Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

«Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»

Эпиграфом своей работы я взяла слова Натальи Кончаловсой: "Слушай, слушай, различай. Звук короткий и протяжный. Чувства ритма развивай –это очень, очень важно! Слайд №2

Не секрет, что количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, связанные с недоразвитием фонематических процессов ежегодно увеличивается. Также у таких дошкольников часто отмечается и нарушение слоговой структуры слова в виде пропусков и перестановки слогов (например, вместо «самолёт» ребёнок говорит «масолёт» или «бегемот» - «гебемот» или вместо «пингвин» - «пигин», что тоже говорит о нарушенном фонематическом восприятии. Как правило, логопеды с такими детьми работают по развитию фонематической стороны речи и устранением нарушений слоговой структуры слова, что не всегда даёт быстрые и положительные результаты.

Детям, имеющим фонематическое недоразвитие довольно сложно выполнять задания на оценку и воспроизведение ритмического рисунка. Они затрудняются в подсчёте количества хлопков, ударов, даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, допускают ошибки, не правильно расставляют паузы в предложениях.

При заучивании стихов такие дети нарушают рифму стихотворения, так как от них «ускальзывает» ритм и рифма стихотворной формы. Слайд №3

Хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слова, словесного и логического ударения, а также совершенствуется организация речедвигательного акта, подготавливается работа над звукослоговой структурой слова, над расстановкой ударения, интонационной выразительностью.

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара. Данный этап работы очень важен в развитии фонематического слуха.

Игры на развитие ритма позволяют добиться более эффективных и ускоренных результатов в развитии фонематического восприятия у дошкольников. Так же работа над ритмом эффективна в работе с детьми с моторной алалией.

Сначала тренируют детей воспринимать на слух (слушать) и правильно оценивать (воспроизводить) небольшое количество ударов или хлопков без пауз: I, II, III и т. д (от 1 до 3-5 ударов). Далее даются сочетания комплексов хлопков или ударов, состоящих из различного количества ударов с короткими и длинными паузами (промежутками) :

III --- iii, III-iii-III, iii-II-ii (I- сильный удар, i –слабый удар, --- - пауза). Слайд №4

Работа по оценке и воспроизведению ритмов должна проходить в следующей последовательности:

Оценка количества ритмов;

Выполнение ритма по зрительному образцу;

Выполнение ритма по словесной инструкции. Слайд №5

Игры на развитие ритмического чувства в старшей группе. Слайд №6

«Послушай, как стучит сердце»

Цель: знакомство с ритмом.

Ход игры

Дети друг у друга слушают как бьются сердца, затем голосом, повторяют услышанное. После этого простукивают ритм ладошками.

Слайд№7

«Покажи нужную карточку»

Цель: определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисунком

Оборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5

Ход игры

Логопед показывает карточки с изображением ритмических рисунков от 1 до 3 или 5. Затем прохлопывает определённый вначале несложный ритм и предлагает ребёнку найти карточку, соответствующую количеству хлопков. Слайд №8

«Простучи столько раз, сколько точек на карточке»

Цель: воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз

Оборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5

Ход игры

В начале игры рассматриваются карточки с изображенными ритмическими рисунками. На каждой карточке считается количество точек. Затем логопед показывает карточку и предлагает прохлопать или простучать изображённый ритмический рисунок. Вначале игры используются карточки без пауз, затем с одной паузой. Слайд №9

«Морзянка»

Цель: воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз

Ход игры

Логопед прохлопывает несложный ритм и просит ребёнка повторить его в той же последовательности. Слайд №10

«Простучи, как я скажу»

Цель: воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции

Ход игры

Логопед предлагает ребёнку по словесной инструкции отхлопать (простучать) определённый ритм. В начале обучения даётся несложный ритм без пауз, затем ритмический рисунок постепенно следует усложнять. Слайд №11

Примерные ритмические рисунки:

Х-х, х-Х,

х-х-х, х-Х-х, Х-х-х, х-х-Х,

х-х-Х-х, Х-х-х-х, х-Х-х-х

Х – сильный удар или хлопок.

х – слабый удар или хлопок. Слайд №12

Прикреплённые файлы:

ritm-prezent_hgm9i.pptx | 1178,41 Кб | Скачан: 101
www.maam.ru

Авторская разработка. «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма»

Авторская педагогическая разработка

Автор разработки: Приходько Елена Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №29».

«Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма»

Концепция авторской разработки и актуальность

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Музыка эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее. Большой возможностью в развитии у детей чувства ритма обладает элементарное музицирование, так как является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов. В процессе игры на детских музыкальных инструментах, развиваются музыкальные способности и прежде всего, все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

Большой возможностью в развитии у детей чувства ритма обладает элементарное музицирование, так как является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов. В процессе игры на детских музыкальных инструментах, развиваются музыкальные способности и прежде всего, все виды музыкального слуха:

звуковысотный,

метроритмический,

ладогармонический,

тембровый,

динамический,

чувство музыкальной формы.

www.maam.ru

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах

В этом году мною была выбрана следующая тема самообразования: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».

В связи с этим поставила перед собой цель: повысить профессиональную квалификацию по данному вопросу через изучение учебной, справочной, научно- методической литературы.

На основе изученного теоретического и практического материала по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма старалась моделировать свою работу с детьми, направляя ее на развитие у них чувства ритма, тренировку внутреннего слуха, умения выделять сильную долю такта. А также развивать у них творческое воображение; воспитывать дружеские отношения.

Развитию чувства ритма у детей способствовало систематичное использование игры на ДМИ в НОД. Технику игры на инструментах дети демонстрировали на различных мероприятиях.

Озвучивание рассказов, сказок использовала в качестве формирования у детей стремления к активному творческому участию в коллективном музицировании на основе радостных ощущений и впечатлений.

Так, дети с большим удовольствием участвовали в озвучки рассказа по репродукции картины В. Маковского "Дети, бегущие от грозы".

В течение года мною были созданы: папка «Сказочки-шумелки», буклеты «Веселое музицирование», «Советы родителям по организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста», консультации для воспитателей «Развивающие игры для музицирования». Для приобретения детьми знаний о видах ударных шумовых и мелодических музыкальных инструментах проводились беседы на данную тему. Приобретенные знания впоследствии дети смогли применить в конкурсах «Четвертый лишний», в флеш-игре «Инструменты», определение инструментов по тембру с использованием ИКТ на развлечении «Моя музыкальная планета».

Результатами работы считаю:

• Знание детьми музыкальных инструментов и узнавание их по звучанию.

• Передача ритма при помощи музыкальных инструментов.

• Владение навыками игры на разных инструментах.

• Развитие творческого воображения (передача художественного образа с помощью музыкального инструмента) .

• Подбор и применение в самостоятельной деятельности инструментов для оркестровки песен, сказок.

• Игра в оркестре.

• И, конечно же, радость и духовное удовлетворение

www.maam.ru

Семинар-практикум «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Каргасокский детский сад №34 Берёзка»

общеразвивающего вида

Семинар – практикум

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель

первой категории

Гаус Ирина Владимировна

с. Каргасок 2013г.

Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.

Форма проведения: семинар – практикум.

Игра «Знакомство»

Каждый участник прохлопывает своё имя: шлепок по коленям, хлопок в ладоши, щелчок пальцами левой руки – своё имя, щелчок правой – произнести имя того, с кем познакомился.

Вступительное слово

Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой. Звучать и быть услышанным – общечеловеческая потребность и отказывать человеку в удовлетворении этой потребности негуманно.

Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человек (да и большому) .

Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки.

Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.

Теоретическая часть:

Что такое ритм и чувство ритма?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест

Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа.

Звучащие жесты –это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Интерпретируя музыку, ребёнок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей

Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

Значение чувства ритма на развитие речевой активности детей

В детской психологии и методики развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, на, не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.

Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведётся со 2 младшей группы.

Практическая часть

1. Звучащий клубок

На занятие приносится клубок ярких ниток (тянуть нитку и пропевать: «У-у-у», звук обрывается, нитку отрезать, положить на фланелеграф. Так выложить несколько лучиков- ниточек)

2. Знакомство с длинными и короткими звуками

Предложить взять на столе один лучик-ниточку, выложить кружок (кружки разные по размеру)

Положить солнышки в середину кружков.

3. Дать понятие о долгих и коротких звуках с помощью слогов –Та- и –ти-

К большим солнышкам приложить всю ладонь, маленьких слегка касаться пальцем, одновременно попевая –Та- или –ти-

4. Ритмические слоги

Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий) возраст пока еще не носит достаточного понимания.

«Эмме Пари – известный французский учитель музыки и пения середины 19 века, теоретик относительной системы воспитания слуха – привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».

Часто ритмические слоги подменяются счетом – «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей, тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым».

Показать на примере ритмической формулы из рыбок: «раз–и два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-Та, Та-Та»

Разница очевидна!

Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «Та» и «ти-ти» есть варианты – «дон-ди-ли», «так-ти-ки», «шаг-бегать». Однако, не смотря на вариативность закрепления за четвертями тех или других слогов, у них есть бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и» в своем значении несут малое, меньшее.

Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;

- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;

- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;

- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;

- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.

5. Игры с картинками

Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое – малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и грустно» и т. д.

Категория длины и тем более деления длительности – для ребёнка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые «переодеваются» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения.

6. Чтение слов в ритме.

Работая над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам – те-ле-фон, де-ре-во – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать удурение в слове, выделять этот слог как более долгий (те-ле-ФОН, ДЕ-ре-во). Для работы над четвертями подходят только двуслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц). Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка). Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.

7. Ритм в стихах, с использованием «звучащих жестов»

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса.

Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно шлепать по столу ладошками)

Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно шлепать по столу ладошками)

Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой)

8. Знакомство с длительностями

Объяснить детям, что музыка звучит красиво, потому что все звуки разные – долгие и короткие. Обращаю внимание детей на то, что в математике считают «один, два, три, четыре», а в музыке - «раз, два, три, четыре». Особенно это важно в музыкально – ритмических движениях и при восприятии музыкальных произведений. Например: в «Польке» размер 2/4; в «Вальсе» - 3/4.

Детям сообщается, что в одном долгом звуке «помещаются» два коротких.

9. Знакомство с паузой

Паузой (прекращение, перерыв) – называют музыкальный знак, обозначающий длительность этого молчания.

Детям рассказываю, что такое пауза, показываю, как она выглядит. Они самостоятельно находят паузу в музыкальных сборниках.

10. Ритмические формулы песенок – попевок

11. Цветочная партитура

С детьми разучивается цветочная партитура. Ритм декламируется хлопками. Затем озвучивается на музыкальных инструментах: палочках, ложках, маракасах, бубнах, треугольниках (в качестве музыкального оформления можно использовать «Итальянскую польку» С. Рахманинова)

Заключение

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

www.maam.ru

Детский сад №12 г. Сердобск - Развитие чувства ритма

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

с использованием игровых приемов

Ритмическая организация является основой жизни. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы.

Установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование речи в раннем возрасте. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования) , позволяет правильно расставлять ударения и переносы.

Но что же такое «ритм»?

Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) - чередование различных длительностей звуков в музыке.

Равномерно падающие капли воды еще не образуют ритма. Стук метронома сам по себе еще не является ритмичным. То есть не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм.

Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Без акцентов нет ритма.

Ритм - равномерное чередование сильных и слабых долей.

Чувство ритма – это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на основе эмоционального критерия (умение чувствовать, слышать акцент, раздражитель) , опирающегося на моторику. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным.

Существует также понятие «музыкально-ритмическое чувство».

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

Ритмическая способность формируется в процессе развития детей, особенно на стадии с 2 до 9-10 лет.

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Предлагаю игры для младшего дошкольного возраста. Они направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОТИК» (ритмическая игра)

Материал с сайта doy12.ucoz.ru

Сайт образовательного учреждения - Item Info

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму.

Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно.

Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Восприятие ритма, а следовательно, и музыки - это активный процесс. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда - процесс слухо-двигательный.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка - эмоциональна. Ритм - одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма - это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры. Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм) .

Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента - главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее - к простейшей импровизации.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

Кроме этого, музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств.

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

Предлагаем музыкальные игры на развитие у детей ритмического слуха.

«Передай ритм».

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку.

Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

«Слушай и повтори».

Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.

«Песня гриба».

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.

Текст песни: Дождь идет… дождь идет,

Дождь грибной… дождь грибной.

Читать далее 524.tvoysadik.ru

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Курдина Елена Михайловна

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Во всех известных направлениях изучения психологии ребенка признается необходимость наличия у детей к 6-7 годам уже сложившейся структуры личностных, интеллектуальных, регуляторных особенностей психики характеризующих уровень готовности к школьному обучению и развитию высших психических функций: мышления, сознания, речи.

Анализируя имеющиеся литературные данные по проблеме подготовки детей к школьному обучению, развитию у дошкольников познавательных процессов, мышления, памяти интеллекта и речи, учёные пришли к выводам о том, что развитие высокого уровня интеллекта связано с развитием и формированием мышления, включения процессов восприятия во внутреннюю деятельность сознания.

Все стремления научить ребенка как можно быстрее стать "умным" в конечном счете, сводятся к тому, что ребенок большое количество времени проводит, занимаясь обучением чтению, письму, математике. При этом все меньше времени отводиться на двигательную активность.

Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, равновесия, кинестетических и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание.

В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку вообще, а малышам особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать.

Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Движение, сливаясь с музыкой, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров, слуха и восприятия, вырабатывается координация движений.

Построенная на связи движений с музыкой, ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоническому развитию. Эмоционально-положительное состояние на занятиях способствует развитию психики.

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства и качества личности детей.

В связи с этим возникает потребность в создании системы физического и музыкально-ритмического воспитания для дошкольников, которая соответствовала бы всем требованиям в отношении личностного развития ребенка.

Т. С. Бабаджан принадлежат такие идеи музыкального воспитания ребенка в детском саду, как: движение — средство усвоения музыки, выявления эмоций, связанных с музыкальным образом. До сих пор эти идеи не утратили своей актуальности и становятся отправной точкой в современных исследованиях проблем музыкального воспитания и развития дошкольников.

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

В моей работе музыкально-ритмического воспитания были использованы различные средства и методы развития двигательной сферы дошкольника.

Программа петербуржцев Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши».Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы– воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения.

Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар, лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других.

  1. Вот как мы умеем

Формировать навыки ритмичной ходьбы, развитие слухового внимания, умения начинать и заканчивать движения под музыку.

Зашагали ножки – топ, топ, топ!

Прямо по дорожке – топ, топ, топ!

Ну-ка, веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем - топ, топ, топ! Стоп!

  1. Ноги и ножки

Упражнение развивает чувство ритма, формирует основные двигательные навыки – ходьбу и бег.

Большие ноги шли по дороге: топ–топ–топ, топ-топ-топ. Дети шагают.

Маленькие ножки шагали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ. Дети бегут.

Пожалуй, наиболее интересной новацией является привлечение родителей к участию в детских праздников. В целом, программа «Топ, хлоп, малыши» представляет собой переработанную, адаптированную к раннему возрасту программу на основе программы Н. А. Ветлугиной.

Программа «Этот удивительный ритм»

И. Каплунова, И. Новоскольцева

Данная книга поможет музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлимая часть.

Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой. Жак Далькроз, К. Орф, Б. М. Теплов, В. М. Бехтерев, считали, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция) . Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950) .

Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных игр, танцев, хороводов.

Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Младшая группа (1 ступень)

Игры с игрушками или картинками.

Педагог приносит на занятие любую игрушку (картинку) , вместе с детьми здоровается с ней и чётко произносит её название, затем ещё раз, одновременно хлопая в ладоши. Название персонажа прохлопываем только четвертными длительностями. Игрушке даётся имя.

КОШ-КА – ТА-ТА

Материал nsportal.ru

1.АКТУАЛЬНОСТЬ: Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок.

Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.

2.ПРОБЛЕМА: Чувство ритма как свойство и качество личности проявляется в двуединстве противоположных сторон: генетической предрасположенности (свойство личности) и социального опыта (качество личности) . Противоречия между природными и социальными ритмами являются препятствием в полноценном развитии личности, и ритмически организованная деятельность детей в ДОУ становится необходимым условием для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста как эстетического, гармонизирующего начала всей их жизнедеятельности.

3. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: Развитие у детей чувства ритма в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.

4. ЗАДАЧИ: - учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки;

- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма) ;

- учить определять музыкальные жанры, виды ритмики (игра, пляска, упражнение) , различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка) ;

- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;

- развивать творческие способности.

- дети воспринимают развитие музыкальных образов и выражают их в движениях, согласовывают движения с характером музыки;

-У детей развиваются музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма) ;-дети умеют определять музыкальные жанры (марш, песня, танец) , виды ритмики (игра, пляска, упражнение) , различают простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.) ;-у детей сформирована красивая осанка, выразительные, пластичные движения;

-развиты творческие способности.

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: -дидактические игры, - психогимнастика, логоритмика и т.д. (то что применяем в развлечении) .

7. Развлечение с использованием музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма "Этот удивительный ритм".

ЭТАПЫ ПРОЕКТА: 1.1 Распределение заданий каждой команде. Придумать название командам, выбрать капитана, придумать эмблемы, речёвки.

1.2 Подготовка атрибутов.1.3Подготовка зала к вечеру развлечений. 1.4 Подготовка поощрительных призов участникам вечера развлечений. 1.5 Присутствие жюри. 1.6 Подведение итогов конкурса.

8. ПРИЛОЖЕНИЕ: -музыкально-дидактические игры ("Игра с картинками", "Пауза", "Паровоз", "Божьи коровки", "Долгий-короткий звук", "Гусеница"- см. пособие И. Каплунова, И. Новоскольцева "Этот удивительный ритм")

9. ИНСТРУМЕНТАРИЙ:

Подробней nsportal.ru

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Однако национальная гордость не должна выражаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.

Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) . В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Развитие чувств у детей

Развитие чувств удетей происходит впроцессе взросления. Уребенка ввозрасте до1 года уже развита эмоциональная сфера. Онможет выражать недовольство, радость, страх, ноэти эмоции исчезают также быстро, как ипоявляются.

Угодовалого малыша эмоциональные реакции более длительные иустойчивые. Крохе уже знакомы чувства привязанности, любви, ревности, обиды. Натретьем году жизни внешние проявления этих чувств становятся разнообразнее иэмоциональнее.

Малыш хлопает владоши отрадости, громко ревет, если его обидели, закрывает лицо ладонями, если чего-то боится, смущается ипрячется замаму вприсутствии незнакомого человека.

Помере того, как ребенок растет, его чувства становятся более рациональными иначинают подчиняться мышлению, анеэмоциям. Одновременно происходит изменение динамики исодержания чувств, которые приобретают большую глубину истановятся устойчивыми.

Так происходит формирование высших чувств— познавательных, эстетических, моральных. Вдошкольном возрасте уребенка развивается чувство времени, чувство ритма, чувство цвета, чувство юмора и т. д. Развитию эмоций ичувств способствует общение ребенка совзрослыми исверстниками, атакже все виды осваиваемой имдеятельности.

Развитие эстетических чувств удетей

Наблюдая явления ипредметы, которые его окружают, ребенок испытывает волнение— предвестник эстетических чувств. Маленьких детей манят яркие цвета иблестящая поверхность, ребятишек постарше привлекают симметричные фигуры, выразительные силуэты, повторяющиеся элементы. Помере того, как ребенок растет иразвивается, его восприятие обогащается, аэстетические чувства становятся более глубокими иосознанными.

Трехлетняя модница уже точно знает, какой бант красивый, акакой нет. Одетая внарядное платьице, она долго вертится перед зеркалом, восхищаясь своим отражением. Увидев, как мама красит ногти, она немедленно требует, чтобы такойже маникюр появился иунее.

Малышу нравятся приятные запахи. Если раньше взрослые обращали его внимание накрасивые цветы, деревья, бабочек, токтрем годам ребенок сам начинает замечать живописные пейзажи.

Эстетические чувства также вызывают красивые предметы обтекаемой формы, кпримеру, вазы, статуэтки, различные керамические изделия, картины. Когда ребенок конструирует сам или рассматривает строения, унего формируется чувство пропорции.

Развитие чувства цвета

Восприятие ярких цветов икрасивых сочетаний различных оттенков способствует развитию удетей чувства цвета. Недаром малышей как магнитом притягивают ярко-желтые цветкиодуванчиков взеленой траве, полная луна исветящиеся звезды нафоне темного неба, одежда броских расцветок.

Известно, что цвет способствует развитию органов чувств, оказывая физиологическое ипсихологическое воздействие начеловека. Чувство цвета относится одновременно икэмоциональной, икэстетической сфере.

Хорошо развитое чувство цвета помогает ребенку полнее воспринимать краски окружающего мира, его гармонию, что способствует душевному комфорту. При помощи различных цветов врисовании ребенок учится выражать свои чувства иэмоции.

Помере того, как дети учатся тонко различать цвета иоттенки, уних развивается способность испытывать удовольствие отвосприятия красивых цветосочетаний.

Развитие чувства цвета осуществляется впроцессе игровой итворческой деятельности: рисования красками икарандашами, просмотра иобсуждения репродукций картин, знакомства ссимволикой цвета вискусстве.

Заниматься скрохой можно дома самостоятельно, ноуопытного педагога больше шансов обнаружить индивидуальные цветовые предпочтения ребенка ипомочь ему создать свой собственный выразительный цветовой язык. Входе занятий малыш учится цветом передавать впечатления отобонятельных, вкусовых ицветовых ощущений, становится более наблюдательным иэмоционально отзывчивым.

Чувство ритма уребенка

Малыш, который еще неумеет говорить, проявляет признаки оживления, когда слышит звуки ритмичной музыки. Онрадостно сучит ручками иножками, гулит, протягивает руки кисточнику звука. Кроха, который умеет ползать или ходить, совершает под музыку ритмичные движения: качает головой, слегка приседает, поворачивается имашет руками.

При этом прослушивание веселых мелодий способствует нетолько улучшению настроения малыша, ноиформированию унего чувства ритма. Этот процесс идет интенсивнее, если взрослые учат кроху притопывать иприхлопывать втакт музыке, приседать, аккомпанировать музыкальному ритму стуком барабанных палочек, трещоток или игрой налюбых других инструментах.

Как показывают исследования, ритмические способности тесно связаны свысшей психической деятельностью иповеденческой регуляцией. Чувство ритма уребенка развивается параллельно спознавательной сферой, двигательной активностью, развитием эмоциональной иречевой сфер. Малыш, который чутко улавливает ритм, быстрее учится говорить правильно.

Формирование ритмических способностей происходит при взаимодействии слуха, зрения идвижения. Заниматься сребенком рекомендуется ссамого раннего возраста. Развитию чувства ритма удетей способствует прослушивание приятных мелодий, подбор рифм кстихам, занятия танцами, специальные игры иупражнения, кпримеру, игра насинтезаторе.

Занятия ритмикой, накоторые можно записать ребенка вспециальную студию, развивают лингвистические способности, музыкальный вкус, творческую активность, помогают раскрепоститься застенчивым деткам. Благодаря музыке ребенок учится правильно произносить слова, свободно выражать свои эмоции, координировать движения. Активные детки получают назанятиях необходимую эмоциональную ифизическую разрядку.

Удетей сзадержкой психического развития музыкальные занятия способны выступить одной изформ коррекции отклонений вэмоционально-волевой, познавательно-речевой идвигательной сферах. Развитие чувства ритма утакихдетейсоздает благоприятные условия для социальной адаптации, рождает новые креативные потребности ипредоставляет способы ихудовлетворения.

Развитие удетей чувства времени

Чем старше становится ребенок, тем более сложные чувства унего развиваются. Кихчислу относится ичувство времени. Умение следить затечением времени ирационально его использовать пригодится ребенку сначалом учебы вшколе.

Нонаучить малыша чувствовать время иориентироваться вего течении лучше заранее.

Чувство времени побуждает ребенка быть более организованным, пунктуальным, собранным. Пространственно-временная ориентировка является важным условием развития мышления иусвоения знаний.

Первоклашки должны уметь работать водном временном ритме, выполнять задание заотведенное время, вовремя садиться заприготовление домашних уроков. Одним словом, детям нужно научиться все успевать, абез развитого чувства времени это невозможно.

Упражнения поразвитию уребенка чувства времени направлены наумение определять ичувствовать ограниченные временные отрезки. Чаще обращайте внимание малыша надлительность различных временных интервалов.

Показывайте, что можно успеть запять минут, аначто может потребоваться несколько часов. Научите ребенка пользоваться часами, ивсе его действия (просмотр мультиков, прием пищи, купание, прогулки, поход впарк и т. д.) соотносите сопределенным временным интервалом.

Помочь развить чувство времени могут также песочные часы. Пусть малыш выполнит определенные действия (например, соберет узор изгеометрических фигур) занесколько минут (одну, две, пять) . Постепенно кроха начнет чувствовать время без оглядки начасы.

Развитие чувства юмора

Дети нерождаются счувством юмора. Оно развивается уних входе общения совзрослыми исверстниками.

Чувство юмора способствует развитию интеллекта удетей, асмех помогает эмоциональной разрядке, позволяет по-новому взглянуть насложную ситуацию, сближает людей. Отсутствие уребенка чувства юмора может свидетельствовать озаторможенности его эмоционального иинтеллектуального развития.

Родители должны насобственном примере показывать, как инад чем нужно шутить. Учите малыша подмечать вявлениях комические стороны, противоречия.

Лучше всего это делать при совместном просмотре мультфильмов исказок, рассматривании комиксов, чтении забавных историй ирассказов. Кроха должен также уметь смеяться нетолько над другими, ноинад собой, чувствовать комизм ситуации. Нопри этом учите его отличать смешное отобидных насмешек, которые могут кому-то

Подробней www.gnomik.ru

Другие статьи по теме:

  • Музыкальные способности детей дошкольного возраста

    Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и...

  • Музыкально ритмическое развитие детей дошкольного возраста

    Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих спосо...

  • Развитие активной речи детей дошкольного возраста

    Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Старикова Эльмира Фанисовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 «Соловушка» Выступление...

  • Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и...

  • Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

    Развитие слухового восприятия на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возр...

  • Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области личностного и психического развити...

  • Особенности детей младшего дошкольного возраста

    Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, м...

  • Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

    Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 2 слайд: Музыка - могучий ис...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Консультации для родителей детей дошкольного возраста

    Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Живя в семье в опре...

  • Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

    Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определ...