Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Дидактические игры для формирования фонематических процессов.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

-развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

- несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

-нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.

С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Для определения направления коррекционной работы необходимо тщательное обследование фонематических процессов детей, зачисленных на логопункт. Без тщательного обследования фонематического слуха эффективная коррекционная работа невозможна.

Анализ состояния фонематического восприятия у детей Д/с № 69 АОА «АВИСМА», зачисленных на логопункт в начале учебного года показал, что из 26 детей у 16 наблюдалось недоразвитие, что составило 61%от общего количества детей.

Дети испытывали затруднения при повторении рядов их 3-х слогов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости. Среди ошибок отмечались замены и смешения звуков, изменение структуры ряда, перенос слогов и слов из предыдущего ряда в проговариваемый.

При узнавании заданного звука в ряду других звуков воспитанники справились с заданием, трудности отмечались при узнавании данного звука в ряду слогов. Узнать звук в ряду слов оказалось слишком сложно для детей.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод:

1. У детей выявлен низкий уровень развития фонематического восприятия. Для них характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости - мягкости, по месту и способу образования.

2. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.

3. На формирование фонематического восприятия у воспитанников вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития речевого внимания.

Наметила коррекционную работу по преодолению нарушений развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта в три этапа. На каждом этапе определила применение игр и игровых приёмов для повышения эффективности коррекционного воздействия.

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.

-различение неречевых звуков.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

"Кто быстрее? "

- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

Игра «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко»

Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

2 этап - развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра «Дует ветер».

Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

Игра «Громко-тихо».

Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя».

Цель: развитие умения менять высоту голоса

Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра» «Какое слово отличается? ».

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

- дифференциация слогов

Игра «Одинаковые или разные».

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Похлопаем».

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? ».

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

-дифференциация фонем.

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

-выделение гласных из ряда звуков.

-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

-узнавание гласных на фоне многосложных слов.

-выделение согласных из ряда других звуков.

- узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный

Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, жужжанье, рык

Преподносит нам язык.

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка) .

Игра «Звук заблудился».

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди звук»

1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

Игра с мячом.

Логопед произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук пой мать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.

3этап Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

- Определение количества слогов в словах разной сложности

- Выделение первого и последнего звука в слове

- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из

предложения.

- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-

согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;

- Определение места, количества, последовательности звуков в слове

- Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

- построение моделей

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты- и –ква-, а вместе «тыква».

Со- и –ва- итак, «сова».

Ударный слог, ударный слог

- Он назван так недаром…

Эй, невидимка — молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Игра «Отстукивание слогов»

Цель: обучение слоговому анализу слов

Оборудование: барабан, бубен.

Описание игры: Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Игра «Угадай слово»

Цель: составление слов с определенным количеством слогов

Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Игра «Слоговой поезд».

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.

Игра «Пирамида».

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.

Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.

Игра «Найди слову схему»

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Предметные картинки, схемы для односложного, двухсложного, трёхсложного слов.

Подобрать слову схему.

Игра «Цепочка слов».

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

Оборудование. Карточки с предметными картинками.

Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Игра «Поезд»

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Игра «Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Игра «Найди место звука в слове».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Игра «Найди место для своей картинки».

Цель: учить дифференцировать звуки в словах. (ш-ж, б-п, р-л, ш-с, г-к, ж-з, з-с) .

2 домика для каждого звука. (картинки со звуком [ш] живут в 1 домике, со звуком [с] в другом)

Игра «Будь внимателен».

Цель: различение звуков [д]-[т] в словах паронимах.

Точка-дочка, толк-долг, катушка-кадушка, вода-вата, тоска-доска, плоты-плоды.

Игра «Помоги собрать вещи»

Цель: различение звуков [з] – [ж]

Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

Игра «Чемодан и портфель».

Цель: различение звуков [ш].– [ж]

Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук [ж]. а в портфель со звуком [ш].

Игра «Подарки»

Цель: различение звуков [л] – [л*]; [р] – [р*]

Звуковичок решил сделать Лане и Лене подарки. Но задумался, потому что Лана любит предметы со звуком [л], Лена со звуком [л*]. Помоги выбрать подарки.

Тигр - предметы со звуком [р], а тигрёнок со звуком [р*].

Игра «Что собрал мальчик на огороде со звуками [р] – [р]

[р] помидор, укроп, морковь, горох, картофель.

[р*] огурец, редиска, репа, редька.

Игра «Найди в каких словах звучит песенка большого комарика, а в каких маленького.

Цель: различение звуков [з].– [з*]

Зонт, забор, корзина, зебра, стрекоза, берёза, замок, изюм.

Игра «Кому, какая картинка»

Цель: различение звуков [г] – [к]

Голубю- картинки со звуком[г];

Коту Леопольду - картинки со звуком[к].

Фонетическое лото «Звонкий – глухой».

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по звонкости- глухости.

На карточку с жёлтым прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного, а на карточку с сиреневым прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с глухого согласного.

Фонетическое лото «Твёрдый – мягкий».

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по твёрдости-мягкости.

На карточку с синим прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со твёрдого согласного, а на карточку с зелёным прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.

Игра «Звукоедик»

Цель: определение места звука в слове.

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: … иван, … тул, … льбом,. кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Игра «Светофор».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную, среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится заданный звук.

Игра «Домики».

Цель: Развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове. Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова) .

Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; Ч или Щ, его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Игра «Каждому звуку - свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры: Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы — «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома — «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Сколько комнат в квартире? »

Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Ход игры: Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего — предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

Игра «Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры: Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово — название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» — называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

Игра «Подбери картинку к схеме»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры. У детей — схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных ведущим. Ведущий показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква, а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.

Игра «Живые звуки, слоги»

ЦЕЛЬ: Учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».

Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».

Оля, ты главный звук «и».

Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.

Игра «Весёлые мячики»

Цель: формировать навыки звукового анализа.

Оборудование: карточки со слогами, разноцветные мячики с прозрачными кармашками.

Ход:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь.

Красный, синий, голубой-

Не угнаться за тобой.

-Весёлые мячики хотят поиграть с вами в слова, а сложить их надо из слогов и расположить мячи, так чтобы получилось слово.

Игра» Собери слово».

Цель: учить детей выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.

Ход: детям раздаются по одной большой карточке и несколько маленьких.

-Выложите слово машина, выделяя первые звуки из картинок на маленьких карточках.

МАШАНА: мак, арбуз, шапка, ива, носки, аист.

Игра «Прочитай слово по первым буквам»

Цель: упражнять в определении первого звука в слове, закрепить умение составлять слова из выделенных звуков, читать слова.

Ход: Логопед выставляет картинки и просит назвать первый звук в каждом слове и составить из этих звуков слово.

Игра «Придумать слова с заданными звуками»

1 Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

2 По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Игра «Измени первый звук»

Логопед называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.

Игра «Кто как голос подаёт».

Цель: закрепить чтение слов, объединённых общим началом. Развивать фонематический слух.

Оборудование: карточки с изображением животных и птиц и напечатанные слова, которые произносят эти животные или птицы.

Ход: как ворона голос подаёт? Каррр! Придумать слова по первому слогу, звуку. (змея, комар, корова, лягушка, жук, коза, гусь, комар, овца, курица, мышка, кукушка, тигр, волк, индюк)

Кар– та Ш-арф му-ка з-авод ква-драт ж-аба ме-шок га=зета пи-ла

Ко-жа пи-ла ку-бик р-ыба у-тка блуза.

Литература:

1. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: [Текст] Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2. Волина В. В. Учимся играя. [Текст] / В. В. Волина – М. : Новая школа, 1994.

3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. [Текст] / Е. В. Колесникова - М. : Гном и Д, 2000.

4. Максаков А. И., Туманова Г. А. Учите, играя. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. А. И., Максаков Г. А. Туманова - М., 1983.

5. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. [Текст] / - Г. А Туманова - М. 1991.

6. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. [Текст] / И. Н. Шевченко – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

www.maam.ru

Цель.Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование.Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры. Педагог объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные) , в названиях которых есть, например, звук . Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук или . Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

"Хлопни-топни"

Цель.Развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Оборудование.Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков

Ход игры.Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из позиционных звуков и топнуть, услышав другой

"Попугай"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.

Оборудование.Игрушка Попугай

Ход игры.Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя один из детей. Педагог произносит ряд слогов, ребенок повторяет.

Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

"Прохлопай как я"

Цель. Формировать слуховое внимание, развивать фонетический слух, чувство ритма.

Ход игры.Педагог прохлопывает определенный ритм, например: \ \\ \ \\ или \ \\\ \ и др. , ребенок повторяет.

Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

"Весёлый бубен"

Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.

Оборудование. Бубен

Ход игры.Педагог прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.

Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

" Рисуем ритмы"

Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.

Оборудование. Карандаш, лист бумаги, карточки с готовыми ритмическими узорами.

Ход игры.Педагог предлагает детям воспроизвести ритм по готовому ритмическому рисунку, а затем самостоятельно зарисовать свой ритмический рисунок и прохлопать его.

"Эхо"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.

Ход игры.Педагог создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а дети изображают эхо. Педагог произносит сложные слова или скороговорки, а дети должны безошибочно повторить.

"Звук убежал"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.

Ход игры.Педагог произносит слово, не договаривая последний звук. Дети должны правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".

Примерный речевой материал. Ма...(к) , мо...(х) , ро...(г) , ко..(т) , забо...(р) и т.д.

"Слог убежал"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.

Ход игры.Игра проводится после ознакомления детей с понятием "слог". Педагог произносит слово, не договаривая последний слог. Дети должны правильно договорить слово и назвать слог, который "убежал".

"Эхо"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать навык слогового анализа слов.

Ход игры.Игра проводится после ознакомления детей с понятием "слог". Педагог произносит слово, а дети должны изобразить эхо, договорив только последний слог.

"Веселые квадратики"

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".

Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.

Ход игры.Педагог называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

"Поймай гласный /согласный"

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный".

Ход игры.Педагог называет звук, а ребенок должен хлопнуть в ладоши только если услышит гласный/согласный (по договоренности) звук.

"Малыш"

Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".

Оборудование. Два домика: синий и зеленый для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков, мяч.

Ход игры.Педагог и ребенок распределяют роли "взрослого" и "малыша". "Взрослый" бросает мяч ребенку и называет твёрдый согласный, " малыш" смягчает предложенный звук и возвращает мяч "взрослому".

"Твердое и мягкое"

Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".

Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.

Ход игры.Педагог раздает картинки детям. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он подходит к кирпичику, если мягкий - к подушечке.

"Путаница" ("Найди ошибку")

Цель. Научить детей дифференцировать близкие по звучанию звуки

Ход игрыПедагог неправильно произносит слова или шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.

Например: Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

"Отгадай слово" ("Собери слово")

Цель. Формировать навык звукового синтеза.

Оборудование.Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки

Ход игры.Педагог произносит слова, называя каждый звук отдельно: , , . Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.

"Слова" (см. "Цепочка")

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование.Мяч

Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку, прочитав такое стихотворение:

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

или

Мяч передавай,

Слова называй

Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…) .

"Цепочка"

Цель.Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры.Один из детей (или педагог) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование.

Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

"Первый и последний"

Цель. Формировать навык звукового анализа, умения выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование.Мяч, картинки

Ход игры.Педагог раздает картинки детям и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок называет первый и последний звук, возвращая мяч. Число правильных ответов/ошибок фиксируется фишками.

"Назови по-порядку" (мяч)

Цель. Формировать навык звукового анализа, умения определять последовательность звуков в слове.

Оборудование."Волшебная палочка", картинки.

Ход игры.Педагог раздает картинки детям и начинает передавать "волшебную палочку". Тот, у кого в руках оказывается палочка, называет по-порядку звуки из которых состоит слово на его картинке.

"Улиткины дорожки"

Цель. Формировать умение определять место заданного звука в слове.

Оборудование.Схемы "Улиткины дорожки", картинки, маленький мячик.

Ход игры.Педагог раздает картинки детям и начинает передавать мячик. Тот, у кого в руках оказывается мячик, называет место заданного звука в слове, ориентируясь на схемы-"улиткины дорожки".

"Живые звуки"

Цель. Учить находить место заданного звука в слове.

Ход игры. Игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Роль звука выполняют дети, которые по команде педагога должны занять своё место на схеме слова, нарисованной на асфальте.

"Звук на место"

Цель.Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование.У педагога- набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным) .

Ход игры.Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

"Где наш дом?"

Цель.Развитие фонетического слуха, умения определять количество звуков в слове.

Оборудование.Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5) .

Ход игры.Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди.

Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной.

В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.

"Считаем звуки"

Цель.Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование.Пуговицы или фишки

Ход игры. Педагог называет слово,ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество фишек.

"Звуковые дорожки"

Цель.Развитие умения установить последовательность звуков в слове; осуществление звукового анализа.

Оборудование.Прямоугольники, разделенные на клетки. Красные, синие и зеленые фишки или квадратики. Картинки

Ход игры.Каждый ребенок получает прямоугольник ("звуковую дорожку") и цветные квадратики для обозначения гласных, согласных твердых и мягких звуков. Каждому ребенку предлагается картинка. Ребенок должен проанализировать звуковой состав слова и выложить схему слова с помощью квадратиков.

"Придумай слово"

Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.

Ход игры.Проводится в подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.

Детям предлагается по уже нарисованной схеме слова придумать свои слова.

"Домики для слов"

Цель.Развитие умения установить последовательность звуков в слове; осуществление звукового анализа и синтеза.

Оборудование.Листы бумаги в крупную клетку, цветные карандаши или фишки (синий, зеленый, красный)

Ход игры.Каждый ребенок получает картинку и задание зарисовать схему слова ("поселить каждый звук в свою квартиру") . Дети используют для обозначения гласных звуков красный карандаш, для обозначения твердых согласных - синий, а для обозначения мягких согласных - зеленый и зарисовывают схему слова, предварительно самостоятельно произведя звуковой анализ слова.

Примечание.Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.

"Сколько слогов?"

Цель.Закрепление навыков слогового анализа слов, развитие фонетического слуха.

Оборудование.Набор цифр у каждого ребенка, картинки.

Ход игры.Каждый ребенок получает картинку и задание подсчитать количество слогов в слове любым известным ему способом (прохлопав, подсчитав гласные и т.п) и показать цифру, соответствующую количеству слогов в лове.

Примечание.Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.

Усложнение.Дети должны построиться в том порядке, который соответствует количеству слогов в их словах (педагог подбирает соответствующий материал)

"Какой звук спрятался в букве?"

Цель.Развите слухового внимания, фонетического слуха, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный" "мягкий согласный".

Оборудование.Буквы, игрушки.

Ход игры.Создается игровая ситуация, где игрушки-ученики в лесной школе, а ребенок-учитель. (В группе роль учителя может исполняться поочередно каждым ребенком) Ребенок получает букву и задание назвать звуки, которые прячутся в данной букве. Также он должен назвать каким/какими являются данные звук: гласными/согласными, твердыми/мягкими и объяснить почему.

Примечание.Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал nsportal.ru

Цель.Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование.Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры. Логопед объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные) , в названиях которых есть, например, звук . Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук или . Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал.Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Кто больше?

Цель.Развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Оборудование.Набор пройденных букв, предметные картинки.

Ход игры. Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Логопед показывает картинку, дети называют изображенный предмет.

Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Вертолина.

Цель.Развитие умения подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.

Оборудование.Два фанерных диска, наложенные друг на друга; нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор. Фишки.

Ход игры. Дети по очереди вращают диск. На какой букве останавливается прорезь, на такой соответствующий ей звук ребенок должен назвать слово. Выполнивший задание правильно получает фишку.

В конце игры количество фишек подсчитывается, выявляется победитель.

Лото.

Цель.Развитие умения выделять первый звук в слове, соотносить его с буквой.

Оборудование.Укаждого ребенкабольшая карточка лото, разделенная на четыре квадрата. В трех квадратах изображения предметов, один квадрат пустой. Карточки-покрышки с изученными буквами.

Уведущегонабор отдельных маленьких карточек с изображением тех же предметов, что и на больших карточках.

Ход игры. Ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой с соответствующей буквой.

Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал.Аист, утка, ослик, хвост, сом, роза, лампа и т.д.

Комментарий для педагога.Материал подбирается в зависимости от этапа изучения букваря. Картинки на больших карточках могут повторяться. В этом случае отвечает один ученик, а закрывают карточки все, у кого есть такая же картинка.

Цепочка.

Цель.Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры.Один из детей (или педагог) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку.

Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Где спрятался звук?

Цель.Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование.У логопеда набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным) .

Ход игры.Логопед показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Каждому свое место.

Цель.Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование.У каждого ребенка набор предметных карточек и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой – средний квадрат, в третьей – последний квадрат. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) в зависимости от характеристики изучаемого звука (гласный или согласный) .

Ход игры.Дети размещают картинки под той или иной карточкой, в зависимости от места изучаемого звука в слове (в начале, середине, конце) . Выигрывает тот, кто правильно расположил все картинки.

Где наш дом?

Цель.Развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Оборудование.Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например или .

Ход игры.Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука или , вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Примерный материал.Шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол.

Звуковая линейка.

Цель.Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование.У каждого ребенка линейка – это две полоски картона, склеенные с трех сторон. С четвертой, узкой стороны вставляется в линейку язычок, по размеру длиннее линейки. Внутренняя поверхность нижней полоски линейки окрашена в черный цвет.

На верхней полоске вырезаны квадратики.

Ход игры.Логопед называет слово или показывает картинку. Дети, протяжно повторят слово, произнесенное педагогом, одновременно выдвигают подвижную часть линейки так, чтобы на каждый звук приходился один открывшийся темный квадратик (уухххааа) . Произнеся таким образом все слово, ребенок подсчитывает количество звуков в слове при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.

Комментарии для педагога.В словах, используемых для данной игры, согласные должны быть твердые, длительные или сонорные.

Где наш дом?

Цель.Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование.Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5) .

Ход игры.Ученик берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди.

Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.

Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.

Примерный материал.Ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Поезд.

Цель.Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование.Поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне потри окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове.

Предметные картинки с изображением животных.

Ход игры.Логопед рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям-ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков».

По вызову педагога выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.

Примерный материал.Волк, слон, тигр, мышка, ослик, лось, кабан, бык, кот (кошка) .

Построим пирамиду.

Цель.Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование.На доске рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратиков, выше – четыре квадратика, затем – три. Картинки с изображением различных предметов, названиях которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки) .

Ход игры.Логопед предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется игровой фишкой

Примерный материал.Сумка, чашка, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос.

Комментарий для педагога.Звуковой и буквенный состав названий картинок должен совпадать.

Новогодние флажки.

Цель.Развитие умения воспроизводить последовательность букв в слове.

Оборудование.Разноцветные флажки, на обороте которых написаны слова; два-три шнура для их нанизывания.

Ход игры.Представитель каждого ряда берет по одному флажку и читает слово. Затем, не глядя на него, нанизывает по порядку буквы и вешает флажок на шнур, если назвал буквы без ошибок. Ряд – победитель объявляется по количеству нанизанных на шнур флажков.

Примерный материал.Слова: куст, бант, грач, волк, слон, тигр, зонт, стол, стул, груша, крот, ключ, змей, плащ, флаг, шкаф, слива, внук, мост, двор, брат и др.

Стол находок.

Цель.Звуко-буквенный анализ слов.

Оборудование.Предметные картинки с кармашками. В них вставлены карточки с названием предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например,тигвместотигр) ; набор букв.

Ход игры.Логопед показывает ребятам картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную подпись. Для этого нужно обратиться в «Стол находок», куда попадают все потерянные вещи.

Дети по очереди выходят к доске, называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут её в «Столе находок», ставят на место.

Правильный ответ отмечается фишкой.

Примерный материал.Такой же, как в игре «Новогодние флажки».

Заполни клетки.

Цель.Развитие умения установить последовательность звуков в слове; осуществление звуко-буквенного анализа.

Оборудование.Прямоугольники, разделенные на клетки. В начале каждой строчки картинка.

Ход игры.Все дети делятся на команды каждая команда получает прямоугольник, чтобы заполнить в нем клетки буквами, составляющими название нарисованного предмета. Выигрывает та команда, которая первой правильно заполнила свой прямоугольник.

Примерный материал.(РИСУНОК)

Комментарий для педагога.Материал подбирается в зависимости от темы занятия: дифференциация сходных согласных; слова со с течением согласных; гласныеи, ё, е, ю, яв начале слова и т.д.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста - семинар-практикум для родителей

«Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

Цель:

  • обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  • заинтересовать родителей речью собственного ребенка;
  • расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

СЛАЙД №1.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

  1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)
  2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба») .
  3. Замены свистящих звуков (С, З, Ц шипящими Ш, Ж, Щ, Ч) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
  4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных ( Р, РЬ, Л, ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

СЛОВАРИК.

СЛАЙД №2.

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие- первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

СЛАЙД №3.

Дети к 5 годам должны уметь (то есть формируются простейшие формы звукового анализа) :

  • выделение гласных ударных звуков в словах (аист, утка и т. д.) , согласные в
  • начале слов (танк, пушка, папа и т. д.) ;
  • узнавание звука в слове (есть ли звук к
  • в слове кошка, танк) ;
  • подбирать слова с заданным звуком
  • (назови слово со звуком м) ;
  • различать на слух слова, отличающиеся одной
  • фонемой (мышки - мишка, почка - бочка и т. д.) .

СЛАЙД №4,5.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р, Ж, Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» - в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами . Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».

Памятка для родителей«Фонематический слух»:

Презентация «Фонематический слух»:

Материал с сайта LogoPortal.ru

Другие статьи по теме:

  • Игры для развития фонематического слуха у дошкольников

    Дидактические игры для формирования фонематических процессов. Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях л...

  • Упражнения на развитие фонематического слуха у дошкольников

    Дидактические игры для формирования фонематических процессов. Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях л...

  • Развитие памяти у детей дошкольного возраста упражнения

    Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста Занятия проводятся в просторном помещении с наличием свободных зон для физических игр. Все дети должны быть обеспечены...

  • Развитие памяти у детей дошкольного возраста

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...

  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театр...

  • Индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста

    Кружковые и индивидуальные занятия по оригами с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Наши руки не для скуки» Дети среднего и старшего дошкольного возраста любят играть с игрушками, сд...

  • Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста

    Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи:...

  • Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

    Программа коррекционно-развивающих занятий: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста». МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» Программа коррекционно-р...

  • Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

    «Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

    Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста «Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Эпиграфом своей работы я взяла слова Натальи Кончаловсо...

  • Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

    «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы) Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа дет...