знаний и практических умений в работе с детьми мл возр, имеющими речевые нарушения, расширить методологич навыки работы с родителями детей, имеющими речевые нарушения.

По итогам проекта планируется разработать и опубликовать буклеты: для родителей и педагогов по профилактике отклонений в речевом развитии детей мл дошк возр. С помощью логоритмики будет создан и введен в практическое использование раздаточный материал по темам конспектов. Будут разработаны подробные конспекты логоритмических занятий и консультации для родителей и педагогов по озвученной теме. Итогом проекта станет праздник для детей и родителей, записанный на видеокамеру и изданный как практическое пособие для обобщения опыта.

www.maam.ru

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.»

Консультация логопеда для педагогов и родителей: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.»Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие.

Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие.

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

Они не соответствуют возрасту говорящего;

Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Причины нарушений речи:

неправильное строение органов речевого аппарата;

невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;

двуязычие в семье и др.

В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи) .

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи

Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.

2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики.

Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи) . Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

Замена звука на более простой по артикуляции

Нестабильное использование звука в речи

Искаженное произношение звука

У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.

4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР) , т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно сроят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании.

В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

5. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

Как вести себя с заикающимся ребенком:

не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

ни в коем случае нё связывайте неудачи рёбенка с его речевым

дефектом;

объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;

поощряйте его общение с другими детьми;

не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

Дети с ОНР и заиканием обучаются в специализированных детских садах – логопедических, где существуют группы для детей с ОНР и для детей с заиканием. Однако, переводить ребенка в этот сад или нет – решают родители. Поэтому эти дети могут встречаться в группах общеобразовательного детского сада.

Все дети, которым исполнилось 3 года, проходят диагностику. Это помогает определить уровень развития ребенка. Диагностику проводят как специалисты, так и воспитатели.

На основе проведенной мной диагностики речевого развития, вы все получили сводный таблицы, отражающие состояние речи группы в целом. Так как дети пришли в большинстве «домашние», то вы видите, что существует много пробелов в лексико-грамматическом строе речи этих детей.

Это не ОНР, а недостатки, связанные со своего рода «педагогической изоляцией» детей. Многие родители просто не занимались с детьми или просто пропустили какие-то разделы в занятиях, что и привело к такой ситуации.

Мы должны совместными усилиями восполнить эти пробелы. Поэтому при планировании занятий по возможности отрабатываются лексико-грамматические категории, страдающие у детей.

Если возникают какие-либо вопросы по подбору материала, лексико-грамматическому наполнению занятий по развитию речи, приходите, мо составим занятия вместе. Смотрите также:

Материал nenuda.ru

Во внутриутробном развитии (Во время беременности)выделяют следующие факторы:

  • Токсикозы первой или второй половины беременности;
  • Острые и хронические заболевания матери во время беременности такие как (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность) , эндокринные расстройства) ;
  • Резус – конфликт матери и ребенка;
  • Падения и ушибы (особенно в области живота) ;
  • Профессиональные вредности продолжающие действовать и во время беременности;
  • Тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену;
  • Курения, алкоголь, наркотики во время беременности;
  • Стрессовые ситуации, связанные например с распадом семьи, смертью близких родственников и т.п.;
  • Не доведение до конца попытки прерывания данной беременности, неизбежно нарушающие весь дальнейший ход нормально внутриутробного развития плода.

Научные исследования доказали, что у курящих матерей рождаются дети со снижением объема легких на 5%, а вес снижен на 70 – 140 граммов. Если мать курила до 10 сигарет в день, то коэффициент интеллекта у ребенка на 9 пунктов ниже, поскольку табак уменьшает поступление кислорода и питательных веществ и тем самым отрицательно влияет на развитие мозга.

Любые нарушения внутриутробного развития плода как бы заранее программируют и осложненное протекание родов. (Во время родов)

  • Гипоксия (кислородное голодание) ;
  • Родовые травмы(местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов) .

В период раннего развития ребенка на формирование его речи неблагоприятно могут сказаться следующие обстоятельства:

(После родов) :

  • Травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга;
  • Воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит) ;
  • Недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или полной потере слуха;
  • Приобретенные до сформирования речи повреждения отдела речевого аппарата (приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания пальца) ;

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительногообщения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своейосновеподражание.

Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье) . Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения) , невротическое заикание. Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

По теме:

Опыт работы на тему "Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста"

"Роль сказки в развитии ребёнка дошкольного возраста"...

Материал nsportal.ru

Развитие ребенка дошкольного возраста: особенности и отклонения

Теги: развитие детей дошкольного возраста, особенности, методики развития детей

Правильное физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, пожалуй, больше всего определяет их дальнейшее здоровье и развитие. Именно поэтому родителям необходимо уделять особенное внимание своим детям возраста до 6 лет. В этой статье мы поговорим о возможных отклонениях в развитии детей, а также о методиках, которые помогут из избежать.

Отклонения в развитии детей дошкольного возраста

Наблюдать за развитием своего ребенка необходимо уже с первого месяца жизни. Поэтому, давайте рассмотрим основные нарушения отклонения в соответствии с возрастом малыша.

До 1 месяца жизни - нарушения сна, тревожность, плохой аппетит, апатичность, перепады температуры тела, бледность, излишняя худоба, малоподвижность.

С 3 месяцев - кологлазие, кривошея, скованность позы, тревожность, излишняя боязливость и страх.

С 6 месяцев - низкая эмоциональность, отсутствие интереса к игрушкам, боязнь оставаться в одиночестве, раскачивания, низкая активность движений и т.д.

С 12 месяцев - стремление к разрушению во время игры, лепетная речь, неустойчивая ходьба, часто с упором на носки, ограниченные движения.

До 2 лет - лепетная речь, стремление сосать соску, пальцы, другие предметы, неловкость, низкая активность.

С 2 лет до 3 лет - чрезмерное непослушание, упрямство, истеричность, конфликтность, тик, заикание, энурез, онанизм, обгрызание ногтей. К 3 годам - отсутствие стремления к общению, низкая активность, плохая речь, неловкость движений.

Методики развития детей дошкольного возраста

Для того, чтобы ребенок развивался нормально, необходимо с самого раннего возраста эмоциональную и биопсихическую связь, дабы нейтрализовать неприятные и острые впечатления малыша от рождения и первых дней жизни. Далее необходимо постепенно приучать ребенка к правильному режиму и прививать ему здоровые навыки.

Обеспечьте ребенка спокойной обстановкой, старайтесь не ругаться при ребенке и не проявлять агрессию. Требуйте от ребенка только то, что он реально может дать. Развивайте память, внимание, мышление и речь ребенка с помощью специальных игр и упражнений.

Дарите своему ребенку любовь и внимание, но следите за тем, чтобы этого не было слишком много. В отношениях между Вами и ребенком должен формироваться гармонический стереотип. Кроме того, у Вашего малыша систематически должны развиваться волевые качества.

Категорически запрещено наказывать ребенка побоями, кричать на него или даже просто повышать голос. При выборе методики развития , необходимо помнить о том, что у каждого ребенка индивидуальные сроки развития. Однако, не смотря на это современная наука имеет определенные нормы и сроки, которые касаются правильного и здорового развития детей, отклонения от которых могут говорить об отклонениях.

На данный момент не существует единственного термина, который определяет понятие «ранее развитие». Одни специалисты считают, что ранее развитие - это результат занятий родителей с детьми, а другие - что потенциал ребенка огромен и необходимо успеть его раскрыть в самом раннем возрасте, тоесть дошкольном.

Рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики развития детей дошкольного возраста. Методика Николая Зайцева дает возможность даже самым маленьким детям просто и быстро овладеть всеми необходимыми для их возраста навыками в неутомительной для ребенка игровой форме.

Методика Сесиль Лупан основывается на мысли о том, что при занятиях с детьми наибольшее внимание следует уделять индивидуальному и творческому развитию ребенка, эмоциональной и психологической стороне его развития. Методика Глена Домана основывается на предположении о том, что в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка является наиболее чувствительным по сравнению со всеми остальными способами познания мира.

Материал www.pregnancycalendar.ru

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления ми сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию (средство общения) , интеллектуальную, или сигникативную, функцию (средство обобщения) , индикативную (средство указания на предмет) , т.е. регулирующую.

Нормальное развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах (сторонах) , связанных с постепенным овладением языком.

Первый аспект - фонетико-фонематический (развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка) .

Второй аспект - лексико-грамматический (овладение словарным запасом и системой взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях) .

Словарь - это слова (основные единицы речи) , обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным - употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

С 4х лет ведущая роль при накоплении словаря будет принадлежать словообразованию.

Грамматика распадается на два раздела. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составить предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

С сожалением приходится отмечать, что количество детей с различными нарушениями речи с каждым годом увеличивается, что было подтверждено проведенным перед началом учебного года обследованием детей средних, старших и подготовительных групп. В каждой из обследованных групп 60% составляют дети с различными нарушениями речи, из них 30%- это дети с серьезными нарушениями.

Сегодня я постараюсь всем рассказать о различных видах отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста и причинах их возникновения.

Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории, расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • не соответствуют возрасту говорящего;
  • не являются диалектизмами, безграмотностью речи и следствием незнания языка;
  • связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
  • часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
  • носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
  • требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отличать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых и особенностей обусловленных терроритально-диалектными и социокультурными факторами.

Специфика отклонений и их выраженность зависят от времени их проявления (в процессе речевого развития или после его завершения) , от уровня психического и интеллектуального развития ребенка, от влияния окружающей среды и др. факторов.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндрогенные) факторы, а также условия окружающей среды.

Необходимо специально изучать и условия, окружающие ребенка.

В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют перина-тальную (внутриутробную) , натальную (повреждение при родах) , постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факто-ров после рождения) патологию.

В перинатальный период развития на организм будущего ре-бенка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:

наследственные (генные и хромосомные заболевания) ;

гипоксические (внутриутробная гипоксия - кислородное голо-дание) ;

травматические (внутричерепные кровоизлияния, обусловленные слабостью сосудистых стенок) ;

биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших, приводит к возникновению внутриутробного менингоэнцефалита и замедлению скорости деления клеток мозга, а воздействие продуктов жизнедеятельности вирусов (токсины) - к интоксикации организма матери и будущего ребенка) ;

заболевания матери во время беременности (острые и хрониче-ские) . Острые заболевания чаще всего бывают инфекционными, в том числе ОРВИ, грипп, «детские инфекции» (особенно опасна краснуха) , листериоз, токсоплазмоз, сифилис. Среди хронических заболеваний наиболее опас-ны для развивающегося организма эндокринные заболевания мате-ри (сахарный диабет, гипотериоз и др.) . Эти заболевания приводят к нарушению маточно-плацентарного кровообращения, что может привести к внутренним поражениям мозговых структур;

химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов - сульфаниламидов, антибиотиков, гормональных препаратов, препаратов группы кортизонов; влияние алкоголя, никотина, наркотических препара-тов, экологическое состояние окружающей среды, гипо- и гипервитаминозы - особенно перенасыщение организма плода витамином А, авитаминоз, недостаток микроэлементов) ;

радиоактивное облучение;

иммунологическая несовместимость по Rh и антигенам крови матери и плода вызывает распад эритроцитов плода, в результате чего выделяется непрямой билирубин, поражающий подкорковые отделы мозга и слуховые ядра;

социально-психологические (затяжные стрессы, субдепрессии, проявляющиеся в вегетативных нарушениях, вялости, раздражительности, плаксивости, повышенной тревожности, навязчивых страхах, что может привести к психосоматической ослабленности ребенка) .

При внутриутробных поражениях мозга исследователи отме-чают наиболее тяжелые речевые нарушения, которые нередко со-четаются с сенсорными и интеллектуальными нарушениями и с патологиями опорно-двигательного аппарата.

В момент родов на плод воздействуют следующие тератоген-ные факторы:

Асфиксия. Асфиксия новорожденного - патологическое состояние ново-рожденного, обусловленное нарушением дыхания и возникающей вследствие этого кислородной недостаточностью.

В головном моз-ге новорожденного в результате микроциркуляторных расстройств возникают отек, кровоизлияние. У детей, перенесших асфиксию, могут наблюдаться синдромы гипо - и гипервозбудимости, повы-шенное внутричерепное давление, судороги.

Причинами асфик-сии являются острая и хроническая внутриутробная кислородная недостаточность, внутричерепная родовая травма плода, имму-нологическая несовместимость крови матери и плода, внутриут-робная инфекция, закупорка дыхательных путей плода слизью или околоплодными водами, пороки развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем плода. Возникновению асфиксии способствуют заболевания матери, особенно хронические.

травматические (родовая травма, акушерско-гинекологическая патология) .

Под родовой травмой новорожденного понимают повреждение новорожденного, возникающее в родах. Предрасполагающими факторами являются гипоксия и гипотрофия плода, недонаши-вание и перенашивание беременности, крупные размеры плода.

В этих случаях снижаются адаптационные способности плода, и он может пострадать даже при нормальном течении родов. Родо-вая травма новорожденного нередко возникает при слабой или чрезмерно сильной родовой деятельности, несоответствии разме-ров плода и таза роженицы, аномальных предлежаниях плода (лобное, лицевое) , акушерских операциях (кесарево сечение, наложение щипцов) . Родовая травма нервной системы включает повреждения головного мозга, спинного мозга и периферической нервной системы. Например, кесарево сечение - в результате резкой смены давления у новорожденного возникают поражения центральной или периферической нервной системы.

Внутричерепная родовая травма характеризуется внутричереп-ными кровоизлияниями, отеком мозга, ишемией его ткани. Родовая травма периферической нервной системы включает парезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры.

У детей, перенесших асфиксию или внутриче-репную родовую травму, могут наблюдаться отставания в психо-речевом развитии, детский церебральный паралич.

В постнатальный (после рождения) период развития ребенка возможно влияние следующих тератогенных факторов:

наследственных, проявляющихся в период становления речи;

травматических (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы) ;

биологических (влияние вирусов, бактерий, простейших) . Воздействие вирусов приводит к возникновению нейроинфекций в виде менингитов и энцефалитов;

ослабленного соматического состояния ребенка (частые заболевания, несоблюдение режима питания и отдыха) ;

химических (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, экологическое состояние окружающей среды, гипо- и гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов) ;

социально-психологических, приводящих к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально волевой сферы и дефициту в развитии речи. К этой группе причин можно отнести двуязычие в семье, воспитание ребенка глухими родителями, родителями с нарушениями речи (заикание, темпо-ритмические нарушения, нечеткость произношения) , острые психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.) .

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание, могут обусловить нарушения различных сторон речи.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, детей с ранним детским аутизмом.

Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению классификаций нарушений речи необходимо сказать о следующем. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций - внимания, памяти, воображения, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы, которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка.

В настоящее время в логопедии есть две классификации наруше-ний речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Обе классификации взаимно дополняют друг друга и используются как в диагностике, так и при коррекции речевых нарушений. Между ними нет противоречий.

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной. Данная классификация ориентирована на объяснение анатомо-физиологического субстрата нарушения и причин возникновения дефекта. В данной клас-сификации все виды нарушений речи делятся на две группы в зави-симости от того, какого вида речь нарушена: устная или письменная.

Нарушения устной речи.

Они могут быть разделены на два типа:

  • фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи;
  • структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

а) голосообразования,

Материал с сайта nusad1.ucoz.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Методы речевого развития детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Развитие активной речи детей дошкольного возраста

    Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Старикова Эльмира Фанисовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 «Соловушка» Выступление...

  • Технологии развития речи детей дошкольного возраста

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...

  • Задачи развития речи детей дошкольного возраста

    Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения» Ход педсовета: 1. Вступительное слово зав. по теме педсовета. 2. Разминка. 3. Экспресс – опрос «Развитие речи». 4. А...

  • Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...

  • Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким...

  • Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

    Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие ребенка в условиях детского дошкольного учреждения

    Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноце...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...