Психолого педагогическое сопровождение дошкольников

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

По результатам опроса фокус – групп «Что вы ожидаете от дошкольного образования? » были получены следующие результаты:

Наиболее важными и ценными для родителей являются не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию.

Воспитатели также ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков. Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.

В отличии от родителей и воспитателей дошкольных учреждений, учителя начальных классов отдают предпочтения наличию определенных предметных знаний и способностям ребенка подчиняться установленным правилам.

Кого слушать?

Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем.

Учить для жизни, а не для школы!

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

• Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

• дети;

• воспитатели, педагоги;

• родители.

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

1. диагностический;

2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.

На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, где учитываются 5 направлений дошкольного образования:

• социально – коммуникативное

• познавательное

• речевое

• художественно – эстетическое

• физическое

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который они заполняют в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.

При детском саде существует клуб «Гнездышко», где родители могут получить индивидуальные консультации по вопросам адаптации своего ребенка.

На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.

По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.

На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка», где воспитатели и педагог- психолог собирают информацию о семье ребенка, адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития.

Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

Для решения поставленных задач на данном этапе я использую следующие коррекционно – развивающие программы:

• Ю. В. Останкова «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе»

• И. Ярушина «Программа социально – психологической, коррекционно – развивающей работы с детьми»

• И. Л. Арцишевская «Занятия с гиперактивными детьми»

• Е. О. Севастьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет» и т. д.

На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей: выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.

Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.

Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Причины определения результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования через целевые ориентиры согласно ФГОС ДО:

1. специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) ;

2. системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации; отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) .

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

- Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования;

- При соблюдении требований к условиям реализации программы дошкольного образования они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Любой стандарт предполагает какой- то результат, то есть если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что- то изменит в системе воспитания и мы получим тот или иной планируемый результат.

Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики, должна стать социализация детей.

Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.

Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)

Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Важнейшей задачей модернизацииявляется обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребёнку в проблемных ситуациях;

квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста;

реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;

психологическая помощь семьям детей «группы риска».

Наше время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условийдля успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родами травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаче в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) , неврозами и неврозоподобными состояниями.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Перед педагогом-психологом ставятся задачи:

Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического в ОУ.

Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье, а также развитии воспитанников.

Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

В деятельности педагога-психолога МДОУ выделены следующие направления:

психопрофилактика (информирование родителей и педагогам по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников) ,

психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп) ,

развивающе -коррекционная работа (направленная на преодоление трудностей) ,

консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития,

работа в ПМП(к) .

равноправное сотрудничество и личная ответственность участников образовательного процесса;

использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребёнка в процессе обучения, воспитания и развития;

совместная деятельность разнопрофильных специалистов.

Для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей и родителейна разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.

Создание условий для сопровождения дошкольников в МДОУ, в процессе которого воспитатели детского сада смогут оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.

Идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

В основу модели сопровождения дошкольников положены принципы:

Гуманизация– предполагающая веру в возможности ребёнка.

Системный подход– основанный на понимании человека как целостной системы.

Комплексный подходк сопровождению развития ребёнка.

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития.

Непрерывностьсопровождения ребёнка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Задачипсихолого-педагогического сопровождения:

Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Оказывать помощь детям группы «риска».

Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в МДОУпредставляет из себя следующую деятельность:

Организация работы ПМП(к) В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В детских садах организована работа ПМП(к) ; разработано Положение по ПМП(к) .

При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум , куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться. Затем проходит вся процедура ПМП(к) .

Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребёнком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, показать комплекс мероприятий в домашних условиях.

Систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений.

Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.

Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребёнка) .

Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребёнка заносятся в карту индивидуального наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка. (Здесь можно рекомендовать воспитателям вести дневник наблюдений) .

По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятийоцениваются результаты реализации индивидуальной программы на очередном консилиуме.

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:

Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.

Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.

Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось?

Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?

Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:

сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;

работа более осмысленная и целенаправленная;

разработаны карты индивидуального развития дошкольников;

разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;

разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;

организована работа ПМП(к) , подготовлена необходимая документация.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Главная > Реферат > Курсовая > Психолого-педагогическое сопровождение детеи? дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребёнку в проблемных ситуациях;

квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста;

реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;

психологическая помощь семьям детей «группы риска».

Наше время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родами травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаче в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) , неврозами и неврозоподобными состояниями.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Перед педагогом-психологом ставятся задачи:

Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического в ОУ.

Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье, а также развитии воспитанников.

Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

В деятельности педагога-психолога МДОУ выделены следующие направления:

психопрофилактика (информирование родителей и педагогам по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников) ,

психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп) ,

развивающе -коррекционная работа (направленная на преодоление трудностей) ,

консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития,

работа в ПМП(к) .

равноправное сотрудничество и личная ответственность участников образовательного процесса;

использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребёнка в процессе обучения, воспитания и развития;

совместная деятельность разнопрофильных специалистов.

Для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей и родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.

Создание условий для сопровождения дошкольников в МДОУ, в процессе которого воспитатели детского сада смогут оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.

Идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

В основу модели сопровождения дошкольников положены принципы:

Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.

Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.

Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития.

Непрерывность сопровождения ребёнка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Оказывать помощь детям группы «риска».

Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в МДОУ представляет из себя следующую деятельность:

Организация работы ПМП(к) В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В детских садах организована работа ПМП(к) ; разработано Положение по ПМП(к) .

При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться. Затем проходит вся процедура ПМП(к) .

Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребёнком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, показать комплекс мероприятий в домашних условиях.

Систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений.

Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.

Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребёнка) .

Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребёнка заносятся в карту индивидуального наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка. (Здесь можно рекомендовать воспитателям вести дневник наблюдений) .

По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятий оцениваются результаты реализации индивидуальной программы на очередном консилиуме.

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:

Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.

Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.

Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему?

Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?

Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:

сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;

работа более осмысленная и целенаправленная;

разработаны карты индивидуального развития дошкольников;

разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;

разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;

организована работа ПМП(к) , подготовлена необходимая документация.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.

Подробней на сайте psychology-msk.ru

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников на разных возрастных этапах в условиях сельской малокомплектной школы-сад как фактор их личностного развития - Документ

Наименование и местонахождение образовательного учреждения:

Пестрецовская общеобразовательная школа

Тема проекта: Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников на разных возрастных этапах в условиях сельской малокомплектной школы-сад как фактор их личностного развития

Актуальность проекта

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.) .

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, перехода на новые образовательные стандарты обучения.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

  • защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

  • квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

  • реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;

  • психологическую помощь семьям детей "группы риска".

В современной системе обучения и воспитания к детским центрам предъявляются высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского центра, сада и школы.

Мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Проблема индивидуального сопровождения дошкольников представляет сейчас наибольшую значимость и актуальность для личностного развития детей и состоит в следующем: в детских садах отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие равные права на качественное дошкольное образование, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Эта проблема особо очевидна в сельской малокомплектной школе-сад, где группа состоит из воспитанников разной возрастной категории.

Мы определили характерные проблемы нашего района, которые необходимо решать в настоящее время:

1. Ухудшение здоровья детей:

  • изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.

2. Проблемы адаптации детей к условиям детского сада.

3. Трудности в подготовке детей к школе.

4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.

  • некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;

  • ослабление духовных связей между родителями и детьми и кризисное состояние семейных отношений.

5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:

  • отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;

  • недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого- педагогического сопровождения;

  • педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;

  • усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников на разных возрастных этапах развития позволит организовать учебно-воспитательный процесс как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения и воспитания, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого ребенка.

Отметим, что решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду в сельской малокомплектной школе-сад;

Предметом деятельности -ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка:

  • с миром;

  • с окружающими (взрослые, сверстники) ;

  • с самим собой.

Цельюпсихолого-педагогического сопровождения развития ребенка дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе в условиях сельской малокомплектной школы-сад является создание условий для личностного развития ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

  2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

  3. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

  4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

  5. Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

В основу психолого-педагогического сопровождения дошкольников положены следующие принципы:

  1. Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.

  2. Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.

  3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

  4. Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

  5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников на разных возрастных этапах:

  • Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.

  • Диагностика (индивидуальная, групповая) . Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их: во – первых, так как мы отслеживаем норму развития ребенка, и знаем кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше) , т.к. дети приходят в детский сад в разном возрасте. Сопровождение кризиса 3-х лет. Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям на каждом возрастном периоде. А так же сопровождение готовности к обучению в школе.

  • Консультирование (индивидуальная, групповая) , осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями.

  • Развивающая работа (индивидуальная, групповая) .

  • Коррекционная работа (индивидуальная, групповая) .

Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

  • Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

  • Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений) .

Руководитель проекта: директор МОУ Пестрецовской ООШ, кандидат педагогических наук Петрушова Наталья Александровна

Научный консультант: ст.преподаватель кафедры социальных технологий Яр ГУ им. П. Г. Демидова, кандидат педагогических наук Дворникова Елена Викторовна

Категория слушателей: воспитанники детского сада Пестрецовской обощеобразовательной школы.

Сроки (этапы) обучения, количество часов.

1 этап - подготовительный (2010 – 2011гг.) - изучение и анализ модели психолого-педагогического сопровождения;- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста идеи психолого-педагогического сопровождения;- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;- материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение) .2 этап – практический (2011 – 2012 гг.) - введение в практику программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников на разных возрастных этапах;- изучение динамики психического развития детей дошкольного возраста, диагностика уровня личностного развития дошкольников;- обеспечение практической психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста соответственно выявленным проблемам. Психокоррекционная и психопрофилактическая работы с детьми с недостатками в развитии психических функций, со сложностями в межличностных взаимоотношениях, а так же с эмоционально неблагополучными детьми.

- информирование, консультирование педагогов и родителей по вопросам психологического развития детей.

3 этап – обобщающий (2013 – 2014 гг.) -обработка и интерпретация результатов внедрения психолого–педагогического сопровождения дошкольников на разных возрастных этапах.- определение перспектив и путей дальнейшего реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников на разных возрастных этапах.

Планируемый результат:- гармоничное развитие личности детей дошкольного возраста;

- успешная адаптация детей дошкольного возраста к обучению в школе;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Таким образом, решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения.

Похожие работы:

Материал с сайта gigabaza.ru

Другие статьи по теме:

  • Психолого педагогические условия развития способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...

  • Психолого педагогическая поддержка детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие развития детей дошкольного возраста В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне призн...

  • Психолого педагогические условия дошкольники

    «Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста формами и правилами ЗОЖ» Актуальность Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового обра...

  • Педагогическое сопровождение в дошкольном образовании

    Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюто...

  • Психолого педагогическая диагностика детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста I. Аннотация Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-ко...

  • Психолого педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста

    Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА АГАПКИНА ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВИЧА 17. 04. 2004 ГОДА РОЖДЕНИЯ МДОУ ЦРР – Д/С № 66 ГОРОД...

  • Педагогическая характеристика на дошкольника

    Характеристика на ребенка ХАРАКТЕРИСТИКА на ФИО ребенка (Алексея) посещающего ___группу ДОУ «» комбинированного вида Алексей, года рождения, проживающий по адресу Детский сад Алексей посещает с г...

  • Педагогическая характеристика на дошкольника пример

    Характеристика на ребенка ХАРАКТЕРИСТИКА на ФИО ребенка (Алексея) посещающего ___группу ДОУ «» комбинированного вида Алексей, года рождения, проживающий по адресу Детский сад Алексей посещает с г...

  • Психолого педагогические особенности детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества ме...

  • Психолого педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написа...

  • Педагогическая характеристика на дошкольника готовая

    Характеристика на ребенка ХАРАКТЕРИСТИКА на ФИО ребенка (Алексея) посещающего ___группу ДОУ «» комбинированного вида Алексей, года рождения, проживающий по адресу Детский сад Алексей посещает с г...

  • Психолого педагогическая характеристика дошкольника

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с ТНР Имя ребенка дата рождения ХХ. ХХ. ХХХХ Заключение ОПМПК от ХХ. ХХ. ХХХХ ТНР Речевая среда. Благоприятная, умеренный контроль за процессом...

  • Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Педагогические технологии в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...