Проблемы преемственности дошкольного и начального образования

Преемственность Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального образования

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

1 слайд

Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.

В 1996 г. коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития - как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного - начального школьного образования.

Существует несколько понятий преемственности: 2 слайд.

• Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем.

• Преемственность - это специфическая связь м/у разных этапов развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при изменении целого как системы (в новом виде сохраняются предшествующего этапа развития).

• Преемственность - понятие многогранное. Это и социальная адаптация ребенка в новых условиях, и необходимый уровень развития творческого воображения, и формирование определенных коммуникативных умений.

Слайд 3

• Обеспечение непрерывности развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза (соединения, объединения) самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

• Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования учитывает достижения ребенка-дошкольника и строит свою педагогическую траекторию, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Слайд 4

Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами для всех уровней образования (дошкольное и начальное общее, начальное общее и основное общее и т. д.) являются несовпадения препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования.

В «Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» отмечается, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

Слайд 5 - В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования.

Слайд 6 - Вместе с тем в одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) .

Слайд 7 – В современной ситуации существует противоречие между тенденциями к минимизации содержательных связей в образовательных программах дошкольного и начального уровней образования, все большей рассогласованности деятельности воспитателей детских садов и учителей школы и необходимостью системных взаимосвязей на уровне важнейших элементов смежных образовательных систем.

Слайд 8 - Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой знаниевый багаж, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, на сколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве.

Слайд 9 - Точки соприкосновения ФГОСов: 3 группы требований к условиям реализации программы.

Слайд 10 – Образовательные области ФГОСов:

Предметные области ФГОС НОО Образовательные области ФГОС ДО

- обществознание и естествознание (окружающий мир) - социально-коммуникативное развитие

- филология

математика и информатика

технология - познавательное развитие

- филология - речевое развитие

- искусство - художественно-эстетическое развитие

- физическая культура - физическое развитие

Слайд 11 – Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям (УУД) .

Стандарт НОО устанавливает требования к результатам освоения программы НОО обучающимися: формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

Стандарт ДО также устанавливает требования к результатам освоения программы воспитанниками: целевые ориентиры.

Работа с картами. Педагогам раздаются карты с перечислением целевых ориентиров.

Как вы думаете: какие целевые ориентиры соответствуют личностным универсальным учебным действиям?

Слайд 12: личностные УУД и соответствие с целевыми ориентирами.

Целевые ориентиры ДО:

• Инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры

• Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства

• Способен к фантазии, воображению и творчеству

• Любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям

• Способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности

Слайд 13 – коммуникативные УУД и соответствие с целевыми ориентирами.

Целевые ориентиры ДО:

• Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх

• Способен договариваться, учитывая чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов

• Хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания

Слайд 14 – регулятивные УУД и соответствие с целевыми ориентирами.

• Способен к воплощению различных замыслов

• Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

• Контролирует свои движения и управляет ими

• Способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело

• Следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах безопасности и гигиены

Слайд 15 – познавательные УУД и соответствие с целевыми ориентирами

• Склонен наблюдать, экспериментировать

• Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире

• Знаком с книжной культурой и детской литературой

• Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории

• Имеет предпосылки грамотности

Слайд 16 – отличия ФГОСов дошкольного и начального образования

ФГОС дошкольного образования ФГОС начального общего образования

1. Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данной ступени.

2. Результаты освоения ООП ДО – целевые ориентиры, не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей.

3. Разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена.

1. Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень.

2. Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке, метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке.

3. Ведется разработка СФГОСов для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести нарушений) .

Прикреплённые файлы:

premstvenost-fgos-do-i-no_kmae1.pptx | 84,16 Кб | Скачан: 213
www.maam.ru

Тема: «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

Два мира – одно детство.

«Наш труд проходит в мире детства –

вот о чём нельзя забывать ни на минуту.

Мир детства – это в первую очередь

познания сердцем того, что ребёнок

видит вокруг себя, что он сам делает».

В. А. Сухомлинский

(Сл.№3.) Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский) .

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

(Сл.№4) Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. (Сл.№5) В 2009 году утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, а 1 сентября 2013 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть программы содержит раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который предусматривает «социальный портрет выпускника», ориентированный на результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

(Сл.№6) Модель выпускника определяет следующие качества личности ребёнка:

1. Физически развитый.

3. Эмоционально отзывчивый.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту) .

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и природе.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

(Сл.№7) Отличительной чертой федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, вступившего в силу с 1 сентября 2011 года, является деятельный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, устанавливает требования к результатам обучающихся: к личностным качествам, способность к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию, социальной компетентности. Федеральный государственный стандарт отражает преемственность начального общего и дошкольного образования.

(Сл.№8) Современная ситуация требует выработки общих подходов к оценке готовности ребёнка к школе с позиции самоценности дошкольного детства и обеспечения нормального перехода к школьному обучению.

В содержание готовности входит:

Достижение уровня развития Овладение предпосылками учения

- физического - управляемость поведением

- познавательного - планировать и контролировать свои действия

(с учётом школьной - психологической готовности) сверстниками и взрослыми

- слушать учителя

- выполнять его требования.

Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.

Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты. Об этом можно много рассуждать.

(Сл.№9, 10) Считаем необходимым проводить цикл мероприятий по обеспечению преемственности:

- родительское собрание «Скоро в школу»

- анкетирование

- диагностика знаний и умений в игровой форме

- день открытых дверей.

В нашем посёлке в каждом дошкольном учреждении такая работа ведётся, в той или иной форме.

(Сл.№11) Достижение работы нашего детского сада по преемственности – это конференция «Старший дошкольник – будущий первоклассник». Участники конференции: родители старших дошкольников, воспитатели, специалисты ДОУ, учителя начальных классов

Задачи:

1) Вовлечь родителей, воспитателей, учителей в единый процесс – обеспечение безболезненной адаптации.

2) Формирование правильной, устойчивой мотивации детей к обучению.

3) Ребёнок – субъект образовательного процесса.

4) Повысить уровень педагогической компетентности родителей.

5) Идеальный ученик и счастье – это составляющие одного управления

(Сл.№12) На собраниях рассматривались вопросы

- физическая, психологическая, интеллектуальная готовность детей к школе.

- изучаются критерии успешного обучения

- анализ степени готовности самих родителей к обучению детей в школе

- результаты анкетирования

- результаты интервьюирования (В конце презентации)

(Сл.№13) Такие встречи превращаются в дискуссию, деловое общение приобретает форму открытого диалога, возникает атмосфера доверительных отношений, активного участия воспитателей, родителей, учителей.

Кроме таких встреч учителями организовываются для детей старшего дошкольного возраста – экскурсии в школы, так в начале 2012 – 2013учебного года, дети нашего детского сада посетили школу №1, где их провели по разным кабинетам и что не мало важно и интересно для самих детей – это всё попробовать, в кабинете технологии дети делали оригами, в кабинете информатики – рисовали на нетбуках, в кабинете музыки – пели и танцевали. После таких экскурсий дети с восторгам рассказывают родителям, как замечательно в школе.

Уже на протяжении многих лет дети нашего посёлка посещают субботние школы, что так же положительно сказывается на школьной адаптации. Учителя на протяжении нескольких часов с детьми занимаются в игровой форме, считают, рисуют, пишут, проводят различные игры.

(Сл.№14) Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:

1) повышается компетентность родителей

2) открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя)

3) безболезненная адаптация

5) обеспечение равных стартовых возможностей

6) защищённость мира детства.

(Сл.№15) В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. В старшем дошкольном возрасте все больше она уступает место «обучению на занятиях».

Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Хорошо, что данные проблемы не касаются наших детей благодаря правильно выстроенной работы по преемственности детского сада и школы.

(Сл.№16) Подводя итог, можно сказать, что положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования

(Сл.№17)

Разве можно не любить детей

Бескорыстно, бережно и нежно!

Дети – наше счастье на земле,

Наша совесть, радость и надежда!

(Сл.№18)

Источник nsportal.ru

обеспечение их достаточной двигательной активностью;

общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;

обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;

использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.

снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.

Какие мероприятия проводятся для плавного перехода из детского сада в школу?

Педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе,заполнение диагностических карт на каждого ребенка,заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.

На основании этого составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.

Ожидаемые результаты:

реализация единой линии развития ребенка

Работа по преемственности ведется в трех традиционных направлениях:

Методическая работа с кадрами.

Работа с детьми.

Работа с родителями.

По традиции каждый год на праздник первого сентября на линейку к нам приходят воспитанники подготовительных групп с поздравлениями. Они превый раз знакомятся со школой.

В сентябре - октября каждого учебного года ведётся работа учителей, психолога по адаптации первоклассников.Воспитатели посещают уроки в 1 классе, внеклассные мероприятия. Эти уроки позволяют педагогам дошкольных учреждений увидеть своих воспитанников уже учениками, увидеть и результаты своей работы. Учителя же показывают результаты привыкания детей к обучению в школе. В ноябре на первых каникулах мы проводим первое заседание: «Преемственность - ведущий принцип работы детского сада и школы». Здесь мы обсуждаем следующие проблемы:

- Анализ адаптационного периода. Результаты мониторинга процесса адаптации детей к школе.

- социально-психологические аспекты профилактической работы с учащимися школы и воспитанниками ДОУ;

В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который и учитывается при переходе в начальную школу. В конце каждого учебного года педагоги-психологи и логопеды школы и ДУ заполняют диагностическую карту выпускника « Предшкольная пора» Это позволяет избежать возможных проблем: затянувшуюся адаптацию, потерю любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми. Педагоги ДУ лучше узнают требования школы к выпускникам, что позволяет планировать образовательный процесс по подготовке детей к школе.

Учителя в результате таких встреч лучше узнают своих учеников, что позволяет успешнее применять индивидуальный подход в обучении. Методическую работу нашего объединения координируют совместные педагогические советы, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские работники, учитель-логопед. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, серьезное внимание уделяется таким направлениям работы, как готовность руки дошкольника к обучению письму, готовность дошкольников к обучению чтению, проблемы обучения безошибочному чтению школьников и т.д.

Одно из главных направлений в нашей работе — обеспечение охраны и укрепление здоровья детей. Как в ДУ, так и в школе действует программа

« Здоровье», которая позволяет предотвратить переутомление и перегрузки детей при помощи разработанной модели двигательной активности детей разного возраста в течение дня. В рамках программы «Здоровье» в 1-м классе учителем и медработником осуществляется контроль над процессом адаптации ребенка к школьному обучению, с опорой на шкалу определения эмоционального профиля первоклассника. Проводим совместные спортивные и оздоровительные мероприятия: « Малые олимпийские игры»,спортивные праздник посвящённый Дню защитника Отечества « Масленица».

Другое направление нашей работы нацелено на развитие у воспитанников любознательности, инициативности, способности к творческому самовыражению, коммуникативности, на формирование воображения, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности.( Логопедический досуг, конкурс рисунков и стихов, творческие выставки, интеллектуальные игры.

И конечно работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников старших групп в школу. Всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года.

Затем проходит родительское собрание, где основными вопросами являются: подготовка ребёнка в школу, развитие познавательных и творческих способностей, выбор школ для будущих учеников.

Родительское собрание с участием педагогов школы проходит в марте. Администрация школы, учителя будущих первоклассников и психолог школы знакомят родителей с уставом школы, требованиями к родителям и ученикам, отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

В результате создается особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии общего развития ребенка.

Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду. Педагоги посещают родительские собрания в детских садах, участвуют в презентации школы, для выборы родителями. Ведь для того, чтобы у родителей был выбор, им надо дать возможность познакомиться и с другими школами.

Перспективы преемственности нашего дошкольного учреждения и школы.

Основными направлениями развития преемственности остаются:

работа по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

здоровьесбережение,

обеспечение охраны и укрепление здоровья детей.

контроль над процессом адаптации ребенка к школьному обучению.

В заключение хочется сказать: только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДУ в начальную школу безболезненным и успешным.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Литература:

Бохорский Е. М. Эльконин Д. Б. Проблема готовности к школьному обучению. - М.: Просвещение, 1993.

Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1.

Леушина А. М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. – 2001.

Виноградова, Н. Ф. Современные подходы реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2000. - №1.

Кувашова, Н. Г. Методика подготовки детей к школе./ сост. Н. Г. Кувашова.-Волгоград: Учитель,2002г.

Харкевич, О. Г. Особенности адаптации школьников в процессе обучения/ О. Г. Харкевич // Начальная школа. -2006. - №8.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в современных условиях

Категория: Комплексное сопровождение детей и учащихся в системе непрерывного образования в условиях ФГОС Просмотров: 5808

Авторы:Ломакина Н. С., студентка ИППО, старший воспитатель ГБОУ СОШ№ 1613 Структурного подразделения Детский сад № 2165 город Москва ЮЗОУ

Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами для всех уровней образования (дошкольное и начальное общее, начальное общее и основное общее и т.д.) являются несовпадения препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования. В «Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» отмечается, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования. Вместе с тем в одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) .

Несомненно, преемственность должна обнаруживаться в содержательных аспектах, формах и технологиях обучения.

Научных исследований по преемственности дошкольного и начального образования не много. Отдельные теоретико-методические стороны данного вопроса раскрываются в работах Л. А. Венгера, Н. Ф. Виноградовой, В. В. Давыдова, В. Т. Кудрявцева и других.

На современном этапе к вопросам преемственности в образовании обращались Ю. К. Бабанский, М. С. Годник, М. А. Данилов, В. С. Леднев, А. А. Люблинская, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др. В указанных исследованиях преемственность рассматривается в разных аспектах:как педагогический принцип,как условие,как базовый механизм, обеспечивающий непрерывность образования.

Анализ современной ситуации позволил выявить противоречие между тенденциями к минимизации содержательных связей в образовательных программах дошкольного и начального уровней образования, все большей рассогласованности деятельности воспитателей детских садов и учителей школы и необходимостью системных взаимосвязей на уровне важнейших элементов смежных образовательных систем. Мы считаем, что преемственность дошкольной и начальной общего образования может быть обеспечена, если

- будут согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного и начального отделений школы;

- созданы сопряженные учебные планы;

- определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности;

- обеспечена преемственность предметно-развивающей среды.

.

Теоретический обзор исследованийпо основам преемственности дошкольного и начального школьного образования был проведен нами со следующих позиций: организационно-педагогические проблемы развития преемственности дошкольного и начального общего образования, психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, формы преемственности дошкольного и начального общего образования.

Анализ научной литературы позволил нам выделить пять основных этапов в разработке проблемы преемственности дошкольного и начального образования отечественными педагогами и психологами.

1-й этап (80-90 годы XIX в. - начало XX в.) . На данном этапе в отечест­венной педагогике закладывается представление о преемственности как о необходимом условии эффективного образования.

2-й этап (20-40 годы XX в.) . Данный этап совпадает с возникновением и развитием советской педагогики. Вопросы преемственности дошкольного и начального образования находят отражение в трудах Л. Е. Раскина, Ш. И. Га­нелина, Е. Я. Голанта, П. Н. Груздева, Е. И. Тихеевой и др.

3-й этап (50-60 годы XX в.) . В рамках данного периода проблема преем­ственности детского сада и начальной школы находит отражение в трудах ученых-педагогов И. А. Каирова, Н. К. Гончарова, Б. П. Есипова, Н. И. Болды­рева, Т. А. Ильиной и др.

4й этап (70-80 годы XX в.) . В этот период вопросы преемственности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста получают дальнейшее развитие в трудах Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Ученые рассматривают преемственность в аспекте смены ведущих видов деятельности.

5-й этап (90-е годы XX в. - начало XXI в) . На современном этапе преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования. В исследованиях ученых-психологов получает дальнейшее развитие проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

На современном этапе преемственность как многоаспектное явление рассматривается в рамках системы развивающего обучения. Ученые указывают на необходимость формирования на дошкольной ступе­ни не прообраза учебной деятельности, а ее универсальных психологиче­ских предпосылок.

Особое внимание уделяется обогащению образователь­ного процесса творчески развивающими формами деятельности, которые обеспечивают создание психологического фундамента готовности ребенка к начальному обучению. Понятие «преемственности» обогащается новыми содержательными компонентами: эмоциональным, деятельностным, содер­жательным, коммуникативным, педоцентрическим. Определены принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младше­го школьного возраста, а также условия и педагогические направления реали­зации преемственности дошкольного и начального образования.

Анализ проблем преемственности дошкольного и начального школьного образования и путей их решения можно рассмотреть на примере средней общеобразовательной школы №852.

В нашей статье хотелось бы подробнее раскрытьпреемственные формы и методы организации образовательной деятельности, которые составляют основное содержание разработанной нами программы.

Обеспечение принципа преемственности реализуется нами в четырех аспектах:

Первый аспект - управление. Разработана структура работы учебно-воспитательного комплекса по системе непрерывного образования. Управление учебно-воспитательным комплексом «школа - детский сад» осуществляется в четырех горизонтальных уровнях:

1-й уровень - уровень директора школы - сада. Здесь разрабатываются стратегические задачи управления.

2-й уровень - уровень заместителя директора школы - сада. На данном уровне разрабатываются оперативные задачи управленческих действий.

3-й уровень - уровень методических объединений. Здесь разрабатывается методическая и психолого-педагогическая деятельность коллектива школы - сада.

4-й уровень - уровень школьного самоуправления.

Второй аспект - организационное обеспечение деятельности образовательной организации. Воспитательно-образовательный процесс строится в условиях согласования и сочетания целей и задач, содержания, форм и методов обу­чения и воспитания детей между школой и детским садом. Тесное сотруд­ничество воспитателей и учителей создает ситуацию эмоционально-пси­хологического комфорта и благополучия, что влияет на процесс обучения и формирования личности ребенка с первых дней обучения.

Третий аспект - методическое обеспечение программы. С этой целью разработаны:

- модель преемственности дошкольной и начальной ступени;

- комплексная программа психолого-педагогичес­кого сопровождения воспитанника-учащегося;

- единая программа дополнительного образования для детского сада и школы,

- программа взаимодействия с семьей, обще­ственностью по усовершенствованию воспитательной работы,

- программа «Я и мое здоровье» и т. д.

Четвертый аспект - психолого-педагогические условия.

С целью заботы об эмоционально-психологическом комфорте и благополучии каждого ребенка, а также педагогических работников функционирует психологическая служба.

В заключении можно сделать вывод, что преемственность дошкольной и начальной общей ступеней образования будет обеспеченаесли:

- согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного и начального отделений школы;

- созданы сопряженные учебные планы;

- определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности;

- обеспечена преемственность предметно-развивающей среды.

nadya.lomakina2011@yandex.ru

Библиографический список

1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003

2. Белошистая А. В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопр. психологии. – 2008. - № 6. - С. 39-45.

3. Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / А. В. Белоши­стая // Начальная школа: плюс - минус. - 2012. - № 2. - С. 2-3.

4. Веденеева И. М. Преемственность предшкольного и начального образования // Начальная шк. плюс до и после. – 2010. - № 4. - С. 39-42.

5. Волошина Л. Н. Современные проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования // Начальная шк. – 2011. - № 6. - С. 1-3.

6. Волошина Л. Новая педагогическая реальность или Снова преемственности дошкольного и начального общего образования // Нар.образование. – 2009. - № 4. - С. 176-181.

7. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психо­логические труды / Л. С. Выготский // Серия «Психологи Отечества» / Ред. М. Г. Ярошев-ский. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 344 с.

8. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках начальной школе. Москва2007

9. Голиков А. И. Преемственность ведущих видов деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Начальная шк. плюс до и после. – 2007. - № 12. - С. 67-69.

10. Герасимова Р. Е. Педагогические условия обеспечения единой системы до­школьного и начального образования: дис. ... канд. пед. наук / Р. Е. Герасимова. - Якутск, 2001. - 182 с.

11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов - М.: ИНТОР. 1996. - 544 с.

12.

13. Дынник Л. Г. Подготовка дошкольника к школьному обучению // Завуч начальной шк. – 2011. - № 5. - С. 91-93. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред.

В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986.

14. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.

15. Кулешов И. В. Современная концепция непрерывного образования. // Педагогическое обозрение – 2012 - №4

16. Кукушин В. С. Современная педагогическая технология в начальной школе. Ростов-на-Дону.,2004

17. Курлат А. М. Компетентностный подход в подготовке будущего педагога к реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования // Начальнаяшк. - 2008. - № 11. - С. 32-37.

18. Опанасенко Л. Н. Опыт организации преемственности между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением // Начальная шк. плюс до и после. – 2011. - № 7. - С. 54-59.

19. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

20. Раев А. И., Матвеева Л. А., Вергелес Г. И. Младший школьник: помоги ему учиться. СПб.: Речь. 2000. – 502 с.

21. Регуш Л. А., Орлова А. В. Педагогическая психология. СПб.: Питер. 2011. – 312 с.

22. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос-Пресс. 2006. – 383 с.

23. Сальникова Т. П. Педагогические технологии. Москва2005

24. Свищева Е. Е. Обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной школы // Справ.руководителя дошк. учреждения. – 2011. - № 9. - С. 63-68.

25. Соколова Е. Преемственность дошкольного и начального школьного образования // Дошк. воспитание. – 2010. - № 11. - С. 36-39.

26. Соломенникова О. А. Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения. Гендерный подход // Начальнаяшк. – 2008. - № 2. - С. 3-6.

27. Солякова Т. Н. Преемственность между дошкольным и начальным образованием как фактор адаптации младших школьников / Солякова Татьяна Николаевна. - Великий Новгород, 2007. – 179 с. ;

28. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.– М.: 2001.

29. Татанов Н. Е. Непрерывное образование. // Вестние КГУ – 2012 - №4

30. Федосова Н. А. Подготовка к обучению в школе - основа преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Проект «Преемственность» // Начальная шк. – 2010. - № 10. - С. 21-26.

31. Фисюкова Л. Б. От трех до семи лет: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. Харьков. 2011. – 243 с.

32. Цетлин В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.: Че РО. 2009. – 423 с.

33. 50. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М.: Рига: Педагогический центр «Эксперимент». 2009. – 359 с.

34. Чейли Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н. В. Елизаровой.

М.: Смысл. 2002. – 354 с.

35. Чутко Н. Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории – к практике обучения. М.: Академия. 2005. – 456 с.

36. Шемина Т. Преемственность дошкольного и начального школьного образования в условиях перехода на новые стандарты // Учитель. – 2011. - № 5. - С. 76-78.

37. Аншукова Е. Ю. Организация работы по преемственности дошкольного и начального школьного образования // Начальная шк. плюс до и после. – 2009. - № 12. - С. 54-57 ; . – URL: http://www.school2100.ru/arch_mag_stat/magst_12-09_12.pdf (04.10.13)

38. Четыз Т. Н. Реализация принципа преемственности между дошкольным образованием и начальной школой // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. - 2005. - № 3 ; То же . - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-preemstvennosti-mezhdu-doshkolnym-obrazovaniem-i-nachalnoy-shk... (04.10.2013) .

Самое читаемое

Читать далее journal.preemstvennost.ru

Другие статьи по теме:

  • Преемственность фгос дошкольного и начального общего образования

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт) Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в нас...

  • Проблемы дошкольного образования

    Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...

  • Задачи дошкольного и начального образования

    Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС. «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную...

  • Современные проблемы дошкольного образования

    Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...

  • Проблемы дошкольного образования в россии

    Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...

  • Презентация преемственность дошкольного и начального образования

    Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС. Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями...

  • Преемственность дошкольного и начального образования

    Преемственность Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального образования Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и...

  • Проблемы дошкольного образования на современном этапе

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Проблемы и тенденции развития дошкольного образования

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Проблемы введения фгос дошкольного образования

    Выступление на тему «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования» (часть I) часть 2 «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги уже год мы с вами жив...

  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования 2015

    Обсуждаем проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» А. Г. Асмолова Уважаемые коллеги, сегодня в городе Благовещенске на базе Амурского областного инсти...

  • Информационно коммуникационные технологии в дошкольном образовании

    Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании Развитие современного общества неразрывн...

  • Документ фгос дошкольного образования 2015

    Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Второй год я являюсь руководителем ГМО воспитателей подготовительных...

  • Профстандарт педагога дошкольного образования

    Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно ста...