Познавательное развитие в дошкольном детстве

Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Схема развития любого вида деятельности:

сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,

затем в совместной деятельности со сверстниками

и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Л. С. Выготский

В философии «познание» - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Развитие познавательной деятельности в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие ФГОС ДО, согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательностьпредставляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

Финишные показатели познавательного развития дошкольника:

это первичное, обобщенное отношение к миру:

познавательное отношение - мир удивителен, полон тайн и загадок - я хочу их узнать и разгадать;

бережное отношение - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны - я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;

созидательное отношение - мир так прекрасен, - я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование, направленной на формирование познавательной активности ребенка;

эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование,

оторое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

Исследовательские проекты (они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования) ;

Творческие проекты (как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения) ;

Игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы). Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети

Информационно – практико - ориентированные проекты (они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей) .

В последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:

– ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

– предлагает возможные решения;

– проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

– делает выводы в соответствии с результатами проверки;

– применяет выводы к новым данным;

– делает обобщения.

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно – пространственную среду.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку.

Мероприятия, спланированные вне занятий, являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей; но и вводить новые содержания.

Формы мероприятий, проводимые вне занятий

• Традиция «Наши славные дела»;

• Познавательные вечера;

• Рассказы педагогов «Знаете ли вы… »;

• Подбор материала о животных и растениях;

• Выращивание рассады вместе с детьми;

• Календарь жизни группы;

• Коллекционирование.

Таким образом, чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства. Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

www.maam.ru

Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие скачать книгу Н. Е. Вераксы : скачать бесплатно fb2, txt, epub, pdf, rtf и без регистрации

Внимание! Вы скачиваете отрывок книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) . После прочтения отрывка Вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию книги.

Читать ознакомительный фрагмент книги "Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие" Н. Е. ВераксыОписание книги

В книге обобщены результаты более 200 экспериментальных исследований по изучению развития восприятия, внимания, памяти, речи, мышления и воображения в дошкольном детстве. Особый акцент сделан на описание стратегий, техник, которые может использовать взрослый для развития тех или иных высших психических функций ребенка.

Учебное пособие адресовано студентам и аспирантам, изучающим психологию развития и возрастную психологию, а также будет полезно всем, кто интересуется вопросами становления психики ребенка.

Правообладателям!

Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "Лит Рес" (не более 20% исходного текста) . Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом.Комментарии

Читать далее iknigi.net

Дошколькое детство (3-6-7 лет)

В дошкольном возрасте интересы ребёнка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей.

Ведущий вид деятельности дошкольника - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра глубоко изучена Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем, А. П. Усовой и др. Игра - особая форма освоения реальной социальной действительности путём её воспроизведения.

Сюжет - отражаемая в игре область, сторона действительности.

В младшем дошкольном возрасте дети воспроизводят предметные действия, в среднем возрасте - социальные отношения (врач и пациент) . В старшем дошкольном возрасте предметом ориентировки становятся мотивы, морально-нравственные основы (доктор - сочувствующий, добрый) .

Структура сюжетно-ролевой игры включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия.

Влияние игры на развитие психики: 1. Развитие мотивационно-потребностной сферы. 2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. 3. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.

4. Внутри игры возникают другие виды деятельности (учебная деятельность) . 5. Происходит развитие речи, познавательных психических процессов.

Существует тенденция, связанная со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребёнка, которые не компенсируются обученностью. Необходимо полное проживание возраста.

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) также рассматриваются как формы моделирования окружающей действительности. Графическая форма изображения предмета обуславливается имеющимися у ребёнка графическими образцами, зрительными впечатлениями, двигательно-осязательным опытом.

Развитие познавательных психических процессов Ведущую роль в этом возрасте начинает играть память. В основном она носит непроизвольный характер. К концу дошкольного возраста начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.

Особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения. Основной путь развития — обобщение собственного чувственного опыта.

Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности. Ребёнок начинает мыслить во внутреннем плане, особенностью этого мышления является эгоцентризм. По мнению Жана Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам логического мышления.

На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление.

Ребенок осваивает систему сенсорных эталонов (цвет, форму, величину и т.д.) .

В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью.

Основные направления речевого развития: - расширение словаря и грамматического строя речи; - детское словотворчество; - развитие функций речи (речь как орудие общения и мышления ) ; - убывание эгоцентризма детской речи; - развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи.

Воображение - важнейшее психическое новообразование дошкольного детства. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре.

По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты «Я» путём проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представление себя великаном и т.п.)

М. И. Лисина выделила две формы общения в дошкольном детстве: - внеситуативно-познавательное общение (3-4 года) ; - внеситуативно-личностное общение (6-7 лет) .

В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка только участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения.

В 4-5-летнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своеобразное зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. К 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по многим показателям общения.

Развитие мотивационно-потребностной сферы Вначале дошкольного детства мотивы имеют неосознанный, аффективно окрашенный характер. К концу дошкольного детства обнаруживаются разнообразные виды мотивов: игровые, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, познавательные, соревновательные, нравственные, самоутверждения.

Мотивы начинают осознаваться. Возникает соподчинение мотивов. Происходит усвоение этических норм, моральных чувств.

К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка.

Кризис 7 лет У дошкольника появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое положение и осуществлять реальную, серьёзную общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и порождает кризис. Появляется потеря спонтанности и непосредственности поведения, сложность и противоречивость внутреннего мира.

Поведенческие характеристики: - непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей; - демонстративная «взрослость»; - обострение внимания к своему внешнему виду; - оспаривания со стороны ребёнка; - заинтересованность в общении со взрослыми и внесение в него новых тем (о политике, о жизни на других планетах и т.п.) ; - самостоятельность;

Проблема психологической готовности к школьному обучению Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) .

1. Личностная готовность - Уровень развития мотивационной сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление быть школьником - занять особое место в системе социальных отношений. - «Внутренняя позиция школьника» — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребёнка и стремление занять более взрослую социальную позицию. - Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по образцу, правилу.

2. Интеллектуальная готовность - Ориентировка в окружающем, специальные знания. - Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения (уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления) . - Развитие речевой сферы. - Мелкая моторика (готовность руки к письму) . - Крупные движения. 4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности - Умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого. - Самостоятельно действовать по заданию. - Ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечения на побочные факторы.

Во многих исследованиях, посвящённых изучению готовности ребёнка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: - физический (функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья) ; - психологический;

Материал с сайта psyera.ru

Предварительный просмотр:

«Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Выдающийся психолог и педагог Давыдов В. В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть сформированы школьно-значимые функции: внимание, память, мышление, воображение, монологическая речь. Сюда же следует отнести умение детей ориентироваться в символических изображениях и производить преобразовательные мысленно-практические эксперименты с вещами, осмысленно действовать в различных ситуациях, всесторонне оценивая их.

Развитие познавательных (интеллектуальных) способностей ребёнка одна из самых важных задач в детском саду. Дошкольник должен уметь рассуждать, анализировать: сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. У ребёнка должны быть хорошо развиты мыслительные способности - мышление, воображение.

В современной, насыщенной информацией и событиями жизни, мы постоянно встречаемся с символическими изображениями и различными знаковыми моделями от дорожных знаков, логотипов и брендов известных фирм, команд до карт городов и областей. И чем быстрее и лучше ребёнок будет понимать, и пользоваться символами, моделями и схемами, тем успешнее будет развиваться его мыслительные и коммуникативные способности.

На основе символической и личной аналогии разработан метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) . Моделирование маленькими человечками позволяет детям испытать на себе, что чувствует моделируемый объект; не только объяснить ребёнку окружающие его явления, но и наглядно показать его изменения.

Сообщите детям, что всё вокруг и даже они сами состоят из очень маленьких человечков. Они не всегда видны, но постоянно взаимодействуют и видоизменяются.

Так деревянные, каменные, пластмассовые и стеклянные человечки обладают общим свойством - держать форму, поэтому они крепко держатся за руки. Человечки чая воды, молока, сока принимают форму того сосуда в который их наливают; эти человечки не держатся за руки.

Воздушные человечки (газ, дым, пар, ветер) постоянно в движении, они всё время куда-то летят, бегут (Рис. 1.) Обозначения у них могут быть любые – главное, они должны двигаться. Можно использовать в роли маленьких человечков самих детей.

Модели становятся динамичными, дети через движение, взаимодействие чувствуют перемены. С использованием ММЧ интересно проводить познавательные занятия, занятия-эксперименты. Дети, рассуждая и перестраивая модели, познают изменения, происходящие в природе: переход жидкого вещества в твёрдое или наоборот, теплопроводность вещества.

Рисунок 1. Модели вещества.

С помощью ММЧ можно показать строение предметов (посуда, дерево, снег) . Интересно использовать этот метод при решении задач на преодоление противоречий. Как сделать, чтобы машина на скользкой дороге могла быстро остановиться, если впереди препятствие – человек или другая машина. Рассмотрев и проанализировав свойства веществ, дети поймут, что в лёд нужно добавить песок, так как песочные человечки будут держаться за ледяных и не будет скользко.

ММЧ можно моделировать характер и настроение человека, нужно только придумать символы, обозначающие характер и настроение и правильно объяснить структуру модели.

По мнению психологов, педагогов, логопедов (О. М. Дьяченко, Т. А. Ткаченко) использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи.

Модели, передавая строение рассказа, его последовательность служат своеобразным планом для создания монологов, поэтому они часто используются педагогами. Работа по обогащению словаря детей и обследованию предметов сочетается с обучением детей действием замещения.

Выделяемый признак обозначается символом. Вначале при составлении описательного рассказа даются готовые схемы (модели) . Сначала используются модели в цвете, для лучшего запоминания. Они представляют обобщенный план описания.

Практика показала, что введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью.

Освоив работу с готовыми моделями, дети начинают придумывать загадки, используя собственные задумки-схемы (Рис. 2) . Также модели могут быть использованы и при составлении календаря природы, где дети пользуются условными знаками. Интересно составление моделей по знакомым сказкам («Колобок», «Теремок», «Три поросёнка») и т.д. На основе одной модели можно придумать разные сказки (Рис.3) .

Рисунок 2. Загадка про лимон.

Эта игра очень нравиться детям, она развивает мышление, воображение, стимулирует образное восприятие, способствует развитию связной речи.

Схемы-модели помогают детям преодолеть различные затруднения: при самостоятельном определении свойств и признаков предметов, при последовательном изложении этих признаков и свойств.

Рисунок 3. Сказка про колобок.

Они помогают удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания или планом пересказа сказки. В дальнейшем модели-схемы служат основой для создания новых собственных моделей, загадок, сказок и рассказов.

1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2001.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие детей в дошкольном детстве.- М., Мозаика-Синтез, 2014.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. В дошкольном возрасте такая активная позиция предполагает саморазвитие личности именно в познавательной деятельности, в процессе которой ребенок вступает в общение и взаимодействие со сверстниками, происходит становление мировидения ребёнка, осуществляется его личностный рост.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он

располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с ФГТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в

ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.

Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.) , а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики.

К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры) , доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник) , крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п. В число объектов для исследования полезно также включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью, которым, по возможности, следует оснастить групповое помещение.

Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели) . Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно

разделять весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Создаются специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

* активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

* ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направлен-ной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!

Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом.

Ведь будущее закладывается именно сегодня.

Задача педагога в том, чтобы в детях, которых он воспитывает, заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

Концепция дошкольного воспитания выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

В. А. Сухомлинский советовал: “…не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на уроках рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал”.

А. Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, — это ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения.

Содержание актуальных программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольника. Задачи познавательного развития занимают центральное место. Целостное представление о мире – основа интеллектуального развития детей.

В представлениях ребенка отражаются в единстве объекты, действия с ними. Оперируя этим, дети постепенно познают мир таким, каким он есть.

Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться.

Считаю, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются:

  • личность педагога,
  • характер его взаимоотношений с ребенком,
  • закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от учителя самоотдачи, творчества, собственных решений.

Мы изучили работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых: С. Л. Рубеншнейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, К. Роджерса , ознакомились с основами дошкольной дидактики, теорией о самоценности дошкольного детства и учении об амплификации (обогащении) развития ребенка в условиях оптимального использования специфических видов деятельности, познакомились с опытом педагогов страны. Большинство авторов отмечают, что надо поддерживать формирование интересов детей, предоставить каждому ребенку равные возможности для освоения сфер жизнедеятельности, удовлетворять и направлять любознательность ребенка, способствовать появлению потребности в новых знаниях.

Мы придерживаемся точки зрения ряда авторов и процесс познавательной активности строим с учетом “внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях” – М. Лисина. В процессе познавательной деятельности с детьми обеспечиваем возможности для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребенка.

Учим не просто “усваивать” материал, а познавать мир, вступать с ним в активный диалог. Искать ответы на свои вопросы, не останавливаться на достигнутом этапе.

По нашему мнению основным условием для развития познавательной активности детей являются:

  • интересы и потребности детей,
  • осмысление и осознание себя в окружающем мире,
  • индивидуальность каждого ребенка,
  • средства и способы добывания знаний.

В связи с этим целью нашей работы стало помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Первоочередной задачей нашей работы была разработка программы направленной на определение содержания и видов деятельности с детьми, по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста:

  • провести анализ и оценку познавательной деятельности,
  • разработать методические приемы для работы с детьми,
  • использовать различные формы и средства для познания окружающего мира, развивать познавательную активность.

Работа проводилась с детьми каждого возрастного периода, учитывали интересы, области познания, апробировали в работе новые рубрики:

  • факультативная работа,
  • поисково-исследовательская деятельность,
  • сотрудничество с родителями при организации длительных наблюдений за живыми объектами природы.

Учитывая опасения К. Ю. Белой об отсутствии методик к образовательным программам по отслеживанию результатов развития ребенка, о некачественном методическом обеспечении диагностик, мы за основу показателей развития уровня знаний об окружающем мире взяли программные задачи и индивидуальные карты развития ребенка. Отслеживание результатов проводили в начале и конце учебного года.

Результаты показали, что в процентном отношении наиболее высокими показателями являются знания детей по темам:

  1. Животные Земли – 94,4% - 100%,
  2. Животные Приморского края – 83,0% - 94,0%
  3. Инстинкты и способ жизни –61,1% -77,75%
  4. Динозавры - 44,4% -72,2%
  5. Культурные растения - 94,0% -100%

Незначительно отличается показатель по теме –

Из 15 детей – 11 детей умеют работать в едином темпе и ритме с другими детьми, имеют хорошие знания о живой и неживой природе, о рукотворном мире.

Сравнительный анализ результатов количественной и качественной обработки данных показал, что целенаправленная работа, поисково-исследовательская деятельность с детьми, учет интересов дошкольников, позволяет добиваться высоких результатов в развитии познавательной активности дошкольников. Немаловажным моментом в такой работе является личность педагога. Если он выбирает творческий способ решения задач, взаимодействия с детьми, то сможет сформировать опыт творческой, познавательной активности детей.

По нашему мнению, можно говорить о развитии познавательной активности при определенных условиях:

  1. Грамотное, эффективное диагностическое обследование детей и мастерства педагога.
  2. Содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.
  3. Свободный выбор ребенком содержания деятельности, возникающий по инициативе детей и взрослых.
  4. Творческий потенциал педагога, искусство общения с детьми.

Сравнительный анализ по созданию благоприятной среды для развития познавательной активности по дошкольным группам показал, что она отвечает возрастным особенностям детей, на основе методологических принципов. Но особое внимание необходимо обратить на педагогическую компетентность воспитателей.

Таким образом: для развития познавательной активности детей дошкольного возраста необходимо разрабатывать комплексные программы с учетом возрастных особенностей познавательной активности, определять роль и место взрослого и ребенка, его интересы и возможности познания мира.

Источник iamtiptop.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

    «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Познавательное развитие дошкольников по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Психическое развитие в дошкольном детстве

    Особенности психического развития периода дошкольного детства. Особенности психического развития периода дошкольного детства. - раздел Психология, Становление психологии как науки Дошкольный Возр...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв...