Портфолио дошкольника

Проект «Портфолио дошкольника»

ПРОЕКТ

«Портфолио дошкольника как инновационная технология

в образовательном процессе ДОУ и

реализации преемственности между ДОУ и начальной школой»

Проект «Портфолио дошкольника как инновационная технология существует в рамках работы по преемственности МДОУ и начальной школой.

Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные достижения детей, разнообразить работу с детьми, активизировать взаимодействие с родителями.

Участники проекта:

воспитатели, воспитанники ДОУ и родители.

Вид проекта:

долгосрочный

Цель проекта

– создание портфолио дошкольника и внедрение инновационной технологии в образовательный процесс ДОУ.

Задачи проекта:

1. определить форму и содержание портфолио;

2. привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию в системе «педагог-ребёнок-родитель» по оформлению портфолио;

3. обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.

Этапы работы над проектом

1 этап

подготовительный - выбор содержания портфолио, создание положения о портфолио дошкольника, знакомство участников проекта со структурой и особенностями заполнения портфолио.

2 этап

реализационный – заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями, специалистами, проведение конкурса «Лучшее портфолио дошкольника», работа с детьми по технологии инновационной технологии портфолио.

3 этап

итоговый – анализ полученных результатов, презентация.

Результат работы по проекту:

- повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;

- привлечение родителей к активному взаимодействию;

- разнообразие форм взаимодействия с семьёй;

- создание портфолио дошкольника и использование инновационной технологии в работе с детьми;

- участие в конкурсе «Лучшее портфолио дошкольника» (на уровне ДОУ, муниципалитета и т. д.) .

Перспектива

– ведение портфолио в школе.

Пояснительная записка

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует изменений в стандартной системе дошкольного образования. Инновационная технология портфолио способствует решению следующих задач стандарта:

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

В ДОУ большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Инновационная технология «Портфолио» способствует раскрытию личности каждого ребёнка.

Работа по инновационной технологии соответствует следующим принципам ФГОС ДО:

- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;

- индивидуализации дошкольного образования;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнёрства Организации с семьёй;

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В рамках реализации преемственности в работе ДОУ и школы можно определить некоторые сходства между «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика».

1. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

2. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, учителя и ученика, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

3. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

4. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

5. В 1 классе, когда школьник только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.

Алгоритм работы над портфолио

1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определение вида портфолио.

3. Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация (при поступлении в ДОУ и до выпуска из ДОУ) .

4. Определение структуры портфолио: количество, название рубрик.

5. Участие в конкурсе портфолио на уровне ДОУ и муниципалитета.

Примерная структура портфолио воспитанника ДОУ

1. Раздел «Давайте познакомимся»

2. Раздел «Обо мне»

3. Раздел «Моя семья»

4. Раздел «Я расту»

5. Раздел «Вот, что я могу»

6. Раздел «Чем могу, помогу»

7. Раздел «Мои увлечения»

8. Раздел «Мир вокруг нас»

9. Раздел «Вдохновения зимы» (весны, лета, осени)

10. Раздел «Романтика путешествий»

11. Раздел «Что ни слово – золото»

12. Раздел «Скоро в школу»

13. Раздел «Мои достижения» или «Мои успехи.

Важно отметить, что разделы портфолио заполняются по мере накопления материала и обязательным условием оформления портфолио является непосредственное участие самого ребёнка в этом процессе. Ребёнок сам выбирает, какие его рисунки, творческие работы и пр. будут вложены в папку-портфолио.

Чтобы дошкольнику было интересно работать с портфолио, он непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

В ДОУ можно использовать следующие варианты:

1. Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка»

Работа с педагогами

1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

2. Разработка положения опортфолио воспитанника ДОУ.

3. Создание презентации «Портфолио дошкольника

4. Проведение педсовета: утверждение положения, структуры портфолио.

5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.

6. Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ

Работа с детьми

1. Рассматривание образца портфолио.

2. Индивидуальная беседа с детьми.

3. Совместная деятельность по оформлению собственного портфолио

4. Презентация собственного портфолио среди сверстников

Взаимодействие с родителями

1. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.

2. Консультативная помощь (беседы, памятки, опросники и т. д.)

3. Совместное создание портфолио своего ребёнка

4. Участие в конкурсе «Лучшее портфолио дошкольника» (на уровне ДОУ, муниципалитета, участие в интернет-конкурсах)

План мероприятий для реализации проекта

1 этап подготовительный

сентябрь 2014 г. – декабрь 2014 г. Изучение литературы, периодической печати, интернет-ресурсов с целью сбора информации об инновационной технологии портфолио в работе с дошкольниками

Информирование педагогов ДОУ о проекте: подготовка материалов в электронном и печатном варианте.

Разработка проекта положения о портфолио воспитанника ДОУ, создание презентации, проведение педсовета.

2 этап основной

январь 2015 г. – апрель 2016 г.

Проведение тематических собраний, консультаций для родителей, подготовка памяток, буклетов о портфолио, индивидуальные беседы.

Проведение в ДОУ Дня открытых дверей, открытых занятий для родителей; экскурсий по детскому саду.

Организация тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества, конкурсов (выставка «Осенние дары природы», «Новогодняя игрушка своими руками» и т. д.) .

Оформление портфолио дошкольников.

Организация и проведение совместных праздников и развлечений:

Ярмарка

День Матери

Новый год

Конкурс «Лучшее портфолио воспитанника ДОУ»

Международный женский день

День защитника Отечества

Масленица

Взаимодействие со школой: экскурсии в школу, проведение совместных мероприятий для детей: КВН, лего-конкурс.

Досуг «Папа, мама я – спортивная семья»

Спортивный праздник «Спортивные достижения прославят ваши имена» (для детей подготовительных групп и учеников 1- классов)

День выпускника ДОУ

3 этап заключительный

апрель – май 2016 г.

Обобщение опыта;

Оформление отчетной документации;

Анализ деятельности ДОУ по вопросам реализации проекта

Размещение итогов реализации проекта на сайте ДОУ.

www.maam.ru

Портфолио дошкольника

Я хочу представить вам портфолио дошкольника. Вы знаете, что сейчас это особенно востребовано в дошкольных и школьных учреждениях. Единого образца создания портфолио к сожалению, а может быть и к счастью (есть поле для творчества и фантазии) не существует, что значительно облегчило бы мою задачу при его создании. Перекопав "всемирную паутину" я сделала выводы, что портфолио дошкольника должно включать в себя личные данные ребёнка, его стремления, увлечения, достижения, мечты. В моём портфолио главный участник - это моя дочка Юля и вся наша семья. После создания такой папочки Юля с большим удовольствием и гордостью рассказывала в садике о себе и своей семье.

www.maam.ru

Портфолио дошкольника

Внимание! В статье приведен пример портфолио.

Портфолио дошкольника - это папка, в которой «собраны» таланты, успехи, предпочтения ребенка. Портфолио все чаще требуют в дошкольном учреждении. Дети, не посещающие ДОУ, так или иначе становятся героями портфолио - в популярной серии фотоальбомов «Я родился, я расту».

Для чего нужно портфолио дошкольника

Отношение к портфолио у родителей двоякое. С одной стороны, многие считают это неоправданной тратой времени и бесполезной затеей: мол, если плохое портфолио у дошкольника, то что, его исключат из сада или не примут в школу? Противники портфолио аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад должен заниматься воспитанием ребенка, вне зависимости от его статуса, благосостояния или эпистолярных умений родителей, а здесь получается какое-то бумажкотворчество.

Другой лагерь поддерживает наличие портфолио у детей. Родители понимают всю важность составления папки-характеристики. Портфолио нередко требуют в помощь воспитателям.

Узнав из портфолио, в какие игры любит играть ребенок, какие игрушки ему нравятся, какие поручения он охотнее всего выполняет, педагог сумеет правильно и грамотно выстроить линию поведения с дошкольником, поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.

Получив от воспитателя в качестве домашнего задания подготовить портфолио дошкольника, вам придется вспомнить и собрать воедино основные моменты, связанные с жизнью малыша: его предпочтения, хобби, первые творческие работы, фотографии. В садике портфолио дополнят наиболее удачными рисунками и поделками и на выпускной утренник вы получите обратно папку с достижениями ребенка.

Портфолио может храниться дома, как воспоминания о славном дошкольном периоде. Портфолио могут попросить принести в начальную школу. Исходя из данных, содержащихся в папке, учителя составят свое представление о ребенке и решат, с кем его лучше посадить, на какие предметы следует обратить внимание - то есть к приходу малыша будет готова уже психологическая база для обучения в классе.

Что включают в портфолио дошкольника

Портфолио отражает основные показатели ребенка:

  • физические (рост, вес и другие) ,
  • навыки (диапазон умений ребенка) ,
  • жизненные (путешествия, хобби и прочее) .

Вариантов портфолио существует целое множество, однако все они несущественно отличаются друг от друга. Как правило, в саду говорят, какие разделы обязательно должны присутствовать в папке. Часть страниц разрешается отдать под разделы по желанию.

В магазинах продаются уже готовые шаблоны, в которых приведены сопроводительные картинки, даны названия разделов.

Однако все больше родителей предпочитает подготовить портфолио самостоятельно. Мамы-умельцы ухитряются включать элементы скрап-букинга и навыки работы в фотошопе и превращают папку в настоящий шедевр.

Обязательные страницы в портфолио:

  • Общие данные ребенка (ФИО, дата рождения, город) .
  • Содержание портфолио (на этом листе перечисляются разделы портфолио) .
  • Познакомьтесь со мной (биография малыша) .
  • Я расту (таблица роста и веса) .
  • Фото из детского сада.
  • Моя семья (каждому члену семьи может быть посвящена отдельная страничка, или же можно просто разместить условное генеалогическое древо) .
  • Вот что я люблю (хобби ребенка) .
  • Чем могу помочь (список поручений, которые можно доверить ребенку) .
  • Мои любимые книги (перечисление любимых авторов и произведений) .
  • Мои путешествия (фото с путешествий) .
  • Я мечтаю (фиксируются высказывания ребенка о будущей профессии, доме, учебе) .
  • Золотые ручки (фото поделок) .
  • Мои друзья.

Дополнительные страницы могут быть сезонными: например, рассказывать о том, как ребенок провел зиму и прочее; или включать в себя грамоты, полученные на различных соревнованиях.

Портфолио может быть интересно оформлено в виде разноцветной книги, в которой на фоне страниц изображены любимые мультяшные герои ребенка, к примеру.

Отдельные разделы портфолио

Родители и педагоги должны в первую очередь понимать, для чего создается портфолио ребенка. Исходя из этого, выбираются те или иные темы разделов. Приведем некоторые примеры.

Портфолио дошкольника, автор - И. Руденко

Этот вид портфолио больше ориентирован на родителей. С его помощью родители получают ответы на волнующие их вопросы, касающиеся ребенка.

В разделе «Портрет моего ребенка» взрослые пишут сочинения о малыше.

Раздел «Посоветуйте мне» заполняется воспитателями и педагогами, работающими в детском саду.

Страница «Спрашивайте, родители» предназначена для того, чтобы взрослые могли обратиться к педагогам напрямую и сформулировать вопросы.

Портфолио дошкольника, авторы - В. Дмитриева, Е. Егорова

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио, которая отражает комплексный подход к воспитанию ребенка. Папку заполняют и родители, и педагоги, и сам ребенок.

Раздел «Информация родителей» включает в себя сведения о ребенке, которые вносятся родителями.

Раздел «Информация педагогов» посвящен наблюдению педагогов за ребенком во время пребывания в детском саду.

Раздел «Информация ребенка о себе» - это по сути рассказ от первого лица. Дошкольник делится своими мечтами, рассказами про друзей, играми, которые сам придумал, рисунками, планами на будущее.

Портфолио дошкольника, автор - Л. Адаменко

Л. Адаменкоделит портфолио на несколько блоков, к заполнению которых подключаются друзья, педагоги из дополнительных кружков, посещаемых ребенком, психологи.

Раздел «Какой ребенок хороший» включает в себя сочинение родителей, размышления воспитателей, ответы друзей, «корзину пожеланий» (благодарности ребенку за конкретные поступки и за определенные черты его характера, например, за щедрость и доброту) , благодарственные письма родителям за воспитание такого хорошего ребенка.

Раздел «Какой ребенок умелый» посвящен навыкам ребенка. Помимо рассказов воспитателей, педагогов, друзей, вклеиваются различные грамоты.

Раздел «Какой ребенок успешный» раскрывает дошкольника с творческой стороны благодаря рисункам, аппликациям, информации про реализованные в дошкольном учреждении проекты, грамоты.

Пример портфолио:

Источник www.deti-club.ru

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педагогов подготовительных к школе групп к активному консультированию и, пока еще экспериментальному, использованию инновационной технологии «Портфолио в ДОУ».

«Портфолио ученика»

Во многих семьях российских школьников уже в сентябре 2012 года, как гром среди ясного неба прозвучит фраза – «Мне срочно нужен портфолио!» К сожалению, в некоторых школах администрация не проводила и не проводит серьезной разъяснительной работы не учащимся, не их родителям. В результате, многие родители имеют либо неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое портфолио.

Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» (Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, И. Ю. Гайтукаева, И. Г. Юдина, Г. К. Селевко, В. К. Загвоздкин и др.) . Всеисследователи сходятся во мнении, что портфолио,в первую очередь,— это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, — «показать все, на что способенученик».

Главнымицелями и задачамиведения портфолио в начальных классахявляются:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

— формирование положительных нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный») ;

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

«Портфолио ученика» может стать первым и очень важным проектом в начальной школе, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

«Портфолио дошкольника»

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий . Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Особенности «Портфолио дошкольника»:

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

1.2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.

1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях» .

1.4. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

1.5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио.

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта .

Отличительные особенности «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося, который достаточно широко представлен в методической литературе.

Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.

1. Портфолио дошкольника - это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

2. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию — «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л. И. Адаменко) , но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов, оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка.

3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно.

Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Сходства между «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»

  1. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании .
  2. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
  3. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
  4. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
  5. В 1 классе, когда школьник только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.

Каким будет портфолио?

Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».

Поймет! Уже 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.

Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Иногда бывает страниц в «Портфолио дошкольника» недостаточно, либо они не совсем подходят Вашему ребенку, уже школьнику, по тематике. Родителям непременно стоит дополнить количество разделов или заметить их качественно. В этом случае руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории. Если у школьника уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел .

Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей:

- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников.

Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

- Портфолио-раскраска;.

- Портфолио традиционное, в виде папки.

Условия достижения цели при создании Портфолио

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей.

Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании . Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.) ;

- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.) .

Подробней nsportal.ru

Портфолио дошкольника. Скачать портфолио для дошкольников бесплатно - коллекция шаблонов дошкольникам (оригиналы) .

Структура портфолио дошкольника, портфолио для дошколят старшей группы, портфолио выпускника доу. Рекомендации по составлению, советы.

Портфолио дошкольника 5-7 лет. Для чего дошкольнику портфолио - это своеобразная копилка успехов ребенка по основным показателям, характеризующим существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития старшего дошкольника 5-7 лет.

Работа с портфолио на протяжении двух лет перед поступлением в школу поможет взрослым и детям установить близкие отношения, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов. Взрослые смогут: - поддерживать его интерес к различным видам деятельности (занятиям, игре, наблюдениям, физическим упражнениям и т. п.) , - формировать у ребенка навыки самоконтроля и самооценки.

Портфолио пригодится педагогам, родителям, гувернерам и детям, которые готовятся стать первоклассниками. В портфолио вы можете вложить грамоты, лучшие рисунки, странички из тетрадей или копии с самыми удачными и аккуратными работами. Это могут быть также фотографии выступлений на концертах и в конкурсах, изготовленных объемных макетов или вылепленных скульптур, а также фотографии участия в театральных постановках детского сада.

Каким будет портфолио?

Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости. Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего.

Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет». Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги. Не охладеет!

Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ребенка.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает) , можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.

– Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию)

– Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях)

– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях)

– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку)

Раздел 2 – «Мои интересы»

-Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

–Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок) : Я люблю...

Подробней на сайте MamInSite.ru

Портфолио дошкольника - Сайт portfolioprosto!

В отличие от домашнего альбомчика, который делается для того, чтобы было что вспомнить, когда ребенок подрастет, портфолио дошкольника преследует совсем иные цели. Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек.

Собирая специальную папку - портфолио, можно не только зафиксировать успехи ребенка, но и проследить динамику, оценить сильные стороны его развития. Чтобы не получилось "собирание ради самого собирания", необходимо наметить основные функции портфолио.

К ним относятся: диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего) ;

мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;

содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ; развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений. В отличие от домашнего альбомчика, который делается для того, чтобы было что вспомнить, когда ребенок подрастет, портфолио дошкольника преследует совсем иные цели. Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек.

Презентация.pptxСкачать

В портфолио можно предложить следующие рубрики: - «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка.

А также генеалогическое древо.

- «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две: 1. Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах 2. Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.

- «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.

- «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»

- «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

- «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.

- «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.

- «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

- «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Материал с сайта portfolioprosto.jimdo.com

Предварительный просмотр:

«Портфолио дошкольника»

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Особенности «Портфолио дошкольника»:

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

1.2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.

1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

1.4. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

1.5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио.

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1603-2012-03-21-17-03-05

Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача родителя – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.Стоит подойти к этой непростой задаче ответственно, потому что с этим самым портфолио вы будете в недалеком будущем поступать в первый класс. Напоследок хотелось бы сказать о том, что оптимальной обложкой для портфолио дошкольника является папка с кольцами, в которую можно вкладывать страницы в прозрачных файлах, а само портфолио дошкольника обязательно должно быть красочным: с иллюстрациями и рисунками. www.kinderok.ru

Желательно дополнительно сделать портфолио в электронном виде, в виде презентации.

структура портфолио.

Титульный лист («Портфолио», фото, ФИО)

Оглавление

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Рекомендации для родителей дошкольников

    Рекомендации родителям по комплексной безопасности дошкольников Рекомендации родителям младших дошкольников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма • Ваш ребенок должен играть...

  • Методы и формы воспитания дошкольников

    Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки. Формы и методы Музыка – средство эстетического воспитания, она активизирует умственную деятельность, формирует мора...

  • Дошкольное портфолио

    Портфолио малыша. (дошкольника) В своём блоге я уже касалась темы портфолио дошкольника, сейчас хочу поделиться опытом по составлению портфолио ребёнка раннего возраста. Когда воспитатели предлож...

  • Портфолио дошкольника образец

    Портфолио дошкольника Я хочу представить вам портфолио дошкольника. Вы знаете, что сейчас это особенно востребовано в дошкольных и школьных учреждениях. Единого образца создания портфолио к сожал...

  • Компьютерные игры для дошкольников

    Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительн...

  • Экскурсии для дошкольников

    Экскурсия в библиотеку Дошкольники старше - подготовительной группы МБДОУ № 24 «Теремок» 25 января 2013г. посетили Буденновскую (с) библиотеку. Экскурсию организовала воспитатель Лысенко Наталья...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагоги...

  • Дидактические игры для дошкольников

    Дидактические игры-тренинги для дошкольников Главная страница » Дидактические игрыАвтор: adminДата: 2012-03-09 Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью с...

  • Дошкольникам о правах ребенка

    Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст) Цель: Дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получ...

  • Упражнения для дошкольников

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...

  • Триз для дошкольников

    ТРИЗ — игры для дошкольников Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер. Пос...

  • Проектная деятельность дошкольников

    Проектная деятельность дошкольников При организации проектной деятельности стоит учитывать то, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, опережает его технические возможности. В связи с этим взр...

  • Роль загадки в развитии дошкольника самообразование

    Загадка. Виды загадок и их роль в интеллектуальном развитии дошкольника Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характериз...

  • Презентация по сказкам для дошкольников

    Презентация «Путешествие по сказкам» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одну презентацию, "Путешествие по сказкам". Дети очень любят отгадывать загадки, а красочные отгадки вызывают у...