Программа фгос дошкольного образования 2015 скачать бесплатно

МБДОУ Масловский детский сад «Ягодка». Воспитатель Каримуллина Зульфира Хикматулловна

Самообразовательная работа на 2013-2015 уч.год по теме:

«Предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Цель: Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме проектирования предметно-пространственной развивающей среды в ДО.

2. Проанализировать существующую предметно-пространственную среду МБДОУ Масловский детский сад «Ягодка»

3. Спроектировать и организовать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС ДО и способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

Изучение научно-методической литературы:

1. Изучение «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС, приказ № 1155 от 17 ноября 2013 г.

2. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ;

3. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

4. Абузярова Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - 2009. - №6.

5. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12. - С.17-21

6. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

7. Маханева М. Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С.4-6

8. Новоселова Г. Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С.14-18

9. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Воспитание дошкольников, 2008. - 208 с.

10. Обобщение педагогического опыта по вопросу изучения ФГОС ДО Формирование и закрепление профессиональных знаний, умений в систематизации содержания работы. • Изучение Интернет-ресурсов.

Индивидуальная работа:

1. Составление перечня необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей (по образовательным областям)

2. Приобрести и изготовить своими руками дидактические и развивающие игры, наглядный и демонстрационный материал в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников.

3. Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;

4. Создание и оформление предметно-пространственной развивающей среды кабинета татарского языка.

5. Создание центров для сюжетно- ролевых игр:

- магазин

Подробней на сайте nsportal.ru

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (педагогами и родителями (законными представителями) .

Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пи Н 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – Сан Пи Н) .

3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) .

4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

5. Уставом ДОУ (зарегистрирован Постановлением Главы администрации г. Тейково № 75 от 01.02.2008 г.) .

6. Лицензией на образовательную деятельность № 019853 серия РО, регистрационный № 64 от 07.06.2011 г., бессрочно.

Основная часть Программы составляет 80% общего объёма Программы.

Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса МДОУ №1 «Алёнушка» составляет 20% общего объема Программы.

В результате социального опроса родителей воспитанников детского сада, были выявлены следующие запросы:

1. Потребность в углублённом осуществлении художественно-эстетического направления воспитания, в частности театрализованная деятельность детей

2. Углублённая подготовка детей к школе.

Педагогический коллектив, оценив уровень своей квалификации и профессионального мастерства, принял решение:

1. Подготовку детей к школе вести в рамках инвариантной части программы.

2. Сформировать вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования из приоритетного направления образовательной деятельности - художественно – эстетическое развитие (театрализованная деятельность) .

Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса строится из расчёта 1 день в неделю в пятницу.

При разработке части Программы, формируемой участниками образовательного процесса были учтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.

О требованиях к условиям реализации Программы.

В Программе описаны условия её реализации, обеспечивающие полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Исходя из этого, описаны особенности развивающей предметно-пространственной среды, психолого-педагогические, кадровые, материально-технические условия реализации программы дошкольного образования.

В Программе приводятся требования к психолого-педагогическим условиям:

• уважения к человеческому достоинству детей,

• использования в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям,

• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,

• поддержка инициативы и самостоятельности детей,

• защита детей от всех форм физического и психического насилия,

• поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам Сан Пи Н 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564) .

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

• обеспечивает реализацию различных образовательных программ с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей,

• развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Требования к кадровому составу (руководящим, педагогическим, административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу) :

• соответствуют действующим квалификационным характеристикам,

• к педагогическим работникам, реализующим Программу, - обладают основными компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей.

Требования к материально-техническим условиям:

• оборудование, оснащение (предметы, оснащенность помещений, учебно-методический комплект отвечают требованиям Сан Пин, правилам пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому обеспечению Программы.

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

• финансовое обеспечение МДОУ №1 «Алёнушка» обеспечивает возможность выполнения требований ФГОС ДО как в обязательной части Программы, так и в части, формируемой участниками образовательного процесса,

• норматив финансового обеспечения, определяемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ФГОС ДО, достаточный и необходимый для осуществления Организацией образовательной деятельности в соответствии с Программой.

О требованиях к результатам освоения Программы:

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров (возможных достижений ребёнка) дошкольного образования:

• целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;

• целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) .

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.

О требованиях к работе с родителями

В Программе подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ с семьёй.

Одним из принципов построения Программы является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.

В Программе выделены обязанности МДОУ:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Литература и нормативно - правовая документация, используемая при написании Образовательной программы:

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пи Н 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) .

4. О. А. Скоролупова «Основная образовательная программа дошкольного образования»: рекомендации по написанию, М., Просвещение, 2013.

5. О. А. Скоролупова «Реализация ФГОС дошкольного образования: возможные подходы

к корректировке образовательных программ дошкольных учреждений»: презентационный материал в 3 частях, М., Просвещение, 2013.

6. О. А. Скоролупова «Реализация ФГОС дошкольного образования средствами образовательных программ издательства «Просвещение», М., Просвещение, 2013.

Скачать:

Ссылка на источник nsportal.ru

12. Концепция решения управленческой проблемы

13. Изучение возможностей и ограничений реализации проекта / проектной команды (SWOT – анализ, вариативная часть)

14. Анализ необходимых ресурсов и способов их получения

15. Партнеры проекта (реальные и потенциальные, варианты мотивации партнеров к участию в проекте)

16. Анализ риска и путей их преодоления

17. Смета (бюджет) проекта

18. Поэтапный план график реализации проекта

19. Конкретные ожидаемые результаты.

20. Текущий и итоговый мониторинг реализации проекта ( количественные и качественные критерии текущих и итоговых результатов реализации проекта)

21. Механизмы поспроектного развития тиражирования проекта (вариативная часть)

Содержание проблемы

Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования.

Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.

Впоследние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап..Главными критериями ФГОС дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, - акцент на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, развитию инициативности, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости

- единства образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального, образования. Преемственность предпологает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе; взаимосвязь содержания воспитательно – образовательной работы положительное отношение к детям. понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения.

Главное, выработать в сознании ребенка мотивацию – «хочу учиться». Принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты, свидетельствующие о готовности детей к школе - так определяет ФГОС дошкольного образования.

Однако на практике получается так, что многие «дети», так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября испытывают разочарование в школьной жизни. Учителя жалуются, что у детей неустойчивое внимание, пассивность, нет самостоятельности, страдает дисциплина.

Хотя всего несколько месяцев назад у детей прослеживалась четкая мотивация – хочу идти в школу, хочу все знать, хочу всему учиться. Это говорит о том, что у значительной части детей под влиянием начавшегося школьного обучения наступает кризис.

Чисто кризисным проявлением внешней и внутренней жизни детей в этот период становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление.

Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни». Ребенок этого еще долго не понимает.

Несовпадение внутренних и внешних условий существования ребенка в данный период является причиной обострения кризиса седьмого года жизни. У многих детей пропадает интерес к обучению. Апатия, нежелание учиться приводит к тому, что у детей идет ухудшение физического и психического здоровья детей. По данным статистики в школах до 70% детей с симптомами дезадаптации.

Проблема состоит в том, что переходный период от дошкольного к школьному детству проходит сложно, уязвимо для всех участников образовательного процесса, но в первую очередь для самого ребенка. недостаточно взаимодействие педагогов детского сада и школы, нет преемственности в организации воспитательно – образовательной работы, единых взглядов, одинаково положительного отношения к детям, понимания их потребностей.

Мы хотим, чтоб преемственность в работе детского сада и школы поднялась на более высокий уровень. Наладить тесное сотрудничество с педагогами начального образования, родителями наших воспитанников, что поспособствует безболезненному переходу детей от дошкольной на школьную ступень, а значит и дальнейшему, успешному обучению в школе.

- Цели и задачи проекта.

Цель:

Создание эффективной системы взаимодействия между коллективами педагогов Нердвинской средней образовательной школой (НСОШ) и Нердвинским детским садом (НДС)

Задачи:

1. Мониторинг текущего уровня взаимодействия педагогических коллективов НСОШ и НДС2. Выявить степень заинтересованности участников образовательного процесса к участию в данном проекте 3. Организовать деятельность рабочей группы, отвечающей за достижение цели проекта

1. Исследование:

О результатах работы за текущий период

Анализируя работу детского сада по преемственности за 2012-2013 год, выявилось, что нет четких данных о системе работы, ее результативности.

Цель Выявить результативность работы по преемственности за период 2012 - 2013г.

Задачи: 1. Подвести итоги работы по вопросам преемственности.

за текущий период

Читать далее nsportal.ru

дошкольного образования

Не воспитывайте детей, они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя… Английская пословица

Уважаемые родители! В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.

В данном буклете мы постараемся кратко познакомить вас с этим важным документом.

Зачем нам понадобился Стандарт?Наша жизнь стремительно меняется, и, вполне возможно, вашим детям придется работать по специальностям, которых пока просто нет. Существующая система дошкольного образования не сможет подготовить вашего ребенка к тому, о чем еще сама не догадывается, потому что привыкла ориентироваться на выработку у детей определенных знаний, умений и навыков.

А будущее требует от наших детей «инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности». Развитием этих качеств и призван заниматься Стандарт.

Что же такое Стандарт?— к содержанию образовательной программы детского сада,— к условиям реализации образовательной программы,— к результатам освоения образовательной программы, которые определяют, какие личностные характеристики могут быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного образования. По Стандарту — не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него.

Он выбирает. Иными словами, Стандарт — не список навязанных знаний, умений и навыков, а договор между обществом, государством и семьей об условиях развития разных возможностей ребенка.

Что изменится?На основе требований Стандарта мы с вами будем самостоятельно разрабатывать и утверждать свою программу (да-да, уважаемые родители, именно мы с вами, так как 40% программы формируется участниками образовательных отношений) , учитывая при этом примерные программы из федерального реестра, который будет в открытом доступе. Никаких экзаменов, аттестаций, мониторингов у нас не будет, а главный упор в нашей работе будет сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями, призванное сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Кроме того, Стандарт требует: окружающая ребенка среда должна быть «предметно-развивающей».

То есть она должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы знаний.

Таким образом, Государство возьмет на себя львиную долю заботы об оснащении детского сада не только мебелью и игрушками, но и оборудованием для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудованием для проведения исследовательской деятельности!!!

Также: Стандарт разрешает формирование индивидуальных образовательных маршрутов для детей с участием родителей и педагогов.

Предусматривает ли Стандарт оплату за образование ребенка в детском саду?

Нет. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Оплата родителями осуществляется только за присмотр и уход.

Не повлечет ли внедрение Стандарта дополнительные нагрузки на ребенка и тем самым ухудшения его здоровья?Сохранение здоровья наших детей является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, детский сад обязан выполнять Сан Пи Н и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность дошкольников. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.

Готовы ли педагоги работать по Стандарту?Профессия «Воспитатель» предполагает непрерывное совершенствование во владении педагогическими технологиями. По закону об Образовании РФ и в соответствии с нормами трудового законодательства каждые три года проходит повышение квалификации.

Где вы можете получить дополнительную информацию о Стандарте?Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/

ФГОС – нестандартный стандарт!

ФГОС – это возможность полноценного проживания ребенком его детства!

ФГОС – это возможность для ребенка заниматься тем, чем он хочет!

ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться!

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Начинаем работу

по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - новый документ для сферы дошкольного образования. Его разработка и утверждение связано с тем, что дошкольное образование впервые в истории российской культуры стало полноценным уровнем образования наряду с начальной и средней школой, вузом.

По мнению А. Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, «задача стандарта- позитивная социализация и индивидуализация личности...Стандарт - поддержка разнообразия детства». Начиная знакомиться с текстом Стандарта, педагоги образовательных учреждений сталкиваются не только с привычными для них терминами и понятиями, такими, как «образовательная деятельность», «виды деятельности», «сотрудничество с семьей», «охрана и укрепление физического и психического здоровья», «нравственные, эстетические, интеллектуальные качества ребенка» и т. д., но и с множеством новых: «амплификация детского развития», «социальная ситуация развития», «самоценность детства», «ребенок как субъект отношений», «позитивная социализация и индивидуализация» и др. В связи с этим мы предлагаем познакомиться с определениями основных понятий, которые используются в Стандарте.

Признание ребенка субъектом педагогического процесса (образования) требует от педагога применения новых форм и методов организации образовательного процесса. Знание детской психологии помогает педагогу лучше понять особенности и потребности ребенка, характерные для каждой стадии психического развития, — ведущий вид деятельности, особенности социальной ситуации развития. «Через сказки, через игры, через искусство, через мультфильмы, через исследовательское конструирование. Мы должны для ребенка создать социальную ситуацию развития, это ключевая задача».

В таблице раскрывается значение основных понятий, которые можно встретить в тексте стандарта дошкольного образования. авторы пособия посчитали необходимым начать знакомство со Стандартом именно с представления понятий, многие из которых встречаются в нем и являются базовыми для понимания требований, заложенных в данном документе. В дальнейшем педагоги могут самостоятельно продолжить изучение смысла данных понятий.

Понятия

Амплификация

развития

Максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми

Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования

Обеспечение различных форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Государственное (муниципальное) задание

Документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации

Государственные гарантии уровня и качества

Единство обязательных требований к минимальному содержанию, к условиям реализации основных образовательных программ и к результатам их освоения на всей территории Российской Федерации

Единство

образовательного

пространства

Обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования

Единство законодательной и нормативно- образовательной базы

Обеспечение единой законодательной и нормативноправовой базы в области образования, совокупности преемственных основных образовательных программ различных уровней образования, скоординированности образовательных программ одного уровня образования в различных регионах Российской Федерации

Зона ближайшего развития

Уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности

Индивидуализация

образования

Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

Комплексная

образовательная

программа

Программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках

Образовательная

Структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей

Образовательная

Совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей

Особые

образовательные

потребности

Индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования

Отношения в сфере образования

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование

Равенство возможностей

Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования

Развивающая

предметно-пространственная среда

Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.) , материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития

Разнообразие детства

Многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей) , социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями

Самоценность детства

Понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни

АМПЛИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста.

Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом.Подход, в котором обосновывается необходимость искусственной акселерации развития, т. е. форсирования темпа развития ребенка и как можно более раннего перехода на последующую возрастную ступень развития.

Внедрение программ обучения, ориентированных на усвоение новых "полезных" знаний, умений и навыков, начиная уже с раннего и дошкольного возраста, и ускоренный переход к "более взрослым" видам деятельности приводит к сокращению детства. Напротив, сторонники идеи А. отстаивают право ребенка на детство, как особо значимый период в возрастном развитии, обладающий уникальными возможностями развития и выступают за обогащение содержания и "культивирование" специфически детских видов деятельности в жизни ребенка и, в первую очередь, игры.

Вариативность и разнообразие форм дошкольного образования.Система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и семьи, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Сформировались разнообразные виды дошкольных учреждений: детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлениями, центры развития ребенка, детский сад комбинированного вида и др. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.

Качество дошкольного образования. Основу качества образования составляют уровень достижения образованием поставленных целей; степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей.

Определение качества реализации образовательного процесса в ДОУ предполагает учет всех основных его компонентов: содержание, формы и методы, его результаты(сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие личности, фундаментальных способностей детей, формирование сообщества педагогов и родителей и др.) , а также материальное, методическое и дидактическое обеспечение.

Индивидуализация образования.Система психолого-педагогических мер, осуществляемых с учетом потенциальных возможностей каждого дошкольника.Индивидуализация как принцип педагогической деятельности позволяет эффективно вскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, выявить его позитивные стороны, на которые можно опираться в ходе педагогической работы.

Один из важных принципов данного документа является принцип поддержкиразнообразия детства, исключающий его унификацию.(единообразие, единая форма или система) .

Разные категории детей, с разной спецификой детства подходят к школьному порогу с равными возможностями. Речь идет о полярных видах детства: дети с признаками одаренности и дети с задержкой психического развития, дети-спортсмены и дети с ограниченными образовательными возможностями, дети из многодетных семей и дети-сироты, дети из благополучных семей и дети эмигрантов.

Важно признать одно —детство неповторимо, в этот период формируется личность, закладываются предпосылки духовно-творческой самореализации. От признания ценности детства как периода отражения всей последующей жизни, от качества поддержки детей с их особенностями и ситуацией их жизни (место проживания, состав семьи, физическое и психическое здоровье, индивидуальные особенности) , зависит и потенциал государства. Принцип поддержки разнообразия детства, обозначенный в стандарте, обеспечивает сопровождение, поддержку и развитие всех детей, исключая при подготовке к школе «акселерацию детства».

Read more:http://el-mikheeva.ru/innovacii/uchet-raznoobraziya-detstva-v-period-podgotovki-rebenka-k-shkole#ixzz3Kgdz4siJ

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Суть этого закона заключается в том, что нельзя научить ребёнка, просто показав ему какое-то действие и предложив этим заниматься. Это касается любой активности.

Нельзя по-настоящему научить ребёнка ни просьбой, ни приказами. Можно научить его, только какое-то время выполняя нужное задание вместе с ребёнком.

Стандарт детства

«Стандарт дошкольного образования - это стандарт особого типа,стандарт поддержки разнообразия детства», - с этого начал свое выступление на круглом столе в РИА Новости Александр Асмолов.

По его мнению, самый большой риск – превратить жизнь детского сада в урочную жизнь: "Не ребенок должен готовиться к школе, а школа к ребенку».

По мнению директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяны Волосовец, большинство современных детей с 3-4 лет перегружены академическими знаниями, что ведет к неврозам в подростковом возрасте.

"Родители хотят видеть своего ребенка академиком, отправляют его учить английский, заниматься музыкой и так далее, у ребенка даже не остается силёнок поиграть", — утверждает Татьяна Волосовец.

«Современные дети перестали играть в традиционные игры», - заявил директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин. Эксперты убеждены: чтобы этого не произошло, необходимо вернуть игру в дошкольное образование и никакого тестирования и аттестации на выходе из детского сада не должно быть. Детство – это про другое.

Гарантии

Принципиальная позиция разработчиков стандарта дошкольного образования состоит в том, что он должен описывать гарантии государства.

Например, в стандарте, в частности, необходимо учесть гарантии получения качественной услуги дошкольного образования каждым ребенком от 1,5 до 7 лет.Как решили проблему доступности дошкольного образования в отсутствии стандарт в Перми, рассказала начальник Департамента образования администрации города Людмила Гаджиева: «С 2008 года разработан норматив стоимости услуги дошкольного образования. Когда мы его разрабатывали, мы поняли, сколько стоит воспитание одного ребенка, и нашли механизмы передачи этого норматива не только в муниципальную сеть, но и в негосударственную сеть, создавая все условия для ее развития».

Схема выглядит так: 20 тысяч детей в возрасте от 1,5 до 7 лет ходят в муниципальные детские сады, а 26,5 тыс., которые не могут либо не хотят получать услугу в муниципальных садах, получают денежную выплату в размере норматива услуги (порядка 5 тыс. рублей в месяц) и могут выбирать, куда им отдать ребенка – в частный детский сад или в группы кратковременного пребывания. Таким образом, по мнению Людмилы Гаджиевой, обеспечивается разнообразие форм дошкольного образования, потому что каждый представитель услуги конкурирует за ребенка.

С ней согласилась и Анжела Невежина, заведующая детского сада «Дашенька» из Улан-Удэ: «Стандарт должен обозначить обязательства государства перед ребенком, родителями, обществом на поддержку разнообразия детства». Это значит, что необходимо заложить финансовые приоритеты, которые войдут в структуру расчета норматива на обеспечение условий доступности дошкольного образования. «Мы ожидаем стандарт, который обеспечит условия для полноценного проживания ребенка в детском саду», - объяснила АнжелаНевежина.

Основные научные подходы, лежащие в основе ФГОСдошкольного образования

Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как ...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Я. С. Выготский)

Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведенияи интересовребенка, изменение структуры направленности его поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведенияразвиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами.Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (по Я. С. Выготскому, А. Н. Леонтьеву,Я И. Божович, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу)

Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (по А. Н. Леонтьеву, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу, В. В. Давыдову)

Качество дошкольного образования

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Образовательная программа доу по фгос дошкольного образования

    МБДОУ "Детский сад № 17" / Образовательная деятельность 84 Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: в соответствии со статьей 92 п.1 Федерального закона «Об образован...

  • Общеобразовательные программы дошкольного образования по фгос

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Основная образовательная программа дошкольного образования по фгос

    МБДОУ "Детский сад № 17" / Образовательная деятельность 84 Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: в соответствии со статьей 92 п.1 Федерального закона «Об образован...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать

    С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Консультант Плюс Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ф...

  • Примерные образовательные программы дошкольного образования по фгос

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Фгос дошкольного образования 2014 скачать

    С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Консультант Плюс Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ф...

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования фгос

    Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите дет...

  • Документ фгос дошкольного образования 2015

    Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Второй год я являюсь руководителем ГМО воспитателей подготовительных...

  • Дошкольное образование фгос программы рабочая программа воспитателя

    Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС (часть 1) часть 2 Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитаттеля важно знать основные понятия, которые существуют...

  • Рабочая программа дошкольного образования по фгос

    Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС (часть 1) часть 2 Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитаттеля важно знать основные понятия, которые существуют...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать онлайн

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования по фгос

    Основная общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного...

  • Утвержденные программы дошкольного образования по фгос

    Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС (часть 1) часть 2 Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитаттеля важно знать основные понятия, которые существуют...