Подготовка к школе

Подготовка к школе :: Мама. Ру

О том, чем сказки и загадки могут помочь в подготовке к школе, рассказывает Любовь Качук, учитель истории, педагог, ведущая студии «Скоро в школу».

Отвечает эксперт

Елена

Добрый день, Екатерина. Моему сыну 1г 9 мес. Не могу приучить его к книжкам. Ребёнок очень гиперактивный, заниматься с ним очень сложно и, если с занятиями у меня хоть как то получается по 5-10-15

Хломова Екатерина

Детский и семейный психотерапевт

Думаю, что не стоит настаивать на чтении, если это вызывает такую негативную реакцию. Попробуйте аудиокниги. Или вообще на некоторое время оставьте эту затею - вернетесь к ней позже.

Читать дальше

Отвечает эксперт

Источник mama.ru

Подготовка к школе дома :: собираемся в школу :: Мама. Ру

Екатерина Хломова06.12.2012 в 19:04 Детский и семейный психотерапевт

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься.

Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

1. Лепка из глины и пластилина.

2. Рисование или раскрашивание картинок.

3. Изготовление поделок из бумаги.

4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы.

5. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

7. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.

8. Всасывание пипеткой воды.

9. Нанизывание бус и пуговиц.

10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

11. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д.

12. Перебирание круп, например, гороха, гречки и риса.

13. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении.

14. “Теневой театр”. Например, можно распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, - на стене появится собака.

15. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Организуйте дома спортивный уголок, где ребёнок сможет лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, - рука у него будет крепкой и твёрдой.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности.

МАТЕМАТИКА

Научите ребёнка ориентироваться в пределах десятка, считать в обратном порядке, сравнивать числа, понимать, какое большее, какое меньшее. Важно, чтобы малыш умел ориентироваться в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Считайте вместе шишки, деревья.

Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве?

ЧТЕНИЕ

К первому классу многие дети уже читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Учите ребёнка выражать свои мысли. Уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Учите последовательно рассказывать о произошедших событиях.

Например, ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. С мячом можно играть в антонимы: “чёрный” - вы кидаете ему мяч, “белый” - ребёнок бросает вам в ответ.

Точно так же играйте в съедобное - несъедобное, одушевлённое - неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Малыш должен знать самые элементарные вещи о себе, о людях и об окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) , и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К семи годам ребёнок должен понимать, что бабушка – это мамина или папина мама.

Источник mama.ru

3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры.

Игры на развитие пространственных представлений у ребенка

• «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату) . Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.) . Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.

• «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке) . Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

Для развития пространственных представлений также нужно:

• срисовывать буквы, цифры, картинки;

• рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

• играть в игру «Морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

• «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит - грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие - сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.) .

• «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей) . Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.

Для развития эмоциональной сферы также нужно:

• при чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

• чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.) .

Игры на развитие воображения ребенка

• Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

• Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

• Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку) , и придумать рассказ про этот предмет («Я - поварёшка, живу на кухне» и т. д.) .

Для развития воображения также нужно:

• соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина) ;

• мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина) ;

• придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.) .

Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.

Рекомендуем посмотреть:

Материал с сайта www.alegri.ru

Подготовка ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Мы расскажем вам о том, что такое готовность к школе, а также предложим ряд практических заданий на определение готовности ребёнка к школе.

Что означает готовность ребенка к школе

Ребенка нужно готовить к школе задолго до радостного 1 сентября.

Если вы замечаете, что ваш ребенок застенчив или испытывает сложности в общении со сверстниками, он замкнут, стесняется и неохотно идет на контакт с людьми, - это признак, на который стоит обратить внимание. Обязательно узнайте у воспитателя минимум за год, насколько готов или не готов ваш ребенок к школе. Готов ли он общаться с другими детьми, незнакомыми людьми?

Готовность ребенка к школе - это умение владеть возрастными навыками и знаниями. Учитывая их, а также состояние здоровья, врачи подразделяют будущих первоклассников на три группы.

Первая группа: готовые к обучению. Это дети с хорошим состоянием здоровья: болеют редко, хронических заболеваний нет. Навыки и знания на нужном уровне развития или даже опережают его.

У них на первом месте - познавательный мотив: что нового и интересного будет в школе? Учатся в будущем такие дети на отлично и хорошо.

Вторая группа: условно готовые к обучению. Дети со средним Уровнем здоровья: болеют редко, но, что называется, метко. Навыки и знания на необходимом уровне или чуть ниже. Учатся в школе неровно, иногда с трудом.

Не очень любят работать головой, не уверены в себе. Осваивают только те предметы, которые им самим нравятся. В один день могут принести в дневнике и «отлично», и «неуд».

Третья группа: не готовые к обучению. Дети с хроническими или временно обостряющимися заболеваниями. Знания и навыки недостаточные.

Учатся слабо, находятся на низком уровне обучаемости. Никого не боятся, иногда даже бравируют своим пренебрежением к учебе. Догадываетесь, какие у них будут оценки?

Лучший вариант подготовки ребенка к школе - занятия в подготовительной группе детсада. За это время у детей складывается свой коллектив. Просто замечательно, если они потом все вместе пойдут в один класс.

А если даже придется идти в другую школу, ничего страшного нет: у ребенка уже достаточно опыта общения со сверстниками.

Как проверить, насколько психологически готов ваш ребенок к школе?

Задания графического теста для ребенка выполняются одно за другим в течение дня. Конечно, с перерывами на отдых. В заданиях нельзя делать исправления.

Во время тестирования обязательно хвалите своего малыша. Не мешайте ему, но и не торопите. Не помогайте и не подсказывайте.

1-е задание: «Рисуем фигуру мужчины». Нужен лист бумаги, ручка, фломастер или простой карандаш. Попросите ребенка: «Нарисуй мужчину так, как умеешь».

Если он начнет рисовать женщину или домик, настаивайте, чтобы он рисовал только мужчину.

2-е задание: «Копируем слово». Вверху листа вы пишете фразу: «Я пью сок». Размер заглавной буквы - 1,5 см, остальных - 1 см. Попросите ребенка скопировать фразу.

Даже если он не умеет писать.

Каждое задание оценивается по пятибалльной системе. 5 баллов - самая высокая оценка, 1 балл - самая низкая.

Результаты 1-го задания

5 баллов. Нарисованы голова, туловище и конечности. Голова соединена с туловищем шеей.

Прорисованы детали лица: нос, рот, глаза, уши, волосы. Руки заканчиваются кистью. Ноги повернуты в разные стороны. Просматривается ступня. На фигуре - мужская одежда.

Контур фигуры цельный. Видно, что ноги растут из туловища, а не прикреплены к нему.

4 балла. Фигура нарисована не цельно. Неважно, если не прорисованы шея, волосы и пальцы, но лицо и фигура должны быть нарисованы цельным образом.

3 балла. Фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями.

Допускается отсутствие шеи, волос, одежды, ушей, пальцев, ступней.

2 балла. Очень примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией каждая.

Возможно обозначение рук или ног.

1 балл. Нет четкого изображения туловища. Вместо рисунка - каракули.

Результаты 2-го задания

5 баллов. Образец хорошо и полностью скопирован. Буквы могут быть больше образца не более чем в два раза. Первая буква должна быть заглавной.

Буквы написаны в три слова на горизонтальной линии.

4 балла. Образец хорошо написан. Строка может уходить вверх или вниз. Размеры букв могут превышать образец.

3 балла. Видна разбивка на три части. Четыре буквы прописаны отчетливо.

2 балла. Строка видна. С образцом совпадают хотя бы две буквы.

1 балл. Каракули или черкание.

Сложите все полученные баллы. Если ребенок набрал:

2-4 балла: срочно займитесь его развитием!

5-7 баллов: позанимайтесь с малышом дополнительно.

8-10 баллов: поздравляем, ваш ребенок хоть завтра готов сесть за парту!

Дети, как известно, цветы жизни. И некоторые родители грустно уточняют: «на могилах своих родителей». Но, если подумать, может, в неправильном поведении самих же родителей и коренится причина этой грусти?

Расписаться в собственной педагогической несостоятельности - это, конечно, не метод, хотя с признания ошибок начинается их преодоление.

В вашем доме есть дети, а стало быть, и конфликты. А хотелось бы, чтобы последних было поменьше, мир в доме в ваших руках. Но для этого, в первую очередь, в этих руках нужно держать и себя любимых.

При любых обстоятельствах вы должны помнить, что лучшим воспитательным орудием является любовь. Всегда в критической ситуации, как бы вы не были разгневаны, найдите в себе силы отстраниться и посмотреть на себя глазами своего ребенка. Постарайтесь его понять - вы старше и, стало быть, обязаны быть мудрее.

Рекомендуем посмотреть:

Материал www.alegri.ru

Подготовка к школе: зачем и как? / Mama66.ru

1. Учим читать

Наличие навыка чтения – одно из главных условий успешной учебы в школе, поэтому в первую очередь малышу стоит выучить буквы. Это можно делать с помощью специальных кубиков, на которых изображены буквы и соответствующие картинки. Данная методика очень эффективна.

Благодаря изображениям детки быстрее запоминают буквы.

Ребенку, освоившему алфавит, еще рано приступать к чтению детских книжек. Первой его книгой должна стать азбука. Родителям к ее покупке стоит подойти очень ответственно.

На рынке представлен широкий ассортимент данных книг, но не все из них являются качественными. В азбуке обязательно должно быть много картинок

2. Учим писать

Письмо – одно из самых сложных процессов, которому обучается каждый человек. Не стоит маленького ребенка сразу пытаться научить писать буквы. В первую очередь он должен понять, как правильно держать ручку и как ей пользоваться.

При подготовке к школе для занятий можно приобрести прописи, в которых предлагается ребенку обводить разные контуры, фигуры, изображения. Только с 5-6-летнего возраста рекомендуется приступать к изучению написания печатных букв, а затем – прописных.

3. Учим считать

Научить ребенка считать не просто. Родители часто ошибаются, думая, что их малыш умеет это делать, так как называет цифры от 1 до 10. Умение считать и перечислять числа – совершенно разные вещи.

Кроха может просто заучить названия цифр и их последовательность.

Таким образом, родители должны:

  • научить ребенка «читать» цифры, узнавать их написание;
  • дать понятие числового ряда, то есть показать малышу последовательность цифр;
  • показать крохе, что за конкретным названием цифры и ее написанием подразумевается количество каких-либо предметов.

Числа желательно изучать парами. Например, на первом занятии можно поставить цель – запомнить цифры 1 и 2, научиться их писать. На следующий день рекомендуется повторить пройденный материал и приступить к изучению новой пары чисел.

После изучения цифр от 1 до 10 можно переходить к определению количества предметов. Малыша можно попросить посчитать игрушки или карандаши.

Не рекомендуется учить ребенка считать с помощью пальцев, ведь он очень быстро привыкает к такому способу. Отвыкнуть будет намного сложнее.

Уроки математики можно чередовать с уроками геометрии, на которых следует познакомить свое чадо с различными геометрическими фигурами.

4. Учим рисовать и лепить

При подготовке к школе задания на уроках рисования должны быть направлены на закрепление материала, пройденного на других уроках. Малышу можно купить специальные раскраски с цифрами и буквами, можно просить ребенка рисовать предметы, похожие на геометрические фигуры.

Обязательно стоит рассказать о том, как пользоваться красками, чтобы они не сливались в один непонятный цвет, и о других мелких нюансах.

Немаловажное значение играет лепка. Как правило, дети очень любят работать с пластилином. Уроки лепки положительно отражаются на развитии малышей.

5. Учим иностранный язык

Во многих школах иностранный язык начинают преподавать с 1 класса. Именно поэтому родителям стоит заранее подготовить своего малыша к нему. Изучать иностранный язык рекомендуется после того, как ребенку исполнится 5 или более лет.

Родителям можно использовать самые различные способы. В настоящее время в продаже есть множество пособий, с помощью которых ребенку будет легче познавать иностранный язык (иллюстрированные книжки, аудио- и видеодиски) . В процессе просмотра обучающих фильмов на другом языке обязательно стоит повторять за героями отдельные слова, фразы.

Можно вести свой собственный словарик. Пусть малыш записывает туда новые слова, наклеивает соответствующие картинки.

Примерное расписание домашних занятий при подготовке к школе

Родители должны проводить занятия с понедельника по пятницу, как это бывает в школах. Можно следовать следующему расписанию:

  1. Понедельник: чтение и правописание;
  2. Среда: чтение, иностранный язык, лепка;
  3. Четверг: математика, правописание, иностранный язык;
  4. Пятница: чтение, рисование.

Родителям не стоит забывать, что малыш должен быть подготовлен и в физическом плане. После занятий можно прогуляться с ребенком. Очень полезны будут развивающие игры для детей при подготовке к школе.

У малыша должно быть два выходных дня – суббота и воскресенье. Желательно это время проводить всей семьей на природе, устраивать пикники, посещать зоопарки или аттракционы. В зимнюю пору можно ходить на лыжную прогулку.

Дополнительные советы по подготовке к школе

Мама и папа со своим ребенком должны не только учить буквы, цифры и геометрические фигуры. Родители должны расширять кругозор своего чада. Наилучший способ – беседовать с крохой «о жизни», совместно читать книжки и обсуждать события происходящие в них.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка. Малышу необходимы задания для подготовки к школе, которые развивают ловкость пальчиков и кистей. Благодаря этому ребенок будет быстрее развиваться в целом.

Он станет более усидчивым и внимательным.

Для развития моторики рекомендуется больше рисовать, заниматься с конструктором, работать с мелкими предметами (бусинками, спичками, монетами) .

Ребенку, у которого хорошо развита память, намного проще учиться. Новый материал запоминается легко. Родители, подготавливая своего малыша к школе, должны особое внимание уделить тренировке памяти.

Отлично подойдет такой способ, как заучивание детских стишков и песенок.

Очень важно, чтобы ребенок:

  • умел отстаивать свою позицию, приводить необходимые аргументы;
  • осознавал смысл обучения в школе;
  • позитивно относился к окружающему миру и к самому себе;
  • понимал смысл слова «дисциплина» и умел подчиняться правилам;
  • умел по своей инициативе работать над заданием, планировать, организовывать свои дальнейшие действия;
  • осознавал возможные последствия своих поступков.

Кому можно доверить подготовку ребенка к школе?

Не у всех родителей есть свободное время на то, чтобы заниматься с ребенком. Некоторые не знают, как это правильно делать. В таких случаях подготовку крохи лучше доверить специалистам. Есть несколько вариантов:

  1. Записать ребенка в подготовительную группу при школе;
  2. Воспользоваться услугами частного педагога;
  3. Записать малыша в детский сад;
  4. Поискать центры развития ребенка.

Подготовка детей к школе в стенах конкретного учебного заведения имеет множество плюсов.

Во-первых, ребенок знакомится с классом, в котором в дальнейшем будут проводиться занятия. Кроха, придя 1 сентября, уже не будет так сильно волноваться.

Во-вторых, будущий первоклассник познакомится с будущим преподавателем и другими детишками, с которыми он будет учиться. Он не только получит на подготовительных курсах необходимые знания, узнает обязанности и права ученика, но и научится общаться со своими сверстниками. Единственный минус данного способа подготовки – риск возникновения у ребенка переутомления.

Очень хороший вариант – воспользоваться услугами частного педагога. Специалист будет проводить индивидуальные занятия в домашних условиях. Просьбы родителей будут учитываться.

Частный педагог разработает программу подготовки ребенка к школе, подберет необходимый материал. Данный способ в большинстве случаев дает очень высокий результат. Недостаток заключается лишь в том, что малыш не будет общаться со сверстниками.

Родители детишек, посещающих детский сад, могут не волноваться по поводу подготовки, ведь там их кроха получит все необходимые знания. Плюсы данного способа очевидны. Во-первых, занятия проходят в знакомой обстановке.

Стрессы у ребенка исключены. Во-вторых, в детских садах преобладает игровая форма обучения. Малыши очень хорошо воспринимают информацию, которую до них доносят воспитатели.

Подготовка к новому жизненному этапу может проводиться в специальных центрах развития. Основные черты, отличающие их от стандартных детских садов, заключаются в следующем:

  • дети занимаются небольшими группами;
  • порядок видов деятельности выстраивается таким образом, чтобы малышам не было скучно;
  • используются авторские программы подготовки детей к школе, дающие хороший результат;
  • воспитатели, являющиеся высококвалифицированными специалистами, уделяют детям максимум внимания и времени;
  • в некоторых центрах имеются группы продленного, а также выходного дня. Как правило, продленка в школах является довольно скучным вариантом времяпрепровождения. В детских центрах малыш может выбрать то занятие, которое ему по душе. Данные услуги пригодятся постоянно занятым родителям.

В заключение стоит отметить, что поступление в 1 класс является переломным моментом в жизни ребенка. Очень важно, чтобы малыш пошел в школу подготовленным как в интеллектуальном, так и в психологическом и физическом аспектах. Подробнее об этих аспектах готовности к школе>

Родители могут самостоятельно подготовить свое чадо к учебе. Однако дети, занимающиеся с мамой и папой, чаще всего практически не общаются со своими сверстниками. В результате этого ребенок, пришедший в 1 класс, может быть замкнутым и не общительным.

Именно поэтому стоит доверять подготовку к школе профессионалам.

Источник mama66.ru

Программа подготовки детей к школе

Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л. И. Божович (1968) , характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка.

Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития.

Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Выделяют три основные линии , по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет.

Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Что понимается под физической готовностью?

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по­казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев) . Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника») ; формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

При приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса важно учитывать знания о психологических особенностях детей 6—7-летнего возраста.

Дошкольник Младший школьник

Общее

Восприимчивость, внушаемость, податливость Отзывчивость, способность к сопереживанию Общительность, большая подражаемость Легкая возбудимость, эмоциональность Любознательность и запечатлеваемостъ Устойчивое бодрое и радостное настроение Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых, установлением положительных отношений с окружающими. Отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной деятельности Пластичность нервной системы Подвижность, непоседливость Импульсивность поведения Общая недостаточность воли Неустойчивость, непроизвольность внимания

Особенное

Первоначальное формирование личности на основе возникновения соподчинения мотивов, связанное с их борьбой

Формирование первых этических инстанций и на их основе моральной оценки, определяющей отношение к другим людям

Образование «детского общества»

Развитие самооценки и притязаний как выражение социальной активности

Преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры

Связь наиболее сильных переживаний с окружающими

Наибольшая значимость первого круга общения (семья)

Правдивость, открытость

Ссылка на источник azps.ru

Другие статьи по теме:

  • Задания для 6 лет подготовка к школе

    3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры. Игры на развитие пространственных представлений у ребенка • «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы уб...

  • Первое занятие для дошкольников подготовка к школе

    Здравствуй, школа! | Подготовка к школе (упражнения, тесты) Презентацию можно распечатать или показывать на экране. По методике Н. Зайцева черным цветом выделены ударные склады. chasyi.ppt Июнь16...

  • Задания для подготовки к школе распечатать бесплатно

    Подготовка руки к письму. Уважаемые родители, распечатайте, пожалуйста, предложенные варианты заданий. Это поможет вашему ребенку закрепить пройденное на занятиях. Для этого необходимо открыть из...

  • Задания для подготовки к школе

    ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Уважаемые родители будущих первоклассников! Эта страничка для вас! Поступление в школу - чрезычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. П...

  • Подготовка детей к школе

    Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе “Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является частью их самих...

  • Игры для подготовки к школе дошкольников

    Компьютерные обучающие игры :: готовимся к школе :: Мама. Ру Екатерина Хломова20.11.2011 в 00:58 Детский и семейный психотерапевт Компьютерные игры для дошкольников должны быть увлекательными, ра...

  • Подготовка к школе 6 лет

    Готовимся к школе, 6-7 лет, тема “Москва - столица России” Домашние занятия по подготовке к школе детей 6-7 лет Занятие № 22 Тема "Москва - столица России" 1. Прочитайте ребенку текст о Москве. М...

  • Подготовка детей к школе презентация

    Подготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменени...

  • Подготовка к школе 1 класс

    Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями...

  • Игры для девочек подготовка к школе

    игры для детей 6 лет подготовка к школе > игры защита сталинграда Описание игры для детей 6 лет подготовка к школе жанра мини : Чтобы быть очень умным нужно не только хорошо считать и читать,...

  • Подготовка детей к школе конспекты занятий

    Конспект занятия по подготовке детей к школе Цель: Формировать у детей устойчивую позицию школьника. Задачи: 1. Формировать положительное отношение к школьному обучению; социально-личностную и во...

  • Занятия для подготовки к школе скачать бесплатно

    Здравствуй, школа! | Подготовка к школе (упражнения, тесты) Презентацию можно распечатать или показывать на экране. По методике Н. Зайцева черным цветом выделены ударные склады. chasyi.ppt Июнь16...

  • Подготовка к школе в одессе

    Клуб для дошкольников 'Смартик' (Одесса) | Подготовка к школе в Одессе 320 грн/месяц Количество детей в группе: до 8 человек Клуб "Смартик" поможет эффективно и с удовольствием подготовиться малы...

  • Подготовка к школе занятия для дошкольников

    3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры. Игры на развитие пространственных представлений у ребенка • «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы уб...