Патриотическое воспитание дошкольников

Особенности патриотического воспитания дошкольников. Опыт работы

Особенности патриотического воспитания дошкольников

О Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

В. А. Жуковский.

Специфика патриотического воспитания определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентаций, то есть эмоционально – чувственное, духовное отношение к миру и друг другу. При подготовке к такому занятию особенно важно яркое, эмоциональное изложение материала, образность, динамичность, чередование разнообразных методов и форм работы (неоценимую помощь здесь может оказать ТСО) .

Актуальность проблемы воспитания человека – патриота определяются задачами, которые обозначены в правовых, нормативных документах «Об образовании»

- овладеть чувством ответственности за результаты своей деятельности, за судьбу страны, её международный престиж;

- способность противостоять насилию разного рода, принимать активное участие в обеспечении национальной безопасности и благосостояния своей Родины;

- овладением системой общечеловеческих и патриотических ценностей.

Патриотизм в сегодняшнем ДОУ – это воспитание в ребёнке нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастает» чувство ответственности, любви, интерес к стране, трудолюбие, желание доводить дело до конца; ощущение принадлежности своей земле, своему народу; чувство и сознание собственной востребованности и незаменимости в этой стране.

Главный мотив в патриотическом воспитании – воспитание в ребятах чувства ответственности. Оно – залог патриотизма. Ведь если понятие «патриотизм» разложить на составляющие, в нём обнаружатся: эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, чувство ответственности, готовность работать, желание любую работу выполнять хорошо. Воспитание честности тоже закладывает основу для патриотизма. Считаю, что на патриотизм необходимо смотреть базисно, глубинно, точно определяя, из каких «ростков» он пробирается.

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Большая работа по воспитанию у детей патриотических чувств ведётся в нашем дошкольном учреждении. Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр диафильмов, целенаправленные игры и, конечно, личный пример педагогов нашего коллектива и родителей. На детей сильное впечатление производят рассказы о героях Великой Отечественной войны и труда.

Педагоги должны знать, что в процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.

Слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны. Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.

2. Задачи физического воспитания.

Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость, через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.

3. Приобщение дошкольников к трудовой деятельности.

4. Формирование бережного отношения к природе.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского точно отражают специфику и суть работы нашего педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и участие его в общественно – полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.

С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любимым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Из опыта работы и своих наблюдений можно дать ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотизм – это высшее социальное чувство. Грязная улица вызывает досаду, но не отвращение. Мы стремимся к тому, чтобы подобные явления вызывали у ребят желание исправить ситуацию. Акцент делаем на то, что это плохо, что не нужно так делать, что когда ты будешь взрослым, ты не должен подобного допускать.

В дошкольном возрасте важным для патриотического воспитания является воспитание в ребёнке человеческих качеств, начиная с элементарного чувства привязанности. Если ребёнок ни к чему не привязан, то это будет здание на песке. Чувство привязанности необходимо начинать воспитывать с привязанности к дому, детскому саду, к любимому уголку, игрушке, воспитательнице. Чтобы были у малыша вещи, которые он любит, о которых вспоминает. Воспитание патриотизма начинается в первую очередь с создания для ребёнка тёплой, уютной атмосферы.

Реализуя программу национально-регионального компонента, дети также изучают исторические факты, события, отражающие национальный менталитет, специфику жизненного уклада и национальных особенностей в патриотическом аспекте. Давно известно, что память в корнях своего происхождения является свойством духовной стойкости. Исторические факты, события обогащаются былинами, сказками, что усиливает их личностную значимость.

Реализация системы патриотического воспитания.

Перечень документов, необходимые для работы по патриотическому воспитанию дошкольников:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Закон «О днях воинской славы России»;

3. Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. »;

4. Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

5. Закон «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

В работе с дошкольниками опираемся на:

Комплексную программу «Детство» (программа развития и воспитания детей в детском саду)

«Валдоня» (Светлячок) Программа и методические рекомендации: Для дошк. образов. учреждений РМ

Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию дошкольников используем следующие методы:

1. Целевые прогулки и экскурсии;

2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь сельчан, изменения в облике села, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.) ;

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

4. Беседы с детьми о Саранске, о родном селе;

5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение) ;

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

7. Знакомство детей с народной декоративной росписью, с элементами мордовского орнамента;

8. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;

9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.) ;

10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

11. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свое село и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания) .

Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать в них уважение к ветеранам войны и труда:

- проводим беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны;

- рассказываем о детях - войны;

- устраиваем тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.

Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт, посвящённый этой стороне нравственного воспитания. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания оказывает школьный музей патриотического воспитания. Материалы экспозиции музея, систематизированные и представлены для детей в доступной форме. Музей – это обучающая и развивающая среда, которая даёт самый существенный результат в патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании будущего гражданина.

В музее ведётся работа старших дошкольников – экскурсоводов, которые самостоятельно проводят экскурсии для своих сверстников.

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.

Героика – патриотическая тема была и остаётся всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Всё, что связано с современной армейской службой, находит горячий отклик в душе ребят.

В нашем детском саду патриотическое воспитание находится в тесной взаимосвязи с трудовым, умственным, экологическим, эстетическим воспитанием.

Организуя праздники героика–патриотической тематики, мы одновременно и учим и воспитываем наших детей. Здесь они по настоящему играют в военных, маршируют, поют военные песни. На занятия в детский сад мы приглашаем в гости военных, ветеранов, где они рассказывают свои истории, показывают детям современное оружие и рассказывают о нём. Ко Дню Победы наши дети вместе с родителями и педагогами ходят на факельное шествие, устраиваем настоящий военный парад, куда приглашаем ветеранов ВОВ, воинов – афганцев. Наши дети выступают на памятнике погибшим воинам, поздравляют всех ветеранов. Проведение патриотических праздников в ДОУ – это хорошая, добрая традиция. Такие мероприятия мы снимаем на видео, оформляем фотоматериалы для выставок, чтобы в течение года можно было «оживить» впечатления детей, помочь им ещё раз ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к памятным событиям страны.

Планирование работы по патриотическому воспитанию в старших группах

Месяц Тема занятий Задачи

Сентябрь «Школьный музей нашего села»

Совместная работа со школой по созданию мини-музея в детском саду Дать знания о музее родного села и экспозициях, выставленных в них.

Октябрь «Россия на шаре земном»

«Герб и гимн республики Мордовия»

«Наш славный район и наше село»

Выставка совместных работ детей и родителей по теме: «Наше село» Расширение представлений о нашей Родине, её месте на планете Земля. Дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба, его назначения. Уточнить знания детей о районе, селе в котором они живут; дать знания о достопримечательностях района и села.

Ноябрь «Наш волшебный сундучок»

«Мордовский костюм» (элементы мордовского орнамента) Формировать интерес к русскому прикладному искусству, глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими. Дать детям представление о мордовском костюме, его особенностях.

Декабрь «Их помнит Россия, их помнит наше село» (герои Советского Союза - Годунов И. Г., Дерябин А. Н. ; награжденный посмертно орденом «Мужества» на территории Чеченской Республики – Карнишин В. С.) Знакомить людей с жизнью людей прославивших нашу землю.

Январь «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» (обряды и обычаи) Пробуждать интерес детей к русско-народному костюму, познакомить с обычаями встречи праздников.

Февраль «Будем в Армии служить»

«Защитникам Родины славу поём! » Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам-защитникам Отечества. Формировать интерес к различным родам войск; дать детям знания о Российской Армии.

Март «Музеи родного города»

Экскурсия к Собору Ф. Ушакова.

«Творчество Д. С. Эрьзи» Продолжать знакомить детей с достопримечательностями г. Саранска. Познакомить с творчеством мордовского скульптора Д. С. Эрьзя.

Апрель «Покорение космоса»(наш знаменитый Ю. Гагарин)

«Всероссийский субботник» (сделай наше село краше) Продолжать прививать детям любовь к Родине. Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.

Май «Они сражались за Родину»(встреча с ветеранами ВОВ, совместное чаепитие с концертом и подарками от детей)

«Экскурсия к вечному огню»

«Праздник Победы»

Продолжать прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и её защитникам. Расширять знания о подвигах воинов и юных героев в годы Великой Отечественной войны. Уметь слушать фронтовые песни, смотреть фильмы.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Беседа с группой родителей на тему «Воскресный день»

Накануне воскресного дня воспитатель проводит с родителями беседу о том, как лучше его провести, чтобы обеспечить содержательное общение ребенка со взрослыми.

Примерные вопросы

1. Как обычно вы проводите свой выходной день?

2. Участвует ли ребенок в семейных мероприятиях

3. Часто ли вы совершаете семейные прогулки, экскурсии в музей, выезды за город?

4. Какие достопримечательности нашего города (села) знает ребенок?

5. Считаете ли вы нужным показывать ребенку памятники старины, посещать с ним картинные галереи, краеведческие музеи?

Затем воспитатель сообщает родителям, какие достопримечательные места родного края и города целесообразно показать дошкольнику и что при этом рассказать; как помочь ребенку дома выразить свои впечатления от проведенной экскурсии или прогулки.

Материал к пригрупповому стенду на тему «Воспитывать патриотов с детства»

Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.

В. Г. Белинский

Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к Отечеству.

Ж.-Ж. Руссо

Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее.

С. Д. Ушинский

Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.

М. А. Шолохов

Без чувства своей страны — особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи — нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему.

К. Г. Паустовский

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Воспитание любви к социалистической Родине — важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения.

Советские педагоги считают необходимым так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей «волновало настоящее и будущее Отчизны» (В. А. Сухомлинский) .

Раскрывая перед родителями вопросы патриотического воспитания, педагоги не только подчеркивают необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории, но и указывают основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства.

Такими условиями являются:

формирование у детей представлений о явлениях общественной жизни. Они создают возможность ориентироваться в ней, являются основой правильного понимания, оценки и осознанного отношения к общественной жизни. Поэтому для патриотического воспитания отбирается материал, наиболее ценный в воспитательном отношении;

воспитание у них отношения к окружающему миру. Оно осуществляется в активной деятельности, творческой игре, труде. Особое значение имеет выполнение общественно значимых заданий;

сочетание в процессе воспитания интеллектуального и эмоционального факторов. Взрослый обеспечивает эмоционально положительную обстановку при восприятии ребенком явлений окружающей жизни, высокий уровень эмоциональной активности и эстетического интереса.

В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для возникновения и развития патриотического чувства, которое проявляется в более старшем возрасте.

У дошкольников можно сформировать эмоциональное отношение к родной стране. Учитывая широту понятия «родина», у детей формируют представления о родной стране, уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу СССР) , воспитывают чувство гордости за успехи советских людей, интерес к жизни разных народов, их культуре и истории.

Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства, родители знакомят детей с достопримечательностями своего города и края; посещают с ними музеи, выставки, памятники; рассказывают им о труде людей, о своей работе.

В применяемых педагогами разнообразных формах работы с родителями (беседы, консультации, советы) учитываются интересы и особенности семьи и ребенка.

По теме:

"Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества"

план самообразования...

Подробней на сайте nsportal.ru

  1. Определение понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание»
  2. Этапы воспитания патриотических чувств у дошкольников
  3. Средства патриотического воспитания
  4. Формы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников
  5. Рекомендации для педагогов и родителей

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.

Дошкольный возраст - период становления личности, он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из актуальных задач нашего времени.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет свои особенности:

-Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. И родной дом, двор, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился.

-Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

-Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа обеспечивают связь, преемственность поколений, дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа, у русских людей это доброта, щедрость, оптимизм. Уважение к трудовым умениям и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия - необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

-Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.

-В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т.д.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

1. Определение понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание»

Патриотизм– любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. (БСЭ)

Понятие патриотизм многогранно, включает в себя следующие компоненты:

- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Патриотическое воспитание– формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Задачи патриотического воспитания:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

2. Этапы воспитания патриотических чувств у дошкольников

-воспитание любви к близким людям (родителям, родственникам) ,

-к детскому саду (воспитателям, друзьям) ,

-к родному городу,

-к родной стране (ее столицы, символики) .

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начинать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут.

Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения) , потому что он любит свою страну.

  1. Средства патриотического воспитания

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный.

Он не может проходить от случая к случаю.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Единой классификации воспитательных средств не существует, так как они слишком разнообразны.

Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:

1) аудиальный - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;

2) визуальный - предмет, изображение предмета, художественный образ, видео, фото;

3) кинестетический - ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет возможности ответить на вопрос, какое из средств наиболее эффективно.

Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину, окружающая природа.

  1. Формы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников

Метод воспитания- способ воздействия на психику детей с воспитательной целью через своеобразную организацию их деятельности и отношений.

Основные методы патриотического воспитания:

1) Методы воспитания патриотических убеждений (доказательство, поисковый метод, дискуссионный метод) ,

2) Методы воспитания привычного поведения и формирования традиций патриотического поведения (эпизодическое ситуационное упражнение, приучение, педагогическая организация жизнедеятельности, общественное поручение) ,

3) Методы формирования эмоционально-волевых установок, патриотических чувств (личный пример воспитателя, игровой подход к организации деятельности, перспектива будущих дел, требование, сравнение, соревнование, доверие) .

Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту) :

  • Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
  • Чтение сказок.

Подробней nsportal.ru

В детском саду ^

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи.

Актуальность программы ^

Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни.

Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению ее могущества и непоколебимости.

Ребята понимают, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.

Быть гражданином РФ, значит, быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей -сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.

Задачи:

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
  • Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
  • Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Планируя занятия в детском саду, воспитатель учитывает основные принципы работы с детьми:

  • регионализации;

Подробней на сайте gopsy.ru

Предварительный просмотр:

1 слайд

Я, Карамышева Наталья Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории, имею высшее образование, окончила НГПУ по специальности «социальный педагог», имея специальность «учитель начальных классов», прошла переподготовку по специальности «воспитатель детей дошкольного возраста». Изучаю новинки дошкольного образования, посредством самообразования.

Принимаю участие в муниципальной инновационной площадке по проблеме «Приобщение дошкольников к культурно – историческим ценностям своего региона», в работе творческой группы ДОУ по работе региональной пилотной площадке по введению ФГОС ДОУ. Являюсь активным участником конкурсного движения разного уровня, имею публикации.

2 слайд

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника реализуется в основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в интеграции с другими образовательными областями: Речевое развитие, Познавательное, Художественно - эстетическое, Физическое развитие.

Концепция нравственно – патриотического воспитания личности гражданина России, является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта первой ступени общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими субъектами социума — семьёй,культурно-просветительными организациями, учреждениями дополнительного образования. Целью этого взаимодействия, является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития воспитанников.

3 слайд

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии показали, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек. Перед ДОУ стоит проблема – развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию. Становление человека как гражданина, должно начинаться с его малой Родины – родного поселка.

Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому, надо прививать с малого: любовь к родному поселку, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с дошкольного детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

4 слайд

В процессе общения с детьми в разных видах деятельности, я определила проблему в социально-коммуникативном развитии детей. Я поставила перед собой цель и определила конкретные задачи для её достижения.

5 слайд

Решаю задачи через содержание основного и дополнительного образования.

Новизна программыи заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие программы кружка «Кузбасский край, навек любимый!» от государственной программы, заключается в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе формирования которых лежат традиции и обычаи нашего региона, в едином образовательном пространстве детского сада и семьи с социальными институтами (районный краеведческий музей , районная библиотека, МДЮЦ, районный поэтический клуб "Лира")

Срок реализации программы три года.

6 слайд

Дошкольное детство - важная ступень в развитии личности ребенка.

В этом блоке дети знакомятся с детским садом как вторым домом, где они могут реализовывать свои потребности, жить благополучно и интересно.

Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся об их физическом и психическом здоровье. Каждый ребенок с уважением относится к работникам детского сада: называет по имени отчеству, улыбается при встрече и не забывает поздравить с праздниками.

7 слайд

Следующий блок дает представление о составе семье, где каждый любит, уважает, заботится друг о друге, скучают в разлуке, поддерживает в горе и радости.

В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях. Есть праздники, которые называются семейными, традиции семьи, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своим родословным древом.

В семье важны и необходимы все.

8 слайд

У каждого поселка есть своя история, как и у человека, у поселка есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день основания и есть много других дат, по которым определяют его историю. В нашем поселке есть краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают о его истории и современности.

Главным предприятием поселка является Крупозавод.

Диапазон объектов поселка – это поселок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.

Дети учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира поселка, и его окрестностей. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.

9 слайд

Данный блок знакомит детей с родным краем, формирует у детей системы знаний о своей Родине. Наш край, область, посёлок, неповторимы в своей природе, людях, и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

10 слайд

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка, необходимо их взаимодействие. Для повышения педагогической грамотности в вопросе социально-коммуникативного развития ребёнка для родителей организую коллективные и индивидуальные консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции; провожу вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом заседание клуба "У самовара", где за кружкой чая, в тесном кругу, обсуждаем вопросы, интересующие родителей и воспитателей.

11 слайд

Воспитательно-образовательный процесс по нравственно-патриотическому воспитанию эффективен, за счёт ведения в единое образовательное пространство взаимодействие с социальными институтами – районный краеведческий музей, районная библиотека, МДЮЦ, районный поэтический клуб "Лира". Это помогает подготовить детей к более лёгкой адаптации в новой социальной среде, развивает коммуникативные качества, увеличивает их творческие потенциалы.

12 слайд

К концу реализации программы, проводиться педагогическая диагностика по уровню сформированности у детей интегративных качеств для планирования работы с детьми на перспективу.

Закончить хочется словами Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...».

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

13 слайд

Источник nsportal.ru

«Нравственно – патриотическое воспитание

дошкольников»

Академик Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г. Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

В программе Васильевой нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста.

Основные задачи: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, посёлку, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность.Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи.

Задачи эстетического и нравственного воспитания.

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

Задачи физического воспитания.

Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно - патриотическим содержанием) .

Задачи трудового воспитания.

Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю.

Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.

Формирование бережного отношения к природе.

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному селу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.

Рекомендуемые методы работы.

- Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей и т.д.) .

- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

- Беседы о родном селе.

- Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

- Ознакомление с произведениями народного творчества.

- Обогащение и стимулирование детского творчества.

- Привлечение детей к посильному общественно – полезному труду.

- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов: устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание: «Наследие» М. Ю. Новицкой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой, «Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук.

Формирование любви к Родине:

- в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка;

- в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Говоря о воспитании патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Правовое воспитание дошкольников

    Консультация для воспитателей «Правовое воспитание дошкольников» Обобщение педагогического опыта работы по правовому воспитанию дошкольников. Не одно поколение специалистов ставило перед собой во...

  • Презентация нравственное воспитание дошкольников

    Нравственное воспитание дошкольников Презентация работы на тему «Нравственное воспитание» г. Феодосия ДОО №23 «Улыбка» Камакиной Виты Васильевны Воспитание — целенаправленное формирование личност...

  • Гражданско патриотическое воспитание дошкольников

    Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире …. 3 2. Теоретические аспекты патрио...

  • Презентация патриотическое воспитание дошкольников

    Патриотическое воспитание дошкольников Слайд 1 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитатель: Северина Г. А. Слайд 2 Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все...

  • Экологическое воспитание дошкольников

    Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Актуальность и перспективность опыта «Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц И земли без воды. Все меньше - окружающей природы Все больш...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Нравственное воспитание дошкольников по фгос

    Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогическо...

  • Задачи нравственного воспитания дошкольников

    Задачи нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания вперв...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагоги...

  • Патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Д...

  • Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста Автореферат В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения,...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие нормативные...

  • Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Познавательно-творческий проект на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Введение___3 1. Нрав...

  • Духовное воспитание дошкольников

    Программа духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Крепче мы — крепче наше будущее» ПРОГРАММА духовно - нравственного воспитания воспитанников МБДОУ "Вознесенский детский са...