Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Консультация для педагога

Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. »

Гуманизация - одна из ведущих идей модернизации системы российского образования. Гуманизм, прежде всего, предполагает любовь к людям, высокий уровень терпимости, уважение к личности и её достоинству. Толерантность в данном контексте рассматривается как необходимая ценность выживания человечества, базисный компонент культуры и духовности человеческого общества. Толерантность означает уважение, и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность заключается в признании единства и одновременно многообразия человечества, уважении прав другого (в том числе права быть иным) и его самого. В современной интерпретации толерантность рассматривается как открытость, отзывчивость, желание решить проблемы других позитивно и конструктивно, как стремление принять чужое.

Этническая толерантность является особой чертой любого этноса и элементом структуры этнического менталитета. В свою очередь, этнотолерантность, как личное качество, присуще отдельным представителям конкретного народа, характеризуется принятием человека другой культуры, расширением собственного опыта взаимодействия и конструктивном диалогом в решении спорных вопросов. Наиболее сложным в воспитании толерантности является вопрос соотношения патриотизма и этнической терпимости.

Чем лучше человек осознает свою принадлежность к определенной этнической общности, чем выше уровень его инкультурации, чем больше черт общности и различия культур он видит, тем легче ему понять и принять человека другого этноса, другой культуры, другого мировосприятия. Отсюда этническое самосознание и этнотолерантное сознание можно считать двумя компонентами этнотолерантности.

Понимание человека другой национальности, солидарное отношение и уважение к нему вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания, мировоззрение определяются теми культурными ценностями, которые осваивает ребёнок на протяжении первых семи лет жизни. На этапе дошкольного детства закладывается базис личностной культуры человека. Именно в этом возрасте формирование этнотолерантности ребёнка в единстве двух её составляющих. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности, первый из которых приходит на 6-7 лет, когда ребёнок приобретает фрагментальные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. В более поздних работах утверждается, что проблема диффузной идентификации с этнической группой ребёнок обнаруживает в 3-4 года.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с четырёх лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных национальностей. Вместе с тем имеют проявления иного отношения: смех, испуг при встрече с людьми других рас или национальностей, отказ вступать в общение с ними. Причинами являются детская непосредственность, весьма ограниченный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними.

Анализ немногочисленных исследований данной проблемы позволяет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста можно воспитывать как патриотические чувства, так и толерантное отношение к представителям других национальностей. Однако нужно иметь в виду: на данном этапе система личностных, нравственно- ценностных ориентаций дошкольника складывается под воздействием окружающего общества. Вместе с тем в настоящее время у некоторой части взрослого населения наблюдаются негативные установки в отношении лиц других национальностей. В результате наметилось двойственное отношение к необходимости воспитания у детей терпимости, доброжелательности, уважительного отношения к людям других этносов. Эта опасная тенденция, поскольку мир детства неотделим от мира взрослых. Детям до 7 лет присуще «впитывающее сознание», когда ребёнок открыт и доверчив, присваивает информацию без оценки.

Взрослый выполняет ведущую роль в становлении личности ребёнка, поскольку он является конкретным носителем общественных ценностей. Взрослый человек преднамеренно (целенаправленно) или непреднамеренно (спонтанно, бессознательно) демонстрирует свои знания, оценки, отношения, поступки, которые служат ребёнку образцами для подражания. Степень влияния взрослых различна.

В зависимости от частоты контактов, эмоциональной насыщенности и информативности общения выделяют четыре группы людей. Первую группу составляют родители и близкие родственники, с которыми у ребёнка налажено постоянное общение. При этом ведущее место занимает эмоциональный контакт, так как именно в семье ребенок учится сопереживать, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Вторую группу составляют воспитатели и педагоги, которые достаточно часто общаются с ребёнком, при этом повышается роль информативного общения, которое является важной частью целенаправленного педагогического процесса. Другие (реальные и нереальные) люди менее значимы в процессе социализации дошкольника.

Таким образом, именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение, как в передаче этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.

Положительное отношение педагогов и формально положительное или индифферентное отношение родителей к проблеме воспитания этнотолерантности объясняет невысокие результаты, показанные детьми. Причем на низком уровне находится как этническое самосознание, так и этнотолерантное сознание детей 5-6 лет. Улучшает положение общая толерантность детей, их желание основать отношение со сверстниками разных этносов на общечеловеческих гуманистических ценностях. Общение с реальными маленькими представителями других этносов, общеположительное отношение дошкольников к миру и людям, его населяющим, позволяют им стать добрее и терпимее своих родителей.

В социальном отношении этот период является решающим для ребёнка, так как, с одной стороны, он изначально толерантен, а с другой стороны, именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов. Отсюда особую остроту приобретает необходимость работы в воспитании этнотолерантности у дошкольников в условиях детского сада.

www.maam.ru

Проблемы в воспитании детей дошкольного возраста

2 Фев 2014 | Комментариев 12 »

Поведение и полноценное развитие ребенка закладывается на этапе дошкольного возраста. В это время ребенок переживает массу возрастных проблем. Ему нужно понять как себя вести в той или другой ситуации, и вообще - научиться жить.

На этом этапе жизни ребенка развиваются основные особенности его характера и темперамента. Очень важно не упустить момент и поддержать кроху.

1. Уступить или запретить

Иногда легче уступить перед очередной просьбой или выходкой ребенка – это самый простой способ решить появившийся вопрос. Но тогда малыш никогда не поймет полного смысла слова «нет», в дальнейшем он самостоятельно не сможет провести черту между реальными явлениями и нереальными возможностями. Строгость и категоричность в аспектах воспитания должна присутствовать обязательно, но осторожно, чтобы жизнь не ассоциировалась с неосуществленными желаниями и запретами.

Роль запретов в жизни ребенка

2. Как научить соблюдать правила гигиены

Ребенок после двух лет начинает понимать, что он может выразить протест, и в некоторых ситуациях он будет принят. Многие дети просто отказываются чистить зубы и мыть волосы. Здесь подействует метод привлечения внимания с помощью любимых сказочных героев.

Или можно купить красивую зубную щетку, ароматную зубную пасту и детский шампунь, красивую мочалку – и этим заинтересовать ребенка.

3. Умение играть со сверстниками и находится в коллективе

До трех лет детки в основном предпочитают играть сами, только со временем их привлекают коллективные занятия, игры с друзьями. Вот почему в раннем возрасте иногда возникают драки.

Со временем ребенок осознает, что игрушкой можно и нужно поделиться, а спорные моменты решить с помощью договора. Но пока для ребенка применение силы – это самый действенный и простой способ решения конфликта (к примеру, может быть по причине рукоприкладства со стороны родителей) . Следует просто дождаться, когда ваш малыш перерастет и у него появится интерес играть в коллективе. А сейчас просто контролируйте игры со сверстниками и объясняйте правила поведения с детьми.

Возрастные особенности дошкольного возраста

4. Резкая смена настроения малыша

В этот период жизни дети переживают некий кризис - очередной этап в развитии. Это происходит в возрасте 3-4 лет. Именно тогда малыш впервые пытается отделиться от мамы и переживает становление своей самостоятельности.

Если настроение у ребенка неустойчивое и непонятно из-за чего оно резко меняется, нужно проверить наличие самых распространенных причин для этого - голод и усталость. В любых других случаях ищите причину глубже. Слишком частые перепады настроения у ребенка - есть повод обратиться за консультацией к специалисту.

Все дети разные и трудности воспитания детей тоже разные. Никогда не стоит отчаиваться и опускать руки, ведь детские возрастные проблемы со временем сами пройдут.

Все то, что сейчас является пределом терпения и вашего самообладания, спустя некоторое время останется просто воспоминанием. Просто с пониманием относитесь к своему ребенку.

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Материал с сайта starhab.ru

Предварительный просмотр:

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Воспитание детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) требует особого подхода. Будучи подростками, мы уверены, что будем идеальными мамами и папами. Но, когда мы становимся родителями, начинаем осознавать, что далеко не идеальны.

Мы такие же люди, и у нас не стальные нервы. Конечно, мы не застрахованы от совершения ошибок. Главное – вовремя их исправлять!

Давайте подробнее рассмотрим эти ошибки.

Первая родительская ошибка – это Гиперопека.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на собственные мысли, чувства и ошибки.

Развивается симбиоз, или по-другому «взаимопроникновение». Отношения между родителями и ребенком становятся очень тесными, переходящие все мыслимы и не мыслимые пределы. Гиперопека начинает разрушать личные качества и характер малыша.

Такое воспитание детей дошкольного возраста основано на тревожности и неуверенности ни в себе, ни в ребенке. Родители боятся момента расставания со своим чадом. Собственная личность для них не представляет никакой ценности.

Они считают, что их ребенок всегда будет нуждаться в их заботе и помощи.

Дети, выросшие в таких семьях, обычно восстают против тотальной родительской заботы. Но, не имея навыков быть самостоятельными, с трудом принимают какие-либо решения. Родители им не объяснили, что самостоятельность – это способ прожить свою жизнь интересно.

Что же делать, если это именно ваш случай?

Подумайте – большую часть жизни, выросшему ребенку, хотите вы того или нет, придется прожить без вашей опеки. Повзрослев, он больше не захочет, чтобы вы его «водили за ручку».

Как бы вам не было трудно, научитесь отпускать от себя своего ребенка. Конечно, будет трудно. Начните это делать «по кусочкам».

Например, сегодня вы поручили ему одно задание, через некоторое время – другое. А через месяц позволили наложить самостоятельно кашу в тарелку.

В воспитании ребенка дошкольного возраста должна присутствовать доля самостоятельности. Попробуйте составить список, – какими детскими правами и свободами обладает ваш ребенок. Проанализируйте его.

Неужели на самом деле это представляет какую-то угрозу для ребенка.

Попробуйте отвлечься. Займитесь своими личными увлечениями. Интересное занятие поможет вам ненадолго забыть о гиперопеке над чадом.

А ребенок отдохнет от ваших чрезмерных проявлений любви и заботы.

Вторая ошибка воспитания – «Родительский Авторитет»

Поговорим о второй ошибке, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – авторитаризм.

Ошибка заключается в постоянном давлении на ребенка со стороны родителей. Они постоянно давят на него, и требуют безоговорочного исполнения его приказов. Пытаются вырабатывать в малыше железную дисциплину и послушание.

Одним из любимых выражений таких родителей, является: «Я сказал!». Шаг вправо, шаг влево – считаются «побегом», и безжалостно караются. Ни какие мнения, кроме родительского, не подлежат рассмотрению.

Для таких мамочек и папочек важен только успех в каких-либо детских достижений. Любовь они проявляют только в том случае, если ребенок оправдал их надежды. Если ребенок не справился с поставленной перед ним задачей, он поддается безжалостной критике.

Такая жестокая мера воспитания детей дошкольного возраста, конечно, вырабатывает в них послушание. Но, в, то же время, дети становятся «забитыми» и не способными проявлять какую-либо инициативу.

Из них вырастают неудачники со сломанной личностью. Они постоянно испытывают тревогу и мнительность. Единственное, в чем они смогут преуспеть, так это в подобном «терроре» по отношению уже к собственным детям.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, то с проблемами больше начинают сталкиваться именно родители. Воспаленное гормонами сознание ребенка, начинает сопротивляться родительскому авторитаризму.

Что же делать, если это именно ваш случай?

Воспитание детей дошкольного возраста не должно быть основано только на таком авторитаризме. Подумайте, родители, ломая своего ребенка, вы вырабатываете его покорность не только к вам, но и к другим, более сильным личностям. Если вы хотите, чтобы он был «тряпкой», об которую вытирают ноги, то вперед – дерзайте.

А вы знаете, что выросшие в такой обстановке, дети, испытывают глубокое удовольствие, избивая своих жен или детей. Ведь именно вы, родители, заложили ему в голову, что можно обижать слабого.

Такие ситуации, могут возникнуть при воспитании мальчиков. Что же касается девочек?

Пытаясь добиться полного послушания от девочек, родители в буквальном смысле «выращивают» будущую жертву для насильников. Только такие девочки выбирают себе в мужья деспотов и тиранов. Это о таких девочках говорят «железная леди».

Попробуйте представить на себе все те действия, которые вы совершаете по отношению к собственному ребенку. Нравится? Если нет, то попробуйте услышать своего ребенка.

Ведь, как не странно, у него существует свое собственное мнение и свое собственное «Я».

Третья ошибка воспитания – Отвержение собственного ребенка.

Рассмотрим третью ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – отвержение ребенка.

Такая ситуация возникает в следующих случаях: тяжелые роды, развод после родов и т.п. Ребенок ассоциируется с чем-то неприятным и плохим. Он попадает под категорию хулиганов и балбесов.

От таких детей не ждут ни чего хорошего. А говорить о родительской ласке и вовсе не приходится. Ребенка просто терпят.

Сценарий воспитания детей дошкольного возраста в данном случае проходит по двум вариантам.

Отвержение, носящее эмоциональный характер.

Ребенок является помехой для работы, для нового брака.

Отвержение может иметь слабо выраженный окрас. Но напоминания о том, на какие жертвы родители пошли ради ребенка, что он должен им компенсировать все сложившиеся неудобства, всегда дают о себе знать.

Фразы, типа «если бы ни ты, у меня бы было все по-другому» или «учись хорошо, у меня и без тебя много проблем», формируют в ребенке гиперответственность в сочетании с частыми нервными срывами или неврозами.

Жестокое обращение с ребенком.

Такое воспитание детей дошкольного возраста сопровождается постоянными телесными и моральными наказаниями.

Целью таких наказаний является унизить ребенка, причинить ему боль. Судьбе таких малышей не позавидуешь. Она зависит от того, насколько крепка нервная система ребенка, и того, кто его окружает.

Такие дети обычно ищут утешения и ласки у добрых людей, которые живут рядом. В противном случае, они вырастают злобными и агрессивными по отношению ко всему миру.

Что же делать, если это именно ваш случай?

Если вы на самом деле осознали свою ошибку, и искренне хотите ее исправить, посетите психолога. Само исправление, в данном случае, не поможет. Пытаясь исправить все самостоятельно, вы рискуете прибавить ко всему прочему чувство вины.

А это только усугубит положение вещей.

Четвертая ошибка воспитания – Потворство.

Рассмотрим четвертую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – потворствующая гиперпротекция.

Интересы всех членов семьи зависят только от их драгоценного дитятка. Последствия такого воспитания очень плачевны. Нет ни единого человека, который бы смог здраво оценить сложившуюся ситуацию.

Сохранить адекватное отношение ко всему, что происходит.

Причиной такого родительского поведения является возместить все свои неудовлетворенные потребности на ребенке. Огромное желание дать ему все, что они не имели сами. Такую же ошибку совершают когда ребенок рождается слабый.

Родители неосознанно пытаются его таким образом уберечь от плохого.

Что делать, если это именно ваш случай?

Очнуться и трезвыми глазами оценить сложившуюся ситуацию. На самом ли деле ваш ребенок «особенный» и превосходит по всем параметрам других детей. Не нужно создавать иллюзий вокруг него о том, что он самый лучший.

В будущем жизнь его жестоко обломает.

Такой подход к воспитанию детей дошкольного возраста является верным способом вырастить эгоиста. И помощи, потом, от такой личности, не ждите.

Если вы один раз закроете глаза на то, что ваш ребенок утащил чужую игрушку в четыре года, то вам придется покрывать его и в следующие годы жизни. В десять лет за то, что он избил ровесника, в семнадцать за то, что он изнасиловал девушку.

Не спите, откройте глаза. Наверняка у вас есть ситуации, за которые вы можете покритиковать поведение своего ребенка. Ведь недостатки есть у всех детей, а задача родителей – их выявлять, правильно и вовремя исправлять.

Наверняка у вас есть бабушки, которые всегда приласкают и пожалеют ваше чадо – ведь это их прямая обязанность.

Пятая ошибка воспитания – сегодня «можно», завтра «нет».

Рассмотрим пятую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – неустойчивость воспитательного стиля.

Сегодня, у папы хорошее настроение – он разрешает ребенку, а у мамы, наоборот, плохое и она запрещает. Либо прибегает к шантажу: «Вот съешь суп, тогда да». Получается ситуация из басни Крылова: «Когда согласья нет – как, музыканты, ни садитесь…»

Такое воспитание детей дошкольного возраста является не стабильным и постоянно изменяющимся. Оно может в себе смешивать все стили, применимые в воспитании – авторитарно-либеральный, строго-попустительский, чрезмерное внимание и полное равнодушие.

Многие родители согласятся с тем, что они непостоянны в детском воспитании. Но они не умеют, а может, не хотят адекватно оценить, насколько сильна их неустойчивость. Такая эмоциональная неустойчивость может, сбить столку, любого ребенка.

Малыш со временем перестает понимать границы между «можно» и «нельзя». Он теряется, и блуждает в вопросах. Ребенок не может понять, любят ли его на самом деле, или все-таки не любят.

Мамы и папы силой формируют в ребенке такие качества, как упрямство и отсутствие восприятия родителей как авторитетных личностей. Все это может сильно отразиться в подростковом возрасте.

Если вы не хотите, чтобы это произошло – начните уже сейчас договариваться между собой.

Что делать, если это именно ваш случай?

Организуйте так называемый родительский совет, или собрание, в общем, называйте как хотите. Ребенок, естественно, на нем не должен присутствовать. Решите один раз, что может делать ваш ребенок, а чего нет.

И старайтесь придерживаться договоренностей и установленных правил.

Главное, прежде чем окунуться в воспитание детей дошкольного возраста, научитесь договариваться между собой. Невозможно требовать чего-то определенного от ребенка, если вы сами непостоянны в своих действиях. Ну, а если вы не можете найти общий компромисс, не стесняйтесь и посетите психолога.

Шестая ошибка воспитания – «ноль» эмоций.

Рассмотрим последнюю, шестую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – безучастие.

Безучастие– это когда к ребенку не испытывают абсолютно ни каких чувств. Нет проявления злобы, да и проявления любви, тоже не наблюдается. Абсолютное ничего.

Такое отношение родителей к детям приводит в дальнейшем к катастрофическим последствиям. Пытаясь хоть как то обратить на себя внимание и родительскую любовь, ребенок начинает пробовать все способы.

Он превращается в ангелочка, и делает все, что его попросят, он ласков. Если это не работает, ребенок начинает хулиганить или воровать, с целью, хоть как-то привлечь к себе родительское внимание.

И не нужно в данном случае воспринимать его поведение как асоциальное. Это простой крик о помощи: «Если ты меня не замечаешь хорошим, почувствуй, что я есть, когда я плохой».

Так и не дождавшись любви и тепла от мамы и папы, ребенок по-настоящему может попасть в группы антисоциалов. Многие дети, живущие в полном равнодушии со стороны родителей, прибегают к суициду. Они считают это последним шансом обратить на себя внимание.

Что делать, если это именно ваш случай?

Навряд ли кто-нибудь из ряда данной категории родителей будет читать эту статью. Ведь ему все равно. Статья обращается к тем людям, кто имеет отношение к такого рода семьям – родственникам или соседям, друзьям.

Возьмите на себя ответственность за воспитание детей дошкольного возраста, попавших в не легкую ситуацию. Подарите ему ваше тепло и любовь. Ведь любому человеку, а особенно малышу, они так необходимы.

Ребенок должен ощущать себя кому-то нужным.

Подумайте, возможно, вы спасете жизнь этому малышу. Ни кому не нужный человек – это отличная добыча для наркоманов, а также различных криминальных и сектантских личностей.

По теме:

Проблемы нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гора...

Материал nsportal.ru

Проблемы дошкольного возраста

aurum

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника в обществе. В качестве общего перечня психологических проблем дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л. Венгера:

• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания) ;

• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость) ;

• ­моциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога) ;

• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость) ;

• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон) .

Наиболее распространенными проблемами дошкольного возраста являются следующие:

1. Тревога. Когда тревога регулярна, она превращается в тревожность и становится свойством детской личности.

Главной причиной возникновения этой проблемы являются неблагополучные отношения с родителями и неправильное воспитание, в частности необоснованно высокие требования к ребенку. У таких детей наблюдается низкая самооценка и слишком высокий уровень притязаний.

2. Депрессии. В дошкольном возрасте распознать депрессию достаточно сложно. К её характерным признакам можно отнести пассивность, расстройство моторики, страх, тоскливость, беспричинный плач, агрессию и тревожность.

3. Агрессия. Причинами агрессии обычно являются воспитательные просчеты. Когда в общении с ребенком родители позволяют себе определенную резкость, это приводит к формированию у него агрессивности, подозрительности, эгоизма и даже жестокости.

Если же в общении проявляется мягкость, внимание и забота, ничего подобного у ребенка не наблюдается. Развитию агрессивности способствует также тот факт, что многие родители закрывают на нее глаза или же со своей стороны пресекают её излишне агрессивно. Тогда агрессия со стороны ребенка принимает защитный характер.

4. Неадекватная самооценка. Низкая самооценка является следствием приспособительного воспитания - когда ребенка приучают подстраиваться под чужие интересы и за счет этого достигать своих целей. Проявляется это в чрезмерном послушании и бесконфликтности.

Завышенная самооценка также является следствием воспитания, которое основывается на авторитете, дисциплине и ответственности. Такие дети ставят перед собой большие цели, они самостоятельны, независимы, коммуникабельны и убеждены в успехе всех своих начинаний.

Искаженная самооценка в любых проявлениях – это свидетельство межличностного конфликта, который негативно влияет на психическое развитие дошкольника. Ведь гармоничная социальная адаптация будущего гражданина немыслима без адекватного представления о себе.

Кот и Кит ОпросыОбсуждение Опроса

Мой ребенок сильно привязан к любимой игрушке: хорошо это или плохо?Дальше

Как сильно ваш ребенок привязан к своей любимой игрушке?Очень сильно, он старается никогда с ней не расставаться и всегда брать с собой и становится грустным, когда ее нет рядом.Умеренно, по-возможности он берет свою любимую игрушку с собой, но чувствует себя нормально, когда ее нет рядом.Почти не привязан. У него есть любимая игрушка, но он просто выделяет ее среди других и не старается брать с собой куда-либо.У моего ребенка нет одной любимой игрушки, некоторые ему нравятся, но он к ним не привязан.

Ссылка на источник kotikit.ru

Принципы воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. Проблемы детей дошкольного возраста

Учиться видеть прекрасное

Для того чтобы со временем стать ценителем прекрасного, ребенок должен в первую очередь научиться видеть это прекрасное. И это уже ваша забота - научить. Прочитайте ребенку отрывок из книги, который пришелся вам по душе, укажите на волнующий вас пассаж в музыкальном произведении, отведите в художественный музей и попробуйте на лучших образцах живописи объяснить, что такое настроение в изобразительном искусстве.

Так постепенно вы привьете ребенку культуру восприятия прекрасного. Если ваш ребенок научится видеть прекрасное, он со временем все (быт, свои проблемы, удачи и неудачи и т. д.) будет пропускать через это прекрасное, как через фильтр.

И за такого человека, за его внутреннее лицо вы можете быть спокойны. Все постигается в сравнении. Если вы поднимете планку прекрасного (с чем принято сравнивать свои будни) высоко, это впоследствии оградит вашего ребенка от многих бед и сделает его очень интересным для других людей.

Естественно, что большее впечатление на детей оказывают те художественные произведения, которые им понятны. Вы подошли к картине «Неравный брак» и тихо восторгаетесь ею, а ребенок стоит рядом и через силу подавляет зевок: ну, картина и картина - что из того?.. А вы сопроводите просмотр хоть маленьким рассказом о бедной девушке, вынужденной выходить замуж за богатого старика; и там в толпе позади невесты стоит молодой человек, которого несчастная невеста любит и который сам любит эту девушку; и какое мучение, какая трагедия для обоих эта свадьба; а рядом с этим молодым человеком... художник изобразил себя.

Будьте уверены: после такого рассказа ребенок запомнит картину на всю жизнь и сохранит к ней трепетное отношение.

Общение с живой природой

Имеет большое и непреходящее воспитательное значение общение ребенка с живой природой. Как все разумно и оригинально и гармонично устроено в ней! Вот с кого нужно брать пример - с природы!..

Выезжайте на пикники, а также за ягодами и грибами, за лекарственными растениями, займитесь изготовлением образцов для гербария, ходите в туристи-ческие походы... Дети очень любят посиделки у костра. Истории, рассказанные в это время (вы, конечно, заготовите истории с моралью) , ребенок с удовольствием берет в свой багаж.

Небольшой уголок живой природы вы можете устроить у себя дома. Собрать на подоконниках в красивых горшках разнообразные растения. Ухаживая за растениями (или животными) , всякий человек невольно как бы очищается - становится лучше и добрее.

И ваш ребенок не исключение.

Интерес исследователя

Увлеките ребенка интересом ученого-исследователя: что будет, если насыпать в горшок земли и поливать ее? Что вырастет?.. Ваш ребенок наверняка заинтересуется и будет регулярно поливать землю в горшке.

Разумеется, усилия его не пропадут даром, и в горшке взрастут всевозможные сорняки. Но и это будет радость для ребенка.

А если вы в свое время незаметно подбросите в горшок семечко какого-нибудь красивого цветка (например, пурпурной глоксинии) , то устроите настоящий сюрприз для ребенка. Можете даже придумать какую-нибудь сказку про волшебный цветок. Ребенок высоко оценит это.

Ребенок хочет поделиться...

Потребляя информацию, регулярно с вашей подачи впечатляясь, ребенок как бы наполняется, у него возникает необходимость поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями. И он стремится к своим друзьям и передает им все то прекрасное, что получил от вас, - передает, понятно, насколько способен передать. Этот момент очень важен, как и всякий момент, в который ребенок проявляет активность.

Если ребенок справляется...

Если ребенок занят каким-то важным для него делом (позволим себе напомнить, что даже игра для ребенка - важное дело, поскольку во время игры он раз-вивается) , то маме не рекомендуется в это дело по поводу и без повода вмешиваться; ей не нужно быть навязчивой, не нужно стремиться непременно управлять. Такое стремление со стороны родителей подавляет инициативу ребенка, делает его неуверенным, и впоследствии формируется личность несамостоятельная, ищущая поддержки (мамы, друга, начальника и т. д.) в любом деле, принимающая с оглядкой любое решение.

Если ребенок справляется сам со своими играми, трудностями, то ему не следует помогать; в преодолении препятствий закаляется характер, обретаются навыки. Только в том случае, когда ребенок сам попросит помощи, эту помощь можно оказать, - но не во всей полноте.

Для ребенка будет больше пользы, если мама не сделает за него его дело, а объединит с его усилиями свои усилия, если с проблемой они справятся сообща... Никогда не повредит и поинтересоваться мнением ребенка.

Практика показывает, что его мнение может быть весьма оригинальным. И, конечно же, ребенку очень польстит, если мама спросит у него совета и сообразно с этим советом поступит.

Что делать если ребенок ворует? Увы, случается воровство

Пока вы воспитаете в своем ребенке совершенную личность, много воды утечет, и споткнетесь вы и остановитесь не на одном пороге. Возможно, столкнетесь и с мелким воровством - увы, ваш любимец не святой и на своем тернистом пути попробует всего.

Ваша задача - вовремя обратить внимание на незнакомую игрушку, вдруг появившуюся в доме, или на авторучку, которую ребенок принес из школы (и вы уверены, что не покупали ему такую) , и выяснить (мягко) происхождение этих вещей. Ребенок вряд ли признается, что своровал; скорее скажет, что нашел, что подарили.

А вы и не тяните из него признание, вам это не нужно; вам, опытному человеку, и без признаний все понятно, - ведь вы когда-то и сами прошли по этим ступенькам. Лучше расскажите ребенку какую-нибудь, сочиненную вами на ходу, притчу про некоего несуществующего мальчика, который пристрастился к воровству и что из этого вышло... Не указывайте на своего ребенка пальцем, не называйте его вором, в противном случае очень сильно травмируете его (а некоторые психологи считают, что и закодируете на воровство) ; он ведь догадывается, что поступил некрасиво.

Попробуйте объяснить ребенку известную истину: поступать с людьми надо так, как если бы ты хотел, чтобы с тобой поступали... Ты же не хочешь, чтобы у тебя «вдруг пропала» любимая игрушка»!.. Ты же не хочешь, чтобы тебя обозвали обидным словом, тем более не имея на то никаких оснований.

Игрушки в школе

Не позволяйте ребенку носить игрушки в школу. Игрушки в школе - очень распространенное явление. Ребенку трудно бывает расстаться с любимой игрушкой (особенно если вы купили ее недавно) , очень хочется также этой игрушкой похвастать в классе.

Есть и еще любопытный момент: ребенку трудно бывает вставать рано, когда сон так сладок, ребенок чувствует некую незащищенность, ему хочется опоры; и такую опору он видит в игрушке - она как бы поддерживает его.

Но игрушка в школе - лишняя вещь. На перемене ребенку не до игрушки: организм просит движения, и дети бегают и прыгают до седьмого пота. А вот когда начинается урок, они тихонько достают из-под парты игрушку...

Уж тут не до новых знаний!..

Дети меняются игрушками

Если вы обнаруживаете у ребенка в портфеле или дома на столе незнакомую игрушку или какой-нибудь иной предмет, это еще не значит, что игрушка или тот предмет непременно украдены. Вы должны помнить, что дети любят меняться и иногда на переменках в школе или во дворе дома на прогулке устраивают настоящие торги с большим числом участников и с большим количеством меняемых и вымениваемых предметов.

В ход здесь, помимо игрушек, могут идти предметы самые неожиданные: винтики и радиодетали, обломки часового механизма и наклейки от жевательных резинок, гладкий камешек с берега моря и кусочек свинца, брошки и заколки для волос...

Ничего предосудительного в таких обменах нет. Пожалуй, такие обмены можно даже приветствовать, поскольку они учат ребенка ориентироваться в мире ценностей (пока не очень высоких) , учат умению сказать «да» или «нет». Но на всякий случай вы должны держать их на контроле: чтобы вашего малыша кто-нибудь слишком сильно не «нагрел».

Маленький симулянт

Приходит время, и ребенок, устав от школы и школьных впечатлений, может начать хитрить и выдумывать несуществующие болезни или симулировать ему известные. Он может пожаловаться, например, что у него болит голова или живот.

В этом случае проверить правдивость не представляется возможным... Что ж, назначьте ребенку постельный режим. В любом случае вы не ошибетесь.

Если ребенок действительно чувствует недомогание, постельный режим ему будет во благо; если же ребенок лукавит, тот же самый постельный режим будет ему в наказание.

Ребенок прибегает к помощи обмана

В этом возрасте ребенок иногда прибегает к помощи лжи. Но именно - «прибегает к помощи», поскольку ложь в шесть-семь лет не столько средство добиться каких-то благ, сколько способ самозащиты. С помощью лжи (неумелой и часто слишком очевидной) ребенок старается скрыть некоторые свои школьные «успехи».

Не следует наказывать ребенка за обман. Не рекомендуется публично выводить юного обманщика на чистую воду и этим унижать его. Ложь в этом возрасте достойна укоризны.

Переговорите с ребенком наедине, объясните, что тайное непременно становится явным.

Ссылка на источник domovenok-as.ru

Другие статьи по теме:

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

    Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – эт...

  • Неврозы у детей дошкольного возраста

    О способах борьбы с депрессией у подростков рассказывает психолог: Невроз истерического характера Хорошо знакомые истерики маленьких детей в виде падения на пол, стучания ногами по полу, криков и...

  • Коррекция страхов у детей дошкольного возраста

    Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов,...

  • Девиантное поведение детей дошкольного возраста

    Консультация для педагогов «Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста» Девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и поступки, не соответствующие традици...

  • Детские страхи у детей дошкольного возраста

    Специфика страхов у детей дошкольного возраста Проявление страхов разделяют по возрастным характеристикам. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. Постепенно дети учатся разл...

  • Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

    Педагогический проект «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Строя свою «школ...

  • Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...

  • Агрессивность у детей дошкольного возраста

    Агрессия у детей дошкольного возраста. Методы работы. Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста : Соматические заболевания, или заболевание головного мозга. Вероятно, это может быть...

  • Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование...

  • Диагностика детей дошкольного возраста

    род занятий в настоящее время________________________________________ хронические заболевания (если есть) ___________________________________ 6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в е...