Психолого педагогическое обследование детей дошкольного возраста

Муниципальное учреждение «Управление образования Альметьевского муниципального района РТ»

Городское методическое объединение

педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений

на тему «Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка»

Тема выступления

«Диагностика детей раннего и дошкольного возраста»

Подготовила:

Маклова Н. А.

Альметьевск 2014г.

СЛАЙД 2 Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в тоже время крайне необходима. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полным и эффективным могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы – пластичностью, т.е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействия извне.

Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего возраста стали положения отечественных психологов о том, что развитие ребенка происходит путем усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности.В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, мышления и речи.

СЛАЙД 3 При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования учитывается тот факт, что для ребенка раннего возраста ведущим способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству, проявляя желание выполнить задание, предложенное взрослым.

При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития: актуальном (достигнутом к настоящему моменту) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития) . Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, что помогает выявить детей с задержкой в психическом развитии.

СЛАЙД 4 Для обследования детей используется методическое пособие Стребелевой Елены Антоновны «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей». Диагностические материалы структурированы по возрастам.

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет и дошкольного возраста 3-7 лет и позволяют

СЛАЙД 5 определить основные параметры познавательного развития ребенка:

  • Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание) . Ребенок проявляет интерес либо к игрушке, либо к действиям с ними.
  • Способы его выполнения (самостоятельно или после обучения, показа, подражая действиям взрослого) .
  • Обучение в процессе диагностического обследования(только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для данного возраста) . В процессе обследования детям предлагаются следующие виды помощи:

- выполнение действий по показу, подражанию;

-выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов;

-с ориентировкой на речевую инструкцию.

Количество показов выполнения задания не должно превышать 2-3 раз. Обучаемость в процессе обследования, т.е переход к самостоятельному выполнению заданий свидетельствует о его потенциальных возможностях. Отсутствие обучаемости может быть связана с грубым снижением интеллекта или нарушениями эмоционально-волевой сферы.

  • Отношение к результату своей деятельности (активный интерес к заданиям, заинтересованность конечным результатом) .

СЛАЙД 6 Количественная оценка действий ребенка

- 1 балл (ребенок не принимает задание)

- 2 балла (ребенок принимает задание, начинает его выполнять, после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания)

- 3 балла (ребенок испытывает трудности при выполнении задания, после обучения самостоятельно выполняет задание)

- 4 балла (ребенок сразу принимает и самостоятельно выполняет задание) .

СЛАЙД 7 Обследование детей раннего возраста выделено в отдельное издание «Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет) . Ранняя диагностика умственного развития».

В данной методике предлагаются 10 заданий, рассчитанных на обследование детей 2-2,5 года, а также 2,5-3лет.

СЛАЙД 8

  1. «Лови шарик»

Цель:установление контакта и сотрудничества со взрослым, понимание словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие ручной моторики.

Оборудование:желобок и шарик

  1. «Спрячь шарик»

Цель: выявление практического ориентирования ребенка на величину, наличие у ребенка соотносящих действий.

Оборудование: две (три) коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками, 2-3 шарика разных по величине, но одинаковых по цвету.

(ПО ЩЕЛЧКУ)

  1. «Разборка и складывание матрешки»

Цель: выявить уровень практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличие соотносящих действий, понимание указательного жеста, умение подражать действиям взрослого.

Оборудование: две 2-х составные (3-х составные) матрешки

(ПО ЩЕЛЧКУ)

Цель: практическое ориентирование на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленность действий.

Оборудование: пирамидка из трех колец, из четырех колец

СЛАЙД 9

Цель: выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Оборудование: две, четыре пары предметных картинок.

(ПО ЩЕЛЧКУ)

Цель: выделение цвета как признака, различение и называние цвета.

Оборудование: цветные кубики – два красных, два желтых (белых) , два зеленых, два синих

(ПО ЩЕЛЧКУ)

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части

(ПО ЩЕЛЧКУ)

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу.

Оборудование: 4-6 плоских палочек одного цвета

СЛАЙД 10

Цель: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку) .

Оборудование: тележка с кольцом (машинка) , скользящая тесемка. Обучение проводится на уровне проб самого ребенка.

(ПО ЩЕЛЧКУ)

  1. «Нарисуй» (дорожку или домик)

Цель: понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат.

Оборудование: карандаш, бумага

СЛАЙД 11 Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

10-12 баллов - первая группа

24-33 балла – третья группа;

34-40 баллов – четвертая группа.

Дети 1,2 групп нуждаются в комплексном обследовании, использовании других методов изучения, обследовании психоневролога и других специалистов.

Дети 3 групп, у которых отмечаются трудности в выполнении заданий, нуждаются в систематической коррекционной помощи.

Развитие детей 4 группы соответствует данному возрасту.

СЛАЙД 12Обследование детей дошкольного возраста (3-4 лет)

Для обследования предлагаются 10 заданий.

СЛАЙД 13

  1. «Поиграй» (набор сюжетных игрушек)

Цель:выявление уровня развития игры, отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.

Оборудование:кукла, детская коляска, мебель для куклы, строительный набор, машинка, мячик.

(ПО ЩЕЛЧКУ)

  1. «Коробка форм»

Цель: проверка уровня развития практической ориентировки на форму, т.е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических заданий.

Оборудование: коробка с пятью прорезями – полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы («Почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигурами, основания которых соответствуют по форме одной из прорезей.

(ПО ЩЕЛЧКУ)

Цель: выявить уровень практического ориентирования ребенка на величину предметов.

Оборудование: 4-х составная матрешка

(ПО ЩЕЛЧКУ)

  1. «Группировка игрушек»

Цель: выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, т.е. выполнения группировки по форме

Оборудование: 3 коробки без крышек одного цвета с изображением на них эталонами-образцами – на первой изображен квадрат, на второй – треугольник, на третьей – круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 – похожие на квадрат (кубик, коробок…) , 8 – похожие на треугольник (конус, елочка…) , 8 – похожие на круг (монета, медаль, полусфера…) .

СЛАЙД 14

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (чайник, петух)

(ПО ЩЕЛЧКУ)

  1. «Достань тележку»

Цель: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование: тележка со стержнем, 3 палочки: с колечком, с рабочим концом типа вилки, с веревочкой. Обучение не проводится.

(ПО ЩЕЛЧКУ)

  1. «Найди пару»

Цель: умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

Оборудование: 3парные карточки, на каждой из которых изображены в разной последовательности геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

(ПО ЩЕЛЧКУ)

Цель: выявление умения работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно.

Оборудование: 2 одинаковых комплекта строительного материала – бруски, треугольные призмы, полусферы (все одного цвета)

СЛАЙД 15

Цель: выявление уровня развития предметного рисунка.

Оборудование: 2 цветных фломастера, лист бумаги

(ПО ЩЕЛЧКУ)

  1. «Сюжетные картинки»

Цель: выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи.

Оборудование: картинки с изображением ситуации, близкой к жизненному опыту детей (девочка кормит куклу, мальчик умывается, мальчик катает мишку на машине) .

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах (также как дети 3 лет) .

СЛАЙД 16 Для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста можно использовать пособие Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Диагностические материалы структурированы по возрастам. Составленный таким образом комплект позволит педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в ДОУ до выпуска в школу.

В диагностический комплект входят методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей от 3 до7 лет, содержание и процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также приложения, где представлены необходимые для проведения диагностики материалы.

Стимульные материалы делятся на три вида. Первая группа – предметы (матрешки, коробка форм, игрушки и т.д.) , в приложениях они не представлены. Вторая группа – материалы многоразового использования, и третья – расходные материалы – которые потребуются на каждого ребенка.

СЛАЙД 17 В начале диагностики проводится беседа-знакомство, позволяющая ребенку адаптироваться в новых условиях, а взрослому установить с ним контакт. После беседы ребенок выполняет ряд заданий, а психолог в это время ведет протокол обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы.

Протокол является частью диагностической карты, которая заполняется на каждого ребенка и включает в себя также схему беседы, разделы «Примечание», «Рекомендации». В этих разделах указывается дополнительная информация, отмечаются особенности работы ребенка.

СЛАЙД 18 По результатам проведенного обследования для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации, которые также фиксируются в карте. Кроме того, результаты всех детей заносятся в сводную таблицу группы. Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития психических процессов детей конкретной группы и разработать коррекционно-развивающие программы на группу в целом.

СЛАЙД 19 Количественная оценка действий ребенка

Результаты по каждому субтесту оцениваются в баллах:

2 балла – высшая оценка

Подробней на сайте nsportal.ru

Тема 2.5. Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста - Студопедия

  1. Анализ данных на основе Концепции дошкольного воспитания

Задание № 1.Составление пакета диагностических методик

Задачи изучения темы:учиться составлять пакет диагностических методик, направленных на изучение особенностей познавательной, эмоционально-личностной сферы, сформированности типичных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Методические указания:пакет диагностических методик предъявляется для проверки до проведения лабораторного занятия № 1 (тема 2.5., раздел 2)

Содержание:студенты готовят пакет диагностических методик по следующим направлениям:

1. диагностика познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, экспрессивной и импрессивной речи) ;

2. диагностика сформированности детских видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, счетной) ;

3. диагностика эмоционально-личностной сферы.

Каждая карточка с методикой должна содержать следующее:

1. Название методики;

3. Процедура проведения, инструкция для испытуемого;

4. Анализ (интерпретация) результатов;

5. Стимульный материал (карточки для предъявления испытуемому) .

Для каждого психического процесса (психического состояния) должно быть несколько вариантов заданий и несколько вариантов одного задания (ориентированных на детей разного возраста) .

При составлении картотеки по 3 направлению можно включить следующие методики:

1. «Изучение половозрастной идентификации» (Н. Л. Белопольской, 1999)

2. Методика «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан, З. Василяускайте) // Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М., 2003. С.216-218 (приводится после изучения изобразительной деятельности только в том случае, если уровень ее сформированности высокий)

3. Методики изучения эмоций (показать на пиктограммах основные эмоции; назвать основные эмоции; дорисовать пиктограммы, чтобы получилась какая-либо эмоция; узнавание (показать) эмоций по реальным фотографиям; называние эмоций по фотографиям) // Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом. М., 2002. С.7-9)

4. Методика «Кинотеатр» // Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2005. С.94 (проводится в случае положительных результатов изучения эмоций) .

5. Тест Розенцвейга, детский вариант // Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2005. С.182 (если у ребенка достаточно высокий уровень развития экспрессивной речи) .

6. Сказки Дюсса // Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2005. С.157 (в случае высокого уровня развития импрессивной речи) .

Литература:

1.Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2005.

2. Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М., 2003.

3. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н. В. Серебряковой. С-Пб., 2005.

4. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для ПМПК. М., 2003.

5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 2005.

6. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н. В. Серебряковой. С-Пб., 2005.

7. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом. М., 2002.

Подробней studopedia.ru

-Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

-Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.

-Адаптация в детском саду.

-Основные черты характера (спокойный – возбуждённый, подвижный – замедленный, уравновешенный – капризный и т.д.) .

-Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, расторможенность, трудность переключения) .

Речевой анамнез

-Время появления гуления и лепета.

-Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций) .

-Время появления первых слов.

-Время появления развёрнутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.

-Наличие и выраженность итераций.

-Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.) .

Условия воспитания ребёнка

-Социальная среда (где ребёнок воспитывался – в доме ребёнка, детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой) .

-Особенности речевой среды: контакты с заикающимися лицами или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия – какой язык преобладает в общении.

-Особенности речевого общения с ребёнком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребёнка (в каком объёме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объёме) .

-Культурно-бытовые условия в семье.

-Возраст, в котором появилось заикание.

-Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.) .

-Наличие периода мутизма.

-Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

-В каких условиях облегчается – ухудшается речь.

-Изменилось ли поведение ребёнка с момента появления заикания и в чём это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.) .

-Отношение ребёнка к своему речевому дефекту.

-Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы образования – детский сад, школа) .

-Продолжительность и результативность лечения и обучения.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

-Имеют ли место частые конфликты в семье – чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребёнком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.) .

-Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.) .

Личностные особенности ребёнка

-Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребёнка.

-Отмечаются ли в поведении ребёнка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость) .

-Есть ли у ребёнка черты боязливости, пугливости.

-Уровень развития игровой деятельности.

-Комментирует ли ребёнок свои действия в играх или играет молча.

-Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.

-Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

-Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше) .

  1. Анализ заключения специалистов

Анализируется состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога) .

Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.

3. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребёнка

Анализируется общее развитие ребёнка, особенности деятельности.

Сведения ребёнка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.

Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам «Программы воспитания в детском саду» (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чём они проявляются) .

Характер игровой и трудовой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного) ; любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом) , любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым) ; сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание) , играет молча.

Отмечаются также:

-повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность утомляемость, истощаемость;

-особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребёнка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.) .

Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.

Характерологические особенности ребёнка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.) .

Состояние психических функций:

-особенности восприятия (восприятие цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребёнка) ;

-характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.) ;

-особенности памяти: скорость и объём запоминания, точность воспроизведения;

-особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.) .

4. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики

Процедура обследования общих произвольных движений

1. Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: 3 балла - удержание позы; 2 балла - удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; 1 балл - не удаётся сохранить позу, схождение с места;

б) стоять на «цыпочках». Отмечается: 3 балла - удержание позы; 2 балла - схождение с места, балансирование резко выражено; 1 балл - опускание на стопу, частое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бёдрах) . Отмечается: 3 балла - свободно прыгает на одной ноге; 2 балла - касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; 1 балл - не удаётся прыгать на одной ноге;

б) определяется возможность прыгать с места через верёвку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: 3 балла - прыжок производится легко и свободно; 2 балла - прыжок неловкий, не удаётся оттолкнуться двумя ногами; 1 балл - прыжок не удаётся.

3. Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички) ; ребёнку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: 3 балла - одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; 2 балла - движения не всегда одновременные; 1 балл - одновременные движения не удаются;

б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребёнку предлагается катушка ниток; маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать её на указательный палец. Отмечается: 3 балла - марширует и наматывает нитку одновременно; 2 балла - движения не всегда одновременны; 1 балл - одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

Процедура обследования тонких движений пальцев рук

Ребёнку предлагается выполнить следующие упражнения:

1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочерёдно сначала на правой, затем на левой руке;

2) загнуть каждый из пальцев поочерёдно на правой и на левой руке;

3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «пальчики здороваются»;

4) застёгивание и расстёгивание пуговицы, завязывание шнурков.

Отмечается ведущая рука – 3 балла - точное и чёткое выполнение; 2 балла - недостаточно чёткое; 1 балл - плохая координация, неловкость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнтца.1

  1. поднять брови («Удивление») ;

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме: