Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте

Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой

Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческие люди, умеющие действовать не только по стереотипу, а находить нестандартные решения ситуаций, преобразовывая окружающую действительность.

На современном этапе особое значение придается развитию творческой личности ребенка. Однако воспитывать творческую личность невозможно, не приобщая к лучшим произведениям классического и современного искусства, не формируя художественного вкуса и художественных способностей.

В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа МБДОУ, которая позволяет выполнять федеральный государственный образовательный стандарт. Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой относится к областям «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение в прошлом учебном году получили.

Провели диагностику по Г. Г. Григорьевой для выявления способностей к самостоятельному созданию и реализации замысла. Дополнительно педагог-психолог использовала для анализа сформированности творческих способностей Е. Е. Туника. Тест проводился в индивидуальной форме в благоприятной психологической атмосфере. Было обследовано 25 детей. Детям было предложено добавить любые детали к изображенным на листе 10 кругам, чтобы получились интересные рисунки. Разрешалось рисовать и внутри круга и снаружи.

Цель и задачи работы:

1. Обогащение представлений детей об окружающем мире;

2. Развитие замысла и технических умений у детей;

3. Ознакомление детей с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними.

На основе полученных данных мы построили свою работу по трем этапам.

• I этап: Накопление непосредственных впечатлений о природе.

• II этап: Овладение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности.

• III этап: Творческий.

Сначала была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

При её создании мы опирались:

• на особенности развития детей 6-ого года жизни;

• ООП и ФГОС ДО;

• принципы создания предметно-развивающей среды.

В группе есть уголок художественно-эстетического развития, в котором размещены различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, бумага разной фактуры и качества, формы и формата, кисточки разных номеров (белка, щетина, различные трафареты животных, предметов, овощей и фруктов. Весь этот материал доступен для детей, и они могут в любое время по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспитателям и родственникам. Мы добавили следующие материалы: уголь, манку, рис. Дети заинтересовались новым материалом и стали его использовать: на манке они рисовали. Кроме этого есть дидактические игры по ознакомлению с объектами природы, по пейзажам, так же есть поэтапное рисование объектов природы.

Аня намазала клеем листок в виде сугроба, а потом высыпала манку, когда она приклеилась, получился замечательный сугроб.

На I этапе работы нами были поставлены задачи

• Расширять представление у детей о природе

• Знакомить с характерными отличительными чертами растений, животных.

• Воспитывать интерес и положительное эмоциональное отношение к природе.

• Создать условия для возникновения потребностей детей в самостоятельной художественной деятельности замечать красоту, необычность природы

Развитие воображения, творчества, эстетического отношения к окружающему невозможно без накопления знаний, без обогащения жизненного опыта, без наблюдений.

Нами был составлен перспективный план экскурсий в природу с учетом рекомендаций Григорьевой. С этой целью мы организовывали различные тематические прогулки, экскурсии (в сквер, за территорию детского сада на огород, наблюдения начали с непосредственного восприятия образов природы. Наблюдение за сезонными изменениями в природе обогащают речь и впечатление детей.

Мы обращаем внимание на красоту живой и неживой природы. Какие краски неба, земли? Какие сказочные, необыкновенные деревья? Умение видеть красоту, вглядываться в природу, наслаждаться, любоваться ею – это важно для развития детского творчества.

Итогом этих занятий и экскурсий стало не столько изображение природных явлений на бумаге, но и развитие речи детей, их образности, эмоциональности. Дети составляли рассказы о природе, пробовали сочинить стихи, загадки о природе. Из детских творений была составлена книга детских рисунков и высказываний о природе. Рассказы записывались и на телефонный диктофон. А к празднику 8 Марта в родительском уголке расцвели необычные цветы со стихами и рассказами детей о весне, маме, бабушке.

На II этапе работы нами были поставлены задачи Данный этап включал в себя серию занятий, которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с предметами природы, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в предметно-развивающей среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. На занятиях по изобразительной деятельности мы ознакомили детей с нетрадиционной техникой: рисования свечой, кляксографией, по сырому фону, монотипией, углем, пастелью, восковыми мелками, использовали рис и манку в пластилиновых картинах.

Третий этап – развитие творческих способностей у детей при организации творческих занятий. Задачи этапа: содействовать развитию творческих замыслов, развивать умение детей замечать выразительность и своеобразие работ, зависимость выразительного образа от способов изображения. Особенно эффективны для развития инициативы, активности и самостоятельности занятия, на которых дети сами придумывают содержание своих работ. Мы предлагали вспомнить наши экскурсии, походы, путешествия с родителями, любимые сказки, песенки, стихи и выбрать по ним тему. Однако легко найти тему, гораздо труднее представить себе конкретное содержание рисунка. Решение этой задачи более ценно для развития творчества ребенка. Поэтому мы использовали занятия, на которых ставили перед детьми конкретные творческие задачи. Причем, тему предлагали в такой форме, чтобы выполнить ее можно было по-разному, проявляя инициативу в воплощении замысла. Например, в мотивированной деятельности, возникала необходимость рисования «сказочного леса», изображение «царства деревьев», рисование «музыки», изображении «красоты». Активность детей достигается и путем их привлечения к анализу выполненных работ. Дети сами выбирали лучшие работы для того, чтобы поместить их на постоянной выставке для родителей. Юные художники принимают участие в конкурсах, их рисунками оформляют интерьеры групп и коридоров МБДОУ.

Параллельно с работой с детьми по развитию их творческих способностей в изодеятельности, необходимо взаимодействие с родителями. Исходя из результатов анкетирования, 33% родителей не придают особого значения этому занятию. Этим родителям были даны консультации о значении искусства и изобразительной деятельности, о нетрадиционных техниках рисования, о рисовании дома.

Были организованы совместно с родителями и детьми выставки: «Лето, ах, лето», «Красавица осень». Ребята вместе с родителями выполнили свои работы. Они рассуждали, беседовали со своими сверстниками, радовались друг за друга. В тесном взаимодействии с семьей мы решили многие проблемы детей. Ушла застенчивость, боязнь не справиться с заданиями, поставленными перед ними.

В апреле 2014 года была проведена повторная диагностика Григорьевой.

Качественные и количественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого уровня увеличилась эмоциональность, авангардность изображения. Дети стали использовать разнообразные техники и нестандартные материалы.

Также повторно было проведено психологическое обследование творческих способностей детей по методике Туника. В результате можно сделать следующие выводы: Уровень развития творческих способностей увеличился.

ВЫВОДЫ: Развитие творчества детей имеет особую значимость для детей дошкольного возраста, так как оно благоприятно для развития образного мышления и воображения.

Наибольший потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

В результате накопления впечатлений о природе и ознакомление детей с нестандартными материалами, уровень из технических навыков повысился, появились оригинальные, непохожие на другие работы. У детей повысился интерес к работам товарищей.

Создание данных условий способствовало не только развитию творческих способностей детей, но и формированию самосознания, т. е. осознание ребенком себя, как субъекта деятельности.

Перспективы работы следующие

Продолжать работу по развитию изобразительного творчества детей .

Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию изобразительного творчества детей.

www.maam.ru

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.

Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст синзитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.

В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития.

Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других.

Исследования Т. С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Сказка может сыграть большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много радости.

Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности.

Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Целью данной работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.

2. Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.

3. Рассмотреть содержание и методику работы по использованию техники изображения с целью развития детского творчества.

Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: обучение методами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Работа состоит из: введения, двух частей: теоретической и практической, заключения, списка литературы.

Развития детского изобразительного творчества у детей дошкольного возраста | Социальная сеть Pandia.ru

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами.

Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании.

Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное.

Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.

Интерес к рисованию у детей появляется рано.

Видя, как дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге.

У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время - от 1 года до 1,5 лет.

Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше.

Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч.

«В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит!

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие.

Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции) .

Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

В результате теоретического и экспериментального исследования нами была достигнута цель, решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза.

Список литературы

1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

2. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г.

4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П.. Математика для дошкольников.

Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.

7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.

8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.

10. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

11. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

12. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

13. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.

14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

15. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

16. Мелик-Пашаев А. А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

17. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.

18. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.

19. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1962.

20. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

21. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.

22. М., 1956г.

23. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.

24. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1978.

Делитесь:

Подробней на сайте pandia.ru

Графические и живописные техники»

Составитель Карачева Т. В.

В масштабах современного общества, искусство— особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознанияи часть духовной культуры человека,многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат - художественное произведение.

Ввиды искусства.

Пластические или пространственные виды искусства делятся на конструктивные, декоративные, изобразительные.

Виды изобразительного искусства.

Живопись, графика, скульптура.

Исходя из федеральных государственных требований содержание образовательной области "Художественное творчество"направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) ;

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

С самого начала, когда ребенок садится рисовать, необходимо приучать его сидеть правильно: прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги. Причиной усталости и неправильной позы может служить также долгое сидение детей в одном положении. Поэтому важно следить за разнообразием их деятельности. Я стараюсь организовывать занятия рисованием и лепкой с использованием приемов здоровьесбережения: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дидактических игр, прослушивания музыки.

Еще один важный критерий здоровьесбережения ребенка – комфортное психофизическое состояние, залогом которого выступают положительные эмоции. Велика роль педагога-воспитателя в этот период. Это время, когда дети могут научиться не только смотреть, но – видеть.

Не воспринимать механические эталоны, которые предлагают взрослые из лучших побуждений, а самим увидеть и назвать, какого цвета трава, небо, одуванчики и солнце. Увидеть, почувствовать самому. И совершить открытие.

А взрослому нужно только создать условия. Только тогда мы затрагиваем и раскрываем удивительную тонкую душу малыша.

В изобразительном искусстве существует множество техник. Мы подробнее остановимся на графических и живописных. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью.

Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.

Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Графические техники.

Карандаш -твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов, выполнять разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании

неотрывное движение туда — обратно) .

Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш. Овладение карандашной техникой рисования необходимо и потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.

Карандаши должны быть всегда хорошо отточены. А детей старшей группы (к концу года) и детей подготовительной группы следует учить затачивать карандаши самостоятельно, пользуясь безопасной точилкой. Уже со второй младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном каком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги. Начиная со старшей группы, следует добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных пятен. С этой целью нужно учить регулировать скорость движений—закрашивать более быстрыми движениями середину изображения, а потом медленно, осторожно у линии контура.

Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений в зависимости от изобразительной задачи. В ряде случаев закраска рисунка может быть не сплошной, а штриховой.

Так, например, чтобы передать оперение птицы, совсем не обязательно покрывать цветом всю форму — гораздо выразительнее изобразить оперение отрывистыми штрихами. Рисовальное искусство обладает многоооразием техник. Работа различными карандашами, углем, сангиной, соусом, мелом, пастелью относится к «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.

Живописные техники.

Кисть — мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает.

Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать,— гуашь. Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада.

Гуашь — кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила.

Детей старшей и подготовительной групп нужно учить работать и акварелью. Давая детям акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче) . При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Необходимо овладеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола дерева) Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх.

Для кистей следует иметь подставки. По окончании занятия сразу же следует собрать кисти, прополоскать их в чистой воде и, поставить ворсом вверх для просыхания. В подготовительной группе эту работу можно поручить детям. В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп — одного, лучше всего среднего размера, с 10 по 14 номер; для детей подготовительной группы — двух размеров: маленькие (2—6 номера) и большие (12—16 номера) .

Нетрадиционные техники рисования.

Часто используются нетрадиционные, смешанные техники рисования.

Какие нетрадиционные техники рисования вы можете назвать?

-Мелки +акварель;

Материал с сайта nsportal.ru

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого.

Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. По статистическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать.

Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования и творчества. А современное общество испытывает потребность в творческой личности.

Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и нераскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

  1. Роль изобразительной деятельности в общем развитии ребенка.

Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей развития и совершенствования детского организма.

  1. Теоретическая база опыта.

Из всех видов изобразительной деятельности детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.

А. Флёриной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Хализовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».

По мнению современных педагогов – практиков таких как: А. А. Фатеевой, Г. Н. Давыдовой, И. И. Дьяченко именно нетрадиционная техника рисования позволяет раскрыть потенциал детских возможностей и способностей.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию. При таком рисовании неизвестно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.

Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца».

Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций, таких как:

Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

  1. Самоценность нетрадиционного рисования.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Рисование нестандартными материалами позволяет также детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию, а развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

Я работаю в дошкольном учреждении совсем недавно, но сразу, же убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребенку большую радость. Как и многие педагоги – дошкольники, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации.

Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологи, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Наблюдение за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждения с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Цель моей работы заключается в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели я определила следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основной формой организацииобразовательного процесса является фронтальное занятие. В работе с детьми я разрабатываю и внедряю модели комплексно – интегрированных занятий. По моему убеждению, интеграция, как один из наиболее эффективных путей личностного развития дошкольников, предоставляет возможность ребенку ярче проявить себя в художественном творчестве.

Перспективный план учебных занятий, задачи обучения, техника рисования разработаны мною с учетом уровня сформированности изобразительных навыков и умений детей. (Приложение № 1)

Также следует создатьпсихологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использоватьигровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно,не следует забывать про наличие материалов для творчестваи возможность в любую минуту действовать с ними.

Работа с детьми не ограничена рамками фронтальных занятий, она продолжается в уголке творчества «Тюбик», в котором созданы условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Всё это помогает поддерживать интерес ребёнка, настроить его на творческую деятельность. (Приложение № 2)

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Изучив современную классификацию методов обучения, я определила для себя методы, авторами которых являются И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин:

1) информационно-рецептивный метод,который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод,направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод,который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод,развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побуждать его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Для меня такими стимулами являются:

- игра,которая является ведущим видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи,ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

  1. Технология опыта.

Творчество дошкольников неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов способствует их творческому развитию.

Я проанализировала и отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку – дошкольнику.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

Чтобы расширить возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, я использую на занятиях по изобразительной деятельности различные нетрадиционные материалы и средства изображения: ватные палочки, бумажные трубочки, пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, пластмассовые трубки, зубные щётки, деревянные палочки, соломка, поролон, свечи; листья деревьев, цветов, травы, самодельные штампы и печати и т.д.. Необычный материал изображения вовлекает детей в творческий процесс. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить:

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступными из них являются:

Рисование пальчиком, ладошкой, кулачком:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме: