Педагогический процесс в дошкольном учреждении

Проблемы качества педагогического процесса в дошкольном учреждении

Проблемы повышения качества образования являются на сегодняшний день самой животрепещущей темой педагогических коллективов на всех без исключения уровнях, начиная с самого начального звена в цепочке институциональных образовательных учреждений- детских садов и яслей- и заканчивая системой профессиональной высшей подготовки. Ученые и практики всего мира совместными усилиями пытаются определить сущность, подходы, содержание и возможные пути реализации концепций, обеспечивающих повышение качества образования.

Являясь неотъемлемым признаком человеческого бытия, образование напрямую связано с развитием духовного мира людей, успехами социально-политического и экономического реформирования общества, перспективами «интеграции в мировое сообщество и сохранения национальных традиций, выхода из тупиков сциентизма» [2, с. 19]. Значение образования в современном обществе постоянно растет. Повышение его качества, связанного непосредственно с технологиями обучения, планированием работы, преемственностью между этапами и уровнями обучения, невозможно, по мнению многих российских ученных, без нового взгляда на человека как «самобытного, уникального и бесконечно самостановящегося индивида» [1, с. 4-6].

Как считают Г. И. Петрова, Г. Б. Корнетов, В. В. Зайцев, В. Л. Матросов и другие отечественные педагоги, необходимо создавать индивидуум условия для реализации заложенных в нем возможностей, для «постижения им различных смыслов окружающего мира, диалога с ним» [3, c.3].

В этой связи решающую роль для развития личности играет самая первая ступень ее ознакомления с окружающим миром, т. е. дошкольный возраст. Особый интерес в решении проблем повышения качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении представляет опыт западноевропейских педагогов. Период дошкольного детства был тщательно исследован немецкими учеными М. Фтенакисом, Р. Мартином, Е. Василиосом, В. Титцем и др. За последние 10 лет ими проведена существенная научно-практическая работа, результатом которой является создание шкалы оценивания качества педагогического процесса в детском саду, яслях, группах продленного дня и других дневных учреждениях по присмотру и уходу за дошкольниками.

Если говорить о концепции качества педагогической работы в детском саду, то ее авторы исходят прежде всего из определения критериев соответствия дошкольного учреждения интересам и перспективе развития и воспитания ребенка, а также заинтересованных в этом процессе лиц, т. е. родителей.

Они считают приоритетными в этом отношении обеспечение педагогическими кадрами, хорошего самочувствия детей и предоставление им шансов для всестороннего развития. Названные выше ученые считают, что о педагогическом качестве в педагогическом окружении можно говорить лишь тогда, если в дошкольном учреждении созданы возможности для физического, эмоционального и интеллектуального благополучия ребенка, которые обеспечили бы его развитие на современном этапе и в будущем, а также служили бы задачам семьи и ее целям воспитания и присмотра за детьми.

Авторы выделяют три уровня педагогического качества детских садов:

1. Педагогические ориентиры качества, т. е. представления воспитателей о развитии детей, о целях воспитания, воспитательных мероприятий, о задачах семьи и учреждения, а так же восприятие ими целостного образа ребенка.

2. Педагогическая структура качества, т. е. условия, которыми располагает детский сад, педагогические кадры и материально техническая база дошкольного учреждения.

3. Педагогический процесс, т. е. динамика педагогических действий, общение с детьми, взаимодействие, направленное на соответствующее развитие ребенка с учетом его потребностей [4. с. 6-7].

Критерии качества касаются не всего детского сада, а каждой конкретной группы. Качество процесса предполагает в широком смысле определенные предпосылки, включающие концептуальные аспекты, аспекты пространственно-материального оснащения и их оптимальное использование, но, в первую очередь, аспекты, касающиеся взаимодействия между воспитателем и детьми, детьми между собой и другими взрослыми. Таким образом, под педагогическим процессом они понимают все то, что создает конкретное пространство для получения опыта, т. е. предметной, коммуникативной и социальной компетенции, а также эмоционально- нравственных переживаний детей в учреждении.

На основе продолжительных эмпирических наблюдений за осуществлением педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях немецкие ученые остановились на 43-х рейтинговых признаках, на основе которых и должна осуществляться педагогическая работа. Эти признаки сгруппированы по семи характерным параметрам. Таковыми являются:

1. Место детского сада и его оснащение (8 признаков) ;

2. Присмотр и уход за детьми (6 признаков) ;

3. Мотивация речевого и умственного развития (4 признака) ;

4. Организация деятельности (10 признаков) ;

5. Взаимодействие (5 признаков) ;

6. Структурирование педагогической работы (4 признака) ;

7. Родители и воспитатели (6 признаков) .

Причем каждый из признаков оценивается по семи бальной шкале в соответствии с предлагаемыми аспектами осуществления педагогического процесса. Семь ступеней оценивания педагогического качества позволяют наиболее объективно представить общую картину работы в группе.

Выбор и формулирование признаков для оценивания качества педагогического процесса обусловлен их полным соответствием основополагающим ориентиром в организации педагогической работы с дошкольниками, а именно:

1. Активность. Дети учатся в процессе активно осуществляемой ими деятельности через слуховое, зрительное, тактильное и когнитивное восприятие.

2. Общение. Дети учатся в процессе взаимодействия с родителями, воспитателями и другими взрослыми людьми и сверстниками посредством вербальных и невербальных средств, играющих важную роль для мотивации процессов обучения.

3. Среда. Материально-пространственное окружение, обеспечивающее ребенку максимальную независимость и успешность, может предоставить детям больше возможностей для продуктивного взаимодействия, общения и расширения круга друзей.

4. Эмоциональность. Детям необходимо эмоциональное тепло и чувство защищенности, уверенности для реализации своих потребностей и эффективного использования пространственных возможностей.

5. Кадры. Условия, создаваемые для развития детей, удовлетворения их потребностей, должны соответствовать и потребностям взрослых, обеспечивающих воспитательно-образовательный процесс.

Таким образом, чтобы добиться высокого качества педагогического процесса, необходимо, по мнению авторов концепции, учитывать в большей степени такие его составляющие, как индивидуализация педагогической работы, а также планирование, которое должно быть гибким и вариативным, позволяющим воспитателю изменять содержание в соответствии с интересами и потребностями детей. На наш взгляд такой подход к определению критериев качества педагогического процесса в детском саду в полной мере отвечает основным задачам дошкольного воспитания, поскольку в центре работы дошкольных учреждений, согласно законам об образовательных учреждениях на элементарном уровне, стоит ребенок.

www.maam.ru

Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Никол

Тема 6. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы и сущность, его компоненты и их взаимосвязь

6.1. Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

Педагогический процесс — целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

Педагогический процесс — система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели.

Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.

из 83

Ссылка на источник pedlib.ru

-театральная деятельность

  • Чтение художественной литературы

Успешность усвоения экономических знаний может зависеть от многих факторов одним из важнейших является личность педагога. Педагог сам должен быть экономически грамотным, должен чётко представлять значение экономических терминов. Своим личным примером должен быть образцом трудолюбивого и рационального хозяина.

Именно поэтому проводится регулярное консультирование педагогического состава ДОУ. Уточняются знания основных экономических понятий, методики обучения детей экономике, изучаются авторские программы. Педагоги проводят большую работу по самообразованию.

Известно, что развитие ребенка зависит и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуаль­ным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

При организации развивающего пространства группы с экономической направленностью используется принцип интеграции, позволяющий сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими видами деятельности, что, обогащает познавательную деятельность, наполняет ее реальным смыслом и содержанием.

Многие дидактические игры и пособия были создаются воспитателями и родителями группы, так как игры для дошкольников с экономическим содержанием не пользуются популярностью у производителей «Семейный бюджет», «Валюта разных стран», «Предприятия моего города», счётный материал в виде монет разного номинала и другие игры и пособий карты, схемы районов города и ближайшего окружения ребенка, маршрут путешествия в страну Экономию, рекламное агентство «Бельчонок», сюжетно-ролевая игра «Банк», театр гнома Эконома и др.

Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитанников.

Семья - это реальная экономика, это та среда, в которой правила хозяйствования имеют реальные, лично значимые очертания. Это — благосостояние семьи или его отсутствие (нужда, бедность, нехватка денег и других жизненных благ) , свидетелем которых является ребенок с самого детства.

Направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошколь­ников.

- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы) ;

- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;

- организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

В конце каждого учебного года проводится опрос детей на предмет усвоения основных экономических понятий.

Опрос проводили по следующим вопросам:

Средний возраст:

  1. Назови полное имя бабушки и дедушки.
  2. Кем работают твои папа и мама?
  3. Что делают родители на работе, в чём состоит их труд?

Старший возраст:

1. Чем отличается магазин от рынка?

2. Что такое супермаркет?

4. Как в кошельке появляются деньги?

5. Что такое рациональность?

7. Назови, какой страны эта валюта.

8. Из чего складывается цена товара?

9. Для чего нужна реклама?

10. Что такое экономика?

11. Назови крупные предприятия нашего города.

12. Что такое торговля?

Мы условно отнесли ответы детей к соответствию высокому уровню развития в том случае, если ребёнок мог дать чёткий полный ответ на вопрос; к среднему уровню развития, если ребёнок даёт приблизительный ответ, способен ответить при помощи наводящих вопросов; к низкому уровню развития, если ребёнок затрудняется ответить, даёт примерный ответ при помощи наводящих вопросов.

Программно-методическое обеспечение:

1. Васильева М. А. Воспитание и обучение в детском саду М.: Мозайка-Синтез, 2009г

2. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром М.: Мозайка-Синтез, 2009г

3. Курак Е. А Экономическое воспитание дошкольников. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.

4. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. М.: Просвещение, 1997.

5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

Н. Новгород, 1998.

6. Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.

Н. Новгород, 1999.

7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или Как мы играем в экономику

Н. Новгород, 1999.

8. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. 1989 №1; 1994 №8.

9. Шатова А. Д. экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество, 2005.

10. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике. . М.: Творческий центр «Сфера», 2009.

Модель взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ в реализации ООП

Организация гибкого режима пребывания воспитанников в ДОУ не возможно без налаженной системы взаимодействие специалистов ДОУ. Взаимодействие специалистов позволяет разнообразить содержание, формы, методы воспитания детей, и организовать здоровьезберегающий режим. Каждый из специалистов вносит свои коррективы при составлении режима пребывания детей в ДОУ, с учётом специфики своего направления, что позволяет учесть все моменты необходимые для успешного развития ребёнка.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя являются: - взаимодействие со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в ООД, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д. -консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств. Учитель-логопед проводит фронтальные и индивидуальные занятия по коррекции речи с воспитанниками, взаимодействует со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в ООД, консультирует педагогов и родителей по вопросам коррекции речи и развития речевых навыков. Интеграция и координация деятельности специалистов и воспитателей в реализации образовательных областей ООП предполагает: - согласование разделов по направлениям деятельности и образовательным областям; - обсуждение и формулирование общих понятий; - установление связи образовательных задач; - согласование по времени; - совместное планирование работы с детьми в рамках ООД, ОД в РМ, самостоятельной деятельности;

- совместные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в образовательной и воспитательной работе; - разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов; - реализация технологии совместной проектной деятельности.

Важным моментом в развитии коммуникативных навыков воспитанников является наличие в ДОУ логопедического пункта. Зачислению и комплектованию на логопедический пункт подлежат воспитанники ДОУ, имеющие нарушения в развитии устной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия) .

Первичное обследование речи воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются воспитанники, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению образовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи) . Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости детей на логопункте . Одновременно числиться на логопункте могут не более 15 воспитанников.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения нарушений в развитии устной речи.

Организация коррекционного процесса на логопункте ДОУ обеспечивается:

- Своевременным обследованием детей;

- Рациональным составлением расписания совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми;

- Планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы;

- Оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями

- Совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.

Сроки коррекционной работы с воспитанниками на логопункте занимают от 3 месяцев до 1 года (при ФНР и ФФНР) и более (в зависимости от сложности структуры речевого дефекта) .

Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые (непосредственная образовательная деятельность с детьми) , которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми на логопункте проводятся два раза в неделю с 7.30 во время свободной от занятий в режиме дня деятельности, так и во время их проведения.

Основной формой логопедического воздействия являются подгрупповые занятия (организованная образовательная деятельность) с детьми. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Продолжительность подгрупповых занятий для дошкольников 20-30 минут, индивидуальных - 15-20 минут.

Предельная наполняемость подгрупп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной речи воспитанника. Коррекционную работу на логопедическом пункте осуществляет учитель-логопед.

Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки.

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) . – М.: Школьная Пресса, 2003. – 32 с. («Воспита­ние и обучение детей с нарушениями развития. Библиоте­ка журнала». Вып. 8) .
  2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недораз­витием. Воспитание и обучение. Учебно-мето­дическое пособие для логопедов и воспитате­лей. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях.)
  3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 -летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: 1991. – 43с.
  4. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно – методическое пособие. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 301с.

607228, Нижегородская областьгород Арзамас, проспект Ленина, дом 208А телефон (83147) 7-39-83

Подробней на сайте ds28-arz.ru

Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.29. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

Педагогический процесс - движение вперед, изменение, одна из категорий педагогики. Педагогический процесс - это направленное и организованное взаимодействие воспитателя и детей, реализующее цели дошкольного образования.

Это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является взаимодействие вос­питателя и детей. В процессе этого взаимодействия происходит вос­питание, обучение и развитие каждого ребенка. В педагогическом процессе задачи воспитания, обучения и развития ребенка всегда ре­шаются комплексно во всех видах деятельности, организуемых педагогом (игра, учение, общение, продуктивные виды деятельности, творческие виды деятельности) .

Структурными компонентами педагогического процесса являются: целе­вой (определение целей и задач дошкольного образования) ; содержательный (содержание образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в «Программе воспитания детей в детском саду») ; деятельностный (виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи, выбран­ные методы и средства) ; оценочно-результативный (анализ результатов ра­боты воспитателя об эффективности педагогического процесса) .

Закономерности педагогического процесса - это объективно сущест­вующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явле­ниями, отдельными сторонами педагогического процесса. Можно выде­лить следующие закономерности педагогического процесса в ДОУ:

- связь воспитания и социальной системы, поскольку воспитание опре­деляется потребностями общества, экономики, национальным своеоб­разием, протекает в конкретно-исторических условиях;

- связь между обучением и воспитанием, взаимозависимость этих про­цессов, их разностороннее взаимовлияние и единство;

- связь воспитания и деятельности, воспитание и развитие ребенка все­гда осуществляется в процессе организации педагогом разнообразных видов деятельности;

- связь воспитания и активности личности, поскольку только в актив­ной деятельности, где ребенок является ее субъектом, происходит развитие всех психических процессов и воспитание основных черт характера будущего гражданина, осуществляется процесс саморазви­тия и самореализации;

- связь воспитания и общения, то есть воспитание ребенка всегда про­текает во взаимодействии со взрослым, а также в процессе общения со сверстниками, где формируется богатство межличностных связей.

Педагогический процесс в ДОУ имеет свои особенности, строится исходя из видов деятельности, соответствующих особенностям дошкольного детст­ва Специфика педагогического процесса в ДОУ определяется включенно­стью взрослого в реализации развивающих задач. В качестве основания для выявления структурных составляющих педагогического процесса Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предлагают типы взаимодействия взрослого с детьми, которые определяются по отношению к детям и определяют меру включения педагога в детскую деятельность.

Во-первых, это позиция «учи­теля», который ставит перед детьми цели и задачи обучения (позиция «над») ; во-вторых, это позиция «равного» партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, где педагог помогает детям в освоении различных спосо­бов деятельности. В-третьих, это позиция «создателя» развивающей пред­метно-пространственной среды, где взрослый, непосредственно не включаясь в процесс деятельности, инициирует активность ребенка, организуя сре­ду, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно исходя из их желаний, потребностей и интересов.

В соответствии с этим педагогический процесс в ДОУ имеет триеди­ную структуру, т.е. условно разделен на три блока: - специально организованное обучение в форме занятий;

- совместная деятельность взрослого и детей, строящаяся в непринуж­денной и необязательной форме;

- самостоятельная деятельность, где ребенок свободен в выборе само­ценных для него видов деятельности.

1. Блок специально организованного обучения в форме занятий, где воспитатель занимает позицию «над» ребенком, включает в себя цели, программные задачи, специальные методы, приемы и средства обучения, специальные задания для детей, отвечающие логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, речевых и др.) Здесь с целью подготовки детей к школе воспитатель формирует у детей элемен­ты учебной деятельности.

2. Блок совместной деятельности, где педагог занимает позицию «равного партнера», инициирует различные виды детской деятельности (организует игры, конструирование, изобразительную, трудовую дея­тельность, приобщает детей к искусству) . Включает в себя разнообраз­ные формы активности: чтение книг, беседы с детьми, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные игры, рисование, лепку, конструирование, элементарный труд, экскурсии, фи­зические упражнения и подвижные игры и т.д.

3. Блок свободной самостоятельной деятельности, где воспитатель занимает позицию «создателя окружающей среды». Предполагает свобод­ный выбор ребенком деятельности, отвечающей его склонностям, потребностям и интересам, обеспечивая возможность саморазвития ребенка.

Каждый из указанных блоков должен занимать свое место в педагогическом процессе, не поглощаясь другими, поскольку каждый из них имеет особое значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.

Ссылка на источник www.mylect.ru

Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении Детский сад

  • Формирование демократического сообщества: дети, семья, педагоги.
  • Формирование имиджа детского сада.

В структуру планирования деятельности нашего детского сада входят:

  • Программа развития детского сада (на 3 года) .
  • Программа оздоровления и физического развития детей (на 3 года) .
  • Образовательная программа (на год) .
  • Перспективный план экспериментальной работы на 5 лет.
  • План экспериментальной работы на год.
  • Годовой план.
  • Планы создания предметно-развивающей среды по всем разделам образовательных программ на все возрастные группы.
  • Перспективные планы работы специалистов и медицинских работников с детьми, родителями, персоналом детского сада на год.
  • Перспективные планы образовательной работы с детьми.
  • Календарные планы и тематические проекты работы с детьми.
  • Учебные планы (сетка занятий, общая, недельная, месячная и годовая нагрузка на детей по количеству занятий и по времени, индивидуальная нагрузка на каждого ребенка) .
  • Циклограммы организации жизнедеятельности детей (в каждой группе) .
  • Циклограммы работы всех специалистов детского сада, заведующего.
  • План работы Совета специалистов, ВНИКа.
  • План контроля.
  • Организация внешней коммуникации (планы взаимодействия с учреждениями образования, культуры и спорта в едином образовательном&nbsli; пространстве города) .
  • Планы и программы по предоставлению платных и бесплатных дополнительных образовательных услуг основному контингенту детей и неорганизованным детям микрорайона от 9 мес. до 3 лет.
  • Планы работы с семьей.
  • Планы театральной, выставочной и концертной деятельности родителей в каждой группе детского сада.
  • Другое.

Ценности коллектива детского сада № 10:

  • Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми: исходной точкой в работе педагога являются интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития, умение стать на его позицию, учесть его точку зрения, не игнорируя его чувства и эмоции, взгляд на ребенка, как на полноценного партнера в условиях сотрудничества. Ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений и возрастных особенностей.
  • Инновация как средство развития, улучшения имеющихся положительных результатов, а не самоцель.
  • Ценности демократии: самоопределение, самовыражение, самореализация.
  • Ценности творчества: самооценка, самоконтроль, рефлексия, самокоррекция, саморазвитие, самовыражение.
  • Ценности взаимодействия: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, этика отношений, доверие, взаимоподдержка.
  • Сохранение и обновление традиций.
  • Создание в детском саду духа интеллигентности (высокая образованность, интеллект плюс внешняя и внутренняя культура жизнедеятельности) .
  • Участие в управлении детским садом членов коллектива, родителей; вовлечение их в процесс творческой деятельности.
  • Имидж детского сада.

Управление качеством образования.

Существует определенная структура управления качеством образования, которая раскрыта в книге "Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга" (авторы Д. М. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова) . Она включает в себя:

  • реагирование на ожидаемые изменения ситуации;
  • реагирование на наступившие изменения;
  • реагирование на ошибки.

Под качеством образования понимается соотношение цели и результата, мера достижения цели. Таким образом прежде всего необходимо сформулировать и конкретизировать цели образовательного процесса. Важным условием постановки и достижения цели является определение начального состояния каждого ребенка (уровень здоровья, нервно-психического развития, педагогическая и психологическая характеристика, уровень социально-нравственного и эмоционально-личностного развития, интересы, наклонности, индивидуальные способности, социально-педагогический статус семьи, взаимоотношения в семье и т.д.) .

Чтобы иметь четкие представления о результате педагогической деятельности, в детском саду разработана система контроля и мониторинга, определены способы и средства контроля для обеспечения обратной связи (заполняются соответствующие таблицы, схемы, карты, графики, листы контроля и т.д.) . К примеру, чтобы спрогнозировать развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, присущим ему темпом и уровнем развития педагоги детского сада два раза в год в мае и сентябре проводят обследование каждого ребенка:

  • в раннем возрасте и в эпикризные сроки - обследование нервно-психического развития детей;
  • в младшем и среднем возрасте - педагогическое обследование по определенным разделам программы и психологическое - по запросам и показаниям;
  • в старшем возрасте - педагогическое обследование по всем разделам программы психологическое - по запросам и показаниям;
  • в подготовительной к школе группе - педагогическое обследование по всем разделам программы и психологическая диагностика на школьную зрелость;
  • со среднего возраста изучаются межличностные отношения в группе;
  • в январе месяце проводится рубежная диагностика по показаниям;
  • большую часть информации педагоги получают через систематическое наблюдение за деятельностью детей, их взаимоотношениями, отношениями между детьми и родителями.

Все данные заносятся в таблицу мониторинга. По результатам прогнозируется развитие детей, определяется содержательная информация, предлагаемая детям для усвоения и заносится в индивидуальные карты развития по всем разделам программы.

Такой подход позволяет "наращивать" или "сокращать" требования для того или иного ребенка. Таким образом для каждого малыша появляется возможность максимально использовать свои потенциальные возможности, не перегружая себя и других. Подобным образом осуществляется работа и по другим направлениям педагогической деятельности коллектива.

Индивидуальные карты развития (программы) и являются инструментально прописанной целью, поставленной перед детским садом.

Контроль, как уже было сказано, играет роль обратной связи и подчинен достижению цели. Если цель не достигнута, то результаты контроля свидетельствуют о необходимости внести коррективы в процесс образования. Следует отметить, что наиболее эффективной является так называемая следящая обратная связь.

С 2001 г. в детском саду в экспериментальном режиме внедряется программа "Сообщество". Она разработана коллективом ученых Джорджтаунского университета, адаптирована к социокультурной ситуации в России, утверждена Министерством образования РФ. И именно на основе этой программы образовательный процесс в детском саду строится таким образом, что позволяет реализовать те принципы, которые нам диктует жизнь и те требования, которые заложены в Законе РФ "Об образовании", в национальной доктрине образования в РФ, в концепции модернизации Российского образования и областном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта, а именно:

  • позволяет реально обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка и участие родителей в реализации программы;
  • образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
  • взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием;
  • дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности;
  • обеспечивается эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социальное нравственное развитие;
  • обеспечивается самоопределение личности и самореализация детей с разным уровнем развития;
  • программа содействует формированию положительных взаимоотношений между сверстниками и сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • реализуется право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • решается задача "формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество".

Все вышеизложенное способствует реализации целей, которые мы ставим перед собой.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Ссылка на источник 50ds.ru

Другие статьи по теме:

  • Педагогическое сопровождение в дошкольном образовании

    Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюто...

  • План развития дошкольного учреждения

    О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...

  • Психолого педагогическая поддержка детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие развития детей дошкольного возраста В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне призн...

  • Психолого педагогическая диагностика детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста I. Аннотация Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-ко...

  • Дошкольное образование как педагогическая система

    Эссе на тему: «Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема». В настоящее время система дошкольного образования испытывает противоречия переходного периода. Ст...

  • Педагогические технологии по фгос в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Педагогические технологии в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Развитие ребенка в условиях детского дошкольного учреждения

    Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноце...

  • Психические процессы у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Психические процессы в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Аналитический отчет «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения». Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за межаттестационный период...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...