Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Слайд 1 (фото)

Слайд 2 (грамоты)

Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленькому человеку с большими возможностями окрашивать мир яркими красками. А когда маленькие сердца начинают биться в унисон с твоим сердцем - это самая большая награда! Это и есть моя профессия.

Слайд 3 /эпиграф/

А еще лучше об этом сказал американский педагог и социолог Джон Дьюи…. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Слайд 4 (актуальность и научность)

Актуальность внедрения Информационно-Коммуникационных Технологий в дошкольное образование обусловлена на государственном уровне соответствующими документами и программами. А в науке соответствующими теориями и принципами.

Слайд 5 (новизна)

Новизна темы заключается в том, что информационные технологии не просто используются в образовании, а выступают основой создания единого информационно-образовательного пространства.

Слайд 6 (игры)

Инновационным направлением выступает разработка новаторских и творческих программных продуктов в контексте информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании

Этим и обусловлен выбор моей темы.

Слайд 7 (цели и задачи)

Опыт моей работы представлен в з-х компонентной структуре в соответствии с ФГОС Дошкольного Образования, отражающей цели, целевые ориентиры, соответствующие задачи и рекомендованные формы детской деятельности.

Слайд 8 – 10 (НОД, совместная, самостоятельная деятельность.)

Это позволяет в рамках реализации познавательной образовательной области использовать разработанный инновационный продукт: программно-игровой комплекс, созданный на основе объединения современных мультимедийных образовательных продуктов - как разработанных самостоятельно, так и лицензионных, - а также средств, представленных в сети Интернет.

Содержание комплекса сформировано с учетом возрастных особенностей и предпочтений детей. Программно-игровой комплекс используется в различных видах деятельности и состоит из трех модулей, объединенных по типу аудиовизуальных средств:

1 Модуль: Обучающие игры-презентации.

Они позволяют ребенку не только видеть, просматривать видеоролики, но и активно действовать с объектами, изображенными на слайдах, реализуя интерактивный принцип обучения. Игры-презентации выполняют интегрирующую роль для всех компонентов комплекса.

В каждой игре комплекса участники игры оказываются в определенной проблемной ситуации. Для того, чтобы прочувствовать и решить игровую задачу, сначала дети погружаются в виртуальную реальность в компьютерной игре, где предоставляется возможность моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, неожиданные и необычные эффекты.

Игры представлены серией тематических и сюжетных интерактивных слайдов. В каждой игре детей сопровождает игровой персонаж, который предлагает экспериментальные задания и сам поощряет ребенка при правильном решении им проблемной ситуации, что является стимулом познавательной активности детей. В игру включены знакомые литературные, музыкальные произведения, а также элементы 2 модуля:

2 модуль- обучающие видео- и мультипликационные фильмы

и 3 модуль: Развивающие компьютерные игры. Они прекрасно зарекомендовали себя при проведении индивидуальной работы с детьми, испытывающими слабую мотивацию к самостоятельной деятельности. с использованием интерактивного стола каждая компьютерная игра решает свои «узкоспециальные» задачи -развитие познавательных процессов детей.

Одним из основных методов моей работы является проектная деятельность, где ярко проявляется интеграция традиционных и компьютерных технологий.

Каждый проект начинается в реальности с постановки проблемы. Обучающие фильмы позволяют получить недостающую информацию, дополнительные сведения об окружающем мире. Обучающие игры-презентации помогают детям путем проб и ошибок добывать знания. Заканчивается проект увлекательной самостоятельной игрой детей в группе в сочетании с продуктивной деятельностью.

Слайд 11 (Создаем мультфильм)

Например, реализуя проект «Придумываем мультфильм вместе», мы совместно с детьми создали авторский мультипликационный фильм в результате использования специальных компьютерных программ.

Слайд 12 (с родителями)

Для повышения педагогической компетенции родителей организовано единое информационное видеопространство, которое представлено в различных формах:

видеожурнал на информационном табло;

Интерактивный киоск;

Официальный сайт детского сада и созданная на странице группы электронная газета.

Слайд 13 (результаты)

Результаты использования информационно-коммуникационных технологий как средства познавательного развития дошкольников обеспечивают положительную социализацию детей в рамках:

• адаптации к единой информационно-образовательной среде и новым программным продуктам.

• их свободного использования в самопознании и саморазвитии,

• а также в позитивной самореализации индивидуальной культурной универсальности личности дошкольников.

Слайд 14 (цитата и спасибо)

А закончить хотелось бы словами Йожефа Этвеша «Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям»

Прикреплённые файлы:

prezentacija-opyta-raboty-vospitatelja_fnto0.pptx | 6033,13 Кб | Скачан: 10
www.maam.ru

Проект по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»

Актуальность темы

Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая,

сделать его занимательным

Б. Паскаль

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Используя занимательную математику мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Постановка проблемы

На занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал: шашки, головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, различные мультимедийные презентации.

Новизна проекта

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием.

В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.

Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта

• развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;

• развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

• формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;

• способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления

Предполагаемый результат

• использование в работе информационно - коммуникационных технологий, в виде игровых заданий;

• создание в каждой группе математических уголков;

• применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

• развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;

• осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале

План реализации проекта

I этап подготовительный (сентябрь)

-поиск, изучение и обработка информации;

- создание проблемы, постановка цели и задач;

-работа над методической литературой по данной проблеме;

-предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;

- подбор методической литературы;

- подбор дидактических, подвижных игр;

- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;

II этап основной (октябрь- апрель)

-работа над проектом

- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;

- работа с родителями;

III этап заключительный (май)

- проведение итогового занятия «В стране математики»

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Работа с детьми

1.1Беседы

1.2 дидактические, настольные, подвижные игры

1.3Чтение познавательной, художественной литературы

1.4Целевые прогулки, наблюдения

1.5Продуктивная деятельность детей

1.6Итоговое занятие

2. Сотрудничество с родителями

2.1 Оформление консультаций для родителей

2.2 Помощь в изготовлении настольно печатных игр

2.3 Выставка математических игр

2.4 Родительское собрание

3. Методическое сопровождение

3.1 Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений

3.2 Разработка цикла дидактических и подвижных игр

3.3 Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед

3.4 Подборка художественной литературы

3.5 Консультационный материал для родителей

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1. Игровая деятельность:

-Дидактическая игра «Составь множество»;

-Дидактическая игра «Помоги числам найти свое место»;

-Дидактическая игра «Какой цифры не стало»;

-Дидактическая игра «Составь число»;

-Дидактическая игра «Геометрическое лото»;

-Дидактическая игра «Фигуры из цветной мозаики»;

-Дидактическая игра «Раньше - позже»;

-Дидактическая игра «Найди на ощупь»;

-Дидактическая игра «Составь узор»

2. Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное развитие: -Непосредственно образовательная деятельность «В стране математики»;

-Заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;

-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;

-Составление описательных рассказов по картинке;

-Упражнение «Дополни предложение»;

-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»

3. Художественно - эстетическое развитие:

-Продуктивная деятельность

-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;

-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы»

4. Физическое развитие:

-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики»;

-Катание на самокате;

-Игра в снежки

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Информационно - аналитическое:

Выявить интересы, потребности, запросы родителей -Индивидуальные беседы;

-Анкетирование

2. Познавательное

Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей

Родительское собрание:

«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

3. Наглядно - информационное

Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей

Консультации:

- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,

- «Использование игровых шуток в свободное время»,

- «Математика - это интересно»

4. Досуговое

Совместное посещение выставки родителей и детей Выставка: «Математические игры для дошкольников»

ИТОГИ ПРОЕКТА

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности.

Проект позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.

Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

www.maam.ru

- Решая задачи в соответствии с ФГОС и следуя алгоритму и структуре эксперимента, формируем у детей целостное представление о мире неживой природы.

- Как вы думаете, рухнет ли Пизанская башня?

Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоёма?

Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем!

- На слайде показана последовательность проведения опыта с апельсином. Выполните этот эксперимент.

1. - Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

2. - Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему?

3. - Что видите? Почему?

- Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, поэтому апельсины в ней не тонут.

1.- Что произошло с сахаром после того, как вы вылили подкрашенную воду в тарелку?

2.- Что случилось с башней, когда сахар полностью пропитался водой?

- Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара) . К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.

IV. Заключительная часть

- При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные.

Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Поэтому заканчиваем описание своего опыта работы словами известного психологаП. П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

-Ребята, о чем это стихотворение? (о весне) .

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А как туда можно добраться? (Ответы детей) .- Мы поедем в лес на машине. Прежде, чем отправиться в дальний путь надо подкачать колеса, возьмем насос и подкачаем

Дыхательная гимнастика «Насос» (- Ш.- Ш. - Ш. – Ш.)

.-Скажите какое существует правило для безопасного передвижения в машине (пристегнуться ремнями безопасности) , пристегнулись, завели машину, заревел мотор

Артикуляционная гимнастика «Мотор» (Р-Р-Р-Р) - Вот мы и приехали в лес

. Д/и «Угадай, по звуку?»-Что вы слышите, ребята, кто это поет? (ответы детей) Птицы радостно встречают нас. А вы знаете, какие птицы живут в лесу? (ответы детей ) , (Звучит фонограмма звуков птиц: кукушки, совы, дятла) Как называют птиц которые прилетают весной из тёплых стран? (молодцы ) Как вы думаете кто просыпается в лесу после зимней спячки? (ответ детей) , (медведь, ёж)

Ребята посмотрите пожалуйста на мольберт. Давайте мы с вами сейчас посчитаем

(На мольберте 3 ежа, у каждого на спине по листочку) .- Сколько ежиков гуляет на поляне? (3 ежика)- Сколько листочков у каждого ёжа? (3 листочка) .- Что можно сказать о листочках и ежах? ( Ответы: листочков и ежиков поровну, ёжиков столько, сколько листочков) .- А теперь закройте глазки.

(Дети закрывают глаза, а педагог убирает один листочик) - Что изменилось? Что можно сказать теперь о ежиках и листочках? (Ежиков больше, листиков в меньше) .- Что можно делать, чтобы стало поровну? ( Ответы детей: убрать 1 листочик, добавить 1 ежа, показываем оба варианта) .

. Д/и «Весенняя береза»

-Ребята как называются деревья в нашем весеннем лесу (ответы детей) А как меняются деревья весной, что с ними происходит? (Появляются зеленые листья) .

-Что надо сделать, чтобы наши березки стали весенними? (Ответы)

Я красна весна, для березок белых,

Листья принесла.

Вы ребята помогайте на берёзку весенние листочки одевайте

По три листочка на веточку .

(Показ детям приема наклеивания листиков с пояснением. Дети выполняют задание, педагог оказывает индивидуальную помощь)

У задумчивой березки,

Ты березка. Не грусти,

Почки в листья распусти

-Вот у нас получился красивый, весенний лес. (Опять слышатся голоса птиц) . Вам нравится в лесу? (Ответы детей) .

Игра «Через ручеек»-Но, нам пора возвращаться домой, чтобы выйти из леса надо перейти ручеек. наступая только на камни круглой формы и называя их размер и цвет. (На полу лежат разноцветные геометрические формы. Дети переходят «ручеек», называя цвета и размеры «камней») .

Итог

Вот мы и перешли ручеек. Путь открыт. Теперь мы можем отправиться домой ,(ребята садятся в воображаемые машины и отправляются домой садясь на стульчики)

Ребята но давайте мы с вами вспомним где мы с вами были?) . . Кого вы слышали в лесу? (птиц) , что вы чувствовали, когда слышали пение птиц? Что вы сделали чтобы наш лес был весенним? (клеили листочки) Какого цвета весной листочки.(ответ детей) Ребята как вы думаете можно ломать деревья? Зачем нам нужны деревья?(ответ детей)

Список использованной литературы1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа, - г. Волгоград: «Учитель», 2011.2.

Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №53. Мигаль Б. Г. «Цвет в природе и изобразительном искусстве» - Санкт-Петербург, 1993 г.

Видеоуроки проекта «Инфоурок» на флешках USB

ОБЖ и классное руководство 1-11

172На флешке записаны материалы 4 дисков11 980 руб.

Читать далее infourok.ru

Тема:«Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Гришко Н. Ф.

2015г.

Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей средней группы

Работая с детьми среднего возраста, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая дикция, отсутствие навыков культуры речи. А нам педагогам необходимо научить ребёнка связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.

Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи у детей приёмы мнемотехники.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начала работу с простейших мнемоквадратов.

Серию этих квадратов мы рисовали вместе с детьми. Я сразу объяснила деткам, что по этим рисункам можно интересно рассказать о диких животных, и что каждое окошко что – то обозначает.

Например, зачёркнутый домик говорит о том, что это не домашнее животное, а дерево со стрелочкой вверх – что это животное живёт на дереве.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа,
  • последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) . Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ.

Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.

1 этап:Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап:Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап:После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме с помощью воспитателя.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Например, для занятий изготовила конверты на каждого ребёнка с карточками. На квадратиках схематично изображены герои знакомых сказок: лиса – большой оранжевый кружок, медведь – большой коричневый, волк – большой – серый, ёж – серый маленький.

В нужном месте на занятии обращаю внимание детей на конверты, которые им приготовила Мудрая Сова, предлагаю достать содержимое и определить, о какой сказке пойдёт речь. А затем выстраиваем сюжет.

Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста - Страница 3

Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста: понятие, задачи, содержание, условия и средства.

А) ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

В содержание воспитательного процесса детей до­школьного возраста входит и умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умствен­ного воспитания, необходимо глубоко знать закономер­ности умственного развития ребенка.

Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности

Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование) .

Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Умственное развитие детей дошкольно­го возраста зависит от комплекса социальных и биологи­ческих факторов, среди которых направляющую, обогаща­ющую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – это прежде всего разви­тие активной мыслительной деятельности дошкольни­ков. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

Таким образом, умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во мно­гом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитыва­ются закономерности и возможности умственного разви­тия детей первых лет жизни.

В СОДЕРЖАНИЕ умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, вооб­ражения, восприятия, памяти, мышления.

Поэтому, особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ детей дошкольного возраста:

- формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни;

- развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

- развитие любознательности и умственных способностей;

- развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Рассмотрим каждую из этих задач.

Формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни

Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны.

Ребенок думает, что «облако - это вата», а «звезды - электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) , о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.) . В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками и т.д.

Развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи - важной задача умственного воспитания.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими.

Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.) , а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности.

В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

Развитие любознательности и умственных способностей

Любознательность - качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы.

Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания - развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка.

Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью.

Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности.

Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции) , критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.) , пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа) , вдумчивость.

Воспитатель таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает - не летает» и др.) , в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.

Развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

Материал otveti-examen.ru

Создание фотоотчета «Наши эксперименты».

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски.

Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок.

Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений. Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами. Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности.

Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов. Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место) . Дерево – ложка, мисочка и др. (По окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги) . Пластмасса – любые предметы или игрушки.

Резина. Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду. Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.

Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Вода

Игры с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

Переливание воды

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся) . Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан поучился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

Бассейн

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков) : «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»

Озеро

Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка.

А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

Игры с красками

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

Цветная вода

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (вдальнейшем количество стаканов можно увеличить) . Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов.

Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

Смешиваем краски

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой.

Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Литература

1 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2009

2 «Забавные физические опыты», «Гром имолния. Опыты без взрывов» изсерии «Мастерилка» журнала «Карапуз».

3 Журнал «Воспитатель ДОУ» №9/ 2009 «Портрет современного дошкольника»;

4 Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, №4, 2008

5 Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников./ Ребенок вдетском саду. №3, 4, 5 2009

6 Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой, М.: АРКТИ,2008

7 Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательные способности детей. Ярославль «Академия развития» 2010

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

    «Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста» Введение Актуальность темы «Особенности развития количественных представлений у дете...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...