*Часы не входят в программу
Содержание программы
1. Содержательность и разнообразие тематики.
2. Обучение через игру.
3. Максимальная активность детей на всех этапах занятия.
4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.
В содержание программы входят три направления, которые в свою очередь подразделяются на разделы:
Изобразительное творчество
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Создание детьми художественных образов на занятиях является источником для развития познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сфер жизни. Становление их художественного образа происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Данное направление включает в себя следующие виды деятельности:
- изобразительное искусство;
- развивающие игры (дидактические, ролевые, настольные, театрализованные) .
Задачи:
- развивать специфические умения в разных видах изобразительного творчества;
- поддерживать и поощрять стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
- инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций.
Изобразительная деятельность - это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, это еще и развитие памяти, внимания, логического мышления. Рисование развивает чувство прекрасного, ребенок получает представление о красоте и многообразии окружающего мира, предметов и явлений. А использование нетрадиционных методик рисования (рисование пальчиками, пластилином, восковыми мелками и т.д.) делают процесс очень увлекательным.
Занятия развивают у обучающихся умения изображать предметы с натуры, передавать форму и цвет, с помощью разнообразной техники; уметь ориентироваться на листе альбома. Ребята учатся наблюдать, сравнивать предметы и сюжетные композиции, знакомятся с творчеством художников, изобразительными жанрами.
Занятия ручным трудом предполагают изготовление поделок и сюжетных композиций из различных материалов: пластилина, бумаги, картона, ткани, проволоки, фольги, природного и другого подручного материала; знакомят детей со свойствами этих материалов и способами их применения в работе.
Развитие и обучение проходит через применение различных видов игр, цель которых развивать у детей самостоятельность, инициативу, организаторские и творческие способности, воспитывать чувство коллективизма.
Мир вокруг нас
Это направление предполагает два основных вида деятельности: развитие разговорной речи и формирование познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
- сформировать навыков четкого произношения, обогащение и активизация словарного запаса детей; - активизировать восприятие на познание окружающего мира и явлений.
Речевое развитие детей происходит в процессе активного познания окружающей действительности, ее предметов и явлений, деятельности человека. Кроме того, совершенствование навыков устной связной речи осуществляется через знакомство с произведениями художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию.
Программа предусматривает различные виды речевой деятельности - это слушание, говорение, постановка вопросов и устные ответы на них, пересказ текстов, работа по тематическим и сюжетным картинкам, иллюстрациям, разучивание стихов, отгадывание загадок, развивающие речевые игры.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.
Данное направление включает следующие разделы:
- я и природа;
- время и единицы его измерения;
- семья;
- мир предметов. По каждому разделу предлагается определённый объём знаний с учетом возраста детей и опору на их личный опыт. Занятия строятся на основе методов наблюдения (рассматривание, исследование, выявление свойств) ; беседы и рассказа, во время которых не только закрепляются полученные знания, но и формируется положительное эмоциональное отношение к содержанию.
Большое значение имеют дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям быть увереннее, учат общаться друг с другом.
Основы безопасности жизнедеятельности
Необходимость введения в программу данного направления обусловлено тем, что дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Задачи:
- привитие знаний основ личной безопасности;
- приобщить к здоровому образу жизни.
Направление предусматривает несколько разделов:
Дать понятие «рабочий стол», научить украшать «рабочий стол»
Рассказ Смайлика о Пиктограммах, ярлыках; Практическое задание: Укрась «рабочий стол»
CD «Компьютер для дошкольников»
5
Мышь и ее устройство
Продолжать знакомить с устройством ввода – МЫШЬ. Закрепить умение выполнять щелчок и двойной щелчок, перетаскиваание элементы с помощью мыши
Рассказ Смайлика о устройстве ввода – МЫШЬ, ее свойствах, устройстве, функции. Практическое задание:
Один щелчок мыши, Двойной щелчок мыши. Перетаскивание
Презентация «Мышка»
Лого пеналы с муляжами Мышь.
6
Знакомство с клавиатурой
Познакомить с устройством ввода – клавиатурой, учит пользоваться некоторыми кнопками
Рассказ Смайлика о устройстве ввода информации клавиатуре, о ее свойствах, устройстве, о некоторых кнопочках: кнопки – буквы; кнопки – цифры;
кнопки – стрелки;Enter; delete; пробел
Лого пеналы с муляжами Клавиатура.
7
Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ
Рассказ Смайлика о ярлычках знакомых программ:Paint; Tux Paint; Раскрась –ка. Дид игра: «Найди ярлычок»
CD «Компьютер для дошкольников»
С файлами и папками
Дать понятие «папка»,»файл», учить различать их ярлыки
Рассказ Смайлика о папках и файлах. Рассмотреть внешний вид, познакомить сосвойства. Дид игра: «Найди и назови отличие»
CD «Компьютер для дошкольников»
Тестовое занятие «Компьютер – что это?»
Выявить уровень знаний и умений
По окончании 2-х годичного курса
Ребенок узнает:
Ребенок будет уметь:
Методологической основойпрограммы «Путешествие в компьютерную страну» является деятельностный подходк применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате обучения по данной программе ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими умениями и знаниями, которые заданы целями обучения.
Основные методические подходы:
Личностно-ориентированныйподходпредполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. На основе личностно-ориентированного подхода разработана поуровневая диагностика освоения программы. Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу с помощью составления индивидуальных маршрутов развития отдельных воспитанников.
Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как целостное образование, охватывающее определенную его часть и объединяет общим содержанием, сюжетом. На первом занятии дети отправляются в увлекательное путешествие в «Компьютерную страну».
Все последующие занятия строятся в виде игры – путешествия в ходе, которого дети получают определенные знания и умения. В ходе реализации программы поддерживаются определенные правила поведения в компьютерном классе и имеются определенные атрибуты – Лого мышка.
Применение ИКТнеобходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Отличительной особенностью мышления детей дошкольного возраста является наглядно-образность. Использование презентаций, наглядности позволяет педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятия сюрпризный момент.
Программа «Путешествие в компьютерную страну» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию умений и навыков работы на компьютере с использованием новых информационных технологий:
В программе «Путешествие в компьютерную страну» используются классические методы и приемы: наглядный, словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово) , игровой, диагностический; метод авансирования личности,метод мозгового штурма, а так же интерактивный метод.
Интерактивный методвзаимный, «act» - действовать) –означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности воспитанников в процессе обучения.
Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности на достижение целей. Педагог также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ребенок изучает материал) . Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются детьми. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их дети не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Для реализации программы «Путешествие в компьютерную страну» необходимо:
Каждое занятие включает динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики. Занятия проводятся по субботам. После завершения занятий родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе Для проведения занятий каждому ребенку необходима тетрадь в клеточку, простой и цветных карандаши, для учителя – демонстрационный и раздаточный материал.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
На начальном этапе в ходе встречи с педагогом-психологом ДОУ «Звездочка» Швалевой А. А. использую дополнительно к портрету каждого ребенка информацию об итоговом психологическом обследовании детей на предмет готовности ребенка к школе. После половины занятий я провожу промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректирую занятия, организую консультацию для родителей с целью формирования положительного мотива учения у детей.
На этом собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце подготовки проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе составляется сводная таблица результатов обучения.
Опыт показывает, что у детей улучшается внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторная координация. Они привыкают к школе, к учителю, узнают правила работы в группе.
Адаптационный период, о котором так много сейчас говорят, у наших малышей проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы будущего первоклассника. Курс занятий используется первый год.
Результаты контрольных срезов дают положительную динамику по наблюдаемым параметрам готовности детей к школе (по методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, по методике «Определение мотивов учения старших школьников» М. Р. Гинзбург, по методике «Беседы о школе» Т. А. Нежновой, по методике раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 6 – 7 лет М. М. Безруких, «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе» Л. Е. Журовой, Е. Э. Кочуровой, М. И. Кузнецовой) . Хочется отметить, что, проучившись в школе, сентябрь процесс адаптации прошел успешно. Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном образовании, психологически подготавливает к началу обучения.
Разделы программы:
1. Вводное занятие
Цель: установить атмосферу взаимного доверия между учителем и детьми, вызвать интерес к занятиям, настроить детей на познавательную активность.
Упражнения:
Материалы: мяч, лист бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
2. Развитие познавательных процессов, двигательной активности и личностной сферы
Цели:
Игры и упражнения [Андрющенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993] (см. Приложение 2) :
Материалы: дидактический (раздаточный) материал, шаблоны, тетрадь в клеточку, простой и цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
3. Заключительное занятие
Пояснительная записка
Актуальность
Хореографическое искусство – значимая часть духовной культуры человека и одна из составляющих его творческого саморазвития и эстетического сознания. Формирование эстетического вкуса средствами уроков хореографии как части образовательного и воспитательного процесса, выступает как одна из конкретных возможностей раскрытия личности подрастающего человека.
Данная программа, являясь частью образовательной и воспитательной системы ОУ, разработана в соответствии с общей концепцией школьного воспитания и современными методиками и формами обучения танцам;обеспечивает развитие детей и активизацию их познавательных интересов в свободное время в области танцевального искусства.
Танцевальное воспитание предполагает приобретение знаний и навыков в области хореографии, формирование художественного вкуса. Обучение танцам сочетает средства музыкального, пластического, спортивно-физического, художественно-эстетического развития и образования. Занятия танцами учат детей слушать и воспринимать музыку, передавать в движении ее образы, эмоциональное состояние, развивают музыкально-двигательные навыки и эстетический вкус; общаться посредством движения, работать в команде, сосредотачиваться, импровизировать.
В программу заложена идея приобщения детей к танцевальной культуре с помощью обучения их основам хореографии и современных танцев. Танцы затрагивают музыкальную, спортивную, творческую сферы жизни и относятся к группе сложно-координационных видов досуговой деятельности. Танцевальное искусство, давая выход энергии детей, наполняет их бодростью, удовлетворяет потребность в празднике, в зрелище, игре.
Танцы для дошкольников построены на изучении основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм и темп) , которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучаются простые движения, формируются навыки передачи с помощью движения эмоциональных оттенков (танцуем спокойно, бодро, весело, плавно или резко) ,навыки выполнения движений в различных темпах.
Часто занятия больше похожи на игру. Наряду с четко определенным построением урока, состоящего из тренировочных движений, следует включать упражнения, позволяющие ребенку свободно, произвольно двигаться, «выплескивать» эмоции, фантазировать и проявить себя в игре.
Игра и движение – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы играть и двигаться. Игра как способ познания действительности – одно из главных условий развития детского воображения и самостоятельности.Игра снимает усталость и дает простор лучшим силам и свойствам ребенка, развивает сообразительность, находчивость, инициативу,мышление, воображение и творческие способности.
Игра способна трудную работу сделать легкой и увлекательной; рождает стремление переносить трудности, которое необходимо любой трудовой деятельности. Игры вызывают чувства сопричастности и переживания совместного успеха. В игре легко и незаметно для ее участника формируются способности взаимодействия с людьми.
В дошкольном возрасте происходит активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему) . Выразительное движение – это своеобразная задача двигательного воображения, которое обеспечивает одушевление и одухотворение детских движений. Импровизации на заданную тему (например, танец ветра, танец бабочки, цветка; с предметом и т.п.) дают возможность проявить полную свободу выражения чувств и ощущений.
В специальных заданиях на музыкально-игровое творчество дети приобретают способность самостоятельно изменять выразительность своих основных движений (ходьбы, бега, прыжков) в зависимости от особенностей музыки. Такая игра является важным методом активизации интереса к музыке и созданию музыкально-двигательных образов. Совершенствуется умение детей исполнять движение пружинным, маховым и плавным приемом, изменяя их силу, амплитуду, ритм, темп.
Занятия танцами направлены на:
Немаловажным фактором занятий детей в танцевальных группах является престижность занятий танцем, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на праздниках, конкурсах и фестивалях.
Главная задача педагога - создать условия, способствующие раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала детей, научить сознательному отношению к своим движениям, помочь детям проникнуть в мир музыки и танца.
Цель программы:
Формирование внутренней культуры и эстетической позиции средствами уроков хореографии как части образовательного и воспитательного процесса, как одной из конкретных возможностей раскрытия личности подрастающего человека, развитие творческих способностей средствами хореографического искусства.
Целью занятий хореографией является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой; развитие образного мышления и воображения. Занятия танцами органически связаны с усвоением норм этики, выработки нравственных основ, высокой культуры общения и поведения, общей культуры зрителя, уважения к профессиональной деятельности других людей.
Цель программы– создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
Сроки реализациипрограммы
Программа рассчитана на 4 месяца (январь-апрель) . Количество часов в год – 8 часов (16 рабочих недель, 0,5 часа в день 1 раз в неделю) . Продолжительность занятий обусловлена возрастными особенностями детей.
Формы и режим занятий
В коллектив принимаются дети 5-6 лет по желанию (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) , комплектование групп происходит с учетом возраста и подготовки учащихся.
Основной формой организации образовательного процесса является занятие в группе. Возможные виды занятий: традиционное практическое занятие, теоретическое занятие, игра, комбинированное занятие, праздник, конкурс, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т.д.
Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий танцами, границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, современного, сценического танца. Преподаватель строит работу таким образом, чтобы не нарушить целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы развития детей.
Процесс обучения происходит очень динамично, со сменой различных ритмов и танцев, импровизацией движений и танцевальных игр. Учитывая отсутствие у основной массы детей достаточного уровня физической подготовки, программа предусматривает упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающий правильную осанку. Наряду с этим включаются упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие.
Значительная часть программы посвящена азбуке музыкального движения. Это различные виды шагов, знакомство с рисунком танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию, что подготавливает детей к исполнению более сложных элементов. Наряду с этим в программу включены сюжетные и игровые танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актерское мастерство.
На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционно-постановочной работы нарабатывается техника танца, разучиваются новые танцевальные движения, раскрывается творческий потенциал детей, совершенствуется их исполнительское и актерское мастерство.
В коллективе предусмотрена работа с родителями индивидуально и с родительским комитетом, что облегчит подготовку к концертной и конкурсной деятельности, пошив костюмов и т.д.
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующиеосновные принципы: постепенность в развитии природных способностей детей; последовательность в овладении танцевальными движениями, систематичность и регулярность занятий.
Прогнозируемые результаты 1-го года обучения
К концу 1-го года обучения учащиеся будут знать:
Формы подведения итогов реализации программы - проведение итогового показательного занятия; а в дальнейшем - участие в общешкольных мероприятиях и праздниках; участие в фестивалях и конкурсах танца; сотрудничество с другими творческими коллективами.
Учебно-тематический план
Образовательные программы для детей дошкольного возраста
• игры с готовым содержанием и правилами; • подвижные игры и спортивные развлечения; • игры-экспериментирование; Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами. Мно...
Фгос для дошкольников
Методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте ФГОС овременные подходы к организации предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организа...
Логоритмика для дошкольников
Организация деятельности педагога по формированию правильной речи у младших дошкольников средствами логоритмики Речь детей развивается лучше при условии высокой двигательной активности ребенка. С...
Программа английского языка для дошкольников
Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет) Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особе...
Задания по грамоте для дошкольников
Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи, дифферен...
Занятие по изодеятельности для дошкольников. Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди» Занятие по ИЗО для дошкольников. Тема. Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цел...
Программы для детей дошкольного возраста
Авторская программа обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии: "Талант – восьмое чудо света" 5. Предварительные результаты по возрастным группам по разделам (см. Приложение 4) : -...
Подготовка к школе занятия для дошкольников волгоград
Индивидуальные занятия по подготовке к школе в Волгограде — «Ваш репетитор» Сахнова Юлия Александровна Репетитор по начальной школе и подготовке к школе. Образование: Саратовский государственный...
Обучающая программа для детей дошкольного возраста
• игры с готовым содержанием и правилами; • подвижные игры и спортивные развлечения; • игры-экспериментирование; Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами. Мно...
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста
«Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...
Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников
Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...
Развивающие программы для детей дошкольного возраста
2. Цели и задачи программы. 3. Организационно-методическое обеспечение программы. 4. Формы и методы занятий. 5. Техническое оснащение занятий. 6. Учебный план работы кружка 7. Предполагаемые резу...
Аппликация для дошкольников
«Нетрадиционная техника аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников» В опыте работы рассказываются методы обучения дошкольников аппликации с использованием нетрадиционн...
Подготовка к школе занятия для дошкольников
3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры. Игры на развитие пространственных представлений у ребенка • «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы уб...