Программа основы безопасности детей дошкольного возраста стеркина

Методическая разработка (старшая группа) по теме: Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б

Опубликовано 26.11.2011 - 19:35 - Дьякова Ольга Хамитовна

Диагностика поможет воспитателямопределить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки

до дошкольников по формированиюначальных основ безопасности жизнедеятельности. А значит правильно спланировать работу

с д с детьми и родителями по данному разделу.

В данном материале представлена диагностическая карта, методика проведения диагностики и анализ полученных результатов.

Це

Материал с сайта nsportal.ru

Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста"

ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

Программа разработана на основе Проекта государственных стандартов дошкольного образования.

Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста..

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Цели программы - сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Ссылка на источник mdou24balahna.edusite.ru

Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р. Б - Программа - стр.1

2 младшая группа

Наличие в планировании воспитательно-образовательной работы с детьми работы по предупреждению ДДТТ: имеется

Формы работы с детьми: занятия, беседы, целевые прогулки, экскурсии, игры, праздники, досуги, развлечения, встречи с работниками ГИБДД, конкурсы, городские акции, просмотр диафильмов, фильмов, прослушивание аудиозаписей, театрализованные представления.

Проведение ежедневных пятиминуток-напоминаний по БДД: проводятся

Формы работы по взаимодействию с семьей: беседы, консультации, информационные стенды, досуги, конкурсы.

МЕРОПРИЯТИЯ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

1. Работа с субъектами воспитательного процесса: воспитателями, педагогами дополнительного образования по оказанию им методической помощи в проведении разнообразных форм проведения мероприятий по изучению Правил дорожного движения.

2. Активизация работы по предупреждению несчастных случаев с детьми на улице, организация работы кружка «Зеленый огонек» по разъяснению среди дошкольников Правил поведения в общественных местах и предупреждению нарушений Правил дорожного движения.

3. Создание и оборудование уголков по безопасности движения, изготовление стендов, макетов улиц, перекрестков, светофоров, разработка методических, дидактических материалов и пособий для занятий с дошкольниками.

4. Создание специальных атрибутов для занятий в группе для практических занятий по Правилам дорожного движения.

5. Включение в программу по дополнительному образованию работы творческого объединения учащихся по изучению ПДД.

6. Работа с родителями по разъяснению Правил дорожного движения, проведение разных форм: собрания, конференции, совместные игровые программы, выставки-конкурсы творческих работ (рисунки, поделки) .

7. Пропаганда Правил дорожного движения через СМИ, , видеофильмы, участие в городских творческих конкурсах (рисунки, плакаты, совместные работы детей и родителей, конспекты тематических уроков и занятий; методических разработок по проведению игровых программ, викторин, игр и др.) . Оформление методической копилки по организации и проведению месячника «Внимание, дети!». Постоянный контакт администрации образовательного учреждения с инспектором ОГИБДД УВД– необходимое условие плодотворной работы по изучению Правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Подробней gigabaza.ru

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (2) - Программа

Просмотр документального фильма о наводнении, обсуждение.

Подвижная игра «Пожарные на учениях», «Юный пожарный», «Огонь и вода», «Огненный дракон»

Рассказы «Как я был пожарным», «Антошка – пожарник»

Праздник «О, счастливчик!»

Настольная игра «Уйди от огня»,

Упражнение «Где прячутся опасности»

Оформление выставки художественной литературы «Писатели о пожаре»

Театрализованная игра «Спички не тронь, в спичках огонь»

Формы работы с родителями:

  • информационный стенд «Осторожно, огонь!»

  • памятки о том, как вести себя во время землетрясения; как не стать жертвой теракта; если вас захватили в заложники; если на вас напали на улице

  • родительские посиделки: «Огонь – друг, огонь – враг», «Наши помощники и враги дома», «Помоги себе сам» (познакомить с приемами аутотренинга)

  • консультационный стол, посвященный противопожарной тематике

  • консультации медсестры по ожогам пламенем и оказанию первой помощи при несчастных случаях

  • родительские собрания с участием сотрудника милиции и пожарного инспектора

  • памятка «Если ты потерялся»: что должен знать ребенок, если он потерялся (фамилию, имя, домашний адрес, телефон домашний, телефон работы родителей, их фамилию, имя)

  • консультация «Как правильно установить елку»

  • родительское собрание «Безопасность детей наше общее дело»

Литература для педагогов и родителей:

  1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. – М., 1992.

  2. Бубнов В., Бубнова Н. Атлас по оказанию первой медицинской помощи // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №3. – С.32.

  3. бубнов В. Очевидец происшествия становится спасателем: Пути повышения эффективности по обучению первой медицинской помощи // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №4. – С.33.

  4. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. – М., 1986. – С.101-104.

  5. Валеологическое образование дошкольников. Содержание валеологических знаний / Сост. И. Л, Пасмон // Дошкольная педагогика. – 2004. - №1. – С.13.

  6. Валеологическое образование дошкольников. Содержание валеологических знаний / Сост. И. Л, Пасмон // Дошкольная педагогика. – 2004. -№2. – С. 11-13.

  7. Валеологическое образование дошкольников. Содержание валеологических знаний / Сост. И. Л, Пасмон // Дошкольная педагогика. – 2004. - №4. – С. 11-14.

  8. Воронин Д. Опасные забавы. – Калининград, 2001.

  9. Гостюшин А. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 1-4 классов. – М., 1998.

  10. Малаян Опасности глазами школьников. «Конкурс» как средство обучения // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №2.

  11. Некляев С. Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. – М., 2003. – С. 170.

  12. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1987.

Методические рекомендации по реализации программы:

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» предназначена для работы с детьми 3-7 лет в условиях ДОУ.

В первую очередь в режимном процессе дошкольного учреждения следует предусмотреть время для реализации этой программы. Программные задачи могут решаться на специальных занятиях по основам безопасности жизни и здоровья детей, и тогда, в перспективных и календарных планах появится новый раздел.

Также данный вид занятий может быть включен, как в настоящее время и предполагается, в раздел занятий по ознакомлению с окружающим. Однако, чтобы такие занятия не затерялись в общей массе разнородного материала следует предусмотреть частоту проведения занятий именно по этой теме, и, в таком случае, скорее всего речь уже будет идти о необходимости увеличения количества занятий по ознакомлению с окружающим.

Кроме занятий с детьми во всех возрастных группах следует не менее двух раз в неделю, а лучше всего ежедневно, в разные промежутки дня проводить специальные игры и упражнения, которые позволят не только лучше запомнить и усвоить правила и нормы безопасного поведения, но и закрепить их в практической деятельности.

Предлагаемые игры должны быть не только доступны, но и интересны для детей, разнообразны по содержанию. Часть игр может носить коллективный характер (например, «Спасатели», «Пожарные на учениях», «Внимание!

Светофор!» и т.п.) , другая часть игр предназначена для детей играющих подгруппами или индивидуально («Разложи картинки», «Что вредно, а что полезно», «Найди ядовитые грибы», «Узнай ядовитые растения» и т.п.) . Такой подход позволит педагогу использовать игры по формированию у детей правил и норм безопасности в разное время: утром и вечером – как индивидуальную и самостоятельную работу, между занятий – как организационную деятельность, во вторую половину дня – как основную работу по решению программных задач. Частично игры на закрепление правил и норм безопасного поведения могут проводиться и на других занятиях. Так, например, игры: «Мой друг компас», «Найди по плану местности», а также упражнения, типа «Сравни по количеству съедобные и несъедобные растения», «Каких грибов Маша нашла больше» и т.п. могут быть использованы на занятиях по математике.

Упражнения типа: «Опиши растение», « Вредно-полезно», «Опиши картинку и укажи, что на ней опасно, а что безопасно» и т.п. целесообразно использовать на занятиях по развитию речи.

Чтение и анализ детских произведений по данной теме можно частично осуществлять на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, например, Г. Остер «Зарядка для хвоста», А. Барто «Зарядка», «Стройка» и т.п.

Чтение и анализ произведений типа: «Вода и воздух», «Великий спор»;

«Что случилось с рекой», «Жила-была река» и т.п., могут проводиться на занятиях по экологическому воспитанию, знакомству с природой.

На занятиях по изобразительной деятельности следует предусмотреть такие темы, как: «Огонь добрый, огонь злой», «В каждом рисунке солнце», «Бурная река» и т.п.

Решая задачи не только знакомства детей с правилами безопасного поведения, но и их физического развития следует использовать подвижные игры: «Светофор», «Пожарные на учениях», «Комбинированная эстафета», «Вызываем спасателей» и т.п.

Особое внимание следует уделять сюжетно-ролевым играм, так как в них дети не только усваивают необходимые правила, но и учатся их применять в повседневной жизни, получают непосредственный практический опыт. К играм такого рода можно отнести: «Аптека», «Больница», «Пожарные», «Спасатели» и т.п.

Таким образом, задачи по формированию норм и правил безопасного поведения ребенка могут решаться через разные виды деятельности и в разное время пребывания ребенка в ДОУ. Однако, в процессе работы педагогу предъявляются дополнительные требования. Так, например, на занятиях в независимости от их вида и направленности (развитие речи, математика, изобразительная деятельность и т.п.) внимание уделяется не только на формирование у детей навыков счетной деятельности (например, упражнение «Каких грибов Маша нашла больше») , умений последовательно описывать предметы (в занятии по развитию речи «Опиши растение») , пересказывать близко к тексту содержание произведений – на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и т.п., но и анализу связанному с вопросами безопасности жизни и здоровья людей, т.е., какие признаки чаще всего указывают на ядовитое растение, чем опасны такие растения, можно ли их уничтожать и т.п. Именно эти аспекты будут отличать комплексные занятия (занятия, где одновременно решаются задачи по формированию у детей правил безопасного поведения и задачи по формированию знаний и умений, связанных с изучением каких то конкретных дисциплин) от просто предметных занятий (математика, развитие речи, рисование и т.п.) .

Те же требования предъявляются и подвижным, дидактическим и сюжетно-ролевым играм.

Так, например, в подвижной игре «Светофор» обязательно вначале (а при необходимости и в конце) игры с детьми обсуждаются правила дорожного движения, почему их следует соблюдать, к каким последствиям может привести несоблюдение правил дорожного движения и т.п.

В сюжетно-ролевой игре «Аптека» внимание детей обращается на правила использования лекарственных средств, на то, что лекарство может быть полезно и вредно одновременно, а, следовательно, нужно беспрекословно придерживаться рекомендаций врача, на знакомство детей с лекарственными растениями и т.п.) .

Занятия по формированию у детей правил и норм безопасного поведения следует посвящать анализу таких проблем, как оказание первой помощи, знакомству с правилами поведения при различных несчастных случаях. На занятиях следует дать детям сведения о службе спасения, скорой помощи, учить детей пользоваться телефонами служб спасения, упражнять в точном объяснении сути несчастного случая по телефону. На занятиях дети знакомятся с основными правилами безопасности в быту, на улице, на природе и т.д.

Во время режимных моментов (гигиенические, прием пищи) детей следует знакомить с нормами и правилами ухода за телом, полостью рта, формировать знания о вредной и здоровой пище; о роли питания в жизни человека.

Очень важны в системе ДОУ закаливающие мероприятия, во время их проведения педагог обсуждает важность и значимость каждой из процедур, ее влияние на организм человека.

Следующее условие, направленное на формирование безопасности жизни и здоровья ребенка связано с особенностью закрепления полученных знаний в условиях дошкольного учреждения и в семье. С этой целью педагогу следует предусмотреть систему работы с семьей по данной проблеме.

В первую очередь родители должны быть поставлены в известность о реализации дошкольным учреждением программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программу следует обсудить с родителями на родительских собраний в начале учебного года.

Педагог должен быть готов ответить на любые вопросы родителей. Предложения, внесенные родителями, следует рассмотреть, проанализировать, и по возможности (если они имеют смысл) внести их в программу.

В течении года родители должны иметь четкие представления о том, какие в настоящее время реализуются задачи программы. С этой целью информация по темам занятий помещается в родительские уголки, папки-передвижки. По изучаемым темам педагог делает подборку литературы для родителей, проводит дополнительные родительские собрания, индивидуальные консультации.

Предлагаемые для родителей материалы должны содержать не только информацию общего характера, но и конкретные рекомендации по работе с ребенком в условиях семьи, перечень детской литературы которую родители могут обсудить с ребенком, рекомендуемые телепередачи для семейного просмотра, типы дидактических игр которые легко изготовить в условиях семьи и т.п.

В работе с семьей по реализации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» должны принять активное участие психолог, методист и заведующая ДОУ. Особо значима при этом может быть роль психолога. Так психолог может подготовить для родителей беседы, консультации по вопросам эмоционального благополучия ребенка, преодоления страхов детей связанных с пережитыми землетрясениями, наводнениями, пожарами и т.п.

Роль заведующей и методиста в большей степени может заключаться в создании материально-технической базы по реализации программы.

Для детей будут очень интересны и познавательны совместные с родителями и педагогами ДОУ праздники и развлечения по тематике программы. Такие развлечения могут проводиться в разные сезоны, их можно приурочить к таким праздникам, как «День спасателя», «День милиции», «День медика» и т.п.

Таким образом, все мероприятия в едином комплексе должны представлять единую стройную систему направленную на формирование у ребенка правил и норм безопасности жизни и здоровья. Только при этих условиях взрослый может быть относительно спокоен за поведение ребенка в окружающей среде, и надеяться, что в случае возникшей угрозы он не растеряется, и применит все свои знания и умения для того, чтобы позаботиться о безопасности своей и окружающих его людей.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий / Под ред. В. А. Котляровского. – М., 1995.

  2. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. В. Е. Анофрикова, С. А. Бобок, М. Н. Дудко. – М., 1999, с.45.

  3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. – М., 2000.

  4. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8.

  5. Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей. – М., 1988, с.18.

  6. Видра Д. Невыносимый ребенок // Дошкольное воспитание. – 2003. - №11.

  7. Волкова С. С. Как воспитать здорового ребенка. – Киев, 1981.

  8. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1.

  9. Гостюшин В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1995.

  10. Гражданская оборона / Под ред. В. И. Завьялова. – М., 1989, с.22.

  11. Григорьев А. А. Экологические уроки прошлого и современности. – М., 1991.

  12. Гринко С. С. Катастрофы на берегах рек. – Л., 1963, с.32.

  13. Дементьева Л., Быданова Н. На помощь в «Светофорию» // Дошкольное воспитание. – 2003. - №12.

  14. Демирчоглян Г. Г. Компьютер и здоровье. – М., 1995.

  15. Денисов В. В., Денисова И. А. Безопасность жизнедеятельности. – М., 2003, с.533.

  16. Еткова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1.

  17. Запорожец А. В., Неверович Я. З. Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

  18. Зурабова К. Пожарный – тот, кто тушит // Дошкольное воспитание. – 2003. - №9.

  19. Иванов А. Азбука безопасности. – М., 1996.

  20. Кейтс Р. Стихийные бедствия: Излучение и методы борьбы. – М., 1978, с. 20.

  21. Куприн А. Не понимаю министерство образования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №1. – с.11.

  22. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание. – 2003. - №2.

  23. Мошкин В. Цели воспитания культуры безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №3. – с. 38.

  24. Никитина В. Н. Гигиенические аспекты безопасности труда пользователей персональных ЭВМ // Компью Лог. – 1998. - №2. – с.5.

  25. Орлов В. Война против беззащитных // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №9. – с.44.

  26. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. - №11.

  27. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1.

  28. Поляков С. В. Последствия сильных землетрясений. – М., 1978, с.5.

  29. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях / Под ред. В. А. Полякова. – М., 1990, с.12.

  30. Сан Пи Н 2.2.2.542-96 // Госкомсанэпидемнадзор России. – М., 1996.

  31. Сантеева Т. А. Безопасность детей и взрослых // Управление дошкольным образованием. – 2004. - №3. – с.44.

  32. Ситников В. Что делать в экстремальных ситуациях. – М., 2004.

  33. Смирнова Е., Холмогорова В. Игра, направленная на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8-9.

  34. Смирнова Е., Холмогорова Т. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. – 2003. - №4.

  35. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М., 1999, с.170.

  36. Старостин В. Правила – чтобы их нарушать? // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №2. – с.4

  37. Фигдор Т. Трудные дети // Дошкольное воспитание. – 2003. - №12.

  38. Черкесов В. Наркотики – оружие массового поражения // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №4. – с.4.

  39. Черныш И. В. Энциклопедия выживания. – М., 2002.

  40. Шарыгина Т. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М., 2003.

  41. Шолохов В. С помощью противопожарной пропаганды число пожаров и их жертв можно уменьшить // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №7-8. – с.3.

  42. Это должен знать и уметь каждый. Памятка населению. – М., 1984.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Назначение

Фильтрующие противогазы предназначены для защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо РП, ОВ и БА (радиоактивной пыли, отравляющих веществ и биологических агентов) .

Применение и характеристики

По устройству фильтрующего патрона детские СИЗОД не отличаются от взрослых. Отличие заключается в устройстве лицевой маски. Для защиты органов дыхания детей существуют следующие противогазы: ДП-бм, ДП-6, ПДФ-7, ПДФ-Д, ПДФ-Ш.

Противогаз ПДФ-II Детский противогаз ПДФ-7

Камера защитная детская КЗД-4
На сегодняшний день противогаз ПДФ-7 наиболее совершенными моделями являются ПДФ-2Д и ПДФ-2Ш для детей дошкольных и школьных возрастов. В комплект входят: фильтрующе-поглощающая коробка ГП-7К, лицевая часть МД-4, коробка не запотевающими пленками и сумка.
Масса комплекта, дошкольного - не более 750 г; школьного - не более 850 г. Фильтрующе-поглощающая коробка по конструкции аналогична коробке ГП-5, но имеет уменьшение сопротивления вдоху. Также изменена лицевая часть, - это позволяет упростить подбор противогаза и увеличить время пребывания детей в средствах защиты.

Простейшие средства защиты органов дыхания.

Ватно-марлевая повязка.

Защищает основную часть лица от подбородка до глаз, изготавливается из ваты и марли (или только из ваты) . Ватно-марлевая повязка может защищать от хлора, для этого она пропитывается 2% раствором питьевой соды, а пропитанная 5% раствором лимонной или уксусной кислоты – защищает от аммиака. Она одноразового употребления, после применения ее сжигают. Обычно ватно-марлевую повязку используют вместе с очками.

Противопыльная тканевая маска ПТМ-1.

Защищает практически все лицо (вместе с глазами) , поверхность маски играет роль фильтра, корпус маски изготовлен из 4-х - 5-ти слоев ткани: верхний из неплотной ткани, нижний из плотной ткани (сатин, бязь) . Крепление маски обеспечивает плотное прилегание ее к лицу. ПТМ-1 хранится в специальном мешочке и может повторно использоваться после дезактивации.

Временно, но достаточно надежно может обеспечить защиту органов дыхания, от РП, вредных аэрозолей, особенно при отсутствии специальных средств защиты. Может временно защитить от хлора и аммиака.

Недостатки. Носят вспомогательный характер, могут использоваться лишь кратковременно, не защищают от высоких концентраций .

Ссылка на источник gigabaza.ru

Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р. Б - Программа - стр.5

Эти критерии игры позволяют разделить их по типам и видам.

I. По объему используемого учебного материала:

- тематическая игра – реализуется содержание одной изучаемой темы;

- комплексная – содержание игры охватывает учебный материал двух или более тем.

II. По учебно-познавательным целям:

- диагностическая – ее цель контроль усвоения знаний, умений, навыков;

- обучающая – усвоение новых знаний на основе и актуализации ранее изученных;

- развивающая – развитие личностных качеств ребенка (быстрота реакции, ориентировки на местности, внимательности и т.д.) .

III. По виду познавательной и практической деятельности детей:

- творческая – в процессе игры дети самостоятельно ищут пути решения дорожной ситуации;

- алгоритмическая – задача детей заключается либо в выполнении, либо в выборе наиболее продуктивного алгоритма действий в условиях дорожного движения;

- комбинированная – дети действуют по выбранному алгоритму, до определенного этапа, а далее самостоятельно завершают деятельность.

IV. По форме организации игры:

- индивидуальная – каждый ребенок решает самостоятельно (или с воспитателем) определенную дорожную ситуацию;

- групповая – дети разбиваются на две или несколько подгрупп; в этом составе проводится вся игра или ее часть;

- фронтальная – все дети выступают в качестве исполнителей одной роли и стремятся к единой цели игры.

V. По предмету моделируемой ситуации:

- межличностная – моделируемая ситуация взаимоотношений людей в условиях дорожного движения и ребенок играет в тесном контакте с другими людьми;

- ролевая – ребенок, играя с макетом, тренажером, ставит себя в условия выполнения различных ролей (водитель, пешеход, светофор и т.д.) .

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком.

К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию.

От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры.

Методика подготовки занятий в игровой форме.

Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:

• эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;

• положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;

• формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.

Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях.

Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной.

Особое значение в проведении игры по ГЩД имеет взаимоотношение воспитателя и воспитуемых. Отсутствие со стороны воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлению инициативы и потере интереса к игре.

Этапы подготовки игры

1. Определение конкретных целей (обучающих, воспитывающих, развивающих и контролирующих) и задач.

2. Определение конкретной моделируемой ситуации.

3. Выбор игры.

4. Планирование игры, перечень возможных правильных и неправильных решений, время, отводимое на игру.

5. Составление сценария игры, подготовка необходимых материалов для ее проведения.

6. Распределение ролей.

1. Определение готовности участников к игре (предварительная беседа и контроль знаний) .

2. Инструктаж игроков.

3. Непосредственная постановка проблемы и ее реализация.

4. Текущий контроль хода игры со своевременной координацией действий участников (возможные последствия правильных и неправильных действий) .

Подведение итогов

1. Определение уровня усвоения нового и усвоение ранее изученного материала.

2. Подведение итогов игры с участием детей.

3. Методический анализ игры (анализ уровня достижений педагогической цели, поставленной перед данной игрой) .

Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения.

Игра по инициативе воспитателя направлена (так должно быть) на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те, которые обучают школьника безопасному поведению на дороге.

Но выбор игры должен быть очень осторожным. Игра ни в коем случае не должна быть самоцелью! Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой.

Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.

Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.

Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.

Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

Читать далее gigabaza.ru

Другие статьи по теме:

  • Безопасность детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...

  • Азбука безопасности для детей дошкольного возраста

    Кружок ЮИД «Азбука безопасности» Актуальность изучение правил дорожного движения и работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма связана с угрозой жизни и здоровья детей на дорогах. На...

  • Программа стеркиной основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Стеркина основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. «С...

  • Основы безопасности детей дошкольного возраста

    Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Краткая аннотация: Благодаря моей заинтересованности, я стала углубленно заниматься проблемой пожарной безопасно...

  • Программа основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Авдеева стеркина основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

    «Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...

  • Программы развития детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

    Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...

  • Обж для детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...

  • Рисунки по пдд для детей дошкольного возраста

    Развлечение по ПДД «Баба-яга и светофор» (фотоотчет) Добрый день или ночь, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт развлечения по ПДД. В нашей группе проходил краткосрочный проект...

  • Безопасность старший дошкольный возраст

    Родительское собрание «Безопасность жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Цель: педагогическое просвещение родителей в аспекте безопасного поведения в различных жизненных ситуаци...