Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

Педсовет «Ознакомление детей с художественной литературой»

Ознакомление детей

с художественной литературой.

Цель: Закрепить знания слушателей по данной теме. Продолжать формировать умения критически относиться к методическим пособиям и творчески использовать их.

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей. » Н. И. Морозов.

Введение

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Часть 1. Разминка.

1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

«По щучьему веленью, по-моему, хотенью… »

«Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная? »

«Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи! »

2. Закончите пословицу:

«Что написано пером… » (не вырубишь топором)

«Без труда… » (не выловишь рыбки из пруда)

«Семь раз отмерь… » (один раз отрежь)

«Что посеешь… » (то и пожнешь)

«Любишь кататься… » (люби и саночки возить)

3. К какому виду творчества это относится?

«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)

«В некотором царстве, в некотором государстве… » (Сказка)

«Ехала машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Инте-Инте-интерес,

Выходи на букву С» (Считалка)

-«Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские… » (Былина.)

-«Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

-«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

-«Жили-были дед да баба» «Сказка»

Часть 2. Выступления педагогов Глуховой Е. В. и Мордовцевой Л. Н. по теме педсовета.

Обсуждение вопросов:

1. Что дает ребенку знакомство с художественной литературой?

2. Как объяснить детям непонятные слова из текста?

3. Как организуется работа по заучиванию текстов в младших и старших группах?

4. Почему необходимо создавать уголки книги в каждой возрастной группе детского сада?

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

При отборе книг надо учитывать,

что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

- соответствие интересам детей;

- постоянная сменяемость;

- эстетическое оформление;

- востребованность.

В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги».

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами.

- празднование именин произведения.

Презентация книжных уголков в группах.

Часть 3. Практическая работа. Слушатели делятся на 4 подгруппы. Каждая получает карточку с учебно-диагностическими заданиями. На обсуждение – 3 минуты, на ответ – 1 минута.

Карточка 1. (подготовительная группа)

Дети старшего возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателя способны увидеть единство содержания и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства.

Задание. Сформулируйте, какими методами всё это достигается.

Карточка 2. (средняя группа)

Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс задач.

Задание. Назовите эти задачи.

Карточка 3. (старшая группа)

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в старшей группе не получается. Она кратковременная, стихийная, не все дети принимают участие.

Задание. В чем вы видите причины? Дайте рекомендации воспитателям.

Карточка 4. (1 младшая группа)

Работа по ознакомлению с художественными произведениями детей разных возрастных ступеней организуется по-разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппой 2-6 человек. В младшей группе детей делят на две подгруппы, в средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.

Задание. Обоснуйте такую организацию.

Карточка 5. (2 младшая группа)

Книги для детей дошкольного возраста всегда издаются с множеством цветных и черно-белых иллюстраций. Многие из художников по праву могут считаться соавторами тех писателей, чьи книги она иллюстрирует.

Задание. Назовите таких художников. Сформулируйте, в чем значение иллюстраций. Какова методика ознакомления с ними?

Заключение:

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.

С целью ознакомления родителей с художественной литературой были проведены: родительские собрания, консультации, анкетирование, составление папок раскладок (см. приложения, направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.

Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Решения педсовета:

1. Соблюдать принципы по организации работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

2. Постоянно менять и/или пополнять материал в книжном уголке.

3. В родительский уголок поместить памятки по организации просмотра телепередач, мультфильмов, по работе с компьютером.

Прикреплённые файлы:

oznakomlenie-detei-s-hudozhestvenoi-literaturoi_ptsnr.pptx | 9021,01 Кб | Скачан: 205
www.maam.ru

Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи

"Влияние художественной литературы на развитие речи детей"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи:

1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

При отборе книг надо учитывать,

что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

"Методы приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе"

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи,

воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как:

методы приёмы средства

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детямпо содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.

Выразительное чтениехудожественной литературы

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

практический наглядный Игры-драматизации

игровой Дидактические игры

словесный Театрализованные игры

Элементы инсценировки

Наглядный Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Показ схемы

Составление алгоритма

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки, книжного уголка

Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

- соответствие интересам детей;

- постоянная сменяемость;

- эстетическое оформление;

- востребованность.

"формы работы по приобщению детей к чтению"

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

- оформление уголков чтения в группах детского сада.

В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п.

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

- празднование именин произведения.

Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится -90 лет и т. п.

- оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.

- создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги

- посещение занятий в районной библиотеке.

- практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно их детям и им самим.

Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.

"Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе"

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы:

- Анкетирование

- Беседа

- Рекомендации

- Консультации

- Родительские собрания

- Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)

- Участие в проектах

- Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:

“Знакомство ребенка с художественной литературой”.

“ Роль сказки в развитии речи детей”.

“ Организация бесед по сказкам”.

“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т. п.

Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети

начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них

начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие,

доброта, протест против несправедливости.

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая

гражданственность.

Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу:

Формировать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном

обучении, но и в самостоятельной деятельности;

1. Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей;

2. Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Благодаря использованию приемов развития речи, происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к художественной литературе.

Используя различные формы по приобщению детей к чтению, осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным результатом которого должен стать интерес к книге.

Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию.

Выполнил (а) : воспитатель

старшей группы "Светлячок"

Главатских Ольга Григорьевна

Тел. 8-923-473-00-18

www.maam.ru

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Ознакомление с художественной литературой»

Разработала: воспитатель Эргеева Г. Д.

г. Ефремов, Тульская обл.

МБДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»

Тема: Беседа о маме. Заучивание стихотворения о маме.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цели:

Познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих мать.

Задачи:

образовательные

1. Дать представление о значимости матери для каждого человека

развивающие

2. Развивать уважительное, доброжелательное отношение к маме.

воспитательные

3. Вызвать у детей интерес к выразительному чтению наизусть стихотворений.

4. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Планируемые результаты: может выучить небольшое стихотворение; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прочтении стихотворения Р. Гамзатова «Берегите матерей».

Материалы и оборудование: аудиозаписи с чтением актеров театра.

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

Воспитатель читает стихотворение Расула Гамзатова «Берегите матерей».

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

Слово это - зов и заклинание,

В этом слове — сущего душа.

Это искра первого сознания,

Первая улыбка малыша.

Это слово сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем — исток всего.

Ему конца нет.

Я произношу его: мама.

- Слово «мама», «мать» - одно из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Словом «мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям. Во многих странах отмечается День матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним п гости, устраивают для них праздник. Мы решили сделать для вас такой же праздник, чтобы показать, как мы вас любим и ценим. Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. (Показывает иллюстрации, на которых изображены матери с детьми.)

2. Беседа о маме.

- Что обозначает слово «мама»? Как вы понимаете? (Мама - это любимый, добрый, родной, ласковый человек для ребенка.)

- Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово на земле, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь, тем радостнее и светлее жизнь.

Вопросы:

- Какая у каждого из вас мама?

- Какие чувства вы испытываете к маме?

- Какое отношение вы чувствуете от мамы?

- Почину каждому человеку нужна мама?

- Какие добрые слова вы говорите маме?

3. Физкультминутка

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется. Поднять руки вверх. Потянуться.

Присесть на корточки. Руки опустить на пол.

Хлопать в ладоши. Улыбаться.

4. Заучивание стихотворения о маме.

- 8 Марта мы отмечаем замечательный праздник - Международный женский день. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях - наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. В этот день мы будем петь им песни, читать стихи. Послушайте стихи о маме разных поэтов:

Разные дети живут на планете,

Но мам своих любят все дети на свете.

Мамы все могут, мамы помогут,

Мамы умеют все понимать!

Вот такие наши мамы

Мы всегда гордимся вами.

Умными, спокойными,

Будем Вас достойны мы! М. Садовский

На земле хороших людей немало

Сердечных людей немало,

И все-таки лучше всех на Земле

Мама. Моя мама. Р. Рождественский

Мамин День

Вот подснежник на поляне,

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

что раскрылся мой подснежник

От ее тепла. (Г. Виеру)

Каждое стихотворение проникнуто любовью к матери. Какое стихотворение понравилось больше каждому из вас?

Расскажите, о чём говорит поэт М. Садовский в своём стихотворении. Какие слова вам запомнились из стихотворения Р. Рождественского?

Какие строки вам понравились из стихотворения Г. Виеру? Послушайте это стихотворение ещё раз. Я предлагаю вам выучить его и рассказать своим мамам.

Воспитатель читает первые две строки, дети повторяют, затем зачитываются остальные строчки (по две) и повторяются остальные. Стихотворение зачитывает хором 2—5 раза, 5-6 детей читают стихотворение самостоятельно.

5. Динамическая пауза

Мы сейчас пойдем направо дружно. Дети берутся за руки, становятся в круг и

А потом пойдем налево дружно. выполняют движения в соответствии с текстом.

В центре круга соберемся дружно.

И на место все вернемся дружно.

Мы тихонечко присядем дружно.

И немножечко приляжем дружно. Дети складывают руки под щекой

Мы поднимемся тихонько дружно. Выполнять движения в соответствии с текстом.

И попрыгаем легонько дружно.

Пусть попляшут наши ноги дружно. Дети притопывают ногами. Хлопают в ладоши.

И похлопают ладони дружно.

Повернемся мы направо дружно. Кружатся в правую сторону

Не начать ли все сначала дружно? Дети снова берутся за руки.

6. Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям изобразить портрет мамы и сделать выставку «Моя мама самая красивая».

Представленный конспект может быть использован в непосредственной образовательной деятельности педагогами ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.

www.maam.ru

2. Создание нового уголка книги как центра интеллектуального и художественно-творческого развития детей.

Задачи:

1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

3. Разработать практические материалы для обеспечения педагогического процесса.

4. Воспитывать бережное отношение к книге.

Книга как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы педагога с детьми дошкольного возраста.

В процессе смотра-конкурса выявлено активное участие педагогов и родителей воспитанников.

Для пополнения книжных уголков воспитателями были приобретены наглядно - дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей XIX-XX в.» и другие. Собрана папка с конспектами НОД по произведениям детским писателей в разных возрастных группах.

В книжном уголке проводились тематические выставки: «Ребятам о зверятах» по произв. Е. Чарушина, М. Пришвина; В. Бианки, «По следам русских народных сказок»; собрали копилку выразительных средств языка «Волшебный сундучок» (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и крылатые выражения) . Очень интересными являются выставки рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Так в нашей группе прошли выставки «По страницам сказок», «Мой любимый герой произведений К. И. Чуковского», по рассказам В. И. Бианки и др. С помощью родителей оформили в группе библиотеку, в которой находятся разные по жанру книги: сказки, рассказы, стихи и т.д.

Дети старшего возраста посетили сельскую библиотеку.

Для совершенствования интонационной выразительности речи в свободной деятельности, в НОД предлагали детям прослушать СD-диски с произведениями, соответствующие возрасту детей, звуковые книги, которые приносили дети с разрешения родителей.

Среди родителей мы провели анкетирование «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге», по результатам опроса были разработаны рекомендации и памятки для них, например, «Семья и книга»; «Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил книги?»«Как организовать домашнее чтение».

Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому.

Родителями с детьми были созданы книжки-малышки, составленные по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали сами. Семья Хрулевой Варвары по стихотворению «Шляпа» показали небольшую сценку, где участниками были бабушка, мама и Варя.

В заключение смотра-конкурса «Книжкин дом» были подведены итоги среди педагогов на «Лучшее оформление книжных уголков». Также были отмечены родители - активные участники проводимого конкурса.

Результатом проделанной работы стало решение всех поставленных целей и задач:

1) Обогащение предметно - развивающей среды;

2) Повысилась эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Дети любят книги, читают, рассматривают их, задают вопросы, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и могут самостоятельно поставить мини - спектакли.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

? Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

?Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

?Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

?Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

?Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

?Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

?Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

?Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

?Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

?Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

?Воспитывайте бережное отношение к книге.

?Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

По теме:

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

Материал nsportal.ru

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 46

Межмуниципальный семинар

«Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой. Роль сказки в познавательном и творческом развитии ребенка.»

Воспитатель МБДОУ №46 Зубкова А. Г.

Апатиты 2013г.

  1. Проанализировать роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста;
  2. Определить влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.
  3. развитие литературной речи;
  4. приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Сказка – самая здоровая

пища - не лакомство, а насущный

и очень питательный хлеб»

К. Я. Чуковский.

Не для кого не секрет, что сказка существует для детей и для тех взрослых, которые не утеряли лучших детских качеств: чистоты, фантазерства, беспредельной веры в искусство, в добро и, наконец, удивительный мир детской непосредственности. Но именно задача взрослых состоит в том, чтобы влюбить детей в сказку. А ребенок уже готов воспринимать её.

Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая – история о дружбе, помощи, доброте, любви ко всему живому.

Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям, радоваться счастью другого, переживать чужую судьбу, как свою.

Сказка- первая духовная пища ребенка. Она питает ум, учит мыслить, развивает воображение и облагораживает чувства.

Сказка – это мостик, по которому ребятам легче перейти из детства во «взрослую жизнь»…если с малых лет научиться быть веселым и добрым, из тебя обязательно вырастет хороший человек»

Советы от младшей группы,- как влюбить детей в сказку.

Чтобы, влюбить детей в сказку, им необходимо показать все богатство и разнообразие современного сказочного фонда, а также, приблизить к пониманию содержательной многомерности, художественной неисчерпаемости сказки.

«Сказочный фонд» нашей младшей группы состоит из программных произведений, рекомендуемых и произведений которые, как я считаю нужны в данный момент детям. Которые характеризуют определенного ребенка или возникшую проблему в группе.

Гендерный подход.

Разделив группу на мальчиков и девочек и изучив их интересы, девочкам мы читаем такие сказки как, Красная Шапочка, Маша и медведи, сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

А мальчикам же: Федотка, - Чуковский, был у Пети и Миши конь, Толстого.

По типу характера.

Как известно у всех детей разноцветный характер.

  1. Упрямым непослушайкам: кот петух и лиса, сказка о глупом мышонке.
  2. Трусишкам: как заяц за яблоками ходил.
  3. Агрессивным кусачкам: волк и семеро козлят.
  4. Задирам: лиса и заяц.
  5. Непоседам: колобок, гуси – лебеди, три поросенка, усатый, полосатый.
  6. Робким и Застенчивым: репка, бычок, муха цокотуха.
  7. Хитрушкам: лиса и волк.

Иллюстративный материал также применяем для развития речи.

Дети учатся пересказывать сказки. И у них получается это, с невероятной точностью. Они обязательно поправят меня, если я попытаюсь их запутать.

Для наилучшего запоминания, в детском саду, мы используем театр (пальчиковый, настольный, кукольный, бумажный) , приобретенный совместно с родителями.

В дни «книжной недели», в детском саду, дети с удовольствием переодеваются в сказочных героев, переживают с ними драматические ситуации и конечно же находят выход из них. Предполагая положительное окончание сказки, дети не устают верить, что и в их жизни будет все прекрасно и не кто не потревожит их волшебный мир.

Изобразительная деятельность

При помощи изобразительной деятельности дети с удовольствием обсуждают эмоции нарисованных героев. Комментируя, что волк обязательно должен быть с зубами, а у лисы хитрые узкие глазки. А нарисованный зайка, обязательно перестанет дрожать и наконец проучит хитрую «плутовку».

В лепке, у детей есть прекрасная возможность пофантазировать над частями поделки, применяя семена, крупу, в виде глазок ушек и хвостиков. Они с огромным удовольствием играют с вылепленными героями.

Музыкальные сказки, воспроизведенные при помощи дисков и аудиокассет, а также подаренного родителями проигрывателя вызывают у детей множество положительных эмоций. Музыкальные переходы захватывают душу и еще больше трогают маленькие сердца, заставляя переживать совместно с героями сказки.

В нашем саду многие занятия начинаются с входа в группу сказочных героев. Дети с удовольствием играют с ними, получая положительный эмоциональный настрой, они лучше усваивают программу. Можно целыми днями говорить о признаках весны, но стоит ей появится, предварительно украсив группу проталинами и подснежниками, и у детей тут же загораются глаза, они с великим удовольствием читают стихи о весне, солнце и весенней капели.

Удивительные сказки, они учат считать, развивают внимание, мышление и память и речевую активность. Но чтоб по-настоящему влюбить детей в сказку очень важно объединиться с родителями.

Опыт показывает, каким же полноценно развитым ребенок приходит в социум, имея дома свой личный уголок сказки.Очень важно убедить родителей создавать подобные домашние уголки и посещать городские библиотеки. Наши дети с удовольствием приносят хорошие и интересные и красочные издания в группу.

В помощь родителям мы оформляем информационные, тематические уголки, папки передвижки, рекламу нашей сказки, о том как приучить ребенка к чтению. Подсказываем у кого из детей есть наиболее интересные книги, для того чтоб они могли меняться произведениями.

Мы предложили лишь несколько советов, что бы познакомить детей со сказкой и навсегда влюбить детей в этом волшебный потрясающий мир. Мир познания добра и зла, подарите нашим детям сказку, не лишайте ребенка волшебного детства и он вернет вам все сторицей.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

Подробней на сайте nsportal.ru

Занятия по ознакомлению с художественной литературой в детском саду. Контрольная работа. Читать текст оnline -

. Роль художественной литературы в речевом развитии детей

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях

. Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии

4. Методика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения

5. Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах

Заключение

Список литературы

Введение

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Объект работы - художественная литература в детском саду.

Предмет - особенности занятий по ознакомлению с художественной литературой в детском саду.

Цель - изучить и проанализировать особенности занятий по ознакомлению с художественной литературой в детском саду.

Поставленные задачи:

проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей;

изучить методику чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях;

рассмотреть структуру занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии;

изучить методику предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения;

проанализировать особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах.

1. Роль художественной литературы в речевом развитии детей

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе - развитие детского художественного творчества.

Культура речи - явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической) , восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы, являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) .

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

Значительная часть литературных произведений читается по книге.

. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование) . Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях.

Типы занятий:

. Чтение и рассказывание одного предложения.

. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке) . Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение) . На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними) ;

б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка») ;

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

. Чтение как часть занятия по развитию речи:

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок) ;

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала) .

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение) , с учётом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

определение программного содержания - литературной и воспитательной задач;

подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его) .

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации) ; расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путём организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значение тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка Другова слова во время чтения прозы, подбор синонимов; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др.

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение) , имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

В конце занятия можно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Книгу с картинками можно дать за несколько дней до чтения, чтобы вызвать интерес к тексту, либо картинки рассматриваются, организовано после чтения. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после каждой части.

И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.

Одним из приёмов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объёму произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления.

Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени. Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

выразительное чтение воспитателя;

Подробней на сайте bibliofond.ru

Другие статьи по теме:

  • Писатели для детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра-лото «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: - закрепить знания детей о народных промыслах; - упражнять в правильном назывании предметов того или ин...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста

    Сказкотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста Вступление. Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, необходимо ещё и ум...

  • Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

    Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...

  • Ознакомление дошкольников с художественной литературой

    Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи "Влияние художественной литературы на развитие речи детей" Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет...

  • Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

    «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы) Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа дет...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие активной речи детей дошкольного возраста

    Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Старикова Эльмира Фанисовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 «Соловушка» Выступление...

  • Устное народное творчество детей дошкольного возраста

    Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, восп...

  • Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

    Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речево...

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста таблица

    5 3 Составлен самостоятельно; полностью передаётся содержание; соблюдается связность и последовательность изложения; грамматические нормы; употребляются разнообразные языковые средства составлен...

  • Нарушение речевого развития детей дошкольного возраста

    Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальн...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...