Познавательная активность дошкольников

АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА.

Познавательная активность дошкольников-

это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы,в проявлении элементов творчества ,в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Мы предлагаем использовать следующие методы:

1. Доказано,что дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям,как анализ и синтез. Опираясь на эту способность,можно применить соответствующий метод обучения.

Например,ребенок рассматривает картинку,на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Взрослый предлагает назвать признаки,по которым ребята определили профессию человека.

Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного,причинного анализа,позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками,выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные,значимые связи и отношения.

2. Задания на сравнение по контрасту и по подобию,сходству. Дети могут сравнивать человека и животное,животных и птиц между собой(чем похожи и чем отличаются) ,поступки,проявления чувств и т.д. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных,ярких представлений.

Сравнение по контрасту детям дается легче,чем сранение по подобию.

3. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнить задания на группировку и классификацию. Для того,чтобы группировать,классифици- ровать предметы,явления необходимо умение анализировать,обобщать, выделять существенные признаки-все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.

Начинать следует с простых заданий:«Разложи картинки на 2 группы:в одну отбери все,что нужно для работы повару,а в другую-врачу». Далее задания усложняются:например,дошкольникам предлагаются разные предметы или изображения на картинках:зимняя шапка,панама,зубная щетка,мяч ,лыжи,карандаши.

Задание:отбери предметы,которые нужны будут девочке зимой,мальчику-летом. Объясни решение. А теперь отбери предметы,которые нужны для игры,для того,чтобы быть здоровым.

4. Проявлению самостоятельности,элементов творчества,выдумки способствуют такие виды деятельности,как моделирование иконструирование.

Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Детей нужно учить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы,дороги в детский сад,участка детского сада.

В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал,поделки из бумаги,игрушки .

Метод моделирования и конструирования развивает мышление и воображение.

Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения,практической реализации и игровой мотивации.

5. Дети задают взрослым массу вопросов. По ним можно судить о направленности интересов ребенка. Hужно задавать детям продуманные вопросы,не только репродуктивного характера,но и проблемного.

От ребенка требовать ответ не на только что услышанное,а с помощью вопросов направлять его на рассуждения,раздумия.

6. Стимулировать детскую любознательность можнопрямымпредложением:«Ты хочешь еще что-нибудь узнать о Северном полюсе?Тогда спрашивай,я постараюсь тебе ответить».

7. Приучать детей к самостоятельному поиску ответов на свои вопросысовершенно необходимо,особенно будущим школьникам.

8. Хорошие результаты приносят методэкспериментированияи постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и как правило,используются для ознакомления с живой и неживой природой,с различными техническими усройствами и приборами. Ценность этих приемов заключается в том,что они дают возможность ребенку самому найти решение,подтверждение или опровержение собственных представлений.

Растим любознательных.

Определите, сформированы ли у ребенка познавательные интересы. Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности (игре,в общении со взрослыми,сверстниками) .

Обратите внимание на следующее:

1. Задает ли Ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?

2. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?

3. Стремится ли Ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации: иллюстрации, телепередачи, собственные наблюдения?

4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

5. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки. лепка, конструирование и др.) ?

6. Способен ли к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной ему деятельностью? Умеет ли элементарно планировать свою деятельность, пытается ли преодолевать различные трудности?

7. Свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность, выразительность речи по проявлению интереса к предмету или явлению?

8. К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?

9. Широк или узок круг интересов Вашего ребенка?Постоянны или изменчивы его интересы?

10. Что делается в семье для развития интересов ребенка?

Памятка для родителей

«Как отвечать на детские вопросы».

1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением,не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос,постарайтесь понять,что заинтересовало ребенка в том предмете,явлении,о котором он спрашивает.

3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы,избегайте сложных слов.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями,побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка,отвечая на его вопросы встречными:«А ты думаешь как?»

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью,посмотреть иллюстрации в книге,послушать рассказ из книги.

7. Отвечая на вопрос ребенка,воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость,тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка,не бойтесь ему сказать :« Вот станешь чуть-чуть постарше, пойдешь в школу,научишься читать,узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос». Но важно помнить,что все равно ребенок ждет от вас ответа,пусть он будет короткий,лаконичный и правдивый.

9. Дети ,задавая вопросы взрослым,порой хотят привлечь к себе внимание,т.е. хотят,чтобы мама и папа поговорили, пообщались с ними, и в таком случае ребенку даже не будет важен сам ответ. Главное – на него обратили внимание!

« Почему» В. Шапов.

Сын пришел к отцу с вопросом.

Папа! Папа! Вот смешно!

Источник nsportal.ru

Развитие познавательной активности дошкольников через дидактические игры

чт., 19.12.2013

"Детский сад "Сказка"

с. Аромашево

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Ф. Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим) . Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.

Е. И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.

В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т.к активность является необходимым условием умственного развития личности.

Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Изучив и проанализировав литературу определила цель и задачи

Цель:проверить эффективность дидактической игры для развития познавательной активности дошкольников.

Гипотеза:развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если использовать дидактические игры.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующиезадачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.

2. Создать картотеку дидактических игр.

3. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующиеметоды работы:изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогические наблюдения, беседы.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявленыпедагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

• Создание обогащённой предметно - развивающей среды для начала развития интереса;

• Включение занимательности в содержание НОД;

• Интеграция разнообразной деятельности;

• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Работу по данной теме начала с организации предметно - развивающей среды. Под предметно - развивающей средой понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

При планировании деятельности использую план-схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться в течение всего учебного года) .

Во время планирования предусматриваю следующие пункты:

• переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• учитывание временных рамок.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы - режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну) .

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие.

Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Варианты заданий:

Одевание (раздевание) на (с) прогулку.

• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг

• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация) ;

II. После сна:

• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;

• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные) ;

III. Прием пищи:

• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;

Прогулка:

• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие) ;

• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

• «Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;

• «Найди, что назову» - искать предметы по описанию;

• постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;

• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;

• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.

Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

В связи с этим, провожу разного рода работу с родителями, а также выступаю на родительских собраниях.

Тематика родительских собраний:

2. «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»

3. «Домашние задание для родителей»

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Литература

1. Бокшиц Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л,1987.

2. Большой толковый психологический словарь. Том 1-2/Артур Вебер.- М., 2001.

3. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А. В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86

4. Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров,2006.

5. Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П. Гринфилд. - М.:1981

6. Казанский О. А. Игры в самих себя - М.:1995

7. Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком- М:1990.

10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94

11. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002277,

штрих код (№ квитанции) 62502669050261 Дата отправки 21 декабря 2013 г.

Подробней tmndetsady.ru

Методы и приемы активизации познавательной активности - Сайт radugazamzav!

реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых детям

основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника.

В дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит восприятию. Оно активно развивается в нескольких направлениях: с одной стороны, идет формирование и совершенствование сенсорных процессов, то есть, представлений о разновидностях свойств предметов, об основных эталонах (цвет, форма, величина) , с другой стороны, происходит формирование и совершенствование перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

Стимулирует, активизирует познание, прежде всего педагог. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства. Поэтому следующий компонент в структуре познавательной активности - мотивационный.

Мотивация (от лат. «двигать») - общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности. Мотивами управляют совместно педагоги и дети. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, а с позиции ребенка следует вести речь о мотивации учения

Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя взаимосвязанными группами:

Таким образом, познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения) .

К возможным средствам развития познавательной активности можно отнести:

- эксперимент,

- поисковые задания (найдите что-то новое в группе, чего раньше в ней не было)

- презентация,

- выставка и др.

В первых двух (эксперимент, решение проблемных ситуаций) ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. При этом у него проходит формирование субъектной, личностно заинтересованной позиции, которая необходима при обучении в школе.

Все предыдущие методы работы достаточно часто применяются педагогами. Мы поговорим сегодня об использовании мультипликационных фильмов для активизации познавательной активности дошкольников. Как это можно сделать?

Мы с вами смотрим мультфильмы, в которых рассматриваются нравственные вопросы, говорится о добре и зле, дружбе и взаимопомощи и т.д. иногда там необходимо найти выход из сложной ситуации, эти проблемные ситуации можно предложить детям.

Например:

Отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето» может послужить отправной точкой для поиска решения проблемы как помочь Деду Морозу не растаять? Давайте посмотрим с вами этот отрывок. (После просмотра) .

Что вы можете предложить, для решения данной проблемы?

Этот фрагмент можно использовать в образовательной области «Познание», «Социализация» в непосредственно образовательной деятельности.

Сейчас я попрошу вас разбиться на три подгруппы. Вы просмотрите отрывки из мультфильмов и попробуете подобрать образовательную область, в которой вы бы могли использовать этот фрагмент, цель и примерные задачи непосредственно образовательной деятельности.

Подробней radugazamzav.jimdo.com

Познавательная активность младших дошкольников - Научные статьи - Каталог статей - МАДОУ № 20

заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 20 «Детский сад комбинированного вида»

тел.: (3842) 74-20-70, +7-903-940-77-08

650065, г. Кемерово, пр. Московский, 45Б – 196

Научный руководитель Морозова Ирина Станиславовна

доктор психологических наук,

профессор,

заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кемеровский государственный университет"

Познавательная активность младших дошкольников

Аннотация:

В статье освещаются варианты понятия "Познавательная активность" различных авторов, её компоненты, а также особенности её развития в младшем дошкольном возрасте. Актуальность статьи заключается в том, что подобраны и систематизированы подходы к данному определению ведущих учёных в данной области.

Данная категория достаточно полно представлена в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

Ключевые слова: познавательная активность, младшие дошкольники, деятельность дошкольников, познавательные процессы, активность ребёнка, стремление к познанию.

Shtepina Inna Sergeevna

+7-903-940-77-08

Scientific supervisor – Irina S. Morozova

Head of the Department of General Psychology and Psychology of Development of Kemerovo State University, Doctor of Psychology, Professor

Cognitive activity of junior preschool children

Summary:

Various meanings of the "Cognitive activity" concept from different authors, its components and features of its development regarding the junior preschool age are considered in this article. The relevance of this article is that the approaches of this concept by leading scientists in this field was matched and systemized. This category is adequately represented in the scientific literature.

Despite the fact that the term "activity" is widely used in psychological and educational theory and practice, this concept is very complex and ambiguous in the interpretation of many researchers. Some of them equate activity with functioning, while others consider it as the result of the functioning and third argue that the activity – a broader concept than the functioning.

Key words: cognitive activity, junior preschool children, preschool children activity, cognitive process, children’s activity, striving to knowledge.

Прежде всего, следует разобрать термин «активность», а после уже обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же изучить особенности её развития у дошкольников младшего возраста. Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность .

Так, по мнению Леонтьева Алексея Николаевича активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей.

Поддъяков Николай Николаевич выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым .

Собственная активностьребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной .

Н. Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью с взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т.д. .

Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом – ребёнком, продиктована его внутренним состоянием.

Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю.

На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н. Н. Поддъякова, он обусловленвзаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает учёный, малыш так усваивает содержание деятельности, определённое педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм .

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, т.к. очень тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребёнком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими.

Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».

Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» ; «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» .

В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения

сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Щукина Галина Ивановна) , «деятельное состояние» (Шамова Татьяна Ивановна) , «стремление человека к познанию» (Зубкова Тамара Ивановна) .

Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть это понятие с позиции разных авторов.

Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство.

По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев) . Познавательная активность 3-5-летних детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований,ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядныесвойства явлений и предметов, но и способенпонимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.

Принимая во внимание особенности развития детей младшего дошкольного возраста, Т. И. Шамова считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности . Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности .

Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников .

Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а так же законы их функционирования.

Нами из всего множества изложенных в психолого-педагогической и методической литературе понятий были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности дошкольников 3-5 лет. Их можно идентифицировать по следующим показателям.

Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников– это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

Ссылки:

1. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. - М., 1998.

2. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст) . М.; Л., 1948, с. 3—9. (Известия АПН РСФСР, вып. 14) .

3. Поддъяков Н. Н. Очерки психического развития дошкольников. - М., 2002.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М., 1982.

5. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова и др. - М., 1980.

6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.

7. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) . - М., 1984.

8. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

9. Зубкова Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993.

Материал с сайта madou20-kem.ucoz.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательного интереса у дошкольников

    Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре...

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие познавательных процессов у дошкольников

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Исследование познавательного развития дошкольников

    Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи - Дипломная работа Дипломная работа - Психология Выпускная квалификационная работа по психологии Особенности познава...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников в условиях фгос

    Мастер-класс «Применение наглядно-игровых средств для социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития дошкольников в условиях ФГОС» / События на TimePad.ru Ведущая вебинара: Уваро...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...

  • Задачи познавательного развития дошкольников по фгос

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Развитие любознательности познавательной активности дошкольников

    Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по теме: «Разви...

  • Условия развития познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...