Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста

«Двигательный режим как средство повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Содержание

Введение

I. Глава. Проблема развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях.

1.1 Понятие и сущность двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

1.2 Формы организации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

II. Глава Организация двигательного режима детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

2.1 Теоретические основы двигательного режима детей младшего дошкольного возраста.

2.2 Организация двигательного режима детей младшего дошкольного возраста.

III Глава: Экспериментальное исследование организации двигательного режима детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Когда одного из философов древности спросили: «Что ценнее – богатство или слава? » - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля! ». Эти слова точно отражают главный смысл: богатство человеческой жизни – здоровье. Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия. В раннем возрасте закладываются основы крепкого здоровья и правильного физического развития. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Проблема исследования и оценки двигательной активности остается по-прежнему актуальной, поскольку двигательная активность находиться на низком уровне и не соответствуют возрастным нормам. Двигательная активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, а недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А, значит, ослабляется организм в целом.

Двигательная активность является важным средством полноценного развития детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлениям природы. Движение привлекало к себе внимание видных ученых самых разных направлений (И. Сеченов, И. Павлов – физиологи; Б. Теплов, А. Лурия – психологи, но особое место занимает движение человека в исследованиях ученых по физической культуре и спорту (П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского)

Двигательная активность детей является биологическим стимулом, способствующим функциональному развитию организма, его совершенствованию. Чем больше степень активности скелетных мышц, тем лучше осуществляются эффективные процессы, определяющие резервирование энергетических ресурсов. На основании исследований детей и в экспериментах на животных И. А. Аршавский (1967) показал, что в процессе роста и развития активная деятельность является одним из основных факторов, вызывающих преобразование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в процессе онтогенеза, повышение рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма. Двигательная активность во всех ее разнообразных формах является одной из наиболее мощных и жизненно важных функциональных систем в первые годы жизни ребенка,

В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией в режиме дня современных дошкольников отмечается снижение двигательной активности, и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов). Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, т. к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз. Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивается выполнением двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в режиме дня детского учреждения и дома. Режим очень важен особенно для детей, так как все жизненные процессы в организме протекают в определенном ритме. Режим дня дошкольника предусматривает определенную продолжительность учебных и не учебных занятий, сна и отдыха, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены. Значение режима в том, что он создает благоприятные условия для своевременного развития. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, помимо режима жизнедеятельности ребенка в течение дня необходимо особое внимание уделять двигательному режиму, включенному в общий режим дня детей. Как правило, двигательный режим отличается разнообразием форм физического воспитания. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной деятельности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Соблюдение рационально организованного двигательного режима позволяет не допустить развития у ребёнка умственного перенапряжения и создать условия для формирования всех систем и функций организма.

Решение проблем рационального двигательного режима в детских садах становится важным гигиенически-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Сегодня, некоторые образовательные программы (например, "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 3-е издание М., 2005 года, предлагают примерный режим дня во всех возрастных группах ДОУ, но в нем не учитываются особенности организации двигательного режима детей. Другие авторы, например М. Д. Маханева и доктор психологических наук О. М. Дьяченко в своих рекомендациях к программе «Развитие» говорят о создании двигательного режима, но дают рекомендации только для старшего дошкольного возраста. Проблема организации двигательного режима для повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста недостаточно представлена в методической литературе. В связи с этим в практике сложилось неопределенное представление о сочетаемости режима дня и двигательного режима детей младшего дошкольного возраста, что нацелило нас на исследование темы: «Двигательный режим как средство повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста».

Таким образом,

цель нашего исследования:

изучить теорию организации двигательного режима детей дошкольного возраста и разработать двигательный режим для детей младшего дошкольного возраста, способствующий повышению их двигательной активности.

Объекта исследования:

развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста и её организация.

Предмет изучения: организация двигательного режима детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза:

двигательный режим будет являться средством повышения двигательной активности, если:

•будут учитываться основные биологические физиологические ритмы активности детей в течении дня;

•в течение дня будут чередоваться статические и динамические нагрузки;

•будет оснащена предметно – развивающая среда необходимым физкультурным оборудованием и пособиями.

Осуществление указанной цели требует решение следующих

задач:

1. Изучить теоретические основы развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

2. Изучить теорию организации двигательного режима детей младшего дошкольного возраста.

3. Выявить предметно-развивающую среду в режиме дня, которая направлена на развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

4. Разработать двигательный режим для детей младшего дошкольного возраста с целью повышения двигательной активности детей и обосновать его эффективность.

В качестве

методов исследования

использовались:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Наблюдение.

3. Хронометраж

www.maam.ru

Консультация для родителей: «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста»

ДВИЖЕНИЕ+ДВИЖЕНИЯ-ФОРМУЛА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям? Ведь научно-технический прогресс, являющийся основой причиной снижения двигательной активности современного человека, пока не коснулся ни условий быта самого ребенка, ни его основной деятельности - игры.

Однако ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к раннему возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движения!

Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности?

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенности важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение-это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения - важное средство воспитания.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств.

А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений?

Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие

БОЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Самостоятельная деятельность составляет наибольшее время в режиме дня маленьких детей. Она является и наименее утомительной из всех форм двигательной активности.

Замечено, что при правильной организации самостоятельной деятельности значительно облегчается привыкание детей к детскому саду. Малыши охотнее идут в группу, меньше капризничают, если воспитатель концентрирует их внимание на активных движениях и играх.

В самостоятельной деятельности малышей основное место занимают различные игры. В них наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потребность в движении. Разнообразие движений, в свою очередь, обогащает содержание игры и делает ее особенно интересной и желанной для малыша.

Однако наблюдения показывают, что часто в сюжетных играх малыши двигаются мало. Все действия с куклой (кормят, переодевают, укладывают спать) они обычно выполняют сидя.

Значительно разнообразит движения в играх использование физкультурных пособий. Наиболее доступные из них для маленьких детей – мяч, обруч, скакалка.

Постепенно таким же образом вносят в игры детей и более сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящики и др.

Разнообразие пособий вызывает у ребенка интерес к движениям, предупреждает развитие у него двигательных стереотипов, развивает творческие способности, умение использовать пособия в разнообразной деятельности – двигательной, игровой.

Детям от двух до трех лет (при хорошей постановке работы по физической культуре в целом) вполне доступны в элементарной форме сюжеты на темы музыкальных и физкультурных занятий, утренней гимнастики, прогулки. Действия в этих играх элементарны и не продолжительны: трое-четверо детей старательно маршируют, а один подает команды; один прихлопывает руками, напевая «ля-ля-ля», а несколько детей танцуют. Иногда они берутся за руки и пытаются повторить какое-нибудь одно (реже два) упражнения из комплекса гимнастики, организовать хоровод и даже подвижную игру. В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действия совместно.

Дети в самостоятельной деятельности любят бегать. Если бег становится чрезмерно продолжительным, это ведет к перевозбуждению нервной системы и переутомлению. Вовремя подсказанный ребенку сюжет вносит в бесцельную беготню целесообразность, вызывает необходимость регулирования движения. Сюжетной направленности игр способствует внесение различных атрибутов в виде нагрудных знаков, шапок с изображением зверей, птиц, автобуса, троллейбуса, самолета, ракеты, тепловоза.

Положительно сказывается на развитии движений детей общение их в играх, для чего создаются соответствующие предпосылки. Пусть дети в играх ходят играх ходят друг к другу в гости, организовывают совместные прогулки кукол, строят один дом на всех играющих. Особенно полезно общение детей с разным уровнем развития движений, а также детей разной степени подвижности.

Таким образом, чтобы движения детей дошкольного возраста стали полноценным компонентом игровой деятельности, детей учат разным действиям с игрушками и пособиями, приучают использовать физкультурное оборудование в играх, выбирать для игр сюжеты, включающие применение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье).

Литература

1. Шишкина В. А. Движение+движения. М, «Просвещение» 1992

www.maam.ru

Использование интеграции образовательных областей при организации двигательной активности детей дошкольного возраста

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Движение — главное условие нормального роста и развития организма.

Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры, выступая в качестве её операционального состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка, и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.

Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии. Многие новые движения малыши легко осваивают в подвижных играх и игровых упражнениях.

Разнообразные движения и действия детей во время подвижных игр и упражнений при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

Велико значение двигательной активности в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.)

В связи с введением новых образовательных стандартов, в своей работе по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, я руководствуюсь принципа интеграции образовательных областей.

Внедряя интеграцию образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста, обеспечиваю их целостное развитие, как гармонично-развитой личности, путем интеграции двигательной, познавательной и игровой деятельности.

Целесообразна интеграция содержания области «Физическая культура», с образовательными областями «Здоровье», «Познание», «Музыка», «Социализация, «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».

Интеграция образовательных областей

Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями. Подвижные игры и игровые упражнения.

1. «Здоровье»

Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей. Подвижные игры с дыхательными упражнениями («Лётчик и самолёты», «Пузырь», «Снежинки и ветерок», «Сугробы») .

2. «Познание»

Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения.

«Найди свой цветок», «День-ночь», «Кто попадет», «Всё дальше и выше», «На птичьем дворе», «Солнышко и дождик». Комплексы упражнений с речевым сопровождением («Дружная семья», «Разноцветные мячи», «Пришла снежная зима»). Подвижно-дидактические игры на прогулке («Найди дерево», «Ребята и зверята», «С горки на горку») .

3. «Музыка»

Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Мышь и часы», «Обезьянки», «Вот левая, вот правая», «Тук-ток-туки-ток», «У жирафа»). Игры-пляски с предметами («Пляска с платочками», «Танец с флажками», «Танец с лентами», «Танец с погремушками»). Игры-пляски («Мы в кружочек встали», «Дождик», «Снежок», «Ножки и ладошки») .

4. «Социализация»

Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных ценностных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности, воспитание элементарной дисциплинированности.

Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Топ-топ, хлоп-хлоп», «Где же ручки», «Мишка пляшет», «Каблучок»). «Лохматый пёс», «Гуси, гуси», «Кот и мыши», «Санки», «За грибами».Комплекс упражнений «Дружная семья», «Очень маму я люблю», «На скамеечке с друзьями») .

5. «Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, вкуса и интереса к художественному слову, речевой активности, обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи при выполнении подвижных игр и игровых упражнений. «Карусели», «У медведя во бору», «Вышла курочка-хохлатка», «Поезд», «Три медведя шли домой», «Буратино потянулся», «Часы», «Да-да-да! ».

6. «Труд»

Накопление опыта двигательной активности при овладении детьми навыков по уходу за физкультурным инвентарем. «Саша шёл, шёл, шёл», «У медведя во бору»,

7. «Чтение художественной литературы»

С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность, что предполагает в рамках интеграцию области Физическая культура с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка». «Мы топаем ногами», «Курочка хохлатка», «Лохматый пёс», «Лягушки», «Солнышко и дождик».

8. «Безопасность»

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, прыжках, лазании, подбрасывании и перебрасывании мяча разными способами, ходьбе и беге, при пользовании спортивным инвентарем.

Подвижные игры с бегом («Догоните меня! », «Птички летают»). С прыжками («Через ручеек», «Поймай комара»). С подлезанием и лазаньем («Проползти в воротца», «Мыши в кладовой»). С бросанием и ловлей («Кто бросит дальше мешочек»).

Ориентировку в пространстве («Найди свое место») .

Таким образом, интеграция образовательных областей позволяет расширить познавательный материал, даёт возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, развивает их творческие способности, способствуют накоплению и обогащению двигательного опыта детей.

Согласно принципу интеграции, двигательную деятельность детей младшего дошкольного возраста осуществляю не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, развлечений и НОД, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-пляски с предметами, подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами, игровую дыхательную гимнастику, игровые упражнения, игры-пляски, подвижно-дидактические игры на прогулке.

В целях повышения интереса и желания детей заниматься двигательной деятельностью, улучшения осанки, совершенствования координация движений, повышения жизненного тонуса, создания у малышей бодрого, радостного настроения, благоприятно влияющего на состоянии организма в целом, использую авторскую методику Сергея и Екатерины Железновых. Эта методика интересна тем, что включает в себя музыкальное сопровождение, что способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, восприятию музыки.

При проведении подвижных игр и игровых упражнений с детьми, использую различные атрибуты (шапочки, ленточки, флажки, платочки, медальоны, мячи, обручи, кегли, палочки, мешочки с песком, погремушки, таким образом, стимулирую активный интерес малышей к двигательной деятельности.

На прогулках с детьми провожу разнообразные подвижные игры и игровые упражнения, например, «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Пузырь», «Солнышко и дождик», которые способствуют оздоровлению детей, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, способствуют проявлению раскованности, свободы, формируют умение действовать в коллективе, учат согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей, вселяют уверенность в собственных силах, вырабатывают смелость и выдержку.

Дети с большим желанием стали играть в игры с речевым и музыкальным сопровождением, атрибутами, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила, адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения и навыки в самостоятельную деятельность. Умение дошкольника самостоятельно организовать знакомую игру и выполнять различные игровые упражнения – показатель высокого уровня развития ребёнка.

Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни. Потому, работая в группах с младшими дошкольниками, ставлю перед собой задачу: «Развивать и обогащать двигательную активность детей младшего дошкольного возраста с учётом интеграции образовательных областей».

www.maam.ru

Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста

Статья на тему: «Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста»

Значение двигательной активности для роста и развития ребенка

Общепризнано, что двигательная активность в жизнедеятельности организма является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека. Особенно большое значение двигательная активность имеет в детском возрасте, где она выступает в качестве необходимого условия формирования основных структур и функций организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нем, а также как условие всестороннего развития и воспитания детей.

Двигательная активность представляет собой удовлетворение потребности организма в движении. Совершенствуя деятельность главных физиологических систем организма, она является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из основных форм жизнедеятельности растущего организма (А. А, Маркосян, М. Ю. Кистяковская, Ю. Ф. Змановский, И. А. Аршавский) .

Вопрос о потребности в движении до сих пор остаётся дискуссионным. Некоторые исследователи, Например М. Р. Могендович, ставят на первое место биологическую предопределенность, как бы наследственную закодированность потребности в движении и ее возрастной динамики. Следствием такого подхода являются стремление определить «естественные» возрастные нормы активности детей без специального учета условий их жизни и воспитания. Имеется и другая концепция, которая представляется более убедительной (М. Ю, Кистяковская, утверждающая, что потребность в движениях нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими анатомо-физиологическими изменениями организма. Она сильно варьируется в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от формы работы с детьми по физическому воспитанию. Это ставит перед педагогами требование не идти на поводу якобы существующего у ребенка «естественного» уровня потребности в двигательной активности, а последовательно развивать эту потребность.

Многогранная роль активной двигательной деятельности в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и формировании личности ребенка подчеркивается в трудах многих прогрессивных педагогов, основоположников отечественных и зарубежных систем фи-зического воспитания детей. Ян Амос Коменский писал: «Чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно». Е. А. Покровский в работе «Первоначальное физическое воспитание дестей» называет движение одной из первейших и существенных потребностей человеческого организма, вложенного в него самой природой. «Духовное» развитие, по его мнению, не должно проти-вопоставляться «телесному», необходима их гармония, строящаяся на прочном фундаменте последнего. Ссылаясь на отношение мыслителей древности к физическим упражнениям, Е А. Покровский приводит свидетельство о том, что Аристотель расценивал государство, в котором пренебрежены физические упражнения, как плохо организованное.

То, что движения являются условием всякого жизненного отправления, неоднократно подчеркивал П. Ф. Лесгафт. Особенно велика роль движений, по его мнению, в поддержании нормальной мышечной деятельности, при недостатке которой мышцы слабеют и изменяются. П. Ф. Лесгафт придавал огромное значение движениям не только в физическом, но также в умственном и нравственном воспитании детей.

Исключительно важную роль движениям в общем развитии и воспитании детей отводили К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко.

В литературе отражено значительное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, умственная работоспособность, задерживается формирование двигательных навыков и умений, происходит нарушение осанки (Д. М. Шептицкий, Е. Н. Ва-вилова, Г. В. Сендек, Т. Ю. Логвина и др.) . Использование мяча в восполнении двигательного дефицита одна из возможностей снятия умственного напряжения. Амплитуда колебаний ДА в каждом возрастном периоде обуславливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.

Современная наука располагает объективными данными, свидетельствующими о роли двигательной активности в физическом и общем развитии человека, укреплении его здоровья в различные возрастные периоды. Например, целым рядом исследований показано благотворное влияние движений на развитие и нормальное функционирование таких важнейших систем организма ребенка-дошкольника, как скелетно-мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая, терморегуляционная. Установлено, что жизненная емкость легких у детей, систематически занижающихся физическими упражнениями, на 61-73% выше, что у их сверстников в контрольной группе (Ц. В. Какабадзе). Дети, получающие гимнастику с полутора месяцев, уже на третьем месяце жизни выгодно отличаются от неполучающих ее в весе, росте, объеме грудной клетки. Эта разница сохраняется на втором и третьем годах жизни.

Исследования С. Я. Лайзане, Л. В. Кармановой, Э. И. Адашкявичене показали, что у дошкольников» систематически занимающихся физическими упражнениями, улучшается двигательная подготовленность. Положение о том, что в процессе движений развивается деятельность мозга, получило глубокое физиологическое обоснование в трудах советских ученых. Исследуя формирование высшей нервной деятельности экспериментальным путем, М. М. Кольцова пришла к выводу, что ограничение движений у детей раннего возраста вызывает отставание в развитии их речи.

Психологическими исследованиями доказано, что через посредство формирования произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения (А. В. Запорожец, В, К. Котырло) .

К сожалению, приходится констатировать, что современные условия жизни детей зачастую связаны с неоправданным уменьшением их двигательной активности. Озабоченность по поводу прогрессирующего снижения объема двигательной активности наряду с все усиливающимся умственным напряжением среди детского населения прозвучала уже в начале нынешнего столетия в трудах ряда ученых.

Малоподвижность детей, вызванную условиями жизни и неправильной системой воспитания, В. В. Гориневский считал одной из причин все возрастающей слабости их, проявляющейся в развитии близорукости, искривлении позвоночника, в умственном переутомлении школьников.

В современном мире тенденция к ограничению движений (гиподинамия) усиливаема, особенно в высокоразвитых в экономическом отношении странах. Поэтому жизненно необходима правильная организация двигательного режима в дошкольных учреждениях. Поиски объема; содержания, форм оптимального двигательного режима являются одной из актуальных проблем организации жизни и воспитания детей в детских садах.

www.maam.ru

Художественное слово в двигательной активности детей старшего

дошкольного возраста.

Культура здоровья детей дошкольного возраста – это совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на разных уровнях (я, другие и общество в целом) , а также личностно и социально значимых способов деятельности (культурно – гигиенических умений и навыков) , направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Результатом освоения культуры здоровья ребенка дошкольного возраста становится такое личностное качество, как готовность самостоятельно решать элементарные задачи здорового образа жизни.

Критериями культуры здоровья в дошкольном детстве могут быть:

  1. Наличие ценностного отношения к здоровью и жизни человека;
  2. Наличие первичных представлений о здоровье и правилах сохранения и укрепления здоровья;
  3. Наличие соответствующих умений и навыков;
  4. Проявление готовности решать здоровьесберегающие задачи;
  5. Инициативность, активность и самостоятельность в решении обозначенных задач;

Содержание образовательной области «Здоровье» направленно на охрану здоровья детей и формирование основ культуры здоровья путем решения следующих задач:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. Воспитание культурно – гигиенических навыков;
  3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Здоровье является универсальным образовательным содержанием и увлекательной деятельностью для дошкольника. Чтобы быть здоровым, ребенку приходится совершать разнообразные действия, применять умения и навыки, и все они могут быть крайне интересны и привлекательны для него. Их закрепление происходит на любом образовательном содержании и в самых любых видах деятельности.

Богатейшим подспорьем в организации образовательной деятельности и режимных моментов становится фольклор и детская литература. С их помощью несложно придумать игры, которые помогут освоить элементарные задачи здорового образа жизни.

Художественное слово – важнейшее средство воспитания ребенка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с окружающим миром.

Чтение художественной литературы сочетаем с другими видами деятельности, которые позволяют углубить понимание содержания произведения.

Фольклор и художественная литература находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками:

речевой – это могут быть загадки, скороговорки, пальчиковые игры, динамические паузы на занятиях, стихотворения с имитацией и проговариванием;

игровой – это пальчиковые игры, игры-этюды, хороводные игры, подвижные игры с речевым сопровождением, игры - путешествия;

музыкально-художественной - это рисование иллюстраций к прочитанному, игры с музыкальным сопровождением, где дети проговаривают текст и выполняют движения под музыку;

трудовой – можно предложить проведение какой-либо трудовой деятельности в сопровождении художественного слова;

Фольклор и художественная литература позволяет разнообразить процесс формирования основ культуры здоровья путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Поэтому мы используем художественное слово в двигательной активности детей дошкольного возраста.

В работе с дошкольниками мы проводим различные типы упражнений, где художественное слово напрямую связано с двигательной активностью детей:

  1. Двигательно-творческие упражнения, основанные на одном из видов устного творчества – потешках, загадках, стихах.

Например: минутки – побудки после сна.

Потягушеньки

Потягушеньки моей душеньке. потягивание вверх,

Тянем ноженьки, тянем рученьки. стопы приподнимаются на носочки

Сон скорее уходи, сила приходи. напряжение всех мышц, руки согнуты

в локтях

Улыбнись, глазок, хоть один разок. улыбка – мимическое движение.

Игровое упражнение «Компот» можно применяем как во время образовательной деятельности, так и в режимных моментах в течении дня.

Компот

Будем мы варить компот маршировать на месте

Фруктов нужно много. Вот! показать руками «много»

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить, имитировать, как крошат,

Отожмем лимонный сок, рубят, отжимают, кладут,

Слив положим и песок насыпают сахарный песок.

Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ. хлопать в ладоши.

  1. Театрализованные упражнения с использованием имитационных, мимических и пантомимических действий, инсценировок, игр-драматизаций.

Такое упражнение проводим перед приемом пищи или на занятиях ЗОЖ.

Петушок и кот.

Читать далее nsportal.ru

Материал по физкультуре по теме: Двигательная активность детей – необходимое условие физического развития детей дошкольного возраста.

Опубликовано 29.02.2012 - 8:40 - Мукоид Любовь Владимировна

Двигательная активность– это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитание ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при режиме малоподвижности или наоборот, при чрезмерно большой двигательной активности возникает целый ряд негативных для ребенка последствий.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную деятельность.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуально подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогу необходимо позаботиться об организации двигательной активности, ее разнообразие, а так же выполнение основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольника должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Сейчас я вам зачитаю перечень разных видов занятий по физической культуре, а так же отражены их особенности их организации.

УТРЕНЯЯ ГИМНАСТИКА- ежедневно на открытом воздухе или в зале.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА- ежедневно во время большого перерыва между занятиями. Длительность 7-10 мин.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА- ежедневно, во время необходимости, в зависимости от вида и содержаний занятий. Длительность 3-5 мин.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ- ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей. Длительность 25-30 мин.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ- два раза в неделя во время утреней прогулки. Длительность 3-7 мин.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ - ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12-15 мин.

ПРОГУЛКИ ПОХОДЫ В ЛЕС ИЛИ БЛИЖАЙШИЙ ПАРК(пешие, лыжные) - два три раза в месяц, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованные игры и упражнения. 60-120 мин.

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА ДНЕВНОГО- два три раза в неделю, по мере побуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.

ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ- четыре раза в неделю, проводятся два в зале и два на улице.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОТЬ- ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ - два три раза в год (последняя неделя квартала) .

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ- один – два раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками других групп. Длительность 30-40 мин.

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ НАОТКРЫТОМВОЗДУХЕ - два три раза в год, внутри детского сада. Длительность 75-90 мин.

ИГРЫ СОРЕВНОВАНИЯ- один два раза в месяц между группами в зале или на улице.

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ,МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ДЕТСКОГО САДА - во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, неделя здоровья, туристических походов, посещение открытых занятий.

Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое значение.

Утренняя гимнастика, гимнастика после сна, прогулки, походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно - оздоровительные задачи.

Физкультминутка двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.

Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимость определить приоритеты в режиме дня.

По теме:

Подробней nsportal.ru

-изготовление пособий и игрового материала;

-обобщение опыта работы.

Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе. В нашей группе имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, сухой бассейн, скамейки, дуги разной высоты, лесенка-стремянка, разнообразные мячи, мягкое бревно, коврики, канат; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, платочки, флажки, гимнастические палки, вожжи, вязаные клубочки, кольцебросы, различные маски для проведения подвижных игр.

Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие. Никаких ожиданий, очередей, никакой спешки и суетливости! Если помнить, что игры с движениями и в движении - счастливейшие минуты в жизни ребёнка (а не мероприятие для галочки, обучение) , то всё будет в порядке.

Каждое утро с детьми начинаю с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. В холодный период года гимнастику провожу в группе или физкультурном зале, а в летнее время на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении (при плохой погоде) . Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы. После утренней гимнастики дети принимают водные процедуры (умываются) .

Для того, чтобы достичь эффективного влияния утренней гимнастики я тщательно к ней готовлюсь (составляю комплексы - 2 на один месяц, в которых определяю дозировку, темп выполнения упражнений, порядок проведения) .

Пример: упражнения с погремушкой:

И.п. - стоя, руки вперед показать погремушку, руки назад спрятать погремушку.

2. «Переложи погремушку».

И.п. - сидя, положить погремушку на пол с одной стороны от себя, затем взять переложить погремушку с другой стороны от себя.

3. «Постучи погремушкой».

И.п. - лежа, подтягивание коленей к груди: по коленям со словами «тук-тук» постучать погремушкой.

4. «Положи погремушку».

И.п. - стоя, присесть положить погремушку на пол, встать; присесть взять погремушку в руки, встать и поиграть погремушкой.

Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием стало для меня проведение корригирующей гимнастики после дневного сна. Я заметила, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус.

Во время проведения гимнастики я стараюсь учитывать правильную нагрузку на мышцы, даю детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных и т.д.

Два раза в неделю провожу непосредственно образовательную деятельность по развитию движений детей, которая состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Структура и дозировка:

вводная часть - 1 мин.; основная часть - 6-8 мин.; заключительная часть - 1 мин.

Вводная часть: организация детей и постепенное введение их в ритм занятия. Содержанием этой части является знакомым детям материалом, например, ходьба. По мере того, как овладевают двигательными умениями, усложняю содержание вводной части за счет упражнений в равновесии (ходьба по дорожке, лежащей на полу, перешагивание через кубик и т.д.) .

Основная часть: упражнения общеразвивающего характера, на развитие основных видов движений и подвижная игра. Общеразвивающие упражнения даются из исходного положения, сидя (на полу, на стуле, скамейке) , лежа и стоя.

Из трех-пяти упражнений два-три из исходного положения, сидя и лежа, так как они формируют осанку и дают разгрузку позвоночнику и стопе ребёнка. При выполнении всех упражнений на одном занятии использую однотипные пособия или игрушки. Это помогает сосредоточить внимание детей.

Кульминационная часть - это подвижная игра, которая повышает активность, обогащает двигательный опыт, воспитывает умения согласовывать движения со словом.

Провожу подвижные игры с использованием пособий (клубки,

султанчики, мячи и т.д.) и игрушек, так как они дают возможность конкретизировать задание (догони мяч, доползи до погремушки, найди игрушку) . Основным правилом всех игр является умение согласовывать свои движения со словом, являющимся сигналом.

Заключительная часть: основная задача этой части - постепенно привести организм ребенка в спокойное состояние.

В своей работе я использую не только готовые комплексы упражнений, но и составляю их самостоятельно, придерживаясь следующих принципов:

- учитываю возможность детей данной группы и уровень имеющегося двигательного опыта;

- не заменяю полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставляю 2-3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующие повторения;

- повторяю те упражнения с детьми, которые доставляют им радость;

- предусматриваю постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце непосредственно организованной деятельности;

- чередую нагрузки на все основные группы мышц.

Один раз в месяц непосредственно образовательную деятельность по развитию движений детей раннего возраста провожу в различных вариантах:

- по единому сюжету («Прогулка в лес», «На бабушкином дворе» и т.п.) ;

- тренировочное занятие («Дорожка с препятствиями») ;

- построенную на одном движении;

- построенную на подвижных играх.

Непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Физическая культура» провожу в игровой форме, с введением увлекательных упражнений во всех частях организованной деятельности, что способствует повышению интереса детей, развитию эмоциональных чувств.

Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость - это сама жизнь. И самой правильной формой физического развития детей является игра. Поэтому в своей работе я использую только игровую форму проведения непосредственно образовательной деятельности, гимнастик.

Знакомлю детей с новыми игрушками и обучаю их разнообразным движениям с ними. Кроме того, придумываю множество движений и в играх с образными игрушками.

Например, усадив на стулья кукол, дети показывают им, как правильно подлезать под скамейку, и вот обычное движение превращается в забавную игру. А главное в этом - то, что дети многократно самостоятельно повторяют движение. Стараюсь значительно разнообразить движения и в играх с использованием физкультурных пособий (мяч, обруч) . Сначала действия с ними предельно просты и не носят специфического характера, но потом я говорю им, что например, обруч "превращается" в машину, в домик, в гнездышко... Затем в детские игры я включаю более сложные физкультурные пособия (скамейки, кубы, ящики и другие) .

Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. С этой целью для группы родители приобрели магнитофон и записи с детскими песнями, а также ритмической музыкой.

Весёлая музыка повышает двигательную активность детей, создает хорошее настроение, заряжает положительной жизненной энергией. При организации и проведении двигательной активности детей не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения.

Яркими жестами, хлопками дети выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получается.

В своей работе я так же большое внимание уделяю и закаливающим мероприятиям, что является неотъемлемой частью полноценного физического развития.

Прежде всего - это:

- соблюдение температурного режима в группе;

- правильная организация прогулки и её длительность;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние ребёнка;

- облегчённая одежда в детском саду.

С детьми провожу следующие закаливающие процедуры:

- коррегирующая гимнастика, ходьба босиком по дорожкам «здоровья» (профилактика плоскостопия и нарушения осанки) ;

-дыхательная гимнастика после сна;

- умывание, мытьё прохладной водой рук по локоть;

-подвижные игры и упражнения для укрепления мышечной и костной ткани, опорно-двигательного аппарата;

-упражнения и игры на разгрузку мышечного и эмоционального напряжения, релаксация;

Перед сном дети раздеваются в групповой комнате, где температура воздуха выше, чем в спальне на 2-3 градуса и переходят в майках и трусиках в спальню. Спят дети в теплое время года при открытых фрамугах, в холодное в хорошо проветренной спальне.

Работа с родителями

Перед тем как приступить к закаливанию, все мероприятия и их

последовательность обсуждаю с родителями. Осенью, после периода адаптации провожу анкетирование на тему: «Влияние закаливания на здоровье ребенка». Меня интересует мнение родителей, как они относятся к закаливанию, что они думают о влиянии закаливающих мероприятий на здоровье малыша.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым и физически развитым, поэтому я работаю в тесном контакте с родителями.

Проводя работу с родителями по различным вопросам физического развития детей раннего возраста, я советую им, какие игрушки, развивающего характера лучше подарить детям. Обращаю внимание родителей на одежду детей, на то, как трудно слишком тепло одетым детям двигаться во время прогулки, как вредно отражается на детях чрезмерное кутание.

После анкетирования родителей я узнала, чем занимаются дети моей группы дома, какие они имеют возможности для развития движений в домашней обстановке, проводят ли родители с детьми закаливающие мероприятия, как отражается работа детского сада в играх и занятиях детей.

Провожу беседы с родителями о необходимости формировать у ребёнка привычку к ежедневным занятиям физкультурой, объясняю, что личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Ведь в тех семьях, где родители занимаются спортом, ребёнок с ранних лет привыкает к физической культуре.

Стараюсь всегда держать родителей в курсе своих задач. Провожу индивидуальные беседы, где ставлю родителей в известность: в чём затруднения у ребёнка и как их преодолеть, над чем больше работать, чему уделить внимание.

В информационном уголке для родителей систематически вывешиваю материал о подвижных играх и упражнениях, различные консультации на темы: «Спорт или физкультура», «Как заинтересовать ребёнка занятиями физкультурой», «Можно ли заниматься физкультурой в квартире», «Как правильно организовать режим дня», « Во что и как играть во дворе», «Быть в движении, значит укреплять здоровье» и многое другое. Так же родителям был предложен комплекс дыхательной гимнастики, комплекс развивающих упражнений и подвижных игр. Имеется и библиотечка для родителей с литературой о физическом развитии и воспитании детей и всей семьи, рассказы, стихи для семейного чтения; тематические папки-

передвижки. Родители с удовольствием оказывают помощь в оформлении спортивного уголка. Родителями были сделаны султанчики, флажки, нашиты платочки, изготовлены маски, связаны клубочки, нашиты разные массажные дорожки и коврики.

На участке силами родителей построена деревянная горка, мостики для ходьбы и другие постройки для ползания и лазания.

Организуя работу по развитию двигательной активности детей в своей группе, я пришла к выводу, что решить вопросы физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения.

Работа с детьми и родителями по данному направлению дала положительный результат: дети намного меньше стали болеть, в группе нет малоподвижных, малоактивных детей. Все дети много двигаются, увлечённо действуют с любым предметом (мячом, флажком) . Малыши умеют быть рядом друг с другом, с удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей является самой актуальной проблемой, поэтому я постоянно работаю в этом направлении. Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии. Делюсь своим опытом работы с коллегами детского сада и района. Определение качества развития двигательных навыков, уровня двигательной активности детей с 1,5 до 3 лет проводится два раза в год (сентябрь, май) .

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

( дети 1,5 - 3 года)

I. Диагностические задания для детей 1, 5 лет

Задание №1. Определение координационных способностей

Ребёнок должен перешагивать через препятствия (гимнастические палки) , положенные на расстоянии 50 см друг от друга на высоте 10 см.

Задание считается выполненным, если ребёнок прошёл препятствие, не потеряв равновесие и не сбив их.

Задание №2. Определение уровня развития опорно - двигательного аппарата, силы мышц рук и ног.

Ребёнок должен проползти под палками, расположенными на высоте 50 см.

Задание считается выполненным, если ребёнок не задел ни одной палки.

Задание №3. Определение координационных способностей, силы мышц рук и ног.

Ребёнок должен лазать по стремянке вверх - вниз на высоту 1 м.

Задание считается выполненным, когда ребёнок головой достигает отметки в 1 м и возвращается обратно самостоятельно.

Задание №4. Определение точности движений.

Двое детей катают мяч друг другу из положения сидя на полу ноги врозь. Расстояние между детьми не менее 1,5 м.

Тест считается выполненным, если каждый ребёнок 4 раза из 5 точно передал мяч партнёру.

II. Диагностические задания для детей 2 лет

Задание №1. Определение координационных способностей.

Ребёнок должен перешагивать через препятствия (гимнастические палки) , положенные на расстоянии 50 см друг от друга на высоте 15 см.

Задание считается выполненным, если ребёнок прошёл препятствие, не потеряв равновесие и не сбив их.

Задание №2 . Определение координационных способностей

Ребёнок должен подняться на ступеньку высотой не менее 15 см без посторонней помощи.

Задание считается выполненным, если ребёнок самостоятельно поднимается на ступеньку и спускается с неё не менее 3- х раз.

Задание №3. Определение силовых и координационных способностей

Ребёнок должен лазать по стремянке вверх - вниз на высоту не менее 1,5 м. перешагивать через препятствия (гимнастические палки) , положенные на расстоянии 50 см друг от друга на высоте 10 см.

Задание считается выполненным, когда ребёнок достигает головой отметки в 1,5 м и самостоятельно возвращается в и.п.

Задание №4. Определение координацию движение рук, их силу.

Ребёнок должен метнуть мяч на дальность. Для метания выбирается малый резиновый мяч диаметром не более 4 - 5 см. Делается 3 попытки.

В таблицу записывается лучший результат.

III. Диагностические задания для детей от 2 до 3 лет

Задание №1. Определение координационных способностей

Ребёнок должен пройти по линии длиной 3 м, шириной 15 см.

Задание считается выполненным, если ребёнок, держа голову, проходит эту линию, не касаясь ограничений.

Задание №2. Определение выносливости детей, умения бежать без остановки, частоты координационных способностей

Дети должны медленно бежать, непрерывно в течение 1 мин. Упражнение выполняется вместе с воспитателем, который бежит впереди, задавая для детей посильный для детей темп.

Задание №3. Определение силовых и координационных способностей

Ребёнок должен лазать по стремянке вверх - вниз по гимнастической стенке на высоту 1,5 м.

Дети выполняют упражнение самостоятельно, но с подстраховкой. У основания стенки обязательно должен лежать мат.

Задание №4. Определение точности движений.

Дети должны передать друг другу резиновый мяч диаметром 15 - 20 см и поймать его. Расстояние между бросающим и ловящим - 1,5 м.

Задание считается выполненным, если из 3 раз ребёнок поймал мяч 2 раза.

Задание№5 . Определение силы мышц ног, умение прыгать, отталкиваясь двумя ногами.

Ребёнок должен подпрыгнуть и коснуться вытянутой рукой предмета или игрушки, поднятых на высоту 15 см от вытянутой руки.

Задание считается выполненным, если из трёх попыток ребёнок дважды сумел достать рукой игрушку.

Задание №6. Определение координационные способности, волевые проявления.

Ребёнок должен спрыгнуть с тумбы (скамейки, ступеньки) высотой 20 см в круг диаметром 80 см.

Задание считается выполненным, если ребёнок, оттолкнувшись двумя ногами, приземляется на обе, не задев при этом ограничители круга.

Оценка результатов диагностического обследования детей 1,5 - 3 лет

Схема оценки заданий для детей раннего возраста и первой младшей группы выглядит следующим образом:

-«отлично» - все элементы выполнены в полном соответствии с диагностическим заданием

(5 баллов) ;

- «хорошо» - при выполнении задания допущена одна ошибка, существенно не влияющая на конечный результат (4 балла) ;

- «удовлетворительно» - задание выполнено с большим трудом, имеются значительные ошибки, отступление от указанной модели (3 балла) ;

- «неудовлетворительно» - задание практически не выполнено, однако ребёнок делает попытки, где 1 - 2 элемента, всё же выполняются (2 балла) ;

- «плохо» - ребёнок не делает попыток выполнить задание, физически не в состоянии выполнить ни одного элемента задания (0 баллов)

Результаты записываются в протокол диагностики детей, где номера заданий указывают на описанные в приложении к протоколу их содержание и методику.

Протокол диагностирования детей 1 младшей группы

№ п/п

Материал efremina1978.ucoz.ru

Другие статьи по теме:

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

    Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Режим дня для детей дошкольного возраста

    «Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную орг...

  • Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ...

  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

    «Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

  • Самообразование сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С...

  • Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование...

  • Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

    Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада....